Как найти максимальное число в системе счисления

На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 10 задания. Объясняется тема двоичного представления информации.

Содержание:

  • ОГЭ по информатике 10 задания объяснение
    • Двоичная система счисления
    • Восьмеричная система счисления
    • Шестнадцатеричная система счисления
  • Разбор 10 задания ОГЭ по информатике
    • Актуальное
    • Тренировочные

10-е задание: «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации».

Уровень сложности

— базовый,

Максимальный балл

— 1,

Примерное время выполнения

— 3 минуты.

* до 2020 г — это было задание № 13 ОГЭ

Двоичная система счисления

Количество цифр (основание системы): 2
Входящие цифры (алфавит): 0, 1

Перевод чисел из 10-й системы счисления в двоичную:

Перевод чисел из 10-й системы счисления в двоичную

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в двоичную

Егифка ©:

егифка перевода из десятичной в двоичную систему счисления

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную:

Перевод чисел из 2-й системы счисления в 10-ую

Перевод чисел из 2-й сист. сч-я в 10-ую

Егифка ©:

егифка перевода из двоичной в десятичную систему счисления

При работе с большими числами, лучше использовать разложение по степеням двойки:

разложение по степеням двойки

Разложение по степеням двойки

Егифка ©:

егифка разложения по степеням двойки

Восьмеричная система счисления

Количество цифр (основание системы): 8
Входящие цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Перевод чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную

Перевод чисел из 10-й системы счисления в 8-ую

Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в 8-ую

Перевод чисел из восьмеричной сист. сч-я в десятичную

Перевод чисел из 8-й системы счисления в 10-ую

Перевод чисел из 8-й системы счисления в 10-ую

Перевод чисел из 8-й сист. сч-я в 2-ую и обратно триадами

Перевод чисел из 8-й системы счисления в 2-ую и обратно триадами

Перевод из восьмеричной сист. сч-я в двоичную и обратно триадами

Егифка ©:

егифка перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную

Шестнадцатеричная система счисления

Количество цифр (основание системы): 16
Входящие цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15)

Перевод чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную

Перевод чисел из 10-й системы счисления в 16-ую

Перевод из десятичной сист. сч-я в шестнадцатеричную

Перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную

Перевод чисел из 16-й системы счисления в 10-ую

Перевод из 16-й сист. сч-я в 10-ую

Перевод чисел из двоичной сист. сч-я в шестнадцатеричную и обратно тетрадами

Перевод чисел из 2-й системы счисления в 16-ую и обратно тетрадами

Перевод из двоичной с. сч-я в шестнадцатеричную и обратно тетрадами

Егифка ©:

егифка перевод из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную

  • желательно выучить таблицу двоичного представления цифр от 0 до 7 в виде триад (групп из 3-х битов):
  • X10,X8    X2
    0	000
    1	001
    2	010
    3	011
    4	100
    5	101
    6	110
    7	111
    
  • желательно знать таблицу двоичного представления чисел от 0 до 15 (в шестнадцатеричной с-ме – 0-F16) в виде тетрад (групп из 4-х битов):
  • X10     X16      X2
    0	0       0000
    1	1       0001
    2	2       0010
    3	3       0011
    4	4       0100
    5	5       0101
    6	6       0110
    7	7       0111
    8	8	1000
    9	9	1001
    10	A	1010
    11	B	1011
    12	C	1100
    13	D	1101
    14	E	1110
    15	F	1111
    

Разбор 10 задания ОГЭ по информатике

Актуальное

Решение задания 10.3. Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г.

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328, 111102

✍ Решение:

  • Последовательно переведем все данные числа в 10-ю систему счисления.
  • 10
    23 = 2*161 + 3*160 = 35
  • Первое число = 35.
  • 10
    32 = 3*81 + 2*80 = 26
  • Второе число = 26.
  • 11110 = 1*24 + 1*23  + 1*22  + 1*21 + 0 = 30
  • Треть число = 30. Наибольшее число — 35

Ответ: 35


Тренировочные

Решение задания 10.1:

Переведите число 120 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число.

✍ Решение:
 

  • Так как перевод осуществляется в двоичную систему счисления, то используем деление на 2:
  •       рез-т     остаток
    120 |   60   |  0
    60  |   30   |  0
    30  |   15   |  0
    15  |    7   |  1
    7   |    3   |  1
    3   |    1   |  1
    
  • Перепишем все остатки снизу вверх, не забыв последний делитель 1!
  • Получим двоичное число: 1111000

Ответ: 1111000


Решение задания 10.2:

Переведите двоичное число 1101010 в десятичную систему счисления. В ответе укажите десятичное число.

✍ Решение:
 

  • Выполним быстрый перевод. Для начала над каждым разрядом исходного двоичного числа подпишем степени двойки справа налево:
  • 64 32  16  8  4  2  1
    1  1  0  1  0  1  0
    
  • Рассчитаем сумму тех степеней двоек, которые находятся над единичными разрядами:
  • 64 + 32 + 8 + 2 = 106
  • Получим десятичное число: 106

Ответ: 106


✍ Решение:

  • В шестнадцатеричной с-ме счисления числа от 10 до 15 представлены буквами латинского алфавита: A-10, B-11, C-12, D-13, E-14, F-15.
  • Необходимо вспомнить двоичные коды чисел от 1 до 15 (см. теорию выше на странице), так как для перевода 16-ричного в двоичную с-му достаточно каждую цифру отдельно записать в виде четверки двоичных цифр (тетрады):
  •  2     A     C     1
    0010  1010  1100  0001
  • в этой записи 6 единиц

Результат: 6

Подробный разбор 10 задания с объяснением просмотрите на видео:

📹 Видео youTube

Решение задания 10.4:

Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство 2A16<x<618?
В ответе укажите только количество чисел.

Подобные задания для тренировки

✍ Решение:

  • Переведем 2A16 в десятичную систему счисления:
  • 2A16 = 2*161+10*160 = 32 + 10 = 42
  • Переведем 618 в десятичную с-му счисления:
  • 618 = 6*81+1*80 = 48 + 1 = 49
  • Получим сравнение:
  • 42 < x < 49
  • Поскольку в задании дважды строгое сравнение (<), то количество целых, удовлетворяющих условию:
  • 49 - 42 - 1 = 6
  • Проверим: 43, 44, 45, 46, 47, 48

Результат: 6

Подробное решение данного 1 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

📹 Видео youTube

Решение задания 10.5:

Вычислите значение выражения AE16 – 1916.
В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Подобные задания для тренировки

✍ Решение:

  • Переведем уменьшаемое и вычитаемое в десятичную систему счисления:
  • 1 0
    A E = 10*161 + 14*160 = 160 + 14 = 174
    
    

    * A16 соответствует числу 10 в десятичной системе счисления

    * E16 соответствует числу 14 в десятичной системе счисления

    1 0
    19 = 1*161 + 9*160 = 16 + 9 = 25
    
  • Найдем разность:
  • 174 - 25 = 149
    

Результат: 149

Привет! Сегодня исследуем 10 Задание из ОГЭ по информатике 2023.

Задание 9 из ОГЭ по информатике Вы можете научиться решать, прочитав статью по 13 заданию из ЕГЭ по информатике. Эту статью Вы можете найти здесь.

Десятое задание проверяет умение работать с различными системами счисления.

Задача (Классическая)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

1416, 268, 110002.

Решение:

Число 14 находится в шестнадцатеричной системе. Об этом говорит маленький индекс возле числа. Переведём его в нашу родную десятичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из шестнадцатеричной системы в десятичную)

Берём поочередно цифры, начиная с младшего разряда. Первую правую цифру умножаем на 16 в нулевой степени, вторую цифру на 16 в первой степени и т.д. Умножаем на 16, потому что переводим из шестнадцатеричной системы. Степень потихоньку увеличивается на 1.

Необходимо помнить, что любое число в нулевой степени это единица!

Остаётся только посчитать полученный пример. Получается число 20 в десятичной системе.

Переведём число 268 из восьмеричной системы в нашу родную десятичную систему. Делаем аналогично предыдущему примеру.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из восьмеричной системы в десятичную)

Аналогично переведём число и из двоичной системы.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из двоичной системы в десятичную)

Наибольшее из трёх чисел это 24.

Ответ: 24

Задача (Классическая, закрепление)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

1D16, 368, 110112

Решение:

В шестнадцатеричной системе буквы при переводе в десятичную систему нужно превратить в числа.

A B C D E F
10 11 12 13 14 15

Переведём первое число.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из шестнадцатеричной системы в десятичную) 2

Переведём второе число.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из восьмеричной в десятичную) 2

Переведём третье число.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из двоичной в десятичную) 2

Наибольшее число получается 30.

Ответ: 30

Задача (Из десятичной в двоичную)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной записи которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.

5910, 7110, 8110

Решение:

Нужно каждое число перевести в двоичную систему счисления.

Переведём число 5910 в двоичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную)

Получается 5910 = 1110112. Здесь мы делим уголком на 2 (на основание системы, куда переводим) с остатком. Продолжаем делить, пока не получим 1. Затем остатки записываем задом наперёд. Получается число в двоичной системе счисления. Последнее число 1 (единицу) тоже берём.

Переведём число 7110 в двоичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную) 2

Получается 7110 = 10001112.

Переведём число 8110 в двоичную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную) 3

Получается 8110 = 10100012.

Найдём количество единиц для каждого числа, записанного в двоичной системе.

1110112, Кол. ед.: 5
10001112, Кол ед.: 4
10100012, Кол ед.: 3

Ответ: 3

Задача (Из десятичной в восьмеричную)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в восьмеричной записи наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в восьмеричной записи этого числа.

8610, 9910, 10510

Решение:

Переведём число 8610 в восьмеричную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную)

Делаем аналогично тому, как мы переводили в двоичную систему, только теперь уголком делим на 8. Остатки могут получатся от 0 до 7.

Как только в результате деления получили число меньшее, чем 8, то завершаем процесс перевода.

Остатки опять записываем задом наперёд. Последнее число тоже участвует в формировании результата наравне с остатками.

Получается 8610 = 1268.

Переведём число 9910 в восьмеричную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную) 2

Получается 9910 = 1438.

Переведём число 10510 в восьмеричную систему.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную) 3

Получается 10510 = 1518.

Найдём сумму цифр у полученных чисел.

1268, Сумма цифр: 9
1438, Сумма цифр: 8
1518, Сумма цифр: 7

Наименьшая сумма цифр равна 7.

Ответ: 7

Разберём несколько нестандартных тренировочных задач для подготовки к 10 заданию ОГЭ по информатике.

Задача(Неожиданная)

Число 3322n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наименьшее возможное значение n. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Наименьшее значение n в этой задаче может быть равно 4, потому что самая большая цифра – это тройка. Мы берём на 1 больше, т.к. в четверичной системе могут применяться только цифры: 0, 1, 2, 3. Тоже самое, как в нашей родной десятичной системе могут применяться 10 цифр: от нуля, до девяти. Самая большая цифра в нашей родной десятичной системе девятка.

Осталось перевести данное число из четверичной системы в десятичную.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из четверичной в десятичную)

Ответ: 250

Задача (Уже знаем)

Число 2023n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите значение n, при котором данное число минимально. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Здесь нужно, чтобы само число 2023n было минимальным. Но это число будет минимальным, если мы выберем самое маленькое значение n при данных цифрах.

Самое маленькое основание системы может вновь 4. Переведём наше число 20234 из четверичной системы в десятичную.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из четверичной в десятичную) 2

Получается число 139.

Ответ: 139

Задача (Крепкий орешек)

Число 121n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наибольшее возможное значение n, для которого 121n < 10810. Для этого значения n в ответе запишите представления данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Мы не знаем в какой системе счисления записано число. Но всё равно начнём переводить его в десятичную систему, оставив переменную n в виде неизвестной.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из n-ричной в десятичную)

Попробуем подобрать n.

При n=10

1*100 + 2*101 + 1*102 = 121 > 10810

Перебор. Ну это и так было понятно.

Значит, нужно уменьшать n. Возьмём n = 9.

1*90 + 2*91 + 1*92 = 100 < 10810

Как раз получилось число, которое меньше числа 10810. Это и есть наибольшее n!

В ответе просили перевести исходное число в десятичную систему. Это и есть число 100, уже всё переведено.

Ответ: 100

Задача (Не все цифры одинаковые)

Десятичное число 511 записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите минимальное значение n, при котором в полученной записи числа не все цифры одинаковые. В ответе запишите запись числа в системе счисления с найденным основанием n. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

Начнём перебирать основание системы n, начиная с наименьшего значения 2. Переведём число 51110 в двоичную систему.

Можно переводить стандартно, через деление уголком на 2. Но в данном случае видно, что число 511 близко к 512. Число 512 = 29.

Существует правило:

24 = 100002
26 = 10000002

Т.е. степень двойки показывает, сколько после единицы нулей у числа в двоичной системе.

Это касается любой системы счисления.

32 = 1003
33 = 10003

Наше число

51110 = 51210 – 1 = 29 – 1 = 10000000002 – 1

Сделаем вычитание столбиком.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (вычитание столбиком)

Вычитание или суммирование столбиком в любой системе счисления выполняются так же, как и в нашей системе счисления. Здесь мы вычитаем единицу из нуля. Ноль идёт занимать у более старшего разряда и т.д. В итоге обращаемся к самой старшей единице. Эта единица превращается в младшем разряде в двойку, потому что работаем в двоичной системе. Как и в нашей системе, когда занимаем у старшего разряда единицу, она превращается в десяток. В итоге каждая двойка отдаёт единицу в младший разряд. В самом младшем разряде получается действие 2-1=1. А все разряды, т.к. отдали единицу в младший разряд превратятся в 1.

ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в троичную)

Получается 51110 = 2002213.

Видим, что не все цифры у числа одинаковые в троичной системе. И число n = 3 – это минимально возможное число.

Ответ: 200221

Задача(Диапазон чисел)

Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство

2B16 < x < 628?

В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать не нужно.

Решение:

Нам нужно узнать сколько чисел находятся в диапазоне от 2B16 до 628.
Переведём числа 2B16 и 628 в нашу родную десятичную систему счисления. Затем, мы уже сможем сообразить, сколько чисел вмещается в этот диапазон.

Чтобы перевести число из любой системы счисления в нашу родную десятичную, необходимо воспользоваться методом “возведения в степень”.

ЕГЭ по информатике 2020 - задание 1

Начинаем с младшего разряда. Цифра “B” превращается в 11. 2B16 = 4310. Теперь переведём число
628 в десятичную систему.

ЕГЭ по информатике 2020 - первое задание

Таким образом, наше неравенство принимает вид 43 < x < 50. Кажется, что нужно сделать 50 – 43 = 7. Но если мы подставим небольшие числа 4 < x < 6, то мы увидим, что метод 6-4=2 неверен. Число будет только одно: 5 (пять). Поэтому и от нашего числа 7 мы тоже должны отнять единицу. 7 – 1 = 6. И ответ будет 6.

Если бы у нас было в одном месте знак “больше или равно”: 2B16 ≤ x < 628, то мы бы оставили число 7. А если было бы два знака “больше или равно”, то даже прибавили единицу.

Ответ: 6

Перейти к контенту

ОГЭ-2020


Решение ГИА в форме ОГЭ по информатике 10 задание из демоверсии 2021 года. Задание на умение записывать числа в различных системах счисления.

Задание 10 ОГЭ по информатике 2021. Демоверсия:

Другой вариант Решение ОГЭ по информатике 2021 Задача 10.

Решение ОГЭ по информатике 2020 Задача 10

Решение ОГЭ по информатике 2021 Задача 10

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.

В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328, 111102


Нам нужно перевести числа в десятичную систему счисления.

Число 23 в шестнадцатиричной системе равно 35 в десятичной системе.

2316 = 2 * 161 + 3 * 160 = 32 + 3 = 35

2316 = 3510

Число 32 в восьмеричной системе равно 26 в десятичной.

328 = 3 * 81 + 2 * 80 = 24 + 2 = 26

328 = 2610

Число 11110 в двоичной системе счисления равно 30 в десятичной системе.

111102 = 1 * 24 + 1 * 23 + 1 * 22 + 1 * 21 + 0 * 20 = 16 + 8 + 4 + 2 + 0 = 30

111102 = 3010

Ответ: 35


Изменения структуры и содержания КИМ 2021 отсутствуют.

Решение ОГЭ по информатике 2021 Задача 10


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328, 111102.


2

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

3816, 758, 1101002.


3

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

1416, 268, 110002.


4

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2416, 508, 1011002.


5

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

5016, 1068, 10010102.

Пройти тестирование по этим заданиям

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

23₁₆, 32₈, 11110₂

Для сравнения переведём все числа в десятичную систему счисления :

23₁₆ = 2×16 + 3 = 35,

32₈ = 3×8 + 2 = 26,

11110₂ = 2 + 4 + 8 + 16 = 40.

Ответ *:* 11110.

Так же легко переводить числа в двоичную систему, чтоб сравнивать их :

23₁₆ = 10 0011,

32₈ = 11 010.

Ответ – тот же.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Знаете ответ?

Добавить комментарий