Как найти ложных связках

Ложные голосовые связки — настоящий  секретный агент в вокале.
Часто вокалисты даже не подозревают об их существовании.
А зря.
С ними очень важно дружить и уметь управлять.
Почему?
Сейчас поймёте.

Случается, что в процессе пения мы чувствуем першение, сжатие, напряжение в горле, неприятные ощущения, как будто кто-то оцарапал наше горло изнутри.
Это знакомо любому практикующему вокалисту.
Так вот, причина этих ощущений — ложные голосовые складки (ЛГС), а точнее их сжатие, неустанная работа по защите дыхательных путей.
Как только мы забываем о поддержке голоса дыханием или, наоборот, слишком стараемся, пыхтим и тужимся, они сразу же включаются в процесс и сжимаются, чтобы защитить истинные голосовые связки от угрозы, вызывая неприятные ощущения в горле.
Поэтому очень важно чувствовать их положение и знать, как ими управлять.

Для начала давайте просто попробуем понять, когда они сжаты, а когда разведены.
Самый простой способ сжать ЛГС — натужиться или сглотнуть слюну, а развести — рассмеяться (можно беззвучно) или удивиться.
Сравните ощущения в области гортани и сразу заметите разницу.
При натуживании в горле что-то сжимается, напрягается. Это и есть ложные связки. Они сжимаются.
А при удивлении или смехе мы ощущаем дополнительное пространство, расширение в области гортани, шеи — это разведение голосовых связок.
Так же есть и нейтральное их положение, которое можно почувствовать, если как бы выдохнуть мягко звук, издать расслабленный стон.

Ложные голосовые связки активно используются в экстрим-вокале для расщепления , гроулинга, скриминга и т.д.
Но важно приступать к освоению этих приёмов только после наработки базовых навыков вокала, не спеша и под присмотром педагога! Иначе можно повредить истинные голосовые связки и…. остаться без голоса.

И помните, что талант и голос есть у каждого!
Важно постоянно практиковаться, и результат не заставит себя ждать!

Ложные связки, или ложные голосовые складки. С помощью них мы можем добавлять эффекты к нашему обычному чистому голосу. От легкой хрипотцы в духе поп-баллад, до чего-то совсем брутального. Но обо всем по порядку. 

Ложные складки

Наверняка, вы уже заметили, как бережно мы относимся к нашим голосовым складкам, их еще называют истинными голосовыми складками. Они действительно очень нежные и их можно сравнить с тоненькими пленочками. Ложные голосовые складки находятся над истинными и совсем на них не похожи. Они скорее похожи на два куска мяса, чем на пленочки, и, в нужный момент приближаясь друг к другу, выполняют защитную функцию.

Как работают ложные связки

Мы уже не раз говорили, что слишком сильный поток воздуха может навредить голосовым складкам. Но наш организм устроен так, что от смертельно опасных травм голосовых складок нас защищают ложные складки. Например, вспомните, когда вы пытаетесь взять какую-то ноту с большим давлением, то они срабатывают.

Или когда мы кашляем. Или когда у нас рвота.

Все эти варианты аккуратно примерьте на себя, чтобы просто понять, как примерно это работает.

А теперь, давайте подумаем, что не так с этими примерами? Все они провоцируют неконтролируемое смыкание ложных складок и часто приводят к покалыванию в горле и неприятным ощущениям.

Наша задача — научиться смыкать их очень-очень аккуратно, особенно в начале тренировок. Для этого мы обратимся к еще одной важной функции ложных складок. Когда мы задерживаем дыхание, то именно ложные складки соединяются и не пускают воздух наружу.

Как почувствовать ложные складки (упражнения)

Чтобы лучше это почувствовать, сделайте задержку дыхания, но не на вдохе, а на выдохе. Обратите внимание, я выдыхаю вначале довольно активно, чтобы почувствовать довольно сильное напряжение диафрагмы и услышать звук смыкания ложных складок

Супер! Из этого положения нам проще и безопаснее будет начинать. Представьте, что вам нужно с минимальным давлением смыкать голосовые складки, и цедить воздух, лишь чуть чуть приоткрывая отвестие между ложными складками.

Это не обычный фрай, а пение как будто на задержке дыхания. Попробуйте. При этом внизу живота ощущается довольно сильное напряжение. Диафрагма реагирует на препятствие в виде ложных складок.

Как и в случае с обычным вокалом, важно сохранять минимальное давление, потому что сильное давление раздвинет истинные складки и будет сушить и травмировать их.

Это не должно быть громко, аккуратный, равномерный хриплый звук.

Контроль ложных связок (упражнение)

Следующий важный навык — научиться контролируемо смыкать и размыкать ложные связки. Возьмем наш равномерный хриплый звук (надеюсь, вы его уже нашли!) и попробуем медленно освобождать пространство для воздуха. Как будто переходим от задержанного дыхания к свободному, но параллельно извлекая звук.

Как видите, сам по себе звук оказывается очень тихим и спокойным, это из-за низкого давления, связки смыкаются только краями.

Если получилось, то пробуем сделать это туда и обратно!

Как видите, с этим уже можно работать и находить разные грани этого эффекта: от легкого драйва к дисторшну, скриму и т. д.

Мы узнали, что такое ложные складки, какую функцию они выполняют, как найти их в своем голосовом аппарате и как начать их использовать более осознанно. Для лучшего понимания, прослушайте примеры на видео выше. Но по-прежнему, для того чтобы убедительно петь высокие ноты с драйвом, вам нужно изучить тванг, о нем мы периодически говорим в других наших роликах.

Ложные голосовые связки

Ложные голосовые связки – парный орган, мышечные «наросты», образования, расположенные непосредственно над истинными голосовыми складками недалеко от входа в гортань.

Ложные голосовые связки иногда называют фальшивыми (по аналогии с английским названием false vocal cords), также известно более «медицинское» название – вестибулярные, от слова «вестибюль», вход.

Голосовыми данные образования называют потому, что в редких случаях патологии, травмы или хирургического удаления истинных голосовых складок, ложные (после некоторой практики) способны взять на себя функцию создания голоса.

Разумеется, голос человека в данном случае очень груб и мало напоминает настоящий, однако в вокальном тракте, благодаря ротоглоточному резонатору, возникают форманты, позволяющие создать гласные звуки. По крайней мере, каким-то эрзац-вариантом речи человек обладает.

Способность ложных связок производить звуковую волну является одним из аргументов сторонников миоэластической теории голосообразования.

Основная роль ложных связок в организме человека – закрывать вход в дыхательные пути. В момент задержки воздуха, а также при других состояниях организма, например, натуживании, кашле, ложные голосовые связки способны полностью перекрыть вход в трахею, работая одновременно с другими сфинктерами, находящимися в вокальном тракте.

Функция ложных связок подчиняется глубинным управляющим системам мозга (рефлекторна), поэтому неподконтрольна сознанию. Однако можно научиться в немалой степени управлять сжатием или раскрытием ложных голосовых связок, используя разработанные в рамках Метода EVT упражнения.

При пении ложные связки могут быть частично сведены (только своей передней частью). При этом звук голоса получит дополнительный призвук хрипа, так как влияние ложных связок на истинные голосовые изменит первоначальный частотный спектр звука, создаваемый истинными голосовыми складками. Такая практика называется «контролируемым вокальным зажимом», а звук, который при этом возникает, называют distortion (по аналогии с эффектом, используемым в электромузыкальных инструментах).

В российских источниках часто можно встретить понятие «расщепление». Необходимо понимать, что данный термин относится исключительно к характеру слышимого тембра – к «чистому» звуку подмешивается «хриплая» составляющая. Недостаточное понимание природы происхождения такого звука, неосведомленность о существовании и особенностях функционирования ложных голосовых связок приводят к неверному суждению о некоем «расщеплении» (физическом) самих истинных голосовых складок, что совершенно невозможно.

Если функция ложных голосовых связок не находится под контролем вокалиста, то их работа может (и это часто происходит) нанести непоправимый вред покровным слоям истинных голосовых складок, которые и создают вибрацию. В результате вокалист может навсегда потерять возможность создавать «чистый» голос, а, как максимум, вполне вероятна афония (потеря голоса).

Риск срабатывания «защитного сфинктера» – ложных голосовых связок – существенно увеличивается при фонации сонорных согласных С, Ш, Х, Ф, поэтому из практик передовых вокальных школ уже убраны упражнения (часто еще применяемые в России), при которых от учащегося требуется утрированное произнесение этих звуков.

Как пример, у неподготовленного человека резкое выкрикивание «Хэй!» отзывается мимолетной «царапиной в горле», как об этом сообщают многие вокалисты. Данный эффект – маленькая фонотравма, вызванная мгновенным рефлекторным срабатыванием ложных голосовых связок. Разговор «на повышенных тонах» также приводит через некоторое время если и не к болевым, то вполне ощущаемым последствиям «царапины» – першению, жжению, повышенному выделению слизи в районе гортани.

Специалисты, описывающие классическую вокальную технику, не уделяют внимания роли ложных голосовых связок. Превалирует мнение, что «ложные (вестибулярные) голосовые связки в процессе фонации участия не принимают». Это отчасти справедливо, поскольку мышечные приемы классического вокала (в частности, вокальный зевок) способствуют «разведению» ложных связок.

Однако такие приемы существенно меняют и тембр голоса, характер его звучания, что не может быть принято современным вокалистом (см. «Эстетика звука»).

Чтобы обойти «вредную» роль ложных голосовых связок, необязательно использовать классическую вокальную технику. Есть альтернатива.


Ложные голосовые связки, правда или ложь на самом деле?

Ложные голосовые связки, правда или ложь на самом деле?

Кроме основных голосовых связок есть также пара ложных. Они толще и выполняют защитную функцию гортани. В эстрадном вокале они не используются. Но их часто задействуют в тибетском пении, чтобы спеть более низкие тона.

Ложные связки также используют в тяжелой рок музыке, когда вокалист поет в стиле гроулинг или скрим.

Познакомьтесь с нашей методикой на пробном уроке по скайпу >>>

Фолскорд (от англ. false cords «ложные связки»), или фаер[комм. 1] (от англ. fire «огонь»)  — приём экстремального вокала, суть которого заключается в искажении голоса с помощью сомкнутых резонирующих (вибрирующих[2]) ложных связок. Фолскорд в той или иной форме можно услышать почти во всех направлениях поп-музыки, но чаще всего он встречается в тяжёлой музыке[3].

Характеристика[править | править код]

Характерными чертами фолскорда являются агрессивный тон и высокая громкость[комм. 2]. В фолскорде почти нет основного тона, и он хорошо подходит для исполнения мелодичных песен. Фолскорд используется во многих различных музыкальных стилях с целью придания звуку определённой грубости или резкости[5]. Многие дэт-метал-группы совмещают фолскорд вместе с гроулингом[6].

Близким к фолскорду техникой вокала является один из стилей тувинского горлового пения — каргыраа[7]. В фолскорде давление на речевой тракт значительно выше и, следовательно, громкость тоже[8], но базовая механика у этих стилей одинакова[5]. Также, фолскорд отдалённо близок к гроулингу[9].

Поскольку в основе данной техники почти нет никакого основного тона, она подходит как для дэт-метала, так и для более мелодичной музыки. К известным исполнителям фолскорда можно отнести Джеймса Хетфилда (Metallica), Чака Шульдинера (Death), Алиссу Уайт-Глаз (Arch Enemy), Тома Уэйтса, Рэнди Блая (Lamb of God), Фила Ансельмо (Pantera, Down) и Жюля Нэвери  (англ.) (рус. (Profane Omen  (англ.) (рус.)[3].

Техника[править | править код]

Во время пения ложные связки соединяются и слегка сужают голосовой тракт, из-за чего они начинают резонировать. Чем больше ложные связки сужают голосовой тракт, тем сильнее они резонируют и вызывают искажение голоса. Гортань и речевой тракт нужно держать расслабленными для правильного звукоизвлечения ложными связками, иначе на связки будет оказано слишком большое давление, из-за чего возникнет неприятная боль[5].

На начальном этапе, когда техника ещё недостаточно освоена, голос быстро садится и становится хриплым. При неправильном звукоизвлечении возможна боль или дискомфорт[10]. На ранних стадиях желательно практиковаться немного чаще, потому что голосовой тракт и его мышцы не привыкли к технике и звуковому давлению, требуемому для фолскорда[11].

Одним из наиболее распространённых видов фолскорда является «фальцетный фолскорд», который в основном аналогичен предыдущему описанию, но включает в себя фальцетный регистр певческого голоса. В этом варианте фолскорда голос звучит намного выше, а задача состоит в том, чтобы звук остался искажённым и голос не падает в грудной регистр. Фальцетный фолскорд может звучать почти так же, как и фрай-скрим, но в плане техники они отличаются друг от друга. Фальцетный фолскорд может быть очень громким и рваным, благодаря чему он широко используется в грайндкоре и блэк-метале[10].

См. также[править | править код]

  • Гроулинг
  • Тувинское горловое пение

Примечания[править | править код]

Комментарии
  1. Мелисса Кросс использовала данный термин для описания сильно искажённого голоса, но позже отказалась от него в пользу фолскорда[1].
  2. Мелисса Кросс утверждает, что фолскорд «совсем не похож на пение. Он звучит как хаос, шум и насилие»[4].
Источники
  1. Leppänen, 2014, с. 40.
  2. Leppänen, 2014, с. 28.
  3. 1 2 Leppänen, 2014, с. 22.
  4. Farnsworth, Amy. Melissa Cross will have you screaming like a rock star (англ.). www.seattletimes.com. The Seattle Times (18 августа 2008). Дата обращения: 24 августа 2019. Архивировано 24 августа 2019 года.
  5. 1 2 3 Leppänen, 2014, с. 19.
  6. Leppänen, 2014, с. 24.
  7. Leppänen, 2014, с. 12, 19.
  8. Leppänen, 2014, с. 12.
  9. Leppänen, 2014, с. 31.
  10. 1 2 Leppänen, 2014, с. 20.
  11. Leppänen, 2014, с. 21.

Литература[править | править код]

  • Leppänen, Arttu. Heavylaulun särötekniikat ja niiden opettaminen : дисс. — Karelia-amk, 2014. — С. 12, 19—22, 24, 28, 31, 40. Архивировано 31 августа 2017 года.
  • Muchlis Farmansyah. Analisis Teknik Vokal Scream Melissa Cross (индон.) : дисс. — 2015. — 23 September. — P. 39.

Добавить комментарий