Как найти личное местоимение в тексте
Как найти личное местоимение в тексте. Как найти личное местоимение в тексте Например, употребление местоимения свой в предложении Таня просит детей почитать свои стихи делает конструкцию двусмысленной чьи стихи Тани или детей.
Как найти личное местоимение в тексте
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).
Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.
Формулировка задания может быть такой:
Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)
Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.
Помните, что предыдущее — НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание — 1.
Перейдём к теоретической части.
Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .
Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.
23.1. Связь при помощи лексических средств.
1. Слова одной тематической группы.
Слова одной тематической группы — это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.
Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата
Примеры связи в предложении: Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.
Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.
2. Родовидовые слова.
Родовидовые слов — слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.
Примеры слов: Ромашка — цветок; берёза — дерево; автомобиль — транспорт и так далее.
Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза. Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом.
Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок.
3 Лексический повтор
Лексический повтор — повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.
Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения — главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее — подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом — «модель сказуемое — подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой — модель «обстоятельство — подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.
В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:
Вот исчезает с карты Отечества Аральское море.
Целое море!
Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.
Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.
(36) Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37) Он говорил правду: ему бывало страшно.
(15) Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16) 0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.
Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.
4 Однокоренные слова
Однокоренные слова — слова с одинаковым корнем и общим значением.
Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться
Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.
Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать, но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.
5 Синонимы
Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.
Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование
Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать. Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.
Радость охватила меня, подхватила и понесла. Ликованию, казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!
Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже, об этой связи пойдёт речь ниже.
6 Контекстные синонимы
Контекстные синонимы — слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).
Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица
Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.
Я догадался, что она студентка. Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.
Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.
7 Антонимы
Антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.
Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный
Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха. Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.
Слова её были горячими и обжигали. Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ.
8 Контекстные антонимы
Контекстные антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.
Примеры слов: мышка — лев; дом — работа зелёный — спелый
Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.
Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.
Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.
23.2. Связь при помощи морфологических средств
Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.
1. Местоимение
Связь при помощи местоимений — это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.
Что необходимо знать:
Местоимения — это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.
По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:
1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);
2) возвратное (себя);
3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак), её (работа), их (заслуга).
4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);
5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной );
6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);
7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);
8) отрицательные (никто, ничто, ничей);
9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).
Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» — это формы местоимений.
Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .
Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.
1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои.
Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её. Какое из них является той скрепочкой, которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я, то что оно заменило в предложении 1? Ничего. А что заменяет местоимение её? Слово «школу» из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её.
В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют. Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они.
В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.
2. Наречие
Связь при помощи наречий — это связь, особенности которой зависят от значения наречия.
Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.
Наречия — это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.
В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:
Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.
Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.
Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.
Указательные наречия . ( Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие , а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.
Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии. Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете.Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.
Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.
Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.
3. Союз
Связь при помощи союзов — самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.
Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.
Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе →Перейти к разделу “Сочинительные союзы”
Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».
Так было всегда. Или это мне так казалось...Связь при помощи разделительного союза «или».
Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.
Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что. Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.
Примеры предложений: Я был в полном отчаянии. Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью.Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.
Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.
4. Частицы
Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.
Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.
Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно — любить...
Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.
После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне. Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.
5. Формы слова
Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных
Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.
Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.
Я был знаком с сыном капитана. С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.
Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;
«форм слов» — и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.
В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.
Информация для учителя.
Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»
Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.
Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:
«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».
Ниже приведено начало текста, данного для анализа.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.
Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).
Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник»: предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.
Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг»).
Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).
Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он»).
Подведём итог, процитировав автора «Методическом пособии для учителей (2016)», И.П. Цыбулько: «Лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей».
Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором — одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.
При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.
1. Все явно не совпадающие формы — это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы — это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.
2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.
3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.
23.3 Синтаксические средства.
Вводные слова
Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.
Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.
Об этом подробно рассказано в справке к заданию 17 →Перейти к разделу “Вводные слова”
Его приняли на работу. К сожалению, Антон был слишком амбициозен. С одной стороны, компании нужны были такие личности, с другой — он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.
Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.
(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.
Определим, как связаны предложения в этом тексте.
Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её, которое заменяет имя Маша в предложении 1.
Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её: «она» — это форма именительного падежа, «её» — это форма родительного падежа.
Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже, вводное слово казалось, ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению.
Что такое местоимение в русском языке — их разряды и виды, а также морфологический разбор местоимений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о части речи в русском языке, которая называется МЕСТОИМЕНИЕ.
Конечно, многие знают, что это, и даже могут привести самые простые примеры – я, он, она, они. Но разновидностей местоимений гораздо больше.
Местоимение — это универсальная часть речи
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая характеризует сами предметы, их количество или признаки. Но при этом избегает конкретики и не называет предметы своими именами.
Сам термин МЕСТОИМЕНИЕ заимствован из старославянского языка. И тогда это было два слова «вместо имени», что очень точно описывало главную отличительную черту местоимений.
Но со временем в результате различных фонетических процессов, первая буква «в» исчезла, а слова соединились между собой. Так и появился термин МЕСТОИМЕНИЕ.
Местоимение – часть речи в некотором смысле уникальная. Она может отвечать на самые разные вопросы, в зависимости от того, какое слово заменяют:
- существительное – Я, ОН, ОНИ, ТЫ, ВЫ, МЫ
- прилагательное – ЕЕ, ЕГО, ИХ, НАШ, ЭТОТ, ТВОЙ, МОЙ, ВСЯКИЙ – СКОЛЬКО, СТОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО
Как и любая часть речи, местоимения обладают целым рядом морфологических признаков.
На какие вопросы отвечает местоимение
Об этом мы уже упоминали в самом начале статьи, когда говорили, что местоимения могут заменять различные части речи.
-
Местоимение-существительное – как существительное, оно отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?», плюс его можно просклонять по падежам (Кто? Кого? Кому? Кем? и так далее).
Синтаксическая роль местоимения
Местоимение – в некотором роде универсальная часть речи. Она не только может заменять совершенно разные слова (существительные, прилагательные, числительные). Она еще и в предложениях может выступать в совершенно разных ролях.
Соответственно, и при разборе предложений такие местоимения будут подчеркиваться по-разному, как мы только что показали в примере.
Разряды местоимений — притяжательные, личные, указательные, относительные и определительные
По лексическим признакам все местоимения делятся на следующие категории:
-
Личные – это самые простые разновидности местоимений, которые указывают на конкретных людей или конкретные предметы. Например, Я, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, ТЫ, МЫ, ВЫ.
Я вышел на улицу, МЫ сели за стол, ОНА (книга) лежала на тумбочке.
МОЙ брат умнее, не чувствовал СВОИХ ног, поехал на СВОЮ дачу, на НАШЕМ этаже.
Лежал в ЭТОМ шкафу, за ТЕМ домом, суть вопроса ТАКОВА, СТОЛЬКО радости в глазах.
Кто это такой? Какие у него глаза? Сколько игроков в команде?
Он тот, КТО меня всегда не любил. Девушка, КОТОРАЯ жила по соседству. Тот, ЧЕЙ характер был невыносим.
Она САМАЯ лучшая жена, ВСЯКИЙ суслик в поле агроном, КАЖДЫЕ выходные на даче, ЛЮБАЯ задача по плечу.
Другие виды местоимений — неопределенные, отрицательные, возвратные
- Отрицательные – местоимения, которые обладают приставкой «не-», что само по себе означает отрицание. Отрицание может быть применено как к предмету в целом, так и к его отдельным признакам. Например, НИКТО, НИЧТО, НИКОГО, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО, НИКАКОЙ.
НИКТО не виноват, НИКОГО не было, НИЧЕЙ башмак, НИСКОЛЬКО не смутившись, НИКАКОЙ человек не мог вывести из равновесия.
НЕКТО стучал в дверь, НЕСКОЛЬКО яблок в корзине, НЕКИЙ предмет.
КТО-ТО постучал в дверь, дай хоть ЧТО-НИБУДЬ, интересно КОМУ-ЛИБО.
Он СЕБЯ слишком любит, они от СЕБЯ не в восторге.
Разряды местоимений в виде таблицы
Иногда информация лучше воспринимается и усваивается, когда она оформлена в виде таблицы и можно держать в поле зрения сразу все разряды и их пояснения.
Морфологический разбор местоимений
У всех школьников в обязательном порядке на уроках русского языка просят провести морфологический разбор целого предложения или отдельных слов в нем. Такое же задание дают и в отношении местоимений.
Это означает, что нужно указать все его характеристики – грамматические и лексические, а также определить роль, которую часть речи играет в предложении.
Когда говорят о морфологическом разборе местоимений, то нужно сделать следующее:
- Определить начальную форму местоимения;
- Указать лексическое значение – к какому разряду (виду) местоимений принадлежит;
- Указать постоянные признаки грамматики – лицо, род, число (если таковые имеются);
- Указать непостоянные признаки грамматики – падеж.
- Определить синтаксическую роль в предложении – то есть каким членом предложения является местоимение.
Для лучшего понимание приведет пример:
ОН попросил МЕНЯ купить в магазине НЕСКОЛЬКО яблок и ЛЮБУЮ шоколадку.
Здесь сразу четыре разных местоимения, которые относятся к разным видам, имеют различные признаки и играют свои роли в предложении. Разберем каждое из них.
Разбор местоимения ОН:
- Начальная форма – ОН
- Лексический признак – личное местоимение
- Постоянные грамматические признаки – 3-е лицо, единственное число, мужской род
- Непостоянные грамматические признаки – именительный падеж
- Синтаксическая роль – подлежащее
Разбор местоимения МЕНЯ:
- Я
- Личное местоимение
- 1-е лицо, единственное число (род отсутствует)
- Винительный падеж
- Дополнение
Разбор местоимения НЕСКОЛЬКО:
- НЕСКОЛЬКО
- Неопределенное местоимение
- Отсутствуют
- Винительный падеж
- Дополнение
Разбор местоимения ЛЮБУЮ:
- ЛЮБОЙ
- Определительное местоимение
- Единственное число, женский род (лицо отсутствует)
- Винительный падеж
- Определение
На этом морфологический разбор данных местоимений можно считать законченным.
Вот и все, что нужно знать о местоимениях.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
При СССР разучивали местоимения вместе с Софией Ротару. Я, ты, он, она. ))
. Советую всем невесткам при своих свекровях не употреблять местоимение «она», тем более, если с негативным оттенком. А то потом горя не оберётесь. И вообще в присутствии любого человека нежелательно применять к нему местоимение. Это невежливо и даже иногда оскорбительно звучит.
[spoiler title=”источники:”]
https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=288
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/mestoimenie-chto-ehto-takoe-razryady-vidy-mestoimenij-morfologicheskij-razbor.html
[/spoiler]
Личные местоимения — это слова «я», «ты», «он», «она», «оно», мы», «вы», «они», которые указывают на лицо, предмет или явление, конкретно не обозначая его.
Что такое личные местоимения?
Местоимение как самостоятельная часть речи имеет несколько лексико-грамматических разрядов, среди которых укажем личные местоимения.
Перечислим их:
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Само название этих слов говорит о том, что личные местоимения указывают на лицо или предмет, но конкретно их не обозначают. Личные местоимения отвечают на вопросы:
Только местоимения этого разряда обладают морфологической категорией лица:
Личные местоимения изменяются по падежам. Местоимения 3 лица имеют грамматическую категорию рода и числа.
Я, ты, мы, вы
Словом «я» называют того, кто говорит или действует в данный момент, но кто это, мальчик, девочка, папа, соседка или тренер, можно понять только в контексте.
Я читаю свежую газету.
Личное местоимение «ты» указывает на лицо, к которому обращаются в момент речи.
Ты пойдешь со мной в кино?
Местоимения «я», «ты» не имеют форм рода. Личные местоимения «я», «ты», с одной стороны, и «мы», «вы» — с другой, не соотносятся друг с другом в числе, так как между ними невозможно определить отношения «один предмет — много тех же предметов».
«Мы» — это совсем не значит «много я», а «вы» — это не обозначает «много ты». Они указывают на говорящего или его собеседника вместе с другими лицами.
Местоимение «вы» может указывать как на одно лицо, так и на несколько. Оно часто употребляется в качестве вежливой формы обращения к одному человеку.
Сравним:
Вы, наверное, наш новый сосед? (Вы — это сосед)
Ребята, вы не голодны? ( Вы — это ребята).
Он, она, оно, они
Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на лицо или предмет, о котором говорится, говорилось ранее или будет говориться. Только эти личные местоимения имеют морфологическую категорию рода.
- он — местоимение мужского рода;
- она — местоимение женского рода;
- оно — местоимение среднего рода.
Местоимения 3 лица изменяются по числам:
Склонение личных местоимений
При изменении по падежам формы личных местоимений довольно специфичны. При их склонении появляются совсем другие слова:
- я — меня;
- ты — тебя;
- она — её;
- они — их.
Падежные формы личных местоимений с другим корнем называются супплетивными.
Обратим внимание, что местоимения 3 лица «он», «она», «оно», «они» после предлогов имеют начальную букву «н»:
- у него, в нём;
- с ней, за ней;
- около них;
- мимо неё;
- возле него.
Начальная буква «н» пишется в форме родительного падежа местоимений 3 лица, если их предваряют непроизводные предлоги (в, без, для, из, за, к, на и пр.) или отнаречные предлоги (вокруг, возле, впереди, мимо, около, сзади, напротив и др.)
Таблица «Склонения личных местоимений»
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | я | ты | он, оно | она | мы | вы | они |
Р.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Д.п. | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им |
В.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Т.п. | мной (мною) |
тобой (тобою) |
им | ею | нами | вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нас | о вас | о них |
Синтаксическая роль личных местоимений
Синтаксической особенностью личных местоимений является то, что они не определяются именами прилагательными и словами других частей речи, выступающих в роли определений. При них возможны только обособленные прилагательные или приложения, которые выделяются запятыми.
Ей, девушке шестнадцати лет, мир казался огромным и чудесным.
Скромный в своих желаниях, он вел аскетичную жизнь.
Поскольку личные местоимения указывают на лицо или неодушевленный предмет и заменяют существительное, то из этих функций вытекает их синтаксическая роль. В предложении личные местоимения являются чаще всего подлежащим или дополнением.
Примеры
Я вышел на стук в дверь.
Мы всегда рады вам.
У нас впереди столько времени!
Он все делает по-своему, сколько ему ни говори.
Она верит в доброту каждого человека.
Ей пригодится ваш совет.
Вас поймет не всякий.
Они сразу отозвались на нашу просьбу.
Видеоурок-презентация (6 класс)
Тест
В русском языке местоимения в предложениях могут выполнять любую синтаксическую роль. В статье представлена удобная таблица, с помощью которой можно быстро определить, каким членом предложения является местоимение в каждом конкретном случае.
Местоимение – самостоятельная часть речи, включающая различные по значению и грамматическим признакам группы слов, которые указывают на предмет, признак либо число, но не называют их. В предложении местоимения могут выполнять любую синтаксическую роль.
Предлагаемая таблица позволит быстро определить, каким членом предложения является местоимение в зависимости от того, к какому слову оно относится и на какие вопросы отвечает.
Каким членом предложения выражено | Примеры |
Подлежащее | Мы любим рисовать (мы (что делаем?) любим рисовать).
Кто-то принес цветы (кто-то (что сделал?) принес). |
Сказуемое | Большая книга оказалась ваша (книга (что сделала?) оказалась ваша).
Дима был сам (Дима (что делал?) был сам). |
Дополнение | По дороге Петя встретил тебя (встретил (кого?) тебя).
Мы придумали для вас конкурсы (придумали (для кого?) для вас). |
Определение | Возьми какой-нибудь карандаш (карандаш (какой?) какой-нибудь).
На полке лежит мой шарф (шарф (какой? чей?) мой). |
Обстоятельство | Над ним стоял большой горшок с цветами (стоял (где?) над ним).
Саша положил газету на него (положил (куда?) на него). |
Найти местоимение в предложении можно по значению (указывает на предмет, признак или число, но не называет их), а также поставив к нему вопрос.
Разряды местоимений по значению | На какой вопрос отвечают | Значение | Примеры |
Личные | Кто? Что? | указывают на лицо, предмет, явление | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
Возвратное | Кого? Кому? | указывают, что действие направлено на говорящего (совершающего действие) | себя |
Притяжательные | Какой? Чей? | указывают на принадлежность | мой, твой, его, ее, наш, ваш, их |
Определительные | Какой? | указывают на обобщенный признак | любой, каждый, всякий, иной и др. |
Указательные | указывают на конкретный предмет, количество или признак из нескольких | этот, эти, тот, столько и др. | |
Вопросительные | Кто? Что? Чей? Который? Какой? Сколько? | употребляются в вопросительных предложениях | кто? что? чей? который? сколько? |
Относительные | употребляются для связи частей сложноподчиненного предложения | кто, что, какой, чей, который, сколько | |
Неопределенные | указывают на неопределенный предмет, число, признак | какой-то, чей-нибудь, несколько, кто-то и др. | |
Отрицательные | указывают на отсутствие предмета, количества, признака | никто, никакой, нисколько, ничей, некого, некому и др. |
Этот пост посвящен личным местоимениям и он написан по просьбе жителя портала Сэтта.
Личные местоимения — это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы «кто?», «что?».
стол стоит – он (стол) стоит,
монета упала – она (монета) упала
В примере «он» и «она» являются личными местоимениями. То есть личными местоимениями можно заменять имена существительные.
К личным местоимениям относятся: «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они».
Личные местоимения имеют 3 лица и изменяются по числам (единственное и множественное).
Внимание! Местоимение указывает на последний упомянутый объект.
Например: «Поезд переехал через мост. Он был очень старый».
Здесь местоимение указывает на мост, а не на поезд.
(Спасибо жителю портала Василий, который напомнил об этом; ссылка https://author.today/post/156059?c=7988438&th=7988438 )
1-е лицо личных местоимений
К первому лицу относятся местоимения «я» и «мы». Местоимение «я» — единственное число, а «мы» — множественное число.
Личные местоимения 1-го лица единственного числа указывают на человека, который говорит о себе.
я поеду, я пою, я говорю
Множественное число указывает на несколько человек, идёт указание на себя и кого-то ещё.
мы поедем, мы поем, мы говорим
2-е лицо личных местоимений
Ко второму лицу относятся местоимения «ты» и «вы». Местоимение «ты» — единственное число, а «вы» — множественное число.
Личные местоимения 2-го лица единственного числа указывают на человека, к которому обращаются, то есть на собеседника.
ты хочешь, ты добрый, ты поедешь
Множественное число указывает на несколько человек, к которым идёт обращение, включая собеседника.
вы хотите, вы умные, вы поедете
Местоимение «вы»
Местоимение «вы» часто употребляется вместо местоимения «ты» для выражения вежливости относительно одного собеседника. Следовательно, иногда «вы» является формой единственного числа.
Если местоимение «вы» используется в единственном числе, для вежливого обращения, то оно пишется с прописной (большой) буквы и употребляется:
С глаголами в форме множественного числа:
Иван Сергеевич, Вы не так поняли.
С краткими прилагательными в форме множественного числа:
Юлия Александровна, Вы сегодня так прекрасны!
С полными прилагательными в форме единственного числа. Род прилагательного в этом случае будет зависеть от рода лица, к которому обращаются:
Виктор Иванович, Вы сегодня такой весёлый!
Анна Дмитриевна, Вы такая красивая!
При обращении к нескольким лицам или к неопределённому количеству местоимение «вы» пишется с маленькой буквы:
Уважаемые коллеги, вы должны пройти в зал.
Отмечу, что более подробно данный момент освещен на портале «грамота.ру» ссылка http://new.gramota.ru/spravka/letters/51-rubric-88
3-е лицо личных местоимений
К третьему лицу относятся местоимения «он», «она», «оно» и «они». Местоимения «он», «она», «оно» — единственное число, а «они» — множественное число.
Местоимения 3-его лица единственного числа изменяются по родам: «он» — мужской род; «она» — женский род; «оно» — средний род.
Во множественном числе местоимение по родам не изменяется, для всех родов используется единственная форма — «они».
Личные местоимения 3-его лица единственного числа указывают на того или на то, кто не участвует в обсуждении (указание, о ком или о чём говорят):
он говорил, она добрая, оно яркое.
Множественное число указывает на несколько человек или предметов, о которых идёт речь:
они шумят, они быстрые, они поедут.
Склонение личных местоимений
Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются):
Таблица склонения личных местоимений
Внимание! Использование встречающегося ненормативного варианта «ихний» вместо «их» не допустимо и является грубой ошибкой.
Правописание с предлогами
Предлоги с местоимениями пишутся раздельно:
ко мне, у вас, к нам.
Внимание! Приставок у местоимений не бывает.
Если в дательном, творительном или предложном падеже перед местоимением «я» («мне», «мной») стоят предлоги:
об, в, к, с, перед, над, под;
то к этим предлогам на конце добавляется буква «о»:
обо мне, во мне, ко мне, со мной, передо мной, надо мной, подо мной.
После предлогов в начале местоимений третьего лица в косвенных падежах (его, ему, им, её, ей, ею, их, ими) добавляется буква «н»:
с ним, к ней, у него, для неё, за ними.
P.S. Остальные посты можно посмотреть в сборнике «Повторение — мать учения» ссылка https://author.today/work/114789
Личные местоимения — это небольшой ряд слов, предназначенный для замены имен существительных в тексте или разговоре. Чтобы правильно применять их в речи, важно знать грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении и особенности словоупотребления. Обо всем этом — далее в статье.
Читайте в статье
- Что это такое?
- Грамматические признаки
- Я, ты, мы, вы
- Он, она оно, они
- Синтаксическая роль
- Склонение
- Заключение
Что это такое?
Личные местоимения подразумевают под собой предмет, лицо, событие или явление, но прямо его не называют. Данные словоформы не имеют самостоятельного семантического значения и вне контекста речевой ситуации невозможно понять, о чем или о ком говорит автор.
Категория личных местоимений состоит из восьми слов. Среди них:
- я;
- ты;
- он;
- она;
- оно;
- мы;
- вы;
- они.
По-другому их называют местоимениями-существительными, поскольку в контексте местоимения и существительные взаимозаменяемы.
Пример:
- Пассажир сидел у окна. Он (пассажир) сидел у окна.
- Девушка смотрела на звезды. Она (девушка) смотрела на звезды.
- Спортсмены готовились к олимпиаде. Они (спортсмены) готовились к олимпиаде.
Личные местоимения отвечают на вопросы: кто, что, то есть те же вопросы, на которые отвечают заменяемые существительные.
Грамматические признаки
Так как личные местоимения дублируют имена существительные, то и грамматические признаки у них идентичны. Они могут быть неизменяемыми и изменяемыми. К первым относится лицо и число. Ко вторым — падеж.
Я, ты, мы, вы
Слово «я» обозначает говорящее или действующее лицо. Однако конкретно определить можно только в контексте.
Пример: Я шагаю по тропинке. Я строю замок. Я тренирую команду пловцов.
Местоимение «я» — это форма 1 лица единственного числа.
Слово «ты» означает человека, к которому обращаются в речевой ситуации.
Пример: Ты купил хлеба? Сегодня ты выглядишь великолепно! Ты попал в список участников тренинга.
Местоимение «ты» — это форма 2 лица единственного числа.
Слово «мы» объединяет в себе группу лиц, то есть говорящий с одним собеседником или несколькими.
Пример: Мы решили записаться на танцы. Вчера мы немного нашалили. Скоро мы пойдем в ресторан.
Местоимение «мы»— это форма 1 лица множественного числа. Если у имен существительных единственное и множественное число соотносится между собой, то у местоимений каждая форма — это самостоятельная лексическая единица. То есть «мы» — это не много «я», а «я» и еще кто-то. Аналогично: «вы» и «ты» не формы одного и того же слова, а разные слова.
Слово «вы» подразумевает под собой человека или группу лиц, к которым обращаются. Данное личное местоимение по классификации относится к форме 2 лица множественного числа. Однако в речи «вы» может означать как одно лицо, так и несколько.
Сравним:
- Вы присутствовали вчера на собрании? («Вы» — это один человек.)
- Дети, вчера вы замечательно выступили на концерте! («Вы» — это группа детей.)
Важно! Форма вежливого обращения к одному лицу подразумевает использование варианта «вы». В этом случае слово пишется с большой буквы. Чаще всего такой стиль характерен для официально-деловой речи, переписки или говорящий желает выразить глубокое уважение к собеседнику.
Он, она оно, они
Данные местоимения указывают на лиц, которые в диалоге не участвуют или предметы. Слова «он, она, оно, они» относятся к личным местоимениям 3 лица. Только эта категория слов имеет постоянный признак рода:
- он — мужской;
- она — женский;
- оно — средний.
Личные местоимения 3 лица изменяются по числам и падежам. Слова «он, она, оно» — единственного числа. «Они» — множественного числа.
Пример: Он любит играть в шахматы. Она принесла кофе. Оно светило ярко. Они смотрели вперед.
Синтаксическая роль
Поскольку личные местоимения употребляются вместо имен существительных, то в предложении они могут быть подлежащим или дополнением.
Пример:
- Я встретил знакомого.
- Она бегала по кругу.
- Тебе нужно подумать о поведении.
- Я слышал о вас много хорошего.
- С нами не соскучишься.
Склонение
Все личные местоимения изменяются по падежам. Особенностью склонения таких слов является то, что меняется все слово полностью вместе с основой, а не окончания. Такое явление в лингвистике называется супплетивизм.
К местоимениям 3 лица в косвенных падежах после предлога добавляется «Н». Исключения составляют предлоги:
- благодаря;
- вне;
- вопреки;
- вслед;
- вследствие;
- наперекор;
- навстречу;
- согласно;
- соответственно.
Пример: за него, к нему, перед ним, о нем, на ней, о ней, в них, под ними.
Важно! Ненормативный вариант «ихний» считается грубой ошибкой. Правильно только «их».
Если местоимение «я» в дательном, творительном, предложном падеже употребляется с предлогами: об, в, к, с, перед, над, под, то в конце прибавляется буква «о».
Пример: обо мне, во мне, передо мной, надо мной, ко мне, подо мной, со мной
Заключение
Личные местоимения относят к категории местоимений-существительных, поскольку в речи и на письме они используются вместо них. Эти части речи имеют схожие грамматические признаки: число, род, изменение по падежам, а отличаются наличием категории лица. Личные местоимения — это всего восемь слов, имеющие специфические особенности изменения и словоупотребления.