Как найти мачу пикчу

История открытия «затерянного в облаках города» полна загадок и недомолвок…

Хотя, общепринятая версии открытия Мачу-Пикчу известна всем.
23 июля 1911 года экспедиция Йельского университета, которую возглавлял Хайрем Бингем (Hiram Bingham), обнаружила развалины Мачу-Пикчу. Если быть более точным, то на высоте 2450 метров были найдены развалины старинного города, расположенного на искусственных террасах и седловине горного хребта между горами Мачу-Пикчу (Machu Picchu – старая гора) и Уйну-Пикчу (Wayna Picchu, Huayna Picchu – молодая гора), который в дальнейшем назвали Мачу-Пикчу (по названию горы).
На самом деле, как он назывался при инках не знает никто…

Но, можно ли назвать Бингема первооткрывателем Мачу-Пикчу и был ли город действительно утерян?


Вот так вот – шли, шли Бинхем с сотоварищами, преодолевая тяготы и лишения жизни экспедиционной и нашли «затерянный всеми» город…
Обычно ещё добавляют, что испанские конкистадоры так и не добрались до этих мест. Такой вывод делается по причине того, что Мачу-Пикчу не был сильно разрушен, а значит конкистадоры, которые мол, не ленились всё разрушать на своем пути, точно здесь не были и не упоминали о городе в каких-либо документах тех далёких и смутных времён…

Но, есть много “но” в этом повествовании…

Начнём с того, что Бингем искал совсем не Мачу-Пикчу, да и как можно целенаправленно искать то, о чём «не знает никто».
Целью экспедиции был другой затерянный город – Вилькабамба (Vilcabamba).
Считается, что в ходе вторжения испанских конкистадоров в Перу, Вилькабамба долгое время оставался последним оплотом и убежищем правителей Инкской империи.

В Вилькабамбе последовательно правили Сапа Инки Манко Инка Юпанки (1533/39 – 1545), Сайри Тупак (1545/57 – 1560), Титу Каси Юпанки (Titu Casi) (1560 – 1571) и Тупак Амару I (1571 – 1572).

Ещё в ходе своего первого визита в Перу в 1909 году, Бингем даже обнаружил ряд небольших руин в области Espiritu Pampa, что примерно в сорока милях северо-западнее Мачу-Пикчу, но не придал особого значения находке. Хотя, в последствии, именно там и был обнаружен Вилькабамба (Vilcabamba).
По крайней мере, считается, что это именно он…

А между тем, земли на которых расположена Мачу-Пикчу и сама гора были хорошо известны испанцам ещё во времена конкисты и с них исправно собиралась дань через «curaca» (должностные лица – наместники). Не были они «никому не известными» и заброшенными людьми территориями.

Последний курака Хуан Макора (Juan Macora) в 1568 году упоминал в документах и отчётах эти места, как «Piocho». Так же, в ходу были другие названия: «Picho», «Piccho», «Picchu». Возможно, разница в названиях была вызвана путаницей наместников в написании слов.

В 1565 году испанский конкистадор Диего Родригес де Фигуероа (Diego Rodrigues de Figueroa) был послан в эти места для «переговоров» с лидером «повстанцев» Инкой Титу Каси (Titu Casi). В своем отчете Диего упоминает поселения «Sapamarca, Tambo and Picho», где «Tambo” – это, возможно, Ollantaytambo, а «Picho» – быстрее всего, Machu Picchu. Другими словами, видел он и поселение под горой Мачу-Пикчу. И люди в окрестностях «затерянного на горе города» жили уже в те времена…

Но, не о каких строениях на самой Мачу-Пикчу Диего Родригес де Фигуероа не упоминает. Не до этого было Диего – не до инкских заброшенных развалин…

В 1614 году земли вокруг Мачу-Пикчу переходят в управление племени Конарис (Conaris), выходцев из Эквадора, во главе с их «предводителем» Доном Франциско Пома Гуалпа (Don Francisco Poma Gualpa). Более того, некоторыми историками считается, что представители племени Конарис были своеобразными хранителями старинного города Мачу-Пикчу. Правда, в 1849 году последний индеец племени умер.

В 1657 – земли переданы в аренду монахам Августинского ордена для ведения сельскохозяйственных работ.
В 1776 году земли на которых расположена Мачу Пикчу, описываемые, как «земли без построек, сооружений и непригодные для содержания скота», были куплены братьями Педро и Антонио Ochoa за 350 пессо.
А в 1782 году перепроданы ими за 450 пессо управляющему районом Урубамба (Urubamba) испанскому майору Маркосу Антонио (Marcos Antonio de la Camara y Escuerdo. Об этом свидетельствует документ, составленный и нотариально заверенный Notar Ambrosius de Lira.

В документе прямо указывается на Мачу Пикчу. Документ был обнаружен в архивах историком Хосе Уриэль Гарсиа.

В последствии земли опять переходят под контроль ордена монахов, «удерживающего» их в течении нескольких десятилетий 19 века.

Проходившие рядом…

В 1834 году французский исследователь Евгене де Сартигэс (Eugene de Sartiges), Марселино Леон (Marselino Leon) и перуанец Хосе Мария Техада (Jose Maria Teyada) прошли буквально в нескольких милях от Мачу-Пикчу…

Итальянский исследователь Антонио Раймонди, так же был очень близок к обнаружению развалин в 1858 году, когда во время похода от Ouillabamba до Куско он спустился в 25 километрах от горы Мачу-Пикчу и нанес её на свои карты, которые опубликовал в отчёте об экспедиции (1891 год).

Аугусто Бернс и “Compañía Anónima Exploradora de las Huacas del Inca”.

Примерно в это же время, а точнее в 1867 году, немецкий инженер и авантюрист по духу – Аугусто Бернс (Augusto Berns) покупает небольшой участок земли, размером двадцать пять квадратных километров на правом берегу реки Урубамба рядом с Мачу-Пикчу, для строительства лесопилки. Бернс предполагал организовать здесь производство шпал для железных дорог южного Перу. Но бизнес не пошёл…
И впоследствии (1887 год) Бернс создает новую компанию “Compañía Anónima Exploradora de las Huacas del Inca”.
Цель компании – проводить раскопки и поиск различных ценностей на древних руинах инков с целью их дальнейшей продажи. Вот так – не больше и не меньше. Бернс даже получает «лицензию» у правительства и ищет дополнительных инвесторов…

Имеется очень большая вероятность, что проживая долгое время и общаясь с местными фермерами, Бернс имел много информации о старинных руинах, в том числе о «затерянном городе» Мачу-Пикчу.
А имея информацию на месте и занимаясь «поиском сокровищ», грех было ею не воспользоваться…
Может как раз «поисковые операции» Бернса стали причиной того, что придя на развалины Мачу-Пикчу, Бингхем не обнаружил «золота Инков». По понятным причинам, Бернс не сильно афишировал свои находки и открытия…

Но, это всего лишь – предположения…

В 1875 году француз Николя Винер (Nicolas Wiener) исследует инкские строения в Ольянтайтамбо (Ollantaytambo) и по его утверждению, получает информацию от местных жителей, на на склонах Мачу-Пикчу имеются ещё более грандиозные руины.
Он пытается добраться до указанного местными жителями района, но практически на подходе терпит неудачу из-за оползня.

Тем не менее, в 1874 году Германом Герингом – геодезистом, входившим в состав экспедиции, была составлена карта, на которой отмечается практически точное место расположения руин (со слов) Мачу-Пикчу.

Далее «ни кому не нужные, но многими вожделенные территории» в окрестностях Мачу-Пикчу покупает семья Надаль (Nadal) из Куско.

В 1905 году семья Надаль перепродает собственность на земли, где расположена гора Мачу-Пикчу, Мариано Игнасио Ферро (Mariano Ignacio Ferro).

Как посорились семьи Abrill и Zavaleto…

Если ещё немного отвлечься от хронологии событий и продолжить историю перехода земель Мачу-Пикчу «из рук в руки», то стоит упомянуть, что Мариано Игнасио Ферро умер в 1934 и земли на которых находился затерянный город перешли по наследству его дочери Томасе (Tomasa) и её мужу Эмилио (Emilio Abrill Vizcarra).
В 1944 году семья Zavaleta покупает земли у наследников Ферро. Правда, остаётся не понятным, купили ли они все земли или многое, но не непосредственно Мачу-Пикчу. Споры о праве собственности на земли, включающие в себя территорию старинного города инков, до сих пор идут между семьями Abrill и Zavaleto…
Интересно, что в том же 1944 году правительство Перу экспроприировало право на собственность Мачу-Пикчу, а в 1983 году Мачу-Пикчу был внесён в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на это, семьи Abrill и Zavaleto и в настоящее время настаивают на получении компенсаций в миллионы долларов США от перуанского правительства и свою долю доходов от посещения руин туристами…

Но, это всё о владельцах земель, которым, видимо, до поры до времени было не очень интересно, чем же они на самом деле «владеют».

А что же было известно о руинах, что называется «на местах», жителям и фермерам?

Официально известно, что уже в конце 19 века в окрестностях Мачу-Пикчу существовало довольно многочисленное поселение Санта Тереза (Santa Tereza), а у подножья горы был поселок Агуас Кальентес (Aguas Calientes).
Не могли же фермеры проживающие практически у подножья горы не знать, что у них «над головами». И они конечно знали о руинах…

Августин Лизаррага. Надпись оставленная углём…

Местный фермер Августин Лизаррага ( Agustin Lizarraga ) ещё в 1902 году (за несколько лет до Бингема) не только побывал на развалинах Мачу-Пикчу,

но и оставил, сделанную углём, надпись о своём посещении в нише храма «Трех окон»:

«Agustin Lizarraga – 14 de julio 1902 – para la pasteridad».

«Августин Лизаррага – 14 июля 1902 года – потомкам».

Даже Бингем не особенно пытался скрыть информацию об этой надписи в своём описании развалин. Не скрывал, но и не акцентировал внимание «научной общественности» на данном факте…
Надпись, оставленная Лизаррагой, то ли стёрлась со временем, то ли её подчистил сам Бингем. Как «правильный» первооткрыватель, он о многом «не договаривал», пытаясь закрепить за собой открытие. И это ему удалось…

Лизаррагу в его походе на Мачу-Пикчу сопровождали Габино Санчес (из района Caicay) и Энрике Пальма.
Все трое были сельскохозяйственными работниками с поместья Colpani (район Сан-Мигель). Сам Лизаррага родился в городке Mollapata и на протяжении тридцати лет жил в соседней деревне. В обязанности всех троих входило слежение за состоянием мостов через реку Урубамба.
Существует много версий, что именно подвигло Лизаррагу с сотоварищами отправиться на склоны Мачу-Пикчу, но видимо, их больше интересовала возможность поиска сокровищ инков, ведь это были простые крестьяне, а не историки или археологи. Но, только Лизаррага догадался оставить «памятную надпись» о своём присутствии на руинах…

Вполне возможно, что Лизаррага даже возвращался на развалины Мачу-Пикчу в 1904 году. По слухам, он был «гидом по тайным местам» у небольшой группы, в составе которой была дочь владельца поместья Colpani – Мария Оиоа-Манга. Не исключено, что это были первые «туристы» на Мачу-Пикчу…

Тем не менее, ни Лизаррага, ни его сотоварищи никогда не претендовали на звание первооткрывателя Мачу_Пикчу. Тем более, что в 1912 году Лизаррага утонул в реке при попытке переправы…

В 1904 году археолог Карлос Сиснерос (Carlos Cisneros) опубликовал Атлас Перу (The Atlas of Peru) , который содержал обзор всех известных археологических раскопок в Перу. В разделе, посвященном департаменту Куско он упоминает, что существует целый ряд Inca деревень в долине Урубамба, где до сих пор было никаких раскопок.

В качестве одного из таких мест, где присутствуют инкские развалины, упоминается гора Уайна-Пикчу (Huaina-Piccho) :

“The whole area is littered with ruined Inca villages that offer fertile material for the investigations of archaeologists because of the numerous objects of precious metal and other kinds of things that surround the ancient idols and tombs. There are [Inca] villages where there have still been no excavations. Besides Cuzco itself, there are Intihantana in Pisac, Ollantaitambo, Pisccocucho and Peilas in Urubamba, [and] Paccarictambo in Pararo; the entire length of the Urubamba until Santa Ana is littered with the ruins of Quenti, Chamana,and Miscay; further along are Umasbamba and in the heights, the village of Huaina-Piccho; in the Eastern Cordillera are the beautiful ruins of Rosaspata, Choququirao, Umasbamba, and the fabulous village of Platerrayoc, constructed on a high mesa surrounded by snow-covered mountains; and many other sites and villages of lesser importance.”

Британский миссионер Пейн.

У историков Перу есть предположение, что в 1906 году, развалины Мачу-Пикчу могли посетить британский миссионер Томас Пейн (Thomas Payne) и шотландец McNairn.
Томас Пейн жил неподалёку от Куско и спокойно занимался своими миссионерскими делами, когда встретил некого горного рабочего Франклина, который рассказал ему, что видел на горе старинные руины инкского города, но не поднимался к ним.
Ну, рассказал и рассказал. Пейн, хоть и заинтересовался рассказом, но не на столько, чтобы забросить текущие дела и броситься на поиски руин. Но, через некоторое время некий шотландец McNairn, гостивший у Пейна, предложил миссионеру составить ему компанию в восхождении на Мачу-Пикчу.

По слухам, Пейну и McNairn удалось добраться до руин и даже провести там ночь.
McNairn поделился своими впечатлениями о путешествии с горным инженером Стэплтоном, который общался с Бингемом.
По рассказам членов семьи Пейна, Бингем встретился с миссионером в 1909 году, в ходе своего первого пребывания в Перу и долго расспрашивал о городе на горе.
Но, после своей удачной экспедиции 1911 года, Бингем ни разу не упоминал не Пейна, не McNairn в качестве источников информации о «затерянном городе»…

Существуют предположения, что немцы Хорхе фон Hassel и Карл Хенель также посетили развалины Мачу-Пикчу в 1910 году…
Но ни каких документальных подтверждений на этот счет не осталось…

Но не только «иноземные» исследователи, «пришлые» авантюристы и окрестные фермеры занимались поисками «затерянного в облаках города» о котором, «вроде, и не знал никто».
Как, мы теперь понимаем – знали о нём многие. Догадывались о существовании – ещё больше. Да судя по всему, и бывало на развалинах Мачу-Пикчу, преследуя разные цели, достаточно не мало людей.

Альберто Гиесекке мог бы стать “Бингемом”.

Даже в том самом 1911 году, когда экспедиция Йельского университета, «закрепила» за собой право на «сенсационную находку» Мачу-Пикчу, в окрестностях руин побывала ещё одна экспедиция. Причём, было это в январе 1911 года (т. е. ещё до визита Бингема в июле).
Возглавлял экспедицию, только что назначенный ректором университета Куско, Альберто Гиесекке (Alberto Giesecke). В качестве проводника выступал местный землевладелец Braulio Polo y la Borda.

Вместе они добрались до небольшой хижины на Мандор Пампа (пампа – степь, пампасы).
Альберто Гиесекке стал расспрашивать, проживающего в хижине крестьянина Мельчора Артеагу (Melchor Arteaga), не знает ли тот о каких-либо «стоящих внимания» инкских руинах в окрестностях и получил точное указание места расположения развалин старинного города на вершине соседнего горного хребта. Это, как раз и было место, где в дальнейшем Бингем обнаружит Мачу-Пикчу…
Из-за неблагоприятных для восхождения условий дождливого сезона, Альберто Гиесекке решил отложить посещение Мачу-Пикчу на более поздний период. Тем самым, практически, лишил себя возможности стать «первооткрывателем» Мачу-Пикчу…

Июль 1911-го года.

Известно, что перед тем, как начать экспедицию, Бингем посещал Гиесекке в Куско и тот поделился с ним информацией о месте предполагаемого нахождения руин, полученной от крестьянина Мельчора Артеагу (Melchor Arteaga).
Кроме информации от ректора, в организации экспедиции, Бингему очень помог Хуан Хосе Нуньес (Juan Jose Nunez) – префект региона Апуримак (Apurimac), бывший в то время префектом Куско. Он предоставил Хайрему Бингему вьючных лошадей, носильщиков и солдат для охраны во главе с сержантом Карраско (Carrasco), который по совместительству был переводчиком для Бингема. После чего префект пожелал Бингему удачи в обнаружении города Вилькабамба (Vilcabamba), на поиски которого, как считал сам Хайрем, он отправляется…

Кроме того, Бингем получил ещё несколько местных проводников, которые «за ручку» отвели участников экспедиции непосредственно к развалинам Мачу-Пикчу.
В состав группы проводников входили:
уже упоминавшийся Мельчор Артеага (Melchor Arteaga), Анаклето Алварес (Anacleto Alvarez), Melquiades Richarte и его маленький сын –Пабло Ричартэ (Pablo Richarte) .

Как описывает сам Бингем в своей книге «Inca Land», разбив свой лагерь на берегу реки в пампе (пампасы) Мандор, ему пришлось долго упрашивать того самого Мельчора Артегу, ферма которого находилась неподалеку, чтобы тот указал ему дорогу к инкским развалинам. Но из-за плохой погоды владелец фермы долго отказывался.

Согласился он лишь тогда, когда Бингем предложил ему, в качестве оплаты за услуги, один соль, что равнялось нескольким дневным оплатам труда фермера.
Далее Бингем красочно описывает, как вместе с сержантом Карраско и Мельчором Артеагой они пробирались через густые заросли, опасаясь укусов ядовитых змей и переправлялись по бревенчатому мосту черезреку, рискуя упасть в бурный поток и утонуть. Не скрывает он даже того, что в отличае от своих спутников, форсировал водную преграду переползая на карачках по бревнышкам мостика.

Через некоторое время, уставшие и замерзшие путники добрались до небольшой лачуги у подножья горы. В хижине жили местные крестьяне Алварес (Anacleto Alvarez) и Ричартэ (Melquiades Richarte).

По просьбе Бингема, показывать дорогу к руинам, Ричартэ отправил своего маленького сына Пабло. Самим же крестьянам, видимо, было не до чудных просьб гринго.

Возможно, отсюда пошла красивая легенда о «тайне, купленной за один соль и маленьком мальчике, показавшем Хайрему Бингему таинственный город в облаках»…

Без сомнения, сами Альварес и Ричартэ бывали и не раз на террасах развалин Мачу-Пикчу задолго до Бингема. Сохранились документы, согласно которым они, даже, заплатили в 1904 году «госпошлину» в размере 12 солей за право использовать террасы Мачу-Пикчу для сельскохозяйственных нужд…

В ходе последующих двух последующих экспедиций, проходивших в 1912 и 1915 годах, Хайрамом Бингемом было обнаружено и вывезено за пределы Перу более, чем 40 000 артефактов,
найденных им в ходе раскопок. Среди них было много украшений, инструментов, остатков костей и многое другое.

Все эти находки были отправлены в Йельский университет для дальнейших исследований, но как оказалось в дальнейшем, многое из вывезенного, так и оставалось запакованным в ящиках хранилищ…

Интересно, что на развалинах Мачу-Пикчу Бингему не удалось обнаружить «золото и серебро инков», а найдены были лишь предметы имеющие большую археологическую ценность. Кроме того, на месте старинного города были найдены кости лошадей и стальные инструменты, явно не относящиеся к инкам.

Это наталкивает на мысль, что все прочие материальные ценности, золото и серебро инков, были найдены и вывезены с территории «затерянного города» задолго до посещения Мачу-Пикчу экспедициями Бингема.
Проще говоря – растащили золотишко авантюристы-предшественники…

Это наталкивает на мысль, что все прочие материальные ценности, золото и серебро инков, были найдены и вывезены с территории «затерянного города» задолго до посещения Мачу-Пикчу экспедициями Бингема.
Проще говоря – растащили золотишко авантюристы-предшественники…

Лишь в 2008 году, незадолго до помпезного празднования «столетия официального открытия» древнего города инков, перуанскому правительству удалось добиться возвращения в Перу основной части артефактов, найденных в Мачу-Пикчу…

Тем не менее, Бингем действительно сумел вновь «переоткрыть» для мира Мачу Пикчу и его усилия и настойчивость в достижении этой цели сложно переоценить.

Он был мечтателем, археологом и авантюристом с большой буквы, своим примером показав, что для совершения великого географического открытия не достаточно лишь первым появиться на месте, а нужно ещё понять и правильно оценить маштаб и значимость увиденного.

В 1922—1923 годах Бингем исполнял обязанности вице-губернатора, а в 1924 году был избран 84-м губернатором штата Коннектикут , но на другой день после вступления в должность ушёл в отставку, чтобы быть избранным в сенат. Его сыновья от брака с внучкой ювелира Чарльза Тиффани также играли заметную роль в американской политике.

Много разных событий было в судьбе этого неординарного человека. Однако, для всего мира Хайрам Бингем останется в памяти, как первооткрыватель города среди облаков – таинственного Мачу-Пикчу…

Продолжение следует… ВСЕГДА.

Как я уже писал, самым ярким путешествием первой половины 2018 года для меня и моей семьи стала поездка в Перу. Не побоюсь еще раз высказать самые восторженные эпитеты в ее адрес и еще раз порекомендовать всем обязательно ее посетить.

Многие думают, что Перу интересно лишь тем, что в нем  находится легендарный Мачу-Пикчу – затерянный в облаках город инков, однако это совсем не так. В предыдущих публикациях я подробно рассказывал про так называемую Священную долину инков и регион Куско, которые представляют не меньший интерес для путешественника. Причем и за пределами Священной долины инков в Перу есть много любопытного – камни Ика, линии Наска, озеро Титикака, Амазонские джунгли,  – так что Перу – это страна, в которую можно приезжать снова и снова.

Мысль посетить Мачу-Пикчу родилась в нашей семье спонтанно, как расширение запланированной поездки в Бразилию. Сначала эта идея была отвергнута по причине очень сложной логистики. Беглый поиск показал, что Мачу-Пикчу – довольно труднодоступное место, куда и взрослым-то людям доехать непросто, а у нас предполагалась поездка с детьми. Однако на самом деле до Мачу-Пикчу можно добраться достаточно легко, в том числе, с ребенком-дошкольником при условии грамотного заблаговременного планирования. Как это сделать, я подробно описывал вот здесь.

Мачу-Пикчу – одно из новых чудес света, самая посещаемая достопримечательность Перу (более 1 млн туристов в год). Древний город инков, основанный, как полагает официальная наука, в середине XV века, расположен в труднодоступном месте высоко в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря. У подножия скалы течет река Урубамба (священная река инков, протекающая через всю их священную долину).

Перед тем, как подробно рассказать об удивительной истории Мачу-Пикчу, хочу сразу подчеркнуть, что это действительно самое потрясающее увиденное мной место из созданных руками человека. Эмоции, когда оказываешься в этом городе, переполняют, даже несмотря на толпы туристов (а если приехать с утра, толп можно и избежать). Это однозначный must-see, друзья. Заносите в свои календари путешествий в обязательном порядке.

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

“Открытие” Мачу-Пикчу

“Официальной” датой открытия Мачу-Пикчу считается 24 июля 1911 года, когда профессор Йельского университета Хирам Бингхэм добрался до него, сопровождаемый сыном местного жителя. Бингхэм с экспедицией изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи.

Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингхэм подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к развалинам древнего города.

Даже беглого осмотра Бингхэму было достаточно, чтобы понять, что только что он совершил величайшее открытие.

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

“Первооткрыватель” Мачу-Пикчу Хирам Бингхэм (первый слева)

Как и многое, что связано с Мачу-Пикчу, эта дата “открытия”  – миф (или условность – называйте, как хотите). Дело в том, что еще в конце XIX века европейцы стали узнавать о существовании “поднебесного” города. Есть документы о том, что в 1894 году другой местный фермер Августин Лизарага показывал Мачу-Пикчу некоему Луису Угарте, а в 1901 году Лизарага с двумя своими друзьями написали свои имена на скале возле Мачу-Пикчу. Бингхэм прекрасно знал об этом, но старался не афишировать такие факты.

Неизвестным Мачу-Пикчу оставался только для европейцев: есть множество свидетельств того, что местные жители хорошо знали о существовании этого места. Так, террасы Мачу-Пикчу использовались индейцами уже после прихода испанцев, что оказалось зафиксировано в налоговых отчетах монахов-августинцев XVI века. Более того, к моменту “открытия” Мачу-Пикчу Бингхэмом на территории древнего города проживало несколько семей, которые использовали эти же террасы для выращивания местных культур.

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

Вместе с тем, умалять заслуги Бингхэма также не стоит – ведь именно он первым начал изучать Мачу-Пикчу как профессиональный историк, археолог, ученый. Правда, ряд авторов считают, что он недалеко ушел от обычных грабителей, расхищающих древности, поскольку в ходе трех своих последующих экспедиций (1912-1915 гг.) он отправил в США более 5,000 артефактов якобы на время, для исследований, но они так и остались в Америке и были возвращены Йельским университетом лишь в 2007 после длительных требований и угроз Перуанского правительства.

Несмотря на все усилия, историки и археологи так и не смогли нигде найти указаний на настоящее название города, использовавшееся инками. Слова “Мачу-Пикчу” (в переводе с языка индейцев кечуа, населявших Перу до испанцев, означает дословно “Старая гора” – в противовес “Уайна-Пикчу – “Молодая гора”) для обозначения этого города первым использовал Хирам Бингхэм, как говорится, за неимением лучшего.

Дата основания Мачу-Пикчу и возраст древнего города

Основание города историки связывают с именем Верховного инки Пачакутека (1438-1471 гг.), т.е. официальной датой основания Мачу-Пикчу считается середина XV века. Однако есть множество фактов, косвенно свидетельствующих о гораздо более древнем возрасте этого города.

Официальная версия истории апеллирует к сравнению построек, расположенных в центре Мачу-Пикчу, с постройками, расположенными в Священной долине инков и в Куско. Эти постройки выполнены в схожей манере полигональной кладки, о которой я уже писал в прошлый раз с восхищением и восторгом, и официальная историография считает их авторами инков, а значит, и Мачу-Пикчу мог быть построен только когда империя инков была создана. Да-да, речь именно о тех инках, 12-миллионная империя которых была завоевана отрядом из двухсот испанцев, которые не знали колеса и письменности. Звучит как полный бред, на мой взгляд, бредом и является, однако, если вы приедете в Мачу-Пикчу и возьмете экскурсовода, вас будут убеждать в том, что так оно и было.

Важно: все было совсем не так. Подробно об аргументах против официальной историографии в Перу можно почитать в моей публикации “Боги, создавшие древние цивилизации?”.

Если же обратиться к фактам, то они неумолимы: наряду с инкскими предметами Бингхэм нашел в городе множество каменных топоров, костей древних бизонов, обсидиановых наконечников и керамических изделий доинкского периода. Речь, безусловно, не о том, что город был построен каменными топорами, однако известен он живущим здесь людям был очень давно, явно не за 100 лет до испанского завоевания.

В своих описаниях Мачу-Пикчу Бингхэм, посвятивший ему всю свою жизнь, неоднократно говорит не об инках, а о неизвестной древней цивилизации:

“Главное – восторг от обнаружения тут и там под свисающими виноградными лозами или взгромоздившихся на вершину нависших скал массивных каменных сооружений прошлой расы” (Х. Бингхэм)

Говоря о возрасте Мачу-Пикчу, историки приводят в качестве аргумента данные радиоуглеродного анализа, что удовлетворяет основную часть широкой публики. Однако радиоуглеродный анализ применим лишь к органике, т.е. с его помощью в принципе невозможно определить возраст камня и построек из него. Анализируется найденная возле этого камня органика (например, посуда), и делается по меньшей мере странный вывод о том, что если кувшин датируется XV веком, то и постройка, в которой он находится, тоже имеет этот возраст. Это как если через 1000 лет археологи станут определять возраст Московского кремля по какой-нибудь случайной тарелке из президентского сервиза.

На мой взгляд, самый главный аргумент в пользу гораздо более древнего возраста Мачу-Пикчу находится на поверхности. Как и многое в Перу, Мачу-Пикчу сочетает в себе два типа построек:

  • те, при создании которых использовались технологии, не уступающие или даже превосходящие современные (перефразируя – построенные какой-то другой, явно не инкской цивилизацией),
  • и те, которые были построены непосредственно инками.

Официальной историографии трудно отмахнуться от столь явного различия в качестве построек в Мачу-Пикчу, и историки придумали версию о том, что в городе были дома знати и дома простых жителей, ради которых никто, образно говоря, не заморачивался. Постройки из тщательно обработанных блоков, уложенных без какого-либо  раствора, попадают в разряд “храмов” или “дворцов”, а конструкции из плохо обработанного или вообще необработанного камня на глиняном растворе – в разряд домов для низших сословий и хозпостроек.

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

На первый взгляд, архитектура Мачу-Пикчу хорошо укладывается в эту формулу – центр города занимают как раз “дома для знати” и “храмы” с высококачественной кладкой (на карте очерчены красной линией), а гораздо более простые постройки находятся на окраине города (в зоне, очерченной желтым) – см. карту Мачу-Пикчу (она на испанском, но фотографии и надписи достаточно понятны):

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

Карта Мачу-Пикчу. Желтым цветом выделена “профанная” зона, красным – “сакральная” зона. Слева на карте – террасы (сельскохозяйственный сектор). Между ним и городом проходит небольшой ров.

Однако есть целый ряд мест, где эта стройная логика явно нарушается, причем нарушается очень серьезно. Наиболее показателен комплекс построек, который обычно в путеводителях называется “мастерскими”. Это целый ряд домов, расположенных возле центральной площади (на карте – граница между желтой и красной зонами), как раз напротив так называемых “храмов”:

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

Два уровня технологий в “мастерских” (из книги А. Склярова “Священная долина инков”)

Самый нижний ярус комплекса “мастерских” представлен уже хорошо знакомой нам мегалитической полигональной кладкой из хорошо обработанных гранитных блоков, уложенных без какого-либо раствора. Однако второй ярус этих же домов демонстрирует нам совсем другую технологию строительства: выше отчетливо видимой границы идет уже кладка из гораздо более мелких, плохо обработанных блоков, скрепленных глиняным раствором. Это вполне объяснимо, если предположить, что инки “получили в наследство” Мачу-Пикчу и достраивали здесь свои сооружения на остатках древних зданий. Но это практически необъяснимо с позиций официальной историографии, разве что архитекторы и строители внезапно потеряли квалификацию или же внезапно погибли (спрыгнули в пропасть или типа того). Налицо принципиально разные фазы строительства, разнесенные по времени и кардинально отличающиеся по технологиям, причем более поздние технологии оказываются гораздо более примитивными.

Причем, разумеется, это происходило не только “по вертикали” – как в случае с мастерскими, но чаще всего – по горизонтали. Инки строили свои сооружения на периферии, вокруг центра города, возведенного задолго до них совершенно иной цивилизацией.

Население и предназначение Мачу-Пикчу

В Мачу-Пикчу около 200 построек, из чего археологи делают вывод, что на пике его население должно было составлять около 1000 человек. Вместе с тем, уже в середине XV века город резко опустел (почему – так никто и не знает), и Бингхэму удалось найти в нем лишь 173 человеческих скелета.

В разных источниках тиражируется информация о том, что из этих 173 скелетов 150 принадлежат женщинам. Такой вывод сделал сам Хирам Бингхэм, из чего он заключил, что в Мачу-Пикчу свозили лучших девушек со всей империи, очевидно, для формирования гарема Верховного инки. Это – заблуждение, не более, чем легенда. Ученые из массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина.  Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.

Против версии о “гаремной столице” империи инков работает полное отсутствие в Мачу-Пикчу каких-либо золотых предметов, и украшений, которые так активно использовали инки при оформлении своей главной столицы – Куско (вспомните про поле из золотых початков кукурузы возле Кориканчи).

Итак, версия уединенного места, куда императору свозили отборных наложниц, кажется несостоятельной. Каково же тогда было предназначение этого города? Разными учеными высказываются разные версии, из которых наиболее убедительной кажется версия своего рода “Ватикана”, существование которого особенно не афишировали. Любому, кто побывал в Мачу-Пикчу, очевиден священный характер данного места – оно действительно чрезвычайно необычно и наполнено совершенно непередаваемой энергетикой.

Размышляя о предназначении города, нельзя забывать, что он был основан не инками, а другой, гораздо более развитой цивилизацией.  В уже упоминавшейся мной книге “Священная долина инков” Андрей Скляров выдвигает версию о том, что это место идеально подходило для отдыха “богов”, вдали от “человекообезьянок”, сбивающих бананы с пальм палками. Как бы то ни было, окончательной правды, по-видимому, узнать не суждено никому.

Важные советы по посещению Мачу-Пикчу

  • с 1 июля 2017 года в очередной раз изменился порядок доступа туристов в Мачу-Пикчу. Внедрено новшество, что нельзя разворачиваться и ходить по городу в разных направлениях – все дорожки организованы так, что образуют большое кольцо. В разных его частях стоят охранники, которые не позволяют идти против потока и заставляют идти вперед. Так вот, эта дорожка неминуемо приводит вас к выходу из Мачу-Пикчу, и чтобы снова зайти в город, вам нужно вновь проходить через турникет. Когда мы были в Мачу-Пикчу (май 2018), можно было сделать неограниченное число заходов по одному билету в указанный в билете интервал времени (с 6:30 до 12:30 или с 12:00 до закрытия комплекса). Во время подготовки этого материала я читал, что в скором будущем планируют отменить возможность многократного прохода в комплекс по одному билету.
  • Купить билеты перед входом в Мачу-Пикчу нельзя! Это нужно делать хотя бы в Агуас-Кальентес (а еще лучше – заранее заказать их через интернет). Как это сделать, подробно описано в моей публикации “Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума”..
  • Официально с собой нельзя проносить ни еду, ни напитки, однако сумки практически не обыскивают, и обычно что-то можно пронести (бутерброд или хотя бы воду). Поесть-попить можно прямо перед входом в Мачу-Пикчу, цена задрана, но не дороже, чем на Красной площади :).
  • К сожалению, в Мачу-Пикчу категорически запрещены квадрокоптеры. Прямо совсем. На форуме Винского есть статья о том, как ребята все же запустили коптер, пронеся его по частям с привлечением гидов, однако их быстро поймали и они огребли кучу проблем. Я пытался получить разрешение заблаговременно, но без результата. К слову, в принципе ввоз квадрокоптера в Перу – геморройное предприятие. На границе вам надо заплатить таможенную пошлину в размере 25% стоимости коптера, а затем, при выезде, получить ее обратно. Однако это занимает время, которое не всегда есть в аэропорту, а перуанские таможенники такие же, как наши (ну, вы понимаете).
  • Не верьте прогнозу погоды. Погода наверху непредсказуема – лучше всего подстрахуйтесь и купите полиэтиленовые плащи-дождевики. Погодные программы могут показывать вам, что будет солнце, однако вы можете попасть в жуткий ливень (собственно, как с нами и произошло).

Собственно, Мачу-Пикчу. Красота ведь!

В завершение этой длинной публикации – несколько фотографий и заметок непосредственно с нашей прогулки по этому древнему городу.

Поднявшись по получасовому серпантину на специальном автобусе, мы попали в жуткий ливень. Пока натягивали на себя плащи, успели вымокнуть, плюс сами плащи оказались тоже не айс. Настроение было так себе, потому что небо казалось беспросветно затянутым облаками. Решили все же не пережидать дождь под крышей у входа (как это сделало большинство прибывающих), а побрести наверх, воспользовавшись возможностью сделать кадры Мачу-Пикчу с минимумом туристов.

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

На заднем плане – гора Уайну-Пикчу. Чтобы подняться на нее, нужно покупать специальный билет, но оно того стоит. Рекомендуем всем, кто едет без маленьких детей.

К счастью, примерно через час дождь утих, облака стали исчезать и погода стала налаживаться, причем изменения эти произошли довольно быстро. Довольная альпака обсыхает на солнце:

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

Одна из множества альпак, пасущихся на террасах Мачу-Пикчу

Скажу банальность, но – фотографии не передают даже сотой доли тех эмоций, которые испытываешь в этом городе. Процитирую “первооткрывателя” Мачу-Пикчу Бингхэма:

“По разнообразию его чар, по мощности его очарования я не знаю никакого места в мире, которое может сравниваться с ним. Помимо громадных снежных пиков, вздымающихся выше облаков более чем на две мили; гигантских обрывов разноцветного гранита, поднимающихся отвесно вверх на тысячи футов над пенящейся, сверкающей и ревущей стремниной, это место обладает также поразительным контрастом орхидей, папоротников и деревьев, притягательной красотой роскошной растительности и таинственным очарованием джунглей. Неотразимо притягивают непрерывные сюрпризы в глубоком продуваемом ущелье, поворачивающемся и извивающемся мимо нависающих утесов невероятной высоты”. (Хирам Бингхэм)

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

Ощущение такое, что ты ходишь просто рядом с облаками – так оно и есть!

Мачу-Пикчу - правда и вымысел о древнем городе инков

Дополнительные материалы про Мачу-Пикчу

Для заинтересовавшихся этой темой – несколько ссылок на наиболее интересные материалы про этот удивительный город, бесспорно, являющийся одним из самых удивительных рукотворных мест на нашей планете:

  • Фильм National Geographic о Мачу-Пикчу:  “Разгадка тайн Мачу-Пикчу” – красиво, профессионально, однако авторы придерживаются официальной версии и убеждают зрителя в том, что город был построен в середине пятнадцатого века, в нем жили наложницы для Верховного инки, а затем он внезапно опустел. Тем не менее, посмотреть стоит, чтобы ощутить атмосферу и красоту места.
  • Фильм “Взрывая историю: тайны Мачу-Пикчу” – тоже красивая съемка за авторством телеканала Discovery, заслуживает внимания и времени. В YouTube найти не удалось, нужно скачивать на торрентах.
  • Восхитительная 360-градусная панорама Мачу-Пикчу на сайте, специализирующемся на аэрофотосъемке.
  • Книга Андрея Склярова “Священная долина инков”, подробно рассказывающая о том, почему официальная версия истории не выдерживает никакой критики. Советую купить ее бумажную версию, однако при желании ее без проблем можно бесплатно скачать на торрентах.
  • Подробнейшая история и описание Мачу-Пикчу на сайте “Путеводитель Ермак Трэвел”, с указанием зданий, рассказом про каждое из них, множеством деталей про разные нюансы.

Читайте другие мои публикации об удивительном Перу:

Куско – древняя столица инков – рассказ о центральном городе Священной долины инков, древней столицы этого народа. Одно из самых замечательных мест в Перу.

Священная долина инков – подробный рассказ обо всех удивительных достопримечательностях места в долине реки Урубамба, где располагалась столица древней империи инков.

Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума – название говорит само за себя :). В публикации подробно расписана логистика до Мачу-Пикчу по состоянию на май 2018 года.

Боги, создавшие древние цивилизации – подробный материал о том, что вся версия человеческой истории, которую нам рассказывают в школах, не имеет ничего общего с тем, что происходило на самом деле. Удивительные факты и доказательства, которые мне лично удалось посмотреть и потрогать.

Лима – город контрастов – рассказ об одном дне, проведенном в столице Перу городе Лима.

Три самых ярких национальных блюда Перу – готов поспорить, что одно из них вам хорошо знакомо и вы все его пробовали, второе вы ассоциировали совсем с другой страной, про третье — даже не подозревали, что это можно употреблять в пищу.

P.S. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить новые записи:

Как и кем был открыт Мачу-Пикчу?

Удивительно, но факт – визитная карточка туризма Перу, таинственный город инков Мачу-Пикчу был открыт миру случайно. Кем, когда и почему?

Открытие Мачу-Пикчу

Американец Хайрем Бингем не искал Мачу-Пикчу. Он искал последнюю цитадель инков Вилкабамбу, куда Инка Манко Юпанки перенес правительственную резиденцию после прихода в Куско испанских конкистадоров.

Летописные хроники привели его в провинцию Урумбамба. Бингем опрашивал местное население, не знают ли они руины инков в горах. В одном постоялом дворе он встретил Мелчора Артега. Тот рассказал, что знает место с похожим описанием – крестьяне там пасут скот и выращивают маис в древних руинах, оставшихся от заброшенной цитадели. Нет-нет, не Вилкабамба, но тоже впечатляет. Цитаделью оказался…Мачу-Пикчу.

Мачу-Пикчу, каким его увидел Бингем, отличалась от вида сегодняшнего комплекса. Бингем вспоминал, что заброшенная территория будущего объекта ЮНЕСКО заросла травой и лианами. В то время в комплексе жили две семьи. Они пасли скот и выращивали различные культуры на оригинальных сельскохозяйственных террасах инков. Питьевую воду они получали из каналов, построенных еще инками. Готовый сюжет для голливудской экранизации.

Первооткрыватели

Об официальном открытии Мачу-Пикчу посетителям напоминает табличка при входе в комплекс с именами первооткрывателей. Хайрем Бингэм не был первым – за 9 лет до него в цитадели побывал перуанец Августин Лиззарага и оставил на камне угольную надпись. Есть версия, что он побывал там еще раньше. Цель его визитов неизвестна.

Бингем вернулся в Мачу-Пикчу уже на следующий год. В славе первооткрывателя, с поддержкой Йельского университета, Президента Перу и National Geographic, где в 1913 вышла первая статья о Мачу-Пикчу.

История распорядился так, что статус открывателя Мачу-Пикчу достался ему. Любопытно, что испанская версия Википедии датирует открытие Мачу-Пикчу периодом 1894-1911, в отличие от других языковых версий.

Назначение цитадели

В переводе с кечуа Мачу-Пикчу означает «старая гора»

Популярная версия, которая встречается во многих источниках – Мачу-Пикчу был загородной резиденцией Инки Пачакутека, городская находилась в Куско, столице империи инков. Здесь жили знать и рабы, которых инки завоевывали в разных уголках своей большой империи от современного Эквадора до севера Чили. В 1531-1532 гг прошли внутренние междоусобицы правителей, которые, к слову, облегчили задачу испанцев по завоеванию территории. Работники цитадели, которые выращивали там урожай и находились на рабском положении, разбежались. Это одна из теорий.

Историки считают, что в цитадель служила и важным религиозным центром. Храм солнца и обсерватория говорят в пользу этой версии. Есть мнение, что цитадель сперва покинули мужчины, которые пошли на помощь обитателям соседней цитадели, когда туда грянули конкистадоры и отрезали пути сообщений между Тропой Инков и Мачу-Пикчу. А оставшиеся жители со временем покинули цитадель. На территории комплекса Мачу-Пикчу сохранились незавершенные постройки – окружная стена, которую видно возле горы Уаяну-Пикчу, и необтесанный блоки гранита, предназначенные, очевидно для будущей полигональной кладки, то есть церемониальных зданий или жилья знати. Версий много, все сходятся лишь в одном – испанцы крепость не нашли, а ее жители по какой-то причине в одночасье покинули Мачу-Пикчу, которая осталась зарастать лианами.

Хайрем Бингем

На поиски Вилкабамбы Бингем приехал в составе археологической экспедиции Йельского университета. Это была уже вторая экспедиция в поисках Вилкабамбы. Новичком в Южной Америке он не был. Годами раньше Бингем также повторил поход Симона Боливара из Колумбии в Эквадор и прошел тропами инков из центральных Анд в современную Лиму. В начале 20 века в Южной Америке путешественник становился отважным искателем приключений. Без помощи турагентств, тревел-блогов и Трипэдвайзера. Недаром Бингема называют прототипом Индианы Джонса.

Он родился на Гавайях в семьях миссионеров, которые обращали местное население в католическую веру. Получил образование в Йельском университете. Преподавал историю в Гарварде, Принстоне и альма-матер. В 1908 участвовал в Первой Научной Панамериканской конференции в Сантьяго. Если молодость Бингема прошла между преподаванием и приключениями в стиле Индианы Джонса по следам древних цивилизаций, а вторую половину жизни он посвятил научной работе и политике. Участвовал в Первой Мировой войне в составе воздушных войск, а в 1924 был избран губернатором штата Коннектикута.

После 1911 года Бингем возвращался в цитадель несколько раз. Последний визит был в 1948 году. За это время Бингем вывез на родину больше 46.000 артефактов под предлогом дальнейшего изучения. Перуанцы долго просили вернуть им исторические объекты. США удовлетворили просьбу лишь в 2014 году.

В честь Бингема назван роскошный поезд компании Перу Рейл в стиле Восточного Экспресса, который курсирует между Куско и городком Мачу-Пикчу, и один кратер на Луне.

Книги

Хайрем Бингем написал ряд книг о своих приключениях и открытиях: Мачу-Пикчу (Machu Picchu, a Citadel of the Incas), Затерянный город инков (Lost City of the Incas), Земля инков (Inca land, Explorations in the Highlands of Peru). Также есть книга, не переведенная на русский язык: Across South América: an account of a journey from Buenos Aires to Lima by way of Potosí, with notes on Brazil, Argentina, Bolivia, Chile, and Peru

Цитадель Вилкабамба

Вилкабамбу Бингэм все же отыскал, месяцем позже. Но говорят, что был разочарован увиденным. В отличие от Мачу-Пикчу, Вилкабамбу испанцы нашли, разрушили, а скрывавшегося там Инку (ранг правителя империи) выловили и показательно казнили в Куско. Это если кратко. В региональном музее истории Куско выставлены картины с этим сюжетом.

Чокекирао

Чокекирао Чокекирао Перу

В регионе есть ещё одна интересная цитадель инков, Чокекирао. Упоминания о Чокекирао встречаются еще в хрониках 18 века. Но поезда туда не ходят,  дороги пока не проложены, мачу-пикчевского масштаба и пиара у нее нет. Правительство планирует построить канатную дорогу к Чокекирао, чтобы привлекать туда туристов.

Вы можете посетить Мачу-Пикчу с Chile Travel Mag Tours. Поездка на Мачу-Пикчу входит в программу тура Перу-Боливия-Чили

Гора Мачу-Пикчу — одно из самых занимательных мест на Земле. Оно скрыто на вершине горного хребта в Андах в Перу на высоте 2400 м над уровнем моря. Государственный язык этой страны — испанский. Местное население даже с туристами предпочитает общаться именно на нём. Английский язык знают не более 15 % перуанцев, поэтому туристам нужно запастись терпением и развивать смекалку, чтобы не только узнать дорогу на гору, но и приобрести сувениры, связанные с ней.

Что же это за место? Всё просто: Мачу-Пикчу — Старая гора, Уайна-Пикчу — Новая гора, а между ними — город, вернее то, что от него осталось. Как звали свой город инки — тайна, поэтому он обрел имя ближайшей горы. По инициативе французского философа Бернара Вербера был реализована программа, по итогу которой озвучены новые семь чудес света — Мачу-Пикчу тоже там.

Руины Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу потрясает своей красотой

Общие сведения

Город Мачу-Пикчу состоит из многочисленных витиеватых улиц и полуразрушенных зданий, построенных из притёсанных друг к другу камней. Инки возвели город, в котором помимо резиденций правителя и вельмож располагались: храм с ритуальным камнем, солнечные часы, храм солнца для исследования небесных тел и событий, дома для прислуги и хозяйственные постройки. Мачу-Пикчу не был рассчитан на большое количество жителей, поэтому насчитывал не более двухсот помещений.

Город воздвигнут не на ровной местности, а от вершины плавно спускается вниз. Хотя Мачу-Пикчу окружают горы, покрытые богатым растительным покровом, в самом городе, кроме травы, почти ничего нет.

Так выглядит город сверху

Гулять по Мачу-Пикчу можно часами

Из-за чего инки бросили Мачу-Пикчу, до сих пор непонятно. Выдвинуто несколько теорий:

  • оспа или другая особо опасная болезнь;
  • осквернение этого места через позор одной из жриц храма солнца — инки считали, что жить на такой земле нельзя;
  • в связи с приходом завоевателей и падением империи инков город утратил свой смысл.

Мачу-Пикчу был разрушен в 1572 г. и в последующем забыт. Только в 1911 г. его случайно заметили пролетавшие над этой местностью летчики и сообщили о своей находке руководству. Американский археолог Хайрам Бингем быстро собрал экспедицию и поехал в Перу в надежде первым найти город инков. Он заплатил 30 центов местному мальчику для того, чтобы тот открыл ему дорогу в древний город, и найдя его — увековечил своё имя. Почти всех побывавших на Мачу-Пикчу людей интересует вопрос: почему инки выбрали такое странное место? Есть несколько предположений:

• инкам было удобнее наблюдать за звездами с вершины;
• инки считали, что именно здесь расположен земной рай;
• так как инки были приверженцами культа солнца, то желали быть рядом со своим божеством — чем ближе, тем лучше.

Согласно поверию, на Мачу-Пикчу были зарыты несметные богатства инков, поэтому завоеватели, проникнувшие в империю инков в начале XV века, пытались завладеть ими позднее. Однако они не отыскали проход на Мачу-Пикчу.

Как добраться до Мачу-Пикчу

Чтобы попасть сюда, для начала нужно прилететь в Республику Перу, которая расположена в Южной Америке, а далее выбирать путь, соответствующий возможностям. Но в любом случае, дорога не быстрая — как минимум 2 дня, и требует не только денег, но также время и терпение. Существуют 3 возможности:

  1. Авиаперелет в Лиму — перелет в Куско — переезд на поезде в Агуас-Кальентес. Данный маршрут самый дорогой, но и самый легкий.
  2. Авиаперелет в Лиму — перелет в Куско — экскурсия в Ольянтайтамбо (можно купить в Куско) — переезд на поезде в Агуас-Кальентес. Данный маршрут подойдёт туристам, желающим посетить и Мачу-Пикчу, и Священную долину инков.
  3. Авиаперелет в Лиму — перелет в Куско — переезд на автобусе до станции Hidroelectrica — пешая прогулка до Агуас-Кальентес (более 10 км) вдоль реки Урубамбы. Маршрут подойдет людям, ограниченным в денежных ресурсах, но любящим длительные пешие прогулки.

Купить билет на Мачу-Пикчу можно либо напрямую через сайт выбранной ж/д компании, либо через местную туристическую компанию. Нельзя приобрести экскурсию и в тот же день посетить древний комплекс: в Мачу-Пикчу действует ограничение — не более 2500 чел. в день,

а так как желающих очень много, то заплатить за посещение лучше всего задолго до поездки.

Выбор экскурсий достаточно богатый:

  • общий проход на территорию комплекса (solo);
  • Мачу-Пикчу (древний город) + гора Мачу-Пикчу;
  • Мачу-Пикчу (древний город) + гора Уайна-Пикчу;
  • Мачу-Пикчу (древний город) + археологический музей.

Перелет из Лимы в Куско — не более 1 ч. 25 мин. Однако держим в голове тот факт, что Куско находится на высоте 3400 м над уровнем моря и людям, страдающим от перепадов давления, стоит иметь при себе таблетки, нормализующие его. В отелях и магазинах Куско для этих целей устанавливают вазочки с листьями конопли — считается, что она помогает привести давление в норму, но всё-таки лучше надеяться на проверенные средства. Аэропорт в Куско находится в стороне от города, поэтому лучше заранее позаботиться о трансфере.

В Куско желательно задержаться на пару дней — город небольшой, но красивый и интересный. Предлагаем посмотреть на видео краткий обзор города:

ЭТО ИНТЕРЕСНО! В Куско есть 2 ж/д ст.: первая находится в городе, другая — за ним. Уехать в Агуас-Кальентес можно только со второй станции, имеющей название «Порой». Расстояние между станциями большое, поэтому в случае ошибки, если например, турист придет на станцию в центре Куско — он уже никуда не уедет и ему придется покупать билет до Агуас-Кальентес снова. Стоимость проезда на поезде до Агуас-Кальентес на 1 человека в один конец начинается от 90 долларов и повышается в зависимости от класса вагона. Поезда уютные и просторные. Поезда из Куско до Агуас-Кальентес ходят строго по графику. Время в пути — около четырёх часов. Билеты лучше покупать заранее через интернет на сайтах железнодорожных компаний Peru Rail или Inca Rail — только они осуществляют перевозки до Агуас-Кальентес. В Агуас-Кальентес нельзя попасть на самолете, автобусе или автомобиле, только на поезде или пешком. Конечная ж/д ст. расположена в центре Агуас-Кальентеса и дойти до забронированного жилья, даже находящегося на окраине, просто. В городе делать особо нечего, поэтому по возможности лучше планировать отъезд в Куско в день знакомства с Мачу-Пикчу.

Площадь в Агуас-Кальентес и вид на горы

Агуас-Кальентес — ближайший город к Мачу-Пикчу

До Мачу-Пикчу из Агуас-Кальентес можно попасть:

  • пешком;
  • специальным автобусом.

Идти трудно: не менее 8 км и всегда «в горку», вдоль пыльной дороги, по которой проезжают туристические автобусы — это подойдет, если денежные ресурсы ограничены. Автобусы на Мачу-Пикчу начинают ездить с 5 ч. 30 мин. Они отходят от автобусной станции в центре — её легко найти по длинной очереди туристов. В автобусы водители садят только тех людей, у которых экскурсия начинается максимум через час, например: в автобус в 7 утра запускают тех, у кого начало экскурсии не позднее 8.00. Автобусы едут до пункта назначения около 21–23 мин. При заходе в комплекс нужно будет предъявить документы и билет, а также взять у служащего план-схему Мачу-Пикчу.

Координаты 13°09’47” ю. ш. 72°32’44” з. д.

Горы Мачу–Пикчу и Уайна–Пикчу

Если была приобретена экскурсия «древний город + одна из гор», то знакомиться с этими местами лучше всего с горы — подъём потребует много сил — и душевных и физических. К тому же, если на Мачу-Пикчу день выдался солнечным и безветренным, то после десяти утра станет жарко и подъем будет ещё труднее.

Гора Мачу-Пикчу и древний город

Вид на гору Мачу-Пикчу с вершины Уайну-Пикчу

Подъем на Новую гору легче, чем на Старую, так как первая меньше по высоте и не такая крутая: Мачу-Пикчу — 3061 м над уровнем моря, а Уайна-Пикчу — 2693 м. Именно по этой причине билеты на Уайна-Пикчу раскупают быстрее, чем на её соседку, хотя панорама и там и там одинаково красивая.

Предлагаем посмотреть на видео виды на древний город Мачу-Пикчу и горы:

При подъеме и спуске туристам нужно держаться ближе к скалам, так как тропинки ничем не огорожены. Также не нужно спешить, лучше распределить силы грамотно, иначе из-за постоянных перерывов на отдых не хватит времени на последующий осмотр древнего города. Подъем занимает от 1 до 2 часов. Спуск почти такой же трудный, как и подъем.

Уайна-Пикчу и древний город

Вид на Уайна-Пикчу со стороны горы Мачу-Пикчу

Туристический сезон

Туристы стремятся в древний комплекс круглый год, даже если жара, идёт дождь или дует ветер. Однако чтобы впечатления были положительными, а фотографии яркими, ехать лучше всего, ориентируясь на погодные условия, присущие этому региону.

Самый «бодрящий» месяц — июль: днём до +12 °С, а ночью около +2,2 °С.

Февраль, март и декабрь считаются самыми «мокрыми» — дождливые дни от 4 до 8 за месяц, но при этом днём до +17,5 °С.

Оптимальное время для посещения Мачу-Пикчу: апрель, июнь, октябрь, ноябрь. В эти месяцы до +18,5 °С и дождей мало.

Интересные факты

В статье представлено много общей информации. Однако ниже рассказывается о том, что можно или нельзя делать на Мачу-Пикчу и приведены некоторые рекомендации по посещению этого места:

  1. По правилам посещения древнего комплекса проносить с собой еду и напитки нельзя, только маленькую бутылку воды. Если турист нарушит правила и каким-либо способом пронесет это, а охранники заметят — ему грозит штраф. Также нарушителя попросят покинуть Мачу-Пикчу. Однако некоторые туристы всё-таки проносят яблоки, печенье и бутерброды.
  2. Туалета на территории древнего комплекса нет — только перед проходными турникетами, поэтому посетить его нужно до начала экскурсии. Зайти на территорию комплекса, а потом выйти, чтобы сходить в туалет и снова зайти — нельзя. Пройти контроль можно только 1 раз. Туалет платный.
  3. Перед посещением Мачу-Пикчу, позаботьтесь о себе и обязательно возьмите на экскурсию ветровку, кепку, очки, а также средство для загара и дождевик — утром и вечером на Мачу-Пикчу прохладно, а днём — жарко, но может внезапно пойти дождь. На ногах должна быть комфортная обувь.
  4. На территорию комплекса нельзя проносить квадрокоптер — штраф будет приличный.
  5. Чтобы начать восхождение на гору (неважно какую — Мачу-Пикчу или Уайну-Пикчу), предварительно нужно расписаться в специальном журнале, в котором работник комплекса записывает данные туриста и время начала его восхождения. После того, как турист спустится с горы, он обязан снова расписаться в журнале — иначе его могут потерять.
  6. Есть негласные ограничения по возрасту для желающих подняться на гору Мачу-Пикчу — пожилых людей не пропускают. Связано это с тем, что восхождение на гору Мачу-Пикчу очень сложное, а местами опасное из-за узких крутых и неогороженных тропинок.
  7. По древнему городу можно перемещаться строго в одном направлении, поэтому если турист захочет пойти навстречу основному потоку людей — охрана сразу развернёт его в обратном направлении.
  8. В Агуас-Кальентес есть большой рынок, на котором можно приобрести товары местных мастеров: изделия из серебра, пончо, кофты, платки из шерсти альпака и викуньи, кошельки и пояса из кожи и т. д..
  9. Почти в каждом втором кафе города Агуас-Кальентес можно отведать блюда из национальной кухни: отбивную из альпака — дальнего родственника ламы, блюдо из морской свинки — куй, напоминающее курицу, арроз кон пойо — рис, обжаренный с курицей в приправах;
  10. Мачу-Пикчу был воздвигнут по приказу Пачакутека в XV в., который был тогда главным инкой. Он мечтал превратить его в место для проживания всех последующих правителей.

Национальное блюдо перуанцев

Куй — блюдо из морской свинки

Флора и фауна Мачу–Пикчу

Природный мир Мачу-Пикчу пока изучен мало — не более, чем на 30–35 %. Однако ученые уверены, что все открытия — ещё впереди. Здесь обитает очковый медведь, внесенный в Красную книгу МСОП, горные вискаши, напоминающие кроликов, викуньи, чья шерсть считается самой дорогой на планете, альпака, ламы и т. д.

Лама на Мачу-Пикчу

В городе Мачу-Пикчу живут ламы, альпака, викуньи

На Мачу-Пикчу живут более 370 видов птиц, среди которых можно встретить исполинского колибри, делающего около 15 взмахов крыльев в секунду и скального петушка, являющегося неофициальным символом Перу. Кстати, сердце исполинского колибри в покое делает от трёхсот ударов в минуту и до 1019 в движении. Здесь можно увидеть коралловые деревья, некоторые виды пальм, кантуа, орхидеи, бегонии и т. д.

Роковое селфи

В 2016 г. немец Оливер Парк решил сделать на Мачу-Пикчу крутую фотографию — сымитировать прыжок с вершины горы на фоне древнего города. Турист проигнорировал знаки, запрещающие подходить к краю и в разгаре процесса, не устояв на камнях, сорвался в пропасть. Тело Парка было доставлено в Куско, а после переправлено на родину. На Мачу-Пикчу были и другие трагедии, возникшие из-за нарушений людьми правил безопасности, правда закончившиеся не так трагически — люди получали травмы, но оставались в живых.

Древний город
Мачу-Пикчу
  • кечуа Machu Piсchu
  • исп. Machu Piсchu
80 - Machu Picchu - Juin 2009 - edit.jpg
13°09′47″ ю. ш. 72°32′44″ з. д.HGЯO
Страна Перу
Область Куско
Основан около 1420 года
Основатель Пачакутек Юпанки
Разрушен 1572
смешанный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
№ 274 с 1983 года (7 сессия)
Название Руины древнего города Мачу-Пикчу
Регион Латинская Америка и Карибские острова
Критерии i, iii, vii, ix

Мачу-Пикчу на карте

Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу

Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Ма́чу-Пи́кчу (Machu Piсchu, в переводе с кечуа — «старая гора»), также часто встречается написание Мачу-Пичу или Мачу Пичу — древний город в Южной Америке, находящийся на территории современного Перу, в шести километрах от посёлка Агуас-Кальентес, на вершине горного хребта на высоте 2400 метров над уровнем моря, господствующего над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света.

Также Мачу-Пикчу часто называют «город в руинах», «город среди облаков» или «потерянный город инков». Сходный с Мачу Пикчу высокогорный город Чокекирао просуществовал гораздо дольше, до 1570-х годов.

История и архитектура[править | править код]

Построенный Пачакутеком в качестве императорской резиденции, а также с целью увековечить своё имя в истории, Мачу-Пикчу был третьим среди подобных резиденций-святилищ. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём видны остатки не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады, и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нём и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти, возделывали новые земли и возводили города на террасах.

Более чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрам Бингем 24 июля 1911 года, после того как лётчики увидели его с самолёта. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охраны и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Крестьяне рассказали ему, что жили там «свободными, без нежелательных визитёров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“ или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углём имена на гранитных стенах.

Мачу-Пикчу имеет очень чёткую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: их строили не те мастера, которые сложили остальные постройки[источник не указан 3378 дней]. Вероятно, их использовали как жилища сановников и вельмож.

Полигональная кладка производит впечатление на специалистов своей точностью подгонки гранитных блоков.

Полигональная кладка

В западной части возвышается главный храм с алтарём для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.

Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Неизвестно ни время его постройки, ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.

Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил своё значение, и жители покинули его навсегда.

В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.

Сходство этой башни с закруглённой секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Комплекс, состоящий из самой башни и прилегающих к ней строений, позже названный перуанцами за сходство со средневековой крепостью Эль-Торреон («бастион»), служил, как предполагается[1], одновременно и небольшим укреплением, и святилищем. Башня была возведена вокруг нетронутого куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингем предполагал, что в нём находятся мумии правителей инков, но учёные считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий, тем более, что неподалёку был обнаружен священный инкский крест — чакана.

После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался ещё четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведёт к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния.

Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трёхстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».

Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских (?) каменщиков: два громадных блока её фундамента с вырезанными 32 вершинами в трёх измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. В восточной части площади расположен «Храм трёх окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причём в нём должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведёт своё происхождение». Бингем считал, что здесь как раз и находится это место. Однако это предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу-Пикчу относится к позднему инкскому периоду.

От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы; там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»).
Бингем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».

Этот впечатляющий камень, вырубленный в скале, мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.

Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся Империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяжённостью примерно в 40 000 км.
Дороги в государстве инков имели, прежде всего, стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.

Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.

Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти.

Современное состояние[править | править код]

Плато Мачу-Пикчу и серпантин к нему

Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В 2011 году было принято решение ограничить количество посетителей. По новым правилам только 2500 туристов в день могут посетить Мачу-Пикчу, из них не более 400 человек могут подняться на гору Уайна-Пикчу, являющуюся частью археологического комплекса. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе. Для поддержки туризма были построена железная дорога до соседнего города Агуас-Кальентес из Куско через Ольянтайтамбо, от Ольянтайтамбо ходит более десяти поездов в день. От железнодорожной станции Агуас-Кальентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по серпантину. ЮНЕСКО выступило против строительства канатной дороги, чтобы ограничить потоки туристов. В результате землетрясения 2004 года участок железной дороги сильно пострадал, но был восстановлен.

В январе 2010 года из-за сильнейших дождей, размывших дороги, более 2000 местных жителей и более 2000 туристов не могли покинуть Агуас-Кальентес. Людей удалось вывезти с помощью вертолётов, а Мачу-Пикчу был временно закрыт до 1 апреля 2010 года.

Сохранилась первоначальная тропа инков до Мачу-Пикчу вдоль реки Урубамба через несколько перевалов, поход по которой требует нескольких дней.

Примечания[править | править код]

  1. Стингл М.; пер. с чешск. Г.П. Нещименко. Государство инков. Слава и смерть “Сыновей Солнца” = Sláva a smrt Synů Slunce / Терехов В.П.. — М.: Прогресс, 1986. — С. 229.

Литература[править | править код]

  • Frost, Peter; Blanco, Daniel; Rodríguez, Abel; Walker, Barry. Machu Picchu Historical Sanctuary (неопр.). — Lima: Nueves Imágines, 1995.
  • Kops, Deborah. [[1] в «Книгах Google» Machu Picchu] (неопр.). — Twenty-First Century Books  (англ.) (рус., 2008. — ISBN 978-0-8225-7584-9.
  • MacQuarrie, Kim. The Last Days of the Incas (неопр.). — New York: Simon & Schuster, 2007. — ISBN 978-0-7432-6049-7.
  • Magli, Giulio. At the other end of the sun’s path: A new interpretation of Machu Picchu (англ.) // Nexus Network Journal – Architecture and Mathematics : journal. — 2009. — Vol. 12, no. 2010. — P. 321—341. — Bibcode: 2009arXiv0904.4882M. — arXiv:0904.4882.
  • Reinhard, Johan. Machu Picchu: Exploring an Ancient Sacred Center (англ.). — Los Angeles: Cotsen Institute of Archaeology, UCLA, 2007. — ISBN 978-1-931745-44-4.
  • Richardson, Don. Eternity in their Hearts (неопр.). — Ventura, CA: Regal Books, 1981. — С. 34—35. — ISBN 978-0-8307-0925-0.
  • Weatherford, J. McIver  (англ.) (рус.. Indian givers: how the Indians of the Americas transformed the world (англ.). — New York: Fawcett Columbine, 1988. — ISBN 978-0-449-90496-1.
  • Herzog, Werner; Cronin, Paul. [[2] в «Книгах Google» Herzog on Herzog] (неопр.). — MacMillan, 2002. — ISBN 978-0-571-20708-4.

Ссылки[править | править код]

  • 16 гигапиксельная панорамная фотография Мачу-Пикчу

Добавить комментарий