Как найти ментора наставника по бизнесу

Как-то давно я прочитал фразу «Я не знаю того, что не знаю». Проиллюстрирую её на двух примерах:

1. Я, как обыватель, могу не знать как сделать реактивный двигатель самолета, но тем не менее я знаю о его существовании и о принципе работы. («Я знаю то, что знаю»)

2. Я эколог, долгое время бьюсь над проблемой загрязнения окружающей среды пластиком. Но при этом я не знаю, что на другом конце света ученые уже нашли бактерии, которые его перерабатывают («Я не знаю того, что не знаю»).

В голове владельца бизнеса существуют такие же «пробелы» вне области знания. О них мы и поговорим.

image

Предприниматель — это комбайн

Возьмем любого современного предпринимателя. Кто этот человек? По большому счету — это комбайн, который должен знать множество вещей: бизнес-экономика, маркетинг, навыки общения и переговоров, навыки управления и построения команды, юриспруденция, бухгалтерия, дизайн. Этот набор можно продолжать бесконечно.

Тут встает резонный вопрос: «Не проще ли делегировать?».
Делегировать можно и нужно, но прежде каждому предпринимателю придется во многом разобраться самому. Где-то поверхностно, а где-то погружаться досконально.

Если не знать как развивать навыки переговоров, то бизнеса не построить.
Можно доверить маркетинг «молодым и амбициозным ребятам», которые через полгода скажут что они сделали все что смогли, но продажи практически не выросли. После этого жить с картиной мира, что ваш товар никому не нужен и маркетинг не работает.
Ну, а если полностью отдать бухгалтерию на аутсорс и не вникать в вопросы, то можно однажды получить весточку из налоговой с солидным штрафом или даже увидеть маски-шоу в собственном офисе.

Чтобы закрывать такие «пробелы» предпринимателя и получить взгляд со стороны на свой бизнес на Западе давно существует модель бизнес-менторства. В России это направление только зарождается.

image

Менторство

Начнем с понятия бизнес-ментора, он же наставник. Что это за человек?

Бизнес-ментор — это опытный предприниматель, который смог построить свою прибыльную компанию и готов делиться своим опытом. Ментор к тому же — это еще связи и полезные контакты, которые нарабатываются годами работы в нише бизнеса.

Из определения выше следуют то, что настоящий бизнес-ментор — это не инфобизнесмен или тренер, который зарабатывает исключительно на продаже своих знаний через лендинги с обратным отсчетом. Здесь акцент идет именно на живой опыт из бизнеса, который у ментора есть прямо сейчас.

Зачем предпринимателю становиться ментором?

Я тоже задавался таким вопросом. Если у владельца действующий бизнес, который приносит доход, зачем тратить время на помощь кому-либо?

Пообщавшись с ними напрямую услышал такие ответы:
— В свое время мне помогли другие люди, теперь я тоже хочу вернуть «долг».
— Летом (или осенью, зимой, весной) у меня не сезон в бизнесе, поэтому я готов в это время быть ментором.
— Отдавая — получаешь. Как бы банально это не звучало, некоторые отвечали фразами, которые сводились именно к такой формулировке.
— Мне это просто интересно.

Но были и те, кто отказывались стать ментором, ссылаясь на занятость.

Кому нужен ментор:

1) Начинающим предпринимателям для того чтобы быстро войти в рынок, совершив при этом меньшее число ошибок. А ошибки в бизнесе — это всегда потеря денег. Купил не правильное оборудование, поставил точку общепита в неудачном месте, заказал маркетинг у дилетантов. Тут может быть уйма проблем.
2) Действующим предпринимателям. Общаясь с разными владельцами бизнеса, вижу что многие годами бьются головой об одни и те же ворота. Прибыль только падает, сотрудники работают плохо, маркетинговой стратегии никакой нет. Здесь просто не хватает взгляда со стороны опытного человека.

Совсем недавно познакомился с владельцем компании, который продает климатическое оборудование в крупном городе. Сайт человек не обновлял 5 лет! Он выглядит как поделка студента: каталога нет, никакие формы не работают, дизайн как из 2005 года. Говорит, что из-за появления конкурентов прибыль сильно упала. Ну неужели!

Кому не нужен ментор:

1) Если у вас есть друг, успешный предприниматель, не тот, который щебень через лендинг продает, а тот, который зарабатывает хорошие деньги и готов погружаться в ваш бизнес и давать ценные рекомендации*. Этому можно только позавидовать.
2) Ваш бизнес цветет и растет в геометрической прогрессии.

* это может не сработать если друг продает фермерский сыр в Москве, а вы, к примеру, делайте стартап для американского рынка.

Как и где искать ментора?

1) Поспрашивайте своих друзей и знакомых, возможно, среди них найдется тот, кто захочет стать вам ментором.
2) Поищите в фейсбуке людей, создающих похожий (но не идентичный) товар или услугу.
3) Воспользоваться сервисами по поиску ментора. К примеру, United Mentors

Приготовьтесь что поиски могут занять некоторое время.
В обоих случаях не ищите «суперзвезд бизнеса», ментор необходим на 1-2 головы выше вас, не выше, иначе ему будет не интересно работать с вами.

image

Что предложить ментору?

Так что же предложить ментору взамен за его время?
1) С некоторыми менторами можно договориться бесплатно.
2) Установить фиксированную оплату раз в месяц.
3) Профессиональные менторы (те, которые преподают в разных технологических университетах) могут попросить долю в компании. Но на такое стоит идти только в случае с уже знакомым вам человеком. И заключать при этом договор.

Как работать с ментором?

Могу рассказать на своем опыте. Со своим ментором я созванивался каждую пятницу в одно и тоже время. Он спрашивал что я сделал за неделю, высказывал свое мнение, предлагал доработать какие-то моменты, задавал очень нужные вопросы, которые позволяли мне взглянуть на проблемы и новые грани в моем проекте. И так до следующей пятницы.
Кроме этого в течение недели я задавал срочные вопросы в мессенджере.

Если вас тоже интересует тема менторства, пишите вопросы в комментариях или ЛС.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Хотели бы вы найти себе ментора?

Проголосовали 39 пользователей.

Воздержались 5 пользователей.

Наставничество помогает расти в карьере, строить прочные отношения с окружающими и получать удовлетворение от жизни ментору и подопечному. Разбираемся, как работает менторинг, где найти наставника и как им стать

  • Кто это
  • Кому подойдет
  • Виды
  • Обязанности
  • Фазы
  • Как стать
  • Как найти

Кто такой ментор и зачем он нужен

Ментор (наставник) — это опытный профессионал, источник знаний и ответов в различных сферах. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Кто становится ментором

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Виды наставников

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

Коуч

Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.

Фото:Nik MacMillan / Unsplash

Тренер

Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.

Фасилитатор

Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.

Обязанности ментора и менти

Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:

Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.

Ментор:

  • предлагает свою экспертизу и время;
  • фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
  • поддерживает менти словами и действиями;
  • терпеливо и внимательно слушает;
  • дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
  • советует без конкретного алгоритма действий;
  • предлагает поддержку со стороны;
  • хранит договоренности и секреты;
  • уважает время подопечного;
  • открыт, честен, надежен и заботлив.

Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.

Менти:

  • формулирует цели обучения;
  • выделяет время и силы на свое развитие;
  • открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
  • готовится к каждой встрече;
  • задает вопросы;
  • запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
  • объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
  • уважает и благодарит ментора;
  • готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
  • не разглашает договоренности;
  • уважает время наставника.

Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:

«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.

Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.

1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.

Фото:Pexels

На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.

2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.

3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»

Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»

Запись встречи рэпера Diddy со своим наставником — миллиардером Реем Далио. Посмотрите, как ментор дает советы, а подопечный делится мыслями и страхами

На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.

4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».

Как стать ментором: необходимые навыки

Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.

1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.

Чтобы научиться активно слушать:

  • давайте развернутые ответы и комментарии;
  • не перебивайте наставника;
  • используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
  • интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
  • обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.

Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.

2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.

Чтобы стать надежным:

  • не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
  • выделяйте достаточно времени на встречи;
  • выполняйте свои обещания;
  • уважайте наставников, подопечных и их границы;
  • признавайте и исправляйте свои ошибки;
  • вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;

3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.

Чтобы научиться поощрению:

  • хвалите партнера наставничества за достижения и действия;
  • указывайте на положительные черты характера, например, настойчивость или целостность;
  • хвалите перед другими людьми;
  • благодарите;
  • пишите обнадеживающие письма или голосовые сообщения;
  • говорите, как собеседник вам помог.

Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.

Фото:You X Ventures / Unsplash

4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос. 

Фото:Jo Szczepanska / Unsplash


Фото: Jo Szczepanska / Unsplash

Чтобы использовать этот навык:

  • узнайте, что для вас важно;
  • определите свои сильные и слабые стороны;
  • выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
  • поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
  • точно опишите ваши способности в текущей ситуации. 

Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».

Как найти ментора

Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.

Фото:@miguel_photo / unsplash

Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.

  • Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
  • Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
  • Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
  • Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
  • Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.

Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.

Чтобы менторинг прошел успешно

  • Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
  • Открыто делитесь своими целями и страхами.
  • Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
  • Не ждите конкретного совета.
  • Делитесь своими ошибками и неудачами.
  • Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
  • Поощряйте своего наставника или подопечного.
  • Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.

Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги

  • «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли
  • «Наставничество 101: Что нужно знать каждому лидеру», Джон Максвелл
  • «Элементы стиля». Уильям Странк-младший и Элвин Брукс Уайт
  • «Как добраться до Да», Роджер Фишер и Уильям Ури
  • «Книга решений: 50 моделей стратегического мышления», Микаэль Крогерус и Роман Чеппелер

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Менторство — очень распространённая в мире предпринимателей практика, которая в последнее время набирает популярность и в России. Но найти своего бизнес-наставника — особенно в России не так-то просто. Выясняется: чтобы найти ментора, надо, чтобы у вас уже был хотя бы один ментор, который познакомит вас с другими. В вышедшей недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень» Александр Кравцов, работающий с топ-менеджерами крупных компаний, рассказывает, зачем предпринимателю нужны наставники и где их искать. Inc. публикует отрывок.

На вопрос «где найти ментора» Google выдает более 600 тыс. ссылок с рекомендациями. Существуют десятки ресурсов, которые обещают помочь вам найти подходящего ментора. Или даже подобрать ментора в соответствии с вашими запросами. Нельзя сказать, что они совершенно бесполезны. Популярное приложение для знакомств Tinder зарабатывает сотни миллионов долларов ежегодно. Если через посредников можно найти даже пару для создания семьи, разве такой подход не сработает в поиске ментора? Сработает. Но, как и в случае со знакомствами в Tinder, — только для определённых людей и только в достаточно узком сегменте запросов.

Ни один сервис не сможет решить задачу, для которой, собственно, и нужен ментор, — построить вертикальную связь. Никто не сделает это за вас.

Существует пять основных сценариев, при помощи которых можно решить эту задачу. Успех может принести любой из них. Но реализация каждого последующего требует все бóльших усилий, при этом шансов на успех с каждым разом становится все меньше. Поэтому переходите к следующему сценарию, только если уверены, что полностью исчерпали все возможности предыдущего.

Сценарий 1

Обратитесь к ментору

Чем выше поднимается человек в социальной пирамиде, тем более прочные барьеры выстраивает, чтобы отделиться от нижних уровней. Но и сам сталкивается с возрастающими трудностями при подъёме. Но движение вверх состоит именно в том, чтобы пробивать эти барьеры, строить вертикальные связи. Чем больше таких связей, тем быстрее происходит подъём.

Вертикальные связи — это тросы, на которых перемещается социальный лифт. Самостоятельно пробить этот барьер снизу трудно, особенно если действовать напролом. Но барьер легко пробивается в направлении сверху вниз — достаточно только захотеть. Вопрос лишь в том, чтобы это желание вызвать. Поэтому лучше всего искать ментора, когда у вас уже есть ментор.

Ментор по определению находится на более высоком уровне пирамиды, и как минимум одна вертикальная связь у вас уже есть. Само её наличие существенно облегчает вам самостоятельное построение новых связей: статус и репутация ментора помогут вам, даже если он не выступает в качестве активного «донора» нового контакта. Но лучше всего — если ментор принимает активное и деятельное участие в поиске для вас нужного человека.

В этом случае решается сразу несколько задач. Во-первых, с высоты своего опыта он видит, кто нужен именно вам, чтобы двигаться дальше. Во-вторых, его стратегический нетворк значительно шире и качественнее вашего. Следовательно, поиск подходящих кандидатур происходит намного быстрее и легче. В-третьих, ментор выступает своего рода «спонсором» вашей связи, вкладывая в неё своё влияние и репутацию. В результате связь устанавливается быстрее и становится прочнее. Наконец, если следующего (или дополнительного) ментора вам подбирает нынешний, очевидно, он постарается избежать конфликта интересов. А это позволит вам сохранить продуктивные и рабочие отношения или безболезненно расстаться, если они исчерпали себя.

У описанной тактики есть своего рода ограничение. Контакты, которые вы можете получить от своего ментора, как правило, представляют уровень ментора или ещё более низкий. Соответственно, задача, для которой данная тактика наиболее эффективна, — это формирование пула менторов, «персонального совета директоров». Получить кого-то, качественно превосходящего вашего наставника, таким образом не удастся. Тем не менее наличие такого «совета наставников», у каждого из которых своя сфера компетенций, может быть столь же мощным инструментом вашего роста, как и ментор более высокого уровня. Дело не только в том, что рост существенно ускоряется. Развиваясь сразу по нескольким направлениям, вы увеличиваете свой потенциал и становитесь более привлекательны как ученик. В том числе для наставников и покровителей более высокого уровня.

Чем быстрее вы растёте, тем больше ваша привлекательность в качестве ученика. Таким образом, если вы хотите обзавестись новым ментором, то наиболее простая, комфортная и эффективная тактика — обратиться к ментору, с которым вы работаете в данный момент.

Нетрудно заметить, что у этого способа есть один, но весьма существенный недостаток. Для того чтобы он сработал, у вас должен быть хотя бы один ментор. Проблема в том, что у большинства людей их нет вообще. Тем не менее я считаю необходимым сказать о менторе — чтобы вы знали, что делать, когда он у вас появится. Кроме того, не исключено, что ментор у вас все-таки есть, но вы пока этого не осознаёте.

Проанализируйте своё окружение: возможно, в нём есть люди, в отношении которых верны отмеченные выше критерии — превосходство и близость. Вам нужен тот, кто обладает существенно более высоким статусом: находится на более высокой ступени карьерной лестницы или на более высоком уровне мастерства в целевой сфере деятельности, имеет авторитет и влияние в социальной группе или сообществе, в которое вы стремитесь попасть, и т. д. При этом между вами есть доверие: вы оба готовы вкладываться в поддержание этой связи, не ожидая немедленного и эквивалентного возмещения. Поздравляю вас, если в вашем окружении найдётся хотя бы один такой человек. Вы в шаге от победы.

Сценарий 2

Создайте близость

Найти в вашем списке контактов тех, кто удовлетворяет хотя бы первому критерию ментора — превосходству, не так уж и трудно. Подлинную трудность составляет второй критерий — близость. Контакт — это ещё не связь. Связь — это ещё не близость.

Допустим, в вашем окружении есть люди, чей статус существенно превосходит ваш. У вас пока нет с ними близких, доверительных отношений, но вы регулярно контактируете. Контекст при этом не имеет большого значения. Главное — это происходит регулярно. Иными словами, у вас есть связь, но нет близости. Прежде всего составьте список таких людей. Затем ответьте на важный вопрос: с кем из них вам хочется сблизиться? Не «нужно». Не «целесообразно». Не «полезно». Именно «хочется». Это важно. Близость базируется на эмоциональной связи, на «химии», а не на прагматических соображениях. Чтобы возникла «химия», нужно желание хотя бы с одной стороны. Тогда есть шанс, что оно возникнет и у другой. Затем приступайте к сближению.

Наиболее эффективная стратегия в долгосрочной перспективе — «отдавать». Иными словами, «авансировать» ваши отношения. Конкретные способы могут быть разными, главное — придерживаться основополагающего принципа: отдавая, ведите себя так, будто вы уже сблизились.

1. Поддерживайте социальный контакт при любой возможности, но не будьте назойливы. — Проявляйте искренний интерес к человеку, но не будьте фамильярны.

2. Демонстрируйте уважение, но сохраняйте достоинство.

3. Оказывайте знаки внимания, но не переходите грань дозволенного.

4. Поддерживайте этого человека и помогайте в его делах, если это возможно и уместно.

Иными словами, демонстрируйте расположение и симпатию, но не нуждаемость. Нуждаемость — это демонстрация потребности, которая воспринимается как приглашение к сделке. Его можно принять или отвергнуть без каких-либо последствий. Это не создает взаимных обязательств. Демонстрация симпатии, напротив, создает моральную потребность ответить тем же. И если есть предпосылки к ответной симпатии, рано или поздно она возникает. Именно этот механизм лежит в основе формирования любых личных связей, которые базируются на близости: дружбы, любви и менторства. Но помните, что этого недостаточно.

Ваша задача — не только вызвать ответную симпатию, но и продемонстрировать, что вы подходите на роль протеже. Покажите, что умеете слушать и слышать. Что можете понять и принять услышанное. И, наконец, что умеете применять полученные знания. Проще говоря, покажите, что этот человек уже является вашим ментором.

Итак, ваши победные шаги в этом сценарии таковы:

1. Выявить потенциальных менторов — найти в своём окружении тех, кто обладает стратегическим превосходством и с кем вы регулярно общаетесь.

2. Произвести сближение путем авансирования отношений.

Сценарий 3

Установите контакт

Но что делать, если в вашем окружении нет людей, которые подходят на роль ментора? Или есть, но сблизиться с ними не получилось? Ваша стратегия в этом случае будет состоять из трёх последовательных ходов. Первый ход — проанализировать «дальний круг» вашего нетворка и выявить людей, которые обладают превосходством и могут быть интересны как потенциальные менторы, но с ними у вас нет регулярных контактов.

Если такие люди определены, переходите ко второму ходу — созданию формата регулярного общения. Проще всего организовать формальный контекст — деловой или профессиональный. Например, если вы работаете в одной организации, но не пересекаетесь по работе, то при желании без труда сделаете так, чтобы подобное пересечение возникло. Немного сложнее найти точки регулярного пересечения, если у вас совпадает сфера профессиональных интересов. Конференции, школы, курсы, клубы, профессиональные объединения — практически в любой сфере немало соответствующих возможностей. Но с точки зрения вашей конечной цели — достижения близости — формальные отношения недостаточно эффективны.

Этика формальных отношений предусматривает сохранение дистанции, что противоречит идее близости. Более серьёзный недостаток заключается в том, что, оставаясь в рамках предписанных социальных ролей, сложно узнать человека как личность. Учитывая, что в какой-то момент формальные отношения всё равно придется переводить в неформальные, могут возникнуть большие проблемы. Можно запросто испортить формальные отношения, так и не построив неформальные. Или построить, но лишь для того, чтобы понять, что вы ошиблись в человеке.

Именно поэтому наилучшая тактика — сразу строить неформальные отношения. В этом случае вы основываетесь на общих интересах и увлечениях, что не только минимизирует риск перехода ваших отношений в формат «сделки», но и позволяет быстрее получить максимально полное представление о личности вашего партнёра. Если вам удалось наладить регулярное общение, следующая задача — узнать человека лучше и ответить на три ключевых вопроса:

1. Этот человек действительно обладает стратегическим превосходством в интересующей вас сфере? Или хотя бы в какой-то другой близкой сфере? Иными словами, не ошиблись ли вы в своей оценке уровня потенциального кандидата в менторы?

2. Существует ли возможность сближения?

3. И самый важный вопрос: хотите ли вы с ним сближаться? Есть ли в этом не только целесообразность, но и желание?

Если ответ положительный, делайте третий ход — переходите к достижению близости. Итак, вам нужно сделать три шага:

1. Проанализировать ваш дальний круг, выявить тех, кто обладает стратегическим превосходством, но с кем у вас нет регулярного контакта.

2. Если такие люди найдутся — установить с ними контакт и задать формат регулярного общения.

3. Если получилось — произвести сближение, авансируя отношения.

Сценарий 4

Чужой ментор

Стартовые позиции, которые мы рассматривали выше, исходили из допущения, что в вашем окружении есть люди, которые обладают первым критерием ментора — стратегическим превосходством. Это небезосновательное допущение. Ситуации, когда вы не знаете ни одного такого человека, имеют, скорее, теоретический характер. Кто-то обязательно найдётся. Другое дело, что их наличие ещё не гарантирует результата. Сколько бы ни было потенциальных кандидатов, всегда есть вероятность, что ни один из них не подойдёт вам в качестве ментора. Или подойдёт, но не понравится. Или понравится, но результат ваших попыток сблизиться окажется отрицательным. Можно ли что-то сделать в этом случае?

Данная стартовая позиция является, пожалуй, самой сложной. Но и она далеко не безнадежна. Четвёртый сценарий опирается на тех, с кем у вас есть близость, но у кого нет превосходства над вами. Если в вашем окружении нет людей, обладающих стратегическим превосходством, или ни один из них не может быть вашим ментором, остается обратиться к тем, кто находится с вами на одном уровне. В первую очередь к тем, кто демонстрирует высокие темпы роста. Разумеется, сами они не могут быть вашими менторами. Но не исключено, что менторы есть у них. Ваша задача — сделать так, чтобы их менторы стали и вашими.

Сложность в том, что придётся проанализировать гораздо большее количество людей, чем в вышеописанных сценариях. Предметом анализа в данном случае являются не сами люди, а их социальные связи и взаимоотношения, — это требует очень хорошей осведомлённости об их жизни. Стоит помнить также, что ментор — большая редкость, поэтому шансы встретить его в любом случае невелики. Даже если вы определите подходящих кандидатов, вам придётся решить две задачи — выстроить контекст регулярного общения и произвести сближение.

Правда, последний шаг будет сделать проще — поможет наличие общих знакомых, с которыми у вас обоих есть неформальные дружеские отношения.

Итак, вам нужно сделать четыре шага:

1. Проанализировать людей вашего круга и уровня — особенно тех, кто демонстрирует высокие темпы роста. Выяснить, нет ли у них менторов.

2. Если менторы есть — выяснить, подходят ли они вам.

3. Если подходят — выстроить формат регулярного общения.

4. Если получилось — произвести сближение.

Сценарий 5

«Мне повезёт!»

Увы, но может случиться так, что ни одна из описанных выше стратегий не принесёт результата. В этом случае «коротких» путей к ментору у вас больше нет. Придется пойти «длинным путем». Для начала необходимо провести, как говорят маркетологи, «холодный поиск» потенциальных менторов среди людей, которые пока находятся вне вашей жизни и вне вашего круга общения. Это самая лёгкая часть задачи.

Если вы не новичок в своём деле, вам наверняка известны имена лидеров — наиболее успешных, авторитетных и влиятельных персон в вашей нынешней или целевой сфере. Превосходство этих людей очевидно настолько, что конкуренция между вами исключена. Свяжитесь с ними — в мире Facebook и LinkedIn это решается в несколько кликов. Сложность в том, чтобы получить ответ. Тем более сделать этих людей частью своей жизни — задать формат регулярного общения. Тем не менее такой подход вполне может сработать, особенно если вы находитесь в начале пути, у вас много свободного времени и вам почти нечего терять. К этой тактике чаще всего прибегают стартаперы, осаждая бизнес-ангелов, инвесторов и IT-предпринимателей. Этому учат на тренингах и семинарах по менторству — как написать письмо, как лучше рассказать о себе, как правильно сформулировать запрос, чтобы повысить шансы на положительный ответ. Нет смысла повторять подобные советы — вы легко найдёте их сами на тематических ресурсах в интернете.

Только имейте в виду: обращаясь к тем, кто находится на пике успеха, известности и славы, вы вступаете в невидимую, но ожесточённую борьбу с десятками, если не сотнями таких же страждущих. Вместо этого попробуйте обратиться к тем, кто уже не находится в зените славы. Оптимальный вариант — если человек отошёл от дел от двух до четырёх лет назад. Такие люди уже пробыли в тени достаточно долго, и основной поток просителей, обращающихся с тактическими, краткосрочными задачами, скорее всего, уже схлынул. Но они не растеряли связи и не утратили влияния, поэтому способны помочь вам с решением стратегических задач. Получив возможность взглянуть на свой жизненный путь с некоторого расстояния, эти люди часто заново переосмысливают свой опыт и делают выводы. У них появляется потребность сохранить своё наследие — передать полученные знания и опыт дальше. Поэтому они отзовутся на ваше обращение гораздо охотнее и окажутся даже более эффективными менторами, чем те, кто ещё находится в фазе активного роста.

Этот путь менее сложный и трудоёмкий. Его главный недостаток — он длинный. Потребуется несколько лет, чтобы пройти его до конца. За это время многое может измениться — в вашей жизни, в сфере ваших интересов и в возможностях потенциального ментора.

В итоге вам нужно сделать пять ходов:

1. Проанализировать людей вне вашего круга знакомств, чтобы выявить тех, кто обладает превосходством, но прошёл пик славы 2–4 года назад.

2. Если такие люди найдутся — выяснить, подходят ли они вам.

3. Если подходят — познакомиться.

4. Если удалось познакомиться — выстроить с ними контекст регулярного общения.

5. Если общение налажено — произвести сближение.

Илон Маск и Питер Николсон

Илон Маск неоднократно публично заявлял, что у него не было менторов и он не верит в саму идею менторства. Вместо этого он окружает себя яркими и талантливыми людьми, которые помогают воплощать его многочисленные идеи. Маск дружит со многими известными предпринимателями Кремниевой долины и входит в знаменитую «мафию РаyPal» — неформальный клуб учредителей и сотрудников компании, многие из которых основали успешные предприятия и стали миллиардерами.

Но как минимум один ментор у Илона Маска всё-таки был. На рубеже 1980–1990-х годов будущий инноватор и миллиардер изучал физику в Университете Куинс в Канаде. Денег у студента-иностранца не хватало, поэтому Илон и его брат Кимбал активно искали способы заработать. Например, совершали холодные звонки с предложением встретиться и пообедать. Среди приглашённых были руководитель отдела маркетинга профессионального бейсбольного клуба Toronto Blue Jays, бизнес-обозреватель канадской ежедневной газеты Globe and Mail и топ-менеджер банка Nova Scotia Питер Николсон. Николсон, занимавший ранее высокие посты в правительстве Канады, пользовался репутацией инноватора. Он был впечатлён целеустремленностью братьев и согласился встретиться. Правда, понадобилось целых шесть месяцев, чтобы Николсон нашёл в своём календаре место для встречи, но братьев это не остановило.

Илон Маск произвел на Николсона благоприятное впечатление. Николсон, сам когда-то изучавший физику, оценил потенциал юноши. Вспоминая встречу с Маском, Николсон говорил: «Он был увлечён идеями, большими мечтами. При решении любых задач он стремился дойти до фундаментальных принципов. Мы проводили много времени, обсуждая различные загадки, физику, смысл жизни и суть Вселенной». Николсон предложил Маску летнюю подработку в банке с оплатой $14 в час и согласился помочь донести его идеи до руководства.

Одним из предложений Маска был проект по организации торговли ценными бумагами. Эшли Вэнс, автор биографии Маска, приводит его слова: «Это была величайшая возможность, но, похоже, никто её не видел». Николсон поддержал проект и помог представить его руководству банка. Правда, к разочарованию будущего миллиардера, его идею отвергли. Но это обстоятельство только подстегнуло Маска. Он понял, что в силу консерватизма банковской сферы в ней очень трудно внедрять инновации. Но существует колоссальная возможность, которой можно воспользоваться, если создать альтернативу традиционному банкингу. Он воплотил эту идею, запустив свой первый финансовый стартап Х.com в 1999 году. Через год он слился с проектом Confinity и превратился в PayPal — первое по-настоящему успешное детище Илона Маска.

Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.

Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.


Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.


Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.

Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.

Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.

«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».

Ричард Брэнсон, глава Virgin

Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.

Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.

Итак, менторство помогает:

  • решить конкретную проблему;
  • познакомиться с чужим опытом и извлечь из него опыт;
  • изменить мышление, наблюдая за ролевой моделью;
  • адаптироваться к новой роли и преодолеть трудности;
  • примерить на себя новую роль и понять, подходит ли она.

Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.

Менти может:

  • участвовать в реализации планов ментора — проводить исследования, помогать с рутинными задачами, морально поддерживать;
  • делиться энергией и творческими мыслями;
  • мотивировать двигаться дальше, постоянно искать возможности для развития и использовать их;
  • продолжить дело ментора.

Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.

Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.

Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.

«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».

Стив Джобс о Майке Марккула

Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.

Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.

Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.


Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.

Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.


Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.

Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.

Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.

У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.

Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.

Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.

Примеры сервисов:

  • https://lunchclub.ai/ — глобальное сообщество, где ИИ отбирает подходящего наставника из любой сферы деятельности;
  • https://www.adplist.org/ — международное комьюнити, где можно познакомиться с менторами из международных компаний;
  • https://www.pair-up.org/ — открытое сообщество для творческих людей, практикуют 30-минутные видеозвонки;
  • https://emergentum.com/smb/ — русскоязычная платформа по подбору менторов из разных сфер;
  • https://mkdev.me/ — называют себя «кооперативом IT-экспертов» и предлагают не совсем обычное наставничество: менторы платформы обучают подопечных по 56 специализациям по индивидуальному плану обучения;
  • https://icf-russia.ru/directory-icf_mentors/ — российское отделение Международной Федерации Коучинга, специализируются на бизнес-коучинге, карьерном коучинге, коучинге родителей и подростков, лайф-коучинге и другом.

Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.


Как менторство помогает бизнесу и человеку Определите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Соберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Подумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Оцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Напишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Не беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.


У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.

Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.


Как менторство помогает бизнесу и человеку Подумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Оцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Обратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Если HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.

Как менторство помогает бизнесу и человеку Выберите подходящего подопечного и приступайте к работе.

«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».

Марк Цукерберг


Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.


Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.

Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.

  • Научитесь принимать эмоции и управлять ими
  • Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
  • Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал

Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.

Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.

Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.

Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.

В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.

Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.

Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.

Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.

Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.

Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.

Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.

Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.

Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.


Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.

Автор — ментор, наставник по связям, работающий с топ-менеджерами крупного бизнеса и государственными деятелями.

Книга для тех, кто хочет сделать качественный рывок в развитии и найти наставника, который поможет прийти к успеху.

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Лоис Закари — признанный международный эксперт в области наставничества. Её практическое «Руководство для менти» позволит выстроить эффективные отношения между наставником и подопечным. В книге — много историй и полезных упражнений. Также из книги менти узнает, когда и как можно завершить программу наставничества и как самому стать ментором.

«Гид по наставничеству» поможет менти:

  • найти новые способы выделиться в компании,
  • установить чёткие и реалистичные цели развития,
  • выявить влиятельных наставников и выстроить с ними отношения,
  • стать ценным партнёром для ментора,
  • оценить прогресс в достижении профессиональных целей. 

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Книга «10 шагов к успешному менторству» помогает развить навыки наставника.

Автор — Венди Аксельрод, коуч, ex-HR-топ-менеджер — отразила в книге более чем 20-летний опыт работы с менторами. Приводит примеры из реальной жизни и рассказывает о 40 инструментах наставника.

Книга будет полезна как начинающим, так и более опытным менторам.

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Как менторство помогает бизнесу и человеку

Тим Феррисс — серийный предприниматель, ангел-инвестор и консультант Facebook, Twitter, Uber и других компаний — в своей книге «Племя наставников» собрал инструменты, тактики и привычки 130+ мировых лидеров.

Короткие очерки о легендарных предпринимателях, топовых спортсменах, артистах, инвесторах-миллиардерах помогут ответить на сложные жизненные вопросы, достичь невероятных результатов и преобразить жизнь читателя. Последнее автор испытал на себе и надеется, что его книга поможет и другим изменить жизнь.


Менторство — это увлекательный способ научиться новому и стать более профессиональным специалистом. Человека к успеху приводят другие люди и их знания. Как говорил Стив Джобс, «мир меняют люди не умнее вас» ?

Менторство помогает формировать культуру непрерывного обучения и развития, повышать вовлечённость сотрудников и их лояльность — всё это играет важную роль для успеха компании.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Сейчас менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в IT и отличным способом развития soft & hard skills. На рынке уже тысячи менторов по различным тематикам. Но где же найти этого эксперта, который подскажет верный путь, поможет решить рабочую задачу, составить план развития или прокачать новый навык?

Кто такой ментор?

Ментор — это эксперт в своей области, который помогает другому человеку строить карьеру, развивать скиллы и избегать типичных ошибок. Другими словами, это наставник, который добился успеха и готов делиться свои опытом с другим человеком.

«Спа­си­бо, что по­ка­зал, как со­здан­ное нами мо­жет из­ме­нить мир!»

Марк Цу­кер­берг по­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка Сти­ва Дж­об­са.

Ментором может быть как ваш руководитель или старший товарищ на текущем месте работы, так и специалист из другой компании. Главное, чтобы у этого человека был большой опыт в вашей сфере:

  • Занимал такую же позицию (или выше на пару ступеней) в вашей или другой компании;
  • Работает в той компании, в которую вы хотите попасть;
  • Работал/запускал/развивал похожий продукт на ваш.

Ментор поможет достичь цели или решить проблему быстрее и с меньшими потерями. Ведь все это он проходил уже на своем опыте, сам много раз ошибался и теперь знает как сделать лучше и быстрее, набив как можно меньше шишек.

Площадки менторов

Разберем самые крупные в России площадки по менторству и наставничеству, в которых я менторю сам и могу их рекомендовать. На этих площадках можно найти ментора по тематике: программирование, продакт/проджект менеджмент, дизайн, аналитика, продажи, маркетинг, развитие бизнеса, карьера, поиск работы и т.д.

Getmentor – открытое сообщество IT-наставников

Некоммерческая площадка от Георгия Могелашвили, разработчик из Shopify, ex-Booking. За свою работу площадка не берет никакой комиссии, оплаты за участие и прочих обязательных взносов и вознаграждений ни от менторов, ни от менти. Но есть возможность задонатить на развитие площадки 🙂

  • Количество менторов: 400+;
  • Бесплатные менторы: есть, много;
  • Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
  • Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора, оставляете заявку на сайте и он с вами связывается;
  • Доп. плюшки: отсутствуют.

Telegram-бот для поиска менторов от Анны Булдиной, автора популярного telegram-канала No Flame No Game про продакт-менеджмент. Бот помогает менторам и менти находить друг друга.

  • Количество менторов: 800+, самое большое количество менторов на рынке РФ;
  • Бесплатные менторы: есть, много;
  • Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
  • Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора и связываетесь с ним в telegram;
  • Доп. плюшки: отсутствуют.

Solvery.io – обучение IT 1 на 1 с наставником

Коммерческая площадка от Антона Волкова и Маши Конопелько. Площадка активно развивается как в РФ, так и на зарубежном рынке, привлекает инвестиции и партнерства с крупными компаниями. Сейчас активно развивают свой youtube-канал и проводят там бесплатные трансляции с менторами.

  • Количество менторов: 800+;
  • Бесплатные менторы: нет, но есть менторы с низким прайсом (до 1000р за занятие);
  • Комиссия: площадка берет комиссию;
  • Помощь в подборе ментора: есть, менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
  • Доп. плюшки: telegram-бот напомнит о предстоящем занятии; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; скидки за покупку сразу нескольких занятий; можно купить подарочный сертификат на консультацию.

Эйч. Сервис развития карьеры

Коммерческая организация, которая в первую очередь ориентируется на помощи с трудоустройством, релокацией и ростом в карьере. Помимо менторских консультаций, также есть услуги по составлению резюме и сопроводительного письма для самых ленивых 🙂 Параллельно ребята развивают сервис для поиска работы БУДУ.

  • Количество менторов: 200+;
  • Бесплатные менторы: нет;
  • Комиссия: площадка берет комиссию;
  • Помощь в подборе ментора: менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
  • Доп. плюшки: все занятия записываются и вы сможете их пересмотреть; менеджер напомнить о занятии и заранее вышлет ссылку на zoom; в стоимость одной консультации входит неделя общения с ментором; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; можно купить подарочный сертификат на консультацию.

Менторская площадка от Михаила Грекова (Product Manager, автор telegram-каналов Продуктовошная и Про удобство). Самая молодая площадка из перечисленных, но активно развивающаяся. Помимо менторства также есть онлайн-курсы.

  • Количество менторов: 80+;
  • Бесплатные менторы: есть, но за них придется разово заплатить 1000р площадке;
  • Комиссия: площадка берет комиссию;
  • Помощь в подборе ментора: есть возможность оставить заявку на подбор ментора или самостоятельно выбрать и оплатить консультацию;
  • Доп. плюшки: выдают сертификат после 5 занятий с ментором; возврат денег, если за первые 15 мин консультации поняли, что ментор не подходит.

Другие сервисы по подбору менторов

  • United Mentors – бизнес-менторство;
  • Клуб менторов – Развиваем бизнесы и их основателей;
  • Experum – менторы и эксперты для вас и вашего бизнеса;
  • Miranna – платформа индивидуального обучения для женщин;
  • Мен­тор­ская про­грам­ма МГУ;
  • Мен­тор­ская про­грам­ма РЭШ;
  • Мен­тор­ская про­грам­ма НИУ ВШЭ;
  • Айти менторы от Антона Назарова.

Помимо специализированных площадок, вы также можете искать ментора в социальных сетях (linkedin или facebook), на обучении в онлайн-школах (у нас в ProductStar.ru есть менторы по продакт менеджменту), на форумах или офлайн/онлайн конференциях для айтишников.

Делитесь в комментариях своим опытом о работе с менторами или наставниками. Прибегали к услугами менторов? Помог ли ментор в решении вашей задачи?

Добавить комментарий