Как найти масштаб плана 6 класс математика

Математика

6 класс

Урок № 3

Масштаб

Перечень рассматриваемых вопросов:

  1. Понятие масштаба.
  2. Находить масштаб по заданному расстоянию на местности и расстоянию на карте (плане).
  3. При заданном масштабе и расстоянии на местности определять расстояние на карте (плане).
  4. При заданном масштабе и расстоянии на карте (плане) определять расстояние на местности.

Тезаурус

Частное двух не равных нулю чисел a и b называется отношением чисел a и b.

Числа a и b называются членами отношения.

Отношения 2 к 3 и 3 к 2 называются взаимно обратными.

Отношение величин одного наименования (длины, скорости, стоимости и т. д., выраженных одинаковыми единицами измерения) есть число.

Отношение величин различных наименований (пути и времени, стоимости товара и его количества, массы тела и его объёма и т. д.) есть новая величина.

Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

Масштаб, выраженный отношением чисел, называется численным.

Основная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы с вами разберём, что означает масштаб.

Давайте сначала вспомним, что отношение величин одного наименования – это число.

Составим отношения:

Все мы хорошо знаем, что участки земной поверхности, детали машин и многое другое изображается на бумаге в уменьшенном виде.

Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

Рассмотрим пример:

Длина отрезка на карте равна 8 см.

Ответ: 800 м.

Ещё один пример:

Длина отрезка на местности равна 130 километров.

Ответ: 13 см.

Что же означает данный масштаб:

Говорят: карта сделана в масштабе одна двухтысячная. Объект на карте уменьшен в 2000 раз.

Что будет означать такой масштаб:

Рассмотрим ещё несколько примеров.

Огород имеет вид прямоугольника, длина которого 60 м, а ширина 10 м.

Ответ: Огород на плане будет иметь размеры: ширина 20 см, длина 12 см.

Разбор заданий тренировочного модуля

№ 1. Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств.

Расстояние между двумя городами равно 150 км. Определите расстояние между изображениями этих городов на карте при трёх разных масштабах карты.

№ 2. Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка.

Значит, выбираем ответ 15 км.

Отправляясь в увлекательное путешествие, выясняя адрес места встречи, определяя маршрут, открывая карту или навигатор, каждый человек сталкивается с таким понятием как масштаб.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Сегодня на уроке мы определим, что такое масштаб, рассмотрим, какие существуют виды масштаба и где им находят применение.

Научимся определять масштаб и решать задачи, связанные с ним.

С давних пор люди использовали изображения (рисунки) как средство общения и передачи информации друг другу.

Сначала это были простейшие изображения, но с течением времени они совершенствовались.

Создание рисунков и изображений все больше стали находить применение в жизни человека. Например, при строительстве сооружений.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Желание уменьшать размеры реальных объектов и переносить их изображения на плоскую поверхность возникало не только в области строительства, но и в других сферах деятельности человека.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Попробуем разобраться, что такое масштаб, для чего он необходим и что он показывает.

Масштаб – слово немецкого происхождения (Maßstab), переводится как мерило, мера, размер.

Масштаб – это отношение длины отрезка на карте (плане, чертеже) к длине соответствующего отрезка в действительности на местности.

Условно можно обозначить так:

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Масштаб записывается в виде дроби (отношения двух чисел).

Обычно числитель этой дроби равен единице, а знаменатель показывает во сколько раз на карте (плане, чертеже) уменьшены размеры объекта относительно его размеров в действительности.

Пример:

Масштаб 1:100000 означает, что 1 сантиметру на карте соответствует 100 000 сантиметров (1 километр) реального расстояния на местности, т.е. можно говорить, что на карте все расстояния и размеры уменьшены в 100 000 раз по сравнению с действительными размерами.

При масштабе 1:100 000 на карте расстояние, равное 100 000 сантиметров (1 километр), будет изображаться отрезком в 1 сантиметр.

Масштаб обозначают целым словом «Масштаб» или заглавной буквой М.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Различают три вида масштаба:

  • численный
  • именованный
  • графический

Графический, в свою очередь, делится на линейный и поперечный.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Численный масштаб представляют в виде дроби, где числитель – это единица, а знаменатель показывает степень уменьшения размеров изображения объектов относительно их реальных размеров.

Численный масштаб – это дробь, поэтому числитель и знаменатель выражены в одинаковых единицах измерения.

При обозначении численного масштаба не указывают единицы измерения, указывают только числа (1:2 000, 1:200 000, 1:100 и т.п.).

Пример 1

Численный масштаб карты 1:15 000 000, что он показывает?

Данный масштаб показывает, что 1 см на карте соответствует 15 000 000 см в действительности.

Нужно помнить, что чем меньше значение знаменателя в масштабе, тем крупнее масштаб.

Пример 2

Масштаб 1:1 000 крупнее, чем 1:15 000, так как знаменатель первого масштаба равен 1 000, а знаменатель второго масштаба 15 000.

1 000 меньше 15 000, следовательно, масштаб 1:1 000 крупнее.

Чем крупнее масштаб, тем больше можно изобразить объектов действительности, карта (план) получается подробней и содержательней.

При большем масштабе хорошо изображать небольшие по площади территории.

Применяется в топографических картах и планах.

На чертежах могут изображаться как уменьшенные изображения реальных объектов, так и увеличенные, если размеры изображаемого объекта слишком малы.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Именованный масштаб–  это, по сути, словесное обозначение численного масштаба.

Такой масштаб показывает, сколько одному сантиметру на карте (плане) соответствует метров (километров) на местности.

Расстояние на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте (плане), называют величиной масштаба.

Пример 3

Дан именованный масштаб: в 1 см – 250 м (в 1 сантиметре 250 метров).

Такой масштаб означает, что 250 м на местности соответствуют 1 см на карте (плане).

Величина этого масштаба равна 250 м.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Графический масштаб подразделяют на линейный и поперечный.

Линейный масштаб дает возможность определить расстояние и размеры без расчетов и переводов длин из масштабных в реальные, позволяя тем самым ускорить работу с картой.

Линейный масштаб представляет собой отрезок прямой, разделенный на деления (подобно линейке со шкалой).

Эти деления равной длины, но с разным номинальным значением, называют основанием линейного масштаба.

Каждое деление подписано значениями, указывающими размеры соответствующих им отрезков в действительности.

Основание откладывается по всей длине масштабного отрезка (чаще всего с шагом 2 см).

Крайнее левое от нуля основание делят на более мелкие деления – это наименьшее деление линейного масштаба.

Расстояние в действительности, соответствующее номинальному делению масштаба, называют точностью масштаба (т.е. это отрезок на местности, который соответствует одному минимальному значению масштаба).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Поперечный масштаб

Поперечный масштаб это улучшенный вариант линейного масштаба, позволяющий делать максимально точные измерения расстояний и размеров.

Выглядит поперечный масштаб, как сетка, состоящая из горизонтальных линий, пересеченных вертикалями и наклонными линиями (трансверсали).

Используют поперечный масштаб подобно линейному, но измерения откладываются по трем основаниям (горизонталям, вертикалям и трансверсалям).

Для фиксирования длины отрезка на карте также используют циркуль.

Чаще всего поперечный масштаб применяют на специализированных картах.

Этот вид масштаба удобен для определения длинны рек, дорог, горных хребтов и других кривых на карте.

Нередко для удобства на картах приводятся все три вида масштабов: численный, именованный, графический (линейный).

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Задачи, связанные с масштабом, бывают трех типов:

  1. Задачи на определение расстояния (размеров) на карте
  2. Задачи на определение расстояния на местности (размеров реального объекта)
  3. Задачи на определение масштаба

Алгоритм решения задач первого и второго типа можно представить так:

  1. Привести единицы измерения величин к общему виду
  2. Обозначить неизвестную величину (чаще всего обозначают буквой х)
  3. Составить пропорцию с неизвестным членом
  4. Составить уравнение
  5. Решить уравнение (найти неизвестный член пропорции)
  6. Записать ответ

Задача 1

Длина отрезка на местности – 4 км.

Найдите длину этого отрезка на карте, если масштаб карты 1:200 000.

Решение:

В 1 см на карте- 200 000 см

1 км = 100 000 см

4 км = 400 000 см

Пусть х (см)- длина отрезка на карте.

Составим краткую запись задачи в виде таблицы

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Составим пропорцию:

(mathbf{frac{x}{400000} = frac{1}{200000}})

Составим уравнение, используя основное свойство пропорции:

(mathbf{{x}cdot{200000} = {1}cdot{400000}})

(mathbf{{x}= frac{400000}{200000}})

(mathbf{x = 2})(см)

Ответ: (mathbf{x = 2}) (см) длина отрезка на карте.

Задача 2

Длина отрезка на карте 6 см.

Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1:1000000.

Решение:

В 1 см на карте- 1 000 000 см

1 км = 100 000 см

Пусть х (см)- длина отрезка на местности.

Составим краткую запись задачи в виде таблицы

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Составим пропорцию:

(mathbf{frac{6}{x} = frac{1}{100000}})

Составим уравнение, используя основное свойство пропорции:

(mathbf{{x}cdot{1} = {6}cdot{1000000}})

(mathbf{x = 6000000})(см)

(mathbf{x = 60})(км)

Ответ: (mathbf{x = 60}) (км) длина отрезка на местности.

Задача 3

Расстояние между населенными пунктами А и В составляет 400 км.

Расстояние между населенными пунктами А и В на карте равно 10 см.

Определите масштаб карты.

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

Решение:

Так как масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности

(mathbf{M = frac{L_{карта}}{L_{местность}}})

где М– масштаб карты

Lкарта– расстояние между населенными пунктами на карте

Lместность– расстояние между населенными пунктами на местности

Запишем, как относятся расстояние на карте и на местности для нашей задачи.

Приведем величины к единой единице измерения:

400 км = 400 000 м= 40 000 000 см

(mathbf{M = frac{10}{40000000}})

 (mathbf{M = frac{1}{4000000}})

Ответ: Масштаб карты 1:4 000 000

Задача 4 (практика)

Выясним как пользоваться масштабом на карте

По карте нужно узнать реальное расстояние от пункта А до пункта В. Задан масштаб карты 1:500 000 (или в 1 см- 5 км).

Решение:

Необходимо взять линейку и измерить расстояние от пункта А до пункта В на карте. Полученную величину (допустим, измеренный отрезок получился равным 6 см) умножим на величину масштаба (для нашей задачи величина масштаба равна 5 км = 500 000 см)

(mathbf{6 см cdot 500 000 см = 3 000 000см = 30км})

Ответ: Расстояние между пунктами А и В равно 30 километров

Масштаб используют не только в картографии и геодезии, но и в других областях деятельности человека:

  • на производстве при создании чертежей крупногабаритных или мелких деталей
  • в проектировании и архитектуре при создании чертежей зданий, сооружений, коммуникаций
  • в фото и видео технике есть возможность масштабирования картинки (увеличивая или уменьшая ее)
  • в конструировании и моделировании (при создании макетов, моделей, выкроек)

Эта информация доступна зарегистрированным пользователям

План урока:

Отношение двух чисел

Определение пропорции

Масштаб

Отношение двух чисел

На уроке математики ребята выполняли самостоятельную работу. На решение самостоятельных заданий Наталья Ивановна выделила 15 минут, после чего попросила сдать тетради на проверку. Подумайте, какую часть урока заняла самостоятельная работа?

1proverochnye123

Чтобы дать ответ на данное задание, давайте вспомним, какую продолжительность имеет обычный урок? Всем известно, что стандартный урок длится 45 минут. Получается, из 45 минут только 15 дети решали самостоятельную работу. Следовательно, нужно выяснить, какая часть целого урока потрачена на самостоятельную работу. В арифметике для вычисления части от числа или определения во сколько раз одно число больше другого существует специальное понятие «Отношение чисел»:

2sdgdsg

Исходя из рассмотренного определения, необходимо составить отношение длительности самостоятельной работы к длительности целого урока. Таким образом, ответим на главный вопрос задачи. Запишем отношение (частное) двух чисел:

15/45 – данную дробь можно сократить, разделив числитель и знаменатель на 15.

15/45 = 1/3.

Выходит, что на самостоятельную работу класс потратил 1/3 всего урока.

Важно помнить, что числовое значение отношения чисел останется прежним, если каждый компонент отношения умножить или разделить на одно и то же число.

Например:

Давайте, составляющие отношения 6/7 умножим на 2, то есть на дробь 2/2.

6/7 × 2/2 (числитель умножаем на числитель, знаменатель на знаменатель);

Получаем:

6×2/7×2 = 12/14 – при сокращении на 2, получим исходную дробь.

Следовательно, числовое значение дроби не изменилось – 6/7 = 12/14.

При составлении отношений с использованием различных чисел и величин, важно помнить, что отношение будет верным, если все компоненты отношения выражены в одинаковых единицах измерения.

Разберем на примере.

В вазочке находился один килограмм конфет. Бабушка отсыпала 300 граммов сладостей в пакет. Определите, какую часть всех конфет отсыпала бабушка?

3hsfhfh319020

Чтобы ответить на главный вопрос задачи нужно составить отношение массы отсыпанных конфет к общей массе сладостей: 300 граммов/1 килограмм. Сразу определить числовое значение отношения не можем, составляющие имеют разные единицы измерения массы – грамм и килограмм. Выразим один килограмм в граммах:

1кг = 1000 грамм

Теперь определим, какую часть составили отсыпанные сладости:

4sdgdsg

Бабушка отсыпала 3/10 всех сладостей в пакет.

Запомни!

Если a и b числовые значения или значения, выраженные в одной и той же величине, тогда:

  • отношение a/b, будет равно частному a и b;
  • при условии, что a>b, отношение a/b говорит, во сколько раз a больше, чем b;
  • при условии, что a<b, отношение a/b говорит, какую часть a составляет от b.

Определение пропорции

Руководитель детского хореографического кружка, для пошива костюмов своим воспитанникам, приобрел в магазине тканей 10 метров шелка, на сумму 420 рублей. Но купленной ткани не хватило. Какую сумму нужно потратить, чтобы купить еще 5 метров такого же материала?

5dfjhgfj

Данную задачу можно решить двумя способами. Рассмотрим каждый из них подробно.

1 способ.

По условию нам известно, что 10 метров материала, стоит 420 рублей. Отсюда можно узнать цену одного метра. Для этого, общую сумму(420) необходимо разделить на количество приобретенной ткани(10):

420 : 10 = 42 рубля стоит один метр ткани.

Зная цену одного метра ткани, можно узнать стоимость пяти метров. Для этого стоимость одного метра (42), умножаем на количество таких метров (5):

42 × 5 = 210 рублей необходимо, для покупки 5 метров материала.

Этот способ известен еще из начальной школы. Но далеко не все задачи такого вида можно решить первым способом.

 В этом случае используют второй способ решения задач такого вида.

2 способ.

Вначале, запишем краткое условие.

10м. – 420 р.

 5м. – ? р.

Теперь нужно подумать. В нашем случае, количество материала уменьшается, следовательно,уменьшается стоимость покупки. Обозначим цену пяти метров материала – х.

Имеем,

10 – 420.

  5 – х.

Для решения задач такого вида в математике существует специальное определение – «Пропорция»

6sdgdsg

Используя рассмотренное определение, подумаем, как составить пропорцию из чисел? Формировать пропорцию будем, опираясь на краткую запись условия задачи – десять относится к пяти как четыреста двадцать к иксу:

10/5 = 420/х.

Пропорция составлена и возникает вопрос, как вычислить неизвестный компонент?

Для вычисления неизвестной составляющей пропорции существует правило, которое называется «Основное свойство пропорции»:

7sdgdsg

Определим крайние и средние члены в составленном равенстве:

Крайними членами пропорции будут числа 10, х.

Средними членами пропорции будут числа 5, 420.

Запишем равенство произведений крайних и средних членов в составленной пропорции:

10/5 = 420/х;

10х = 5 × 420 – высчитываем произведение;

10х = 2100 – решаем как обычное уравнение;

х = 2100 : 10;

х = 210.

Выходит, 210 рублей необходимо для приобретения пяти метров материала.

Вот так на примере решения задачи мы разобрали новое определение. Запомните, пожалуйста, все правила и поиск неизвестного компонента в любых отношениях и пропорциях будет для вас только развлечением!

Продолжаем дальше знакомиться с пропорцией.

Прямая и обратная пропорциональная зависимость.

Рассмотрим ситуацию, в которой оказывается каждый, попадая в магазин.

8gfkfhk8

Витя пришел в магазин за покупками. В кошельке ребенка лежало 300 рублей. Витя купил хлеб, молоко, масло, заплатил за товар. Денег у мальчика стало меньше. После посещения кондитерского отдела, где он купил карамель, пирожные, рулет денег стало совсем мало. Делаем вывод: чем больше покупок делает мальчик, тем меньше денег у него остается.

9sdgdsg

Значит, количество денег в нашем кошельке и количество покупок имеют обратно пропорциональную зависимость и являются обратно пропорциональными величинами.

А если взять ситуацию с оплатой за пользование водой и электроэнергией

10d Electricity

Чем больше воды/электроэнергии мы используем, тем больше должны заплатить. В таком случае величины кубы воды/киловатты электроэнергии и денежные единицы называются прямо пропорциональными и имеют прямую пропорциональную зависимость.

11sdgdsg

Масштаб

Мама с Арсением решили нарисовать путь, который проходит мальчик, идя из дома в школу. Ребенок заволновался: «Как можно на листке бумаги нарисовать 450 метров пути?». Мама успокоила сына и рассказала, что именно для таких случаев и используется определение масштаба карты.

12sdgdsg

Рассмотрим решение задачи с использованием масштаба.

Расстояние на карте от Москвы до Киева составляет пять сантиметров. Вычислите, сколько километров от Москвы до Киева, если масштаб карты 1:15 000 000.

13fjdjgd5d16c73 i 3149

В первую очередь, нужно понимать, что масштаб 1:15 000 000 показывает, что 1 см карты содержит 15 000 000 сантиметров или 150 километров на местности.

Чтобы ответить на главный вопрос задачи,составим пропорцию. Для этого, расстояние на местности от Москвы до Киева примем за х:

1 : 150 = 5 : х.

Помним, произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Имеем:

х= 150 × 5;

х = 750.

Выходит, 750 километров – расстояние от Москвы до Киева.

Расчеты оказались верными. Вся справочная литература говорит о том, что расстояние Москва – Киев составляет примерно 755 км!

Теперь вы совершенно самостоятельно можете рассчитать абсолютно любое расстояние, имея под рукой линейку и карту!

Интересно!

С пропорциями мы сталкиваемся, ежедневно, ежеминутно. Все в нашем мире пропорционально. Любая вещь, предмет, техника, животные, растения – все имеет свои пропорции! Мы можем любоваться красивой архитектурой – благодаря пропорциям, наслаждаться цветками роз или ромашек – тоже не без участия пропорций. Природа создает все в строгой пропорциональности. В случае, когда пропорции отсутствуют, вещь или предмет нам кажутся неправильными. Ведь даже в нашем теле все имеет свои пропорции:

  • длина ладони равна длине четырех пальцев, длина четырех ладошек(без учета пальцев) равна длине стопы, шесть ладоней – длина локтя, а четыре локтя в точности укажут на рост хозяина;
  • длина человеческой ладони с пальцами составляет 1/10 роста человека;
  • длина расставленных в стороны рук совпадает с длиной человеческого тела;
  • стопа составляет 1/7 часть роста;
  • длина от корней волос до кончика подбородка равна 1/10 роста.

Цели урока:


  1. Ввести понятие масштаба, научить находить
    расстояния на карте и на местности, пользуясь
    масштабом, учить решать задачи, связанные с
    понятием масштаба
  2. Развивать мышление, творческую активность,
    внимание, интерес к математике.
  3. Создать условия для развития
    самостоятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,
презентация (приложение 1),
учебник Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова,
С.И. Шварцбурда “Математика 6”, тетрадь, линейка,
карандаши.

Тип урока – урок изучения и
первичного закрепления новых знаний

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 2).

Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!


2. Сообщение темы урока (слайд 3)

Речь идет о трудной теме. Хотя уже
хорошо отработаны понятия: “отношение”,
“пропорция”, говорилось и об отношении
расстояний. Теперь надо только по-новому назвать
одно специфическое отношение – расстояния на
карте между двумя пунктами к расстоянию между
теми же пунктами на местности.

3. Устный счет: (слайд 4)

1. Выразите в километрах:

а) 32000000 см,

б) 600000 см,

в) 32000 см,

г) 5000000 см.

2. Выразите в метрах:

а) 32000000 см,

б) 600000 см,

в) 32000 см,

г) 5000000 см.


4. Изучение нового материала.

1) Подготовительная работа. (слайд 5)

– Составьте отношения:

а) 1 см к 5000 м,

б) 1 см к 210 м,

в) 1 см к 54 см,

г) 1 см к 30000 км.

– Что нужно сначала сделать?

Решение:

а) 1 : 500000,

б) 1 : 21000,

в) 1 : 54,

г) 1 : 3000000000.

– Участки земной поверхности, детали
машин, план дома и многое другое изображают на
бумаге в уменьшенном виде.

– Если на карте, чертеже, плане
встретите такие отношения, то это масштаб карты,
чертежа, плана. (слайд 6)

2) Работа над новой темой. (слайд 7)

Определение: Отношение длины
отрезка на карте к длине соответствующего
отрезка на местности называют масштабом
карты. (Аналогично можно сказать о чертеже,
плане).

Масштаб – жезл размерный или мерило,
мерник, размерник, мера линейная, принятая для
чертежа или иной работы. (Из толкового словаря
В.И.Даля.)

– Объясните, что обозначают данные
масштабы. (слайд 8)

Ответ: Если масштаб карты 1 : 500000, то
на этой карте длина каждого отрезка уменьшена в
500000 раз. На такой карте расстояние, равное 5 км,
будет изображаться отрезком в 1 см.

Масштаб карты 1 : 500000 = Говорят, что карта сделана в
масштабе одна пятитысячная.

3) Работа с учебником. (слайд 9)

– Самостоятельно разберите задачу 1 на
стр. 134.

Составьте задачу по карте

масштаб карты 1 : 100000 (в 1 см – 1 км)

Задача. Длина отрезка на карте 2 см.
Найдите длину соответствующего отрезка на
местности, если масштаб карты 1 : 100000. (слайд 10)

Решение:

Пусть х (м) – расстояние на местности.

 

расстояние

масштаб

На карте

2см

1см

На местности

Х см

100000 см

2:х = 1:100000

х = 200000

200000см = 2000 м = 2 км

Ответ: 2 км на местности.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

Рассмотрим две задачи из учебника Н.Я.
Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И.
Шварцбурда “Математика 6”. (слайд 11-12)

Задача. Отрезку на карте,
длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на
местности 72 км. Каково расстояние между городами,
на этой карте расстояние между ними 12,6 см?

Решение. Составим таблицу. Запись: 72
км = 7 200 000 см – обязательна. Учащиеся должны каждый
раз видеть, что вычисляется отношение величин,
измеренных одной и той же единицей.

Таблица

На карте

3,6см

12,6см

На местности

72 км = 7 200 000 см

Х см

Затем, проговаривая определение
масштаба, заполняем две последние клетки в
таблице. Слева появляется запись: “3,6: 7 200 000”, а
справа – “12,6: х”.

– Ребята! А карта у нас одна и та же? Значит,
масштаб в обоих случаях один и тот же? Тогда мы
можем приравнять два отношения:

3,6: 7 200 000 = 12,6: х.

Вот теперь учащиеся вступают на
достаточно известную им дорогу. Они уже
отработали способ решения уравнений такого вида.
Записывают равенство произведения крайних
членов пропорции произведению ее средних членов
и находят значение х:

7 200 000 * 12,6 = 3,6 * х,

Х = (7200000 * 12,6):3,6

Здесь, как правило, учащиеся торопятся
умножать. Но этого делать не следует. Надо
попытаться сначала сократить дробь,
воспользовавшись равными отношениями 12,6:3,6 = 126:36 =
7:2. Тогда

7200000 * 7

х = ——————–

2

или х = 3600000 * 7 = 25200000(см) = 252(км).

Такой подход демонстрирует учащимся
возможность отказаться от калькулятора, не
загружая себя скучной вычислительной работой.

Задача . Отрезок на местности длиной 3
км изображен на карте отрезком 6 см. Какова на
карте длина отрезка, изображающего отрезок 10 км?
Какой отрезок на местности изображает отрезок на
карте длиной 1,8 см?

Решение.

Составляем таблицу, аналогичную таблице в
предыдущей задаче, подробно разбирая, в какую
строчку какое данное записать. При этом вводим
две переменные. Это, во-первых, делает наглядной
запись условия, а во-вторых, служит подготовкой к
решению задач с двумя неизвестными.

Итак, на первом этапе решения появляется
таблица. Строка “Масштаб” пока еще не заполнена
– она заполняется по ходу решения.

Таблица

На карте 6 см Х см 1,8 см
На местности 3 км=300000 см 10 км =1 000000 см У см
Масштаб      

“Что же можно узнать из второй колонки
таблицы?” – “Масштаб, он равен: 6 см: 300 000 см = 2: 100
000”.

– “А как можно найти масштаб иным способом, из
третьей колонки таблицы?”

Ведя такую беседу (и каждый раз проговаривая
определение масштаба, что очень важно), получаем
вместе с классом уравнение 2: 1 00 000 = х: 1 000 000,
отсюда х = 20 (см).

Снова вспоминая понятие масштаба, получаем
уравнение

2: 100 000 = 1,8: у,

у = 90 000 (см) = 0,9 (км).

Конечно, в более сильных классах можно не
проговаривать определение масштаба каждый раз.
Но таблица, облегчающая запись решения задач,
думаю, поможет всем учащимся.

7. Самостоятельная работа. (слайд 13)

Найдите расстояние между поселком Найдорф и
станицей Нововеличковской если масштаб карты 1:
100000

8. Итог урока. (слайд 14)

– Что называют масштабом карты?

– Где в практической деятельности человек
пользуется этим понятием?

– Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали
увеличены в 5 раз? Уменьшены в 50 раз?

9. Домашнее задание. (слайд 15)

Стр. 137 № 842, 844

Творческое задание: нарисуйте план
своего дома в масштабе 1:100 (в 1 см – 1 метр).

Приложение №1
Презентация к уроку по теме “Масштаб”

Урок математики по теме «Масштаб» в 6
классе

Цель урока: познакомить
учащихся с понятием масштаб.

Задачи:

– образовательная:
научить учащихся читать, определять масштаб; рассмотреть решение основных задач
на масштаб; показать практическое применение понятия масштаба.

– развивающая:
развивать у учащихся логическое мышление, навыки самостоятельной работы.

– воспитывающая: 
воспитывать у учащихся любовь к малой родине, интерес к предмету.

Тип урока:
изучение новой темы.

Продолжительность урока:
45 минут.

         Формы
работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска,
пакет
MS Office
97-2003 или 2007
, презентация к уроку, карточки с задачами
(необязательно), карта Архангельского района (формат А4), видео «Мой край
родной», плакат (определение понятия «масштаб»), карточки с буквами.

Используемые ресурсы:

Ø
Математика: учебник  для 6
класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.
Чесноков, С.И. Шварцбурд, 2007 г.;

Ø
http://www.uchportal.ru

Ø
http://www.arhraion.ru/news.php;

Ø
http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php;

Ø
http://arhangroorb.ru/infusions/pages/index.php;

Ø
http://www.bashturist.ru/maps/sity/categories.php;

Ø
http://www.mbis.bashkortostan.ru;

Ø
http://inzer-arh.ucoz.ru;

Ø
http://www.bashturist.ru/gallery/details.php.

План урока:

1.
Организационный момент (0,5-1 мин)

2.
Актуализация знаний (1-2 мин)

3.
Устная работа (4-5 мин)

4.
Изучение нового материала (14-15 мин)

5.
Закрепление пройденного материала (18-20 мин)

6.
Итоги урока (1-2 мин)

7.
Домашнее задание (0,5-1 мин)

Ход урока:

     
I.           
Организационный момент (формирование
мотивации)

Слайд 1 (заставка, запись
числа)

– Здравствуйте, ребята. Наш урок я
хочу начать с небольшого стихотворения. Послушайте, пожалуйста.

Слайд 2 (стихотворение)

Родная моя Архангельская земля!

Вы здесь увидите бескрайние просторы,

Зелёные леса, поля, хрустальные озёра.

Здесь много сёл: больших и малых,

Разбросанных по карте вверх и вниз.

И свой родной Архангельск

Ты можешь здесь найти

Лишь стоит чуть указкой провести.

И посмотрев на карту, вы поймете …

Как здорово, что все вы здесь живете!

Слайд 3 (карта Архангельского
района)

– Перед вами карта Архангельского
района. Как же наша Архангельская земля площадью 2 422 кв. км поместилась
на этой карте?! А с помощью хорошо известного вам понятия, такого как
отношение!

  
II.           
Актуализация знаний

1.
Что такое отношение? (Частное двух чисел)

2.
Как называется равенство двух отношений? (Пропорция)

3.
Сформулируйте основное свойство пропорции. (Произведение крайних членов
равно произведению средних членов пропорции)

III.           
Устная работа (сообщение темы урока)

Слайд 4 (заставка «Какая тема
урока?»)

– Сегодня на уроке мы продолжаем
изучать отношение. Но отношение, с которым мы сегодня будем работать, имеет название.
Что это за название вам предстоит узнать. Для этого необходимо правильно
выполнить задания. За правильно выполненное задание вы получаете букву. С
помощью этих букв мы и узнаем название нашего отношения – тему сегодняшнего
урока.

Слайд 5 (задания с ответами)

Смена заданий и их проверка осуществляется щелчком
мыши.

1.
Чему равно отношение чисел?

0,48 и 1,6

  

2.
Найдите неизвестный член пропорции.

         5
: 3 = 15 :
x

          

3.
Заполните пропуски.

         2
см  = ? м                   0,2 км = ? дм

         5
км =  ? см                  14 мм = ? м                  0,07 м = ? км         

МАСШТАБ

Итак,
тема сегодняшнего урока – масштаб.

IV.           
Изучение нового материала (постановка цели
урока)

– Что такое масштаб? На каких
предметах вы уже встречались с данным понятием и для чего его применяли?

– Верно, впервые вы встречались с
данным термином на уроках географии. Но это только одна область применения
данного понятия. Масштаб играет важную роль в жизни человека. И сегодня на
уроке мы ответим на вопрос: что такое масштаб, и научимся использовать данное
понятие при решении задач.

Слайд 6 (карта Республики
Башкортостан)

Рассматривая любую географическую
карту, мы обязательно увидим на ней частное двух чисел. Например, 1 :
3 000 000. Карта  – это уменьшенное изображение участка земной
поверхности. Во сколько раз были уменьшены реальные размеры, указывают на
карте, записывая отношение, называемое масштабом.

Данный масштаб означает, что 1 см на
карте соответствует отрезок на местности, равный по длине 3 000 000
см. если перевести 3 000 000 см в более крупные единицы, мы получим,
что 1 см карты соответствует 30 км на местности. Действительно,

100 см = 1 м, 1000 м = 1 км

3 000 000 см = 30 000 м =
30 км.

– Сформулируйте определение. Что же
такое масштаб? Что показывает масштаб?

Слайд 7 (определение масштаба)

– Верно, отношение длины отрезка на
карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом карты.
Масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз реальные размеры больше,
чем на карте, а на карте меньше.

– А как узнать уменьшены реальные
размеры объекта или увеличены?

Слайд 8 (различные чертежи)

– Если в записи масштаба вторая
величина больше первой, то данный масштаб дает уменьшение реальных размеров. И,
наоборот, если в записи масштаба вторая величина меньше первой, то масштаб дает
увеличение реальных размеров.

– Выясним ребята, а какие типы задач
могут встретиться с данным понятием?

Слайд 9 (основные типы задач на
масштаб)

1 тип – нахождение масштаба;

2 тип – нахождение длины отрезка на
местности;

3 тип – нахождение длины отрезка на
карте.

Также задачи могут включать все три
типа.

– Разберём данные типы задач.

  
V.           
Закрепление пройденного материала

Слайд 10 (задача №1)

Задача 1. Решают вместе с учителем.

Необходимо найти масштаб карты
Архангельского района.

Для этого необходимо знать длину
отрезка на карте и на местности. Чтобы измерить длину отрезка на карте нам
необходимо выбрать два объекта. Пусть первым объектом будет наша малая родина –
с. Валентиновка, а вторым объектом – с.Архангельское.

Необходимо щелкнуть мышью на слайде
для увеличения карты.

Итак, измеряем, длину отрезка на
карте линейками. А кто знает, какое расстояние от с. Валентиновка до нашего
райцентра? 20 км. Итак, решаем. Получили, что масштаб карты – 1 : 400 000
см.

Стоит уделить внимание оформлению
задачи
.

Слайд 11 (задача №2)

Задача 2. Решают в парах.

Используя данные предыдущей задачи,
найдите протяженность Архангельского района с севера на юг и с востока на
запад.

Для начала, давайте определим, самую
северную, южную, восточную и западную точки.

Следует еще раз щелкнуть мышкой на
слайде, чтобы показать данные точки.

– Кто покажет решение?

– Ребята, а кто знает, как проще
решить эти задачи, не используя пропорцию?

– Чтобы найти реальные размеры,
необходимо длину отрезка на карте либо умножить, либо разделить на масштаб.

Слайд 12  МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

Видео
«Мой край родной!»

Щелкнуть мышкой на значок .

Слайд 13 (карта
Архангельского района)

Города,
поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные
периоды истории и порой умирают. Как, когда и почему появилась деревня? Почему
ее не стало? Нам трудно ответить на эти вопросы. Но мы можем помочь сохранить
память о них для будущих поколений. По каким-то причинам и не стало деревни Николаевки.
Ребята, кто знает с именем какого героя советского союза, связана эта деревня? В
этой деревни проживал  – маршала авиации Иван Ивановича Пстыго.

Следует еще раз щелкнуть мышкой на
слайде, чтобы показать портрет И.И. Пстыго.

Слайд 14 (задача №3)

Задача 3. Решают самостоятельно.

Вам необходимо найти местоположение
деревни Николаевка. Известно, что она находится на западе на расстояние 7 км от
с. Валентиновка. Местоположение деревни Николаевка отмети звездочкой.

Задача 4. (Дополнительно)

Отрезку на карте, длина
которого 4,5 см, соответствует расстояние на местности 90 км. Каково расстояние
от с. Архангельское до д. Максим Горький, если на этой карте расстояние между
ними 7,5 см? (задача на карточке)

VI.           
Итоги урока

Слайд 15 (контрольные
вопросы)

Отметить
самых активных.

VII.           
Домашнее задание

Слайд 16 (домашнее
задание)

Слайд 17 (заставка
«Спасибо за урок!»)

Добавить комментарий