Как найти литровую мощность двигателя

Литровой мощностью называют номинальную эффективную мощность, снимаемую с единицы рабочего объема двигателя:

Nл = Ne/iVh = pen/(30t)

Чем выше литровая мощность, тем меньше рабочий объем и соответственно меньшие габариты и массу имеет двигатель при одинаковой номинальной мощности.

По литровой мощности оценивают степень форсированности. Двигатели, имеющие высокие значения Nл называют форсированными.

Форсирование двигателя — это комплекс технических мероприятий, способствующих повышению литровой мощности.

Возможные способы форсирования двигателей следуют из выражения; Nл увеличивается с увеличением номинальной частоты вращения n, среднего эффективного давления ре или при применении двухтактного рабочего процесса.

Увеличение литровой мощности посредством повышения n широко используется в карбюраторных двигателях, для с временных моделей которых n достигает 6500 мин-1 и выше.

Дизели грузовых автомобилей, как правило, имеют номинальную частоту вращения, не превышающую 2600 мин-1.

По этой причине литровая мощность дизелей без наддува находится в пределах от 12 до 15 кВт/л и существенно уступает аналогичному показателю карбюраторных двигателей, имеющих Nл = 20…50 кВт/л.

Однако в настоящее время в ряде конструкций дизелей легковых автомобилей трудности форсирования их по частоте вращения удается преодолеть. Появляется все большее количество дизелей с номинальной частотой вращения n = 4500…5500 мин-1 и литровой мощностью до 20 кВт/л.

Для дизелей форсирование по частоте вращения менее характерно, чем для двигателей карбюраторных, для которых этот способ повышения литровой мощности является одним из основных.

Как следует из анализа зависимости, при переходе с четырехтактного рабочего цикла на двухтактный литровая мощность должна увеличиваться в два раза.

В действительности же при этом Nл увеличивается всего лишь в 1,5… 1,7 раза вследствие использования лишь части рабочего объема на процессы газообмена и снижения качества очистки и наполнения цилиндров, а также в результате дополнительных затрат энергии на привод продувочного насоса.

Большая (на 50…70%) литровая мощность — существенное достоинство двухтактного двигателя. Однако недоиспользование части рабочего объема цилиндра для получения индикаторной работы приводит к тому, что они имеют заметно более низкие энергоэкономические показатели, чем аналогичные четырехтактные двигатели.

К недостаткам двухтактных ДВС следует отнести сравнительно большую тепловую напряженность элементов цилиндропоршневой группы из-за более кратковременного протекания процессов газообмена и, следовательно, меньшего теплоотвода от деталей, формирующих камеру сгорания, а также большего теплоподвода к ним в единицу времени, что объясняется вдвое более частым следованием процессов сгорания.

Большим недостатком двухтактных карбюраторных двигателей является потеря части горючей смеси в период продувки цилиндра, что значительно снижает их экономичность.

Особое место в ряду мероприятий, направленных на повышение литровой мощности, занимает форсирование двигателей по среднему эффективному давлению рс.

Однако существенного увеличения Nл путем повышения рс удается достигнуть лишь при увеличении тепловой нагруженности рабочего цикла из-за подвода к рабочему телу большего количества теплоты.

Необходимая для этого подача в цилиндр большего количества топлива (возрастание цикловой подачи qп) требует для его полного сжигания и большего количества окислителя. На практике это реализуется путем увеличения количества свежего заряда, нагнетаемого в цилиндр двигателя под давлением.

Этот способ носит название наддува двигателя. При этом ре возрастает практически пропорционально увеличению плотности свежего заряда.

На рисунке изображена схема двигателя с наддувом и механическим приводом компрессора от коленчатого вала.

Схема наддува двигателя с приводным компрессором

Рис. Схема наддува двигателя с приводным компрессором

Одним из недостатков такой системы наддува является существенное снижение экономичности двигателя, обусловленное необходимостью затрат энергии на привод компрессора.

Схема турбонаддува

Рис. Схема турбонаддува

Наибольшее распространение в практике современного двигателестроения получил газотурбинный наддув, схема которого приведена на рисунке выше.

Здесь для привода центробежного компрессора 1 используется энергия ОГ, срабатываемая в газовой турбине 2, конструктивно объединенной с компрессором в единый агрегат, который называют турбокомпрессором (ТК).

Поскольку при газотурбинном наддуве отсутствует механическая связь агрегата наддува с коленчатым валом двигателя, применение ТК заметно ухудшает тяговые характеристики и приемистость двигателя. Это связано с инерционностью системы роторов ТК, а также с уменьшением энергии отработавших газов при малых нагрузках, в связи с чем, особенно в начале разгона, не обеспечивается подача в цилиндр нужного количества свежего заряда. Для преодоления этих недостатков нередко возникает необходимость использования комбинированного наддува. Система комбинированного наддува выполняется в различных конструктивных вариантах и обычно представляет собой определенные комбинации наддува с приводным компрессором и газотурбинного наддува.

Для повышения плотности свежего заряда, подаваемого в цилиндры двигателя, в ряде случаев используются колебательные явления в системах газообмена (пульсации РТ в системе впуска и выпуска), являющиеся результатом цикличности следования процессов газообмена в цилиндре.

Если, например, задать впускному патрубку такие конструктивные параметры (в основном длину и площадь проходного сечения), чтобы перед закрытием впускного клапана около него была волна сжатия, то масса поступающего в цилиндр заряда увеличивается.

Аналогичный эффект можно получить, «настроив» выпускной трубопровод так, чтобы при открытом выпускном клапане вблизи него была волна разрежения. В результате этого улучшится очистка цилиндров и в него поступит большее количество свежего заряда.

При правильном выборе геометрических параметров систем газообмена в отдельных случаях с помощью динамического наддува становится возможным увеличить эффективную мощность двигателя на 15…25%.

При использовании наддува увеличивается механическая и тепловая напряженность элементов, формирующих камеру сгорания, что является одним из основных факторов, ограничивающих возможное увеличение плотности свежего заряда, поступающего в цилиндр. Поэтому при конструировании двигателей с наддувом и выборе величины давления на выходе из компрессора р’х необходимо учитывать возможные последствия роста механических и тепловых нагрузок на его элементы.

По величине создаваемого на входе в цилиндр дизеля давления рк (или степени повышения давления Пк=pк/p0) различают наддув низкий Пк < 1,5, средний Пк > 1,5…2,0 и высокий Пк > 2,0. При этом эффективная мощность двигателя увеличивается соответственно на 20…30, 40…50 и более 50%.

Применение наддува в двигателях с искровым зажиганием требует принятия специальных мер по предотвращению нарушения процесса сгорания, называемого детонацией. Это обстоятельство, а также более высокая тепловая напряженность лопаток турбины из-за большей температуры ОГ существенно усложняют практические возможности использования наддува в двигателях данного типа.

ГЛАВА
5

ДВИГАТЕЛИ
ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ

§ 5.1. ПАРАМЕТРЫ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ

Среднее индикаторное
давление и индикаторная мощность.

Под средним индикаторным давлением pi
понимают
такое условное постоянное давление,
которое, действуя на поршень в течение
одного рабочего хода, совершает работу,
равную индикаторной работе газов в
цилиндре за рабочий цикл.

Согласно определению,
среднее индикаторное давление (Па) равно
отношению индикаторной работы Li
газов за цикл к еди­нице рабочего
объема Vh
цилиндра,
т. е.

. (5.1)

При наличии
индикаторной диаграммы, снятой с
двигателя (рис. 5.1), среднее индикаторное
давление можно определить по формуле

. (5.2)

где
F
— полезная
площадь индикатор­ной диаграммы, м2;
l
— длина индика­торной диаграммы, м;
т
масштаб давления индикаторной диаграммы,
Па/м.

Среднее индикаторное
давление при полной нагрузке у
четырехтакт­ных карбюраторных
двигателей 8·105…12·105
Па, у четырехтактных дизелей —
7,5·105…10·105
Па, у двух­тактных дизелей — 6·105…9·105
Па.

Индикаторной
мощностью Ni
(кВт) двигателя
называют работу, соверша­емую газами
в цилиндрах двигателя в единицу времени,
т. е.

, (5.3)

где
р
i
— среднее
индикаторное давление, Па; Vh
— рабочий
объ­ем цилиндра, м3;
п
частота вращения коленчатого вала,
об/с; τ
— тактность двигателя (τ=4
— для четырехтактных двигателей и τ=2
— для двухтактных); i
— число
цилиндров.

Рабочий объем (м3)
цилиндра

Vh=nD2S/4, (5.4)

где D
— диаметр
цилиндра, м; S
— ход поршня,
м.

Если известны
степень сжатия е двигателя и объем Vc
камеры
сгорания, то рабочий объем Vh
цилиндра
может быть определен по формуле

Vh=(-1)Vc, (5.5)

где
— степень сжатия, равная отношению
полного объема Va
цилиндра к
объему Vc
камеры
сгорания, т. е.

.

Эффективная
мощность двигателя и среднее эффективное
дав­ление. Эффективной мощностью Ne
называют
мощность, снима­емую с коленчатого
вала двигателя для получения полезной
работы.

Эффективная
мощность меньше индикаторной мощности
Ni
на величину
мощности NM
механических
потерь, т. е.

Ne=NiNM. (5.6)
.

Механические
потери в двигателе оцениваются
механическим кпд ηм
который
представляет собой отношение эффективной
мощности к индикаторной:

. (5.7)

Для современных
двигателей механический кпд составляет
0,72…0,9. Зная механический кпд, можно
определить эффектив­ную мощность

Ne=ηмNi. (5.8
)

Эффективная
мощность Ne
(кВт) двигателя
аналогично ин­дикаторной мощности
может быть выражена через среднее
эф­фективное давление:

. (5.9
)

Среднее эффективное
давление ре
равно разности
между сред­ним индикаторным давлением
pi
и средним давлением рм
механи­ческих
потерь:

pe=pipм. (5.10)

Зная механический
кпд, можно определить среднее эффектив­ное
давление (Па):

ре=ηмрi. (5.11)

Среднее эффективное
давление при максимальной мощности у
четырехтактных карбюраторных двигателей
составляет 6,5·105…9,5·105
Па, у четырехтактных дизелей —
6·105…8·105
Па, у двухтактных дизелей — 5·105…7,5·105
Па.

Литровая мощность
двигателя.

Литровой мощностью двига­теля Nл,
(кВт/м3)
называют отношение эффективной мощности
Nе
к литражу
двигателя iVh:

. (5.12)

Индикаторный
кпд и удельный индикаторный расход
топлива.

Экономичность действительного рабочего
цикла двигателя оце­нивается
индикаторным кпд ηi
и удельным индикаторным рас­ходом
топлива bi.

Индикаторный кпд
ηi
оценивает степень использования тепло­ты
в действительном цикле с учетом всех
тепловых потерь и представляет собой
отношение теплоты, эквивалентной
полез­ной индикаторной работе, ко
всей затраченной теплоте:

. (5.13)

где Ni
— индикаторная
мощность, кВт; В
— расход
топлива, кг/с; Q
— низшая теплота сгорания топлива,
кДж/кг.

Удельный индикаторный
расход топлива bi,
[кг/(кВт·ч)]
пред­ставляет собой отношение расхода
топлива В к
индикаторной мощности Ni.

bi=B·3600/Ni. (5.14)

Значения
ηi
и bi
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Тип
двигателей

Индикаторный
кпд

Эффективный
кпд

Удельный
индикаторный расход топлива bi
г/(кВт·ч)

Удельный
эффективный расход топлива be
г/(кВт·ч)

Карбюраторные

0,26…0,38

0,25…0,32

230…300

280…325

Дизели

0,43…0,52

0,35…0,45

160…200

190…240

Эффективный кпд
и удельный эффективный расход топлива.

Экономичность работы двигателя в целом
оценивается эффек­тивным кпд
ηе
и удельным эффективным расходом топлива
bе.

Эффективный кпд
ηе
оценивает степень использования тепло­ты
топлива с учетом всех видов потерь
(как тепловых, так и механических) и
представляет собой отношение теплоты,
эквивалентной полезной эффективной
работе, ко всей затраченной теплоте:

. (5.15)

Если известны
индикаторный кпд и механический кпд,
то

ηеiηм. (5.16)

Удельный эффективный
расход топлива bе
[кг/(кВт·ч)]
пред­ставляет собой отношение расхода
топлива В к
эффективной мощности Ne:

be=B·3600/Ne. (5.17)

Значения ηе
и bе
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.

Расход (кг/с)
воздуха, проходящего через двигатель:

Mв=2VhηVniρв/τ, (5.18)

где Vh
— рабочий
объем цилиндра, м3;
ηV
— коэффициент
напол­нения цилиндров; п
— частота
вращения коленчатого вала, об/с; i
— число цилиндров; ρв
— плотность
воздуха, кг/м3;
m
— тактность двигателя.

Задача 5.1.
Определить индикаторную и эффективную
мощ­ности восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
давление pi=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=3000
об/мин и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: Ni=112,5
кВт; Ne=90
кВт.

Задача 5.2.
Определить
эффективную мощность и удельный
эффективный расход топлива восьмицилиндрового
четырехтакт­ного дизельного двигателя,
если среднее индикаторное давление
рi=7,5·105
Па, степень сжатия =16,5,
объем камеры сгорания Vc=12·10-5
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=220
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=1,02·10-2
кг/с.

Решение:
Среднее эффективное давление определяем
по формуле (5.11):

ре=ηмрi
=7,5·105·0,8=6·105
Па.

Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.5),

Vh=(-1)Vc=(16,5-1)12·10-5=18,6·10-4
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=w/(2)=220/(2·3,14)=35
об/с.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),

=156
кВт.

Удельный эффективный
расход топлива, по формуле (5.17),

be=B·3600/Ne=1,02·10-2·3600/156=0,235
кг/(кВт·ч).

Задача 5.3.
Определить удельный эффективный расход
топ­лива шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, полный объ­ем цилиндра Va=1,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала п=37
об/с и расход
топлива В=3,8·10-3
кг/с.

Ответ: bе=0,238
кг/(кВт·ч).

Задача 5.4.
Определить индикаторную мощность и
среднее индикаторное давление
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=100
кВт, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, сте­пень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vc=2,5·10-4
м3
и ме­ханический кпд ηм=0,84.

Ответ: Ni=119
кВт; pi=6,8·105
Па.

Задача 5.5.
Определить
индикаторную мощность и удельный
индикаторный расход топлива
шестицилиндрового четырехтакт­ного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление pe=6,2·105
Па, диаметр
цилиндра D=0,11
м, ход поршня S=0,14
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с, расход топлива B=5,53·10-3
кг/с и механический кпд ηм=0,82.

Ответ: Ni=90,5
кВт; bi=0,220
кг/(кВт·ч).

Задача 5.6.
Определить диаметр цилиндра и ход поршня
че­тырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=80
кВт, среднее эффективное давле­ние
pe=6·105
Па, частота
вращения коленчатого вала п=1800
об/мин и средняя скорость поршня ст=9,6
м/с.

Ответ: D=0,135
м; B=0,16
м.

Задача 5.7.
Определить мощность механических потерь
восьмицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигате­ля, если
среднее индикаторное давление рe=1,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=50
об/с и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: NM=22,4
кВт.

Задача 5.8.
Определить индикаторную мощность и
мощ­ность механических потерь
шестицилиндрового двухтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=6,36·105
Па, степень сжатия =16,
объем камеры сгорании Vc=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=35
об/с
и механический
кпд ηм=0,84.

Ответ: Ni=186
кВт; NM=29,8
кВт.

Задача 5.9.
Определить
среднее индикаторное давление и среднее
давление механических потерь
восьмицилиндрового че­тырехтактного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мо­щность Ne=145
кВт, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня Vh=0,09м,
средняя скорость поршня ст=12,0
м/с и механический кпд ηм=0,8.

Ответ: pi=9,6·105
Па; pм=1,92·105
Па.

Задача 5.10.
Определить эффективную мощность и
удельный эффективный расход топлива
восьмицилиндрового четырехтакт­ного
карбюраторного двигателя, если
индикаторная работа газов за цикл Li=649
Дж, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня
S=0,095
м, средняя скорость поршня сm=9,5
м/с, механический кпд ηм=0,85
и расход топлива В=9,1·10-3
кг/с.

Ответ: Ne=110,5
кВт; bе=0,316
кг/(кВт·ч).

Задача 5.11.
Определить удельные индикаторный и
эффек­тивный расходы топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
индикаторное давление pi=6,8·105
Па, степень сжатия =15,
полный объем цилиндра Va=37,5·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, механический кпд ηм=0,84
и расход топлива B=5,95·10-3
кг/с.

Ответ: bi=0,180
кг/(кВт·ч); bе=0,214
кг/(кВт·ч).

Задача 5.12.
Определить эффективную мощность и
мощность механических потерь
шестицилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=5,4·105
Па, диаметр цилиндра D=0,108
м, ход поршня S=0,12
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с и механический кпд ηм=0,78.

Ответ: Ne=62,4
кВт; NM=17,6
кВт.

Задача 5.13.
Определить
среднее индикаторное давление и
индикаторную мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если диаметр цилиндра D=0,15
м, ход поршня S=0,18
м, частота вращения коленчатого вала
n=1500об/мин.
Индицированием двигателя получена
индикатор­ная диаграмма полезной
площадью F=l,95·10-3
м2,
длиной l=0,15
м при масштабе давлений т=0,6·108
Па/м.

Ответ: рi=7,8·105
Па, Ni=186
кВт.

Задача
5.14. Определить
удельный индикаторный расход то­плива
шестицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если диаметр
цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, частота вращения коленчатого вала
n=2800об/мин,
расход топлива B=4,5·10-3
кг/с. Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,6·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масштабе давлений m=1108
Па/м.

Решение:
Среднее индикаторное давление определяем
по формуле (5.2):

pi=Fm/l=1,6·103·1·108/0,2=8·105
Па.

Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.4),

Vh=D2S/4=3,14·0,0822·0,11/4=5,8·104
м3.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=65
кВт.

Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),

bi=B·3600/Ni=4,5·10-3·3600/65=0,249
кг/(кВт·ч).

Задача 5.15.
Определить индикаторную мощность и
мощ­ность механических потерь
четырехцилиндрового четырехтакт­ного
дизельного двигателя, если степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Vа=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с и механический кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,8·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масш­табе давлений т=0,8·108
Па/м.

Ответ: Ni=40,3
кВт; NM=7,7
кВт.

Задача 5.16.
Определить среднее эффективное давление
и сре­днее давление механических
потерь двухцилиндрового четырех­тактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=18
кВт, диаметр цилиндра D=0,105
м, ход поршня S=0,12
м, частота вращения коленчатого вала
n=30
об/с и ме­ханический кпд ηм=0,78.

Ответ: ре=5,77·105
Па; рм=1,63·105
Па.

Задача 5.17.
Определить эффективную мощность и
механи­ческий кпд шестицилиндрового
четырехтактного дизельного дви­гателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, пол­ный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=37
об/с и мощность механических потерь
NM=14,4
кВт.

Ответ: Ne=57,6
кВт; ηм=0,8.

Задача 5.18.
Определить среднюю скорость поршня и
степень сжатия четырехцилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если эффективная мощность
Ne=51,5
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,45·105
Па, ход поршня
S=0,092
м, частота вращения коленчатого вала
n=4000
об/мин и объем
камеры
сгорания Vc=1·10-4
м3.

Ответ: сm=12,3
м/с; =7,0.

Задача 5.19.
Определить угловую скорость вращения
колен­чатого вала и степень сжатия
шестицилиндрового четырехтакт­ного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мощность Ne=66
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,5·105
Па, часто­та
вращения коленчатого вала п=60
об/с и полный объем цилин­дра Va=6,63·10-4
м3.

Ответ: w=377
рад/с; =6,7.

Задача 5.20.
Определить индикаторную мощность и
механи­ческий кпд восьмицилиндрового
четырехтактного карбюратор­ного
двигателя, если среднее индикаторное
давление ре=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м3
средняя скорость поршня ст=9,5
м/с и мощность
механических потерь NM=23,5
кВт.

Ответ: Ni=111,8
кВт; ηм=0,79.

Задача 5.21.
Определить
литраж и удельный эффективный расход
топлива шестицилиндрового четырехтактного
карбюра­торного двигателя, если
эффективная мощность Ne=52
кВт, сре­днее эффективное давление
ре=6,4·105
Па, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=314
рад/с и расход топлива B=3,8·10-3
кг/с.

Ответ: iVh=32,5·10-4
м3;
bе=0,263
кг/(кВт·ч).

Задача 5.22.
Определить
расход топлива четырехцилиндрово­го
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее индика­торное давление
pi=6,8·105
Па, частота вращения коленчатого вала
n=25
об/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания
Vc=2,5·10-4
м3,
механический кпд ηм=0,84
и удельный эффек­тивный расход топлива
be=0,180
кг/(кВт·ч).

Ответ: В=5·103
кг/с.

Задача 5.23.
Определить
расход топлива шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного двигателя
если среднее инди­каторное давление
pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, средняя скорость поршня ст=9,9
м/с, механический
кпд ηм=0,85
и удельный эффективный расход топ­лива
be=0,276
кг/(кВт·ч).

Ответ: B=4,08·103
кг/с.

Задача 5.24.
Определить
литровую мощность и удельный ин­дикаторный
расход топлива восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
дав­ление pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,12
м, ход поршня S=0,1
м, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=377
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=16·10-3
кг/с.

Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):

Vh=nD2S/4=3,14·0,122·0,1/4=11,3·104
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=w/(2)=377/(2·3,14)=60
об/с.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=217
кВт.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.8),

Ne=ηмNi=217·0,8=173,6
кВт.

Литровая мощность
двигателя, по формуле (5.12),

=19200
кВт/м3.

Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),

bi=B·3600/Ni=16·10-3·3600/217=0,265
кг/(кВт·ч).

Задача 5.25.
Определить
литровую мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эф­фективное давление
ре=1·105
Па, частота вращения коленчатого вала
п=35
об/с, степень сжатия =14,5
и объем камеры сгорания Vс=22·10-5
м3.

Ответ: Nл=12250
кВт/м3.

Задача 5.26.
Определить
индикаторную мощность и расход топлива
восьмицилиндрового карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=6,56·105
Па, диаметр цилинд­ра D=0,12
м, ход поршня
S=0,1
м, частота вращения коленчатого вала
n=70
об/с, механический кпд ηм=0,82
и удельный
индикаторный расход топлива bi=0,265
кг/(кВт·ч).

Ответ: Ni=
253 кВт; В=18,6·10-2
кг/с.

Задача 5.27.
Определить
частоту вращения коленчатого вала и
удельный эффективный расход топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощ­ность Ne=109
кВт, среднее эффективное давление
ре=5,6·105
Па, степень сжатия =14,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3
и расход топлива B=6,5·10-3
кг/с.

Ответ: п=30
об/с; bе=0,215
кг/(кВт·ч).

Задача 5.28.
Определить
эффективный кпд шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эф­фективное
давление ре=6,2·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=44
000 кДж/кг, диаметр цилиндра D=0,092
м, ход поршня S=0,082
м, средняя скорость поршня ст=8,2
м/с и рас­ход топлива B=4,4·10-3
кг/с.

Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):

Vh=nD2S/4=3,14·0,0922·0,082/4=5,45·10-4
м3.

Частота вращения
коленчатого вала

n=cm/(2S)=8,2/(2·0,082)=50
об/с.

Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),

=50,7
кВт.

Эффективный кпд,
по формуле (5.15),

=0,26.

Задача 5.29.
Определить
индикаторный и механический кпд
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, ес­ли среднее
индикаторное давление pi=6,8·105Па,
низшая тепло­та сгорания топлива
Q=41800
кДж/кг, угловая скорость вра­щения
коленчатого вала w=157
рад/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3,
расход топлива B=6·10-3
кг/с и эффективный кпд ηe=0,4.

Ответ: ηi=0,476;
ηм=0,84.

Задача 5.30.
Определить
индикаторный кпд шестицилиндрового
двухтактного дизельного двигателя,
если среднее эффектив­ное давление
ре=6,36·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=42000
кДж/кг, степень сжатия =16,
объем камеры сгора­ния Vс=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
n=2100
об/мин, расход топлива B=1,03·10-2
кг/с и мощность механических потерь
NM=29,8
кВт.

Ответ: ηi=0,43.

Задача 5.31.
Определить индикаторный и эффективный
кпд четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, ес­ли степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Va=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=42600
кДж/кг, расход топлива B=2,2·10-3
кг/с и механичес­кий кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,9·10-3
м2,
длиной l=0,19
м, при масштабе давлений m=0,72·108Па/м.

Ответ: ηi=0,43;
ηe=0,35.

Задача 5.32.
Определить
расход топлива для восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=7·105Па,
полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=7,0·10-5
м3,
ча­стота вращения коленчатого вала
n=53
об/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=46000
кДж/кг и эффективный кпд ηe=0,28.

Ответ: B=8,3·103
кг/с.

Задача 5.33.
Определить
расход топлива для шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее ин­дикаторное давление
pi=9·105
Па, полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
п=2220
об/мин, низшая теплота сго­рания
топлива Q=42800
кДж/кг, эффективный кпд ηe=0,35
и механический кпд ηм=0,84.

Решение:
Рабочий объем цилиндра

Vh=VaVc=1,9·104-6,9·105=7,2·104
м3.

Индикаторный кпд
определяем из формулы (5.16):

ηiе/ηм=0,35/0,84=0,44.

Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),

=72
кВт.

Расход топлива,
по формуле (5.13),

=3,82·103
кг/с.

Задача 5.34.
Определить экономию топлива в процентах,
ко­торую дает замена, карбюраторного
двигателя дизельным яри средней
индикаторной мощности Ni=148
кВт, если индикатор­ный кпд карбюраторного
двигателя ηi1=0,34,
дизельного — ηi2=0,45.
Низшая теплота сгорания бензина Q=43500
кДж/кг, дизельного топлива Q=42600кДж/кг.

Литровая мощность

Литровая мощность

        наибольшая эффективная мощность, снимаемая с 1 дм3 (1л) рабочего объёма цилиндров двигателя внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания). Л. м. — один из основных показателей совершенства конструкции двигателя. Наибольшую Л. м., составляющую около 74 квт/л (100 л. с./л), имеют форсированные автомобильные и мотоциклетные двигатели (см. Форсированная мощность). У двигателей серийных легковых автомобилей Л. м. 29—44 квт/л, у дизельных двигателей грузовых автомобилей 12—18 квт/л.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Смотреть что такое “Литровая мощность” в других словарях:

  • литровая мощность двигателя — variklio litražas statusas T sritis Energetika apibrėžtis Vidaus degimo variklio visų cilindrų darbo tūrių suma. Cilindro darbo tūris lygus jo skerspjūvio ploto ir stūmoklio eigos sandaugai. Matuojamas litrais. atitikmenys: angl. engine output… …   Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas

  • ЛИТРОВАЯ МОЩНОСТЬ — отношение мощности двигателя внутр. сгорания к рабочему объёму двигателя. Этот показатель характеризует степень совершенства двигателя. По Л. м. можно сравнивать конструкции однотипных двигателей. Наибольшую Л. м. имеют форсированные автомоб. и… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • МОЩНОСТЬ судового двигателя — величина, определяющая способность судового двигателя производить определенное количество работы в единицу времени. В системе СИ измеряется в киловаттах: 1 кВт=1,36 л. с. = 102 кГс м/с. Измерение М. производится по косвенным показателям:… …   Морской энциклопедический справочник

  • Удельная мощность — Удельная мощность  отношение потребляемой устройством мощности к его массе (или объёму). Удельная мощность автомобиля Применительно к автомобилям удельной мощностью называют максимальную мощность мотора, отнесённую ко всей массе автомобиля.… …   Википедия

  • Удельная мощность —         отношение мощности двигателя к его массе или др. параметру. Мощность поршневого двигателя, отнесённая к литражу двигателя (См. Литраж двигателя), называется литровой мощностью; отнесённая к суммарной площади его поршней поршневой… …   Большая советская энциклопедия

  • Porsche 911 — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Автомобильный двигатель —         Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутреннего сгорания и паровые) и электрические двигатели. Подавляющее большинство А. д. являются поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ПДВС). По рабочему процессу автомобильные ПДВС… …   Большая советская энциклопедия

  • двигатель авиационный — Рис. 1. Зависимость тяги от скорости полёта. двигатель авиационный — тепловой двигатель для приведения в движение летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дирижаблей и пр.). С момента зарождения авиации и до конца 2 й мировой войны… …   Энциклопедия «Авиация»

  • двигатель авиационный — Рис. 1. Зависимость тяги от скорости полёта. двигатель авиационный — тепловой двигатель для приведения в движение летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, дирижаблей и пр.). С момента зарождения авиации и до конца 2 й мировой войны… …   Энциклопедия «Авиация»

  • ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ судна — двигатель, служащий для приведения в движение модели. На моделях устанавливают двигатели внутреннего сгорания (ДВС), электродвигатели, простейшие двигатели (резиномоторы, пружинные), а иногда паровые машины и турбины. Из ДВС на моделях применяют… …   Морской энциклопедический справочник

Изобретенный более 100 лет назад поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС), на сегодняшний день все еще является самым распространенным в автомобилестроении. При выборе модели двигателя своего будущего автомобиля покупатель может предварительно ознакомиться с его основными характеристиками. В этой статье мы подробно расскажем об основных показателях двигателей внутреннего сгорания, что они собой представляют и как влияют на работу.

Основные показатели двигателя
Сгорание топлива происходит внутри ДВС, в специальной камере цилиндра. Это приводит в движение поршень, который, совершая циклические возвратно-поступательные движения, проворачивает коленчатый вал. Таков упрощенный принцип работы любого поршневого двигателя внутреннего сгорания. Основные характеристики

ДВС можно оценить тремя основными показателями:
— мощность двигателя;
— крутящий момент;
— расход топлива.

Рассмотрим более подробно каждый из этих показателей.

Что такое мощность двигателя
Под мощностью следует понимать физическую величину, которая показывает совершаемую двигателем работу за единицу времени. При вращательном движении мощность определяется как произведение крутящего момента на угловую скорость вращения коленчатого вала. Обычно она указывается в лошадиных силах (л.с.), но встречается измерение и в кВт. Существует несколько единиц измерения под названием «лошадиная сила», но, как правило, имеется в виду так называемая «метрическая лошадиная сила», которая равная ≈ 0,7354 кВт. А вот в США и Великобритании лошадиные силы, касающиеся автомобилей, приравнивают к 0,7456 кВт, то есть как 75 кгс*м/с, что приблизительно равно 1,0138 метрической.

— 1 кВт = 1,3596 л.с. (для метрического исчисления);
— 1 кВт = 1,3783 hp (английский стандарт);
— 1 кВт = 1,34048 л.с. (электрическая «лошадка»).

Если же конвертировать мощность 1 лошадиной силы в киловатты (в промышленности или энергетике), то она будет примерно равна 0,746 кВт. Понятие лошадиная сила не входит в международную систему измерений (СИ), поэтому измерение мощности в кВт будет более правильным.

Чем больше мощность, тем большую скорость сможет развить автомобиль.

Виды мощности
— индикаторная;
— эффективная;
— литровая.

Индикаторной называют мощность, с которой газы давят на поршень. То есть, не учитываются никакие другие факторы, а только давление газов в момент их сгорания. Эффективная мощность, эта та сила, которая передается коленчатому валу и трансмиссии. Индикаторная будет пропорциональной литражу двигателя и среднему давлению газов на поршень.
Эффективная мощность двигателя будет всегда ниже индикаторной.
Также есть параметр, называемый литровой мощность двигателя. Это соотношение объема двигателя к его максимальной мощности. Для бензиновых моторов литровая мощность составляет в среднем 30-45 кВт/л, а у дизельных – 10-15 кВт/л.

Как узнать мощность двигателя автомобиля
Конечно, значение можно посмотреть в документах на машину, но иногда требуется узнать мощность автомобиля, который подвергался тюнингу или давно находится в эксплуатации. В таких случаях не обойтись без динамометрического стенда. Его можно найти в специализированных организациях и на станциях техобслуживания. Колеса автомобиля помещаются между барабанами, создающими сопротивление вращению. Далее имитируется движение с разной нагрузкой. Компьютер сам определит мощность двигателя. Для более точного результата может понадобиться несколько попыток.

Что такое крутящий момент
Крутящий момент двигателя рассчитывается по формуле: M = F*R, где F – это сила, с которой давит поршень, R — длина плеча (рычага). В нашем случае плечом будет расстояние от оси вращения коленчатого вала до места крепления шатунной шейки. Этот параметр измеряется в ньютонах на метр (Hм). 1H соответствует 0,1 кг, который давит на конец рычага длиной в метр.
Крутящий момент ДВС характеризует показатель силы вращения коленчатого вала и определяет динамику разгона автомобиля.

Что такое расход (удельный расход) топлива
Удельный расход топлива двигателя – это количество топлива, затрачиваемое для производства определенного количества энергии. Чем расход ниже, тем рациональнее будет использоваться топливо. Расход связан с эффективностью двигателя. Один двигатель может иметь разный расход топлива в зависимости от скорости и нагрузки.

Роль мощности и крутящего момента двигателя
Для обеспечения лучших динамических показателей двигателя, производители стараются наделить силовой агрегат максимальным крутящим моментом, который будет достигаться в более широком значении оборотов двигателя.
Чтобы правильно оценить роль этих двух понятий, стоит обратить внимание на следующие факты:
— Взаимосвязь мощности и крутящего момента можно выразить в формуле: P = 2П*M*n, где Р – это мощность, M – показатель крутящего момента, а n – количество оборотов коленвала в единицу времени.
— Крутящий момент более конкретный показатель характеристики двигателя. Низкий крутящий момент (даже при высокой мощности) не позволит реализовать потенциал двигателя: имея возможность разогнаться до высокой скорости, автомобиль будет достигать этой скорости невероятно долго.
— Мощность двигателя будет возрастать с повышением оборотов: чем выше, тем больше мощность, но до определенных пределов.
— Крутящий момент увеличивается с повышением количества оборотов, но при достижении максимального значения показатели крутящего момента снижаются.
— При равных показателях мощности и крутящего момента более эффективным будет двигатель с меньшим расходом топлива.

Литровая мощность

13 апреля 2011г.

Сравнительная оценка форсировки двигателей, что особенно важно для спортивных и гоночных двигателей, производится по их литровой мощности.

Литровая мощность дает возможность сравнивать мощностные показатели двигателей с разным рабочим объемом:

Формула

где: Vn — рабочий объем двигателя в литрах. В настоящее время литровая мощность лучших гоночных двигателей достигает 300 л. с./л.

По литровой мощности спортивные двигатели значительно уступают гоночным. Литровая мощность наиболее форсированных четырехтактных спортивных двигателей составляет 120 л. с./л и двухтактных — 130 л. с./л. Данные по литровой мощности некоторых спортивных и гоночных двигателей приведены в таблице.

Мотоцикл Класс мотоцикла Тактность двигателя Обороты при максимальной мощности (об/мин) Мощность (л. с.) Ре (кг/см2) Назначение
эффективн. (л. с.) литровая (л. с./л)
Судзуки (Япония) 50 2 16 000 15 300 8,40 Гоночный
Хонда (Япония) 50 4 20 000 14 280 12,7 Гоночный
ДКВ Хуммель-150 (ФРГ) 50 2 6 800 4,6 94 6,2 Дорожно-спортивный гоночный
Судзуки (Япония) 125 2 13 000 32 256 8,8 Дорожно-спортивный гоночный
Хонда (Япония) 125 4 18 000 27 216 10,8 Дорожно-спортивный гоночный
С159 (СССР) 125 4 12 800 21,6 175 12,3 Дорожно-спортивный гоночный
MZ (ГДР) 125 2 7 000 14 113 7,3 Спортивный гоночный
MZ (ГДР) 250 2 11500 52 210 8,20 Спортивный гоночный
С259 (СССР) 250 4 11 500 39,8 160 12,5 Спортивный гоночный
Ява тип, 557/03 250 2 5 250 20 81 6,9 Спортивный гоночный
MB (Италия) 350 4 12 500 60 175 12,6 Спортивный гоночный
С360 (СССР) 350 4 10 300 51,5 148 13,0 Спортивный гоночный
ЭСО (ЧССР) 350 4 7 500 32 92 11,0 Спортивный гоночный
MB (Италия) 500 4 10 500 70 140,5 12,0 Спортивный гоночный
Нортон (Англия) 500 4 7 200 52 104 13,0 Спортивный гоночный
КР-5 (СССР) 500 4 6 500 41 82,5 11,4 Спортивный (кроссов.)
БСА-Золотая звезда (Англия) 500 4 7 000 42 84,5 10,8 Спортивный (кроссов.)

«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов

  • Индикаторная мощность
  • Среднее индикаторное давление
  • Мощность трения
  • Для снижения потерь на трение в узлах и механизмах двигателя
  • Характеристики мотоциклетных двигателей
  • Параметры скоростной характеристики
  • Зависимость мощности и удельного расхода топлива

Добавить комментарий