Как найти маленькое издательство

На книжном рынке есть и огромные издательские группы, и маленькие самобытые издательства. Рассказываю о любимых мною, а также о том, какие они бывают и где получают финансирование для своей работы.

"Взрослые дети эмоионально незрелых родителей", Издательство Елены Терещенковой
“Взрослые дети эмоионально незрелых родителей”, Издательство Елены Терещенковой

Немного статистики

Есть три крупных издательства, которые выпускают около 80% от всех напечатанных книг.

  • издательская группа «Азбука — Аттикус», которая включает в себя «Азбуку», «Иностранку», «КоЛибри» и «Machaon».
  • «Эксмо»
  • «АСТ» с 16 редакций-импринтов.

И по-тихоньку появляются и маленькие издательства, которые не стремятся опубликовать как можно больше книг, а больше делают ставку на правильный отбор книг, свою нишу и основную тематику того, что будут издавать.

Чаще всего подобные издательства бывают либо независимыми (частными), либо открываются при магазинах. В моем городе, Санкт-Петербурге, это «Подписные издания», «Все свободны», «Порядок слов». Благодаря основным продажам есть возможность поддержать то, что издается самостоятельно.

Как маленькие издательства находят деньги на книги?

У независимых издательств есть следующие способы получения финансирования:

  1. Собственные средства (тут всё понятно).
  2. Государственное или иностранное финансирование. Министерство культуры, зарубежные посольства, частные спонсоры, книжные организации и альянсы, а также изредка финансирование со стороны автора.
  3. Краудфандинг (“народное финансирование”, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). Достаточно хорошо работающий инструмент.

Хочу рассказать о нескольких издателях, чьи книги мне нравятся.

Издательство Елены Терещенковой

В издательстве Елены Терещенковой последние пару лет выходят книги, которые наиболее мне близки. Это и бестселлер “Взрослые дети эмоционально незрелых родителей“, и отличная книга “Достаточно хорошая“, Дневник интуитивного питания, а также новинка — “Свобода быть собой”.

"Достаточно хорошая", Издательство Елены Терещенковой
“Достаточно хорошая”, Издательство Елены Терещенковой

Книга «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» автора Линдси К. Гибсон вышла на русском языке благодаря Елене Терещенковой. Елена всегда мечтала переводить и издавать книги, и чтобы купить права на перевод и напечатать первую 1000 экземпляров книги, запустила краудфандинговую кампанию. Я в ней участвовала и получила спустя какое-то время свой экземпляр книги по почте.

“Я нахожу, перевожу и издаю полезные книги, потому что верю, что хорошая книга может помочь человеку посмотреть на ситуацию под новым углом и изменить жизнь.

Моя цель — помочь интересным и важным книгам встретиться с людьми, которым они по-настоящему нужны”

— пишет Елена на сайте издательства.

"Свобода быть собой", Издательство Елены Терещенковой
“Свобода быть собой”, Издательство Елены Терещенковой

Совсем недавно была издана новая книга “Свобода быть собой” о том, как становить границы, признать свои чувства и ощутить эмоциональную независимость во всех своих отношениях. В ней есть хорошие инструменты, которые помогут освободиться от контроля эмоционально незрелых родителей и других незрелых людей.

На нее также была объявлена краудфандинговая кампания, и я поддержала выход и этой книги и рада, что она издана.

Лена Деревянко и издательская студия “Поле”

Я знаю, что Лена Деревянко активно участвовала в оформлении и издании выше упомянутых книг. Но при это в ее издательской студии Поле так же вышла первая и пока единственная книга: пособие по тайм-менджменту “Сделай это завтра” автора Марка Фостера.

"Сделай это завтра", издательская студия Поле
“Сделай это завтра”, издательская студия Поле

“Не делай сегодня то, что можно отложить на завтра” — такой совет и другие правила из книги Марка Форстера, американского тренера по личной эффективности, обещают изменить жизнь и

рабочие привычки за один день.

У Лены также интересный инстаграм, и я жду новых книг от ее издательства.

Издательство КИТ

Издательство Кит появилось зимой 2019 года, “чтобы воплотить в жизнь давнюю мечту о детском журнале”, как они рассказывают. Я знаю лично создателей КИТа, мы ранее вместе работали в другом издательстве. И мне нравится то, что они делают.

Звездная пыль под подушкой, издательство КИТ
Звездная пыль под подушкой, издательство КИТ

“Главное для нас — чтобы то, что мы делаем, было понятно, интересно и близко детям. А поскольку сами мы уже взрослые и немного подзабыли, каково это быть ребенком, нам помогает Детская редакция. Это ребята 8-13 лет, с которыми мы советуемся по всем вопросам. Так что наши идеи проверены на детях!”

Издательство КИТ
Издательство КИТ
Мои любимые читательские дневники издательства КИТ
Мои любимые читательские дневники издательства КИТ

За это время в издательстве КИТ вышли альманахи, читательский дневник. А также есть регулярная рассылка для детей, содержание которой интересно не только для маленьких читателей, но и их родителей.

Моя книга “Детям о врачах”

И конечно, можно издать книгу самим. Так несколько лет назад мы с моими друзьями из детской клиники Лахта Джуниор и иллюстратором Машей Сергеевой решили написать “Детям о врачах“. Книгу, которая поможет подготовиться к посещению врачей с ребенком, снимет страх и даст понимание, чего ждать на приёме. А также займет и развлечёт: в ней много игр, загадок и головоломок, интересных вопросов.

Я написала, Маша нарисовала всё, а клиника помогла издать.

Детям о врачах, Саша Чарикова
Детям о врачах, Саша Чарикова
Детям о врачах, Саша Чарикова
Детям о врачах, Саша Чарикова

“Детям о врачах” можно бесплатно получить в клинике, а также приобрести в магазинах “Подписных изданиях”, “Непростой каранадаш“, Птенцы маркет, Чудество.

Маша Сергеева и “Непростой карандаш”

Маша Сергеева — один из любимых мною иллюстраторов. Ее стиль узнаваем: наверняка вы видели игры и книги, героев которых она нарисовала. В том числе, и иллюстрации в моей книге.

Маша и ее муж Даня также держат свой магазинчик “Непростой карандаш“, где продаются Машины работы. В том числе и то, что она выпускает “самиздатом”. Например, “Дневник Космонавта и Наблюдателя за Звёздами” и “Дневник Следопыта и Наблюдателя за Природой”.

"Дневник следопыта и Наблюдателя за природой", Непростой карандаш, Маша Сергеева
“Дневник следопыта и Наблюдателя за природой”, Непростой карандаш, Маша Сергеева

“Мы много лет, создав свою семью, работали совершенно в разных направлениях и с разными людьми, а Непростой Карандаш — это то, что нас объединило в профессиональной деятельности. Место, где мы смогли соединить наши знания и умения, чтобы стали происходить необычайно прекрасные вещи.

Маша рисует и верстает, Даня печатает и поддерживает сайт, чтобы все работало. К работе с нами мы приглашаем наших друзей, которых у нас очень много. И вместе получаются  прекрасные вещи: детские игры и игрушки, книжки, прогулочные маршруты.”

— рассказывают ребята о своем проекте.

Подписные издания

Самый знаменитый (и любимый) книжный магазин в Петербурге “Подписные издания” не только отлично подбирает ассортимент книг, но также производит свой “мерч“: канцелярские товары, блокноты, скетчбуки, открытки, значки и многое другое.

Подписные издания
Подписные издания

А еще у них очень интересный профиль вконтакте, а инстаграм растет каждый месяц на несколько тысяч подписчиков. И неспроста: ребята очень серьезно относятся к контенту, отлично снимают фотографии по книгам и увлекательно про них рассказывают.

Расскажите, знакомы ли вы с книгами этих издательств?

Все фотографии: с сайтов упомянутых издательств.

Сей­час, когда оте­че­ствен­ное «неза­ви­си­мое» кни­го­из­да­ние нахо­дит­ся на гра­ни, самое вре­мя рас­ска­зать вам о мало­ти­раж­ных книж­ных изда­тель­ствах. Сра­зу ого­во­рюсь, что это не топ и не рей­тинг, а про­сто под­бор­ка, поэто­му не надо искать в рас­ста­нов­ке мест какой-то скры­тый смысл; речь пой­дёт исклю­чи­тель­но про оте­че­ствен­ный фено­мен книгоиздания.

Пола­га­ем, что мно­гие из вас слы­ша­ли такое сло­во­со­че­та­ние, как «small press», но повто­рим ещё раз: small press — это мало­ти­раж­ное кни­го­из­да­ние. Да, оно может быть сим­па­тич­нее осталь­но­го, может экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, бла­го­да­ря скром­ным раз­ме­рам. Но всё рав­но это кни­го­из­да­ние, а не «уни­каль­ное куль­тур­ное явле­ние», как его хоте­ли бы мно­гие представить.

Для пол­но­го пони­ма­ния кон­тек­ста необ­хо­ди­мо ого­во­рить­ся, что боль­шой рынок оте­че­ствен­ной лите­ра­ту­ры окон­ча­тель­но умер к нача­лу 2010‑х. Имен­но тогда на сцене в юной тре­пет­ной кра­се появ­ля­ет­ся такой кро­во­жад­ный алли­га­тор, как «Экс­мо», чьи­ми сетя­ми сей­час явля­ют­ся «Бук­во­ед» и «Читай-Город». Этот кро­ко­дил ску­пил или съел все про­чие изда­тель­ства и тор­го­вые сети. Послед­нее неза­ви­си­мое изда­тель­ство «Дро­фа», кото­рое мно­гие пом­нят по школь­ным учеб­ни­кам, моно­по­лия съе­ла в 2014 году. На ту же пору при­хо­дит­ся закры­тие боль­шин­ства куль­то­вых книж­ных серий и про­ек­тов, бур­ным цве­том цве­ту­щих в 1990-ые и 2000‑е. Сей­час, по сути, боль­шин­ство круп­ных изда­тельств так или ина­че вхо­дят в хол­динг «Экс­мо-АСТ».

На фоне моно­по­ли­за­ции рын­ка и раз­ви­тия тех­ни­че­ско­го про­грес­са у мно­гих команд энту­зи­а­стов появи­лась воз­мож­ность печа­тать кни­ги неболь­ши­ми тира­жа­ми, выпус­кая изде­лия для огра­ни­чен­но­го кру­га чита­те­лей — 100, 200, 300. Такая прак­ти­ка насле­до­ва­ла тра­ди­ции совет­ско­го сам­из­да­та, толь­ко уже на новых, тех­но­ло­гич­ных рель­сах — у изда­те­ля появил­ся доступ к циф­ро­вой печа­ти, а так­же появил­ся Macbook и InDesign на нём для вёрст­ки макета.

Юри­ди­че­ские гра­ни­цы же само­го поня­тия «small press» в Рос­сии весь­ма раз­мы­ты. Напри­мер, в Кана­де все книж­ные изда­ния мень­ше 300 экзем­пля­ров могут пре­тен­до­вать на гран­ты Сове­та по искус­ствам. В Рос­сии тако­го нет, а неко­то­рые изда­тель­ства даже не ука­зы­ва­ют коли­че­ство экзем­пля­ров — напри­мер, так ино­гда дела­ют изда­тель­ства «Ил-music» и «Все свободны».

Совре­мен­ный мир мало­ти­раж­ной лите­ра­ту­ры так­же поде­лен на раз­ные сфе­ры, в том чис­ле в нём есть свой «мейн­стрим» и «анде­гра­унд». Пер­вые — это сооб­ще­ства насто­я­щих куль­тур­трег­ге­ров, эта­ких хип­сте­ров от лите­ра­ту­ры, фило­со­фии и искусств, оби­та­ю­щих в основ­ном в Москве, Петер­бур­ге или за гра­ни­цей. К таким тяже­ло­ве­сам у нас отно­сят Ad Marginem (в дан­ном слу­чае спор­но назы­вать его малым, так как изда­тель­ство очень круп­ное), Common Place, «Носо­рог» и про­чие про­ек­ты, про кото­рые вы слы­ши­те в паб­ли­ках или чита­е­те интер­вью на мод­ных ресур­сах. Но рынок мало­ти­раж­ных изда­тельств раз­но­шёр­стен и объ­ё­мен, поэто­му мы рас­ска­жем толь­ко о тех из них, кто нахо­дит­ся вне све­та софитов.


Первая остановка: «Найди лесоруба»

Сна­ча­ла был жур­нал. Жур­нал, кото­рый пере­рос в изда­тель­ство. Этот про­ект дела­ет неболь­шой кол­лек­тив энту­зи­а­стов, «кото­рые пере­во­дят глян­це­вую бума­гу», как они сами заяв­ля­ли о себе. Сна­ча­ла жур­нал выхо­дил и прав­да в глян­це, пред­став­ляя из себя раз­но­шёрст­ный ком­пен­ди­ум тек­стов от лите­ра­тур­ных обзо­ров до ста­тей. Раз­ные части жур­на­ла были так­же свёр­ста­ны раз­ны­ми дизайнерами.

Посте­пен­но выпус­ки ста­ли кон­цен­три­ро­вать­ся на осмыс­ле­нии и кон­цеп­ту­аль­ном пони­ма­нии дея­тель­но­сти тех или иных дея­те­лей куль­ту­ры или лите­ра­ту­ры, пере­ме­жа­ясь с обыч­ны­ми. В «автор­ской» серии вышли номе­ра, посвя­щён­ные таким дея­те­лям, как Ста­ни­слав Лем, Джефф Нун, Кинг Грант, Роан­хорс Ван­дер­ме­ер, Говард Лавкрафт.

Пер­вой пол­но­цен­ной кни­гой кол­лек­ти­ва мож­но счи­тать лите­ра­тур­ный выпуск рус­ской пост­мо­дер­нист­ской про­зы «Синек­до­ха», кото­рый пред­став­лял из себя пол­но­цен­ную кни­гу с вос­хи­ти­тель­ным дизай­ном: вруч­ную оформ­лен­ная состав­ная облож­ка, про­ре­зи в стра­ни­цах, эффект­ные иллю­стра­ции. Тек­сты в жур­на­ле так­же были пред­став­ле­ны раз­ны­ми авто­ра­ми, но дизай­ном на этот раз зани­мал­ся один чело­век. Поэто­му такой фор­мат кни­ги при­жил­ся и пере­ко­че­вал в выпуск о канад­ском режис­сё­ре Дэви­де Кро­нен­бер­ге, кото­рый стал весь­ма попу­ля­рен у чита­те­лей не толь­ко бла­го­да­ря сво­е­му напол­не­нию, но и при­ят­ным типо­граф­ским решениям.

После это­го, жур­нал пре­вра­тил­ся в пол­но­цен­ное изда­тель­ство, выдав в свет такие пол­но­цен­ные кни­ги, как:

  • Денис Заха­ров. Ком­мен­та­рий к рома­ну Тру­ме­на Капо­те «Услы­шан­ные молитвы».
  • Спец­вы­пуск Weird Fiction (собрав­ший на сво­их стра­ни­цах рус­ско­языч­ных авторов).
  • Л. А. Кафель. Пери­о­ды пустоты.
  • Джефф Ван­дер­ме­ер. Стран­ная Пти­ца. Рассказы.

За дол­гие годы тру­дов вокруг изда­тель­ства сфор­ми­ро­вал­ся целый круг почи­та­те­лей, кото­рые тре­пет­но отно­сят­ся к кни­гам и при­вет­ли­во встре­ча­ют новые про­ек­ты. А уж пере­оце­нить вклад «Лесо­ру­ба» в помощь начи­на­ю­щим авто­рам, кото­рым жур­нал дал пло­щад­ку, невозможно.


Остановка по-Кхорну: CHAOSS PRESS

Неиз­вест­но отку­да взяв­ше­е­ся и неиз­вест­но как живу­щее до сих пор, стран­ное, непо­нят­ное, ужа­са­ю­щее и удив­ля­ю­щее — всё это изда­тель­ство CHAOSS PRESS, осно­ван­ное небезыз­вест­ным петер­бург­ским дея­те­лем воро­неж­ско­го про­ис­хож­де­ния Фелик­сом Кульпой.

Пер­вой кни­гой изда­тель­ства ста­ла кни­га Пиме­на Кар­по­ва «Све­тиль­ник люб­ви», в кото­рую вошли сти­хо­твор­ные, про­за­и­че­ские и дра­ма­ти­че­ские про­из­ве­де­ния Кар­по­ва. В изда­ние так­же были вклю­че­ны неко­то­рые ранее не собран­ные мате­ри­а­лы о Кар­по­ве и пер­вая попыт­ка биб­лио­гра­фии поэта.

Сей­час труд­но ска­зать, на чём точ­но спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся изда­тель­ство, ско­рее все­го оно до сих пор ищет себя. Так, в его «порт­фе­ле» есть кни­ги оте­че­ствен­ных совре­мен­ных про­за­и­ков, пере­во­ды зару­беж­ной лите­ра­ту­ры, фило­со­фии, фран­цуз­ские и немец­кие сказ­ки. В общем, крайне мно­го и инте­рес­но. Мож­но точ­но ска­зать, что объ­еди­ня­ет всё это — кровь, боль, наси­лие, оккуль­тизм, кон­тр­куль­ту­ра и отре­шён­ность от мира земного.


Остановка с привкусом колбасы по 2.20: «Красный матрос»

Самое, повто­рюсь, самое ста­рое неза­ви­си­мое изда­тель­ство в совре­мен­ной Рос­сии, кото­рое было осно­ва­но поэтом Миха­и­лом Сапе­го. Изда­тель­ство вырос­ло из арт-груп­пы «Мить­ки». Для тех, кто млад­ше трид­ца­ти — это такие совет­ские хип­пи-худож­ни­ки, кото­рые когда-то тво­ри­ли куль­ту­ру вме­сте с Цоем, Гре­бен­щи­ко­вым, Соку­ро­вым и иже с ними. Изда­тель­ство явля­ет­ся по-насто­я­ще­му куль­то­вым, ибо в нём пуб­ли­ко­ва­лись Ето­ев, Шин­ка­рёв, Гре­бен­щи­ков, Город­ниц­кий, Роди­о­нов, Емелин.

Вооб­ще, «Крас­ный мат­рос» смог создать свой уни­каль­ный, само­быт­ный и ни на что не похо­жий стиль. Кро­ме про­зы и сти­хов, изда­тель­ство выпус­ка­ет так­же уни­каль­ные арт-про­ек­ты, напри­мер, «Чест­ное сло­во, крас­ная звез­да. Лени­на и Ста­ли­на обма­ны­вать нель­зя» — аль­бом, кото­рый явля­ет­ся уни­каль­ным сбор­ни­ком сти­хов, ска­зок, гра­фи­ки, фото­гра­фии, пла­ка­тов, рисун­ков, днев­ни­ков, свя­зан­ных с Лени­ным и Ста­ли­ным, и с людь­ми, кото­рые заста­ли их эпо­хи. Или же, напри­мер, кни­га «Про Мос­ков­ские Три­ум­фаль­ные Воро­та в Санкт-Петер­бур­ге. К 180-летию. 1838−2018», кото­рая так­же явля­ет­ся уни­каль­ным аль­бо­мом с уни­каль­ны­ми же исто­ри­че­ски­ми фотоматериалами.

Недав­но изда­тель­ство обра­ти­ло вни­ма­ние на моло­дых аван­гард­ных писа­те­лей, выпу­стив несколь­ко как про­за­и­че­ских, так и поэ­ти­че­ских книг начи­на­ю­щих авангардистов.


Русская остановка: «Чёрная Сотня»

О да, доро­гие мои, то самое! Этот кол­лек­тив начал побед­ное шествие с изда­ния в 2013 году одной кни­ги Сер­гея Сер­ге­е­ви­ча Оль­ден­бур­га «Цар­ство­ва­ние Импе­ра­то­ра Нико­лая II», кото­рое, по заяв­ле­ни­ям само­го глав­но­го редак­то­ра «Чёр­ной Сот­ни», было невоз­мож­но най­ти нигде. И понес­лось. Вос­ста­нов­ле­ние наци­о­наль­но­го насле­дия, кото­рое было уте­ря­но и забы­то где-то за рубе­жом, в зару­беж­ной Рос­сии, или не изда­ва­лось в совет­ское вре­мя из-за цен­зу­ры. По сути, изда­тель­ство зани­ма­ет­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем уте­рян­но­го куль­тур­но­го пласта.

После выхо­ди­ли такие хиты, как «Кодекс чести рус­ско­го офи­це­ра», «Обо­ро­на кре­по­сти Осо­вец» и, венец тво­ре­ния, «Рус­ский комикс», кото­рый пред­став­ля­ет из себя боль­шой и кра­си­вый сбор­ник бело­гвар­дей­ских гра­фи­че­ских рома­нов на исто­ри­че­ские тема­ти­ки — такие, как ста­нов­ле­ние Импе­рии, при­со­еди­не­ние Кав­ка­за и Граж­дан­ская вой­на, не толь­ко бле­стя­ще визу­а­ли­зи­ро­ван­ная рус­ская клас­си­ка от Пуш­ки­на и Гого­ля до Шоло­хо­ва, и мно­гие другие.

Сей­час изда­тель­ство выпус­ка­ет не толь­ко утра­чен­ные доре­во­лю­ци­он­ные или эми­грант­ские кни­ги, но и ведёт совре­мен­ные про­ек­ты, напри­мер, о войне на Донбассе.


Ещё одна остановочка: Editions Chat

Про­ект писа­те­ля Андрея Доро­ни­на, поэто­му судь­ба само­го про­ек­та очень тес­но пере­пле­та­ет­ся с его соб­ствен­ной судь­бой. Он побо­рол зави­си­мость от нар­ко­ти­ков и запе­чат­лел этот отры­вок про­шло­го в кни­ге «Transsiberian Back2Black». К сло­ву, кни­га пере­ве­де­на на фран­цуз­ский и успеш­но про­да­ёт­ся в Европе.

Из соль­но­го про­ек­та вырос­ло изда­тель­ство, зани­ма­ю­ще­е­ся кон­тр­куль­тур­ны­ми кни­га­ми. У нас сло­жи­лось ощу­ще­ние, что имен­но Editions Chat про­дол­жа­ет дело той самой «Уль­т­ра-куль­ту­ры» в деле вытас­ки­ва­ния на свет мар­ги­наль­ной рус­ской — и не толь­ко — лите­ра­ту­ры. Здесь вам и Вла­ди­мир Коз­лов с его роман­ти­кой улиц, и пси­хо­де­лич­но-хули­ган­ский Мари­ньяк, и непо­нят­ный, но огнен­ный Касс-май-асс (что бы это ни зна­чи­ло). Соб­ствен­но, вот они, сле­ва направо:

  • Вла­ди­мир Коз­лов. «Lithium».
  • Тьер­ри Мари­ньяк. «Morphine Monojet или блуд­ные сыновья».
  • Kass_my_ass. «Пре­одо­ле­вая Гэнгсташит».

Безнадёжная остановка: «Издательство ча-ща»

Объ­еди­не­ние, кото­рое реши­ло сде­лать сво­им сти­лем без­на­дёж­ность и до сих пор сжи­ва­ет­ся с этим. С само­го нача­ла сво­ей дея­тель­но­сти кол­лек­тив заяв­лял, что изда­вать­ся будут исклю­чи­тель­но без­на­дёж­ные кни­ги, поэто­му пер­вой была «Жить по-боль­шо­му» — един­ствен­ное сохра­нив­ше­е­ся про­из­ве­де­ние актё­ра и худож­ни­ка-акци­о­ни­ста Алек­сандра Мас­ла­е­ва. Вто­рой вышла кни­га Фёдо­ра Боб­ко­ва «Из запи­сок быв­ше­го кре­пост­но­го чело­ве­ка». В целом, изда­тель­ство кон­цен­три­ру­ет­ся на поис­ке упу­щен­ных эле­мен­тов рус­ской лите­ра­ту­ры и ста­ра­ет­ся береж­но пере­дать её совре­мен­ным чита­те­лям, вос­пол­нив тем самым раз­рыв в куль­тур­ной пре­ем­ствен­но­сти. Посу­ди­те сами, имен­но «Ча-ща» пере­из­да­ла пер­вый раз с 1935 года вос­по­ми­на­ния адъ­ютан­та само­го баро­на фон Унгерна.

Одна­ко у изда­тель­ства так­же есть и совре­мен­ные вещи. Чего толь­ко сто­ит их жур­нал «Ишь», соби­ра­ю­щий на сво­их стра­ни­цах исто­ри­че­ские очер­ки, про­зу, куль­ту­ро­ло­ги­че­ские эссе, пре­крас­ные образ­цы гра­фи­ки и дизай­на. Изда­ёт «Ча-ща» и совре­мен­ных авто­ров, так или ина­че экс­пе­ри­мен­ти­ру­ю­щих сей­час с обра­за­ми про­шло­го. Яркий при­мер — сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний «Бота­ни­ка Аида» Алек­сандра Сань­ко­ва, в кото­рой поэ­зия явля­ет­ся совре­мен­ным пере­осмыс­ле­ни­ем поэ­зии золо­то­го века — вплоть до ста­ро­ре­жим­ной орфографии.

Крайне инте­рес­ный феномен.


Панк-остановка: «Пламень»

Насто­я­щий оте­че­ствен­ный малень­кий «пресс», создан­ный на колен­ке. Всё начи­на­лось так, что вокруг одно­го книж­но­го мага­зи­на в слав­ном горо­де Петер­бур­ге фор­ми­ро­ва­лась тусов­ка пан­ков-эзо­те­ри­ков. Из тусов­ки сфор­ми­ро­ва­лось изда­тель­ство. И нача­ло «Пла­мень» с выпус­ка «Путе­ше­ствия на край ночи» Луи-Фер­ди­нан­да Сели­на, вклю­ча­ю­ще­го в себя соб­ствен­но сам дебют­ный роман клас­си­ка фран­цуз­ской лите­ра­ту­ры ХХ века, а так­же ста­тью Льва Троц­ко­го «Селин и Пуан­ка­ре» вме­сто пре­ди­сло­вия и, впер­вые пере­ве­дён­ное на рус­ский язык, после­сло­вие авто­ра «Давай­те разберёмся…».

Сей­час изда­тель­ство пере­ква­ли­фи­ци­ро­ва­лось на оте­че­ствен­ную экс­пе­ри­мен­таль­ную пост­мо­дер­нист­скую про­зу. В общем, «Пла­мень» ищет себя, и за этим инте­рес­но наблюдать.


Философская остановка: «Ноократия»

Книж­ный про­ект, чьей пер­вой кни­гой стал труд её глав­но­го редак­то­ра — «Поис­ки разум­ной жиз­ни на Зем­ле и за её пределами».

Этот small press кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние на фило­со­фии и науч­но-попу­ляр­ных мате­ри­а­лах. «Ноокра­тия» не ста­вит перед собой кон­цеп­ту­аль­ных задач, но даёт жизнь инте­рес­ным мате­ри­а­лам. На бумаж­ных стра­ни­цах нашли при­ста­ни­ще тру­ды таких дея­те­лей, как Пётр Рябов, Васи­ли­на Орло­ва, Мари­ан­на Сар­ви­на, Свет­ла­на Семё­но­ва. В кни­гах «Ноокра­тии» вы най­дё­те темы рус­ско­го кос­миз­ма, антро­по­це­на, исто­рии фило­со­фии от Баку­ни­на до Кро­пот­ки­на. И мно­гое другое.


Цифровая остановка: «Чтиво»

Неболь­шое петер­бург­ское изда­тель­ство, сде­лав­шее сво­ей фиш­кой фор­му, а не напол­не­ние. Нема­те­ри­аль­ным кон­цеп­том «Чти­ва» явля­ет­ся пуб­ли­ка­ция авто­ров, кото­рые бы нико­гда не вышли в боль­ших изда­тель­ствах на рын­ке, что свой­ствен­но все­му small press. Но «Чти­во» высту­па­ет за эко­ло­гич­ный путь кни­го­из­да­ния: сна­ча­ла тру­ды пуб­ли­ку­ют­ся в циф­ро­вом вари­ан­те, а затем, толь­ко после про­вер­ки спро­сом на циф­ро­вую вер­сию, обре­та­ют жизнь в бумаге.

Пер­вой бумаж­ной кни­гой стал… худо­же­ствен­ный роман про архив баро­на фон Унгер­на (какой пора­зи­тель­ный инте­рес у пуб­ли­ки!). Если гово­рить об осталь­ных кни­гах, то они весь­ма раз­лич­ны: тут и реа­лизм от Геор­гия Пан­кра­то­ва, и мар­ги­наль­щи­на от Эри­ха фон Неф­фа, и маги­че­ский реа­лизм, абсур­дизм. Объ­еди­ня­ет их исклю­чи­тель­но хоро­шее каче­ство и доступ­ность в циф­ро­вой вер­сии на любом носителе.


Культурная остановка: «Издательство Яромира Хладика»

Петер­бург­ское изда­тель­ство, кото­рое, по наше­му скром­но­му мне­нию, очень недооценено.

Посу­ди­те сами. В его порт­фе­ле есть не толь­ко мно­же­ство пре­крас­ных пере­во­дов, вро­де Хан­са Белл­ме­ра или Пье­ра Бетан­ку­ра, или совсем заме­ча­тель­но­го Яце­ка Дене­ля с его «Кри­во­кля­том», но и мно­го книг оте­че­ствен­ных авто­ров. Имен­но в «ЯХ» вышла кни­га Оль­ги Седо­вой «Апо­ло­гия разу­ма», состо­я­щая из четы­рёх эссе о Дан­те, Пуш­кине, Пастер­на­ке, Гёте и Сер­гее Аве­рин­це­ве, о пол­но­те мыс­лей этих писа­те­лей, жиз­ни и поэ­зии. Инте­рес­ным при­ме­ром так­же явля­ет­ся «Соц­ре­а­лизм: от рас­све­та до зака­та» Ека­те­ри­ны Андре­евой, состо­я­щий из куль­ту­ро­ло­ги­че­ских эссе. Вооб­ще, изда­тель­ство отли­ча­ет акку­рат­ный, цеп­ля­ю­щий еди­ный дизайн книг и тща­тель­ный отбор объ­ек­тов для пуб­ли­ка­ции, в кото­рых про­сле­жи­ва­ет­ся тон­кое, тре­пет­ное отно­ше­ние к культуре.

Как вы види­те, несмот­ря на тяжё­лые усло­вия и дик­тат рын­ка, экс­пе­ри­мен­таль­ное кни­го­из­да­ние раз­ви­ва­лось и иска­ло новые фор­мы для выра­же­ния. Одна­ко сей­час, в усло­ви­ях пан­де­мии и кри­зи­са, оно может исчез­нуть. Если вы хоти­те под­дер­жать экс­пе­ри­мен­таль­ные изда­тель­ства, то самым пра­виль­ным будет не под­пи­сы­ва­ние пети­ций, а покуп­ка кни­жек и финан­со­вая посиль­ная помощь люби­мо­му магазину.


Пуб­ли­ка­цию под­го­то­вил Вла­ди­мир Кова­лен­ко, писа­тель-пост­мо­дер­нист, автор рома­нов «Ах-Куй» и «Из-под ног­тей». О послед­нем про­из­ве­де­нии читай­те в сооб­ще­стве в VK.

Поделиться

В данной серии постов я хотел бы помочь коллегам-писателям, собрав в единый список все издательства, которые готовы принимать рукописи на рассмотрение от авторов.

❗️Обращаю внимание, что как писатель художественной литературы для взрослой аудитории в списке я упоминаю издательства, работающие именно с художественной литературой для взрослой аудитории, так как имею в этой области представление, основанное на личном опыте.

Постарался также структурировать список по жанрам, которые издательства готовы рассмотреть, а также сопроводить пункты короткими комментариями из личного опыта взаимодействия с издательствами и редакторами.

💬 Помимо этого в своём Telegram-канале я публикую информацию об анонсах литературных конкурсов и премий, а также контакты редакторов, которые объявляют поиск книг для публикации под запускаемые серии.

➡️ Ссылка: https://t.me/tevertv

Итак, приступим к части 1: “Издательства, которые принимают рукописи любых жанров”:

1) Эксмо

▶️ Ссылка: https://eksmo.ru/for-new-authors/

Ответ на отправленную рукопись вы получите пренепременно. Высока вероятность (в связи с изменившейся политикой издательства), что для начала вам будет предложен вариант издания в редакции RED. 

Здесь множество плюсов и минусов, которые, быть может, я разберу в одном из следующих постов, так как сотрудничал с RED в разных форматах и разное время – и видел много изменений, зачастую положительных. 

Но всё же в данный момент с редакцией RED не сотрудничаю.

На горячую линию писать не имеет смысла: ответ был всегда один – ждите.

2) АСТ

▶️ Ссылка: https://ast.ru/to-authors/

По всем рукописям всегда была тишина. При обращении в поддержку сказали также ждать, но после обнаруженной проблемы – книга попала в черновик в раздел Самиздата от АСТ, – мне сообщили, что готовы сотрудничать по книге лишь в таком формате, то есть через Самиздат. Похоже на версию-аналог RED.

3) Издательский Дом Мещерякова

▶️ Ссылка: https://idmkniga.ru/page/avtoram/

Мой любимое издательство во всех смыслах. Непредвзятым быть сложно, ведь именно ИДМ заключил со мной договор на сразу 2 книги, но я всё же приведу те плюсы, которые заметил ещё давно, даже ведя диалог по другой книге, по которой впоследствии был дан отказ: при звонке в издательство общались предельно корректно и не давали отворот-поворот, а сообщали о судьбе отправленной рукописи; также отвечали на вопросы и в электронном формате.

! Но ни в коем случае не злоупотребляйте. Не стоит звонить и посылать письма каждый день, будьте терпеливы.

4) ИД “Городец”

▶️ Ссылка: https://gorodets.ru/page/avtoram-2

По рукописям какого-либо ответа не получал.

5) “Чёрная овца

Импринт детского издательства “Белая ворона”, созданный для публикации литературы для взрослой аудитории.

Рукописи на рассмотрение отправлял менее месяца назад, потому никакого комментария про взаимодействие издательства с авторами пока что оставить не могу.

▶️ Ссылка: https://blacksheepbooks.ru/contacts

6) Независимое издательство “Чтиво”

Хотел бы отметить два момента:

1) При одобрении рукописи издательством Вам будет предложена электронная публикация. Далее по статистике продаж будет приниматься решение о печатном тираже.

2) В случае, если Ваша книга была где-либо опубликована, то издательство рассматривать её НЕ будет. 

Мне приходили отказы по этой причине, по другим книгам ответа не получал.

▶️ Ссылка: https://chtivo.spb.ru/authors.html

💬 Друзья, тем временем я собираю информацию для продолжения списка, подписывайтесь, чтобы не пропустить!

➡️ Ссылка на мой тг-канал с дополнительной информацией: https://t.me/tevertv

Все мои социальные сети собраны в taplink: ✅️ https://taplink.cc/tever_tv

Подпишитесь – тем самым Вы поддержите меня и дадите мотивацию стараться и собирать информацию дальше!

Вот кто, скажите, не знает Махаон, Эксмо, АСТ или Эгмонт. Это мегагиганты в книжной индустрии, их издания размещаются в больших количествах на полках в книжных магазинах и каждый родитель знает, что наверняка найдет там очередную чудесную книжицу для своего чада.
А есть издательства маленькие, иногда даже, выпускающие очень маленькое количество книг и не очень большими тиражами. Но их знают, и знают очень хорошо по издаваемым книгам. “Рассказы в картинках” Николая Радлова, просто бесподобная книга, радующая и взрослых, вспоминающих свое детство с такими же картинками в мягком переплете, и маленьких детишек чудесными и очень смешными иллюстрациями. А издательство это Мелик-Пашаев, у которого от силы наскребется порядка двадцати книг, зато КАКИХ! Пик, Пак, Пок, Серая звёздочка, Тутта Карлссон, От двух до пяти, Старик годовик. Каждое ли издательство может похвастаться, что у самого обычного покупателя красуются дома в книжном шкафу практически все изданные им книги?
А ИД Мещерякова?! В Лабиринте это издательство знакомо очень и очень многим. Потому что тихо и спокойно отнестись к очередной новинке ну просто невозможно!!! Конечно в бОльший восторг приходишь от бОлее дорогих и лучше оформленных изданий, но и очень простенькие книжки серии “Научные развлечения” воспринимаются ничуть не хуже. Левшин, Кувыкина, Перельман, Тит Том и другие авторы – рецензенты Лабиринта говорят спасибо и за себя и за своих детей! Что может быть лучше этого для издательства и нас, обычных покупателей!
А “Розовый жираф” и его великолепнейшие издания Томеков (лучше, наверное, никогда и не было и быть не может), и Расселы, от которых дети приходят в неописуемый восторг!
И что самое примечательное и ценное, книги этих маленьких издательства напечатаны не тяп ляп, на хорошей бумаге, без урезанных текстов и покуцанных иллюстраций. Основательно они подходят к делу и самое главное с большой ДУШОЙ!

НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ И ПРИЗНАНИЕ ДЛЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА, КОГДА ЕГО ЗНАЮТ НЕ ПО НАЗВАНИЮ, А ПО НАЗВАНИЮ ВСЕХ ЕГО КНИГ!

Издательства для начинающих авторов

Издательства для начинающих авторов

Ниже представлен список издательств, предлагающих сотрудничество молодым и начинающим авторам. Среди них есть издательства художественной и деловой литературы, детской литературы, фантастики и фэнтези, исторических трудов, учебников. Список издательств периодически дополняется и обновляется.

1. Издательский дом «Питер»

Издательство предлагает сотрудничество авторам книг по следующим направлениям: компьютерная литература, экономическая литература, популярная литература, гуманитарная литература, медицинская литература, психологическая литература, художественная литература. Подробности: piter.com

Также на сайте издательства есть вакансии для переводчиков, редакторов, корректоров. В некоторых случаях возможна удаленная работа. Вакансии можно посмотреть здесь.

2. «Эксмо»

Издательство предлагает сотрудничество авторам художественной, деловой, учебной и прикладной литературы. Подробности: eksmo.ru

Также издательство активно работает с фрилансерами (редакторами, переводчиками, иллюстраторами). Посмотреть актуальные вакансии издательства можно здесь.

P.S. В 2007 году «Эксмо» выпустило мою книгу «Я – фрилансер или Как навсегда уйти из офиса». В целом издательство оставило приятное впечатление.

3. «Вильямс»

Издательство выпускает профессиональную и научную литературу. По ссылке можно посмотреть условия подачи заявки на издание книги: williamspublishing.com

4. «Юрайт» (для авторов учебников)

Издательство выпускает учебную литературу для вузов. Приглашает авторов для издания или переиздания учебников. Подробности: urait.ru

5. «КноРус» (для авторов учебной литературы)

Приглашает авторов – преподавателей российских высших и средних учебных заведений. Издательство выпускает учебники, учебные и практические пособия, задачники. Подробности: knorus.ru

6. «Добрая книга»

Приглашаются к сотрудничеству авторы, пишущие на следующие темы: экономика и бизнес, деловая литература, технологии личной эффективности, практическая и популярная психология. Требования к произведениям – на сайте издательства: dkniga.ru

Также издательство «Добрая книга» набирает корректоров, литературных редакторов, в том числе на условиях удаленной работы (из дома). Вакансии издательства здесь.

7. «Манн, Иванов и Фербер»

Изначально издательство выпускало бизнес-литературу. Сейчас, помимо деловой тематики, выпускает книги по саморазвитию, здоровому образу жизни, детскую литературу. Информация для новых авторов и форма для отправки заявки находится здесь: mann-ivanov-ferber.ru

Также в издательство требуются художники, литературные редакторы, корректоры. Предлагается в том числе удаленная работа (из дома). Посмотреть актуальные вакансии можно здесь.

8. «РИПОЛ Классик»

Издательство приглашает к сотрудничеству новых авторов прозы и поэзии любых жанров. Подробная информация на сайте издательства: ripol.ru

9. «Росмэн» (детская литература)

Выпускает детскую литературу, лидер данного рынка. Новых авторов издательство набирает через конкурс «Новая детская книга». Сайт конкурса: newbook-awards.ru

Также отвечают на вопросы авторов в группе ВКонтакте.

10. «Астрель-СПб»

Выпускает детскую литературу, современную прозу, фантастику, криминальную прозу. Информация для новых авторов: astrel-spb.ru

11. «Азбука»

Выпускает деловую и художественную литературу, детские книги, фэнтези, фантастику. Помимо авторов, приглашает к сотрудничеству переводчиков, редакторов, дизайнеров, иллюстраторов. Условия сотрудничества: azbooka.ru

12. «Вече»

Специализируется на исторической литературе (художественные и популярные произведения о российской и мировой истории). Информация для авторов: veche.ru

13. «Лабиринт» (детские книги)

Издательство ищет новых авторов детских книг. Также предлагает работу художникам. Подробная информация на сайте: labirint.org

14. «Альпина Паблишер»

Ищут авторов деловых книг, а также книг по личному и профессиональному совершенствованию. Подробная информация: alpinabook.ru

15. Интернет-магазин «Литрес»

Крупнейший интернет-магазин на рынке электронных книг. Сотрудничает как с издательствами, так и с авторами. Подробная информация для авторов litres.ru

Советы молодым авторам

  1. На нашем сайте есть полезная статья «Как написать и издать свою книгу?». В ней Вы найдете полезные советы для начинающих авторов, в том числе – как заинтересовать издательство в своей книге. Советуем прочитать данную статью.
  2. Если Вы – начинающий автор, рекомендую вступить в сообщество Издато. В нем общаются представители издательств, молодые авторы. Встречаются предложения для начинающих авторов. Очень много советов и полезной информации. Главное не стесняйтесь спрашивать – помогут.
  3. Часто издательства просят прислать полный текст рукописи для рассмотрения. Если Вы беспокоитесь относительно соблюдения авторских прав, то можете проконсультироваться с юристами, как защитить свои права на книгу в случае любых спорных вопросов.

Полезные статьи и материалы

  • Сколько можно заработать на копирайтинге? В статье подробно рассказано, сколько можно заработать написанием текстов и статей для сайтов.
  • Стилистические ошибки: виды, примеры, как исправить. Полезная статья для начинающих авторов и писателей.
  • Как легко написать любой текст? Способы решения проблемы чистого листа.

Рекомендуем

26 сайтов для иллюстраторов, где можно найти работу

В этой статье собраны лучшие сайты для иллюстраторов, где можно найти удаленную работу, разовые заказы или продать свои работы. В числе сайтов – …

53 канала в Телеграм с вакансиями фриланса и удаленной работы

В обзоре собраны Телеграмм каналы, в которых публикуются вакансии удаленной работы, проекты для фрилансеров, разовые заказы и варианты подработки …

Добавить комментарий