Как найти меньшее число а задачах

Цели урока:

  • обучающиеся должны научиться решать задачи на
    нахождение меньшего числа; закрепить изученные
    вычислительные приемы сложения и вычитания,
    навыки счета в пределах 9;
  • обобщить полученные знания о задаче, их
    классификации;
  • развивать творческие способности и речь.

Регулятивные УУД: контроль в форме
сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование
    познавательной цели; умение решать задачи на
    нахождение меньшего числа;
  • выбор основания и критерия для сравнения,
    классификации объектов; умение по схеме
    определить, что обозначают больший и меньший
    отрезки; выбор наиболее подходящего способа
    решения задачи; приобретение начальных
    геометрических навыков.

Коммуникативные УУД: способность
договариваться, желание помочь товарищу и
оценить его действия.

Оборудование: экран, проектор, презентация,
веер чисел, схемы условий задач, магнитные числа
и буквы, карточки для самооценивания.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка
готовности. Психологический настрой. Слайд № 1.

Учитель: Долгожданный дан звонок –

Дети: Начинается урок.

Учитель: Ребята, покажите с помощью
сигнальных карточек, вашу готовность к уроку. Я
желаю вам плодотворной и успешной работы.

Дети: 

Раз, два, три, четыре, пять.
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.

Учитель:

Это слышать мне приятно!
Математика зовёт –
Первоклашек на урок!

II. Актуализация знаний. Давайте вспомним
тему прошлого урока. (Задачи на сравнение).
Сегодня мы продолжим работу над задачами на
сравнение и познакомимся с новым видом. Слайд №
2.

Сначала повторим изученное ранее. Вставьте
вместо звёздочек знаки “+” или “-”. Задание
выполните самостоятельно, а проверять работы
будем в парах. (Взаимопроверка в парах при помощи
эталона, показанного на экране.)

9*5*2=2     4*1*3=8     7*2*8=1
     5*0*4=9

III. Устный счет.

Математика нас ждет,
Продолжаем устный счет.

Решите примеры и вы сможете разгадать
зашифрованное слово. (На доске карточки задания
из №6 стр.59)

Дети находят значения выражений и составляют
слово при помощи магнитных букв слово.

– Что означает слово пейзаж? (Вид, изображение
какой-либо местности в живописи и графике). Слово
“пейзаж” французское, означает – “страна”,
“местность”. Слайд № 3.

Ученица:

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней, (Слайд №4)
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш – обязательно картина,
Называется ПЕЙЗАЖ. Слайд № 5.

Учитель:

Посмотрите, попали мы в сказочный лес.
Лес этот полон прекрасных чудес.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Как вы думаете, кто может жить в этом сказочном
домике? В нём живёт Мудрая Сова, которая пришла к
нам на урок и принесла с собой различные
математические задания. (Мудрая Сова на рисунке). Слайд
№6.

Для выполнения следующего задания вам надо
слушать меня очень внимательно.

Приготовьте веер чисел.
Пять ворон на ветку сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

– Что вы решали?

– Почему вы считаете, что это задача? (Есть
условие, вопрос).

– Что помогает записать условие задачи? (Схемы).

– Мудрая Сова просит найти подходящую к задаче
схему. (На доске 4 схемы задач. Дети выбирают схему
№ 3). Почему?

Два орешка бурундук,
Положить хотел в сундук,
Только он не утерпел,
И один орешек съел.
Сколько орешков осталось у бурундука? (1)

(Дети выбирают схему № 3). Почему?

– Решите ещё одну задачу.

Два ежа грибы искали,
И в корзиночку их клали.
Первый ёжик 7 нашёл,
А второй за ним пошёл,
на 2 больше он нашёл.
Сколько же нашёл второй?

(Дети выбирают схему № 2). Почему?

– Какое число мы узнавали в этой задаче?

– Как мы назовём такую задачу?

– Какое правило применили при решении этой
задачи?

– Как найти большее число?

– Как узнать разницу? Слайд № 7.

IV. Объяснение нового материала.

– Какая схема осталась без внимания? Как вы
думаете почему?

– Что неизвестно в ней? Обозначьте на схеме
названия отрезков. (Б – большее число, м –
меньшее, р – разность).

– Может кто-то догадался, как узнать меньшее
число?

Прочтите вывод и сравните с нашими
предположениями. Слайд №8.

V. Физкультминутка. (Звучит музыкальная
физкультминутка, а на экране слайд с пейзажем
леса.) Слайд №9.

VI. Работа с учебником.

– Прочитаем правило в учебнике на странице 58.

– Решали мы раньше такие задачи, в которых нужно
было узнать меньшее число?

– Кто сможет назвать тему нашего урока? Чему
должны научиться на уроке? (Решать задачи на
нахождение меньшего числа.)

– Найдите задание № 4на странице 59.

– Вот схема перед вами, А задачу составьте сами. Слайд
№ 10.

– Придумайте условие задачи.

– Поставьте вопрос к задаче.

– Какой знак мы будем использовать при решении
задачи? Почему выбрали вычитание? (Чтобы найти
меньшее число, надо из большего числа вычесть
разность.)

– Решите задачу. (8 – 2 = 6)

– Каким будет ответ? Запишите.

VII. Гимнастика для глаз. Слайд №11.

VIII. Резерв. Слайд № 12.

Посмотрите на рисунок. Какую задачу можно
придумать? Проверим ответ. Слайд № 13

IХ. Итог урока. Рефлексия. Слайд №14.

Посмотрите, как преобразился наш лес.

Как вы думаете почему?
Наш урок к концу подходит,
Мудрая сова итог подводит.

– Чему мы научились сегодня на уроке? (Решать
задачи на нахождение меньшего числа).

– При помощи какого действия они решаются?

– Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями
справились? У вас на столе лежат карточки.
Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы
заканчиваете урок. Слайд № 15.

– Урок
понравился: я справился со всеми заданиями. Я
доволен собой.

– Настроение
хорошее. Мне было трудно, но я справился.

– Задания на
уроке оказались слишком трудные. Мне нужна
помощь!

Слайд № 16. Все старались и работали на уроке
очень хорошо. Молодцы. Спасибо за работу.

Мотивация к учебной деятельности

-Посмотрите
друг на друга, улыбнитесь, глазками пожелайте друг другу хорошего рабочего
настроения на сегодняшний урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам
хорошего рабочего настроения и успехов.

Актуализация
знаний
и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– Ребята,
прочитайте девиз нашего урока
.

Тот, кто
хочет много знать,

Должен
сам все постигать!

Как вы
думаете, какое главное слово в этих словах?

+…

– А
можно ли заставить кого-то учиться?

+Нет, он
должен сам этого захотеть.

Я уверена,
что вы хотите учиться. Что же значит “учиться”?

+ Это,
значит, понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.

-Вспомните,
чему был посвящен прошлый урок?

+ Мы
тренировались в решении задач на разностное сравнение, где находили большее
число.


Сегодня на уроке мы продолжим тренироваться в решении задач на разностное
сравнение.

-Как вы
думаете, чем сегодня мы займемся на уроке математики?

+ Решать
задачи.

-Вспомним,
какие части есть в каждой задаче? Назовите их.

+ Условие,
вопрос, схема, выражение, решение, ответ.


Ребята, послушайте задачу: Ира прочитала 4 книги, а Миша – на 2 меньше.
Сколько книг прочитал Миша?

– О чем
эта задача? Что сказано в задаче?

+  Ира
прочитала 4 книги, а Миша – на 2 меньше.


Прочитайте вопрос задачи.

+
Сколько книг прочитал Миша?

– Как
узнаем, сколько книг прочитал Миша?

+ 4-2=2


Правильно!

– Теперь
решим следующую задачу: Ира прочитала книги 4. Это на 2 больше, чем Миша. Сколько
книг прочитал Миша?

– Как узнаем,
сколько книг прочитал Миша?

+ 4+2=6

+ 4-2=2

Выявление
места и причины затруднения

– У нас
возникло затруднение.


Давайте прочитаем еще раз условие этих задач.

Сравните
условия этих задач.

-Что вы
заметили?

-Молодцы,
что это заметили, про такие задачи говорят, что условие выражено в косвенной
форме, на это указывает слово “это” и оно относится к числу, которое стоит
перед ним. Мы уже начали решать задачи в косвенной форме на предыдущем уроке.
Что вы можете сказать об этих задачах?

+Нужно
быть внимательными, это “хитрые” задачи.

– На
какое слово нужно обратить внимание?

+На
слово “ЭТО”.

Построение
проекта выхода из затруднения

– Прочитайте
условие задачи еще раз. К какому количеству оно относится?


количеству книг, которые прочитала Ира.

–Что еще
можем сказать про эти задачи? Какое число мы сейчас находили, меньшее или
большее число.

+
меньшее.

– Т.э.
это задачи на нахождение меньшего числа по известному большему числу и
разности.


Давайте начертим схему к этим задачам. 
 

– Сравните
схемы этих двух задач. Что вы заметили?

+Они
одинаковые.

-Какой
можете сделать вывод?

+Решение
этих задач будет одинаковое.

Какое
число в этих двух задачах было неизвестным? +Меньшее.

Каким
действием находим это число?

+Вычитанием.


Сделаем вывод

+Чтобы
найти меньшее число, надо  из большего числа вычесть разность.

+
Молодцы!

Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи


Откройте учебники на стр.58, выполним №1.

а)


Посмотрите на рисунок. Сколько синих кружков вы видите?

+6

– Нужно
изобразить красные кружки, а сколько их будет, вы сможете определить, глядя
на схему.

– Что
означает на схеме больший отрезок?

+число
синих кружков.


меньший отрезок?

+ число
красных кружков.

– Как
найти меньшее число?

+ Чтобы
найти меньшее число, надо  из большего числа вычесть разность.

– Составьте
выражение.

+ 6-2

– в
таблице справа нарисуйте кружки, запишите решение.

б)

-Сколько
здесь вы видите синих кружков?

+5


Обратите внимание на схему, а красных кружков будет меньше или больше?

+ меньше

– На
сколько?

+на один


Запишите выражение и нарисуйте красные кружки.


Сколько кружков вы нарисовали?

+ 4

– Как
вычислили их количество?

+ 5-1

– Итак,
чтобы найти меньшее число, что нужно сделать?

+ Чтобы
найти меньшее число, надо  из большего числа вычесть разность.


Выполним №2.

– Прочитайте
условие задачи. Чтение хором.

-Прочитайте
вопрос.

– Как
узнаем, сколько девочек в комнате?

+ надо 
из большего числа вычесть разность.


назовите большее число?

+ 9

– чему
равна разность?

+ 3


Составьте выражение и запишите его.

+ М=Б-Р


Запишите решение и ответ.


Следующий № 3, выполните самостоятельно.

Дома


Выучить наизусть вывод на стр.58, №4.

Рефлексия
учебной деятельности

Что
научились делать на уроке?

-Где
могут возникнуть трудности?

– Оцените
свой результат, все ли у вас получилось на уроке?

Задачи на разностное сравнение

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о разностном сравнении. В таких задачах обычно требуется найти разницу между двумя количествами и ответить на вопросы: на сколько больше? или на сколько меньше?.

Задачи на разностное сравнение решаются с помощью вычитания, то есть:

Чтобы узнать, на сколько одно число больше (или меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Задача 1. Купили  5  учебников и  9  тетрадей. На сколько меньше купили учебников, чем тетрадей? На сколько больше купили тетрадей, чем учебников?

Решение: Чтобы узнать, на сколько меньше купили учебник и на сколько больше купили тетрадей, надо от количества тетрадей отнять количество учебников:

9 – 5 = 4.

Ответ: Учебников купили на  4  меньше, чем тетрадей. Тетрадей купили на  4  больше, чем учебников.

Задача 2. На столе лежит  7  конфет и  4  яблока. На сколько больше конфет, чем яблок? На сколько меньше яблок, чем конфет?

Решение:

7 – 4 = 3.

Ответ: Конфет на  3  больше, чем яблок. Яблок на  3  меньше, чем конфет.

Задача 3. На полу лежат коробки с книгами. В первой коробке  3  книги, а во второй —  7  книг. На сколько книг в первой коробке меньше, чем во второй? Сколько всего книг в двух коробках?

Решение: Данная задача будет решаться в два действия.

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, надо выполнить вычитание (вычесть из большего числа меньшее):

1) 7 – 3 = 4 (книги)  — на  4  книги в первой коробке меньше, чем во второй.

Для ответа на второй вопрос, нужно будет выполнить сложение (сложить количество книг в первой коробке с количеством книг во второй коробке):

2) 3 + 7 = 10 (книг)  — количество книг в двух коробках.

Ответ: на  4  книги,  10  книг.

11.02.2015

Урок по математике на тему: “Нахождение меньшего числа”

Кузнецова Светлана Александровна

учитель начальных классов

Урок на тему: ” Нахождение меньшего числа” разработан к учебнику Л.Г.Петерсон 2 часть, 1 класс. На уроке используются современные технологии сотрудничества и деятельностного подхода. Цел данного урока-рефлексии-отработать умения решать задачи на разностное сравнение. Также на этом уроке ведётся отработка счета, сложения и вычитания,состава числа 9. К уроку разработана презентация.

Оценить




1480

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 634

с углублённым изучением английского языка

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

с использованием современных образовательных технологий

по предмету

«Математика»

1 класс

Тема урока: Задачи на нахождение меньшего числа»

( с использованием технологий деятельностного подхода и технологии сотрудничества)

Учитель начальных классов-

Кузнецова Светлана Александровна

Тип урока: урок рефлексии с использованием технологий проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, ИКТ технологий.

Цели урока:

-учить детей решать задачи на нахождение меньшего числа по известному большему числу и разности;

-закреплять изученные приемы сложения и вычитания в пределах 9, навыки счёта и знание состава числа в пределах 9;

-обобщить знания о задачах и их классификациях;

-развивать творческие способности и математическую речь детей;

Задачи:

Личностные УУД: создать условия для развития учебно-познавательных мотивов учащихся.

Метапредметные:

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; развитие умения решать задачи на нахождение меньшего числа;

уметь выбирать основание и критерий для сравнения, классификации; развивать умение работать со схемой, выбирать на схеме и объяснять, что обозначают больший и меньшие отрезки; выбор способа решения задачи;

коммуникативные: участвовать в коллективной беседе, слушать высказывания одноклассников, развивать желание помочь товарищу и оценить его действия; комментировать свои действия;

регулятивные:учить контролировать свои действия, сличать с заданным эталоном с целью обнаружения несоответствий4

личностные: прививать положительное отношение к урокам математики, развивать познавательные интересы, содействовать формированию умения работать в группах, в парах;

Оборудование урока: презентация, карточки для записи задачи, веера (цифры), карточки с условиями задачи,

Ход урока: I. Организация детей.

Проверка готовности детей к уроку.( Слайд №1)

Учитель: Ну, ребята, все готовы? Как готовы?

Дети:

Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Устный счёт.

Повторение сложения и вычитания в пределах 9. Слайд № 2

Расшифруй слово. Что оно означает? Ответы показываем сигнальными цифрами.

Дети решают выражения при помощи сигнальных цифр. Ответы постепенно появляются на интерактивной доске. Затем составляется слово «пейзаж»

Учитель: Что означает слово «пейзаж»?( высказывания детей)

На Слайде № 3 появляется определение. Дети читают.

Учитель:слово французское, означает «страна», «местность».

Кто рисует пейзажи? Отгадайте загадку.

Этот – мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет и листья.

Из какой сказки этот персонаж? ( Тюбик из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». ) Тюбик приготовил вам несколько заданий.)

Рассмотрите картину, что нарисовано. Как называется данный жанр живописи?( на слайде появляется натюрморт)

IIi. Актуализация знаний.

Учитель:Вспомните, что изучали на прошлом уроке?

Дети:Задачи на сравнение.

Учитель: Выполните первое задание Тюбика.Дополните правило. Слайд № 4.

Чтобы узнать, на сколько одно число …………….(больше) или ……………(меньше) другого, надо из…………..(большего) вычесть…………..(меньшее).

Чтобы найти большее число, надо к………….(меньшему) числу……….(прибавить)…………..(разность)

Учитель: Соотнеси схему и правило. Слайд № 4.

Учитель: Следующее задание Тюбика. Придумайте задачи по схемам. Слайд №5

Дети: У художника Тюбика было 7 кисточек и 5 карандашей. На сколько больше кисточек, чем карандашей было у Тюбика? На сколько меньше карандашей . чем кисточек было у Тюбика?

Дети: Художник нарисовал 5 картин с натюрмортами . а картин с пейзажами на 3 больше. Сколько художник нарисовал картин с пейзажами?

Художник нарисовал 5 картин с натюрмортами .Это на 3 меньше, чем картин с пейзажами. Сколько картин с пейзажами?

Учитель: Сколько разных задач вы составили к 1 схеме? ( 2 с разными вопросами), ко 2 схеме.( 2 в прямой и косвенной форме) .

Учитель: Запишем решение на листочках по группам в 4 человека .( У детей карточки со схемами и клетками для решения, условия задач).Приложение 1, 2 Затем проверка на доске .Слайды № 6,7

1 группа 2 группа

3 группа 4 группа

Учитель:Чем похожи и чем отличаются записи задач? Почему?

Дети:похожи выражениями и значением выражения, выбором действия. Отличаются ответом на вопрос.

Как найти большее число? Как найти разность между числами?

V. Получение нового знания.

Учитель:Посмотрите на доску. Слайд № 8. Какая новая схема появилась?

Что неизвестно в ней ?( меньшее число). Что известно?( разность и большее число).

Может кто-нибудь догадался, как найти меньшее число?

Сравните с выводом.

Слайд № 9.

Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разность.

Учитель:Итак, чему мы будем учиться сегодня на уроке?(решать задачи на нахождение меньшего числа)

VI.Физминутка.

Слайд №10. Звучит музыкальная физминутка под песенку «В траве сидел кузнечик».

VII. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

А)Откройте учебник на стр. 58 № 1.

Найдите меньшее число и изобразите его в таблице.

Отрезком какого цвета изображено меньшее число. Большее число. Чему равно большее число?(6) Что обозначено цифрой 2?( разность).

Как в таблице обозначено большее и меньшее число? ( кружками синего и красного цвета) Сколько кружков синего цвета?(6) Какое это число?(большее) Как узнать, сколько красных кружков нарисуем?

Читаем вывод. Заполняем выражение и находим его значение. Дорисовываем кружки, обозначающие меньшее число.

Б) Решение задачи № 2 стр.58.

Что обозначает каждое число на схеме? Что неизвестно. Как найти меньшее число? Запишите выражение. 9-3

Оформление решения задачи.

VIII. Самостоятельная работа.

А) Решение задачи № 3 стр.58. Работа по алгоритму. Слайд №11.

1.Читаю задачу.

2. Определяю, что известно.

3. Заполняю схему.

4.Что неизвестно?

5. Определяю, чем является неизвестное число( большим, меньшим числом или разностью).

6. Вспоминаю правило. Выбираю действие. Записываю выражение.

7.Решаю задачу.

Самопроверка по слайду № 12. Есть ли ошибки? Где? Что вызвало затруднение?

Итак . как найти меньшее число? Читаем ещё раз вывод на стр. 58.

Дома составите и решите задачу № 4 на стр. 59.

Б) Повторение состава числа 9. Слайд № 13.

Тюбик приготовил вам ещё задание. Найдите № 5 на стр.59. Что надо сделать? ( повторить состав числа 9, дорисовать точки на вазах и записать выражения)

Выполняем 1-2 рисунок с комментированием детей и проверкой на доске, 3 и 5 рисунок дети делают самостоятельно. Обменяйтесь учебниками. Проверка с доски . Оцени работу товарища. Нарисуй солнышко( грустное, весёлое)

В) Чистописание. Стр. 59 Посмотри, какая закономерность и пропиши цифры и узор.

IX. Итог урока. Рефлексия. Слайд № 14

Учитель: Чему мы научились сегодня на уроке? (Решать задачи на нахождение меньшего числа). Как найти меньшее число, какое используем действие?

Что повторяли с Тюбиком? Какие задания Тюбика были самые сложные? Простые? Как бы ты оценил свою работу на уроке? Нарисуй солнышко в правом нижнем углу учебника.

Тюбик тоже благодарит вас за работу. Слайд №15

Урок закончен.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/105304-urok-po-matematike-na-temu-nahozhdenie-menshe

Также вас может заинтересовать

  • Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Закрепление
  • Открытый урок математики во 2 классе по теме:«Приемы вычислений для случаев вида 30-7» с презентацией
  • Презентация по теме Задача, условие, вопрос, решение 1 класс
  • Презентация к уроку математики “Увеличить, уменьшить” 1 класс
  • Презентация Число 10

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 634

с углублённым  изучением английского языка

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

с использованием современных образовательных технологий

по предмету

«Математика»

1 класс

Тема урока: Задачи на нахождение меньшего числа»

( с использованием технологий деятельностного подхода и

технологии сотрудничества )

Учитель начальных классов-

Семенова Светлана Валерьевна

Тип урока: урок рефлексии с использованием технологий проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, ИКТ технологий.

Цели урока:

-учить детей решать задачи на нахождение меньшего числа по известному большему числу и разности;

-закреплять изученные приемы сложения и вычитания в пределах 9, навыки счёта и знание состава числа в пределах 9;

-обобщить знания о задачах и их классификациях;

-развивать творческие способности и математическую речь детей;

Задачи:

Личностные УУД: создать условия для развития учебно-познавательных мотивов учащихся.

Метапредметные:

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; развитие умения решать задачи на нахождение меньшего числа;

уметь выбирать основание  и критерий для сравнения, классификации; развивать умение работать со схемой, выбирать на схеме и объяснять, что обозначают больший и меньшие отрезки; выбор способа решения задачи;

коммуникативные: участвовать в коллективной беседе, слушать высказывания одноклассников, развивать желание помочь товарищу и оценить его действия; комментировать свои действия;

регулятивные: учить контролировать свои действия, сличать с заданным эталоном с целью обнаружения несоответствий4

личностные:  прививать положительное отношение к урокам математики, развивать познавательные интересы, содействовать формированию умения работать в группах, в парах;

Оборудование урока: презентация, карточки для записи задачи, веера (цифры), карточки с условиями задачи, учебник «Математика» 1 класс Петерсон.

Ход урока: I. Организация детей.

Проверка готовности детей к уроку.( Слайд №1)

Учитель:  Ну, ребята, все готовы? Как готовы?

Дети:

Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

II. Устный счёт.

  1. Повторение сложения и вычитания в пределах 9. Слайд № 2

Расшифруй слово. Что оно означает? Ответы показываем сигнальными цифрами.

Дети решают выражения при помощи сигнальных цифр. Ответы постепенно появляются на интерактивной доске. Затем составляется слово «пейзаж»

Учитель: Что означает слово «пейзаж»?( высказывания детей)

На Слайде № 3 появляется определение. Дети читают.

Учитель: слово французское, означает «страна», «местность».

Кто рисует пейзажи? Отгадайте загадку.

Этот – мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет и листья.

Из какой сказки этот персонаж? ( Тюбик из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Тюбик приготовил вам несколько заданий.

Рассмотрите картину, что нарисовано. Как называется данный жанр живописи?( на слайде появляется натюрморт)

IIi. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните, что изучали на прошлом уроке?

Дети: Задачи на сравнение.

Учитель: Выполните первое задание Тюбика. Дополните правило. Слайд № 4.

Чтобы узнать, на сколько одно число …………….(больше) или ……………(меньше) другого, надо из…………..(большего) вычесть…………..(меньшее).

Чтобы найти большее число, надо к………….(меньшему) числу……….(прибавить)…………..(разность)

Учитель: Соотнеси схему и правило. Слайд № 4.

                   

Учитель: Следующее задание Тюбика. Придумайте задачи по схемам. Слайд №5

Дети: У художника Тюбика было 7 кисточек и 5 карандашей. На сколько  больше кисточек, чем карандашей было у Тюбика? На сколько меньше карандашей . чем кисточек было у Тюбика?

Дети: Художник нарисовал 5 картин с натюрмортами . а картин с пейзажами на 3 больше. Сколько художник нарисовал  картин с пейзажами?

Художник нарисовал 5 картин с натюрмортами .Это на 3 меньше, чем картин с пейзажами. Сколько картин с пейзажами?

Учитель: Сколько разных задач вы составили к 1 схеме? ( 2 с разными вопросами), ко 2 схеме.( 2 в прямой и косвенной форме) .

Учитель: Запишем решение на листочках по группам в 4 человека .( У детей карточки со схемами и клетками для решения, условия задач). Приложение 1, 2 Затем проверка на доске .Слайды № 6,7 

  1 группа         2 группа

   3 группа      4 группа

Учитель: Чем похожи и чем отличаются записи задач? Почему?

Дети: похожи выражениями и значением выражения, выбором действия. Отличаются ответом на вопрос.

Как найти большее число? Как найти разность между числами?

V. Получение нового знания.

Учитель: Посмотрите на доску. Слайд № 8. Какая новая схема появилась?

Что неизвестно в ней ?( меньшее число). Что известно?( разность и большее число).

Может кто-нибудь догадался, как найти меньшее число?

Сравните с выводом.

Слайд № 9.

Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разность.

Учитель: Итак, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (решать задачи на нахождение меньшего числа)

VI.Физминутка.

Слайд №10. Звучит музыкальная физминутка под песенку «В траве сидел кузнечик».

VII. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

А)Откройте учебник на стр. 58 № 1.

Найдите меньшее число и изобразите его в таблице.

Отрезком какого цвета изображено меньшее число. Большее число. Чему равно большее число?(6) Что обозначено цифрой 2?( разность).

Как в таблице обозначено большее и меньшее число? ( кружками синего и красного цвета) Сколько кружков синего цвета?(6) Какое это число?(большее) Как узнать, сколько красных кружков нарисуем?

Читаем вывод. Заполняем выражение и находим его значение. Дорисовываем кружки, обозначающие меньшее число.

Б) Решение задачи № 2 стр.58.

Что обозначает каждое число на схеме? Что неизвестно. Как найти меньшее число? Запишите выражение. 9-3

Оформление решения задачи.

VIII. Самостоятельная работа.

А) Решение задачи № 3 стр.58. Работа по алгоритму. Слайд №11.

1.Читаю задачу.

2. Определяю, что известно.

3. Заполняю схему.

4.Что неизвестно?

5. Определяю, чем является неизвестное число( большим, меньшим числом или разностью).

6. Вспоминаю правило. Выбираю действие. Записываю выражение.

7.Решаю задачу.

Самопроверка по слайду № 12. Есть ли ошибки? Где? Что вызвало затруднение?

 Итак . как найти меньшее число? Читаем ещё раз вывод на стр. 58.

Дома составите и решите задачу № 4 на стр. 59.

Б) Повторение состава числа 9. Слайд № 13.

Тюбик приготовил вам ещё задание. Найдите № 5 на стр.59. Что надо сделать? ( повторить состав числа 9, дорисовать точки на вазах и записать выражения) 

Выполняем 1-2 рисунок с комментированием детей и проверкой на доске, 3 и 5 рисунок дети делают самостоятельно. Обменяйтесь учебниками. Проверка  с доски . Оцени работу товарища. Нарисуй солнышко( грустное, весёлое)

В) Чистописание. Стр. 59 Посмотри, какая закономерность и пропиши цифры и узор.

IX.  Итог урока. Рефлексия. Слайд № 14

 Учитель:  Чему мы научились сегодня на уроке? (Решать задачи на нахождение меньшего числа). Как найти меньшее число, какое используем действие?

Что повторяли с Тюбиком? Какие задания Тюбика были самые сложные? Простые? Как бы ты оценил свою работу на уроке? Нарисуй солнышко в правом нижнем углу учебника.

 Тюбик тоже благодарит вас за работу. Слайд №15

Урок закончен.

Добавить комментарий