Как найти мецената для школы

Как найти спонсора для школы

Государственное финансирование учебных заведений далеко не всегда удовлетворяет все их нужды и потребности. Современное оборудование, хороший ремонт, качественная мебель, яркие праздники – все это становится невозможным из-за недостатка средств в школе. Поиск спонсорской помощи является хорошим выходом из ситуации.

Как найти спонсора для школы

Вам понадобится

  • – интернет;
  • – телефон;
  • – документ о целях помощи.

Инструкция

Составьте четкий документ, в котором будут прописаны все статьи расхода. Получить деньги без определенной цели будет крайне сложно. Старайтесь, чтобы поводы были на самом деле весомыми, например, ремонт протекающей крыши или закупка спортивного инвентаря.

Формируйте общественно-социальный имидж школы. Участвуйте в конкурсах и олимпиадах, сделайте хорошо наполненный сайт школы, выпускайте газету. Продвигайте самых талантливых учеников. Спонсоры будут гораздо охотнее выделять средства для поддержки юных талантов и развитие школы, чем на бытовые нужды учебного заведения.

Просите помощи под конкретное мероприятие. В данном случае потенциальный спонсор может совместить помощь с рекламой своей компании. Например, для проведения школьной спартакиады найдите спонсора, занимающегося спортивными товарами. Разместите его баннеры на стенах или трибунах, либо раздайте листовки всем участникам и гостям.

Обратитесь к родителям на собрании. Подготовьте небольшую речь с весомыми аргументами, которые должны убедить родителей, что спонсорская помощь необходима. При этом вовсе не обязательно рассчитывать, что меценат найдется непосредственно на собрании. Вполне возможно, что кто-то из них обратится к руководству предприятия, в котором работает

Обзвоните коммерческие компании города. Попытайтесь поговорить с их руководителями и попросить о помощи. Устный диалог можно сопроводить отсылкой на электронный адрес соответствующего письма. Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев с вами не захотят разговаривать либо тут же откажут. Однако есть немало компаний, которым необходима какая-либо социальная активность для реализации личных целей. Именно поэтому спонсорская помощь школе будет выгодна и самой фирме.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Как найти спонсора для школы и оплаты услуг связи, Интернета

Закажите рекламу

Текст поста





Преподаватель-эксперт прикладных социально-экономических программ Учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана

Директора общеобразовательных учреждений часто задаются вопросом: как найти спонсора для школы неслучайно. Бюджетного финансирования недостаточно для того, чтобы обеспечить растущие потребности учебных заведений. К числу последних, относятся потребности, связанные с передачей, получением, хранением, поиском, обменом информацией. Удовлетворить информационные потребности школы могут современные средства связи и Интернет. Рассмотрим, какие организации, как и на каких условиях, могут предоставить свои услуги школе на безвозмездной основе.

Как найти спонсора для школы и оплаты услуг связи

Интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что стал относиться к предметам первой необходимости. К сожалению, некоммерческие организации недооценивают его роль. Например, в большинстве школ по-старинке устанавливают и используют традиционные средства связи – стационарные телефоны. Между тем, IP-телефонный звонок можно сделать совсем бесплатно или на порядок дешевле традиционного телефонного звонка. IP-телефония дает возможность общаться голосом  с любого телефона, имеющего выход в Интернет, с  персонального и корпоративного web-сайта. Такие услуги сегодня предлагают специальные программы типа Skype. Итак, первым потенциальным спонсором школы должен стать оператор связи. На безвозмездной основе он может предоставить школе услуги городской, междугородней и международной стационарной и сотовой связи, подключить вам IP-телефонию, и даже кабельное телевидение. И ему это будет выгодно! Рассмотрим пример, как найти спонсора для школы среди операторов связи.

Региональный оператор связи Телеком МПК, услугами которого я пользуюсь, предлагает подключение услуги «Программное обеспечение виртуальной АТС» за 750 рублей (единовременная оплата). Безлимитный тариф на местные звонки без ограничений по времени обойдется клиенту в 449 рублей в месяц, то есть 5388 рублей в год. В кампании проходит акция «Приведи друга», в рамках которой Вам выплачивается 300 рублей за подключение к широкому кругу услуг Телеком МПК другого человека по Вашей рекомендации. То есть при подключении в первый год телефонная связь местной школе может обойтись в 5837 рублей. Если Вы получите эти услуги на условиях спонсорства и по Вашей рекомендации к услугам кампании подключиться хотя бы 20 человек, то оператор связи в течение года окупит недополученную прибыль.

Как найти спонсора для школы и оплаты Интернета

Современная школа может не только получать информационные услуги посредством Интернета, но и оказывать их. Для этого у школы должен быть сайт, то есть свое веб-представительство в Интернете. Сделать сайт сегодня не представляет труда. Для этого есть бесплатные шаблоны, видеокурсы, программы, хостинги для хранения документов http://doc4web.ru и другие полезные инструменты. Причем есть они в Интернете. Автор статьи, далека от веб-программирования и не имеет технических знаний. Однако это не мешало мне создать пять сайтов, в том числе этот образовательный блог о спонсорстве Эксперт BTL. Тем самым я хочу сказать, что создать сайт можно и нужно усилиями школьников. Но вот для хранения сайта потребуется провайдер. Что это за зверь? Провайдер – это организация, предоставляющая Интернет-услуги. Рассмотрим пример, как найти спонсора для школы среди провайдеров и почему ему это будет выгодно.

Известный провайдер Sprinthost предлагает своим клиентам недорогой и качественный хостинг. Самый дешевый тариф «Первый» стоимостью 990 рублей в год включает хостинг 2-ух сайтов, самый дорогой тариф «Премиум» за 8640 рублей в год – неограниченное количество сайтов. В первом случае школа может открыть один сайт об учебном процессе, другой о внешкольной работе. Во втором случае сайты могут иметь все структурные подразделения, учителя, сообщества школьников и даже родителей. Все тарифы Sprinthost позволяют иметь неограниченное количество доменных адресов и электронных почтовых ящиков, включают автоматическое резервное копирование данных и круглосуточную техническую поддержку. Партнерская программа провайдера включает выплату вознаграждения партнерам 30% от оплаты услуг Ваших рефералов и 10% от первого платежа каждого привлеченного им клиента.

Предположим, что в Вашей школе учатся 250 школьников, работают 60 человек, и те и другие проживают в семьях численностью 3 человека. Как правило, родители детей и другие члены семьи находятся в курсе того, услугами каких поставщиков пользуется школа. Таким образом, потенциальными потребителями услуг является 930 человек: школьники и их родители, сотрудники и их семьи. Используя принцип Парето можно утверждать, что из них купят услуги 37 человек. Если они оплатят хостинг по самому дешевому тарифу «Первый», то кампания-спонсор Sprinthost получит доход по Вашей рекомендации 36630 рублей в год, что с лихвой окупит их расходы на предоставление школе хостинга по тарифу «Премиум» на безвозмездной основе.

Где и как искать спонсоров для школы тоже непраздный вопрос. В предыдущей статье я рекомендовала Вам искать точки соприкосновения с потенциальными спонсорами. Используйте географический признак и ищите спонсора среди операторов связи и провайдеров Вашего региона.

На двух примерах, я показала Вам, как найти спонсора для школы среди поставщиков связи и Интернет-услуг и сделала экономическое обоснование, почему им выгодно быть Вашим спонсором. Ваша задача, довести это до них. Что может еще предложить школа спонсорам, чтобы их заинтересовать. Прежде всего, рекламу на своем сайте в виде баннера. Рекомендую один сайдбар (колонка на сайте сбоку) полностью выделить для спонсоров и партнеров, тогда они поймут, что у Вас серьезный подход к работе со спонсорами и их деньги (услуги или товары) будут использованы по назначению. Пригласите спонсора войти в состав попечительского совета школы в качестве почетного члена. Распространяйте рекламную продукцию спонсора силами школьников на внешкольных мероприятиях. Это может быть раздача флаеров, буклетов, шаров с логотипом спонсора и т.д. Не забудьте свои предложения красиво упаковать в спонсорский портфель, и результат превзойдет Ваши ожидания.

Место для вашей рекламы

Можно ли найти инвестора для строительства школы? Задача непростая, ведь инвестиции, как правило, невозвратные. Однако практика показывает, что и на таких условиях привлечь спонсора вполне реально. Martela EdDesign разбирает три истории создания школ на привлеченные деньги. Эти примеры наглядно показывают плюсы и минусы подобного партнерства.


Высокие покровители: муниципальная школа и частные деньги

В 2010 году развитием школьного образования заинтересовались два видных государственных деятеля: первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и сенатор от Дагестана, миллиардер Сулейман Керимов. У обоих есть дома в поселке Заречье Одинцовского района Московской области, неподалеку от которых работала

«Зареченская средняя общеобразовательная школа», сданная в эксплуатацию в 1976 году. Школа была муниципальной собственностью и принадлежала Одинцовскому району. Шувалов с Керимовым решили превратить ее в школу будущего.

«Идея была в том, чтобы из старой сельской школы сделать не просто суперсовременную муниципальную школу, а наладить социальный лифт с помощью нее: в школе могли бы учиться и получать самое лучшее образование по мировым стандартам все дети из округи», – пояснил источник, знакомый с проектом.

В 2010 году в Заречье жило 6270 человек, среди которых, помимо Керимова и Шувалова, миллиардеры Михаил Прохоров, Роман Абрамович и другие. С 2010-х в Заречье реализовывались крупные девелоперские проекты, ожидалось, что население поселка вырастет в два-три раза. В 2013 году поселок признан самым дорогим городом Московской области по цене недвижимости, сообщал «Московский комсомолец». Однако прироста населения не случилось: по итогам 2017 года число жителей Заречья снизилось до 5928 человек.

«Ведомости» писали, что в 2010 году Керимов решил выделить на идею $100 млн, а вице-премьер взял строительство школы под свой патронат и лично следил за ходом работ. «У Шувалова в этом проекте была общественно-публичная роль, пояснил источник, знакомый с проектом. – Игорь Иванович – большой общественный деятель в том районе, где он живет, и обустройство пространства – любимая его тема. Он не вкладывал в проект деньги, но поддерживал его с точки зрения координации своим авторитетом: знакомил людей друг с другом, предлагал свое видение».

Проект финансировался из специально созданного в 2010 году благотворительного фонда развития Зареченской школы. «Деньги на реконструкцию перечислял Благотворительный фонд Сулеймана Керимова», – сообщила директор Зареченской школы Ирина Коротеева. – Фонд школы был создан по инициативе Керимова, а, вернее, его супруги: они хотели поделиться с детьми Заречья своими возможностями».

К декабрю 2010 года уже было вложено 180 млн руб., 25 млн руб из них потрачено на полный ремонт существующего здания школы, писали Ведомости. Согласно отчетности фонда, в 2014 году его основные средства составляли 2 346 017 000 рублей, в долларах по среднему курсу 2014 года это примерно $62 млн. Данных за 2015 год нет.

Реконструкцию закончили в 2015 году. Были возведены четыре новых корпуса. Новая школа, похожая на здание МИДа (витражные окна высотой с первого до третьего этажа, колонны), приняла около 900 учащихся, ее проектная мощность составляет 1100 человек. «У нас учатся обычные дети, которые проживают на закрепленной за учреждением территории: наш поселок и еще четыре ближайшие деревни, – рассказывает Ирина Коротеева. – Обучение бесплатное».

После реконструкции в школе появилось два бассейна, четыре спортивных зала, ледовая арена, где сейчас размещается школа фигурного катания Ирины Слуцкой, оборудованные учебные классы и аудитории, концертный зал, клуб «Что? Где? Когда?», тир, библиотека и медиатека.

Сейчас покровители школы, ставшей в 2012 году автономным учреждением, в ее судьбе участия не принимают. Фонд развития Зареченской школы находится в стадии ликвидации. Керимов официально посетил школу в феврале 2017 года, когда губернатор Московской области Андрей Воробьев награждал его орденом первой степени за заслуги перед Московской областью. «После того, как президент Владимир Путин поручил Шувалову стать куратором от правительства масштабного проекта Научно-технологической долины МГУ, он сосредоточился на этом проекте», – пояснил источник, знакомый с ситуацией.


Частная школа, благотворители и бюджет

В апреле 2016 года большая компания москвичей во главе с миллиардером, основателем благотворительного «Рыбаков фонда» Игорем Рыбаковым и директором фонда бизнесменом Оскаром Хартманом появились в коридоре волгоградской общеобразовательной школы «Поколение». Люди из делегации посетили несколько уроков, пообщались с педагогами, погоняли в футбол детьми, а в конце дня внезапно приняли решение учредить для школы «Поколение» Фонд целевого капитала.

Рыбаков с Хартманом оказались в волгоградской школе почти случайно. Благотворители приехали в город с визитом к своему приятелю, местному бизнесмену Александру Малашкину, который в рамках экскурсии по социально значимым местам Волгограда предложил посетить «Поколение». В этой школе у бизнесмена учатся дети.

«После экскурсии по школе у нас было небольшое с чаепитие с Игорем и Оскаром. Они задавали довольно острые вопросы, например, как сильно мы зависим от родителей учеников, можем ли отчислить школьника, нарушающего принципы школы или принять талантливого ученика, не смотря на финансовые возможности его родителей, – вспоминает один из соучредителей и директор школы Михаил Сукиасян. – Конечно, для таких решений нужно иметь солидную финансовую базу, основу финансовой независимости. Оскар привел в пример известные европейские школы с эндаумент-фондами. Их наличие – важнейший фактор процветания и независимости этих школ, сказал он. А Игорь Рыбаков предложил отработать на примере нашей школы такую практику в России и сформировать фонд целевого капитала».

“В фонд было вложено 3 млн рублей – это минимальная сумма для создания эндаумент-фонда в России. Деньги, направленные на формирование целевого капитала, размещаются на депозитных счетах, а сам целевой капитал неприкосновенен – школа получает лишь доходы от инвестирования”, пояснила помощник вице-президента образовательных программ «Рыбаков фонда» Елена Савина.

Фонд целевого капитала общеобразовательной школы «Рыбаков Фонд» сформировал впервые. Почему была выбрана школа «Поколение»? Решение благотворителей хоть и неожиданное, но объяснимое, считает соучредитель и исполнительный директор «Поколения» Александра Сукиасян.

«Сами по себе мы – очень активная школа, всегда стремились самостоятельно зарабатывать. Открывшись в 2005 году на базе старой муниципальной школы, находившейся в аварийном состоянии и взятой в аренду у города, мы отреставрировали ее. Потратили 22 млн рублей, часть из которых было кредитными деньгами, и стали прибыльной школой, – рассказала Александра Сукиасян. – Думаю, Рыбаков и Хартман увидели в нас тот тип управленцев, который им близок: социально ориентированных и нацеленных на результат».

Сейчас «Поколение» функционирует как образовательный комплекс, рассчитанный на 350 человек (детский сад, общеобразовательная школа, школьный университет, федеральный центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и семейный клуб «Облако»). Однако в планах – новая стройка.

«У нас давно была необходимость расшириться, – пояснил Михаил Сукиасян. – А рядом с нами как раз находится муниципальное учреждение – детская-юношеская спортивная школа по волейболу. Здание у них старое и ветхое, хотя потребность в развитии волейбола в городе есть». На базе этого соседства родился договор о муниципально-частном партнерстве между учредителями «Поколения» и мэрией в рамках которого, пожалуй, впервые в России школа выступит инвестором.

Муниципалитет передаст «Поколению» территорию ДЮСШ вместе с имуществом (стоимостью около 5 млн рублей), а взамен владельцы школы обязуются построить Спортивный комплекс на 850 кв.м. Аварийное здание ДЮСШ будет снесено, а на его месте появится «Центр дополнительного образования» «Поколения» на 1500 кв.м, ходить куда смогут не только ученики школы, но и детишки из соседних дворов, рассказала Александра Сукиасян.

Вложения «Поколения» составят более 40 млн рублей: по 20 млн на каждый из возводимых объектов. Откуда школа возьмет эти деньги? «Конечно, придется прибегнуть к кредитным ресурсам, но мы готовы к таким масштабам затратам, – утверждает Михаил Сукиасян. – Комплекс «Поколение» достаточно успешен и в финансовом смысле». «Мы будем использовать все возможности, которые предоставляют банки, фонды поддержки, Агентство стратегических инициатив и другие крупные игроки социальному бизнесу, а также будем искать инвесторов, с которыми сможем разделить затраты», – добавила Александра Сукиасян. Кроме того, деньги, потраченные на строительство Спорткомплекса, мэрия планирует частично вернуть инвестору в виде субсидии к 2021 году.


Юрий ЧЕРНЫШЕВ
Санкт-Петербург

Деньги, в школу собирайтесь!

Как искать спонсоров, не теряя
достоинства

Школа ищет деньги… Знакомая и больная
тема. Сельской школе нужно особенно много,
финансирования из бюджета едва хватает на
зарплату учителям. А еще деньги на краску, кирпич,
электричество, учебники… Каждый, кто пытается
наладить постоянную материальную помощь своей
маленькой школе, должен иметь в виду несколько
обязательных правил.

Не жалуйтесь!

Начнем с оптимистической ноты. Не нужно
рассказывать потенциальному спонсору о школьных
бедах и недостатках. Люди опытные знают:
организация, переживающая трудности, обычно
тратит деньги вовсе не на то, на что просит. Для
первого знакомства предложите конкретный
проект, который школа в состоянии осуществить и
который мог бы понравиться потенциальному
спонсору, – оборудование компьютерного класса,
спортивного зала, библиотеки и т.д. Здесь важна не
только идея, но и очень хорошее обоснование
проекта: что, когда и зачем вы собираетесь
организовать, какого результата ждете, какой
результат может получить фирма-спонсор
(акционерное общество, крестьянское хозяйство).

Некоторые хотят быть спонсорами

Людям, работающим в сфере культуры,
образования, иногда кажется, что искать деньги –
зазорно, что их обращений никто не ждет. Это не
совсем так. В каждой солидной фирме есть менеджер
по связям с общественностью, кроме того,
спонсорство может сулить фирме некоторые выгоды:
уменьшение налогов, создание благоприятного
имиджа. Если фирма стремится занять серьезное
положение на рынке, она обязательно будет
участвовать в социальных и образовательных
программах. Но даже если не заглядывать так
далеко, не забывайте, что сама школа может
предоставить в обмен на вложение средств
определенные образовательные услуги. Одним
словом, выясните условия спонсора и предложите
вариант, выгодный не только для вас, но и для него.
Например, если у директора школы есть какая-то
поддержка среди весомых людей, спонсору это
может быть тоже очень полезно, он может
воспользоваться их поддержкой.
Прежде чем делать предложение, изучите своих
потенциальных благотворителей. Иначе вы
получите слишком большое количество отказов и у
вас могут опуститься руки. Эффективным поиск
будет только тогда, когда вы будете вести его в
нужном поле. Например, среди тех, кто собирается
строиться в вашем районе, открывать магазины.
Именно такие фирмы особенно заинтересованы в
том, чтобы создать о себе хорошее впечатление.

Страшное слово «бизнес-план»

Предположим, что самый трудный этап
пройден: вы нашли спонсора, который согласен
помогать довольно активно. Что дальше? После
проведения переговоров надо готовить
обоснование вашего проекта в виде бизнес-плана
или хотя бы сметы. Но лучше всего, когда стратегия
школы будет описана в том проекте, который она
предлагает. Во-первых, это помогает самой школе
еще раз прояснить свои позиции. Во-вторых,
спонсор лишний раз убеждается в серьезности
ваших намерений. Хорошо, когда к такому документу
прилагается так называемое техническое задание,
где расписано, какие работы, в какие сроки и кто
будет выполнять, сколько это будет стоить. Среди
сотрудников школы должен появиться менеджер,
отвечающий на оперативные вопросы управления
проектом, ведь директор не сможет всем
заниматься.
Важно, чтобы и директор школы, и менеджер проекта
постоянно работали со спонсорами,
демонстрировали результаты, приглашали бы на
школьные мероприятия, информировали, как
продвигается работа, и не забывали
поблагодарить. И естественно, необходимо
рассказывать родителям и ученикам о том, кто
оказывает школе помощь. Нужно сразу строить
надежную систему взаимоотношений – ведь вы
хотите сотрудничать и в дальнейшем. Спонсор
должен видеть в вас серьезного и честного
партнера.
И еще одно замечание. Серьезному спонсору
совершенно небезразлична репутация школы,
которой он помогает. Известна ли она в районе
своими достижениями? Хорошо ли отзываются о ней
дети и их родители? Предлагает ли партнер что-то
действительно необходимое и прогрессивное или
же предложенная спонсору идея всего лишь каприз
директора?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.

“Первое сентября”


Обновлено: 17.05.2023

Родителям необходимо знать, на что они имеют право, а что выполнять обязаны. Для начала следует ознакомиться с уставом образовательного учреждения (школы, детского сада), учащимся или воспитанником которого является ребёнок. В каждом уставе есть раздел о правах и обязанностях участников образовательного процесса. К таким участникам относятся как педагоги, так и дети с родителями. Следует знать и другие свои права, предусмотренные действующим законодательством.

Добровольные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе родителей, могут быть использованы общеобразовательным учреждением на приобретение инвентаря, предметов хозяйственного пользования, предметов интерьера, проведение ремонтных работ в классах, охрану помещений и т.п. При этом родители не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь исключительно на добровольной основе.

Таким образом, никакие требования классных руководителей, решения родительских комитетов, собраний и других общественных формирований образовательного учреждения не могут заставить родителей в обязательном порядке сдавать деньги на те или иные нужды (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, например, родительская плата за содержание ребёнка в детском саду).

Средства, направляемые в качестве благотворительной помощи, должны перечисляться на расчётный счёт (в том числе внебюджетный) образовательного учреждения в том объёме, какой определит для себя каждый родитель. Денежные средства, полученные таким образом, учреждение вправе использовать по своему усмотрению. Родители, как участники образовательного процесса, в свою очередь, вправе поинтересоваться, на какие цели были использованы переданные ими деньги.

Таким образом, вносить или нет денежные средства на нужды образовательного учреждения и в какой сумме, вправе решать самостоятельно каждый родитель. В случае нарушения права детей на бесплатное получение образование, в том числе посредством принуждения родителей к сдаче средств, можно обращаться с заявлениями (жалобами) в органы управления образованием, органы прокуратуры.

Школы России опираются на государственное финансирование, но со временем становится понятно, что его недостаточно. Может ли школа зарабатывать средства самостоятельно — и как?

Сейчас у нас в стране действует следующая система: региональный орган власти перечисляет каждой школе определённую сумму, которая зависит от нескольких показателей. Главным является количество учеников, но также могут быть и надбавки за статус лицея или гимназии, количество олимпиадников или занимаемое место в рейтинге школ. Все они учитываются для того, чтобы повысить конкуренцию среди общеобразовательных учреждений.

Однако не все школы могут соперничать с другими: так, на грани существования часто остаются небольшие сельские школы, а дефицит бюджета — привычное явление для местного самоуправления. В итоге школам просто жизненно необходимо привлекать сторонние средства. Совершенно не лишним будет знать, как при этом не нарушить закон.

Один из способов получения денежных средств — это гранты и субсидии. И государственные, и частные организации периодически проводят конкурсы, в которых может поучаствовать школа. Нужно только ознакомиться с критериями и подать заявку.

Школы могут также оказывать платные услуги — например, организовывать кружки по интересам, внеурочные занятия и спортивные секции. Другой вопрос в том, сможет ли школа выдержать конкуренцию с частными организациями и репетиторами, особенно если в ней учится не очень много ребят.

Обычно вопросом привлечения средств занимается администрация школы, и здесь самый действенный вариант — поиск инвестора. Существует даже специальная профессия фандрайзер — человек, который занимается поиском и сбором средств. Такая помощь может сильно облегчить задачу, но не все могут позволить его услуги.

Способ, о котором говорят совсем немного — это пожертвования и спонсорство. Он не слишком распространен, однако по законодательству школа — некоммерческая организация, и она имеет право принимать добровольные взносы. Однако это должно быть закреплено юридически: нужно позаботиться о составлении договора с тем, кто решил сделать пожертвование. Это может быть не только денежная сумма, но и материальные вещи — например, техническое оборудование, спортивный инвентарь или мебель. Меценатами могут быть как частные лица, так и организации.

Школы могут использовать и краудфандинговые платформы. На них люди материально поддерживают какие-либо проекты на добровольной основе. Для участия в краудфандинге нужно предоставить бизнес-план, смету расходов и описание самого проекта. Если пользователям платформы он понравится, то вы можете рассчитывать на их финансовое участие. Сейчас такой способ не слишком популярен, так как многие о нём просто не слышали, но он набирает обороты. Возможно, в ближайшем будущем краудфандинг станет одним из основных способов заработать на своих идеях.

Светлана Рябуха, директор МАОУ СОШ № 125 (Екатеринбург), предлагает сразу три варианта. Первый — запустить платные услуги: кружки, спортивные секции, дополнительные занятия. Второй — привлечь частные инвестиции. Третий — участвовать в конкурсах и искать гранты.

Регби-кружок МАОУ СОШ № 125

Елена Белова, директор МАОУ СОШ № 43 (Екатеринбург) поддерживает идею частных инвестиций. В ее школе был позитивный кейс, когда в 2016 году несколько выпускников-энтузиастов вложили свои ресурсы в ремонт здания. Они самостоятельно выбрали объект реконструкции, составили смету, разделили между собой финансовую ответственность. Благодаря выпускникам школа обзавелась собственным музеем и новым актовым залом.

В школьном музее МАОУ СОШ № 43

Елена Белова замечает, что для сбора пожертвований от сообщества все больше школ создают эндаумент. Это достаточно новое для России понятие означает целевой фонд, сформированный за счет пожертвований в адрес некоммерческой организации. Кроме того, у школ есть возможность сократить свои расходы с помощью софинансирования, когда часть затрат на какой-то проект на себя берет городской бюджет, а часть покрывается из внебюджетных средств школы.

Элина Юнусметова, директор частной гимназии New Tone (Узбекистан) отмечает, что несмотря на стереотипы, частные школы нуждаются в дополнительных средствах не меньше, чем государственные. Просить клиентов о материальной поддержке напрямую неудобно и сложно, и директор предлагает искать финансовой помощи у международных фондов. В 2020 New Tone получила от Европейского банка грант на развитие малого бизнеса, а именно на внедрение в гимназии онлaйн-образования и SMM. После пандемии и то и другое направление было востребовано, и по договору банк покрыл 85 процентов затрат. Гимназия зарекомендовала себя как надежный партнер, и поэтому после закрытия первого успешного проекта банк сразу предложил финансирование нового.

New Tone онлайн

Тем, кто планирует искать гранты, Элина Юнусметова советует обращаться к опытным консультантам, у которых за плечами уже есть успешные кейсы. А еще вести прозрачную финансовую отчетность и обязательно укладываться в сроки — от этого зависит репутация школы и дальнейшее сотрудничество.

Вот уже четверть века мы сокрушаемся по поводу недофинансирования российского образования, которое сейчас, по оценкам экспертов, получает лишь 30% от необходимого.

Школы, где дети учатся в три смены и сидят за ветхими партами — это неприемлемо для страны, которая претендует на статус инновационной державы. Впрочем, бюджетных денег на образование не хватает ни в одной стране мира, поэтому без привлечения средств частных инвесторов злободневные задачи развития страны не решить.

Частные инвестиции в сферу образования, согласно отчету Росстата, снижаются на протяжении последних трех лет. В 2014 году в нее было вложено 242 млрд рублей, а в 2016 году — только 210 млрд рублей, которые составляют всего лишь 1,4% от общего объема частных инвестиций.

Очевидно, что для коммерческого сектора эта отрасль занимает одно из последних мест по привлекательности. Это вполне объяснимо — норм и правил инвестирования в эту сферу не существует, гарантий возврата средств нет, контроль за расходованием денег довольно слабый. При этом в России сейчас есть все возможности для создания эффективной системы привлечения частных средств для нужд образовательных учреждений. С помощью этих денег мы можем решить самые насущные проблемы нашей образовательной системы.

Инвестиции в развитие

Победить безграмотность и обеспечить всем людям доступ к качественному образованию невозможно только усилиями отдельных государств — необходимо глобальное объединение ресурсов наций и крупнейших компаний. И в ООН придумали способ, как это сделать, разработав механизм стимулирования инвестиций в ЦУР.

Сегодня любая крупная компания, которая хочет стать глобальной и выйти на международные рынки, должна учитывать в своей работе ЦУР и делать свой вклад в их достижение. Теперь инвестиции в цели устойчивого развития — это своего рода входной билет в клуб глобальных игроков. Такова политика всех государств, одобривших программу ООН.

Однако пока сохраняются некоторые сложности в сфере инвестиций в образование.

Полоса препятствий

В результате возникает парадоксальная ситуация: в крупных городах существует проблема нехватки школ. В Самарской области есть школы, в которых одновременно учатся 14 первых классов в три смены. В одном из районов Улан-Уде, где живет 200 000 человек, нет ни одного образовательного учреждения. Власти пытаются, конечно, решить эти вопросы. Но построить одну школу стоит в среднем 1 млрд рублей. А их нужны сотни.

Здесь бы и мог помочь крупный бизнес — компании международного уровня могут выделить в качестве инвестиций деньги на строительство школ при условии их постепенного возврата на протяжении 10-15 лет. Это можно делать за счет внесения средств в уставной капитал школы. Но, увы, как мы уже было сказано, это не предусмотрено законом о государственно-частном партнерстве.

Устранения только этого барьера, впрочем, недостаточно для увеличения инвестиционной привлекательности сферы образования. Каждый бизнесмен хочет быть уверенным в возврате своих вложений. При существующем порядке финансирования учебных учреждений гарантировать это довольно сложно.

Дело в том, что сейчас в образовании действует институт подушевого финансирования. Сам по себе этот механизм разумный и эффективный: чем выше качество образовательных услуг, тем больше детей в школе, и тем больше ее финансирование. Однако в таком виде система работает только в Москве. В регионах же она действует только на бумаге.

Простые решения

Выход здесь простой: оставить лишь ограниченное число возможностей для увеличения финансирования на одного человека. Например, если ребенок имеет ограничения по здоровью или особенности психофизического развития, конечно, может применяться поправочный коэффициент. В других случаях за каждым учеником должен быть закреплен определенный бюджет.

Кроме этого, необходимо внедрить эффективные механизмы распределения денег и контроля за выделяемыми средствами. Здесь опять же не обойтись без тонкой настройки законодательства.

Получается, что региональное министерство образования, отдавая деньги, не контролирует, как они расходуются, поэтому чиновники на местах могут принимать подчас странные решения.

Например, в одной из дагестанских школ муниципалитет выделил средства на образовательное оборудование — как оказалось, к таковому были причислены алюминиевые ступеньки для лестницы в бассейне. Думаю, что это самый безобидный пример вольного расходования средств. Для решения этой проблемы необходимо снова наделить региональные департаменты образования правом распределения и контроля средств, сделав их учредителями школ.

Все эти меры направлены на то, чтобы изменить сам подход к привлечению и расходованию средств в системе образования. Они позволят перейти от традиционной модели расходования денег к инвестиционной. По нашим подсчетам, таким образом можно привлечь дополнительно от крупного и среднего бизнеса до 200 млрд рублей инвестиций в строительство, оснащение, переоснащение школ, центров дополнительного школьного среднего и профессионального образования, центров подготовки и переподготовки кадров для этих структур.

Читайте также:

      

  • Как распределяется атмосферное давление на земле кратко
  •   

  • Что такое кавказ кратко
  •   

  • Что понимают специалисты под понятием потенциал здоровья человека кратко
  •   

  • Анализ результатов беседы кратко
  •   

  • Есть ли в россии демократия кратко

Добавить комментарий