По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка “Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов””
Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС “Школа 2100”. Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог…
Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов
Урок русского языка…
Урок во 2 классе по русскому языку «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»
Урок во 2 классе по русскому языку«Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов» (март 2013г.).Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать бу…
“Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов”. 2 класс ( Образовательная система “Школа 2100” )
Конспект урока по русскому языку с презентацией. Тема: “Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов”. 2 класс. Образовательная система “Школа 2100″….
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Урок…
Урок русского языка во 2 классе по теме:”Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов”
Урок русского языка во 2 классе по теме:”Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов”…
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме “Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов”
Данный материал поможет учителю начальных классов в подборе заданий при изучении темы “Однокоренные слова”. Дети смогут научиться различать ударные и безударные гласные и находить проверочны…
1. Выписать столбиками однокоренные
слова. Выделить корень.
а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок,
посадки, переход.
б) Гора, больница, боль, гористый, горная,
болезнь.
в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать,
стареть, старик.
2. Побобрать к словам жар, свет
однокоренные слова, обозначающие признак
предмета и действие предмета. Записать их.
3. Со словами грибной, гриб, грибники
составить и записать предложения. В предложении
должно быть имя мальчика и название деревни.
4. Записать однокоренные слова в
строчку в следующем порядке: предмет, признак
предмета, действие предмета.
ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.
Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор,
зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё,
видеть, морозный, весенний.
5. Выписать из текста однокоренные
слова.
6. Стихотворение “Родственные
(однокоренные) слова”
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г…ре р…сла тр…ва?”.
7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.
Река, речной, речь, речушка ,речник.
Купить, покупка, покупатель, купец, купальник,
накупить.Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
Чай, заварка, чайник, чайная.
Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.
Сладость, сахар, сахарница, сахарный.
Озеро, озёрный, вода.
Булка, хлебница, хлеб, хлебный.
Моряк, рыбак, море.
Путь, дорога, путник.
Школьник, ученик, дошкольник.
Ученье, учебник, книга.
Соль, солонка, солома.
Береза, березка, дерево.
Дорога, дороженька, дорогой.
Лес, лесок, лестница.
Рыбка, рыбак, рыбачить.
8. Игра “Сделай гнездо слов”.
Играть можно и в одиночку, и друг с другом:
соревноваться, у кого “гнездо” получится
больше.
Правила игры:
Слова от одного корня. “живущие” в одном
“гнезде”, могут принадлежать самым разным
частям речи. Например: сад, садовый, посадить,
садовник.
Надо собирать слова с самыми различными
приставками и суффиксами.
В “гнезде” могут оказаться слова , в которых
два корня (сложные слова).
9. Игра “Родственники”.
Участник игры раздаёт карточки. Затем
показывает любое слово. Участники игры по
очереди подставляют к нему родственные слова.
Тот кто первым освободится от своих карточек,
считается победителем.
СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:
Вода, водный, водянистый, наводнение, водник,
подводный.Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.
Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.
Несу, носитель, переносить, переносной, поднос,
медоносный, носильщик.Нож, ножевой, ножницы, ножны.
Нога, ножной, треножник, ножка, подножие,
сороконожка.Даю, передать, передач, передатчик, задачник,
преподаватель.Море, морской, моряк,
Память, запоминать, памятка, памятник,
запоминание.Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.
10. Выдели корни в однокоренных словах.
Листопад, листопад, –
Листья жёлтые летят.
11. Являются ли выделенные слова
однокоренными?
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.
12. Подбери 2-3 однокоренных слова.
голод – боль- снег – свет-
13.Докажи, что данные слова являются
родственными.
а) билет | вагон |
билетёр | вагонетка |
обилетить | вагонный |
безбилетный | вагончик |
билетный | вагоновожатый |
б) бинт | гриб |
бинтовать | грибник |
забинтовать | грибной |
перебинтовать | грибница |
в) чай | брат |
чайник | братишка |
чайный | братский |
чаепитие | братство |
г) работа | валенки |
работник | валеночки |
рабочий | валять |
работать | валяные |
д) лист | гитара |
листок | гитарист |
листовой | гитарный |
листопад | гитаристка |
14. Образуй от данных слов однокоренные
слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?
а) мир –
родина –
хлеб –
б) мука –
рожь –
холод –
15. Образуй от данных слов однокоренные
слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?
а)руль –
пыль –
белый –
б) мороз –
воз –
смех –
16. Образуй от данных слов однокоренные
слова, отвечающие на вопрос КАК?
а)прямой –
громкий –
тихий –
быстрый –
б) смелый –
короткий –
кривой –
скорый –
17. Найди родственные слова. Выпиши их.
Выдели корень.
1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной
скважины.
2) Кислый вкус имеет травка кислица.
3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.
4) Луковый суп варят из репчатого лука.
5) Медлительный человек всё делает медленно.
6) Крепость укреплена со всех сторон.
7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости
других.
8) Весной все девчонки из нашего класса учатся
играть в классики.
18. Выписать из текста родственные
слова. Выделить корень.
1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко
светило солнце. Над водой цвела водяная кашка.
Уточка нырнула в воду , а за ней вся семья.
2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые
ягодки малины быстро заполняли кузовок.
Послышался шум. Около кустов шла медведица с
медвежонком.
3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.
4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в
лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут
грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!
5) Снежинки родились в снежных облаках высоко
над землёй. Они медленно спускались на землю.
Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый
снежок?
19. Карточки для самостоятельных работ.
КАРТОЧКА №1
Зачеркни лишние слова.
дом | ёлка | птица |
домик | дерево | утка |
Изба | ёлочки | уточка |
КАРТОЧКА №2
Зачеркни лишние слова.
дерево | птица | стол |
яблоня | птичка | парта |
деревце | утка | столик |
КАРТОЧКА №3
Зачеркни лишние слова.
уши | корм | нос |
ушки | крошки | носик |
услышал | кормить | носатый |
ушастый | кормушка | носит |
КАРТОЧКА №4
Зачеркни лишние слова.
лес | гриб | рисунок |
лесок | грибок | рис |
лестница | грибник | рисовать |
лесник | груздь | разрисовал |
лесной | грибной | картинка |
КАРТОЧКА №5
Зачеркни лишние слова.
сад | мёд | дом |
садик | мёдик | домик |
деревья | медведь | домашний |
садовый | медовый | домино |
садовник | сладкий | хижина |
20. Соедини слова из левого столбика с
однокоренными из правого.
лес | сад |
вода | больной |
море | лесной |
садовый | водичка |
боль | деревянный |
дерево | моряк |
В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее Обоснуйте свой выбор.
Как называется такие корни?
1)Любить, любой, любовь, любитель.
2) духовность, духовный, духи.
3)долина, доля, обездолить, бездольный.
4)долгий, долго, долгота, долг.
5)плен, пленник, пленарный, пленить.
6) липа, липкий, липняк, липовый.
7)клад, кладоискатель, укладка.
8)город, городской, горожанин, загородка.
9)бурить, бурильщик, буря.
10)воротник, воротить, возврат.
11)мель, отмель, мельник.
12)носить, носовой, носильщик.
13)дорога, железнодорожный, дороговат.
14)направо, правопорядок, (уголовное)право.
15)делимое, подельник, делитель.
16)молитва, молить, моль.
17)сель, сельский, односельчане.
18)гулять, с гулькин нос, гулянка.
19)мина, миновать, заминировать.
20)манная(крупа), манок, заманить.
На этой странице находится ответ на вопрос В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее Обоснуйте свой выбор?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 5 – 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.
Задание в вопросе вначале показалось мне – на правило чередования гласных в корне слова.
Немного повторения не помешает.
Мы знаем достаточно много корней слов, где такое чередование происходит при изменении путем добавления приставок или суффиксов. Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Взять хоть для примера чередование гласных Е – И. Вон их сколько много.
Чтобы не заблудиться в чередованиях, следует знать, на какие группы их можно разделить
Корни с четко регламентируемым выбором написания гласной в безударном положении
Корни, написание которых определяется наличием последующего суффикса —А
Корни с четко регламентируемым выбором написания гласной в безударном положении
Корни, в которых выбор гласной зависит от значения слова в контексте
В каждой из четырех групп достаточно много вариантов, подробнее тут
Мы сосредоточимся на конкретном вопросе. Здесь пожалуй искать лишнее слово в ряду надо по смысловому различию, без оглядки на чередование.
Слагаемое, сложение, лагерь, приложение. Отсюда я исключу слово лагерь, поскольку оно, видоизменяясь, не получает чередования коренной гласной.
Заря, озарение, зоркий, зарница. В этом ряду можно удалить слово зоркий– оно имеет совершенно другой по смыслу корень.
Пригоревший, загорел, горный, горелка. Тот же случай. Слово горный исключим, поскольку по смыслу оно может быть отнесено к рельефу Земли – горы, остальные слова однокоренные к слову гореть, горение.