Тип урока: урок формирования
первоначальных предметных навыков и УУД,
овладения новыми предметными умениями.
Цель: расширить знания детей о
равенствах и неравенствах, познакомить с
понятием истинных и ложных равенств и
неравенств.
Задачи:
- учить определять истинность или ложность
утверждений для данного объекта с точки зрения
объективной действительности; - понимать описание объекта с помощью истинных и
ложных утверждений; - расширять, обогащать и активизировать словарь
учащихся (предметная); - формировать навыки аккуратности,
дисциплинированности и усидчивости; - сформировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к уроку,
понимание необходимости учения; - следовать установке на здоровый образ жизни и
ее реализации в реальном поведении; - способствовать проявлению самостоятельности в
разных видах детской деятельности; - создавать условия для проявления
обучающимися интереса к учебному материалу и
учебной деятельности (личностная); - развивать умения выделять главное в изученном
материале, сравнивать, обобщать, логически
излагать свои мысли; - развивать умение работать с разными видами
информации; - работать над использованием знаково –
символичных средств; - уменее ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью
учителя; - развивать словесно-логическую память,
абстрактное мышление, устойчивое внимание,
умение выполнять построение цепочки суждений и
выражать результат в устной речи (познавательная); - формировать умение принимать и сохранять
учебную задачу; - уметь определять и формулировать цель на уроке
с помощью учителя; - планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей; - высказывать свое предложение (регулятивная);
- создавать условие для учебного сотрудничества
с учителем и сверстником; - формировать умение использовать в общении
правила вежливости; - воспитывать навыки учебного сотрудничества (коммуникативная);
Предварительная подготовка учителя: загадки,
сигнальные карточки, тест, презентации.
ТСО: мультимедиапроектор,
интерактивная доска, презентация (Power Point),
видеоролик, ИНФОРМАТИКА учебник-тетрадь 2 кл (2
часть).
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте, на перемене вы отдохнули,
теперь давайте успокоимся, сосредоточимся ,
настроимся на работу. В этом вам поможет
видеоролик «Истина в красоте» (Приложение
1)
2. Актуализация знаний
– Свой урок я хотела бы начать с загадок.
1 Загадка
От человека утаишь, от совести не утаишь. –
Ложь
2 Загадка
В огне не горит, в воде не тонет, в земле не
гниет. – Истина
(На доске есть подсказки)
Правильно давайте же мы с вами поиграем в
истинные и ложные высказывания. (На столе лежат
карточки).
Работа с карточками (3 мин)
- Все птицы хорошо летают (Л)
- Некоторые луговые цветы желтые (И)
- Если Даша учиться во втором классе, то Даша –
школьница (И) - Если Витя – школьник, то он учиться во втором
классе (Л) - Если число записано двумя цифрами, то оно
двузначное (И) - Информатика изучает числа и фигуры (Л)
- Информатика изучает только устройство
компьютера (Л) - Человек получает информацию через органы
чувств (И) - Компьютер получает информацию через устройства
ввода (И) - Монитор – устройство ввода (Л)
3. Вхождение в проблему
Предлагаю вспомнить следующих высказываний, и
определить истинные они или ложные. (Презентация
1) (10 мин)
Вспомним некоторые равенства и неравенства (1
человек у доски)
– Ребята нам пришло письмо! В этом письме
белочка просит помощи, ей нужно собрать, как
можно больше грибов на зиму, но прежде мы должны
разобраться, съедобный этот гриб или нет, а в этом
ей помогут наши знания.
– Посмотрите у нас грибы необычные!
– Что они содержат? ответ детей: (Равенства
и неравенства)
– Но не все грибы соберет белка, а только те в
которых высказывания будут истинными, те и будут
являться съедобными.
– Ребята, какая задача стоит перед нами?
Ответ детей: определить истинность и
ложность высказываний в равенствах,
и неравенствах.
– Совершенно верно, мы сегодня с вами будем
определять истинность и ложность высказываний в
равенствах, и неравенствах, ставить знак <
или > или = так, чтобы
получилось истинные высказывания, решать задачи
на логику.
№47 (1 человек у доски)
№ 49 (1 человек у доски)
№ 5 (1 человек у доски)
– Ребята, хочу предложить вам решить одну очень
интересную задачку на логику. На арене четыре
клоуна. Топ полнее Мима, а Смех худее Мима, но
полнее Бона. Подпишите имена клоунов, (каждый
работает в своей карточке)
Для проведения самопроверки,
поменяйтесь карточками с соседом по парте.
4. Физкультминутка
– Мы хорошо поработали теперь можно и
отдохнуть. (Презентация 2)
5. Закрепление полученных знаний
Приступаем к самостоятельной работе.
Пожалуйста будьте внимательны и аккуратны (7 мин.)
1 вариант
Значение К | К > 3 | К < 7 | К = 5 |
1 | Ложь | Истина | Ложь |
4 | |||
5 | |||
7 | |||
11 |
2 вариант
Значение К | К > 4 | К < 9 | К = 8 |
3 | Ложь | Истина | Ложь |
5 | |||
6 | |||
8 | |||
13 |
6. Рефлексия
– Мы с вами узнали, что истинные и ложные
высказывания могут быть не только в
высказываниях, но и в равенствах и неравенствах.
– Назовите синоним к слову истина? (правда,
да)
– Назовите синоним к слову ложь? (не правда,
нет)
– Итак, давайте вспомним, что является
равенством? (Равенства – это два выражения,
соединенных знаком «=»)
– Что является неравенством? (Два выражения,
соединенных знаком «>» или «<» – неравенство.)
(Презентация 3)
– Перед вами два дерева, дерево лжи и дерево
истины.
– Как вы думаете какое дерево Истины?
– Почему?
– Правильно, истина – это правда, истины в нашей
жизни больше, поэтому дерево развивается, растет,
дает плоды, оно пышное и красивое.
– А теперь я прочитаю вам высказывания, если оно
для вас истинное, то приклейте свой улыбающийся
смайлик на дерево истины, а если ложно на дерево
лжи: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для
меня, я много и с пользой работал на уроке, я понял
все, о чем говорилось и делалось на уроке».
Ложные равенства
В математике есть два прекрасных слова: равенство и неравенство. На уроках русского языка мы бы назвали их антонимами. Равенство — это когда одна сторона выражения равна другой, а неравенство — наоборот. В рабочем листе «Ложные равенства» ребёнку предстоит определить, какие из примеров решены неверно и исправить выявленные ошибки. Нужно быть очень внимательным при выполнении задания, чтобы самому не допустить ошибку.
Размер файла – 610.26 Kb
Скачать рабочий лист
Скачивание материалов доступно бесплатно для зарегистрированных пользователей
Оформить подписку
Для удобного пользования нашим ресурсом необходимо подписаться.
Оформите подписку прямо сейчас!
Пусть даны 2
числовых выражения АиВ. Соединив
их знаком равенства, получим некоторое
высказывание, называемое числовым
равенством.
Равенство А=В считается истинным тогда и только
тогда, когда оба выраженияАиВимеют числовые значения, причем эти
значения одинаковы.
Пример. 1) 16 :
2 = 3 + 5 – истинное числовое равенство,
т.к. левая и правая части этого неравенства
имеют значение 8;
2) 3 ∙ 4 = 15 – 4 –
ложное равенство, т.к. значение левой
части равно 12, а правой 11;
3) 15 : (10 – 10) = 15 –
ложно, т.к. выражение в левой части не
имеет значения.
Из данного выше
определения вытекает, что если истинны
равенства А=В иС=D,
гдеА,В,С,D
– числовые выражения, то при условии
выполнимости соответствующих операций,
истинны и равенства (А) + (С) = (В)
+ (D), (А) – (С)
= (В) – (D), (А)
∙ (С) = (В) ∙ (D),
(А) : (С) = (В) : (D),
т.е. числовые равенства можно почленно
складывать, вычитать, умножать, делить.
Отношение равенства
числовых выражений обладает свойствами:
1) рефлексивности
(А=А);
2) симметричности
(А=В В
=А);
3) транзитивности
(А=В В =С А=С), т.о. данное отношение является
отношением эквивалентности и множество
числовых выражений разбивается на
классы эквивалентности, состоящие из
выражений, имеющих одно и то же значение;
4) если к обеим
частям истинного числового равенства
прибавить одно и то же числовое выражение,
имеющее смысл, то полученное числовое
равенство будет также истинным (А=В (А) +
(С) = (В) + (С));
5) если обе части
истинного числового равенства умножить
на одно и то же числовое выражение,
имеющее смысл, то полученное числовое
равенство будет также истинным (А=В (А) ∙
(С) = (В) ∙ (С));
6) если обе части
истинного числового равенства возвести
в одну и ту же нечетную степень, то
получим истинное числовое равенство
(если п– нечетное натуральное
число, тоА=В (А)п = (В) п;
7) если обе части
истинного числового равенства, левая
и правая части которого имеют
неотрицательное значение, возвести в
одну и ту же четную степень, то получим
истинное числовое равенство (если п– четное натуральное число, значения
числовых выраженийАиВнеотрицательны, тоА=В (А)п = (В)п.
Если снять условие, что значения числовых
выраженийАиВнеотрицательны,
то вместо эквивалентности будем иметь
лишь импликациюА=В
(А)п = (В)п.
§ 3. Числовые неравенства и их свойства
Пусть АиВ
– два числовых выражения. Соединив
их знаком > или <, получим некоторое
высказывание, называемое числовым
неравенством. НеравенствоА<Всчитается истинным, еслиАиВ
имеют числовые значения, причем
числовое значение выраженияАменьше числового значения выраженияВ.
Пример. 2 + 5 <
3 ∙ 4 – истинное неравенство, т.к. левая
часть имеет значение 7, правая имеет
значение 12 и 7 < 12.
Неравенство А≤В является дизъюнкцией неравенстваА<В и равенстваА=В.Оно истинно тогда и только тогда, когда
истинно хотя бы одно из данных элементарных
высказываний.
Неравенство А<В <С является конъюнкцией
неравенствА<В иВ <С.Оно истинно тогда и только тогда, когда
истинны оба неравенства.
Выполнив указанные
в числовых выражениях действия, мы
получим в левой и правой части неравенства
соответствующие числа. Пусть а,
b,с,d– соответствующие значения числовых
выраженийА,B,C,D.
Свойства
числовых неравенств
1) если к обеим
частям истинного числового неравенства
прибавить одно и то же числовое
выражение, имеющее смысл, то получим
также истинное числовое неравенство
(А<В (А)
+ (С) < (В) + (С));
2) если обе части
истинного числового неравенства
умножить на одно и то же числовое
выражение, имеющее смысл и принимающее
положительное значение, то полученное
числовое неравенство будет также
истинным (А<В (А) ∙ (С) < (В) ∙ (С));
3) если обе части
истинного числового неравенства
умножить на одно и то же числовое
выражение, имеющее смысл и принимающее
отрицательное значение, то, чтобы
получить истинное числовое неравенство,
необходимо знак неравенства поменять
на противоположный (А<В (А) ∙ (С) > (В) ∙ (С));
4) неравенства
одного знака можно почленно складывать
(А<В,С <D
(А) + (С)
< (В) + (D));
5) неравенства
одного знака, имеющие положительные
значения, можно почленно перемножать
(если А<В,С <D,
причема, b,с,d > 0, то
(А) ∙ (С) < (В) ∙ (D));
6) обе части
истинного числового неравенства можно
возвести в одну и ту же нечетную степень
(если п– нечетное натуральное
число, тоА<В (А)п < (В) п);
7) возводить в
четную степень обе части неравенства
можно лишь в том случае, если обе они
имеют неотрицательные значения (если
п– четное натуральное число иа,
b ≥ 0, тоА<В (А)п
< (В) п);
8) если а, b
< 0,А<В >.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Пояснительная записка
Автор: Пролубщикова Н.В.
Аудитория: обучающиеся 3 класс
Предмет: математика
Уровень: повышенный
Формы работы: индивидуальная, парная
Описание: Обучающие карточки созданы для отработки умения умножать двузначное число на однозначное в рамках изучения темы “Внетабличное умножение и деление” в 3 классе.
Инструкция для обучающихся:
Найдите ложные равенства, подчеркните их. Превратите ложные равенства в истинные и запишите их.
Цель: отрабатывать умение умножать двузначное число на однозначное.
Карточка для печати:
Обучающие карточки “Найди ложные равенства”
DOCX / 327.43 Кб
Источники картинок для создания карточек:
Фон 1
Фон 2
Девочка
Мальчик
Карточки авторские, созданы в программе Microsoft PowerPoint.
Для печати скриншоты карточек скопированы в документ Microsoft Word.
Опубликовано 23.01.21 в 20:24 в группе «Учителя начальных классов»
Комментарии (9)
сменить сортировку
Антропова Мария Александровна, 24.01.21 в 06:58
1Ответить Пожаловаться
Карточки замечательные, забрала в копилку , грех готовым материалом не воспользоваться). Очень благодарна Вам, Наталья Владимировна, за помощь коллегам. Готовите нужные, полезные, яркие материалы к урокам. СПАСИБО!!!!!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 24.01.21 в 11:46
1Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, огромное спасибо! Такие карточки подойдут и в нашей коррекционной школе! Забираю в методическую копилку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Числовые равенства и неравенства. Методика
изучения числовых равенств и неравенств.
Возьмём
два числовых выражения 32-20 и 144 : 12.
Соединим
их знаком равенства. 32 -20 = 144 : 12 (и), т. к. 12=12
Получим
высказывание, которое называется числовым равенством.
Это
высказывание истинно.
14 +
4 • 8 = 4 • 9 (л), т. к. 46≠ 36
Определение 1. Два числа или
два числовых выражения, соединённые знаком равенства, называются числовым
равенством.
Определение 2. Высказывание
вида a = b , где
а и в числовые выражения, называется числовым равенством.
Символически числовое равенство записывается так: a = b.
Если знаком равенства соединены 2 числовых выражения,
значения которых равны, то получится истинное числовое равенство, если не
равны, то ложное.
Таким образом, с логической
точки зрения числовое равенство – это высказывание, истинное или ложное.
Числовое
равенство истинно, если значения числовых выражений, стоящих в левой и правой
частях равенства, совпадают.
Свойства истинных числовых равенств
1) Если к обеим
частям истинного числового равенства прибавить одно и то же число с, или числовое выражение, имеющее смысл, то
получится истинное числовое равенство.
Если a = b (и), то a +c = b + c тоже
истинно.
Дано: a = b истинное числовое равенство, c – число или
числовое выражение, имеющее смысл
Доказать:
a +c =
b + c (и).
Доказательство:
По
свойству рефлексивности отношения «равно» можно записать a +c = a + c .
По условию a = b , в правой части равенства заменим а на в, получим, а + с =
в + с ч.т.д.
Следствие: Любой член
истинного числового равенства можно переносить из одной части в другую, поменяв
знак на противоположный.
a + m = b + m
+ n
a = – m + b +
m + n
a = b + n
2)
Если обе части истинного числового равенства умножить на одно и то же число с, или числовое выражение, имеющее смысл, то
получится истинное числовое равенство.
Если a = b (и), то a • c = b • c тоже истинно.
Дано: a = b истинное числовое равенство, c – число или
числовое выражение, имеющее смысл
Доказать:
a •c =
b • c (и).
Доказательство:
По свойству
рефлексивности отношения «равно» можно записать a • c = a • c .
По условию a = b , в правой части равенства заменим а на в, получим, а • с = в • с ч.т.д.
Следствие: Обе части
истинного числового равенства можно разделить на одно и то же число, не равное нулю.
В начальной школе
истинные числовые равенства называют верными, ложные– неверными.
II.
Повторение.
-Какие выражения называются числовыми выражениями? (Они образуются из чисел, знаков действий и
скобок).
-Что такое значение числового выражения? (Если
выполнить все действия, указанные в выражении, получим число, которое
называется значением
числового выражения).
-Существуют ли числовые выражения, значения
которых нельзя найти?
Какие действия
выполняются раньше 1 или 2 ступени? (действия второй ступени (умножение и
деление), а затем действия первой ступени (сложение и вычитание)).
-Что называется выражением с переменной (Запись,
состоящая из чисел, знаков действий, скобок и букв)
-Областью определения выражения с переменной? (множество тех значений
переменной, при которых выражение имеет смысл).
-Какие преобразования относятся к
тождественным?
-приведение подобных;
-раскрытие скобок;
-приведение дробей к общему знаменателю;
-группировка или заключение в скобки)
-Что такое тождественное преобразование? (Замена
выражения с переменной другим выражением тождественно равным ему называется тождественным
преобразованием).
-Как называются такие
записи: (3 + 2)) – 12 или 3х-у:+)8, (их нельзя назвать ни
числовым выражением, ни выражением с переменной).
Задача 1. Найти
значение выражения Зх(х-2) + 4(х-2) при х = 6.
Решение.
1 способ. Подставим число 6
вместо переменной в данное выражение: 3-6(6-2) + 4(6-2). Чтобы найти значение
полученного числового выражения, выполним все указанные действия:
3-6-(6-2) + 4-(6-2) = 18-4 + 4-4 = 72+ 16 = 88. Следовательно, при х = 6 значение выражения
Зх(х-2)+4(х-2) равно 88.
2 способ. Прежде чем подставлять
число 6 в данное выражение, упростим его:
Зх(х-2) + 4(х-2) =
(х-2)(Зх+4). И затем, подставив в полученное выражение вместо Х число 6, выполним
действия: (6-2)-(3-6 + 4)= 4-(18+4) = 4-22 = 88.
Обратим внимание на
следующее: и при первом способе решения задачи, и при втором мы одно выражение
заменяли другим. Например, выражение 18-4+4-4 заменяли выражением 72+16, а выражение
Зх (х-2) + 4(х-2)-выражением (х – 2)(3х + 4), причем эти замены привели к
одному и тому же результату. В математике, описывая решение данной задачи,
говорят, что мы выполняли тождественные преобразования выражений.
-Какие два выражения называются
тождественно равными? (если при любых значениях переменных из области
определения выражений их соответственные значения равны).
– Как получить тождество? (Если два
тождественно равных на некотором множестве выражения соединить знаком
равенства, то получим предложение, которое называют тождеством на этом множестве).
Например, 5(х + 2) = 5х + 10 – тождество на
множестве действительных чисел, потому что для всех действительных чисел
значения выражения 5(х + 2) и 5х + 10 совпадают. Используя обозначение квантора
общности, это тождество можно записать так: (“ х Î R) 5(х + 2) = 5х + 10. Тождествами считают и верные числовые равенства.
Замена выражения другим, тождественно равным
ему на некотором множестве, называется тождественным преобразованием данного выражения на этом множестве.
Задача 2. Разложить на множители выражение ax–bx+ab–b2.
Решение. Сгруппируем члены данного выражения по
два (первый со вторым, третий с четвертым): ax–bx+ab–b2 = = (ax–bx) + (ab–b2). Это преобразование возможно на основании свойства ассоциативности
сложения действительных чисел.
Вынесем в полученном выражении из каждой скобки
общий множитель: (ax–bx)+(ab–b2) = x(a–b)+b(a–b) – это преобразование возможно на основании свойства дистрибутивности
умножения относительно вычитания действительных чисел.
В полученном выражении слагаемые имеют общий
множитель, вынесем его за скобки: x(a–b)+b(a–b) = (a–b)(x–b). Основой выполненного преобразования является свойство дистрибутивности
умножения относительно сложения.
Итак, ax–bx+ab–b2 – (a–b)(x–b).
Числовые неравенства.
I. Повторение изученного:
– Какое предложение
называют числовым равенством?
– Приведите примеры
числовых равенств.
Возьмем, например, числовые
выражения 3 + 2 и 6 – 1 и соединим их знаком равенства 3 + 2 = 6-1. Оно истинное. Если же соединить знаком
равенства 3 + 2 и 7 – 3, то получим ложное числовое равенство 3 + 2 = 7-3.
– Можно ли числовое
равенство считать высказыванием? (Да)
– Какое числовое равенство
истинно? (Если значения числовых выражений, стоящих в левой и правой частях
равенства, совпадают).
– Назовите свойства
истинных числовых равенств.
Если к обеим частям
истинного числового равенства прибавить одно и то же числовое выражение,
имеющее смысл, то получим также истинное числовое равенство.
Если обе части истинного
числового равенства умножить на одно и то же числовое выражение, имеющее смысл,
то получим также истинное числовое равенство.
Если два числовых выражения
соединить знаком «>» или «<», то получим числовое неравенство.
Определение.
Два числовых выражения, соединённые знаком «>» или «<», образуют числовое
неравенство.
Например, если соединить
выражение 6 + 2 и 13-7 знаком «>»,
то получим истинное числовое неравенство 6 + 2 > 13-7 (И). Если соединить те же выражения знаком «<», получим
ложное числовое неравенство 6 +2 < 13-7(Л).
Таким образом, с логической
точки зрения числовое неравенство – это высказывание, истинное или ложное. А,
следовательно, к числовым неравенствам можно применить логические операции.
Конъюнкцию двух числовых неравенств принято записывать в
виде двойного неравенства.
(5 > 4 /
5 < 6) <=> (4 < 5
< 6)
Дизъюнкцию числового
равенства и неравенства записывают в виде нестрогого неравенства
(5 > 4 V 5
= 4) <=>
(5≥
4 )
Определение.
Если два числовых неравенства имеют одинаковые знаки, то их называют неравенствами
одинакового смысла, если у неравенств разные знаки,
то неравенствами противоположного смысла.
a >b и c
> d – одинакового смысла;
a >b и c
< d – противоположного смысла.
Рассмотрим свойства истинных
числовых неравенств.
Свойство 1.
Для любых чисел a и b верно, что если a >b, то a – b > 0.
(“a, b) (a >b =>a – b > 0).
Доказательство:
Нам дано, что a >b.По
опр отношения «>», существует такое натуральное число к, что a = b +
к. => по 2 опр разности a – b = к. Так как к ÎN , к > 0, то a – b
> 0 ч.т.д.
Свойство 2.
Если к обеим частям истинного числового
неравенства прибавить одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то
получим также истинное числовое неравенство.
(“a, b, с) (a >b => a +с > b +
с).
Доказательство:
По условию a >
b, тогда по 1 свойству a – b
> 0 => (a – b) +
(с – с)
> 0 =>применяем сочет
свойство (a + с) – (b + с) > 0 => по свойству 1 a +с > b +
с ч.т.д.
Свойство 3.
Обе части истинного числового неравенства
можно умножать на одно и то же положительное число, в результате получим
истинное числовое неравенство того же смысла.
(“a, b,
с>0) (a >b => a • с > b • с).
Доказательство:
По условию a >
b, =>
a – b > 0 => (a – b) • с
> 0 =>применяем
распределит свойство a • с – b • с > 0 => a • с > b • с ч.т.д.
Свойство 4.
Обе части истинного числового неравенства
можно умножать на одно и то же отрицательное число, в результате получим
истинное числовое неравенство противоположного смысла (с противоположным
знаком).
(“a, b,
с<0) (a >b => a • с < b • с).
Свойство 5
Истинные числовые неравенства одинакового
смысла можно почленно складывать, в результате получается неравенство того же
смысла.
(“a, b, с, d) (a >b и c >d => a + c > b +d).
Свойство 6
Истинные числовые неравенства противоположного
смысла можно почленно вычитать, сохраняя знак того неравенства, из которого
вычитаем.
(“a, b, с, d) (a > b и c <d => a – c > b – d).
Свойство 7
Истинные числовые неравенства одинакового
смысла с положительными частями можно почленно перемножать, в результате
получается истинное числовое неравенство того же смысла.
(“a, b, с, d) (a >b
>0 и c >d >0 => a • c > b • d).
Свойство 8
Истинные числовые неравенства одинакового
смысла с отрицательными частями можно почленно перемножать, в результате
получается истинное числовое неравенство противоположного смысла.
(“a, b, с, d) (a < b <
0 и c < d < 0 => a • c > b • d).
Свойство 9
Обе части истинного числового неравенства
можно возводить в одну и ту же степень с натуральным показателем, при этом
получается неравенство того же смысла.
(“a, b и nÎN ) (a > b => an > bn).