Как выявить лидера в классе
Лидер – человек, идущий впереди группы. На него ориентируются все члены коллектива. Он уважаем и любим. Лидер не обязательно имеет ярко выраженные организаторские способности. Очень часто именно скрытый лидер имеет большую значимость для остальных, чем лидер, назначенный учителем или достигший вершин власти силой и жесткостью управления.
Вам понадобится
- Тесты на выявление лидерских качеств учеников, яркие картинки-подарки – по 3 на человека, дополнительные картинки у исследователя (не менее 5-ти), матрица-схема со списком всего класса для фиксирования результатов выбора.
Инструкция
Уже в младших классах учитель может провести социометрическое исследование на основе организации игры с детьми. За день до этого мероприятия учитель предлагает принести каждому ученику по 3 картинки. В день проведения игры он сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру «Секрет», т.е. по секрету дарить друг другу подарки. Все дети выходят из класса, и учитель занимает их какой-либо деятельностью: играет в подвижные игры, читает и т.д. Дети по очереди заходят в класс и под наблюдением исследователя кладут картинки в дневник трем своим друзьям. Исследователь фиксирует выбор у себя в матрице-схеме. После окончания игры исследователь подсчитывает количество выборов (подарков) у каждого члена коллектива. Если кто-либо из детей не получил картинку в подарок, исследователь кладет ему одну картинку, чтобы не было обидно. Истинная картина иерархии социальных статусов отражена у него в схеме. Дети, получившие максимальное число подарков (5-6) и являются лидерами. Но лидерство у малышей пока носит только эмоциональный характер: нравится – не нравится.
Для подростков в качестве определения лидеров предлагается уже заполнить небольшую анкету, состоящую из трех вопросов: кого бы я пригласил к себе на день рождения, с кем бы пошел в поход и с кем бы хотел вместе написать проект, реферат. Каждый ответ состоит из трех фамилий учеников класса. На каждый вопрос составляется учителем матрица ответов. Т.о. выявляется эмоциональный, деловой и учебный лидер в коллективе. Перед проведением исследования ученикам сообщается, что исследование носит тайный (конфиденциальный) характер. Никто не будет знать, кто кого выбрал, но анкеты должны быть обязательно подписаны. Учитель берет на себя ответственность за соблюдение тайны. Дети узнают только результат – кто является лидером в коллективе, что и так для них чаще всего не является секретом.
В старших классах часто уже не требуется проведение таких социометрических исследований, а необходимо выявить особенности конкретного лидера (или лидеров) для направления их энергии в социально-полезную деятельность. Для этого ученику необходимо ответить на ряд вопросов об их активности при проведении школьных мероприятий, умении разрешать конфликты, доказывать свою точку зрения; об оценке своих организаторских способностей и степени удовольствия от управления коллективом.
Обратите внимание
При проведении любой диагностики на изучение лидерства в группе, должно присутствовать не менее 75% коллектива.
Полезный совет
Проведение одной диагностической процедуры – недостаточно для объективного исследования. Требуется проведение 2-3-х диагностик для установления надежного результата.
Источники:
- «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я., 1988.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Методы выявления лидеров в подростковом возрасте.
В 7 как и в большинстве ученических коллективов существует своеобразная иерархия, на верхушке которой находится несколько лидеров. Их слушают, им подражают остальные дети. Для педагога очень важно в этот момент не допустить бесконтрольное развитие ситуации. Лидера (любого типа) необходимо превратить в своего помощника и друга.
Если в младшем школьном возрасте дети больше всего ценили в сверстниках качества, характеризующие их как примерных учеников, которых чаще хвалит учитель, то в подростковом возрасте на первый план выходят нравственные качества товарищей: умение дружить, смелость, доброта, отзывчивость.
С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей. Подростки в этом возрасте очень активны, энергичны, живы. Авторитет родителей падает почти до нуля, а авторитет сверстников становится чрезвычайно значимым. В этом возрасте дети с удовольствием формируются во множественные группы.
Детские психологи давно обратили внимание на то, что вожаки в детских коллективах определяются структурой коллектива. Педагог П.П. Блонский отмечал, что если коллектив состоит из умственно хорошо развитых детей, то вожак обычно умный, инициативный и ловкий ребенок. В менее развитом коллективе интеллект отходит на задний план и его место занимает физическая сила. Вожак обладает теми качествами, которые для данного коллектива являются идеальными. То есть, плохих лидеров не существует. Проблема педагогов вовремя определить реальных лидеров, понять их цели.
Лидер всегда отражает потребности своей группы. В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, который может влиять на настроение группы, отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в вашем коллективе. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и все окружающие вас общество.
У мальчиков лидерами обычно становятся самые сильные физически, быстрые на расправу школьники. Среди девочек лидируют либо наиболее популярные у мальчиков, либо самые сообразительные и общительные. Но это не всегда в таком определенном виде. Можно выделить также деловых и эмоциональных лидеров. Деловые – проявляют свои организаторские способности, когда нужно заниматься делами класса, в то время как эмоциональные (досуговые) лидеры больше тяготеют к общению, улаживанию конфликтов, с такими дети часто советуются и делятся своими переживаниями.
Среди лидеров выделяют следующие группы:
– лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты);
– лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивающие общение в команде;
– «баба-яга против!» – лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, но они могут быть генераторами идей;
– лидеры-аналитики, прогнозирующие ситуацию.
Влияние таких лидеров на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей; положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подаёт хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.
С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.
Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов, а можно с помощью игр. Такая работа планируется в начале года, строится с учетом особенностей классного коллектива. И даже если в классе нет коллектива, работа с лидерами способствует его организации.
В начале работы с коллективом, и затем постоянно, желательно провести
традиционный классный час на тему «Мы выбираем, нас выбирают». Классный час проводится в середине сентября, когда классный руководитель уже присмотрелся к детям, определил круг их общения, выделил детей, которые нуждаются в особом внимании. Задача этого классного часа – выявить устойчивые группы, лидеров, распределить поручения между учениками, привлечь к активному участию в коллективной жизни класса всех детей.
План классного часа
1. Вступительное слово «Что такое коллектив?»
2. Игра «Мозговой штурм».
3. Игра «Чемпион», «Слон», Веревка» или «Семейная фотография» (выявление лидера класса).
4. Подведение итогов (рефлексия).
Материалы по диагностике лидерских качеств. (Приложение).
1. Тест. Составьте изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат – наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.
2. Наблюдение. Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»), — ответит первым лидер.
3. Мозаика лидера. Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных разноцветных карточек. Анализ мозаики лидера. Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее: 1) красный – эмоциональный лидер; 2) синий – генератор идей; 3) зеленый – организатор КТД; 4) желтый – резерв, наблюдатель; 5) черный – дезорганизатор; 6) белый – исполнитель.
4.Тест на лидерские качества:
Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.
Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.
Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.
Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.
Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а) да; б) нет.
В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.
Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.
Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.
Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.
Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.
Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.
5. Для подростков в качестве определения лидеров предлагается заполнить небольшую анкету, состоящую из трех вопросов: кого бы я пригласил к себе на день рождения, с кем бы пошел в поход и с кем бы хотел вместе написать проект, реферат. Каждый ответ состоит из трех фамилий учеников класса. На каждый вопрос составляется учителем матрица ответов. Т.о. выявляется эмоциональный, деловой и учебный лидер в коллективе. Перед проведением исследования ученикам сообщается, что исследование носит тайный (конфиденциальный) характер. Никто не будет знать, кто кого выбрал, но анкеты должны быть обязательно подписаны. Учитель берет на себя ответственность за соблюдение тайны. Дети узнают только результат – кто является лидером в коллективе, что и так для них чаще всего не является секретом.
Игры:
- Социоадаптивные игры позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
Цель: в игровой форме научить подростков быть гармоничными и свободными в социальном пространстве, уметь видеть свои особенности, плюсы и минусы, осознавать себя личностью, стремящейся к развитию, способной самостоятельно мыслить и действовать, грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми.
По итогам игры «Знакомство» ребятам, которые отличились в представлении соседа, дают жетоны определенного цвета.
– Вот мы познакомились, у некоторых из вас в руках появились жетоны. Во время всей игры вам будут выдаваться жетоны разных цветов, не потеряйте их, они вам пригодятся.
– Следующая игра имеет название ” Большая семейная фотография”.
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже может участвовать в расстановке членов “семьи”. Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведенная в середине года, может открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет “три!” все дружно и очень громко кричат слово “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.
Лидер-организатор
Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п.
После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.
Литература:
- Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] /
Д.В.Рогаткин. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с
- Тимонин А.И. Школа лидера (Серия «Хочу быть лидером», 2008, Кострома.
- Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время [Текст] / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
- Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: АО Издат. «Прогресс», 1993.
- Побережная Л. Игротека. «Лидер ХХ1 века», Нижний Новгород, 2005.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАСЛЯНИНСКИЙ
АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Выступление на
методической комиссии.
Тема доклада: «Как
выявить лидера в коллективе».
«Игры, тренинги, методические
рекомендации»
Разработал:
преподаватель Лёшина Марина Николаевна
«Лошадь можно
силой
привести к
водопою,
но нельзя
заставить пить».
Американская пословица.
Любой
руководитель, учитель – это мотор, а вожаки-лидеры, это приводящие в движение
шестеренки. Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и
коллектив подростков невозможно настроить на достижение необходимой коллективу
цели.
1.
Но, как же выявить лидеров и как с ними работать?
Лидер – это
врожденная способность. На лидера выучить невозможно даже в самой
элитарной школе. Лидерство, не только врожденная способность, но и врожденная
потребность.
Типологически сильные люди могут много и длительно
работать, они смелы, решительны, самостоятельны, умеют постоять за себя и
за тех, кто рядом с ними, не теряются в трудных ситуациях, при
этом не только сохраняют присутствие духа, но и мобилизуются.
Кроме
этого, психологи давно обратили внимание на то, что вожаки в детских коллективах
определяются структурой коллектива. Педагог П.П. Блонский отмечал,
что если коллектив состоит из умственно хорошо развитых детей,
то вожак обычно умный, инициативный и ловкий ребенок. В менее развитом
коллективе интеллект отходит на задний план и его место занимает
физическая сила. Вожак обладает теми качествами, которые для данного
коллектива являются идеальными.
В книге Богдановой Н. «Группы крови:
индивидуальная программа жизни. Новые Российские исследования» (стр.13 –
14) говорится: «Для японца не знать свою группу крови – примерно то же,
что для нас не знать свой знак зодиака. Во время 2 мировой войны некоторые
подразделения армии и флота Японии формировались с учетом группы
крови! Сейчас в «Стране восходящего солнца», при подборе спортивных
команд учитывается группа крови игроков». В главе «Группа
0(1)» сказано: «Вы можете стать прекрасным руководителем, организатором,
так как являетесь лидером по натуре» (стр.129). В статье Алены
Белозеровой (газета «Центр – плюс» №30 июль 1995 г) говорится: «Японский
ученый Пошикате Номи своими исследованиями
подтвердил, что обладатели 1 группы всегда стремятся выбиться в
лидеры. Те, у кого 2 группа крови, предпочитают гармонию, спокойствие и
порядок. Явные и неприкрытые индивидуалисты обладают 3 группой крови. Кровь 4
группы характерна для тех, кто с трудом принимает решения, нерешителен,
робок».
Для
практической деятельности по формированию и управлению
коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии
работы:
1.Выявить потребности и
интересы подростков и организовать их общественно-полезную
деятельность по этим интересам.
2.На первой стадии, четко и
однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу
и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя
авторитарный стиль управления.
3.В процессе деятельности
коллектива выяснить возможности и способности подростков стать лидерами,
обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность,
доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую
устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой,
организаторские способности.
4.С первого дня назначить
своими помощниками подростков, обладающих такими характеристиками.
5.Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг
лидеров.
6.Найти контакт
с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их
авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.
7.После нахождения положительного
контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению
целей коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным,
положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом
требованиями.
9. Помочь лидеру и его окружению в
планировании и управлении коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно
переходя к демократическому стилю управления коллективом.
10. Перевести сформированный
коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к
«либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».
2.
Как выделить лидера в ученическом коллективе
И куратору, и предметникам очень
полезно знать неформального лидера в группе, уметь определять их по различным
признакам.
Педагог, будь он воспитателем или
учителем, классным руководителем или директором, — это, прежде всего, лидер –
человек, который умеет всё или почти всё.
Главная черта лидера —
справедливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив.
Учителю просто необходимо знать
приоритеты и цели группы, безошибочно определять, кто из ребят пользуется
наибольшим авторитетом и почему. Если мы пришли в класс, как это сделать
быстрее и безошибочнее? Рассмотрим на примерах.
Учитель входит в класс и
неожиданно обращается с вопросом: «Кто у вас лидер?» Ответом
является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан
вопрос. В другом случае называют различных ребят, но все посматривают в одну
сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из
ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому восторгу можно вычислить
только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто.
Можно свободно рассадить ребят в
комнате. Место лидера всегда окажется в последнем ряду, как правило,
в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а
его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом,
обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это
некий коммуникативный барьер. Отличительная особенность положения лидера в
группе — закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий.
Если к классу (группе) обратиться
с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь
свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»),
— ответит первым лидер. Право говорить от имени группы
делегируется именно ему. Мы спрашиваем на вечере: «Поздновато, может,
разойдёмся?» Внимательно посмотрим, кто ответит первым «да» или «нет». Лидер,
как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства,
поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени.
Понаблюдайте за ребятами внимательно, и вы увидите, что лидер —
это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех,
даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь
привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово,
способное направить её дальнейший ход.
Уверенность и зачастую
бескомпромиссность лидера закрепляется характерным взглядом. Люди,
оказывающие наибольшее влияние на ход истории, непременно обладали особенностью
взгляда как наиболее сильного средства воздействия на собеседника.
Но самую полную характеристику
лидирующей личности даст всё же её речевой портрет. Его слушают, никогда не
прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности
речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе, быть
лидером не может. Он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для
собственного.
Лидер мало говорит о себе,
но максимально — о своих собеседниках, не позволяет себе
расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении.
Лидер — мастер диалога, он
умеет слушать, тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся
ситуацию и возникшие запросы. Он предстаёт как человек, способный решить
проблемы группы и увлечь на решение остальных. Он немногословен — соглашается,
если нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в
чьей-то защите или поддержке.
Ещё одно качество лидера вы можете
наблюдать: форму обращения. В «Бронзовой птице» есть самые разные
персонажи: Кит, Бяшка, Генка, Славка, а есть просто — Миша. Он вожатый — лидер,
а лидеров всегда называют по именам, они не имеют кличек и искажающих имя
суффиксов.
Различают лидеров-созидателей и
лидеров-разрушителей.
Лидер-созидатель действует в интересах дела, в
интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.
Лидер-разрушитель действует в своих собственных
интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное
эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих
(зачастую во вред и делу, и людям).
В детском объединении, организации
встречаются лидеры, роли которых различны: Деловые лидеры играют
основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации
трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др.
деятельности.
Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на
этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.
Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в
конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе – самый
опытный турист).
Роль эмоциональных лидеров
связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в
коллективе в рамках организации. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают
потребности в управлении коллективом.
Для воздействия на коллектив большое
значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются
абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных
лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе,
самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.
Для развития организации как коллектива,
характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и
содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность
пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и
самоорганизации.
Предлагаемые Вам методики помогут
выявлению лидеров в коллективе.
Тренинги и упражнения на выявление и
развитие лидерских качеств.
Тест “Психологический тип в общении”
Инструкция: Если вы хотите определить
свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные
высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.
1. Я легко сближаюсь с людьми.
2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.
3. Я разговорчивый человек.
4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.
5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность
общения.
6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не
копаться в книгах.
7. Мне удается оживить скучную компанию.
8. Я говорю быстро.
9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить
с кем-нибудь.
Интерпретация:
1-12 баллов. Интроверт.
Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать
на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства,
сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не
доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится
хороший организатор.
13-24 балла. Амбаверт. Для
него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои
поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители,
словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.
25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист,
любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не
проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и
непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и
поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан,
потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.
Тест “Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур”.
Инструкция: “Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10
элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете
увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах,
накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три
элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества
использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы
использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами
использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее”.
Материал: испытуемым предлагается три
листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На
листе №1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе №2
– второй, на листе №3 – третий.
После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При
нарушении инструкции материал не обрабатывается.
Обработка данных: подсчитывается
количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и
квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде
трехзначных чисел, где сотни обозначают количество
треугольников, десятки – количество кругов, единицы –
количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так
называемую “формулу рисунка”, по которой происходит отнесение рисующих к
соответствующим типам.
1 тип – “руководитель”. Обычно это люди, имеющие склонность
к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на
социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков,
основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией
в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных
границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721,
730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у
подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно – у 703,
712, 721, 730, при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или
“преподавательский подтип” 604, 613, 622, 631, 640.
2 тип – “ответственный исполнитель” – обладает многими
чертами типа “руководитель”, однако в принятии ответственных решений часто
присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на “умение делать дело”,
высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и
требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают
соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие
перенапряжение.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
3 тип – “тревожно-мнительный”. Лидерских качеств не имеет.
4 тип – “ученый”. Эти люди легко
абстрагируются от реальности, обладают “концептуальным умом”, отличаются
способностью разрабатывать “на все” свои теории. Обычно обладают душевным
равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
5 тип – “интуитивный”. Лидерских качеств не имеет.
6 тип – “изобретатель, конструктор, художник”. Лидерских
качеств не имеет.
Упражнение «Вавилонская башня»
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, индивидуальные задания.
Ход упражнения: Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Его
задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не
разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства
проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество
участников не превышало 5 человек. Необходимо совместно нарисовать
Вавилонскую башню.
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся
координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки
невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее
трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Нарисованная башня должна иметь 10 этажей
Вся башня имеет коричневый контур
Над башней развивается синий флаг»
В башне всего 6 окон»
Вдалеке от башни светит солнце
Возле башни растут два дерева и пять кустов
Над башней летают восемь птиц
Возле башни находится собачья будка
Над башней расположились три тучки, из которых идет дождь
Около башни сидит кошка
Башня окружена рвом с водой
С крыши башни свисает веревочная лестница
Упражнение
«Без командира»
Цели:
•
изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;
•
изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;
•
развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать
умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях
неопределенности.
Размер
группы: оптимальный – до 20 человек.
Время:
около 20 минут.
Ход
игры
Нередко
нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут,
чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как
проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки)
люди подобного типа боятся.
Есть и
другой тип – неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без
их вмешательства и заботы мир непременно погибнет! Понятно, что и мы с вами
принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между
тем и другим типом – группе.
В
задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным
активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет
руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или
иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою
смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак,
с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как
можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни
разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения – ничего!
Работаем молча, максимум – взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг
друга на телепатическом уровне!
—
Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и
пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа
максимально быстро и точно встала в круг.
Очень
хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось
кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности,
не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную
ответственность.
Выстройтесь,
пожалуйста:
• в
колонну по росту;
• два
круга;
•
треугольник;
•
шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;
•
шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от
самых светлых на одном краю до самых темных на другом;
•
живую скульптуру “Звезда”, “Медуза”, “Черепаха …
Завершение:
обсуждение игры.
— Кто
из вас лидер по натуре?
—
Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?
— Что
вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках
самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не
забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!
—
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться
вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний?
— Как
вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли отвечать за себя
и самостоятельно принимать решения?
Упражнение
«Начали!»
Ребята
делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда
выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут
выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет
считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом
создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак,
первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно
слово. «Начали!»
Для
того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то
договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к
лидерству.
Второе
задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали
полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры
«Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье
задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того,
чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят:
капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции
организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто
происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно
объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь
другого.
Задание
четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской
гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один
одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком
номере будет жить. «Начали!» Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и
состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо
скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество
номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если
и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и
комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один
одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в
коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.
Упражнение
«Круг и я»
Цели:
• дать
возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
•
обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим
условиям;
•
поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;
•
изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.
Размер
группы: оптимальное количество участников 8-15 человек.
Ресурсы:
не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.
Время:
20 минут.
Ход
упражнения:
Для
этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в
игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать
попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего три минуты, чтобы
силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть,
проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты),
искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.
Наш
герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами,
сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…
Начали!
Спасибо
за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и
физическими силами? На старт. Начали!
Завершение
В
конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они
вели себя здесь, а как – в обычных житейских условиях? Есть ли разница между
смоделированным и реальным поведением? Если да, то почему?
А
теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится
сыграть против круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не
свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется
стеснительному сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому –
“бить на жалость”, а тому, кто привык к агрессивному поведению,
убеждать круг тихо и абсолютно интеллигентно… Попытайтесь максимально вжиться в
новую роль.
Завершение:
обсуждение упражнения.
Легко
ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий
стереотип другого человека? Что нового я открыл в себе, в товарищах?
Заключительная
фаза(3-5
минут).
Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения
Лучики
солнышка
Цель:
Релаксация, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция:
Студентам предлагается построить длинный узкий коридор парами. Ведущий
становится солнышком. Обучающиеся превращаются в лучики: они вытягивают руки
вперед, а один из участников проходит внутри ряда с закрытыми глазами по
направлению к ведущему. Студенты – лучики ласкают, гладят его руками. Ведущий
все время тихо повторяет участникам, настраивая их на дружелюбный лад: «Мы
ласковые, теплые, добрые лучики». Когда студент доходит до солнышка, оно его
обнимает и он сам становится солнышком.
Упражнение «Подарок»
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что бы мы могли бы подарить друг
другу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из
участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, «Давайте наградим
себя за работу аплодисментами!» Спасибо всем за участие!»
Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”
Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать
ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не
задумывайтесь.
1.
Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
2.
Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более
высокое положение, чем Вы?
3.
Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете
ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?
4.
Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
5.
Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то
в чем-то?
6.
Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
7.
Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть
результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?
8.
Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который
мог бы направить на Вашу активность?
9.
Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
10. Доставляет
ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
11. Стараетесь
ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое
позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
12. Считаете
ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
13. Считаете
ли Вы себя мечтателем?
14. Теряетесь
ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
15. Случалось
ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и
других команд и коллективов?
16. Если
то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
а)
будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,
б)
возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое
из двух мнений Вам ближе:
а)
настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично
участвовать в нем,
б)
настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно
делать дело сам.
18. С кем
Вы предпочитаете работать?
а) с
покорными людьми,
б) с
независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь
ли Вы избегать острых дискуссий?
20. Когда
Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
21. Умеете
ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто
раньше был с Вами не согласен?
22. Представьте
себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу.
Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
а)
дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,
б)
просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть
такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”.
Справедлива ли она?
24. Считаете
ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
25. Может
ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не
делать?
26. Кто, с
Вашей точки зрения, истинный лидер?
а)
самый компетентный человек,
б)
тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда
ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
28. Уважаете
ли Вы дисциплину?
29. Какой
из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:
а)
тот, который все решает сам,
б)
тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой
из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы
учреждения того типа, в котором Вы работаете?
а)
коллегиальный
б)
авторитарный
31. Часто
ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
32. Какой
из следующих “портретов” больше напоминает Вас?
а)
человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не
полезет,
б)
человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33.
Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение
единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
а)
промолчите,
б)
будете отстаивать свое мнение.
34.
Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым
занимаетесь?
35.
Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за
важное дело?
36.
Что бы Вы предпочли?
а)
работать под руководством хорошего человека,
б)
работать самостоятельно без руководителя.
37.
Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей,
необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?
а)
согласен
б) не
согласен
38.
Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не
исходя из собственной потребности?
39.
Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
40.
Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а)
опускаете руки,
б)
появляется сильное желание их преодолеть.
41.
Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?
42. Считаете
ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
43.
Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?
а)
введу нужные изменения немедленно,
б) не
буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44.
Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
45.
Согласны ли Вы в утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить
незаметно”?
46.
Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
47.
Кем Вы предпочли бы стать?
а)
художником, поэтом, композитором, ученым,
б)
выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48.
Какую музыку Вам приятнее слушать?
а)
могучую и торжественную,
б)
тихую и лирическую.
49.
Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
50.
Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
Оценка
результатов тестирования: Где не указаны
варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с
помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а,
13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а,
29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а,
45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым,
испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
Интерпретация:
Если
сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера
выражены слабо.
Если
сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то
качества лидера выражены средне.
Если
сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то
лидерские качества выражены сильно.
Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек,
как лидер, склонен к диктату.
Методика изучения коммуникативных и
организаторских склонностей старшеклассников и студентов
Инструкция: “Вам нужно ответить
на все предлагаемые вопросы “да” или “нет”. Поскольку вопросы коротки и не
могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе
типичные ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание”.
1.
Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2.
Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к
принятию ими Вашего мнения?
3.
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из
Ваших товарищей?
4.
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
5.
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с
различными людьми?
6.
Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7.
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или
за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?
8.
Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вы отступаете от своих намерений?
9.
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно
старше Вас по возрасту?
10. Любите
ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные развлечения?
11. Трудно
ли вам включаться в новые для Вас компании?
12. Часто
ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
13. Легко
ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь
ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно
ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно
ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих
обещаний, обязательств, обязанностей?
17.
Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18.
Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19.
Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20.
Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21.
Нравится ли Вам постоянно находится среди людей?
22.
Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
23.
Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если
приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.
Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25.
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26.
Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы
Ваших товарищей?
27.
Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?
28.
Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.
Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в
малознакомую для Вас компанию?
30.
Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе – классе?
31.
Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32.
Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не
было сразу принято Вашими товарищами?
33.
Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?
34.
Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
35.
Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда
приходится говорить что-либо большой группе людей?
36.
Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37.
Верно ли, что у вас много друзей?
38.
Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39.
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
40.
Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?
Обработка результатов: Результаты
обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по
коммуникативным и организаторским склонностям).
Ключ |
Ключ “Организаторские |
||||||||
1-да |
3-нет |
5-да |
7-нет |
9-да |
2-да |
4-нет |
6-да |
8-нет |
10-да |
11-нет |
13-да |
15-нет |
17-да |
19-нет |
12-нет |
14-да |
16-нет |
18-да |
20-нет |
21-да |
23-нет |
25-да |
27-нет |
29-да |
22-да |
24-нет |
26-да |
28-нет |
30-да |
31-нет |
33-да |
35-нет |
37-да |
39-нет |
32-нет |
34-да |
36-нет |
38-да |
40-нет |
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому
разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк)
и организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К=0,05хС, где К –
величина оценочного коэффициента, С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1,
говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей,
близкие к 0 – о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть
переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.
Коммуникативные склонности |
Организаторские склонности |
||||
Кк |
Баллы |
Уровень |
Ко |
Баллы |
Уровень |
0,10 – 0, 45 |
1 |
Низкий |
0,20 – 0, 55 |
1 |
Низкий |
0,46 – 0, 55 |
2 |
Ниже среднего |
0,56 – 0, 65 |
2 |
Ниже среднего |
0,56 – 0, 65 |
3 |
Средний |
0,66 – 0,70 |
3 |
Средний |
0,66 – 0, 75 |
4 |
Высокий |
0,71 – 0,80 |
4 |
Высокий |
0,76 – 1,00 |
5 |
Очень высокий |
0,81 – 1,00 |
5 |
Очень высокий |
Нарисованная башня должна иметь 10 этажей
Вся башня имеет коричневый контур
Над башней развивается синий флаг»
В башне всего 6 окон»
Вдалеке от башни светит солнце
Возле башни растут два дерева и пять кустов
Над башней летают восемь птиц
Возле башни находится собачья будка
Над башней расположились три тучки, из которых идет дождь
Около башни сидит кошка
Башня окружена рвом с водой
С крыши башни свисает веревочная лестница
Нарисованная башня должна иметь 10 этажей
Вся башня имеет коричневый контур
Над башней развивается синий флаг»
В башне всего 6 окон»
Вдалеке от башни светит солнце
Возле башни растут два дерева и пять кустов
Над башней летают восемь птиц
Возле башни находится собачья будка
Над башней расположились три тучки, из которых идет дождь
Около башни сидит кошка
Башня окружена рвом с водой
С крыши башни свисает веревочная лестница
Тест «Лидер ли я?»
Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».
Тестовый материал
1.Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
В) Нет.
10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
Высокий уровень лидерства – А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства – А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства – А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Вопросы для обсуждения:
1.Довольны ли вы полученным результатом?
2.Узнали ли для себя что – то новое?
Выбрать фигуру
На доске или на листе нарисовать следующие фигуры
Задание: долго не раздумывая, выбрать одну из фигур, которая наиболее привлекает его внимание. Выбранную фигуру нужно нарисовать на заранее приготовленном для ребят листочке бумаги.
Объяснение выбора:
Квадрат – исполнитель, трудяга, настойчивый;
Круг – неплохие психологи;
Прямоугольник – ещё не определившиеся;
Молния – выдвиженцы, идейные, инициативные, «огонь» и «пламя»;
Треугольник – деятельные лидеры.
Выявление лидера
Автор: Бянкина Марина Анатольевна
Организация: МАОУ СШ № 108
Населенный пункт: г.Красноярск
Цель: Создание условий для выявления лидеров в детском коллективе.
Задачи:
- развивать умения самостоятельно принимать решения и нести ответственность;
- формирование умений ставить цель и искать способы ее достижения;
- формирование умений планировать свое время, представлять и презентовать себя, научится слушать других;
- способствовать развитию умений разрешать конфликтные ситуации и выстраивать межличностные отношения.
Целевая аудитория: обучающиеся 5 класса.
Актуальность: я являюсь классным руководителем 5Д класса. Для успешного взаимодействия с коллективом одной из задач для меня была – выявления лидера в классе. Кроме привычных тестов я решила провести мероприятие по выявлению лидеров в классе. Хочу представить некоторые упражнения, которые направлены на выявление лидеров.
Выявить лидера в классе можно посредством различных тестов найти их сейчас очень просто – интернет ресурсы безграничны. На мой взгляд, не менее эффективным является игровой метод. В классном коллективе некоторые обучающиеся играют более активную роль. Остальные ребята чаще отдают им предпочтение, прислушиваются к их мнению. При разделении класса на группы стремятся попасть в группу к этим ребятам. Таким путем происходит разделение на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном с другими группами и организациями школы, и конечно же классным руководителем и классом.
Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей, человек, пользующийся авторитетом и валянием в каком-нибудь коллективе. (Толковый словарь С.И. Ожегова).
- 1.Приветствие.
– Добрый день ребята. Пред началом игры хочу, чтобы мы свами поприветствовали друг друга необычным приветствием. Вам необходимо назвать свое имя и далее начать предложение приветствия со слов: я человек, который…..
Например: Меня зовут Марина Анатольевна я человек у которого отличное настроение. Примеры приветствия могут быть различными, например: я человек, который за неделю причитал две книги; я человек который любит, есть мороженное; я человек который занимается плаванием и т.д.
- Игра «Плот»
Для игры нам понадобится большой ватман, на котором изображен плот, который нужно заранее приготовить. Задача участников поместить себя на этом плоту. (функции: управление плотом, управление шестом, управление веслами, ответственный за опускание якоря, ответственный за сохранение припасов, управление парусом и т.д.). После того как ребята закончат работать можно провести анализ. Анализ можно проводить в свободной форме. Лидеры и активные ребята размещают себя на управленческих местах. Ребята, которые боятся ответственности, выбирают себе места, как правило, самые «легкие», ни за что не отвечающие.
- Игра «Замкнутый круг»
Дети делятся на две команды. Ребятам предлагается снять обувь в любом месте, которое им понравится. Затем им предлагается встать в круг, взявшись за руки или положив руки друг другу на плечи. Затем Классный руководитель предлагает им обуться (на время) не размыкая круг. Сначала возникает пауза, ребята бездействуют. После чего некоторые учащиеся предлагают план действий, в каком порядке и одевать обувь. Ребята соглашаются, и он начинает руководить действием. И та команда, в которой лидер сразу берет на себя ответственность за выполнение задания, справляется быстрее всего. Исходя из практики этой игры, можно сделать вывод, ведь, как правило, все функции управления кругом берут на себя именно лидеры. В одной команде возможно наличие более одного лидера, но не более трех.
- «Лидер, какой он?»
Ребят нужно разделить на команды. Они должны выбрать лидера и записать
на карточке краткое описание своего лидера. На представление дается 2
минуты.
Приложения:
- file0.docx.. 93,5 КБ