Как найти логарифм синуса

Логарифмы синусов углов близких к 90° и косинусов малых углов (Таблица Брадиса 16)

Логарифмы синусов любого угла, содержащего целое число градусов и минут, берется из таблица Брадиса 15, если угол заключается между 0° и 14°, и из таблица Брадиса 16, если он заключается между 14° и’90°. В готовом виде таблицы Брадиса 16 даёт только логарифмы синусов углов через 0,1° = 6′, для других нужна интерполяция, вводящая поправку на разность между данным углом и ближайшим табличным. Эта поправка берётся из соответствующего столбца справа (курсив). Она прибавляется к ближайшему меньшему табличному логарифму, если данный угол превосходит ближайший меньший табличный на 1, 2, 3 минуты, и отнимается от ближайшего большего в остальных случаях. Например, lg sin 20°38′ = 1,5470, так как 5463 + 7=5470, a lg sin 20°41′ =1,5481, так как 5484 — 3=5481.

Так же данная таблица служит для разыскания логарифмов косинусов, причём надо пользоваться нумерацией градусов справа, минут — снизу, и не забывать, что при возрастании острого угла его косинус убывает. Подыскание косинусов можно устранить, заменяя их синусами дополнительных углов.

Читайте также — как пользоваться таблицами Брадиса
Смотрите — все таблицы Брадиса

ЛОГАРИФМЫ СИНУСОВ УГЛОВ
А 0′ 6′ 12′ 18′ 24′ 30′ 36′ 42′ 48′ 54′ 60′ 1′ 2′ 3′
14° 1,3837 3867 3897 3927 3957 3986 5 10 15
4015 4044 4073 4102 1,4130 75° 5 10 14
15° 1,4130 4158 4186 4214 4242 4269 5 9 14
4296 4323 4350 4377 1,4403 74° 4 9 13
16° 1,4403 4430 4456 4482 4508 4533 4 9 13
4559 4584 4609 4634 1,4659 73° 4 8 13
17° 1,4659 4684 4709 4733 4757 4781 4805 4829 4853 4876 4900 72° 4 8 12
18° 4900 4923 4946 4969 4992 5015 5037 5060 5082 5104 5126 71° 4 8 11
19° 5126 5148 5170 5192 5213 5235 5256 5278 5299 5320 1,5341 70° 4 7 11
20° 1,5341 5361 5382 5402 5423 5443 5463 5484 5504 5523 5543 69° 3 7 10
21° 5543 5563 5583 5602 5621 5641 5660 5679 5698 5717 5736 68° 3 6 10
22° 5736 5754 5773 5792 5810 5828 5847 5865 5883 5901 5919 67° 3 6 9
23° 5919 5937 5954 5972 5990 6007 6024 6042 6059 6076 6093 66° 3 6 9
24° 6093 6110 6127 6144 6161 6177 6194 6210 6227 6243 1,6289 65° 3 6 8
25° 1,6259 6276 6292 6308 6324 6340 6356 6371 6387 6403 6418 64° 3 5 8
26° 6418 6434 6449 6465 6480 6495 6510 6526 6541 6556 6570 63° 3 5 8
27° 6570 6585 6600 6615 6629 6644 6659 6673 6687 6702 6716 62° 2 5 7
28° 6716 6730 6744 6759 6773 6787 6801 6814 6828 6842 6856 61° 2 5 7
29° 6856 6869 6883 6896 6910 6923 6937 6950 6963 6977 1,6990 60° 2 4 7
30° 1,6990 7003 7016 7029 7042 7055 7068 7080 7093 7106 7118 59° 2 4 6
31° 7118 7131 7144 7156 7168 7181 7193 7205 7218 7230 7242 58° 2 4 6
32° 7242 7254 7266 7278 7290 7302 7314 7326 7338 7349 7361 57° 2- 4 6
33° 7361 7373 7384 7396 7407 7419 7430 7442 7453 7464 7476 56° 2 4 6
34° 7476 7487 7498 7509 7520 7531 7542 7553 7564 7575 1,7586 55° 2 4 6
35° 1,7586 7597 7607 7618 7629 7640 7650 7661 7671 7682 7692 54° 2 4 5
36° 7692 7703 7713 7723 7734 7744 7754 7764 7774 7785 7795 53° 2 3 5
37° 7795 7805 7815 7825 7835 7844 7854 7864 7874 7884 78,93 52° 2 3 5
38° 7893 7903 7913 7922 7932 7941 7951 7960 7970 7979 7989 51° 2 3 5
39° 7989 7998 8007 8017 8026 8035 8044 8053 8063 8072 1,8081 50° 2 3 5
40° 1,8081 8090 8099 8108 8117 8125 8134 8143 8152 8161 8169 49° 1 3 4
41° 8169 8178 8187 8195 8204 8213 8221 8230 8238 8247 8255 48° 1 3 4
42° 8255 8264 8272 8280 8289 8297 8305 8313 8322 8330 8338 47° 1 3 4
43° 8338 8346 8354 8362 8370 8378 8386 8394 8402 8410 8418 46° 1 3 4
44° 8418 8426 8433 8441 8449 8457 8464 8472 8480 8487 1,8495 45° 1 3 4
45° 1,8495 8502 8510 8517 8525 8532 8540 8547 8555 8562 8569 44° 1 2 4
46° 8569 8577 8584 8591 8598 8606 8613 8620 8627 8634 8641 43° 1 2 4
47° 8641 8648 8655 8662 8669 8676 8683 8690 8697 8704 8711 42° 1 2 3
48° 8711 8718 8724 8731 8738 8745 8751 8758 8765 8771 8778 41° 1 2 3
49° 8778 8784 8791 8797 8804 8810 8817 8823 8830 8836 1,8843 40° 1 2 3
60′ 54′ 48′ 42′ 36′ 30′ 24′ 18′ 12′ 6′ 0′ А 1′ 2′ 3′
ЛОГАРИФМЫ КОСИНУСОВ УГЛОВ
ЛОГАРИФМЫ СИНУСОВ УГЛОВ
А 0′ 6′ 12′ 18′ 24′ 30′ 36′ 42′ 48′ 54′ 60′ 1′ 2′ 3′
50° 1,8843 8849 8855 8862 8868 8874 8880 8887 8893 8899 1,8905 39° 1 2 3
51° 8905 8911 8917 8923 8929 8935 8941 8947 8953 8959 8965 38° 1 2 3
52° 8965 8971 8977 8983 8989 8995 9000 9006 9012 9018 9023 37° 1 2 3
53° 9023 9029 9035 9041 9046 9052 9057 9063 9069 9074 9080 36° 1 2 3
54° 9080 9085 9091 9096 9101 9107 9112 9118 9123 9128 1,9134 35° 1 2 3
55° 1,9134 9139 9144 9149 9155 9160 9165 9170 9175 9181 9186 34° 1 2 3
56° 9186 9191 9196 9201 9206 9211 9216 9221 9226 9231 9236 33° 1 2 3
57° 9236 9241 9246 9251 9255 9260 9265 9270 9275 9279 9284 32° 1 2 2
58° 9284 9289 9294 9298 9303 9308 9312 9317 9322 9326 9331 31° 1 2 2
59° 9331 9335 9340 9344 9349 9353 9358 9362 9367 9371 1,9375 30° 1 1 2
60° 1,9375 9380 9384 9388 9393 9397 9401 9406 9410 9414 9418 29° 1 1 2
61° 9418 9422 9427 9431 9435 9439 9443 9447 9451 9455 9459 28° 1 1 2
62° 9459 9463 9467 9471 9475 9479 9483 9487 9491 9495 9499 27° 1 1 2
63° 9499 95рЗ 9506 9510 9514 9518 9522 9525 9529 9533 9537 26° 1 1 2
64° 9537 9540 9544 9548 9551 9555 9558 9562 9566 9569 1,9573 25° 1 1 2
65° 1,9573 9576 9580 9583 9587 9590 9594 9597 9601 9604 9607 24° 1 1 2
66° 9607 9611 9614 9617 9621 9624 9627 9631 9634 9637 9640 23° 1 1 2
67° 9640 9643 9647 9650 9653 9656 9659 9662 9666 9669 9672 22° 1 1 2
68° 9672 9675 9678 9681 9684 9687 9690 9693 9696 9699 9702 21° 0 1 1
69° 9702 9704 9707 9710 9713 9716 9719 9722 9724 9727 1,9730 20° 0 1 1
70° 1,9730 9733 9735 9738 9741 9743 9746 9749 9751 9754 9757 19° 0 1 1
71° 9757 9759 9762 9764 9767 9770 9772 9775 9777 9780 9782 18° 0 1 1
72° 9782 9785 9787 9789 9792 9794 9797 9799 9801 9804 9806 17° 0 1 1
73° 9806 9808 9811 9813 9815 9817 9820 9822 9824 9826 9828 16° 0 1 1
74° 9828 9831 9833 9835 9837 9839 9841 9843 9845 9847 1,9849 15° 0 1 1
75° 1,9849 9851 9853 9855 9857 9859 9861 9863 9865 9867 9869 14° 0 1 1
76° 9869 9871 9873 9875 9876 9878 9880 9882 9884 9885 9887 13° 0 1 1
77° 9887 9889 9891 9892 9894 9896 9897 9899 9901 9902 9904 12° 0 1 1
78° 9904 9906 9907 9909 9910 9912 9913 9915 9916 9918 9919 11° 0 1 1
79° 9919 9921 9922 9924 9925. 9927 9928 9929 9931 9932 1,9934 10° 0 0 1
80° 1,9934 9935 9936 9937 9939 9940 9941 9943 9944 9945 9946 0 0 1
81° 9946 9947 9949 9950 9951 9952 9953 9954 9955 9956 9958 0 0 1
82° 9958 9959 9960 9961 9962 9963 9964 9965 9966 9967 9968 0 0 1
83° 9968 9968 9969 9970 9971 9972 9973 9974 9975 9975 9976 0 0 0
84° 9976 9977 9978 9978 9979 9980 9981 9981 9982 9983 1,9983 0 0 0
85° 1,9983 9984 9985 9985 9986 9987 9987 9988 9988 9989 9989 0 0 0
86° 9989 9990 9990 9991 9991 9992 9992 9993 9993 9994 9994 0 0 0
87° 9994 9994 9995 9995 9996 9996 9996 9996 9997 9997 9997 0 0 0
88° 9997 9998 9998 9998 9998 9999 9999 9999 9999 9999 1,9999 0 0 0
89° 9999 9999 0000 0000 0000 0000 0000 0000 0000 0000 0,0000 0 0 0
90° 0,0000
60′ 54′ 48′ 42′ 36′ 30′ 24′ 18′ 12′ 6′ 0′ А 1′ 2′ 3′
ЛОГАРИФМЫ КОСИНУСОВ УГЛОВ

_______________

Источник информации: Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы: Для средней школы. / В.М. Брадис . — 57-е изд., — М.: Просвещение, 1990.

Логарифмы синусов малых углов и косинусов углов близких к 90° (Таблица Брадиса 15)

Логарифмы синусов любого угла, содержащего целое число градусов и минут, берется из таблица брадиса 15, если угол заключается между 0° и 14°,  и из таблицы брадиса 16, если он заключается между 14° и’90°. В готовом виде таблицы брадиса 16 даёт только логарифмы синусов углов через 0,1° = 6′, для других нужна интерполяция, вводящая поправку на разность между данным углом и ближайшим табличным. Эта поправка берётся из соответствующего столбца справа (курсив). Она прибавляется к ближайшему меньшему табличному логарифму, если данный угол превосходит ближайший меньший табличный на 1, 2, 3 минуты, и отнимается от ближайшего большего в остальных случаях. Например, lg sin 20°38′ = 1,5470, так как 5463 + 7=5470, a lg sin 20°41′ =1,5481, так как 5484 – 3=5481.

Так же данная таблица брадиса служит для разыскания логарифмов косинусов, причём надо пользоваться нумерацией градусов справа, минут – снизу, и не забывать, что при возрастании острого угла его косинус убывает. Подыскание косинусов можно устранить, заменяя их синусами дополнительных углов.

ЛОГАРИФМЫ СИНУСОВ УГЛОВ
А 0′ 1′ 2′ 3′ 4′ 5′ 6′ 7′ 8′ 9′ 10′  
0°00′   4,4637 7648 9408 0658 1627 2419 3088 3668 4180 3,4637 50′
10′ 3,4637 5051 5429 5777 6099 6398 6678 6942 7190 7245 7648 40′
20′ 7648 7859 8061 8255 8439 8617 8787 8951 9109 9261 9408 30′
30′ 9408 9551 9689 9822 9952 0078 0200 0319 0435 0548 2,0658 20′
40′ 2,0658 0765 0870 0972 1072 1169 1265 1358 1450 1539 1627 10′
50′ 1627 1713 1797 1880 1961 2041 2119 2196 2271 2346 2419 89°00′
             
1°00′ 2,2419 2490 2561 2630 2699 2766 2832 2898 2962 3025 3088 50′
10′ 3088 3150 3210 3270 3329 3388 3445 3502 3558 3613 3668 40′
20′ 3668 3722 3775 3828 3880 3931 3982 4032 4082 4131 4179 30′
30′ 4179 4227 4275 4322 4368 4414 4459 4504 4549 4593 4637 20′
40′ 4637 4680 4723 4765 4807 4848 4890 4930 4971 5011 5050 10′
50′ 5050 5090 5129 5167 5206 5243 5281 5318 5355 5392 2,5428 88°00′
             
2°00′ 2,5428 5464 5500 5535 5571 5605 5640 5674 5708 5742 5776 50′
10′ 5776 5809 5842 5875 5907 5939 5972 6003 6035 6066 6097 40′
20′ 6097 6128 6159 6189 6220 6250 6279 6309 6339 6368 6397 30′
30′ 6397 6426 6454 6483 6511 6539 6567 6595 6622 6650 6677 20′
40′ 6677 6704 6731 6758 6784 6810 6837 6863 6889 6914 6940 10′
50′ 6940 6965 6991 7016 7041 7066 7090 7115 7140 7164 2,7188 87°00′
             
3°00′ 2,7188 7212 7236 7260 7283 7307 7330 7354 7377 7400 7423 50′
10′ 7423 7445 7468 7491 7513 7535 7557 7580 7602 7623 7645 40′
20′ 7645 7667 7688 7710 7731 7752 7773 7794 7815 7836 7857 30′
30′ 7857 7877 7898 7918 7939 7959 7979 7999 8019 8039 8059 20′
40′ 8059 8078 8098 8117 8137 8156 8175 8194 8213 8232 8251 10′
50′ 8251 8270 8289 8307 8326 8345 8363 8381 8400 8418 2,8436 86°00′
             
4°00′ 2,8436 8454 8472 8490 8508 8525 8543 8560 8578 8595 8613 50′
10′ 8613 8630 8647 8665 8682 8699 8716 8733 8749 8766 8783 40′
20′ 8783 8799 8816 8833 8849 8865 8882 8898 8914 8930 8946 30′
30′ 8946 8962 8978 8994 9010 9026 9042 9057 9073 9089 9104 20′
40′ 9104 9119 9135 9150 9166 9181 9196 9211 9226 9241 9256 10′
50′ 9256 9271 9286 9301 9315 9330 9345 9359 9374 9388 2,9403 85°00′
             
5°00′ 2,9403 9417 9432 9446 9460 9475 9489 9503 9517 9531 9545 50′
10′ 9545 9559 9573 9587 9601 9614 9628 9642 9655 9669 9682 40′
20′ 9682 9696 9709 9723 9736 9750 9763 9776 9789 9803 9816 30′
30′ 9816 9829 9842 9855 9868 9881 9894 9907 9919 9932 2,9945 20′
40′ 9945 9958 9970 9983 9996 0008 0021 0033 0046 0058 1,0070 10′
50′ 1,0070 0083 0095 0107 0120 0132 0144 0156 0168 0180 0192 84°00′
             
6°00′ 1,0192 0204 0216 0228 0240 0252 0264 0276 0287 0299 0311 50′
10′ 0311 0323 0334 0346 0357 0369 0380 0392 0403 0415 0426 40′
20′ 0426 0438 0449 0460 0472 0483 0494 0505 0516 0527 0539 30′
30′ 0539 0550 0561 0572 0583 0594 0605 0616 0626 0637 0648 20′
40′ 0648 0659 0670 0680 0691 0702 0712 0723 0734 0744 0755 10′
50′ 0755 0765 0776 0786 0797 0807 0818 0828 0838 0849 1,0859 83°00′
  10′ 9′ 8′ 7′ 6′ 5′ 4′ 3′ 2′ 1′ 0′ A
ЛОГАРИФМЫ КОСИНУСОВ УГЛОВ
ЛОГАРИФМЫ СИНУСОВ УГЛОВ
А 0′ 1′ 2′ 3′ 4′ 5′ 6′ 7′ 8′ 9′ 10′  
7°00′ 1,0859 0869 0879 0890 0900 0910 0920 0930 0940 0951 1,0961 50′
10′ 0961 0971 0981 0991 1001 1011 1020 1030 1040 1050 1060 40′
20′ 1060 1070 1080 1089 1099 1109 1118 1128 1138 1147 1157 30′
30′ 1157 1167 1176 1186 1195 1205 1214 1224 1233 1242 1252 20′
40′ 1252 1261 1271 1280 1289 1299 1308 1317 1326 1336 1345 10′
50′ 1345 1354 1363 1372 1381 1390 1399 1409 1418 1427 1,1436 82°00′
             
8°00′ 1,1436 1445 1453 1462 1471 1480 1489 1498 1507 1516 1525 50′
10′ 1525 1533 1542 1551 1560 1568 1577 1586 1594 1603 1612 40′
20′ 1612 1620 1629 1637 1646 1655 1663 1672 1680 1689 1697 30′
30′ 1697 1705 1714 1722 1731 1739 1747 1756 1764 1772 1781 20′
40′ 1781 1789 1797 1806 1814 1822 1830 1838 1847 1855 1863 10′
50′ 1863 1871 1879 1887 1895 1903 1911 1919 1927 1935 1,1943 81°00′
             
9°00′ 1,1943 1951 1959 1967 1975 1983 1991 1999 2007 2015 2022 50′
10′ 2022 2030 2038 2046 2054 2061 2069 2077 2085 2092 2100 40′
20′ 2100 2108 2115 2123 2131 2138 2146 2153 2161 2169 2176 30′
30′ 2176 2184 2191 2199 2206 2214 2221 2229 2236 2243 2251 20′
40′ 2251 2258 2266 2273 2280 2288 2295 2303 2310 2317 2324 10′
50′ 2324 2332 2339 2346 2353 2361 2368 2375 2382 2390 1,2397 80°00′
                         
10°00′ 1,2397 2404 2411 2418 2425 2432 2439 2447 2454 2461 2468 50′
10′ 2468 2475 2482 2489 2496 2503 2510 2517 2524 2531 2538 40′
20′ 2538 2545 2551 2558 2565 2572 2579 2586 2593 2600 2606 30′
30′ 2606 2613 2620 2627 2634 2640 2647 2654 2661 2667 2674 20′
40′ 2674 2681 2687 2694 2701 2707 2714 2721 2727 2734 2740 10′
50′ 2740 2747 2754 2760 2767 2773 2780 2786 2793 2799 1,2806 79°00′
             
11°00′ 1,2806 2812 2819 2825 2832 2838 2845 2851 2858 2864 2870 50′
10′ 2870 2877 2883 2890 2896 2902 2909 2915 2921 2928 2934 40′
20′ 2934 2940 2947 2953 2959 2965 2972 2978 2984 2990 2997 30′
30′ 2997 3003 3009 3015 3021 3027 3034 3040 3046 3052 3058 20′
40′ 3058 3064 3070 3077 3083 3089 3095 3101 3107 3113 3119 10′
50′ 3119 3125 3131 3137 3143 3149 3155 3161 3167 3173 1,3179 78°00′
             
12°00′ 1,3179 3185 3191 3197 3202 3208 3214 3220 3226 3232 3238 50′
10′ 3238 3244 3250 3255 3261 3267 3273 3279 3284 ,3290 3296 40′
20′ 3296 3302 3308 3313 3319 3325 3331 3336 3342 3348 3353 30′
30′ 3353 3359 3365 3370 3376 3382 3387 3393 3399 3404 3410 20′
40′ 3410 3416 3421 3427 3432 3438 3444 3449 3455 3460 3466 10′
50′ 3466 3471 3477 3482 3488 3493 3499 3504 3510 3515 1,3521 77°00′
                         
13°00′ 1,3521 3526 3532 3537 3543 3548 3554 3559 3564 3570 3575 50′
10′ 3575 3581 3586 3591 3597 3602 3608 3613 3618 3624 3629 40′
20′ 3629 3634 3640 3645 3650 3655 3661 3666 3671 3677 3682 30′
30′ 3682 3687 3692 3698 3703 3708 3713 3719 3724 3729 3734 20′
40′ 3734 3739 3745 3750 3755 3760 3765 3770 3775 3781 3786 10′
50′ 3786 3791 3796 3801 3806 3811 3816 3822 3827 3832 1,3837 76°00′
  10′ 9′ 8′ 7′ 6′ 5′ 4′ 3′ 2′ 1′ 0′ А
ЛОГАРИФМЫ КОСИНУСОВ УГЛОВ

_______________

Источник информации: Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы: Для средней школы. / В.М. Брадис . – 57-е изд., – М.: Просвещение, 1990.

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Похожие таблицы

Комментарии:

ТАБЛИЦА ХШ. ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫЕ ДЕСЯТИЧНЫЕ ЛОГАРИФМЫ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Логарифмы синусов  [c.48]

Так делают, например, в таблицах для логарифмов тригонометрических функций, меньших единицы.  [c.78]

Полные сведения о таблицах натуральных значений (и логарифмов) тригонометрических функций и других математических таблицах, которые могут оказаться полезными вычислителю, содержатся в специальных справочных руководствах [21]-[23].  [c.34]

И. Десятичные логарифмы тригонометрических функции  [c.70]

Десятичные логарифмы тригонометрических функций  [c.71]

Таблица VII. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ИХ ЛОГАРИФМЫ  [c.41]

Величины я, десятичных и натуральных логарифмов, натуральных значений тригонометрических функций. Приближенные значения этих величин могут быть вычислены с любой, заданной, точностью.  [c.6]

Макроструктура, понятие 29 Марганец 37, 70 Мартенсит 37 Математика длины дуг, хорд, стрел, площадь сегментов круга 8 , квадраты, кубы, корни, десятичные логарифмы чисел 6 краткие сведения 6 тригонометрические функции 11 функции углов 8 Машина, понятие 449 Медь 417  [c.491]

Если Л>0, то формулы (7), (8), (9), (16) содержат гиперболические функции и поэтому они неудобны для вычислений. Этого неудобства можно избежать путем такого преобразования этих формул, чтобы при вычислении приходилось сталкиваться лишь с таблицами вещественных тригонометрических функций и логарифмов. Для достижения этой цели достаточно лишь заменить эксцентрическую аномалию и другой вещественной независимой переменной и = и(ц), называемой обычно углом Ламберта и определяемой по формуле  [c.244]

Логарифмы десятичные 48 Функции тригонометрические дополнительных углов — Зависимости 92  [c.565]

Логарифмы десятичные 1—48 Функции тригонометрические дополнительных углов—Зависимости 1—92  [c.491]

В иоследовате. и.ных приближениях изменяется лини, первый и третий из этих логарифмов. Логарифмы тригонометрических функций берутся из таблиц. Пусть табличная разность для логарифма sin и sin(( ,+ aip) равна Е,, где 5 f — некоторое подходяп1ее приращение к f , и пусть — соответствующая табличная разность для sin (а, 4- т). Эти величины выписываются из соответствующих столбцов таблиц, когда берутся логарифмы sin и sin( f,+ от). Тогда поправка A f дается уравнением  [c.200]

Большие удобства при анализе создает применение электронных клавишных вычислительных машин-микрокалькуляторов. Микрокалькуляторы оперируют с восьмиразрядными десятичными числами и выполняют любое из четырех арифметических действий как простых, так и цепочечного типа, вычисляют обратные числа, проценты. Некоторые из них выполняют извлечение квадратного корня, вычисляют логарифмы, антилогарифмы, тригонометрические функции. Вводимые в машину числа и результаты считываются с восьмиразрядного цифрового светящегося индикатора. Скорость сложения восьмиразрядных чисел 50 мс, умножения или деления — 300 мс. Машины работают либо от четырех сменных элементов А-316 Квант непрерывно в течение шести часов, либо от сети переменного тока напряжением 220 В через блок питания БП2-1.  [c.223]

Функции у = sin а у =– os а и т. д. называют круговыми, угловыми, гониометрическилш или тригонометрическими функциями. Числовые значения их и их логарифмы даны в таблицах для углов а от О до 90° (см. литературу). При малых углах а часто выгодно разложить круговую функцию в степенной ряд (см. раздел 131. 52).  [c.61]

Математические таблицы даны, соответственно обычной практике технических справочников, в нижеследующем объёме степени, корни, натуральные логарифмы, длины окружностей, площади кругов и обратные величины (табл. I), мантиссы десятичных логарифмов (таблица 2), натуральные значения тригонометрических функций (табл. 3), характеристики дуг (табл. 4—6), специальные фужции (табл. 7 и 8), важнейщие постоянные (табл. 9) и сводка расчётных характеристик плоских фигур и тел (табл. 10 и 11).  [c.9]

Мантиссы десятичных логарифмов (табл. 2) и натуральные значения тригонометрических функций (табл. 3) даны в расширенном объёме шестизначные мантиссы десятичных логарифмов для аргументов от 1 до 10000, шести-и семизначные таблицы тригонометрических функций через Г. Столь подробные таблицы исключают необходимость применения специальных математических справочников и позволяют осуществлять с необходимой точностью даже наиболее строгие вычисления по геодезии, механике, электротехнике и т. п.  [c.9]

Общераспространенные таблицы логарифмов ц тригонометрических функций снабжены настолько малым табличныл интервалом, что интерполирование выполняется очень легко этот процесс известен как линейное интерполирование. Такая подробная табуляция не всегда осуществима даже для часто используемых таблиц, и поэтому необходимо иметь более общие методы интерполирования, чем линейный метод, применимые в тех случаях, когда линейное интерполирование привело бы к неточным результатам. Полезно также уметь дифференцировать и интегрировать функции, выраженные в табличной форме, особенна интегрировать такие функции, которые нельзя проинтегрировать аналитически или для которых аналитическое разложение пotpeбoвaлo бы много труда. Эти три операции —интерполирование, численное дифференцирование и численное интегрирование — составляют исчисление конечных разностей.  [c.121]

При.менить тот же метод, что и для эллипса (п. 237) это введет логарифмы и показательные функции вместо функций тригонометрических и им обратных.  [c.370]

Обратные тригонометрические и гиперболические функции определяются так же, как и для действительного переменного. Например, w = ar sin 2, если 2 = sin гг/. Эти функции выражаются через логарифмы  [c.196]


Справочник машиностроителя Том 6 Издание 2 (0) — [
c.4
,
c.48
]

Справочник машиностроителя Том 1 Изд.2 (1956) — [
c.4
,
c.48
]


Задача C1: логарифмы и тригонометрия в одном уравнении

19 февраля 2014

Сегодня у нас будет насыщенный урок, потому что уравнение, которое мы будем сегодня разбирать, содержит в себе и логарифмическую, и тригонометрическую функцию. Но все по порядку.

Задача C1. Решите уравнение. Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

На первый взгляд, задача кажется весьма нестандартной: тут и логарифмы, и тригонометрия. Но если разобраться, то окажется, что уравнения такого типа вполне под силу большинству учеников.

Решение логарифмического уравнения

Итак, нужно решить уравнение:

log5 (cos x − sin 2 x + 25) = 2

Как видим, в первую очередь перед нами логарифмическое уравнение. Вспоминаем: как мы решаем логарифмическое уравнение? Очевидно, приводим его к каноническому виду, а именно:

log a f ( x ) = log a g ( x )

В нашем случае слева уже стоит логарифм по основанию 5. Следовательно, двойку тоже нужно представить в виде логарифма по тому же самому основанию 5. Вспоминаем, как это делается. С помощью нашей замечательной формулы:

Разумеется, мы можем подставить любое число b , удовлетворяющее требованиям, которые накладываются на основание логарифма:

Иначе наш логарифм просто не имеет смысла. Но какое именно b выбрать? Очевидно, что основание логарифма по нашей канонической записи должно быть равно основанию уже имеющегося логарифма, т. е. 5. Т.е. в нашем случае запишем:

Перепишем Все уравнение с учетом этого факта:

log5 (cos x − sin 2 x + 25) = log5 25

Перед нами каноническое логарифмическое уравнение. В нем мы можем смело убрать знаки логарифма (т.е. просто приравнять аргументы логарифмов). Получим:

cos x − sin 2 x + 25 = 25

Решение тригонометрического уравнения

Перед нами тригонометрическое уравнение. Переносим 25 влево и получаем:

cos x − sin 2 x = 0

Теперь нам нужно решить обычное тригонометрическое уравнение. Все тригонометрические уравнения должны быть сведены к простейшему уравнению одного из трех видов:

Подобно тому, как в логарифмах есть каноническая запись, точно так же и в тригонометрии есть каноническая запись уравнений. Давайте еще раз посмотрим на наше уравнение:

cos x − sin 2 x = 0

Что-то канонической записью тут не пахнет. Во-первых, аргументы у наших тригонометрических функций разные. И это первая проблема. Следовательно, надо каким-то образом избавится от аргумента 2 x и свести его к х. Или, наоборот: сделать так, чтобы вместо переменной x стояло 2 x .

Еще раз: когда мы видим тригонометрическое уравнение, первое, что нам нужно — это постараться сделать так, чтобы во всех тригонометрических функциях были одинаковые аргументы: везде либо х, либо 2х. Любыми правдами и неправдами, любыми преобразованиями функций мы должны добиться того, чтобы аргументы были равными.

При решении тригонометрических уравнений сводите все функции к одному и тому же аргументу.

Формула синуса двойного угла

В данном случае все очень легко. Вспоминаем формулу синуса двойного угла:

sin 2 x = 2sin x · cos x

Подставляем это выражение в наше уравнение:

cos x − 2sin x · cos x = 0

Мы видим, что и в первом, и во втором слагаемом есть cos x . Выносим его за скобку:

cos x (1- 2sin x · 1) = 0

Кто-то скажет, что 1 в скобках писать излишне. Да, я не спорю, можно сразу записать так:

cos x (1- 2sin x ) = 0

Однако если вы только разбираетесь в тригонометрических уравнениях, то лучше использовать эту избыточность и записать ту самую единицу. Почему? Да потому что если вы не запишете 1 в конце перед скобкой, то велика вероятность, что вы забудете про единицу и в начале. В итоге у вас получится неверное выражение и, соответственно, мы получим неверный ответ.

А вот так, с дополнительной единичкой, никаких проблем не возникнет. В общем, запомните правило: если из какого-то выражения выносим переменную или функцию, вместо этой нее мы везде пишем единицу. И лишь затем, после того, как мы запишем эту конструкцию в скобках, мы можем убрать лишние единицы, если это возможно.

Рекомендую оставлять единицы на месте <<всех>> общих множителей, которые выносятся за скобку. Так вы застрахуете себя от обидных ошибок.

Разложение уравнения на множители

В нашем случае все возможно. Получим:

cos x (1- 2sin x ) = 0

Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю: либо cos x = 0, либо 1 − 2sin x = 0

Перед нами совокупность из двух простейших тригонометрических уравнений:

cos x = 0; 1 = 2sin x = 0.

Однако cos x = 0 — это уже каноническая запись вида cos x = a — именно так, как нужно для решения задачи. А вот второе уравнение — 1− 2sin x — нужно преобразовать. Предлагаю выразить отсюда sin x :

-2sin x = -1;
sin x = 1/2.

Мы получили окончательную совокупность:

cos x = 0; sin x = 1/2.

Таким образом, перед нами два канонических уравнения, которые легко решаются. Вспоминаем, что cos x = 0 — это частный случай, поэтому x = π/2 + π n , n ∈ Z .

Особенности решения тригонометрических уравнений с синусом

С другой стороны, sin x = 1/2 — это не частный, а общий случай. Кроме того, всем своим ученикам я рекомендую расписывать решения уравнений вида sin x = a через совокупность двух множеств:

sin x = a ⇒
x = arcsin a + 2π n , n ∈ Z;
x = π − arcsin a + 2π n , n ∈ Z .

Обратите внимание: в обоих вариантах периодом будет именно величина 2π, т.е. полный оборот на тригонометрическом круге! В нашем случае получим:

Итого мы получили совокупность из трех наборов корней:

Область определения логарифмов — считать или не считать?

Внимательные ученики наверняка заметят: изначально мы решали логарифмическое уравнение и, следовательно, должны учесть область определения логарифма. Потому что если где-то в уравнении встречается выражение вида log a f ( x ) = log a g ( x ), мы обязаны проверить, что f ( x ) > 0.

Почему же при решении данного уравнения мы нигде это не записали? Это же ошибка! Спокойно: в данном случае никакой ошибки нет. Требование к логарифму, чтобы аргумент был больше нуля, выполняется автоматически на следующем шаге:

cos x − sin 2 x + 25 = 25

Получается, что выражение под знаком логарифма в нашем случае должно быть равно 25. А 25 заведомо больше нуля, т. е. область определения автоматически выполняется для всех корней, которые мы получим в процессе решения уравнения.

И вообще, запомните: когда в уравнении присутствует лишь один логарифм, в аргументе которого имеется функция переменного х, можно вообще не заморачиваться с проверкой области определения, потому что эта область определения будет автоматически выполняться в процессе решения уравнения. Но это работает только для уравнений и только в том случае, если логарифм с функцией присутствует лишь в одном экземпляре на все уравнение.

Требования к области определения выполняются автоматически, если функция стоит в аргументе логарифма, а сам логарифм встречается в уравнении лишь один раз.

В нашем случае это требование выполняется, потому что мы решаем именно уравнение, а не неравенство, и логарифм с функцией в аргументе встречается только один. Собственно, исходное уравнение вообще содержит только один логарифм, поэтому считать область определения в данном случае излишне. Следовательно, мы решили уравнение — получили ответ к первой части задачи.

Отбор корней на отрезке

Переходим ко второй части задачи и находим корни, лежащие на заданном отрезке [2π; 7π/2]. Искать корни будем с помощью тригонометрического круга.

Первым делом обозначаем все три корня на тригонометрическом круге. Кроме того, отметим концы отрезка: 2π и 7π/2. Точка 2π совпадает с точкой началом отсчета, а в числе 7π/2 давайте выделим целую часть — по аналогии с обычными дробями:

Отметим полученное число на тригонометрическом круге. Теперь проведем лучи из начала координат в каждую точку. После этого ставим маркер в точку 2π и начинаем двигаться к точке 7π/2 против часовой стрелки. Получим:

  1. Самый первый корень: 2π + π/6;
  2. Затем — второй корень: 2π + π/2;
  3. Следующий корень: 2π + 5π/6;
  4. Наконец, последний корень совпадает с концом отрезка: 7π/2.

Особенности вычисления дробных корней

Ключевой момент в решении задачи таким методом состоит в том, каким образом мы отбираем корни. В первую очередь мы ставим маркер (ручку, карандаш или что там к вас) в самый левый конец отрезка — в нашем случае это 2π. Затем мы начинаем двигаться против часовой стрелки, т. е. в положительном направлении отсчета на тригонометрическом круге.

Первая точка, которую мы встречаем на своем пути, будет x = π/6. Чтобы записать корень, мы добавляем π/6 к началу отсчета 2π — это мы и записали. Идем дальше и прибавляем π/2. Потом, если идти еще дальше, мы попадаем точку 5π/6. И когда мы дойдем до конца, то обнаружим еще один корень — точку 7π/2.

Осталось посчитать те три корня из четырех, которые мы записали в виде выражения, потому что оставлять их в таком нерассчитанном виде нехорошо. Давайте посчитаем:

С последним корнем 7π/2 никаких дополнительных преобразований проводить не нужно — он уже рассчитан. Итого при отборе корней из всего бесконечного множества, разделенного на три набора, которые мы получили при решении нашего уравнения, остались лишь четыре конкретных корня:

Заключительные выкладки

Вот и все — задача решена. Как ни странно, решение получилось довольно простым, хотя изначально уравнение выглядело весьма угрожающе: в нем есть и логарифм, и тригонометрические функции. А получилось, что любой среднестатистический ученик вполне в состоянии справится с такими уравнениями.

И это правда. Достаточно помнить два простых факта:

  1. Логарифмические уравнения мы всегда стараемся привести к каноническому виду: log_a f(x) = log_a g(x) — основания должны быть одинаковыми.
  2. Тригонометрические уравнения тоже сводятся к каноническому виду. Точнее, к одной из трех моделей: sin x = a; cos x = a; tg x = a.

Однако нашем случае на пути к каноническому виду есть одна заминка. Дело в том, что в одной из функций, а именно sin 2 x , присутствует аргумент 2 x , в то время как в cos x есть только переменная х. Следовательно, придется вспомнить формулу двойного угла: sin 2 x = 2sin x · cos x — и уже на основании этой формулы наше исходное уравнение легко раскладывается на множители, откуда возникают канонические уравнения.

В общем, все, что требуется для решения уравнений подобного вида — это научиться работать с логарифмами, выучить несколько тригонометрических формул (особенно это касается формул синуса и косинуса двойного угла) и, конечно, не бояться преобразовать наше уравнение для того, чтобы получить красивые и легко решаемые конструкции.

Решение рациональных, иррациональных, показательных, тригонометрических и логарифмических уравнений и систем

    Опубликовано 16.09.2020Подготовка к ЕГЭ

Решение рациональных, иррациональных, показательных, тригонометрических и логарифмических уравнений и систем

На сегодняшний день ЕГЭ по математике проходит в форме решения заданий, содержащихся в контрольно-измерительных материалах, при этом, ответы на задания выносят на отдельный бланк.

Уравнения могут быть следующих видов:

В данной статье рассмотрена профильная математика, а именно раздел по видам и системам рациональных, иррациональных, показательных, тригонометрических и логарифмических уравнений.

При решении уравнений нужно помнить основные термины:

— Корнем уравнения называют неизвестное число, которое нужно найти;

— Решение уравнения предполагает нахождение его корня;

— Уравнения, у которых совпадают решения называют равносильными;

— ОДЗ – область допустимых значений;

— Если возможно заменить переменные, то нужно это выполнить;

— После решения уравнения необходимо провести проверку на правильность нахождения корня.

Итак, рассмотрим каждый вид уравнений по отдельности, включая примеры решения.

  1. Рациональные уравнения – уравнения, у которых, как правило, слева расположено рациональное выражение, а справа – ноль.

Рациональным уравнением называют уравнение вида r(х)=0.

Если обе части уравнения являются рациональными выражениями, то рациональные уравнения называют целыми.

Дробно-рациональным называют уравнение, которое содержит дробное выражение.

Порядок действий при решении данного вида уравнения должен быть следующий:

— Все члены должны быть переведены в левую часть уравнения;

— Данную часть уравнения нужно представить в виде дроби p(x)/q(x);

— Для полученного решения нужно провести проверку, то есть.

При решение этого рационального уравнения понадобится формула (а-в)2=а2-2ав+в2.

Рассмотрим ещё один пример решения рационального уравнения:

На основе примеров показано, что рациональные уравнения могут быть с разным количеством переменных.

Иррациональными уравнениями считают уравнения с переменной под корнем. Для того, чтобы определить является ли уравнение иррациональным нужно просто посмотреть на корень переменной. Следует учитывать, что в некоторых учебниках по математике иррациональное уравнение определяют другим способом.

Способы решения таких уравнений:

— Возвести в степень обе части уравнения;

— Ввести новые переменные;

Пример решения уравнения по первому способу:

Пример решения по второму способу:

  1. Показательные уравнения

Показательные уравнения – уравнение, содержащее неизвестный показатель.

В учебниках по математике разных авторов определение показательного уравнения может отличаться. Обычно такие отличия касаются незначительных деталей.

Как правило, это уравнения вида af(x)=ag(x), где а не равно одному и число а больше нуля. Из этого следует, что f(x)=g(x).

— Уравнение с одним основанием;

— Уравнение с равными основаниями.

Существует следующие способы решения таких уравнений:

— Использовать метод логарифмов;

— Привести уравнение к квадратному виду;

— Вынести за скобку общий множитель;

— Ввести новую переменную.

Итак, как решить показательное уравнение? Любое по сложности уравнение нужно привести в простую форму.

Рассмотрим наиболее простой пример решения показательного уравнения:

Для решения данного уравнения следует 2 возвести во вторую степень.

Решение даже простейших показательных уравнений имеет большую значимость. Поэтому далее вам будет легче решать уравнения более сложного уровня.

Данная тема является одной из самых сложных, поэтому следует внимательно подойти к изучению данной темы. Известны три формулы тригонометрических уравнений, запомнить которые не составляет особой сложности.

Наиболее простое тригонометрическое уравнение имеет вид sin x=a, cos x=a, tg x=а, а – число действительное.

Способы решения таких уравнений:

— Решение с помощью форму и приведение к простейшему;

— Ввод других переменных;

— Разложить уравнение по множителям.

Пример решения тригонометрического уравнения:

Здесь нужно рисовать окружность, далее выделить точки с координатой ½, соответственно, это точки 5п/6 и п/6. Если пройти по окружности, исходя из данных точек, то х=п/6+2пk, x=5п/6+2пn. При этом синус и косинус принадлежат промежутку [-1;1]. Если при решении уравнения в его правой части стоит число не принадлежащее промежутку, считается, что уравнение не имеет решения.

Также рассмотрим пример решения уравнения, разложив его по множителям.

Нужно применить формулу sin2x = 2sinxcosx.

2sinxcosx – sinx = 0.

sinx (2cosx – 1) = 0.

Таким образом, если один из множителей равен нулю, то решение уравнения также равно нулю.

Далее, sinx=0, x=пk.

  1. Логарифмические уравнения

Особое значение имеет подготовка ЕГЭ по математике логарифмы, это обусловлено тем, что в КИМах чаще всего встречаются именно этого вида уравнения.

Логарифмическое уравнение – это уравнение с неизвестной величиной, находящейся внутри логарифма.

Примерами логарифмических уравнений являются уравнения следующего вида:

Способы решения уравнений данного вида:

— Применять способ уравнивания к единице;

— Применять способ умножать на единицу;

— Применять доступные правила логарифмов;

— Введение другого основания;

— Возвести в степень.

Самым простым логарифмическим уравнением принято считать уравнение вида log a x = b, при этом основание a>0,a≠1.

Пример решения уравнения:

Сначала следует найти значение области, то есть ОДЗ. При этом нужно помнить, что под логарифмом выражение всегда положительное. Воспользуемся логарифмическим определением, представим х степью основания 2 логарифма, степень будет равна 3.

Решение уравнения является ОДЗ, то есть корень уравнения найден.

Таким образом, подобное задание ЕГЭ по математике легко можно решить, зная логарифмы и способы их решения.

Оставить Комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Выбери тему

Самые популярные записи

  • Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки (3 293)
  • ЕГЭ по обществознанию: мышление и деятельность; потребности и интересы (2 238)
  • Строение растения. Стебель, лист и цветок. (2 196)
  • Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. (2 189)

StudyWay

Помощь

© 2021 StudyWay. Все права защищены.

Ты можешь попробовать 3 наших закрытых занятия из курса «Прорыв».
Записаться можно через Instagram

Для этого напиши в Direct (в личку) кодовое слово «Пробный«

Что за курс и что тебя там будет ждать?

12 мощнейших онлайн занятий по 2 часа в формате вебинаров.
Содержание вебинара: повторение предыдущей темы, теория, перерыв и практика.

Воркбук (рабочая тетрадь)абсолютно к каждому уроку со всей необходимой теорией к этой теме и практикой.

Личный куратор это твой помощник во всех учебных вопросах.
Они занимаются проверкой твоих домашних заданий, поддерживают и мотивируют двигаться дальше, даже когда хочется сдаться.

На собственной онлайн платформе тебя ждут
Домашние задания, которые необходимо решать после каждого занятия.
Все задания построены на базе создателей ЕГЭ — Котова / Лискова.

К каждому тестовому вопросу будет подробный разбор от главного куратора.
А задания, где необходимо оценить ответ (вторая часть) — будет проверять твой личный куратор и писать подробный комментарий про ошибки

Общий чат единомышленников, поделенный на команды.
Название даете совместно (например «Воробушки»)

Ты будешь двигаться сообща с однокурсниками, поддерживая и мотивируя друг друга.
За лучшую командную успеваемость всей команде будут выделены призы в конце каждого месяца (скидка на обучение, стикерпаки и т.д).

Личный помощник — это твой верный друг и помощник, который поможет тебе со всеми техническими вопросами, ответит на вопросы про поступление, да и просто может обсудить какие-то личные вопросы, поделиться переживаниями.

Доступ к уникальной «Академии косатиков».

Там ты сможешь найти:
Банк теории, банк планов, банк аргументов, курсы по работе со всей второй частью, термины, курсы по саморазвитию, полезные лайфхаки и всю подробную информация о ЕГЭ.

Игровая система на нашей платформе StudyWay👇

За выполнение заданий получаешь баллы (XP).

При достижении нового уровня у тебя открываются новые персонажи из Marvel, DC Comics, Игра престолов и Star Wars, а также на каждом новом уровне тебя ждут призы от нашей школы.

Основная ценность курса
1. Изучение теории и практики с учетом изменений в ЕГЭ 2022
2. Заложение фундамента и основы предмета
3. Прохождение всей теории для первой части
4. Нарешивание всех возможных типов заданий
5. Повышение результата с 0 до 60 баллов

Отличия тарифа «Стандарт от «Профи».

Дополнительные домашние задания
необходимо выполнять. Это значительно повысит твою успеваемость и улучшит показатели.

Дополнительное объяснение
твой личный куратор объяснит тебе тему повторно, если останется что-то не понятным

Групповые зачеты
у тебя будут зачеты с твоим личным куратором в мини группах по 5 человек. Там спрашиваются пройденные темы, термины и так далее.

Карта памяти
будешь восполнять все пройденные в удобной интеллект карте и в конце учебы у тебя выйдет файл с полноценной теорией по всем темам и разделам.

Персональный звонок куратору
1 раз в месяц ты можешь позвонить своему куратору и обсудить все волнующие тебя вопросы в течении 20 минут.

Секретный квест
1 раз в месяц ты будешь созваниваться с другим учеником курса и проводить совместные зачеты, тем самым познакомишься с новыми ребятами из других городов, уберешь страхи знакомства, повторишь и закрепишь пройденные темы.

Задание №12. Уравнения — профильный ЕГЭ по математике

Задание 12 Профильного ЕГЭ по математике – это решение уравнений. Чаще всего, конечно, это тригонометрические уравнения. Но встречаются и другие типы – показательные, логарифмические, комбинированные.

Сейчас задание 12 Профильного ЕГЭ на решение уравнения состоят из двух пунктов: собственно решения и отбора корней на определенном отрезке.

Что нужно знать, чтобы справиться с этой задачей на ЕГЭ? Вот необходимые темы для повторения.

Что необходимо помнить при решении уравнений?

1) Помним про область допустимых значений уравнения! Если в уравнении есть дроби, корни, логарифмы или арксинусы с арккосинусами — сразу записываем ОДЗ. А найдя корни, проверяем, входят они в эту область или нет. Есть в уравнении есть — помним, что он существует, только если

2) Стараемся записывать решение в виде цепочки равносильных переходов.

3) Если есть возможность сделать замену переменной — делаем замену переменной! Уравнение сразу станет проще.

4) Если еще не выучили формулы тригонометрии — пора это сделать! Много формул не нужно. Самое главное — тригонометрический круг, формулы синусов и косинусов двойных углов, синусов и косинусов суммы (разности), понижения степени. Формулы приведения не надо зубрить наизусть! Надо знать, как они получаются.

5) Как отбирать решения с помощью тригонометрического круга? Вспомним, что крайняя правая точка тригонометрического круга соответствует числам Дальше всё просто. Смотрим, какая из точек этого типа попадает в указанный в условии промежуток. И к ней прибавляем (или вычитаем) нужные значения.

Например, вы нашли серию решений , где — целое, а найти надо корни на отрезке На указанном промежутке лежит точка . От нее и будем отсчитывать. Получим:

6) Получив ответ, проверьте его правильность. Просто подставьте найденные решения в исходное уравнение!

а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку

Упростим левую часть по формуле приведения.

Вынесем за скобки. Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю.

б) Отметим на тригонометрическом круге найденные серии решений и отрезок

Видим, что указанному отрезку принадлежат решения

Как отбирать решения с помощью тригонометрического круга? Вспомним, что крайняя правая точка тригонометрического круга соответствует числам Дальше всё просто. Смотрим, какая из точек этого типа попадает в указанный в условии промежуток. И к ней прибавляем (или вычитаем) нужные значения.

Например, вы нашли серию решений , где — целое, а найти надо корни на отрезке На указанном промежутке лежит точка От нее и отсчитываем.

2. а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Это уравнение — комбинированное. Кроме тригонометрии, применяем свойства степеней.

Степени равны, их основания равны. Значит, равны и показатели.

Это ответ в пункте (а).

б) Отберем корни, принадлежащие отрезку

Отметим на тригонометрическом круге отрезок и найденные серии решений.

Видим, что указанному отрезку принадлежат точки и из серии

Точки серии не входят в указанный отрезок.

А из серии в указанный отрезок входит точка

Ответ в пункте (б):

3. а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Применим формулу косинуса двойного угла:

Перенесем всё в левую часть уравнения и разложим по формуле разности квадратов.

Обратите внимание: мы отметили серии решений на тригонометрическом круге. Это помогло нам увидеть, как их записать одной формулой.

б) Для разнообразия отберем корни на отрезке с помощью двойного неравенства.

Какой способ отбора корней лучше — с помощью тригонометрического круга или с помощью двойного неравенства? У каждого из них есть «плюсы» и «минусы».

Пользуясь тригонометрическим кругом, вы не ошибетесь. Вы видите и интервал, и сами серии решений. Это наглядный способ.

Зато, если интервал больше, чем один круг, удобнее отбирать корни с помощью двойного неравенства. Например, надо найти корни из серии на отрезке Это больше 10 кругов! Конечно, в таком случае лучше решить двойное неравенство.

4. а) Решите уравнение

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Самое сложное здесь — область допустимых значений (ОДЗ). Условие заметно сразу. А условие появляется, поскольку в уравнении есть

Уравнение равносильно системе:

Отберем решения с помощью тригонометрического круга. Нам нужны те серии решений, для которых , то есть те, что соответствуют точкам справа от оси .

Ответ в пункте а)

б) Отметим на тригонометрическом круге найденные серии решений и отрезок

Как обычно, ориентируемся на начало круга. Видим, что указанному промежутку принадлежат точки

5. а) Решите уравнение

б) Найдите корни, принадлежащие отрезку

Выражение под корнем должно быть неотрицательно, а произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю.

Это значит, что уравнение равносильно системе:

Решим эту систему с помощью тригонометрического круга. Отметим на нем углы, для которых или . Заметим, что среди них находятся и углы, для которых

Числа серии не могут быть корнями исходного уравнения, т.к. для этих чисел не выполнено условие . Остальные серии решений нас устраивают.

Тогда в ответ в пункте (а) войдут серии решений:

б) Отберем корни, принадлежащие отрезку любым способом — с помощью тригонометрического круга или с помощью двойного неравенства.

[spoiler title=”источники:”]

http://thestudyway.com/education_ege/logarifmicheskie_trigonometricheskie_sistemy/

http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/zadanie-12-profilnogo-ege-po-matematike-uravneniya/

[/spoiler]

19 февраля 2014

Сегодня у нас будет насыщенный урок, потому что уравнение, которое мы будем сегодня разбирать, содержит в себе и логарифмическую, и тригонометрическую функцию. Но все по порядку.

Задача C1. Решите уравнение. Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку.

Логарифмическое и тригонометрическое уравнение в задаче C1

На первый взгляд, задача кажется весьма нестандартной: тут и логарифмы, и тригонометрия. Но если разобраться, то окажется, что уравнения такого типа вполне под силу большинству учеников.

Решение логарифмического уравнения

Итак, нужно решить уравнение:

log5 (cos x − sin 2x + 25) = 2

Как видим, в первую очередь перед нами логарифмическое уравнение. Вспоминаем: как мы решаем логарифмическое уравнение? Очевидно, приводим его к каноническому виду, а именно:

loga f (x) = loga g(x)

В нашем случае слева уже стоит логарифм по основанию 5. Следовательно, двойку тоже нужно представить в виде логарифма по тому же самому основанию 5. Вспоминаем, как это делается. С помощью нашей замечательной формулы:

a = logb ba

Разумеется, мы можем подставить любое число b, удовлетворяющее требованиям, которые накладываются на основание логарифма:

0 < b ≠ 1

Иначе наш логарифм просто не имеет смысла. Но какое именно b выбрать? Очевидно, что основание логарифма по нашей канонической записи должно быть равно основанию уже имеющегося логарифма, т. е. 5. Т.е. в нашем случае запишем:

2 = log5 52 = log5 25

Перепишем Все уравнение с учетом этого факта:

log5 (cos x − sin 2x + 25) = log5 25

Перед нами каноническое логарифмическое уравнение. В нем мы можем смело убрать знаки логарифма (т.е. просто приравнять аргументы логарифмов). Получим:

cos x − sin 2x + 25 = 25

Идем дальше.

Решение тригонометрического уравнения

Перед нами тригонометрическое уравнение. Переносим 25 влево и получаем:

cos x − sin 2x = 0

Теперь нам нужно решить обычное тригонометрическое уравнение. Все тригонометрические уравнения должны быть сведены к простейшему уравнению одного из трех видов:

  1. sin x = a;
  2. cos x = a;
  3. tg x = a.

Подобно тому, как в логарифмах есть каноническая запись, точно так же и в тригонометрии есть каноническая запись уравнений. Давайте еще раз посмотрим на наше уравнение:

cos x − sin 2x = 0

Что-то канонической записью тут не пахнет. Во-первых, аргументы у наших тригонометрических функций разные. И это первая проблема. Следовательно, надо каким-то образом избавится от аргумента 2x и свести его к х. Или, наоборот: сделать так, чтобы вместо переменной x стояло 2x.

Еще раз: когда мы видим тригонометрическое уравнение, первое, что нам нужно — это постараться сделать так, чтобы во всех тригонометрических функциях были одинаковые аргументы: везде либо х, либо 2х. Любыми правдами и неправдами, любыми преобразованиями функций мы должны добиться того, чтобы аргументы были равными.

При решении тригонометрических уравнений сводите все функции к одному и тому же аргументу.

Формула синуса двойного угла

В данном случае все очень легко. Вспоминаем формулу синуса двойного угла:

sin 2x = 2sin x · cos x

Подставляем это выражение в наше уравнение:

cos x − 2sin x · cos x = 0

Мы видим, что и в первом, и во втором слагаемом есть cos x. Выносим его за скобку:

cos x (1- 2sin x · 1) = 0

Кто-то скажет, что 1 в скобках писать излишне. Да, я не спорю, можно сразу записать так:

cos x (1- 2sin x) = 0

Однако если вы только разбираетесь в тригонометрических уравнениях, то лучше использовать эту избыточность и записать ту самую единицу. Почему? Да потому что если вы не запишете 1 в конце перед скобкой, то велика вероятность, что вы забудете про единицу и в начале. В итоге у вас получится неверное выражение и, соответственно, мы получим неверный ответ.

А вот так, с дополнительной единичкой, никаких проблем не возникнет. В общем, запомните правило: если из какого-то выражения выносим переменную или функцию, вместо этой нее мы везде пишем единицу. И лишь затем, после того, как мы запишем эту конструкцию в скобках, мы можем убрать лишние единицы, если это возможно.

Рекомендую оставлять единицы на месте {{всех}} общих множителей, которые выносятся за скобку. Так вы застрахуете себя от обидных ошибок.

Разложение уравнения на множители

В нашем случае все возможно. Получим:

cos x (1- 2sin x) = 0

Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю: либо cos x = 0, либо 1 − 2sin x = 0

Перед нами совокупность из двух простейших тригонометрических уравнений:

cos x = 0; 1 = 2sin x = 0.

Однако cos x = 0 — это уже каноническая запись вида cos x = a — именно так, как нужно для решения задачи. А вот второе уравнение — 1− 2sin x — нужно преобразовать. Предлагаю выразить отсюда sin x:

-2sin x = -1;
sin x = 1/2.

Мы получили окончательную совокупность:

cos x = 0; sin x = 1/2.

Таким образом, перед нами два канонических уравнения, которые легко решаются. Вспоминаем, что cos x = 0 — это частный случай, поэтому x = π/2 + πn, nZ.

Особенности решения тригонометрических уравнений с синусом

С другой стороны, sin x = 1/2 — это не частный, а общий случай. Кроме того, всем своим ученикам я рекомендую расписывать решения уравнений вида sin x = a через совокупность двух множеств:

sin x = a
x = arcsin a + 2πn, n ∈ Z;
x = π − arcsin a + 2πn, nZ.

Обратите внимание: в обоих вариантах периодом будет именно величина 2π, т.е. полный оборот на тригонометрическом круге! В нашем случае получим:

Разложение корней синуса на два множества

Итого мы получили совокупность из трех наборов корней:

Корни тригонометрического уравнения

Область определения логарифмов — считать или не считать?

Внимательные ученики наверняка заметят: изначально мы решали логарифмическое уравнение и, следовательно, должны учесть область определения логарифма. Потому что если где-то в уравнении встречается выражение вида loga f (x) = loga g(x), мы обязаны проверить, что f (x) > 0.

Почему же при решении данного уравнения мы нигде это не записали? Это же ошибка! Спокойно: в данном случае никакой ошибки нет. Требование к логарифму, чтобы аргумент был больше нуля, выполняется автоматически на следующем шаге:

cos x − sin 2x + 25 = 25

Получается, что выражение под знаком логарифма в нашем случае должно быть равно 25. А 25 заведомо больше нуля, т. е. область определения автоматически выполняется для всех корней, которые мы получим в процессе решения уравнения.

И вообще, запомните: когда в уравнении присутствует лишь один логарифм, в аргументе которого имеется функция переменного х, можно вообще не заморачиваться с проверкой области определения, потому что эта область определения будет автоматически выполняться в процессе решения уравнения. Но это работает только для уравнений и только в том случае, если логарифм с функцией присутствует лишь в одном экземпляре на все уравнение.

Требования к области определения выполняются автоматически, если функция стоит в аргументе логарифма, а сам логарифм встречается в уравнении лишь один раз.

В нашем случае это требование выполняется, потому что мы решаем именно уравнение, а не неравенство, и логарифм с функцией в аргументе встречается только один. Собственно, исходное уравнение вообще содержит только один логарифм, поэтому считать область определения в данном случае излишне. Следовательно, мы решили уравнение — получили ответ к первой части задачи.

Отбор корней на отрезке

Переходим ко второй части задачи и находим корни, лежащие на заданном отрезке [2π; 7π/2]. Искать корни будем с помощью тригонометрического круга.

Первым делом обозначаем все три корня на тригонометрическом круге. Кроме того, отметим концы отрезка: 2π и 7π/2. Точка 2π совпадает с точкой началом отсчета, а в числе 7π/2 давайте выделим целую часть — по аналогии с обычными дробями:

Выделение целой части в дробном выражении

Отметим полученное число на тригонометрическом круге. Теперь проведем лучи из начала координат в каждую точку. После этого ставим маркер в точку 2π и начинаем двигаться к точке 7π/2 против часовой стрелки. Получим:

Корни уравнения, отмеченные на тригонометрическом круге

Выписываем корни:

  1. Самый первый корень: 2π + π/6;
  2. Затем — второй корень: 2π + π/2;
  3. Следующий корень: 2π + 5π/6;
  4. Наконец, последний корень совпадает с концом отрезка: 7π/2.

Особенности вычисления дробных корней

Ключевой момент в решении задачи таким методом состоит в том, каким образом мы отбираем корни. В первую очередь мы ставим маркер (ручку, карандаш или что там к вас) в самый левый конец отрезка — в нашем случае это 2π. Затем мы начинаем двигаться против часовой стрелки, т. е. в положительном направлении отсчета на тригонометрическом круге.

Первая точка, которую мы встречаем на своем пути, будет x = π/6. Чтобы записать корень, мы добавляем π/6 к началу отсчета 2π — это мы и записали. Идем дальше и прибавляем π/2. Потом, если идти еще дальше, мы попадаем точку 5π/6. И когда мы дойдем до конца, то обнаружим еще один корень — точку 7π/2.

Осталось посчитать те три корня из четырех, которые мы записали в виде выражения, потому что оставлять их в таком нерассчитанном виде нехорошо. Давайте посчитаем:

Нахождение корней тригонометрического уравнения

С последним корнем 7π/2 никаких дополнительных преобразований проводить не нужно — он уже рассчитан. Итого при отборе корней из всего бесконечного множества, разделенного на три набора, которые мы получили при решении нашего уравнения, остались лишь четыре конкретных корня:

Решение задачи C1 из ЕГЭ по математике

Заключительные выкладки

Вот и все — задача решена. Как ни странно, решение получилось довольно простым, хотя изначально уравнение выглядело весьма угрожающе: в нем есть и логарифм, и тригонометрические функции. А получилось, что любой среднестатистический ученик вполне в состоянии справится с такими уравнениями.

И это правда. Достаточно помнить два простых факта:

  1. Логарифмические уравнения мы всегда стараемся привести к каноническому виду: log_a f(x) = log_a g(x) — основания должны быть одинаковыми.
  2. Тригонометрические уравнения тоже сводятся к каноническому виду. Точнее, к одной из трех моделей: sin x = a; cos x = a; tg x = a.

Однако нашем случае на пути к каноническому виду есть одна заминка. Дело в том, что в одной из функций, а именно sin 2x, присутствует аргумент 2x, в то время как в cos x есть только переменная х. Следовательно, придется вспомнить формулу двойного угла: sin 2x = 2sin x · cos x — и уже на основании этой формулы наше исходное уравнение легко раскладывается на множители, откуда возникают канонические уравнения.

В общем, все, что требуется для решения уравнений подобного вида — это научиться работать с логарифмами, выучить несколько тригонометрических формул (особенно это касается формул синуса и косинуса двойного угла) и, конечно, не бояться преобразовать наше уравнение для того, чтобы получить красивые и легко решаемые конструкции.

Смотрите также:

  1. Вебинар по заданию 13: тригонометрия
  2. Логарифмические уравнения в задаче C1
  3. Что такое числовая дробь
  4. Правила комбинаторики в задаче B6
  5. Сложные задачи на проценты
  6. Задача C1: тригонометрические уравнения и формула двойного угла

Добавить комментарий