Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него – Пифагор
В этой статье:
Матрица смежности
Матрица инцидентности
Список смежности (инцидентности)
Взвешенный граф (коротко)
Итак, мы умеем задавать граф графическим способом. Но есть еще два способа как можно задавать граф, а точнее представлять его. Для экономии памяти в компьютере граф можно представлять с помощью матриц или с помощью списков.
Матрица является удобной для представления плотных графов, в которых число ребер близко к максимально возможному числу ребер (у полного графа).
Другой способ называется списком. Данный способ больше подходит для более разреженных графов, в котором число ребер намного меньше максимально возможного числа ребер (у полного графа).
Перед чтением материала рекомендуется ознакомится с предыдущей статьей, о смежности и инцидентности, где данные определения подробно разбираются.
Матрица смежности
Но тем кто знает, но чуть забыл, что такое смежность есть краткое определение.
Смежность – понятие, используемое только в отношении двух ребер или в отношении двух вершин: два ребра инцидентные одной вершине, называются смежными; две вершины, инцидентные одному ребру, также называются смежными.
Матрица (назовем ее L) состоит из n строк и n столбцов и поэтому занимает n^2 места.
Каждая ячейка матрицы равна либо 1, либо 0;
Ячейка в позиции L (i, j) равна 1 тогда и только тогда, когда существует ребро (E) между вершинами (V) i и j. Если у нас положение (j, i), то мы также сможем использовать данное правило. Из этого следует, что число единиц в матрице равно удвоенному числу ребер в графе. (если граф неориентированный). Если ребра между вершинами i и j не существует, то ставится 0.
Для практического примера возьмем самый обыкновенный неориентированный граф:
А теперь представим его в виде матрицы:
Ячейки, расположенные на главной диагонали всегда равны нулю, потому что ни у одной вершины нет ребра, которое и начинается, и заканчивается в ней только если мы не используем петли. То есть наша матрица симметрична относительно главной диагонали. Благодаря этому мы можем уменьшить объем памяти, который нам нужен для хранения.
С одной стороны объем памяти будет:
Но используя вышеописанный подход получается:
Потому что нижнюю часть матрицы мы можем создать из верхней половины матрицы. Только при условии того, что у нас главная диагональ должна быть пустой, потому что при наличии петель данное правило не работает.
Если граф неориентированный, то, когда мы просуммируем строку или столбец мы узнаем степень рассматриваемой нами вершины.
Если мы используем ориентированный граф, то кое-что меняется.
Здесь отсутствует дублирование между вершинами, так как если вершина 1 соединена с вершиной 2, наоборот соединена она не может быть, так у нас есть направление у ребра.
Возьмем в этот раз ориентированный граф и сделаем матрицу смежности для него:
В виде матрицы:
Если мы работаем со строкой матрицы, то мы имеем элемент из которого выходит ребро, в нашем случаи вершина 1 входит в вершину 2 и 8. Когда мы работаем со столбцом то мы рассматриваем те ребра, которые входят в данную вершину. В вершину 1 ничего не входит, значит матрица верна.
Объем памяти:
Если бы на главной диагонали была бы 1, то есть в графе присутствовала петля, то мы бы работали уже не с простым графом, с каким мы работали до сих пор.
Используя петли мы должны запомнить, что в неориентированном графе петля учитывается дважды, а в ориентированном – единожды.
Матрица инцидентности
Инцидентность – понятие, используемое только в отношении ребра и вершины: две вершины (или два ребра) инцидентными быть не могут.
Матрица (назовем ее I) состоит из n строк которое равно числу вершин графа, и m столбцов, которое равно числу ребер. Таким образом полная матрица имеет размерность n x m. То есть она может быть, как квадратной, так и отличной от нее.
Ячейка в позиции I (i, j) равна 1 тогда, когда вершина инцидентна ребру иначе мы записываем в ячейку 0, такой вариант представления верен для неориентированного графа.
Сразу же иллюстрируем данное правило:
В виде матрицы:
Сумма элементов i-ой строки равна степени вершины.
При ориентированным графе, ячейка I (i, j) равна 1, если вершина V (i) начало дуги E(j) и ячейка I (i, j) равна -1 если вершина V (i) конец дуги E (j), иначе ставится 0.
Ориентированный граф:
В виде матрицы:
Одной из особенностей данной матрицы является то, что в столбце может быть только две ненулевых ячейки. Так как у ребра два конца.
При суммировании строки, ячейки со значением -1, могут складываться только с ячейками, также имеющими значение -1, то же касается и 1, мы можем узнать степень входа и степень выхода из вершины. Допустим при сложении первой вершины, мы узнаем, что из нее исходит 1 ребро и входят два других ребра. Это является еще одной особенностью (при том очень удобной) данной матрицы.
Объем памяти:
Список смежности (инцидентности)
Список смежности подразумевает под собой, то что мы работаем с некоторым списком (массивом). В нем указаны вершины нашего графа. И каждый из них имеет ссылку на смежные с ним вершины.
В виде списка это будет выглядеть так:
Неважно в каком порядке вы расположите ссылку так как вы рассматриваете смежность относительно первой ячейки, все остальные ссылки указывают лишь на связь с ней, а не между собой.
Так как здесь рассматривается смежность, то здесь не обойдется без дублирования вершин. Поэтому сумма длин всех списков считается как:
Объем памяти:
Когда мы работаем с ориентированным графом, то замечаем, что объем задействованной памяти будет меньше, чем при неориентированном (из-за отсутствия дублирования).
В виде списка:
Сумма длин всех списков:
Объем памяти:
Со списком инцидентности все просто. Вместо вершин в список (массив) вы вставляете рёбра и потом делаете ссылки на те вершины, с которыми он связан.
К недостатку списка смежности (инцидентности) относится то что сложно определить наличие конкретного ребра (требуется поиск по списку). А если у вас большой список, то удачи вам и творческих успехов! Поэтому, чтобы работать максимальной отдачей в графе должно быть мало рёбер.
Взвешенность графа
Взвешенный граф – это граф, в котором вместо 1 обозначающее наличие связи между вершинами или связи между вершиной и ребром, хранится вес ребра, то есть определённое число с которым мы будем проводить различные действия.
К примеру, возьмем граф с весами на ребрах:
И сделаем матрицу смежности:
В ячейках просто указываем веса ребра, а в местах где отсутствует связь пишем 0 или -∞.
Более подробно данное определение будет рассмотрено при нахождении поиска кратчайшего пути в графе.
Итак, мы завершили разбор представления графа с помощью матрицы смежности и инцидентности и списка смежности (инцидентности). Это самые известные способы представления графа. В дальнейшем мы будем рассматривать и другие матрицы, и списки, которые в свою очередь будут удобны для представления графа с определёнными особенностями.
Если заметили ошибку или есть предложения пишите в комментарии.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
На каком языке программирования проводить операции с графами
21.28%
Использовать оба
10
Проголосовали 47 пользователей.
Воздержались 8 пользователей.
Матрица смежности — один из способов представления графа в виде матрицы.
Определение[править | править код]
Матрица смежности графа с конечным числом вершин (пронумерованных числами от 1 до ) — это квадратная целочисленная матрица размера , в которой значение элемента равно числу рёбер из -й вершины графа в -ю вершину.
Иногда, особенно в случае неориентированного графа, петля (ребро из -й вершины в саму себя) считается за два ребра, то есть значение диагонального элемента в этом случае равно удвоенному числу петель вокруг -й вершины.
Матрица смежности простого графа (не содержащего петель и кратных рёбер) является бинарной матрицей и содержит нули на главной диагонали.
Матрица смежности двудольного графа[править | править код]
Матрица смежности двудольного графа, доли которого имеют и вершин, может быть записана в следующем виде
где является матрицей, а и представляют и нулевые матрицы. В этом случае меньшая матрица единственным образом представляет граф, а оставшиеся части матрицы можно отбросить. иногда называется матрицей бисмежности.
Формально, пусть будет двудольным графом с долями и . Бисопряжённая матрица является 0–1 матрицей , в которой тогда и только тогда, когда .
Если является двудольным мультиграфом или взвешенным графом, то элементами будет число рёбер между вершинами или веса рёбер соответственно.
Примеры[править | править код]
-
Граф Матрица смежности
- Матрица смежности пустого графа, не содержащего ни одного ребра, состоит из одних нулей.
Свойства[править | править код]
Матрица смежности неориентированного графа симметрична, а значит обладает действительными собственными значениями и ортогональным базисом из собственных векторов. Набор её собственных значений называется спектром графа, и является основным предметом изучения спектральной теории графов.
Два графа и с матрицами смежности и являются изоморфными тогда и только тогда, когда существует перестановочная матрица , такая что
- .
Из этого следует, что матрицы и подобны, а значит имеют равные наборы собственных значений, определители и характеристические многочлены. Однако обратное утверждение не всегда верно — два графа с подобными матрицами смежности могут быть неизоморфны (это бывает в случае, если матрица не является перестановочной, например, матрицы и являются подобными, но соответствующие им графы не изоморфны).
Степени матрицы[править | править код]
Если — матрица смежности графа , то матрица обладает следующим свойством: элемент в -й строке, -м столбце равен числу путей из -й вершины в -ю, состоящих из ровно ребер.
Структура данных[править | править код]
Матрица смежности и списки смежности являются основными структурами данных, которые используются для представления графов в компьютерных программах.
Использование матрицы смежности предпочтительно только в случае неразреженных графов, с большим числом рёбер, так как она требует хранения по одному биту данных для каждого элемента. Если граф разрежён, то большая часть памяти напрасно будет тратиться на хранение нулей, зато в случае неразреженных графов матрица смежности достаточно компактно представляет граф в памяти, используя примерно бит памяти, что может быть на порядок лучше списков смежности.
В алгоритмах, работающих со взвешенными графами (например, в алгоритме Флойда-Уоршелла), элементы матрицы смежности вместо чисел 0 и 1, указывающих на присутствие или отсутствие ребра, часто содержат веса самих рёбер. При этом на место отсутствующих рёбер ставят некоторое специальное граничное значение (англ. sentinel), зависящее от решаемой задачи, обычно 0 или .
См. также[править | править код]
- Список рёбер
- Матрица инцидентности
Литература[править | править код]
- Кормен, Т., Лейзерсон, Ч., Ривест, Р., Штайн, К. Алгоритмы: построение и анализ = Introduction to Algorithms / Под ред. И. В. Красикова. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2005. — 1296 с. — ISBN 5-8459-0857-4.
Ссылки[править | править код]
- Матрица смежности графа. Код программ на Паскаль и C++
Лекция 7.
п.7. Графы. Орграфы.
7.5. Представление графов в
компьютере.
Известны различные способы представления
графов в памяти компьютера, которые
различаются объемом занимаемой памяти
и скорости выполнения операций над
графами. Преставление выбирается, исходя
из потребностей конкретной задачи. В
подавляющем большинстве случаев граф
задается матрицей. Чаще всего графы
представляют либо матрицей смежности,
либо матрицей инциденций.
Определение 7.12. Матрица смежности
вершин орграфа G,
содержащего n вершин-
это квадратная матрица A=aij
n-го порядка, у которой
строки и столбцы матрицы соответствуют
вершинам орграфа. Элементы aij
матрицы A равны числу
дуг, направленных из i-й
вершины в j-ю. Если
орграф состоит из однократных дуг, то
элементы матрицы равны либо 0, либо 1.
Матрицей смежности вершин
неориентированного графа G,
содержащего n вершин,
называют квадратную матрицу A=aij
n-го порядка, у которой
строки и столбцы матрицы соответствуют
вершинам неориентированного графа.
Элементы aij
матрицы A равны числу
ребер, направленных из i-й
вершины в j-ю. В случае
неориентированного графа G
ему вместе с ребром (vi,
vj)
принадлежит и ребро (vj,
vi),
поэтому матрица смежности вершин A=aij
будет симметрична относительно главной
диагонали.
Определение 7.13. Матрица смежности
дуг орграфа –
это квадратная матрица B=bij
m-го порядка, у которой
строки и столбцы матрицы соответствуют
дугам орграфа. Элементы bij
матрицы B равны 1, если
дуга ei
непосредственно предшествует дуге ej
и 0 в остальных случаях.
Матрицей смежности ребер
неориентированного графа является
матрица B=bij
m-го порядка, у которой
строки и столбцы матрицы соответствуют
ребрам графа. Элементы bij
матрицы B равны 1, если
ребра ei
и ej
имеют общую вершину, и 0 в остальных
случаях.
Определение 7.14. Матрицей инциденций
(инцидентности) неориентирован-ного
помеченного графа с
вершинами и
ребрами называется матрица
размерности
,
строки которой соответствуют вершинам,
а столбцы – ребрам. Элементы
матрицы инциденций неориентированного
графа равны 1, если вершина
инцидентна ребру
,
и 0 в противном случае.
Матрицей инциденций (инцидентности)
орграфа с
вершинами и
дугами называется матрица
размерности nm,
строки которой соответствуют вершинам,
а столбцы -дугам
орграфа. Элементы cij
равны 1, если дуга ej
исходит из i-й вершины;
-1, если дуга ej
заходит в i-ю вершину;
0, если дуга не инцидентна i-й
вершине:
Если каждому ребру графа приписано
некоторое положительное число, то такое
число называется весом, а сам граф
называется взвешенным графом. Простой
взвешенный граф (сеть) может быть
представлен также своей матрицей
весов
,
где ij
– вес ребра, соединяющего вершины vi
и vj.
Весы несуществующих ребер (дуг) полагают
равными нулю или бесконечности в
зависимости от приложений.
Пример 7.7.
1) Для заданного неориентированного
графа построить матрицы смежностей и
матрицы инциденций.
2) Для заданного ориентированного графа
построить матрицы смежностей и матрицы
инциденций.
Решение. 1) Строим матрицу смежности
вершин, которая будет размерности 44.
Строим матрицу смежности ребер, которая
будет размерности 55.
,
.
Строим матрицу инциденций, которая
будет размерности 45.
.
2) Строим матрицу смежности вершин,
которая будет размерности 44.
Строим матрицу смежности ребер, которая
будет размерности 55.
,
Строим матрицу инциденций, которая
будет размерности 45.
.
7.6. Выявление маршрутов с заданным
количеством ребер (дуг).
С помощью матрицы смежности вершин
можно найти все маршруты, содержащие
заданное количество ребер (дуг).
Справедлива следующая теорема, которую
примем без доказательства.
Теорема 7.3. Для определения маршрутов,
состоящих из k ребер
(дуг), необходимо возвести в k-ю
степень матрицу смежности вершин P.
Тогда элемент
матрицы
даст количество маршрутов длины k
(состоящих из k ребер)
из вершины
в вершину
.
Пример 7.8.
Для неориентированного графа,
изображенного на рисунке, найти все
маршруты длины 2.
Решение. Составим матрицу смежности
вершин P и возведем
ее в квадрат. Результат возведения:
.
Рассмотрим первую строку. Например,
элемент
.
Это значит, что существует три маршрута
из v1 в v1
длиной в два ребра. Действительно, это
маршруты
.
Из v1 в v2
существует два маршрута:
.
Если использовать числовую матрицу
смежности вершин, то для нахождения
самих маршрутов необходимо работать с
графом. Если воспользоваться
модифициро-ванной матрицей смежности,
в ячейки которой записаны названия
ребер, то можно получить не только
количество маршрутов, но и сами маршруты.
Действительно, для данного примера
имеем
Аналогично обстоит дело с орграфом,
хотя у него матрица смежности вершин
несимметрическая.
Пример 7.9.
Для орграфа, изображенного на рисунке,
найти все маршруты с тремя дугами.
Решение. Матрица смежности P
и результаты ее возведения в квадрат и
куб имеют следующий вид:
,
.
Рассмотрим, например, элемент
после возведения матрицы смежности
вершин в квадрат. Это значит, из вершины
v2 в вершину v2
есть два маршрута длиной две дуги. Это
маршруты
и
.
После возведения матрицы в куб сохраняется
та же картина. Например,
.
Это значит, что есть два маршрута длиной
три дуги из вершины v1
в вершину v2. Это
маршруты
и
.
Для получения цепей (маршрутов, в которых
каждое ребро встречается один раз) нужно
в модифицированной матрице P
3 вычеркнуть те слагаемые, в
которых какой-либо сомножитель встречается
более одного раза.
7.7. Упорядочивание вершин и дуг
орграфа.
Расчеты в задачах, связанных с графами,
заметно упрощаются, если их элементы
упорядочены. Под упорядочиванием
вершин связного орграфа без циклов
понимают такое разбиение его вершин на
группы, при котором:
1) вершины первой группы не имеют
предшествующих вершин, а вершины
последней группы последующих;
2) вершины любой другой группы не имеют
предшествующих в следующей группе;
3) вершины одной и той же группы дугами
не соединяются.
Аналогичным образом вводится понятие
упорядочения дуг. В результате
упорядочения элементов получают орграф,
изоморфный исходному. Упорядочение
элементов выполняется графическим или
матричным способом. Графический способ
упорядочивание вершин, дуг орграфа
носит название алгоритма Фалкерсона.
Алгоритм Фалкерсона для упорядочения
вершин:
1. Находят вершины графа, в которые не
входит ни одна дуга. Они образуют первую
группу. Нумеруют вершины группы в
натуральном порядке 1, 2, … . При этом
присвоение номеров вершинам внутри
группы может быть сделано не единственным
образом, что не имеет значения.
2. Мысленно вычеркиваем все пронумерованные
вершины и дуги, из них выходящие. В
получившемся графе найдется, по крайней
мере, одна вершина, в которую не входит
ни одна дуга. Этой вершине, входящей во
вторую группу, присваивается очередной
номер и т.д. Этот шаг повторяется до тех
пор, пока все вершины не будут упорядочены
(пронумерованы).
Алгоритм Фалкерсона для упорядочения
дуг:
1. Найти дуги, не имеющие непосредственно
предшествующих (они образуют I
группу).
2. Вычеркнуть найденные дуги; после
этого появится, по крайней мере, одна
новая дуга, не имеющая непосредственно
предшествующей (в графе без дуг I
группы). Такие дуги составляют II
группу. Повторять этот шаг, пока все
дуги не будут разбиты на группы. В
заключение упорядочения дугам присваивают
новые обозначения с индексами 1, 2, … .
__________________________________
Пример 7.11.
Графическим способом упорядочить
вершины и дуги заданного орграфа.
Решение. Используя алгоритм
Фалкерсона, упорядочим вершины и дуги
заданного орграфа.
_________________________________
Соседние файлы в папке дискретка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Матрица смежности графа — это квадратная матрица, в которой каждый элемент принимает одно из двух значений: 0 или 1. Прежде чем отобразить граф через матрицу смежности, рассмотрим простой пример такой матрицы (рис. 1).
Это двоичная квадратная матрица, т. к. число строк в ней равно числу столбцов, и любой из ее элементов имеет значение либо 1, либо 0. Первая строка и первый столбец (не входят в состав матрицы, а показаны здесь для легкости ее восприятия) содержат номера, на пересечении которых находится каждый из элементов, и они определяют индексное значение последних. Имея в наличии лишь матрицу такого типа, несложно построить соответствующий ей граф.
Слева на рисунке изображена все та же матрица смежности, имеющая размерность 4×4. Числа, выделенные синим, можно рассматривать как вершины смешанного графа, расположенного справа – того, представлением которого является матрица.
Для графического отображения графа необходимо уметь вычислять по матрице смежности количество его вершин, а также обладать знанием следующего правила. Когда из одной вершины в другую проход свободен (имеется ребро), тогда в ячейку заноситься 1, иначе – 0. Немного формализовав только что сказанное, получим: если из i в j существует ребро, то A[i][j]:=1, в противном случае A[i][j]:=0. Как видно, все элементы на главной диагонали равны нулю, это следствие отсутствия у графа петель. Но ни что не мешает, чтобы некоторые или все элементы главной диагонали были единицами.
В программе матрица смежности задается при помощи обычного двумерного массива, имеющего размерность n×n, где n – число вершин графа.
На языке C++, описать ее можно, например, так:
int graph[n][n] = { {0, 1, 0, 1}, {0, 0, 1, 1}, {0, 1, 0, 0}, {1, 0, 1, 0}};
В Паскале способ описания практически аналогичен:
const graph: array[1..n,1..n] of integer = ( (0, 1, 0, 1), (0, 0, 1, 1), (0, 1, 0, 0), (1, 0, 1, 0));
В случае если граф неизвестен заранее, а определяется пользователем, то нужно организовать ручной ввод двумерного массива, так как это предусматривает конкретный язык программирования.
Чтобы представить граф в виде матрицы смежности понадобиться O(|V|2) памяти, поскольку ее размер, как уже отмечалось, равен квадрату числа всех вершин. И если количество ребер графа, в сопоставлении с количеством вершин, невелико, то значения многих элементов матрицы смежности будут нулевыми, следовательно, использование данного метода нецелесообразно, т. к. для подобных графов имеются наиболее оптимальные способы их представления.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
В чем особенности представления графа матрицей смежности
Содержание:
-
Матрица смежности для графов
- В чем особенности представления
- Списки смежности и списки ребер, плюсы и минусы
- Классификация графов
- Способы представления графа, алгоритмы обхода
- Как построить граф по матрице смежности
Матрица смежности для графов
Матрица смежности графа является квадратной матрицей с элементами, каждый из которых имеет одно из двух значений: 0 или 1.
Простой пример матрицы смежности изображен на рисунке.
Данная матрица является двоичной квадратной, то есть количество строк в единичном случае соответствует количеству столбцов, а также строки и столбы имеют значения либо 1, либо 0. Первая строка и первый столбец, не состоящие в матрице, а записанные для легкости восприятия, содержат номера, на пересечении которых расположен каждый из элементов, и они определяют индексное значение последних. Достаточно просто выполнить построение матрицы данного типа, зная соответствующий ей граф.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В левой стороне на рисунке представлена аналогичная матрица смежности с размерностью 4х4. Числа, выделенные синим цветом, допустимо рассматривать в виде вершин смешанного графа, записанного в правой стороне – того, представлением которого является матрица.
Отобразить граф можно путем вычисления по матрице смежности числа его вершин и применения специального правила. В том случае, когда из одной вершины в другую проход свободен, то есть имеется ребро, в ячейку записывают 1, в противном случае – 0. Таким образом:
если из i в j существует ребро, то (A[i][j]:=1), в противном случае (A[i][j]:=0.)
Заметим, что для элементов, расположенных на главной диагонали, характерно нулевое значение. Это является следствием отсутствия у графа петель. Однако, в информатике нет ограничений для записи некоторых или всех элементов на главной диагонали в виде единиц.
В чем особенности представления
В программе матрицу смежности задают с помощью обычного двумерного массива. Его размерность соответствует n x n, где n является числом вершин графа.
В том случае, когда граф неизвестен заранее, а определен пользователем, необходимо вводить двумерный массив вручную. Это объясняется условиями работы конкретного языка программирования. При необходимости предоставления графа в виде матрицы смежности требуется (O(|V|^{2})) памяти, так как ее размер соответствует квадрату числа всех вершин.
Если количество ребер графа в сравнении с числом вершин является небольшим, значения многих элементов матрицы смежности будут соответствовать нулю. Таким образом, применение рассматриваемой методики нецелесообразно, в связи с наличием для подобных графов наиболее эффективных способов представления.
Списки смежности и списки ребер, плюсы и минусы
Относительно памяти, списки смежности менее требовательны по сравнению с матрицами смежности. Объем памяти для их хранения составляет (O(|V|+|E|)). Такой перечень целесообразно представить как таблицу с двумя столбцами и строками в количестве, не превышающем число вершин в графе. Для примера можно рассмотреть граф смешанного типа:
В данном случае, граф состоит из 6 вершин (|V|) и 5 ребер (|E|). Из последних 2 ребра являются направленными и 3 ненаправленными. При этом из каждой вершины выходит, как минимум одно ребро в другую вершину. Таким образом, список смежности рассматриваемого графа содержит |V| строк.
В i строке и 1 столбце указана вершина выхода, а в i строке и 2 столбце – вершина входа. Например, из вершины 5 выходят два ребра, входящие в вершины 1 и 4.
В процессе программной реализации списка смежности число вершин и ребер задают с помощью клавиатуры. Можно установить лимиты, то есть задать пару констант, одна из которых определяет максимально допустимое число вершин (Vmax), другая – ребер (Emax). Затем следует использовать три одномерных целочисленных массива:
- terminal[1..Emax] – для хранения вершин, содержащих ребра;
- next [1..Emax] – включает указатели на элементы массива terminal;
- head[1..Vmax] – состоит из указателей на начало подсписков, то есть такие вершины, записанные в массив terminal, с которых начинается процесс перечисления всех вершин, смежных одной i-ой вершине.
Примечание
Допустимым действием является выделение в программе двух ключевых частей. К ним относят ввод ребер для дальнейшего добавления их в список смежности и вывод полученного списка смежности на экран.
В первую очередь выполняют запрос на ввод суммы вершин (n) и ребер (m) графа (данная информация должна быть у пользователя). Следующим шагом является запуск цикла ввода ребер, то есть смежных вершин. Условие в этом цикле нужно для того, чтобы узнать, какое введено ребро.
Если введено направленное ребро, то функция add вызывается 1 раз, иначе – 2, тем самым внося сведения, что есть ребро как из вершины v в вершину u, так и из u в v. По окончанию формирования списка смежности происходит его отображение программой на экране.
Вывод на экран осуществляется:
- по циклу от 1 до n, где n – является количеством вершин;
- согласно вложенному в него циклу, который прекращает свою работу тогда, когда указатель на следующий элемент для i-ой вершины отсутствует, то есть все смежные ей вершины уже выведены.
Функция add производит добавление ребер в изначально пустой список смежности:
(Add(v, u))
(k:=k+1)
(terminal[k]:=u)
(next[k]:=head[v])
(head[v]:=k)
Действия реализуются, согласно алгоритму с формальными параметрами, вспомогательной переменной k и тремя одномерными целочисленными массивами:
- значение переменной k увеличивается на 1;
- в k-ый элемент массива terminal добавляют конечную для какого-либо ребра вершина (u);
- в строке №3 для k-ого элемента массива next определяется адрес следующего элемента массива terminal;
- массив head заполняют указателями на стартовые элементы, которые являются началом подсписка (строки в таблице) смежных вершин с некоторой i-ой вершиной.
В ячейке, где пересекаются i-ая строка и 2-ой столбец, могут быть записи нескольких элементов в соответствии с несколькими смежными вершинами. Можно обозначить каждую строку из списка смежности его подсписком. В результате выведенный список смежности будет включать элементы подсписков, отсортированные в обратном порядке. Обычно порядок вывода смежных вершин (в подсписках) не имеет принципиального значения.
Список со строками, содержащими запись двух смежных вершин и вес ребра, которое их соединяет, называют списком ребер графа. В качестве примера можно рассмотреть связный граф G=(V, E). Множество ребер E следует сгруппировать следующим образом:
- d – подмножество, включающее только неориентированные ребра графа G;
- k – подмножество, включающее только ориентированные ребра графа G.
Допустим, какая-либо величина p равна количеству всех ребер, которые включены в подмножество d, а s – то же самое относительно k. Тогда для графа G высотой списка ребер будет являться величина:
s+p*2
Таким образом, число строк из списка ребер в любом случае должно соответствовать величине, определенной по итогам сложения ориентированных ребер с неориентированными, умноженными на 2. Рассматриваемый способ представления графа предполагает хранение в каждой строке пары смежных вершин, а неориентированное ребро, которое соединяет вершины v и u, идет как из v в u, так и из u в v.
Например, имеется некий граф смешанного типа с 5 вершинами и 4 ребрами, каждому из которых соответствует определенное целое значение (для наглядности оно составлено из номеров вершин):
Граф содержит 3 направленных ребра и 1 ненаправленное. Путем подстановки значений в формулу можно определить высоту списка ребер: 3+1*2=5
На рисунке изображен список ребер для рассматриваемого графа. Таблица в размерах составляет n×3, где n= s+p*2=3+1*2=5. Элементы в первом столбце расположены по возрастанию, во втором – порядок расположения элементов определен первым, а в третьем – зависит от двух предыдущих.
Список ребер реализуется программой. Процесс схож с операциями при реализации списка смежностей. В первую очередь организуют ввод данных, которые с помощью особой функции распределяются среди массивов. Затем происходит вывод полученного списка смежности на экран. В связи с необходимостью в использовании дополнительного массива, функция добавления ребер организована по-другому.
Максимально допустимое число вершин в графе определено с помощью константы Vmax, а количество ребер – Emax. Вторая константа инициализируется формулой Vmax*(Vmax-1)/2, вычисляющей количество ребер в полном графе при известном числе вершин.
Далее, в программах описываются 5 массивов:
- terminal – массив вершин, включающий ребра;
- weight – массив весов ребер;
- head[i]=k – для хранения i-ой вершины номер k-ого элемента массивов terminal и weight, где terminal[k] – является первой вершиной, смежной с i-ой, а weight[k] – вес инцидентного ей ребра;
- last[i]=k – для хранения i-ой вершины номер k-ого элемента массивов terminal и weight, где terminal[k] – является последней вершиной, смежной с i-ой, а weight[k] – вес инцидентного ей ребра;
- point[i]=k – хранит для i-ой вершины номер k-ого элемента массивов terminal и weight, где terminal[k] – следующая вершина, смежная с i-ой, а weight[k] – вес инцидентного ей ребра.
По результатам ввода числа вершин (n) и ребер (m) графа будет запущен цикл, каждый этап которого сопровождается вводом пользователем с клавиатуры пары смежных вершин и веса ребра, расположенного между ними. Если ребро ориентированное, функция записи в список ребер (Add) вызывается единожды, при неориентированном ребре – дважды. Суммарное количество вызовов функции определяется по формуле:
s+(p*2)
где s – является ориентированными ребрами графа
p – неориентированные ребра
По итогам формирования списка ребер следует умножить на 2 переменную m. Это связано с тем, что при чисто неориентированном графе высота списка составляет:
0+(m*2)
Завершающим этапом является отображение на экране результирующей конструкции. В связи с тем, что на номер первой вершины, смежной с i-ой вершиной, указывает элемент head[i], каждая новая итерация внешнего цикла начинается с взятия этого номера (k=head[i]). Внутренний цикл прекращает реализацию в том случае, когда отсутствует смежная с i-ой вершины (k станет равной нулю), а внешний – по окончанию вывода списка ребер.
Ключевые действия, включая добавление ребра, удаление ребра, проверку наличия ребра от вершины i до вершины j, отличаются высокой эффективностью и являются операциями с постоянным временем. В том случае, когда граф плотный, а количество ребер большое, матрица смежности представляет собой наиболее целесообразное решение. Даже когда граф и матрица смежности разрежены, можно представить ее с помощью структур данных для разреженной матрицы.
Главное достоинство методики заключается в применении матриц. Благодаря передовым разработкам в сфере аппаратного обеспечения, представляется возможным реализовывать даже дорогостоящие матричные операции на графическом процессоре (GPU). В процессе выполнения операций со смежной матрицей можно получить ценные данные о природе графа и том, как связаны его вершины.
К минусам матрицы смежности можно отнести риски возникновения недостатка объема памяти по причине наличия требований к пространству матрицы смежности VxV. Однако, зачастую графы не обладают чрезмерно большим числом соединений, что является основным поводом выбрать списки смежности для решения распространенных задач.
С другой стороны, несмотря на простоту базовых операций, существуют такие операции, как inEdges и outEdges, которые отличаются дороговизной при использовании для представления матрицы смежности.
Классификация графов
Ярким примером графа является схема метро или некий другой маршрут. Программисты знакомы с компьютерной сетью, которая также представляет собой граф. Общим в этих примерах является наличие точек, соединенных линиями.
В случае компьютерной сети точками являются отдельные серверы, а линиями – разные типы электрических сигналов. В метрополитене точки можно принять за станции, а линии – за туннели, проложенные между станциями. Согласно теории графов, точки представляют собой вершины или узлы, а линии – ребра или дуги.
Граф является совокупностью вершин, которые соединены ребрами.
В математике преимущественно рассматривают не содержание, а структуру вещей, отделяя ее от всего остального. Данный прием позволяет определять какие-либо объекты, как графы. В случае компьютерной сети можно отметить наличие определенной топологии и возможности условного представления в виде некоторого количества компьютеров и соединительных путей. На рисунке изображена полносвязная топология:
Фактически такая топология является графом. Пять компьютеров представляют собой вершины, а соединения или пути передачи сигналов являются ребрами. Ели выполнить замену компьютеров на вершины, то в результате получится математический объект или граф с 10 ребрами и 5 вершинами. Нумерацию вершин допустимо выполнять произвольно.
В рассматриваемом примере не используются петли, то есть такие ребра, которые выходят из вершины и сразу же водят в нее. В теории графов существует ряд обозначений:
- G=(V, E), здесь G – граф, V – его вершины, E – ребра;
- |V| – порядок (число вершин);
- |E| – размер графа (число рёбер).
Применительно к рисунку:
|V|=5, |E|=10.
Классификация графов:
- связные, в которых между какой-либо парой вершин расположено от одного и более путей;
- несвязные – хотя бы с одной вершиной, не связанной с другими.
В том случае, когда из любой вершины доступна другая вершина, граф является неориентированным и связным. При невыполнении данного условия для связного графа, его называет ориентированным или орграфом.
Примечание
Степень вершины определяется числом ребер, которые соединяют ее с другими вершинами.
В сумме все степени графа соответствуют удвоенному количеству всех его ребер. К примеру, на рисунке изображен граф со суммой степеней, равной 20:
Орграф отличается от неориентированного графа возможностью перемещаться из вершины h в вершину s без промежуточных вершин лишь тогда, когда ребро выходит из h и входит в s, но не наоборот. Форма записи ориентированного графа:
G=(V, A)
где V – является вершинами, A – определяет направленные ребра.
К третьему типу относят смешанные графы. Такие графы включают направленные и ненаправленные ребра. Формальная запись смешанного графа:
G=(V, E, A)
Источник: kvodo.ru
На рисунке изображен граф с направленными [(e, a), (e, c), (a, b), (c, a), (d, b)] и ненаправленными [(e, d), (e, b), (d, c)…] дугами. Предположим, что имеются два графа:
Данные графы эквиваленты друг другу, так как без изменений в структуре одного графа можно построить второй. Такие графы являются изоморфными, то есть обладают следующим свойством: какая-либо вершина с определенным числом ребер в одном графе имеет тождественную вершину в другом. На приведенном выше рисунке изображена пара изоморфных графов.
В случае, когда каждое ребро графа соответствует некоторому значению в виде веса ребра, граф является взвешенным. При решении задач можно встретить примеры, когда за вес принимают длину, цену маршрута и другие виды измерений. При графическом изображении графа принято указывать весовые значения около ребер.
Путь – последовательность вершин, каждая из которых связана с последующей с помощью ребра.
При совпадении первой и последней вершины путь называют циклом. Длина пути равна количеству составляющих его ребер. К примеру, на рисунке путь является последовательностью [(e), (a), (b), (c)]. Этот путь представляет собой подграф, так как к нему применимо определение последнего, а именно: граф G’=(V’, E’) является подграфом графа G=(V, E), только тогда когда V’ и E’ принадлежат V, E.
Способы представления графа, алгоритмы обхода
Граф, как и другие распространенные типы математических объектов, можно представить на компьютере, то есть сохранить в его памяти. Наиболее известные способы интерпретации графов:
- матрица смежности;
- матрица инцидентности;
- список смежности;
- список ребер.
Первые два метода заключаются в хранении графа в виде двумерного массива или матрицы. Размеры этих массивов определяются числом вершин и/или ребер в определенном графе. Таким образом, размер матрицы смежности – n×n (где n – число вершин), а матрицы инцидентности – n×m (n – число вершин, m – число ребер в графе).
В процессе решения многих задач с применением графов требуется обходить все вершины и ребра, то есть дуги. Обойти граф – значит, пройти все его вершины точно по одному разу. Алгоритмы обхода:
- в глубину;
- в ширину.
Реализация алгоритма обхода заключается в последовательном посещении вершин и исследовании ребер. Не посещенную вершину называют новой. После посещения вершину считают открытой до момента исследования всех инцидентных ей ребер. По итогу манипуляций вершина становится закрытой.
Обход в глубину выполняют, согласно следующим правилам:
- при нахождении в вершине х следует перемещаться в какую-либо другую вершину, не посещенную ранее, с одновременным запоминанием первой дуги;
- в том случае, когда невозможно переместиться в ранее не посещенную вершину из вершины х, требуется вернуться в вершину z, из которой впервые удалось попасть в х, и продолжить обход в глубину из вершины z.
Примечание
Поиск в ширину отличается тем, что за активную принимается такая открытая вершина, которая была посещена последней. В том случае, когда выполняется обход в глубину, чем позднее будет посещена вершина, тем раньше она будет использована.
В качестве примера можно рассмотреть неориентированный граф, изображенный на рисунке:
Обход следует начинать со стартовой вершины 1. Она является активной и единственной, которая открыта. Другие вершины: 2,3,4,5,6 – новые. Вершина 1 обладает тремя инцидентными ребрами – 1–2, 1–4 и 1–6. Можно начать с ребра 1–2. В результате его прохождения открывается вершина 2. Она обладает одним инцидентным ребром 2–1, которое просмотрено. Вершина 2 была просмотрена, в результате чего она преобразуется в закрытую.
Затем по ребру 2–1 можно вернуться в вершину 1. По ребру 1– 4 легко попасть в вершину 4, которая становится открытой. Вершина 4 обладает четырьмя инцидентными ребрами: 4–1, 4–3, 4–5, 4–6. Таким образом, ребро 4–1 просмотрено.
Далее следует рассмотреть ребро 4–3. С его помощью удобно попасть в вершину 3, которая в результате становится открытой. Вершина 3 обладает одним инцидентным ребром 3–4. Данная вершина просмотрена. В результате вершина 3 закрыта, а по ребру 3–4 можно вернуться в вершину 4. Затем следует рассмотреть ребро 4 – 5.
Вершина 5 обладает двумя инцидентными ей ребрами: просмотренным (4–5) и ребром 5–6, по которому можно попасть в вершину 6. Вершина 6 обладает тремя инцидентными ей ребрами: просмотренным 6–5, 6–1 и 6–4. С помощью ребра 6–1 можно попасть в просмотренную вершину 1. По ребру 6–4 просто попасть в просмотренную вершину 4. В результате все вершины графа просмотрены. Порядок посещения вершин: 1, 2, 4, 3, 5, 6.
Основной особенностью и отличием поиска в ширину является выбор в виде активной вершины – такой, которая посещалась раньше, чем остальные. Таким образом, можно сформулировать ключевое свойство обхода в ширину: чем ближе вершина к старту, тем раньше она будет посещена.
Вершина используется путем просмотра одновременно всех вершин, которые ранее не были просмотрены и являются смежными с рассматриваемой вершиной. В результате поиск реализуют по всем вероятным направлением сразу. В первую очередь посещается вершина А, далее смежные с ней вершины, удаленные от А на 1.
Затем посещаются вершины, которые расположены на расстоянии 2 от А, и так далее. Чем ближе вершина к стартовой вершине, тем раньше она будет посещена. Поиск в ширину направлен на определение наиболее короткого из возможных путей.
В качестве примера можно рассмотреть неориентированный граф, изображенный на рисунке:
Обход следует начать со стартовой вершины 1, которая является просмотренной. Вершины 2, 4, 6 и стартовая вершина – смежные. Данные вершины можно отметить, как просмотренные, и поместить в очередь. При рассмотрении вершины 2 можно заметить, что она не обладает смежными вершинами.
Затем нужно рассмотреть вершину 4 с двумя смежными вершинами 3 и 5. Их можно поместить в очередь и отметить, как просмотренные. В результате просмотрены все вершины графа. Порядок посещения вершин: 1, 2, 4, 6, 3, 5.
Как построить граф по матрице смежности
Данная методика отличается удобством, что позволяет представлять плотные графы с количеством ребер (|E|), которое приблизительно соответствует числу вершин в квадрате (|V|2). В процессе требуется заполнить матрицу размером |V| x |V| следующим образом:
A[i][j] = 1 (Если существует ребро из i в j)
A[i][j] = 0 (Иначе)
Метод допустим к применению в случае ориентированных и неориентированных графов. Во втором варианте матрица A имеет вид симметричной, то есть A[i][j] == A[j][i]. Это объясняется тем, что при существовании ребра между i и j, оно является и ребром из i в j, и ребром из j в i. С помощью данного свойства сокращают практически вдвое объем требуемой памяти, в связи с тем, что элементы хранятся лишь в верхней части матрицы, над главной диагональю.