Как найти магнитное склонение на карте

Содержание

  1. Компасный, магнитный и истинный курс.
  2. Навигация по магнитному компасу.
  3. Магнитная девиация
  4. Магнитное склонение
  5. Как запомнить как исправлять или переводить румбы
  6. Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений
  7. Куда показывает компас на самом деле, о градусах, но не о температуре, и опять о непонятных моряках

Компасный, магнитный и истинный курс.

Калькулятор рассчитывает истинное, компасное или магнитное направление (курс,пеленг) по заданному направлению, магнитному склонению и девиации.

Стрелка магнитного компаса всегда показывает на север. Эту особенность магнитной стрелки подметили еще в далеком 13-м веке и начали использовать компас для ориентировки, прежде всего на море. Прибор крайне прост и его применение кажется ничуть не сложнее. Однако, если нарисовать на карте прямую линию из точки отправления в точку назначения, и не отклоняясь ни на градус следовать по проложенному курсу, используя магнитный компас в качестве указателя курса, то едва ли повезет оказаться точно в запланированном месте, особенно если расстояние между точками достаточно большое.
На отклонение вашего курса (компасного курса) от курса, который Вы нарисовали на карте (его называют истинным курсом), влияют два явления:

  • Искажение показаний компаса — магнитная девиация
  • Несовпадение магнитного полюса с истинным полюсом — магнитное склонение

Чтобы вычислить компасный курс по истинному или наоборот можно нужно подставить значения магнитного склонения для данной местности, а также значения девиации для вашего компаса в соответствующие поля калькулятора. Значения по-умолчанию вычисляют компасный курс перехода от г. Кадис (Испания) до мыса Сент Винсент (Португалия). Для расчета я сначала определил истинный курс, воспользовавшись калькулятором Путевой угол и расстояние между двумя точками по локсодроме (линии румба)., куда подставил координаты точек из Google Maps. Значение магнитного склонения было получено с морской карты Западной Части Средиземного моря.
Подробные объяснения вы можете найти ниже.

Навигация по магнитному компасу.

Магнитная девиация

Кто читал Жюля Верна помнят, куда завел корабль 15-летний капитан, после того как Негоро подложил топор под нактоуз компаса. На судне, даже и без топора в нактоузе, хватает и других предметов, способных воздействовать на магнитный компас. Чтобы исключить этот эффект для каждого судового компаса рассчитываются таблицы девиации, показывающие отклонение показаний компаса для различных компасных курсов. С течением времени девиация может изменяться, вследствие установки нового оборудования или намагничивания старых железных деталей, поэтому таблицы регулярно обновляются. Используя значение таблицы девиации можно привести компасный курс, к курсу, отсчитываемому от магнитного меридиана, т. е. к магнитному курсу. Для этого значение девиации для данного компасного курса прибавляется к компасному курсу, если девиация к востоку (E) или отнимается, если к западу (W).

Магнитное склонение

Информация о магнитном склонений на морской карте

Магнитное склонение, не зависит от оборудования судна, но зависит от его местоположения и также как и девиация изменяется с течением времени, но более предсказуемо. Значение магнитного склонения указывается на карте, с обязательным указанием года измерения и среднегодового изменения. Для перехода к истинному курсу сначала мы получаем магнитный курс, затем прибавляем значение магнитного склонения к востоку (E) или вычитаем то, которое к западу (W), затем аналогично учитывается среднегодовое изменение магнитного склонения ( добавляется или отнимается помноженное на количество лет, прошедших с момента фиксации склонения).

Как запомнить как исправлять или переводить румбы

Процесс перехода от компасных курсов к истинным называют исправлением румбов, обратный процесс от истинных к компасным — перевод румбов.
В англоязычной литературе по навигации встречается простое правило, которое позволяет легко запомнить как переходить от одних типов направлений в другие, для этого надо запомнить одно простое слово: CadET.
Расшифровывается это так: C(ompass) — к компасному направлению ad(d) — добавить E(asterly error) — поправку к востоку T(rue) — получаем истинное направление. Обратное преобразование выполняется аналогично, только вместо прибавления восточных поправок мы их вычитаем.

Источники:
В. С. Михайлов, В. Г. Кудрявцев, В. С. Давыдов Навигация и лоция.
Tim Bartlett An Introduction to Navigation. RYA.

Источник

Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений

Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.

В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты

Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте

Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным. Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение. На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.

Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле:

A M = αδ + γ
и наоборот
α= A M + δγ

где: A M — магнитный азимут
α — дирекционный угол
δ — магнитное склонение
γ — сближение меридианов

Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.

Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:

δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′

Вычисление магнитное азимута:
A M = 95°12′ — 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′

Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам

1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах
2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения
3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.

Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?

В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении. Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом. Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам.

Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними.

Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта

Обход препятствий при движении по азимутам

Источник

Куда показывает компас на самом деле, о градусах, но не о температуре, и опять о непонятных моряках

Опять берем апельсин (в первый раз апельсин “брали” в прошлой статье о проекциях карт: /map_projection/)

На этот раз без обмана, это действительно апельсин 🙂

На нем сразу нарисована готовая карта из мира фильма Водный мир (В далеком будущем полярные снега растаяли, покрыв всю Землю водой. Авторы погружают нас в фантастический мир немногочисленных людей, живущих на воде… ) Такая карта нам, как ни странно, подойдет. Человечество не сильно задумывалось о проблемах навигации, пока ходило по суше или удалялось в море не дальше, чем виден берег. Поэтому все, о чем мы будем говорить, было изобретено в эпоху Великих географических открытий.

Отмечаем на нашем глобусе северный и южный полюса.

Как я говорил в прошлой статье, это точки, проткнув которые спицей, мы получим ось вращения планеты вокруг своей оси (благодаря этому вращению происходят смены дня и ночи).

Теперь я не только пишу, но и делаю!

Но сейчас я нарисую одну внезапную штуку.

Это Северный Магнитный Полюс. Именно туда показывает стрелка компаса. В настоящее время магнитный полюс находится около Канады и смещается в северном и северо-западном направлении со скоростью около 10 км в год, поэтому любые его координаты являются временными и неточными. Южный полюс ведет себя точно так же. На магнитном полюсе стрелка компаса будет крутиться вокруг себя, и вы не сможете определить направление.

Расхождение между магнитным полюсом и географическим (это тот, куда воткнута моя спица) называют магнитным склонением.

В зависимости от того, где находится компас, магнитное склонение может быть:

восточным (от показаний компаса нам надо взять левее, чтобы найти географический север);

западным (от показаний компаса нам надо взять правее, чтобы найти географический север).

На этой картинке черные стрелки показывают на географический север, а красные на магнитный.

Чем ближе к полюсу мы находимся и чем на более дальнее расстояние собираемся передвигаться, тем более внимательно надо относиться к магнитному склонению при движении по компасу.

Например в Москве магнитное склонение восточное и составляет 10.91°. При этом оно сдвигается к востоку на 0.12° за год.

В Кандалашском заливе Белого моря магнитное склонение будет уже почти 15° (14.98° Восточное), и оно сдвигается к востоку на 0.18° за год.

Все-таки 15° можно заметить даже на самом простеньком компасе.

Только в XX веке изобрели гирокомпас – прибор, указывающий не на магнитный, а на истинный (географический) север. Он очень тяжел, и устанавливается только на больших кораблях.

О магнитном склонении можно не думать, если вы бегаете спортивное ориентирование в парке, но если вы идете через море или заснеженную тундру, то ваш штурман должен быть предельно трезв!

Проще всего узнать магнитное склонение на сайте nakarte.me

Красным квадратом я выделил кнопку, которую надо нажать, чтобы инструмент включился. Проведите в любом месте нужного вам района прямую (синяя), так чтобы Magnetic azimut равнялся 0. Значение True azimut (истинный север) и будет величиной магнитного склонения в этом районе.

Магнитное склонение меняется со временем. Если вы хотите узнать магнитное склонение для какого-то места в определенный момент времени, то для этого вам понадобится вот этот сайт: https://www.ngdc.noaa.gov/geomag-web/#declination

Только надо будет задать координаты места. Как раз о них и поговорим (тут тему с компасом мы закончили, о том, как пользоваться им при ориентировании, есть отдельная статья)

Для начала вернемся к нашему глобусу-апельсину и начертим на нем экватор – линию, равноудаленную от обоих полюсов

Теперь у нас есть Северное и Южное полушария. И мы можем уже начать ориентироваться по нашему апельсину в направлении север-юг (верх-низ). Ведь мы можем нарисовать параллельные линии экватору – паралели и пронумеровать их как-нибудь.

Их может быть нарисовано сколько угодно, лишь бы не заслоняли собою изображения объектов на глобусе.

Чтобы создать координаты еще и по направлению запад-восток (лево-право), надо прочертить еще линии, соединяющие полюса – меридианы.

Слово “меридиан” происходит от латинского “meridianus” — полуденный. Когда солнце светит прямо на такую линию, то люди на этой линии говорят, что сейчас полдень.

Прочертить-то мы их прочертили, но надо будет выбрать какую-нибудь одну, от которой начать считать. Это с экватором, все ясно, он – линия, равноудаленная от полюсов, ровно посредине планеты (на линии север-юг), а тут надо решить творчески, какая из линий будет ровно посередине на линии запад-восток.

Разные страны и народы по разному решали этот вопрос. Если вы французский капер и захватили испанский галеон, то трофейными картами не удастся так просто воспользоваться. У испанцев и португальцев долгое время был точкой отсчета меридиан, проходящий через остров Ферро, а у французов через Париж. У англичан – через Гринвичскую обсерваторию, а в России – через Пулковскую обсерваторию под Санкт-Петербургом. В итоге на международной конференции в 1884 году за начальный (нулевой) меридиан принят Гринвичский, и все современные карты ведут отсчет меридиан от него.

Собственно, на глобусе у нас появилась такая сетка.Похоже на клеточки для игры в морской бой. Казалось бы, чтобы придумать систему координат, достаточно поставить вдоль экватора буквы, а вдоль Гринвичского меридиана цифры. И клеточки готовы. Но как тогда быть с картами более крупного масштаба? Тоже в них начертить сетку и нумеровать клеточки и буквы? А в них еще более мелкую сетку? Такая система неудобна.

Что придумали? Мерить углы.

На оси север-юг измеряют градус от экватора и называют это широтой. Широта бывает северная (выше экватора) или южной (ниже экватора);

На оси запад-восток измеряют градус от Гринвичского меридиана и называют это долготой. Долгота бывает западной (левее гринвича) или восточной (правее).

Углы измеряются в градусах (обозначается кругляшком сверху °) . На экваторе широта будет 0°, а на северном полюсе она будет 90° СШ (северной широты), на южном соответственно 90° ЮШ (южной широты).

Долгота может быть от 0° до 180°. По полкруга: западной или восточной.

Градус слишком крупная величина, и только градусами нельзя указать точное место на Земле. Поэтому каждый градус делят на на 60 угловых минут (обозначаются штрихом сверху ′ ), а тот на 60 угловых секунд (обозначаются двумя штрихами сверху ″). Да, к сожалению это наследство астрономии, которое пришло к нам от древних шумеров, у которых была шестидесятеричная система счисления, а не привычная нам десятеричная. Позже это деление перенесли для определения времени, и теперь у нас в одном часе столько же минут, а в минуте столько же секунд.

Как это записывают?

Существуют различные форматы записи координат.

Это все координаты одного и того же места, записанные разным способом:

  1. 55°38’17.28″С 37°28’48.96″В
  2. 55°38.288’С 37°28.816’В
  3. 55.638133°С 37.480267°В
  4. 55.638133 37.480267

Исторически первым был формат “градусы, минуты, секунды

Пример записи: 55°38’17.28″С 37°28’48.96″В

Читается как: 55 градусов, 38 минут 17 целых 28 сотых секунд северной широты; 37 градусов 28 минут 48 целых 96 сотых секунд восточной долготы.

Чем удобен: получив координаты вашего местонахождения (используя GPS приемник или путем астрономических наблюдений), вы можете найти это место на карте с координатной сеткой.

Например. Наши координаты 55°41’10”C 36°3’50”В. Где мы на карте?

В каждом углу координатной сетки карты указаны координаты этого угла. Чередующиеся черные и белые полосочки – минуты широты или долготы. Точки рядом с полосками – разделяют десятки секунд.

Найдем сначала широту. Широта нижней грани листа составляет 55°40’00”, откладываем вверх еще одну полосочку. У нас станет 41’, и доходим до ближайшей точки – это еще 10”. Кладем туда линейку.

Подобную операцию проделываем для нахождения долготы. Только от угла карты будем двигаться вправо. Координаты левой грани листа 36°00’00” , до требуемых 36°3’50” нам не хватает 3’50” – это три полосочки и пять точек. Ставим туда линейку.

На пересечении линеек окажется поворот дороги, который я обвел желтым кругом.

Определив свое местоположение на местности и найдя его на карте, можно провести обратную операцию, найдя свои координаты. Подробнее я об этом расскажу в следующих статьях, когда буду рассказывать подробнее о том, как работать с картами.

Формат “градусы, минуты, доли минут

Пример записи: 55°38.288’С 37°28.816’В

Читается как: 55 градусов, 38 минут 288 тысячных минут северной широты; 37 градусов 28 минут 816 тысячных минут восточной долготы.

Чем удобен: сухопутчикам ничем. Но встречается у моряков, у них это сложилось исторически. Это связано с строением шкалы секстанта и долю минуты удобно представлять в виде доли морской мили.

Формат “градусы, доли градусов

Пример записи: 55.638133°С 37.480267°В

Читается как: 55 точка 638133 северной широты; 37 точка 480267 восточной долготы

Чем удобен: Во-первых, в современном компьютерном мире этот формат более пригоден для печати на клавиатуре или в смс (или попробуйте найти все эти обозначения градусов, минут и секунд на клавиатуре и в телефоне – долго!); во-вторых, его проще диктовать, например, по рации.

Это всем знакомая десятичная дробь. Количество знаков после запятой может быть разным (обычно 5 или 6), но пропущенный последний шестой знак не критично повлияет на точность. Обычному человеку хватит и четырех знаков. (6й знак уточняет позицию на 8 см на экваторе, а в остальных местах еще меньше, а 5й знак 80 см на экваторе. В наших широтах – 64 см). При этом для той же точности в других форматах записи надо использовать большее количество знаков.

Мало того, в современном цифровом мире не только всё выражают в виде десятичной дроби, но и при записи координат часто уходят от частей света и значков градуса ( 55.638133 37.480267) . Условно обозначая положительными значениями широты северное полушарие, а отрицательными – южное, а для долготы, соответственно, положительные значения у восточной долготы, а у западной – отрицательные.

Например координаты столицы Кубы: 23.135435, -82.412522

Именно в этом виде пользователи чаще всего увидят координаты во всяком пользовательском софте (Яндекс-карты, Гугл-карты, MapsMe и т.д.) Мало кто догадывается, но в этих приложениях, тыкнув пальцем на экран и подержав, можно увидеть координаты любого места, затем скопировать в буфер обмена и потом отправить по смс например.

Часто возникает вопрос. Сколько во всех этих градусах и минутах метров, километров и попугаев с удавами?

Один градус, измеренный по параллели, всегда разный – Земля мало того что не плоская, так еще и сплющенная. Поэтому у экватора один градус (ну или угловой минуты или угловой секунды) будет сильно больше градуса (соответственно минуты или секунды) находящегося ближе к полюсам. Например 1’ дуги экватора равняется 1855 метрам, а 1’ долготы на широте Москвы будет равнятся 1040 метров.

Длина дуги меридиана на уровне экватора будет составлять 1843 метра, а на уровне той же Москвы 1856 метров. На уровне 85°почти у северного полюса, 1’ она составит 1864 метра. В среднем 1852 метра.

Измерять дугу по меридиану (находить широту) люди научились раньше (для этого морякам было достаточно измерить (с помощью секстанта) угол между Полярной звездой (висит почти ровно над северным полюсом) и горизонтом), а меркаторские карты, как мы знаем из прошлой статьи, по которым плавали моряки, имеют искажение как раз по меридиану. Поэтому моряки измеряют расстояние как раз одной минутой дуги меридиана (1’), которая в среднем равна 1852 метра. Это расстояние они называют одной милей. Поскольку морская миля выведена естественным путем, моряки не спешат от нее отказываться и переходить на километры и метры.

В следующей статье я наконец-то дойду до карт и расскажу, какие они бывают. Над апельсинами больше издеваться не буду 🙂

Вот ТУТ можно прочитать о картах Генштаба, фрагмет которых я приводил в части о координатной сетке.

А ЗДЕСЬ о спутниковой навигации и как выбрать навигатор в путешествие.

Источник

Опять берем апельсин (в первый раз апельсин “брали” в прошлой статье о проекциях карт: /map_projection/)

На этот раз без обмана, это действительно апельсин 🙂

На нем сразу нарисована готовая карта из мира фильма Водный мир (В далеком будущем полярные снега растаяли, покрыв всю Землю водой. Авторы погружают нас в фантастический мир немногочисленных людей, живущих на воде… ) Такая карта нам, как ни странно, подойдет. Человечество не сильно задумывалось о проблемах навигации, пока ходило по суше или удалялось в море не дальше, чем виден берег. Поэтому все, о чем мы будем говорить, было изобретено в эпоху Великих географических открытий.

Отмечаем на нашем глобусе северный и южный полюса.

____

Как я говорил в прошлой статье, это точки, проткнув которые спицей, мы получим ось вращения планеты вокруг своей оси (благодаря этому вращению происходят смены дня и ночи).

Теперь я не только пишу, но и делаю!

Ось прекрасна.

Но сейчас я нарисую одну внезапную штуку.

Это Северный Магнитный Полюс. Именно туда показывает стрелка компаса. В настоящее время магнитный полюс находится около Канады и смещается в северном и северо-западном направлении со скоростью около 10 км в год, поэтому любые его координаты являются временными и неточными. Южный полюс ведет себя точно так же. На магнитном полюсе стрелка компаса будет крутиться вокруг себя, и вы не сможете определить направление.

Расхождение между магнитным полюсом и географическим (это тот, куда воткнута моя спица) называют магнитным склонением.

В зависимости от того, где находится компас, магнитное склонение может быть:

восточным (от показаний компаса нам надо взять левее, чтобы найти географический север);

западным (от показаний компаса нам надо взять правее, чтобы найти географический север).

На этой картинке черные стрелки показывают на географический север, а красные на магнитный.

Чем ближе к полюсу мы находимся и чем на более дальнее расстояние собираемся передвигаться, тем более внимательно надо относиться к магнитному склонению при движении по компасу.

Например в Москве магнитное склонение восточное и составляет 10.91°. При этом оно сдвигается к востоку на  0.12° за год.

В Кандалашском заливе Белого моря магнитное склонение будет уже почти 15° (14.98° Восточное), и оно сдвигается к востоку на  0.18° за год.

Все-таки 15° можно заметить даже на самом простеньком компасе.

Только в XX веке изобрели гирокомпас – прибор, указывающий не на магнитный, а на истинный (географический) север. Он очень тяжел, и устанавливается только на больших кораблях.

О магнитном склонении можно не думать, если вы бегаете спортивное ориентирование в парке, но если вы идете через море или заснеженную тундру, то ваш штурман должен быть предельно трезв!

Проще всего узнать магнитное склонение на сайте nakarte.me

Красным квадратом я выделил кнопку, которую надо нажать, чтобы инструмент включился. Проведите в любом месте нужного вам района прямую (синяя), так чтобы Magnetic azimut равнялся 0. Значение True azimut (истинный север) и будет величиной магнитного склонения в этом районе.

Магнитное склонение меняется со временем. Если вы хотите узнать магнитное склонение для какого-то места в определенный момент времени, то для этого вам понадобится вот этот сайт: https://www.ngdc.noaa.gov/geomag-web/#declination

Только надо будет задать координаты места. Как раз о них и поговорим (тут тему с компасом мы закончили, о том, как пользоваться им при ориентировании, есть отдельная статья)

Для начала вернемся к нашему глобусу-апельсину и начертим на нем экватор – линию, равноудаленную от обоих полюсов

Теперь у нас есть Северное и Южное полушария. И мы можем уже начать ориентироваться по нашему апельсину в направлении север-юг (верх-низ). Ведь мы можем нарисовать параллельные линии экватору – паралели и пронумеровать их как-нибудь.

Их может быть нарисовано сколько угодно, лишь бы не заслоняли собою изображения объектов на глобусе.

Напоминает пчелу.

Чтобы создать координаты еще и по направлению запад-восток (лево-право), надо  прочертить еще линии, соединяющие полюса – меридианы.

Слово “меридиан” происходит от латинского “meridianus” — полуденный. Когда солнце светит прямо на такую линию, то люди на этой линии говорят, что сейчас полдень.

Прочертить-то мы их прочертили, но надо будет выбрать какую-нибудь одну, от которой начать считать. Это с экватором, все ясно, он – линия, равноудаленная от полюсов, ровно посредине планеты (на линии север-юг), а тут надо решить творчески, какая из линий будет ровно посередине на линии запад-восток.

Разные страны и народы по разному решали этот вопрос. Если вы французский капер и захватили испанский галеон, то трофейными картами не удастся так просто воспользоваться. У испанцев и португальцев долгое время был точкой отсчета меридиан, проходящий через остров Ферро, а у французов через Париж. У англичан – через Гринвичскую обсерваторию, а в России – через Пулковскую обсерваторию под Санкт-Петербургом. В итоге на международной конференции в 1884 году за начальный (нулевой) меридиан принят Гринвичский, и все современные карты ведут отсчет меридиан от него.

Собственно, на глобусе у нас появилась такая сетка.Похоже на клеточки для игры в морской бой. Казалось бы, чтобы придумать систему координат, достаточно поставить вдоль экватора буквы, а вдоль Гринвичского меридиана цифры. И клеточки готовы. Но как тогда быть с картами более крупного масштаба? Тоже в них начертить сетку и нумеровать клеточки и буквы? А в них еще более мелкую сетку? Такая система неудобна.

Что придумали? Мерить углы.

На оси север-юг измеряют градус от экватора и называют это широтой. Широта бывает северная (выше экватора) или южной (ниже экватора);

На оси запад-восток измеряют градус от Гринвичского меридиана и называют это долготой. Долгота бывает западной (левее гринвича)  или восточной (правее).

Углы измеряются в градусах (обозначается кругляшком сверху °) . На экваторе широта будет 0°, а на северном полюсе она будет 90° СШ (северной широты), на южном соответственно 90° ЮШ (южной широты).

Долгота может быть от 0° до 180°. По полкруга: западной или восточной.

Градус слишком крупная величина, и только градусами нельзя указать точное место на Земле. Поэтому каждый градус делят на на 60 угловых минут (обозначаются штрихом сверху ′ ), а тот на 60 угловых секунд (обозначаются двумя штрихами сверху ″). Да, к сожалению это наследство астрономии, которое пришло к нам от древних шумеров, у которых была шестидесятеричная система счисления, а не привычная нам десятеричная. Позже это деление перенесли для определения времени, и теперь у нас в одном часе столько же минут, а в минуте столько же секунд.

Как это записывают?

Существуют различные форматы записи координат.

Это все координаты одного и того же места, записанные разным способом:

  1. 55°38’17.28″С 37°28’48.96″В
  2. 55°38.288’С  37°28.816’В
  3. 55.638133°С  37.480267°В
  4. 55.638133  37.480267

Исторически первым был формат “градусы, минуты, секунды

Пример записи: 55°38’17.28″С 37°28’48.96″В

Читается как: 55 градусов, 38 минут 17 целых 28 сотых секунд северной широты; 37 градусов 28 минут 48 целых 96 сотых секунд восточной долготы.

Чем удобен: получив координаты вашего местонахождения (используя GPS приемник или путем астрономических наблюдений), вы можете найти это место на карте с координатной сеткой.

Например. Наши координаты 55°41’10”C 36°3’50”В. Где мы на карте?

В каждом углу координатной сетки карты указаны координаты этого угла. Чередующиеся черные и белые полосочки – минуты широты или долготы. Точки рядом с полосками – разделяют десятки секунд.

Найдем сначала широту. Широта нижней грани листа составляет 55°40’00”, откладываем вверх еще одну полосочку. У нас станет 41’, и доходим до ближайшей точки – это еще 10”. Кладем туда линейку.

Подобную операцию проделываем для нахождения долготы. Только от угла карты будем двигаться вправо. Координаты левой грани листа 36°00’00” , до требуемых 36°3’50” нам не хватает 3’50” – это три полосочки и пять точек. Ставим туда линейку.

На пересечении линеек окажется поворот дороги, который я обвел желтым кругом.

Определив свое местоположение на местности и найдя его на карте, можно провести обратную операцию, найдя свои координаты. Подробнее я об этом расскажу в следующих статьях, когда буду рассказывать подробнее о том, как работать с картами.

Формат “градусы, минуты, доли минут

Пример записи: 55°38.288’С  37°28.816’В

Читается как: 55 градусов, 38 минут 288 тысячных минут северной широты; 37 градусов 28 минут 816 тысячных минут восточной долготы.

Чем удобен: сухопутчикам ничем. Но встречается у моряков, у них это сложилось исторически. Это связано с строением шкалы секстанта и долю минуты удобно представлять в виде доли морской мили.

Формат “градусы, доли градусов

Пример записи: 55.638133°С  37.480267°В

Читается как: 55 точка 638133 северной широты; 37 точка 480267 восточной долготы

Чем удобен: Во-первых, в современном компьютерном мире этот формат более пригоден для печати на клавиатуре или в смс (или попробуйте найти все эти обозначения градусов, минут и секунд на клавиатуре и в телефоне – долго!); во-вторых, его проще диктовать, например, по рации.

Это всем знакомая десятичная дробь. Количество знаков после запятой может быть разным (обычно 5 или 6), но пропущенный последний шестой знак не критично повлияет на точность. Обычному человеку хватит и четырех знаков. (6й знак уточняет позицию на 8 см на экваторе, а в остальных местах еще меньше, а 5й знак 80 см на экваторе. В наших широтах – 64 см). При этом для той же точности в других форматах записи надо использовать большее количество знаков.

Мало того, в современном цифровом мире не только всё выражают в виде десятичной дроби, но и при записи координат часто уходят от частей света и значков градуса (55.638133  37.480267). Условно обозначая положительными значениями широты северное полушарие, а отрицательными – южное, а для долготы, соответственно, положительные значения у восточной долготы, а у западной – отрицательные.

Например координаты столицы Кубы: 23.135435, -82.412522

Именно в этом виде пользователи чаще всего увидят координаты во всяком пользовательском софте (Яндекс-карты, Гугл-карты, MapsMe и т.д.) Мало кто догадывается, но в этих приложениях, тыкнув пальцем на экран и подержав, можно увидеть координаты любого места, затем скопировать в буфер обмена и потом отправить по смс например.

____

Часто возникает вопрос. Сколько во всех этих градусах и минутах метров, километров и попугаев с удавами?

Один градус, измеренный по параллели, всегда разный – Земля мало того что не плоская, так еще и сплющенная. Поэтому у экватора один градус (ну или угловой минуты или угловой секунды) будет сильно больше градуса (соответственно минуты или секунды) находящегося ближе к полюсам. Например 1’ дуги экватора равняется 1855 метрам, а 1’ долготы на широте Москвы будет равнятся 1040 метров.

Длина дуги меридиана на уровне экватора будет составлять 1843 метра, а на уровне той же Москвы 1856 метров. На уровне 85°почти у северного полюса, 1’ она составит 1864 метра. В среднем 1852 метра.

Измерять дугу по меридиану (находить широту) люди научились раньше (для этого морякам было достаточно измерить (с помощью секстанта) угол между Полярной звездой (висит почти ровно над северным полюсом) и горизонтом), а меркаторские карты, как мы знаем из прошлой статьи, по которым плавали моряки, имеют искажение как раз по меридиану. Поэтому моряки измеряют расстояние как раз одной минутой дуги меридиана (1’), которая в среднем равна 1852 метра. Это расстояние они называют одной милей. Поскольку морская миля выведена естественным путем, моряки не спешат от нее отказываться и переходить на километры и метры.

В следующей статье я наконец-то дойду до карт и расскажу, какие они бывают. Над апельсинами больше издеваться не буду 🙂

Вот ТУТ можно прочитать о картах Генштаба, фрагмет которых я приводил в части о координатной сетке.

А ЗДЕСЬ о спутниковой навигации и как выбрать навигатор в путешествие.

Присоединиться к моим походам можно через группу во Вконтакте: https://vk.com/shuriktravel. Там есть расписание планируемых мероприятий, но проще вступить в группу, и тогда вам будут приходить приглашения в походы (у вас же стоит разрешение на приглашения на мероприятия в настройках?) 🙂

Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений

Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.

В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты

Дирекционный угол – это угол α откладываемый по часовой стрелке от 0° до 360° между северным направлением координатной сетки карты и направлением на объектом. Откладывание дирекционного угла по вертикальной координатной сетки позволяет оперативно вести вычисления при работе с топографической картой.

Истинный азимут, или географический азимут – это угол A, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект. Разница между дирекционным углом и истинным азимутом состоит в сближении меридианов.

Сближение меридианов – это угол γ между истиyным меридианом и вертикальной линией картографической сетки.

Магнитный азимут – угол AM, откладываемый по часовой стрелке между магнbтным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.

Дирекционый угол, истинный азимут  и сближение меридианов на карте

Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте

Магнитное склонение – угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным. Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение. На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.

Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.

Пример обозначения на карте магнитного склонения, сближения меридианов

Пример обозначения на карте магнитного склонения и сближения меридианов

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле:

AM = αδ + γ
и наоборот
α= AM + δγ

где: AM – магнитный азимут
α – дирекционный угол
δ – магнитное склонение
γ – сближение меридианов

Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.

Схема перехода от дирекциооного угалк магнитному азимуту

Схема перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту

Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:

δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′

Вычисление магнитное азимута:
AM = 95°12′ – 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′

Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам

1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах
2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения
3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.

Схема маршрута движения по азимутам

Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?

В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении. Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом. Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам.

Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними.

Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта

. Обход препятствий при движении по азимутам

Обход препятствий при движении по азимутам

Добавить комментарий

Example of magnetic declination showing a compass needle with a “positive” (or “easterly”) variation from geographic north. Ng is geographic or true north, Nm is magnetic north, and δ is magnetic declination.

Magnetic declination, or magnetic variation, is the angle on the horizontal plane between magnetic north (the direction the north end of a magnetized compass needle points, corresponding to the direction of the Earth’s magnetic field lines) and true north (the direction along a meridian towards the geographic North Pole). This angle varies depending on position on the Earth’s surface and changes over time.

Somewhat more formally, Bowditch defines variation as “the angle between the magnetic and geographic meridians at any place, expressed in degrees and minutes east or west to indicate the direction of magnetic north from true north. The angle between magnetic and grid meridians is called grid magnetic angle, grid variation, or grivation.”[1]

By convention, declination is positive when magnetic north is east of true north, and negative when it is to the west. Isogonic lines are lines on the Earth’s surface along which the declination has the same constant value, and lines along which the declination is zero are called agonic lines. The lowercase Greek letter δ (delta) is frequently used as the symbol for magnetic declination.

The term magnetic deviation is sometimes used loosely to mean the same as magnetic declination, but more correctly it refers to the error in a compass reading induced by nearby metallic objects, such as iron on board a ship or aircraft.

Magnetic declination should not be confused with magnetic inclination, also known as magnetic dip, which is the angle that the Earth’s magnetic field lines make with the downward side of the horizontal plane.

Declination change over time and location[edit]

Magnetic declination varies both from place to place and with the passage of time. As a traveller cruises the east coast of the United States, for example, the declination varies from 16 degrees west in Maine, to 6 in Florida, to 0 degrees in Louisiana, to 4 degrees east in Texas. The declination at London, UK was one degree west (2014), reducing to zero as of early 2020.[2][3] Reports of measured magnetic declination for distant locations became commonplace in the 17th century, and Edmund Halley made a map of declination for the Atlantic Ocean in 1700.[4]

In most areas, the spatial variation reflects the irregularities of the flows deep in the Earth; in some areas, deposits of iron ore or magnetite in the Earth’s crust may contribute strongly to the declination. Similarly, secular changes to these flows result in slow changes to the field strength and direction at the same point on the Earth.

Level curves drawn on a declination map to denote the magnetic declination, described by signed degrees. Each level curve is an isogonic line.

NIMA Magnetic Variation Map 2000

The magnetic declination in a given area may (most likely will) change slowly over time, possibly as little as 2–2.5 degrees every hundred years or so, depending upon how far from the magnetic poles it is. For a location closer to the pole like Ivujivik, the declination may change by 1 degree every three years. This may be insignificant to most travellers, but can be important if using magnetic bearings from old charts or metes (directions) in old deeds for locating places with any precision.

As an example of how variation changes over time, see the two charts of the same area (western end of Long Island Sound), below, surveyed 124 years apart. The 1884 chart shows a variation of 8 degrees, 20 minutes West. The 2008 chart shows 13 degrees, 15 minutes West.

Western Long Island Sound, 1884

Western Long Island Sound, 2008

Estimated declination contours by year, 1590 to 1990

Determination[edit]

Magnetic declination indicated on an Israeli map. The arrows show true north, grid north and magnetic north, and the caption explains that the average yearly change in the magnetic declination is 0°03′ eastward.

Field measurement[edit]

The magnetic declination at any particular place can be measured directly by reference to the celestial poles—the points in the heavens around which the stars appear to revolve, which mark the direction of true north and true south. The instrument used to perform this measurement is known as a declinometer.

The approximate position of the north celestial pole is indicated by Polaris (the North Star). In the northern hemisphere, declination can therefore be approximately determined as the difference between the magnetic bearing and a visual bearing on Polaris. Polaris currently traces a circle 0.73° in radius around the north celestial pole, so this technique is accurate to within a degree. At high latitudes a plumb-bob is helpful to sight Polaris against a reference object close to the horizon, from which its bearing can be taken.[5]

Determination from maps[edit]

A rough estimate of the local declination (within a few degrees) can be determined from a general isogonic chart of the world or a continent, such as those illustrated above. Isogonic lines are also shown on aeronautical and nautical charts.

Larger-scale local maps may indicate current local declination, often with the aid of a schematic diagram. Unless the area depicted is very small, declination may vary measurably over the extent of the map, so the data may be referred to a specific location on the map. The current rate and direction of change may also be shown, for example in arcminutes per year. The same diagram may show the angle of grid north (the direction of the map’s north–south grid lines), which may differ from true north.

On the topographic maps of the U.S. Geological Survey (USGS), for example, a diagram shows the relationship between magnetic north in the area concerned (with an arrow marked “MN”) and true north (a vertical line with a five-pointed star at its top), with a label near the angle between the MN arrow and the vertical line, stating the size of the declination and of that angle, in degrees, mils, or both.

Models and software[edit]

Worldwide empirical model of the deep flows described above are available for describing and predicting features of the Earth’s magnetic field, including the magnetic declination for any given location at any time in a given timespan. One such model is World Magnetic Model (WMM) of the US and UK. It is built with all the information available to the map-makers at the start of the five-year period it is prepared for. It reflects a highly predictable rate of change,[a] and is usually more accurate than a map—which is likely months or years out of date.[citation needed] For historical data, the IGRF and GUFM models may be used. Tools for using such models include:

  • Web apps hosted by the National Geophysical Data Center, a division of the National Oceanic and Atmospheric Administration of the United States.[7]
  • C demo program that for WMM by the National Geospatial-Intelligence Agency, along with various other third-party implementations.[8]

The WMM, IGRF, and GUFM models only describe the magnetic field as emitted at the core-mantle boundary. In practice, the magnetic field is also distorted by the Earth crust, the distortion being magnetic anomaly. For more precise estimates, a larger crust-aware model such as the Enhanced Magnetic Model may be used. (See cited page for a comparison of declination contours.)[9]

Using the declination[edit]

Adjustable compasses[edit]

Adjustable compass set to a declination of 0° and a bearing of 312°

A magnetic compass points to magnetic north, not geographic north. Compasses of the style commonly used for hiking include a declination adjustment in the form of a bezel which swivels relative to the base plate. To establish a declination the bezel is rotated until the desired number of degrees plus or minus lie between the bezel’s designation N (for North) and the direction indicated by the magnetic end of the needle (usually painted red). This allows the user to establish a true bearing for travel or orientation by aligning the embossed red indicator arrow on the base plate with a landmark or heading on a map. A compass thus adjusted can be said to be reading “true north” instead of magnetic north (as long as it remains within an area on the same isogonic line).

In the image to the left, the bezel’s N has been aligned with the direction indicated by the magnetic end of the compass needle, reflecting a magnetic declination of 0 degrees. The arrow on the base plate indicates a bearing of 312 degrees.

Non-adjustable compasses[edit]

How to compensate for magnetic declination when reading a compass. In this example, the declination is 14°E (+14°), so the compass card points to a “north” 14 degrees to the East of true North. To obtain a true bearing, add 14 degrees to the bearing shown by the compass.

To work with both true and magnetic bearings, the user of a non-adjustable compass needs to make simple calculations that take into account the local magnetic declination. The example on the left shows how you would convert a magnetic bearing (one taken in the field using a non-adjustable compass) to a true bearing (one that you could plot on a map) by adding the magnetic declination. The declination in the example is 14°E (+14°). If, instead, the declination was 14°W (−14°), you would still “add” it to the magnetic bearing to obtain the true bearing: 40°+ (−14°) = 26°.

The opposite procedure is used in converting a true bearing to a magnetic bearing. With a local declination of 14°E, a true bearing (perhaps taken from a map) of 54° is converted to a magnetic bearing (for use in the field) by subtracting the declination: 54° – 14° = 40°. If, instead, the declination was 14°W (−14°), you would still “subtract” it from the true bearing to obtain the magnetic bearing: 54°- (−14°) = 68°.

Navigation[edit]

On aircraft or vessels there are three types of bearing: true, magnetic, and compass bearing. Compass error is divided into two parts, namely magnetic variation and magnetic deviation, the latter originating from magnetic properties of the vessel or aircraft. Variation and deviation are signed quantities. As discussed above, positive (easterly) variation indicates that magnetic north is east of geographic north. Likewise, positive (easterly) deviation indicates that the compass needle is east of magnetic north.[10]

Compass, magnetic and true bearings are related by:

{displaystyle {begin{aligned}T&=M+V\M&=C+Dend{aligned}}}

The general equation relating compass and true bearings is

{displaystyle T=C+D+V}

Where:

  • C is Compass bearing
  • M is Magnetic bearing
  • T is True bearing
  • V is magnetic Variation
  • D is compass Deviation
  • V<0,D<0 for westerly Variation and Deviation
  • V>0,D>0 for easterly Variation and Deviation

For example, if the compass reads 32°, the local magnetic variation is −5.5° (i.e. West) and the deviation is 0.5° (i.e. East), the true bearing will be:

{displaystyle T=32^{circ }+(-5.5^{circ })+0.5^{circ }=27^{circ }}

To calculate true bearing from compass bearing (and known deviation and variation):

  • Compass bearing + deviation = magnetic bearing
  • Magnetic bearing + variation = true bearing

To calculate compass bearing from true bearing (and known deviation and variation):

  • True bearing – variation = Magnetic bearing
  • Magnetic bearing – deviation = Compass bearing

These rules are often combined with the mnemonic “West is best, East is least”; that is to say, add W declinations when going from True bearings to Magnetic bearings, and subtract E ones.

Another simple way to remember which way to apply the correction for continental USA is:

  • For locations east of the agonic line (zero declination), roughly east of the Mississippi: the magnetic bearing is always bigger.
  • For locations west of the agonic line (zero declination), roughly west of the Mississippi: the magnetic bearing is always smaller.

Common abbreviations are:

  • TC = true course;
  • V = variation (of the Earth’s magnetic field);
  • MC = magnetic course (what the course would be in the absence of local deviation);
  • D = deviation caused by magnetic material (mostly iron and steel) on the vessel;
  • CC = compass course.

Deviation[edit]

Magnetic deviation is the angle from a given magnetic bearing to the related bearing mark of the compass. Deviation is positive if a compass bearing mark (e.g., compass north) is right of the related magnetic bearing (e.g., magnetic north) and vice versa. For example, if the boat is aligned to magnetic north and the compass’ north mark points 3° more east, deviation is +3°. Deviation varies for every compass in the same location and depends on such factors as the magnetic field of the vessel, wristwatches, etc. The value also varies depending on the orientation of the boat. Magnets and/or iron masses can correct for deviation, so that a particular compass accurately displays magnetic bearings. More commonly, however, a correction card lists errors for the compass, which can then be compensated for arithmetically. Deviation must be added to compass bearing to obtain magnetic bearing.

Air navigation[edit]

Air navigation is based on magnetic directions thus it is necessary to periodically revise navigational aids to reflect the drift in magnetic declination over time. This requirement applies to VOR beacons, runway numbering, airway labeling, and aircraft vectoring directions given by air traffic control, all of which are based on magnetic direction.

Runways are designated by a number between 01 and 36, which is generally one tenth of the magnetic azimuth of the runway’s heading: a runway numbered 09 points east (90°), runway 18 is south (180°), runway 27 points west (270°) and runway 36 points to the north (360° rather than 0°).[11] However, due to magnetic declination, changes in runway designators have to occur at times to keep their designation in line with the runway’s magnetic heading. An exception is made for runways within the Northern Domestic Airspace of Canada; these are numbered relative to true north because proximity to the magnetic North Pole makes the magnetic declination large and changes in it happen at a high pace.

Radionavigation aids located on the ground, such as VORs, are also checked and updated to keep them aligned with magnetic north to allow pilots to use their magnetic compasses for accurate and reliable in-plane navigation.

For simplicity aviation sectional charts are drawn using true north so the entire chart need not be rotated as magnetic declination changes. Instead individual printed elements on the chart (such as VOR compass roses) are updated with each revision of the chart to reflect changes in magnetic declination. For an example refer to the sectional chart slightly west of Winston-Salem, North Carolina in March 2021, magnetic north is 8 degrees west of true north (Note the dashed line marked 8°W).[12]

When plotting a course, some small aircraft pilots may plot a trip using true north on a sectional chart (map), then convert the true north bearings to magnetic north for in-plane navigation using the magnetic compass. These bearings are then converted on a pre-flight plan by adding or subtracting the local variation displayed on a sectional chart.

GPS systems used for aircraft navigation also display directions in terms of magnetic north even though their intrinsic coordinate system is based on true north. This is accomplished by means of lookup tables inside the GPS which account for magnetic declination. If flying under visual flight rules it is acceptable to fly with an outdated GPS declination database however if flying IFR the database must be updated every 28 days per FAA regulation.

As a fail-safe even the most advanced airliner will still have a magnetic compass in the cockpit. When onboard electronics fail, pilots can still rely on paper charts and the ancient and highly reliable device — the magnetic compass.

References[edit]

  1. ^ This rate of change is known as the geomagnetic secular variation, and current models using a constant variation over five-year periods are on average (root mean square) off by 15 arcminutes at the end of each forecast.[6]
  1. ^ Bowditch, Nathaniel (2002). American Practical Navigator. Paradise Cay Publications. p. 849. ISBN 9780939837540.
  2. ^ “Find the magnetic declination at your location”. Magnetic-Declination.com. Retrieved 6 December 2013.
  3. ^ “World Magnetic Model – Epoch 2020 -Declination” (PDF).
  4. ^ Government of Canada, Natural Resources Canada. “Magnetic declination”. www.geomag.nrcan.gc.ca. Retrieved 2021-09-30.
  5. ^ Magnetic declination, what it is , how to compensate., archived from the original on 2010-01-07, retrieved 2010-03-03
  6. ^ Fournier, Alexandre; Aubert, Julien; Lesur, Vincent; Thébault, Erwan (December 2021). “Physics-based secular variation candidate models for the IGRF”. Earth, Planets and Space. 73 (1): 190. Bibcode:2021EP&S…73..190F. doi:10.1186/s40623-021-01507-z. S2CID 239022300.
  7. ^ “Estimated Value of Magnetic Declination”. Geomagnetism. NOAA National Geophysical Data Center. Retrieved 6 December 2013.
  8. ^ Meyer, Brian. “World Magnetic Model – Software Download”. www.ngdc.noaa.gov.
  9. ^ National Centers for Environmental Information (NCEI). “Enhanced Magnetic Model (EMM)”. www.ngdc.noaa.gov.
  10. ^ Willemsen, Diederik. “Compass navigation”. SailingIssues. Retrieved 4 January 2020.
  11. ^ Federal Aviation Administration Aeronautical Information Manual, Chapter 2, Section 3 Airport Marking Aids and Signs part 3b Archived 2012-01-18 at the Wayback Machine
  12. ^ See also CUNY

External links[edit]

  • USGS Geomagnetism Program
  • Looks up your IP address location and tells you your declination.
  • Online declination calculator at the National Geophysical Data Center (NGDC)
  • Online declination and field strength calculator at the NGDC
  • Mobile web-app for magnetic declination at the NGDC
  • Historical magnetic declination viewer at the NGDC
  • Magnetic declination calculator at Natural Resources Canada
  • A Google spreadsheet application to bulk calculate magnetic declination
  • World Magnetic Model source code download site

В
навигации в качестве начала отсчета
выбирают различные направления. В
географии, как и во многих других науках,
азимут (пеленг) отсчитывают от северного
направления географического меридиана.

В
навигации любой географический меридиан
(дугу большого круга, проходящую через
полюсы) называют истинным меридианом,
а измеренные от него направленияистинными. Например,истинный
пеленг самолета
(ИПС),истинный курс(ИК) и т.д.

Истинный
пеленг самолета – это угол, заключенный
между северным направлением истинного
меридиана и направлением на самолет.

В
этом определении о «северном направлении»
упоминается потому, что в любой точке
(кроме полюсов) меридиан направлен как
в сторону северного полюса, так и в
сторону южного. Начало полярной системы
координат, то есть, от какой точки берется
направление на самолет, здесь не
упоминается, но подразумевается в каждом
конкретном случае. Так, если ИПС получен
с помощью наземного радиомаяка, то
подразумевается направление на самолет
от этого радиомаяка.

Очень
часто в навигации в качестве начала
отсчета используется северное направление
магнитного меридиана
. Дело в том, что
одним из древнейших навигационных
приборов является магнитный компас,
поэтому полученные с его помощью
направления называются магнитными.

За
северное направление магнитного
меридиана в данной точке принимается
направление горизонтальной составляющей
вектора напряженности магнитного поля
Земли в данной точке.
Это направление
не совпадает с направлением истинного
меридиана из-за несовпадения магнитных
и географических полюсов и из-за
неравномерности магнитного поля Земли.

Магнитное
склонение
ΔМ – угол,
заключенный между северным направлением
истинного и магнитного меридианов в
данной точке
. Оно отсчитывается
от истинного меридиана к востоку со
знаком плюс, а к западу – с минусом
(рис.1.23).

Рис.
1.23. Магнитное склонение.

На
английском языке для истинных величин
используется прилагательное true, а для
магнитных – magnetic, например, true bearing.
Магнитное склонение – magnetic variation или
просто variation.

В
различных точках Земли ΔМ разное и
может меняться от –180° до +180°. Правда,
очень большие значения наблюдаются,
как правило, лишь в районе магнитных и
географических полюсов.

Определить
величину ΔМ в любой точке можно с
помощью аэронавигационных карт, на
которых нанесены линии, соединяющие
точки с одинаковым магнитным склонением,
изогоны.

Рис.1.24
Изогоны на карте мира.

На
радионавигационных (маршрутных) картах
изогоны наносят пунктиром голубого
цвета.

Для
того, чтобы узнать магнитное склонение
в интересующем месте, нужно найти
ближайшую к нему изогону.

Рис.
1.25. Истинный и магнитный пеленги самолета

Если
измерять одно и то же направление от
истинного или магнитного меридиана, их
численные выражения будут различными
и отличаться на величину ΔМ (рис.
1.25,ΔМ изображено положительным).

Пилот
должен безошибочно уметь переходить
от одной системы отсчета к другой. Зная
магнитный пеленг самолета (МПС) можно
найти истинный (ИПС) и наоборот:

МПС=ИПС
– (± ΔМ);

ИПС=МПС+(±
ΔМ).

например:

ИПС=219°,ΔМ =–5°, МПС=219º– (–5º)=224º

Вообще,
все величины, которые имеют знак (в том
числе ΔМ) в навигациипринято
записывать со знаком, то есть плюс не
пропускается
. Неправильно писатьΔМ
=5, а правильноΔМ =+5.

Таким
образом, при переходе от МПС к ИПС
магнитное склонение нужно прибавить,
а при переходе от ИПС к МПС – вычесть.
Разумеется, это правило справедливо и
тогда, когда рассматривается не пеленг,
а какое-либо другое направление: курс,
путевой угол и т.п

В
процессе последовательного учета
поправок измеренное (приборное) значение
становится все более правильным или,
как говорят, более «истинным». Правило
учета поправок может быть сформулировано
следующим образом.

При
переходе от приборных величин к истинным
поправки прибавляются, а при переходе
от истинных к приборным – вычитаются
.

Применительно
к учету ΔМ это правило может быть
применено следующим образом. Магнитный
меридиан как начало отсчета, конечно,
является более «приборным», чем истинный,
поскольку он связан с магнитным компасом.
Поэтому при переходе от магнитных
величин (пеленгов, курсов и т.п.) магнитное
склонение необходимо прибавлять, а при
переходе от истинных к магнитным –
вычитать, разумеется, с учетом собственного
знакаΔМ.

В
англоязычных учебниках по навигации
похожее правило приводится в следующем
виде.

«Variation
west – magnetic best. Variation east – magnetic least».

Дословно
это означает: «Магнитное склонение
западное – магнитный (курс, пеленг)
лучше (то есть, больше истинного).
Магнитное склонение восточное –
магнитный (курс, пеленг) наименьший (то
есть, меньше истинного)».

21

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий