1 Номинальная
грузоподъемность крана.
2
Характеристики полиспаста: тип, кратность,
вид подшипника, установленного в блоках
полиспаста.
9.3 Исходные данные для расчета стропов
1 Масса поднимаемого
груза.
2 Угол наклона
ветви стропа.
9.4 Последовательность расчета канатов
1 Определяется
максимальное натяжение каната.
2 Определяется
значение коэффициента запаса прочности
каната.
3
Определяется необходимое разрывное
усилие с учетом запаса прочности.
4 Выбирается диаметр
каната по ГОСТу.
9.5 Пример расчета каната для грузоподъемного крана
Подобрать
канат для грузоподъемного крана
грузоподъемность Q
= 10 т (100 000
Н), работающего в среднем режиме, на
котором с целью обеспечения вертикального
подъема груза и создания равномерной
нагрузки на ходовые колеса применяется
сдвоенный (а
= 2) полиспаст
с кратностью m
= 3. В блоках
полиспаста используются подшипники
качения.
Все
канаты перед применением их на кране
должны быть проверены по формуле
, (9.1)
где
Smax
– наибольшее натяжение каната под
действием груза, Н;
P
– действительное разрывное усилие
каната, Н;
K
– коэффициент запаса прочности, значение
которого зависит от режима работы машины
(Л – 5; C – 5,5; Т – 6; ВТ – 6,5).
Для грузоподъемных
кранов
, (9.2)
где
Q
– грузоподъемность крана, Н;
а
– тип полиспаста;
m
– кратность полиспаста;
–
КПД подшипника, установленного в блоке
полиспаста (качения – 0,97 … 0,98; скольжения
– 0,95 … 0,96).
1
Определяем максимальное натяжение
каната сдвоенного полиспаста при подъеме
груза по формуле
Н,
отсюда
.
2
Определяем необходимое разрывное усилие
с учетом запаса прочности:
Н,
по
ГОСТ 3077—80 (табл. 9.1) [21] выбираем канат
двойной свивки типа ЛК 6
19=114 диаметром 15 мм, имеющий при расчетном
пределе прочности при растяжении, равном
1400 МПа, разрывное усилие P
= 139 500 Н.
9.6 Пример расчета каната для стропа
Подобрать
канат для изготовления стропа с четырьмя
ветвями для подъема груза массой 5 т (50
000 Н). Угол наклона ветви стропа принять
45°.
Максимальное
натяжение каната при подъеме груза:
, (9.3)
где
G
— масса поднимаемого груза, Н;
n
— число ветвей стропа;
— угол
наклона ветви стропа (не больше 45°),
рис. 9.7.
Рис. 9.7 Схема для
расчета стропов.
9.7.1
Определяем
максимальное натяжение каната при
подъеме груза:
Н.
9.7.2
Определяем необходимое разрывное усилие
с учетом запаса прочности:
Н,
из
ГОСТ 3077–80 (табл. 9.1) выбираем канат
двойной свивки типа ЛК 6
19 = 114 диаметром 15 мм, имеющий при расчетном
пределе прочности при растяжении равном
1400 МПа, разрывное усилие P
=139500 Н [21].
Таблица 9.1
Техническая
характеристика стальных канатов
Диаметр мм |
Масса |
Маркировочная |
|||
1400 |
1600 |
1700 |
1800 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Продолжение
табл. 9.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Канат |
|||||
11 |
43,3 |
52 550 |
60 050 |
63 850 |
65 800 |
14,5 |
71,5 |
86 700 |
99 000 |
105 000 |
108 000 |
17,5 |
107 |
129 000 |
147 500 |
157 000 |
161 500 |
19,5 |
127,5 |
154 500 |
176 500 |
187 500 |
193 500 |
21 |
149,5 |
181 000 |
207 000 |
220 000 |
227 000 |
22,5 |
173,5 |
210 000 |
240 000 |
255 000 |
263 000 |
24 |
199 |
241 000 |
275 500 |
292 500 |
302 000 |
27 |
255,5 |
309 500 |
354 000 |
376 000 |
387 500 |
29 |
286 |
347 000 |
396 500 |
421 500 |
434 000 |
32 |
353 |
428 000 |
489 500 |
520 000 |
536 000 |
35 |
427 |
518 000 |
592 000 |
614 500 |
648 000 |
38,5 |
508 |
616 000 |
704 000 |
748 000 |
771 000 |
Канат |
|||||
9 |
27,35 |
— |
36 850 |
39 150 |
41 450 |
11,5 |
42,7 |
— |
57 500 |
61 050 |
62 550 |
13,5 |
61,35 |
— |
82 400 |
87 700 |
89 600 |
15 |
83,45 |
98 400 |
112 000 |
119 000 |
122 000 |
18 |
109 |
128 000 |
146 500 |
155 500 |
159 500 |
20 |
138 |
162 000 |
185 500 |
197 000 |
202 000 |
22,5 |
170,5 |
200 000 |
229 000 |
243 500 |
249 000 |
24,5 |
206 |
242 500 |
277 000 |
294 500 |
301 500 |
27 |
245,5 |
289 000 |
330 500 |
351 000 |
360 000 |
29 |
288 |
339 000 |
387 500 |
412 000 |
422 000 |
31,5 |
334 |
393 500 |
449 500 |
478 000 |
489 500 |
33,5 |
383,5 |
451 500 |
516 500 |
548 500 |
561 500 |
36,5 |
436 |
514 000 |
Б87 500 |
624 000 |
639 500 |
38 |
492 |
580 000 |
662 500 |
704 000 |
721 500 |
39,5 |
551,5 |
650 000 |
743 000 |
789 500 |
808 500 |
Канат |
|||||
9,1 |
306 |
__ |
42 350 |
45 350 |
46 400 |
11 |
461,6 |
__ |
64 150 |
68 150 |
70 250 |
13 |
596 |
72 550 |
82 950 |
88 100 |
90 850 |
15 |
844,5 |
102 500 |
117 000 |
124 500 |
128 500 |
18 |
1220 |
148 000 |
169 500 |
180 000 |
185 500 |
19,5 |
1405 |
170 500 |
195 000 |
207 500 |
213 500 |
21 |
1635 |
198 500 |
227 000 |
241 000 |
248 500 |
22,5 |
1850 |
224 500 |
256 500 |
272 500 |
281 000 |
Окончание табл.
9.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
24 |
2110 |
256 000 |
293 000 |
311 000 |
320 500 |
28 |
2911 |
354 000 |
404 500 |
430 000 |
433 000 |
30,5 |
3490 |
610 000 |
485 000 |
515 000 |
531 000 |
32 |
3845 |
424 000 |
534 500 |
567 500 |
585 000 |
37 |
5016 |
467 500 |
697 000 |
740 500 |
763 500 |
39,5 |
5740 |
698 000 |
797 500 |
847 500 |
873 500 |
Канат |
|||||
11,5 |
487 |
— |
67 500 |
71 750 |
73 950 |
13 |
597,5 |
— |
82 850 |
88 050 |
90 750 |
15 |
852,5 |
139 500 |
118 000 |
125 500 |
129 500 |
17,5 |
1155 |
— |
159 500 |
169 500 |
175 000 |
19,5 |
1370 |
1 666 000 |
189 500 |
201 500 |
208 000 |
22 |
1745 |
211 500 |
241 500 |
256 500 |
264 500 |
25,5 |
2390 |
290 000 |
331 500 |
352 000 |
363 000 |
28 |
2880 |
349 000 |
399 000 |
424 000 |
437 000 |
32,5 |
3990 |
484 000 |
553 000 |
587 500 |
605 000 |
Канат |
|||||
15,5 |
851,5 |
— |
116 000 |
123 500 |
127 000 |
17 |
1065 |
— |
145 000 |
154 500 |
159 000 |
19,5 |
1450 |
161 000 |
184 000 |
195 500 |
201 500 |
21,5 |
1670 |
199 000 |
227 500 |
242 000 |
249 500 |
25 |
2245 |
268 000 |
306 500 |
325 500 |
335 500 |
29 |
3015 |
360 500 |
412 000 |
437 500 |
451 000 |
30,5 |
3405 |
407 000 |
465 000 |
494 000 |
509 500 |
33 |
3905 |
466 500 |
533 000 |
566 500 |
583 500 |
35 |
4435 |
530 000 |
605 500 |
643 500 |
653 500 |
39 |
5395 |
645 000 |
737 000 |
783 000 |
807 500 |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Максимальное натяжение – канат
Cтраница 1
Максимальное натяжение каната Q 12 3 / сн; скорость наматывания каната v 0 75 м / сек; диаметр барабана D6 – 250 мм; диаметр каната Ак 13 мм, передаточное число кли-ноременной передачи i 4; валы установлены на шарикоподшипниках.
[1]
По максимальным натяжениям каната в период установившегося движения, полученным в результате выполнения тягового расчета, определяют фактический запас прочности выбранного каната. По тяговому усилию конвейера в период пуска определяют потребный максимальный крутящий момент на валу электродвигателя с запасом примерно 30 % для учета фактической неравномерности ускорения и проверяют выбранный электродвигатель.
[2]
Таким образом, максимальное натяжение каната будет в точке А, минимальное – в точке В.
[3]
По выражению (9.107) находим максимальное натяжение каната Smax 175 кН и далее напряжение в канате ак 5max / FK 875 – 105 Па. Допустимым считается акр 0 4 ствр.
[5]
При проектировании выбирают схему канатного полиспаста и определяют максимальное натяжение каната.
[6]
При выполнении первого этапа расчета определяют ширину ленты, мощность привода, тяговое усилие конвейера, максимальное натяжение каната, диаметр и тип каната, диаметры приводных шкивов и опорных блоков, шаг между опорами.
[7]
Максимальное натяжение каната Q 20 кн, окружное усилие на зубчатом колесе Р 11 7 кн, радиальное Т 4 25 кн. Допускаемое напряжение изгиба [ сг ] для оси из стали Ст. Остальные данные указаны на чертеже.
[8]
Величина в скобках представляет геометрическую прогрессию. По сумме прогрессии определяют максимальное натяжение каната.
[9]
Значения напряжений, возникающих в проволоках, зависят от многих факторов: силы натяжения, конструкции и диаметра каната ( диаметров проволок, входящих в канат, числа прядей, углов наклона прядей и проволок в прядях, материала сердечника, типа и качества свивки), наличия трения между отдельными проволоками и прядями, размеров и конструкции блоков и барабана, огибаемых канатом, и т.п. Установить общую математическую зависимость прочности каната от всех факторов, влияющих на напряженное состояние проволок в канате, практически невозможно. Многочисленные исследования позволили выявить основные факторы, определяющие предельное число перегибов каната до разрушения проволок. Этими факторами являются максимальное натяжение каната и отношение блока или барабана к диаметру каната, определяющее напряжение изгиба проволок. В зависимости от этих факторов проводится выбор и проверка прочности и долговечности канатов в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 4308, принятого за основу при разработке норм Госгортехнадзора России.
[10]
Ввиду сложности конструкции каната определить напряжение в его элементах затруднительно. Многочисленные иваледования канатов позволили выявить основные факторы, определяющие предел выносливости проволоки по предельному числу перегибов каната. Этими факторами являются максимальное натяжение каната и деформация изгиба, зависящая от отношения диаметра блока или барабана к диаметру каната.
[11]
Диаметр тягового каната определяют расчетом. При этом выявляют максимальные натяжения каната – для расчета на прочность, минимальные натяжения каната – для проверки провесов; натяжения набегающей и сбегающей ветвей привода – для определения мощности электродвигателя и проверки запаса надежности сцепления каната с приводным шкивом.
[13]
В процессе работы каната в грузоподъемной машине его отдельные проволоки испытывают различные напряжения – смятие, растяжение, изгиб, кручение. Это объясняется тем, что канат представляет собой сложное тело, в котором проволоки по длине располагаются под различными углами к продольной оси каната. Установить математическую зависимость между этими факторами практически невозможно. Многочисленные опыты, проведенные по исследованию канатов, выявили основные факторы, определяющие предельное число перегибов каната до разрушения проволоки. Этими факторами являются максимальное натяжение каната и отношение диаметра блока и барабана к диаметру каната. В зависимости от этих факторов и установлены нормы Госгортехнадзора для подбора каната.
[14]
Страницы:
1
Метод виртуальных перемещений-1
Метод основан на вычислении работы по перемещению малой массы (выделенного отрезка).
Задача 1.
На гладком блоке радиуса висит однородный гибкий канат массы и длины . Найдите максимальную силу натяжения каната.
К задаче 1
Решение. Чем выше расположена точка каната, тем сильнее в ней натяжение – канат весомый. Применим метод виртуальных перемещений. Для этого возьмем половину каната. И переместим эту половину на малую величину .
Рассматриваем половину каната
Такое перемещение эквивалентно тому, как если бы мы взяли кусочек , отрезали его от каната снизу и переставили бы его наверх, приставив к верхней его части. Работа по такому перемещению кусочка может быть записана:
Здесь – масса этого малого перемещаемого кусочка, – высота, на которую он переместился.
Отношение
Поэтому
Мы не забыли здесь о силе реакции опоры и ее работе: каждый малый кусочек перемещается по дуге окружности, а сила реакции направлена по радиусу, то есть перпендикулярна перемещению кусочка, и ее работа при этом равна нулю.
Ответ:
Задача 2.
На рисунке схематически изображен дифференциальный ворот. Определите, какую силу нужно приложить к рукоятке, чтобы груз массы оставался в равновесии. Вал имеет радиусы и , а рукоятка – .
К задаче 2
Решение. Рассмотрим перемещение на малый угол (поворачиваем на рукоятку, ворот поворачивается на такой же угол).
Силы в задаче 2
При этом перемещение конца рукояти составит , левая нить укоротится на , правая – на .
Тогда работа по перемещению рукояти равна работе по подъему груза:
Ответ:
Задача 3.
Определите, какую силу надо приложить к рукоятке, чтобы удержать систему в равновесии. Масса груза равна . Радиус вала, на который намотан трос и радиус рукоятки равны и соответственно.
К задаче 3
Решение. У шестеренки на рисунке – 12 зубьев. Значит, поворачивая ручку на полный оборот, мы повернем шестеренку на полного оборота – на один зуб. Тогда
Ответ:
Задача 4.
Шарнирная конструкция, состоящая из четырёх лёгких одинаковых стержней, удерживается нитью, привязанной к потолку, и опирается на гладкую горизонтальную поверхность. Если к шарнирам, соединяющим центры стержней, подвесить грузы массой и , сила натяжения нити окажется равной Н . При уменьшении массы верхнего груза вдвое сила натяжения верхней нити уменьшится до Н . Определите массы грузов и силы реакции , действующие на стержни со стороны горизонтальной поверхности.
К задаче 4
Решение. Применим метод виртуальных перемещений. Заметим, что груз вверху расположен на высоте, втрое большей, чем груз внизу. Поэтому, если переместить нижний груз на , верхний переместится на . При равновесии системы сумма работ внешних сил при любых малых перемещениях системы равна нулю. Тогда
Преобразуем это уравнение
А если изменить массу верхнего груза, получим
Получаем, решая систему:
Тогда
Равновесие системы возможно, если
Откуда
Ответ: кг, кг, Н.
Задача 5.
В горах проведена линия электропередачи. Масса провода между двумя опорами , его длина . Расстояние по вертикали между нижней точкой провода и местом крепления его к верхней опоре в точке равно . Длина участка провода равна . Найдите максимальную силу натяжения провода.
К задаче 5
Решение. Это известная задача про цепочку, концы которой закреплены на разной высоте. Опоры расположены не на одинаковой высоте и поэтому длина провода между точкой крепления к верхней опоре и нижней точкой не равна половине длины провода, но известна и равна .
Силы на часть провода
Возьмем малый кусочек провода массой
Переместим этот кусочек из точки в точку . Работа, которую мы совершим, равна приобретенной кусочком потенциальной энергии:
Эта же работа равна
Силы и уравновешиваются силой , следовательно, образуется прямоугольный треугольник сил и для него можно записать
Перепишем:
Подставим разность сил:
Откуда
Осталось сложить данное уравнение с этим:
Получаем
Ответ: