Наибольшее и наименьшее значение логарифмической функции. Задание 12
В этой статье мы рассмотрим решение двух примеров, которые на первый взгляд очень похожи, а на второй принципиально отличаются друг от друга.
Итак.
Пример 1
Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
Чтобы найти наибольшее значение функции, нам надо найти ее производную, затем приравнять производную к нулю, определить ее знаки и выяснить поведение функции на отрезке.
В этом примере под знаком логарифма стоит выражение в пятой, то есть в нечетной степени. Если мы возводим отрицательное число в нечетную степень, то в результате получаем отрицательное число. Поскольку выражение по знаком логарифма должно быть больше нуля, следовательно, и отсюда .
Упростим функцию: вынесем показатель степени за знак логарифма. Получим .
Найдем производную функции. (Не забываем, что мы, строго говоря, имеем дело со сложной функцией.)
Найдем нули производной:
Определим знаки производной: (учитываем, что )
И, соответственно, поведение функции:
В точке производная меняет знак с “+” на “-“, следовательно, это точка максимума функции. Точка -4 принадлежит заданному отрезку:
Следовательно, в точке функция принимает наибольшее значение на отрезке .
Найдем значение функции при :
Ответ: 20.
Замечание. Так как при решений заданий В-части в ответе должно получиться целое число или конечная десятичная дробь, а натуральный логарифм при рациональном аргументе принимает такие значения только в том случае, если его аргументом является число 1, то мы могли бы сразу сказать, что , т.к. . Но это для тех, кому трудно освоить алгоритм нахождения наибольшего или наименьшего значения функции на отрезке.
Пример 2.
Найдите точку максимума функции
В этом примере под знаком логарифма стоит выражение в квадрате. Выражение в четной степени больше нуля, если основание степени не равно нулю, поэтому область допустимых значений этой функции . Если бы мы решили вынести показатель степени за знак логарифма, то получили бы такое выражение:
При вынесении четной степени не забываем ставить модуль! Если бы мы забыли поставить знак модуля, то сузили бы область определения функции.
Далее, чтобы взять производную, нам пришлось бы раскрыть модуль, а для этого рассмотреть два промежутка: и . Но поскольку в школе практически не рассматривают нахождение производной от функции с модулем, мы не будем выносить показатель степени за знак производной, а найдем производную сложной функции:
Найдем нули производной:
В точке -4 производная не определена, но меняет знак.
Исследуем знаки производной:
В точке производная равна нулю и меняет знак с “+” на “-“, следовательно, это точка максимума функции.
Ответ: -5
Вероятно, Ваш браузер не поддерживается. Чтобы использовать тренажёр “Час ЕГЭ”, попробуйте скачать
Firefox
И.В. Фельдман, репетитор по математике.
Здравствуйте, Дорогие друзья! Продолжаем рассматривать задания связанные с исследованием функций. Рекомендую повторить теорию, необходимую для решения задач на нахождение максимального (минимального) значения функции и на нахождение точек максимума (минимума) функции.
Задачи с логарифмами на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции мы уже рассмотрели. В этой статье рассмотрим три задачи, в которых стоит вопрос нахождения точек максимума (минимума) функций, при чём в заданной функции присутствует натуральный логарифм.
Теоретический момент:
По определению логарифма – выражение стоящее под знаком логарифма должно быть больше нуля. *Это обязательно нужно учитывать не только в данных задачах, но и при решении уравнений и неравенств содержащих логарифм.
Алгоритм нахождения точек максимума (минимума) функции:
1. Вычисляем производную функции.
2. Приравниваем её к нулю, решаем уравнение.
3. Полученные корни отмечаем на числовой прямой. *Также на ней отмечаем точки, в которых производная не существует. Получим интервалы, на которых функция возрастает или убывает.
4. Определяем знаки производной на этих интервалах (подставляя произвольные значения из них в производную).
5. Делаем вывод.
Найдите точку максимума функции у = ln (х–11)–5х+2
Сразу запишем, что х–11>0 (по определению логарифма), то есть х > 11.
Рассматривать функцию будем на интервале (11;∞).
Найдём производную заданной функции:
Найдем нули производной:
Точка х = 11 не входит в область определения функции и в ней производная не существует. Отмечаем на числовой оси две точки 11 и 11,2. Определим знаки производной функции, подставляя произвольные значения из интервалов (11;11,2) и (11,2;+∞) в найденную производную, и изобразим на рисунке поведение функции:
Таким образом, в точке х=11,2 производная функции меняет знак с положительного на отрицательный, значит это искомая точка максимума.
Ответ: 11,2
Решите самостоятельно:
Найдите точку максимума функции у=ln (х+5)–2х+9.
Посмотреть решение
Найдите точку минимума функции у=4х– ln (х+5)+8
Сразу запишем, что х+5>0 (по свойству логарифма), то есть х>–5.
Рассматривать функцию будем на интервале (– 5;+∞).
Найдём производную заданной функции:
Найдем нули производной:
Точка х = –5 не входит в область определения функции и в ней производная не существует. Отмечаем на числовой оси две точки –5 и –4,75. Определим знаки производной функции, подставляя произвольные значения из интервалов (–5;–4,75) и (–4,75;+∞) в найденную производную, и изобразим на рисунке поведение функции:
Таким образом, в точке х= –4,75 производная функции меняет знак с отрицательного на положительный, значит это искомая точка минимума.
Ответ: – 4,75
Решите самостоятельно:
Найдите точку минимума функции у=2х–ln (х+3)+7.
Посмотреть решение
Найдите точку максимума функции у = х2–34х+140lnх–10
По свойству логарифма выражение, стоящее под его знаком больше нуля, то есть х > 0.
Функцию будем рассматривать на интервале (0; +∞).
Найдём производную заданной функции:
Найдем нули производной:
Решая квадратное уравнение, получим: D = 9 х1 = 10 х2 = 7.
Точка х = 0 не входит в область определения функции и в ней производная не существует. Отмечаем на числовой оси три точки 0, 7 и 10.
Ось ох разбивается на интервалы: (0;7), (7;10), (10; +∞).
Определим знаки производной функции, подставляя произвольные значения из полученных интервалов в найденную производную, и изобразим на рисунке поведение функции:
Таким образом, в точке х = 7 производная функции меняет знак с положительного на отрицательный, значит это искомая точка максимума.
Ответ: 7
Решите самостоятельно:
Найдите точку максимума функции у = 2х2 –13х+9lnх+8
Посмотреть решение
В данной рубрике продолжим рассматривать задачи, не пропустите!
На этом всё. Успехов вам!
С уважением, Александр Крутицких
P.S: Буду благодарен Вам, если расскажете о сайте в социальных сетях.
Нахождение
наибольшего значения логарифмической функции.
Краткая
теоретическая часть
Рассмотрим,
как производная используется для нахождения наибольшего и наименьшего
значения функции на отрезке. Наибольшее и наименьшее значение непрерывной
функции на отрезке может быть как на концах отрезка, так и внутри него. ( в
отличие от экстремумов функции, которые на концах промежутка не могут быть).
Если наибольшее или наименьшее значение достигается внутри отрезка, то это
только в стационарных точках (где производная равна нулю) или в
критических ( где производная не существует). Будем их называть
одним словом «Критические».
Алгоритм нахождения
наибольшего и наименьшего значения функции y
= f(x)
на отрезке [a;b]
1. Найти
производную f ´(x).
2. Найти
стационарные и критические точки (приравнять производную к нулю, то есть
найти f
´(x)=0).
3. Из
полученных точек выбрать те, которые попадают в заданный по условию отрезок.
4. Вычислить
значение функции в выбранных точках и на концах промежутка.
5. Из
полученных чисел выбрать самое наибольшее Унаиб
или самое наименьшее Унаим.
Самостоятельная
работа.
Вариант
1.
1. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
2.Найдите
наибольшее значение функции
на
отрезке .
3. Найдите
наибольшее значение функции на отрезке .
4.
Найдите наибольшее значение функции
на
отрезке .
5.
Найдите наибольшее значение функции
на
отрезке .
6.
Найдите наибольшее значение функции на отрезке .
7.
Найдите наибольшее значение функции .
8.
Найдите наибольшее значение функции .
Вариант
2.
1. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
2. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
3.
Найдите наибольшее значение функции на
отрезке .
4. Найдите наибольшее значение функции
на отрезке .
5.Найдите
наибольшее значение функции
на отрезке .
6.
Найдите наибольшее значение функции на отрезке
.
7.
Найдите наибольшее значение функции .
8.
Найдите наибольшее значение функции
Вариант 3.
1.Найдите наибольшее значение функции
на отрезке .
2. Найдите наибольшее значение функции
на отрезке .
3. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
4.
Найдите
наибольшее значение функции
на
отрезке .
5.
Найдите
наибольшее значение функции
на
отрезке .
6.
Найдите
наибольшее значение функции
на
отрезке .
7.
Найдите наибольшее значение функции .
8.
Найдите наибольшее значение функции
Вариант 4
1.Найдите наибольшее значение функции
на отрезке .
2. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
3. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
4. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
5. Найдите наибольшее
значение функции
на отрезке .
6. Найдите наибольшее
значение функции .
7. Найдите наибольшее
значение функции
на
отрезке .
8.Найдите
наибольшее значение функции
Запишем область определения для функции (displaystyle f(x)=3x-lnleft(x+3right)^3{small.})
Так как (displaystyle ln((x+3)^3)) определен только тогда, когда (displaystyle (x+3)^3>0{small,}) то область определения имеет вид
(displaystyle x > -3{small.})
1) Найдем производную функции (displaystyle f(x)=3x-lnleft(x+3right)^3{small.})
(displaystyle f^{prime}(x)=left(3x-lnleft(x+3right)^3right)^{prime}=3-frac{3}{x+3}{small.})
2) Найдем интервалы знакопостоянства (displaystyle f^{prime}(x)=3-frac{3}{x+3}{small.})
(displaystyle {left(-3;, -2right)}{small,}) (displaystyle {left(-2;,+inftyright)}) – интервалы знакопостоянства (displaystyle f^{prime}(x)=3-frac{3}{x+3}{small.})
3) Определим знаки производной на получившихся интервалах.
- на интервале (displaystyle color{green}{left(-2;, +infty right)}) функция (displaystyle f^{prime}(x)>0{small,})
- на интервале (displaystyle textcolor{blue}{left(-3;,-2right)}) функция (displaystyle f^{prime}(x)<0{small.})
Отмечая знаки производной на рисунке, получаем:
4) Определим промежутки возрастания и убывания функции (displaystyle f(x)=3x-lnleft(x+3right)^3{small ,}) пользуясь правилом.
Правило
Если для любой точки (displaystyle x_0in(a;,b)) производная (displaystyle f'(x_0)) существует и (displaystyle f'(x_0)>0{small,}) то
функция (displaystyle f(x)) возрастает (displaystyle nearrow) на всем интервале (displaystyle (a;,b){small.})
Если для любой точки (displaystyle x_0in(a;,b)) производная (displaystyle f'(x_0)) существует и (displaystyle f'(x_0)<0{small,}) то
функция (displaystyle f(x)) убывает (displaystyle searrow) на всем интервале (displaystyle (a;,b){small.})
Зная знаки производной (displaystyle f'(x){small,}) определим промежутки возрастания и убывания (displaystyle f(x){small:})
Схематично изобразим график (displaystyle f(x){small:})
Значит, (displaystyle x=-2) – точка минимума функции (displaystyle f(x)=3x-lnleft(x+3right)^3{small.})
Ответ: (displaystyle -2{small.})
© 2007 – 2023 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены