Как найти мероприятие по противопожарной

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 

 по профилактике пожарной безопасности 

на 2020 – 2021 учебный год 

Составила: Дегтярева А.А.

В наше время неосторожное обращение детей с огнем – одна из причин пожаров. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь. Задача взрослых – помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом в доступной для детей форме объяснить что может произойти в том или ином случае. 

Главная цель образовательной деятельности по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности. Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет формировать у дошкольников навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами, опыт безопасного поведения, умение применять полученные знания в реальной жизни, на практике. 

Решение этой задачи возможно при изучении и выполнении перечня правильных действий и соблюдения требований, обеспечивающих безопасность детей дошкольного возраста.  

Образовательный процесс в МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский» дошкольного отделения состоит из следующих видов деятельности: 

  • Совместная непрерывно непосредственно организованная образовательная деятельность взрослого и детей (специально организованные занятия, мероприятия). 

  • Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах. 

  • Самостоятельная деятельность (игровая, изобразительная, двигательная и др.). 

  • Взаимодействие с социумом и родителями (законными представителями). 

При формировании у детей безопасного поведения наиболее целесообразными являются следующие методы: 

  • Словесный (рассказ, рассказ-объяснение, беседа, чтение произведений, заучивание наизусть, пересказ произведения, внушение, убеждение). 

  • Практический (элементарные инсценировки, использование разных видов театра, игровая деятельность, упражнения, работа с тетрадями, карточками, личный пример, проведение досуговых мероприятий, художественно-продуктивная деятельность). 

  • Наглядный (показ иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, просмотр видеофильмов, оформление выставки, экскурсии). 

  • Игровой (игра, игры-упражнения, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игры, словесные игры, ролевые игры). 

Цель: Создание условий по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности детей дошкольного возраста. 

Задачи: 

  • Обучать дошкольников правилам безопасного поведения. 

  • Развивать и формировать познавательную деятельность, ориентированную на понимание опасности и безопасности. 

  • Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных. 

  • Организовать систему мероприятий для просвещения семей воспитанников с правилами пожарной безопасности. 

  • Воспитывать у детей навыки правильного и безопасного поведения. 

  • Воспитывать у дошкольников сознательное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. 

  • Формировать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание. 

№ 

Мероприятия  

Срок  

Ответственные  

Работа с сотрудниками 

Изучение нормативных документов по пожарной безопасности 

Постоянно 

Заместитель по дошкольному воспитанию.

Специалист по охране труда 

Разработка локальных документов о мерах пожарной безопасности  в дошкольном отделение

В течение года 

Заместитель по дошкольному воспитанию

Проведение противопожарных инструктажей с сотрудниками  

В течение года 

Специалист по охране труда

Практические занятия по отработке эвакуации детей в случае возникновения пожара (присутствие пожарного инспектора) 

2 раза в год 

Специалист по охране труда

Контроль соблюдения требований пожарной 
безопасности: 
* устранение замечаний по предписаниям 
пожарного надзора; 
* соблюдение противопожарного режима; 
* соблюдение правил пожарной 
безопасности при проведении массовых 
мероприятий; 
* содержание территории; 
* содержание здания, помещений ДОУ и 
путей эвакуации; 
* содержание электроустановок; 
* содержание сетей противопожарного 
водоснабжения; 
* учет и использование первичных средств 
пожаротушения в ДОУ; 
* содержание пожарной сигнализации 

В течение года 

Специалист по охране труда 

Заведующий по хозяйству 

Проверка исправности наружного освещения, электрических розеток, выключателей, техническое обслуживание 
электросетей 

Постоянно 

Заведующий по хозяйству 

Специалист по охране труда

Консультации: 

  • Основы пожарной безопасности 

  • Эвакуация детей из загоревшегося здания 

  • Средства пожаротушения 

  • Обеспечение безопасности ребенка: дома и в общественных местах 

В течение года 

Специалист по охране труда 

Организация методической работы: 

* оформление уголков пожарной 
безопасности в групповых помещениях; 
* приобретение дидактических игр, 
наглядных пособий для изучения 
правил пожарной безопасности с 
воспитанниками и работниками; 
* взаимодействие с родителями 
(законными представителями) 
воспитанников по закреплению и 
соблюдению правил пожарной 
безопасности дома; 
* участие в районных и городских 
конкурсах на противопожарную тематику; 

*обзор методической литературы. 

В течение года 

Воспитатели 

10 

Оформление стенда наглядной агитации на лестничных площадках, в приёмных групп 

В течение года 

Воспитатели 

Работа с детьми 

Беседы: 

  • Почему горят леса? 

  • Безопасный дом 

  • Потенциальные опасности дома: на кухне, в спальне, в общей комнате  

  • Скоро, скоро новый год, к детям елочка придет 

  • Если дома начался пожар? 

  • Опасные предметы 

  • Что делать в случае пожара в детском саду? 

  • Друзья и враги 

  • Знаешь сам – расскажи другому 

В течение года 

Воспитатели 

Подвижные игры: 

  • Пожарные на учениях 

  • Юный пожарный 

  • Самый ловкий 

В течение года 

Воспитатели 

Сюжетные игры: 

  • Инсценировка «Кошкин дом» 

  • Умелые пожарные 

  • Пожарная часть 

В течение года 

Воспитатели 

Конкурсы  детского творчества на противопожарную тематику

В течение года 

Воспитатели 

Восприятие художественной литературы, просмотр мультфильмов: 

  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» 

  • Е. Хоринская «Спичка-невеличка» 

  • А. Шевченко «Как ловили уголька» 

  • Л. Толстой «Пожарные собаки» 

Загадки, пословицы, поговорки 

В течение года 

Воспитатели 

Дидактические игры: 

  • Опасные ситуации 

  • В мире опасных предметов 

  • Служба спасения: 01, 02, 03 

  • Горит – не горит 

  • Кому что нужно для работы? 

  • Бывает – не бывает 

В течение года 

Воспитатели 

Оформление выставки детских рисунков «Не шути с огнем», «Утром, вечером и днём – осторожен будь с огнём» 

В течение года 

Воспитатели 

 Тематический досуги: 

  • «Добрый и злой огонь»; 

  • «Как мы боремся с огнем» 

В течение года 

Воспитатели 

Работа с родителями 

Оформление стендов в группах «Опасные ситуации дома и в детском саду» 

В течение года 

Воспитатели  

Консультации: 

  • Безопасное поведение 

  • Внимание: эти предметы таят опасность!  

  • Предотвратите беду: действия детей в чрезвычайных ситуациях 

  • Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей 

  • Первая помощь при ожоге 

В течение года 

Воспитатели 

Медицинская сестра 

Специалист по охране труда 

Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормативные документы по пожарной безопасности – это национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности – это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Меры пожарной безопасности – это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Обучение мерам пожарной безопасности – это организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни.

Пожарная безопасность объекта защиты – это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Работодатели соответствующих объектов обязаны обеспечить полное, своевременное и неукоснительное выполнение правил, норм и условий пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, персональная ответственность за пожарную безопасность возлагается на работодателя (директора) или на его заместителей, а в подразделениях (на участках, в цехах, лабораториях, отделах и пр.) – на руководителей этих подразделений.

Работодатель или лицо, на которого возложено проведение работ по пожарной безопасности в организации, обязан:

  • назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность в структурных подразделениях;
  • квалифицировать все рабочие места по категориям взрывоопасной и пожарной опасности;
  • разработать и утвердить инструкции пожарной безопасности и планы эвакуации в случае пожара;
  • организовывать проведение противопожарных инструктажей и занятий по пожарной безопасности с ответственными лицами;
  • приобрести и своевременно обновлять средства пожаротушения.

Комплекс мероприятий по пожарной безопасности и порядок их проведения установлены Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.

Работники допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Требования к организации обучения мерам пожарной безопасности работников определены Приказом МЧС России от 12.12.2007 г. N 645. 

Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются:

  1. Противопожарный инструктаж
  2. Пожарно-технический минимум

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией (собственником), руководителем организации. При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации.

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:

  • правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
  • требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
  • мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
  • правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на:

  1. Вводный противопожарный инструктаж.
  2. Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте.
  3. Повторный противопожарный инструктаж.
  4. Внеплановый противопожарный инструктаж.
  5. Целевой противопожарный инструктаж.

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей в обязательном порядке делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Вводный противопожарный инструктаж проводится:

  • со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);
  • с сезонными работниками;
  • с командированными в организацию работниками;
  • с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;
  • с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя. 

Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.

Вводный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

Примерный перечень вопросов проведения вводного противопожарного инструктажа: 

  1. Общие сведения о специфике и особенностях организации (производства) по условиям пожаро- и взрывоопасности.
  2. Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности.
  3. Ознакомление с противопожарным режимом в организации.
  4. Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях.
  5. Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара:
  • для руководителей структурных подразделений, цехов, участков (сроки проверки и испытания гидрантов, зарядки огнетушителей, автоматических средств пожаротушения и сигнализации, ознакомление с программой первичного инструктажа персонала данного цеха, участка, обеспечение личной и коллективной безопасности и др.);
  • для рабочих (действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности).

Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

  • со всеми вновь принятыми на работу;
  • с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;
  • с работниками, выполняющими новую для них работу;
  • с командированными в организацию работниками;
  • с сезонными работниками;
  • со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;
  • с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику. 

Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.

Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

Все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей (свыше 50 человек) должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.

Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

Примерный перечень вопросов проведения первичного противопожарного инструктажа: 

  1. Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий).
  2. Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).
  3. Пожароопасные свойства применяемого сырья, материалов и изготавливаемой продукции.
  4. Пожароопасность технологического процесса.
  5. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
  6. Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования).
  7. Требования при тушении электроустановок и производственного оборудования.
  8. Поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации.
  9. Способы сообщения о пожаре.
  10. Меры личной безопасности при возникновении пожара.
  11. Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.

Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.

Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

  • при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
  • при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;
  • при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
  • для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;
  • при перерывах в работе, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);
  • при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;
  • при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером), имеющим необходимую подготовку индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой противопожарный инструктаж проводится:

  • при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);
  • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  • при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;
  • при проведении экскурсий в организации;
  • при организации массовых мероприятий с обучающимися;
  • при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (заседания коллегии, собрания, конференции, совещания и пр.), с числом участников более 50 человек. 

Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером) и в установленных правилами пожарной безопасности случаях – в наряде-допуске на выполнение работ.

Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже 1 раза в 3 года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, 1 раз в год.

Работники организаций, имеющие квалификацию инженера (техника) пожарной безопасности, а также работники федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и его структурных подразделений, преподаватели образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины «пожарная безопасность», имеющие стаж непрерывной работы в области пожарной безопасности не менее 5 лет, в течение 1 года после поступления на работу (службу) могут не проходить обучение пожарно-техническому минимуму.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется:

  1. С отрывом от производства.
  2. Без отрыва от производства.

Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам (см. ниже о специальных программах), с отрывом от производства проходят:

  • Руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности.
  • Работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.
  • Руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны.
  • Руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков.
  • Работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы.
  • Водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;
  • Иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума (см. ниже) непосредственно в организации обучаются:

  • Руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств.
  • Работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях.
  • педагогические работники дошкольных образовательных учреждений.
  • Работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
  • Граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе.
  • Работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются работодателем – администрациями (собственниками) организаций.

Утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. Примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму для некоторых категорий обучаемых приведены в Приложении 3 к приказу МЧС России от 12.12.2007 N 645.

При подготовке специальных программ особое внимание уделяется практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации, помощи пострадавшим.

Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации осуществляется по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации, состоящей не менее чем из трех человек.

В состав квалификационной комиссии входят руководители и штатные педагогические работники обучающих организаций и по согласованию специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов государственного пожарного надзора.

Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке.

Квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов комиссии, секретаря.

Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.

Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников организации, независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

  1. При утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);
  2. При вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);
  3. При назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
  4. По требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;
  5. После происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;
  6. При перерыве в работе в данной должности более 1 года;
  7. При осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора. 

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяются стороной, инициирующей ее проведение.

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с учетом специфики производственной деятельности и включает в обязательном порядке практическую часть – действия при пожаре, применение первичных средств пожаротушения.

Для иных организаций перечень контрольных вопросов разрабатывается руководителями (собственниками) организаций или работниками, ответственными за пожарную безопасность.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется руководителем организации.

Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности установлены в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

  • порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
  • расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);
  • допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте.

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

  • сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;
  • организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств, в том числе за оказание первой помощи пострадавшим;
  • проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
  • отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;
  • прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
  • удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
  • осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;
  • обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
  • организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
  • встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
  • сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
  • по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
  • организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок.

Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование.

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.

Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:

  1. Для пожаров класса A – порошок ABCE
  2. Для пожаров классов B, C, E – порошок BCE или ABCE
  3. Для пожаров класса D – порошок D

Отнесение помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности определенной категории осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Свод правил СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности».

В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб. метров для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.

Выбор огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При значительных размерах возможных очагов пожара необходимо использовать передвижные огнетушители.

При выборе огнетушителя с соответствующим температурным пределом использования учитываются климатические условия эксплуатации зданий и сооружений. Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному по области применения.

В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 ручных огнетушителей.

Помещение категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности не оснащается огнетушителями в том случае, если площадь этого помещения не превышает 100 кв. метров.

При наличии нескольких помещений одной категории пожарной опасности, суммарная площадь которых не превышает предельную защищаемую площадь, размещение в этих помещениях огнетушителей осуществляется в следующем порядке. Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать:

  • 20 метров – для общественных зданий и сооружений;
  • 30 метров – для помещений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности;
  • 40 метров – для помещений категории Г по взрывопожарной и пожарной опасности;
  • 70 метров – для помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности. 

Огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, заменяются соответствующим количеством заряженных огнетушителей.

При защите помещений с вычислительной техникой, телефонных станций, музеев, архивов и пр. следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемым оборудованием, изделиями и материалами. Указанные помещения следует оборудовать хладоновыми или углекислотными огнетушителями.

Помещения, оборудованные автоматическими стационарными установками пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями на 50 процентов от расчетного количества огнетушителей.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер.

Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой. Опломбирование огнетушителя осуществляется заводом-изготовителем при производстве огнетушителя или специализированными организациями при регламентном техническом обслуживании или перезарядке огнетушителя.

На одноразовую пломбу наносятся следующие обозначения:

  • индивидуальный номер пломбы;
  • дата зарядки огнетушителя с указанием месяца и года. 

Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

В зимнее время (при температуре ниже +1°C) огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра.

Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий (организаций) на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения должны оборудоваться пожарные щиты.

Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности согласно Приложению 6 к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.

Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно Приложению N 7 к Постановлению Правительства РФ от от 16.09.2020 N 1479.

Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. метра и комплектоваться ведрами.

Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. метра и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

Ящики с песком, как правило, устанавливаются со щитами в помещениях или на открытых площадках, где возможен разлив легковоспламеняющихся или горючих жидкостей.

Для помещений и наружных технологических установок категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности предусматривается запас песка 0,5 куб. метра на каждые 500 кв. метров защищаемой площади, а для помещений и наружных технологических установок категорий Г и Д по взрывопожарной и пожарной опасности – не менее 0,5 куб. метра на каждые 1000 кв. метров защищаемой площади.

Покрывала для изоляции очага возгорания должны иметь размер не менее одного метра шириной и одного метра длиной.

В помещениях, где применяются и (или) хранятся легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, размеры полотен должны быть не менее 2 x 1,5 метра. Полотна хранятся в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в случае пожара.

Использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.

Download

О пожарной безопасности

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ

69-ФЗ.pdf

Adobe Acrobat Document 570.9 KB

Download

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ

123-ФЗ.pdf

Adobe Acrobat Document 1.1 MB

Download

Правила противопожарного режима в Российской Федерации

Утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479

П-1479.pdf

Adobe Acrobat Document 660.1 KB

Download

НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

Утверждены приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645

п-МЧС-645.pdf

Adobe Acrobat Document 527.0 KB

Download

Методические рекомендации МЧС РФ

Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум (утв. МЧС РФ)

МР-ПБ.pdf

Adobe Acrobat Document 663.6 KB

Безруких Елена Георгиевна

План мероприятий по противопожарной безопасности для сельской школы

Скачать:

Предварительный просмотр:

План работы по противопожарной безопасности

МКОУ Полинчетская СОШ

Мероприятия

Классы

Ответственные

1

Провести инструктаж с учащимися  школы по правилам пожарной безопасности.

1-11 классы

Учитель ОБЖ

2

Провести учебную эвакуацию учащихся на случай пожара в школе.

1-11 классы

Учитель ОБЖ

3

Провести беседы с родителями по правилам пожарной безопасности  

Классные руководители 1-11

4

Провести тематические мероприятия по пожарной безопасности.

  1. Огонь – друг и враг человека.
  2. Отчего бывают пожары.
  3. Пожар легче предупредить, чем потушить.
  4. С огнем не шутят.
  1. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.
  2. Чем тушить пожар?
  1. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости – источники пожаров.
  2. Первичные средства тушения пожара.
  3. Правовые акты, определяющие ответственность граждан за нарушение правил пожарной безопасности.
  4. Оказание первой помощи при ожогах, отравлении продуктами горения.
  5. Предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные знаки пожарной безопасности. Место установки.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Классные руководители 1-11

5

Организация  уборки территории, закрепленной за школой, от мусора.

1-11 классы

Классные руководители

6

Конкурс рисунков «Я пожарник»

5-7 классы

Учитель ИЗО

7

Беседа «Профессия огня»

10-11 классы

Учитель технологии

8

Игра-путешествие «Самый лучший и быстрый пожарник»

1-4 классы

Учитель ОБЖ

9

Оформление противопожарного стенда

Учитель ОБЖ

10

Оформление стенгазет «Чтоб пожара избежать, Вот что должен школьник знать…»

5-8 классы

Старшая вожатая

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы т/о “Безопасное колесо”

В документе представлена пояснительная записка и календарно-тематическое планирование творческого объединения “Безопасное колесо” на 2018-2019 уч. год….

  • Мне нравится 

 

Месяц

Мероприятия

Цель

IIМЛАДШАЯ ГРУППА

сентябрь

Беседа с рассматриванием иллюстраций «Причины пожаров», чтение стихотворения «Пожар»

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других ситуациях, связанных с огнем.

октябрь

Игра –  ситуация « Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат»

Познакомить детей и привить интерес  к работе  пожарной службы.

ноябрь

Беседа с рассматриванием пожарной машины

Формировать у детей представление о специальных видах транспорта – пожарная машина едет тушить пожар.

Дидактическая игра «Горячо – холодно»

Закрепить знания детей о предметах требующих  осторожного обращения, предметы которые могут вызвать огонь, в игровой ситуации

Тематическое занятие  «Пожарные машины»

Закреплять знания детей о профессии спасателей-пожарных, правилах пожарной безопасности, активизировать двигательную активную активность, развивать ловкость, быстроту, смелость.

декабрь

Игра-ситуация «Не шалите малыши, в руки спички не берите»

Довести до сведения детей, чем опасны игры с огнём.

январь

Физкультурный досуг  «Пожарные – спасатели»

Закреплять у детей навыки подлезания, метания, ходьбы, упражнять в равновесии, закреплять знания о возможных последствиях пожаров, возникших в результате игры со спичками.

февраль

Беседа с рассматриванием иллюстраций: «Ребенок и огонь дома»

Познакомить детей с предметами, требующими осторожного обращения – чтобы не вызвать пожара.

март

Просмотр мультфильмов  «Кошкин дом», «Путаница», «Смешарики» из серии «Азбука безопасности»  по пожарной безопасности:  «Игры с огнём», «Автомобили специального назначения».

Расширять знания детей по теме.

апрель

Пальчиковое рисование «Огонь – это опасно»

Создать условия для творчества детей по мотивам сказки С.Я Маршака «Кошкин дом». Способствовать осознанному восприятию последствий пожара.

май

Музыкальное развлечение старшей группы «Юные спасатели-пожарные»

Закрепить знания детей  о правилах пожарной безопасности, расширять знания детей о средствах тушения пожаров.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

сентябрь

Беседа с рассматриванием плакатов «Правила пожарной безопасности»

Формировать  представление детей об опасных для человека и окружающего мира  ситуациях при пожаре, и способов поведения в них

октябрь

Тематическое занятие «Если в доме случился пожар»

Закрепить у детей понятие «безопасность», убедить в необходимости соблюдения правил безопасности; дать детям представление о возникновении пожара в помещении, познакомить с правилами пожарной безопасности.

ноябрь

Сюжетно – ролевая игра «Кто быстрей потушит дом?»

Познакомить детей со значимостью пожарной службы. Закрепить знания детей о противопожарной безопасности в игровой ситуации.

декабрь

Беседа в ситуациях «Ты дружок не шути, зажигалку и спички – дома в руки не бери. Ёлочные гирлянды, петарды, бенгальские огни под Новый год – меры предосторожности»

Формировать представления детей об опасных для ребёнка игр, которые могут привести к возникновению  пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем.

январь

Физкультурный досуг «Огонь – это не игра»

Закреплять основные движения в подвижных играх, знания детей об опасности игры с огнём и о последствиях пожара,  воспитывать интерес и уважение к работе спасателей-пожарных.

Теневой театр «Спичка – невеличка» Е. Хоринской

Расширить сведения детей о опасных предметах. Продолжать закреплять правила поведения при угрозе или возникновении пожара в  театрально-игровой деятельности.

февраль

Рисование гуашью буклетов для родителей «Огонь – хороший и плохой»

Побуждать детей к воспроизведению с помощью изобразительных средств, своего отношения к огню (каким они его себе представляют) поделиться своими знаниями с родителями и родными.

март

Проблемная ситуация «Если ты увидел, что Петя взял спички?».

Довести до сведения детей, чем могут быть опасны спички.

Дидактическая игра «Это я,  это я, Это все мои друзья»

Закрепить знания правил пожарной безопасности.

апрель

Просмотр мультфильмов «Смешарики» из серии «Азбука безопасности»  по пожарной безопасности:  «Игры с огнём», «Тушение электроприборов», «Невесёлые петарды», «Автомобили специального назначения»; «Кошкин дом», «Путаница»; видеороликов «Спичками играть нельзя», «Пожар в лесу».

Расширять кругозор детей.

май

Тематическое занятие «Спички детям не игрушки»

Углубить и закрепить знания детей о пользе  и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним.

СТАРШАЯ ГРУППА

сентябрь

Беседа «Огонь добрый, огонь злой»

Формировать представление детей, о том, что огонь приносит не  только пользу в жизни человека, но и может нанести вред. Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и  других проблем, связанных с огнём.

октябрь

Тематическое занятие «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование»

Уточнить назначение пожарных автомобилей, рассказать о боевой одежде, снаряжении пожарного-спасателя, о средствах связи.

ноябрь

Викторина «Пусть знает каждый гражданин пожарный номер – 101»

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, упражнять в  вопросах и ответах.

декабрь

Сюжетно – ролевая игра «Пожарная безопасность дома»

Закрепить знания детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Закрепить  потребность  в соблюдении правил пожарной безопасности в игровой деятельности.

январь

Физкультурный досуг  «Спасателем-пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан!»

Продолжать закреплять представления детей о профессии спасателей-пожарных, правилах пожарной безопасности, развивать выносливость, внимание, целеустремлённость, воспитывать уважение к труду спасателей-пожарных.

февраль

Занятие «Где работает огонь?»

Познакомить с жизнью древнего человека, рассказать об открытии человеком огня; как дошёл огонь до наших дней, как он помогает человеку.

Коллаж «Огонь и игра несовместимы»

Побудить детей к воспроизведению с помощью вырезанных или нарисованных картинок, свое отношение к играм с огнём, поделиться своими знаниями с родителями и родными и другими детьми.

март

Просмотр мультфильмов «Смешарики» из серии «Азбука безопасности»  по пожарной безопасности:  «Игры с огнём», «Тушение электроприборов», «Невесёлые петарды», «Автомобили специального назначения»; видеороликов «Спичками играть нельзя», «Пожар в лесу».

Расширять и уточнять знания детей.

Тематическое занятие «101, 102, 103 всегда на страже»

Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта, воспитывать нравственные качества, вызывать чувство ответственности.

апрель

Проблемная ситуация «Ты один дома – нужно воспользоваться электробытовыми приборами  для приготовления обеда?»

Закрепить знания детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Формировать правила поведения при угрозе или возникновении пожара.

май

Музыкальное развлечение «Юные спасатели-пожарные»

Закрепить знания детей  о средствах тушения пожара, номер пожарной службы; формировать представление о том, какую опасность таят в себе спички; развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу.

Цели мероприятия: повторить правила
поведения при пожаре и правила пожарной
безопасности, а также о причинах возникновения
пожара; показать роль огня в жизни человека: как
положительную, так и отрицательную.

Учитель.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь. (Огонь) Слайд. 1.

– Ребята, слово “огонь” известно человеку с
давних времен. С его помощью совершается много
полезных дел. Он верно служит людям. Трудно
представить себе, где бы ни использовался огонь.

– Назовите, как огонь помогает человеку, где
люди применяют полезные свойства огня?

– Ребята, а кто-нибудь из вас задумывался, как
появился огонь у людей?

Просмотр фрагмента мультфильма “Легенда о
Прометее”.

Слайд 2. Учитель. Огонь! Миллионы лет назад
люди научились добывать его. Он играл
исключительную важную роль – он согревал в
холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал
от диких зверей. Без огня люди не только бы не
выжили, но и не стали бы людьми.

Слайд. 2. Огонь – это друг. Овладение огнём
дало возможность человеку обеспечить себя
светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по
Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни
человека климатические условия,
господствовавшие в отдельных областях земного
шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен
всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на
фермах и в сельскохозяйственном производстве.
Огонь плавит руду, помогая человеку получить
металл. Работа двигателей внутреннего сгорания,
полеты реактивных лайнеров и космических
кораблей стали возможными благодаря освоению и
умелому применению могучей силы огня.

Слайд. 3. Огонь – это символ. С
обнаженными головами люди смотрят на вечный
огонь у памятников героям, беззаветно
сражавшимся за Родину.

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой
Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны,
велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты,
отдавая дань благородным традициям античного
мира.

Слайд. 4. Огонь – враг, оставивший свои следы
в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и
сел исчезли в гигантских языках пламени.
Бесценные творения, созданные разумом и
талантливыми руками предыдущих поколений,
превратились в прах. Огонь сгубил миллионы
человеческих жизней. По своим трагическим
последствиям пожары не уступали эпидемиям,
засухам и другим бедствиям.

Чтец.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами.
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг. Слайд.5
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Чтец.

Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становиться нашим врагом.

Чтец.

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То он змейкой торопливой
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре.
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Чтец.

Огонек всегда такой –
И хороший, и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.

Чтец.

Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.

Чтец.

Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Учитель. При неосторожном обращении огонь
нередко из верного друга превращается в
беспощадного врага, который в считанные минуты
уничтожает то, что создавалось долгими годами. Он
сметает все на своем пути, и остановить его
бывает невозможно.

– Огонь – наш друг, но не всегда, бывает от него
беда. Большая часть пожаров происходит по вине
самих людей из-за их беспечности. А примерно
каждый девятый пожар происходит по вине детей.

Слайд. 6. Чтецы.

– Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов
пожаров.

– Каждый час в огне погибает один человек, два
получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший
– ребенок.

– По данным Государственной противопожарной
службы за 2013 год, в стране зарегистрировано более
260 тысяч пожаров.

– При пожарах в России ежегодно гибнут 14 тысяч
человек и почти столько же получают травмы.

– По данным Отдела Государственного пожарного
надзора г. Шахты всего с начала этого года в
городе произошло 59 пожаров, в которых 10 человек
погибли, 5 получили травмы.

Слайд.7. Учитель. Немалый ущерб нашему
государству и населению приносят пожары. Пожар –
явление крайне опасное, жесткое, враждебное
всему живому. Сегодня во всем мире пожары уносят
тысячи жизней, уничтожаются ценности,
исчисляемые миллиардами рублей.

“Жил-был Пожар Пожарыч, страшный и жестокий
злодей. Когда он хотел есть, выходил на охоту. И
если кто-то забывал выключить утюг или курил в
постели, Пожар Пожарыч был тут как тут. Он
врывался в дом и съедал все на своем пути. Много
бед приносил он городу, постоянно горевали и
плакали люди. Но вот однажды собрались они все
вместе и стали думать, как навсегда прогнать
Пожарыча из родного города. и придумали самое
простое… Как вы думаете, ребята, что придумали
жители этого города? (Запомнить самим и
рассказать всем о правилах пожарной
безопасности).

И как только все стали соблюдать эти правила,
Пожар Пожарыч умер от голода”.

– Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей
земле было как можно меньше пожаров, необходимо
знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Вот несколько советов вам, чтобы избежать пожара.

Учитель. Давайте выведем правила пожарной
безопасности. Слайд. 8.

Чтец.

Чтоб не ссориться с огнем,
Нужно больше знать о нем,
Отказаться от привычки
Свысока смотреть на спички
И запомнить навсегда,
Что бывает, если дети,
Те, что знают все на свете,
Зажигают спички эти и бросают не туда.

Чтец.

Дремлют спички, словно птички,
В коробочке до поры.
Только маленькие спички
Не годятся для игры:
Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра –
Может кончиться печально
Интересная игра:
Загорятся, как солома,
Мебель, стены и полы,
И останется от дома
Только горсточка золы. Слайд. 9 (с голосом).

Слайд. 10. Правило № 1Не играйте со
спичками и зажигалками!”.

Чтец.

Если папы дома нет,
Убежал куда-то дед,
А у мамы на работе
Непредвиденный банкет;
Если в это время вдруг
К вам нагрянул лучший друг –
Пиротехник и электрик –
То нельзя включать:
Холодильник, кипятильник,
Новый бабушкин светильник,
Пылесос, электрочайник,
Телевизор и паяльник:
Ни за что и никогда
Не хватайте провода,
И без взрослых даже штепсель
Не втыкайте никуда.

Правило № 2 “Не включайте электроприборы,
если взрослых нет дома!” Слайд.11

Чтец.

Прабабушке Сашиной семьдесят лет,
У этой прабабушки памяти нет:
Включила утюг и ушла в магазин;
Остался утюг совершенно один.
Но скучно стоять просто так утюгу:
“Я дольше терпеть – говорит, – не могу!
Я просто горю – я нагрелся, как печь,
Мне хочется что-нибудь срочно поджечь!”
И все, до чего дотянуться он смог,
Горячий утюг потихонечку сжег…
Прабабке пришлось ночевать у подруг:
Полдома спалил разозленный утюг.

Чтец.

Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

Правило № 3. “Уходя из комнаты или из дома,
не забывайте выключить электроприборы, не
оставляйте их без присмотра”. (Слайд 12)

Чтец.

Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки!

Правило № 4. “Не суши белье над газовой
плитой”. Слайд. 13.

Чтец.

У бабушки Саша решил поиграть
И Печкину дверцу полез открывать.
Из печки упал озорной уголек
И пол деревянный мгновенно зажег.
И вот огоньки заскакали кругом
И вспыхнул, как щепочка, бабушкин дом:
Пылают обои, полы, потолки
Резвятся вовсю огоньки-угольки.
Горящие стены печально гудят,
А бабушка с Сашей в сугробе сидят.
Сидит Александр и не может понять:
Зачем же он дверцу полез открывать?

Правило № 5. (слайд 14) “Сам к плите не
прикасайся лучше взрослых дожидайся!

Без взрослых не подходи к печке и не открывай
печную дверцу”.

Чтец.

Новый год встречают дети.
Веселится детский сад:
Самый лучший дед на свете –
Дед Мороз смешит ребят.
И в разгар большого бала
Под веселый детский крик
Свечка с елочки упала
Прямо Деду на парик.
Зря шипел огнетушитель,
Зря несли ведро воды…
Ну какой же Дед, скажите,
Без усов и бороды?
Бывший Дед, сказал: “Обидно,
Глупо бороду спалил:
Я ее огнезащитным
Спецсоставом не полил…”

Правило № 6. “Костюмы и парики участников
новогодних и других мероприятий должны быть
пропитаны огнезащитным составом”. Слайды. 15-17 (с
голосом, а потом чтец).

Чтец.

Сегодня нам елочку папа принес,
А в гости явился живой Дед Мороз.
И все удивлялись и думали: “Вот,
Как весело встретим сейчас Новый год”
А Саша от радости даже зажег
Бенгальский огонь… Не огонь – огонек;
И бегал по комнате, как ураган,
И искорка Деду попала в карман.
Сейчас же карман загорелся, и вмиг
Без шубы остался несчастный старик.
Забившись под елку, рыдал до утра…
С огнем, как известно, опасна игра.

Правило № 7. “Осторожно (только в
присутствии взрослых) пользуйтесь свечами,
хлопушками, бенгальскими огнями, фейерверками”.

Чтец.

Если вы играть пошли
И костерчик развели,
А на свалке, где играли,
Вдруг флакончики нашли
(Незатейливо просты
И загадочно пусты) –
Не бросайте их в костерчик,
Чтобы не было беды!
Ну, а если, рты открыв,
Вы не сдержите порыв,
В пламя бросите флаконы –
То раздастся страшный взрыв.
И уж больше никогда
Не придете вы сюда…
А ведь вас предупреждали
Зря не слушались тогда.

Правило № 8. “Нельзя бросать в огонь пустые
баночки и флаконы от бытовых химических веществ,
особенно аэрозоли – это опасно для жизни. Надо
помнить, надо знать: пух и траву опасно
поджигать!” Слайд. 18. (с голосом, а потом чтец).

Чтец.

Кто поверит, что игрушки
Могут кушать все подряд:
Занавески и подушки,
Глупых маленьких ребят,
Двери, стулья и кровати,
И обои на стене,
И собачку тети Кати,
И цветочки на окне.
Лишь огонь, сбежавший на пол
Из неловких детских рук,
Раскаленной красной лапой
Уничтожит все вокруг;
И его, такого злого,
Не поймать и не унять,
И понятно с полуслова,
Что с огнем нельзя играть.

Правило № 9. “Не играйте с огнем! Не
разжигайте костер в лесу!” (Слайд 19)

Чтец.

Если вы бензин достали,
Керосин с трудом нашли
И в каком-нибудь подвале
Втихомолку подожгли
То не думайте, что будет
Мирный праздничный салют,
Что придут случайно люди
И водой его зальют.
Из-за маленькой канистры
Пострадает целый дом:
Ведь дома сгорают быстро,
А возводятся с трудом.
Как вы людям объясните,
Отчего стряслась беда?..
Никогда бензин не жгите
И не лейте никуда!

Правило № 10. “Не играйте с бензином и
другими горючими легковоспламеняющимися
веществами. Можно получить смертельные ожоги”.
Слайд. 20.

Чтец.

Если где-то малыши
Жгут чего-то от души,
Или кто окурок бросил,
Огонек не потушив;
Если твой любимый друг
Взрыв задумал сделать вдруг,
Или младшая сестренка
Ухватилась за утюг
Малышей найди в дыму,
Расскажи им, что к чему,
Расскажи им о пожарах,
Что известно самому;
Пусть в химический кружок
Твой запишется дружок,
Чтоб от бомбы самодельной
Пострадать никто не смог.
Эти действия нужны
Для сохранности страны:
Спички, бомбы и мальчишки
Совмещаться не должны.

Правило №11. “Не позволяйте другим нарушать
правила пожарной безопасности”. Сл. 21.

Учитель. Причин возникновения пожаров
множество. Часто ребята разжигают костры вблизи
строений, поджигают баки с мусором, старую траву,
тополиный пух, играют со спичками. Кроме того,
бывает, когда дети, решив побаловаться, набирают
номер пожарной охраны и дают дежурному
диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие
“озорники” не задумываются над тем, что в это
время по-настоящему нужна помощь пожарных в
другом месте. Такие действия “шутников”
уголовно наказуемы. Большой огонь или пожар –
это огромное чудовище, пожирающее все вокруг
своим пламенным языком. Этот огромный язык
съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже
целые улицы и города.

Слайд. 22 (с голосом). Как правило, дети боятся
огня. Что же делать, если возник пожар?

Чтец.

Если спичек коробок
Ты не взять никак не мог
И совсем-совсем случайно
Что-то в комнате поджег,
То нельзя паниковать,
Лезть под папину кровать
И туда, откуда взрослым
Нелегко тебя достать:
В холодильник, шкаф, буфет,
Целлофановый пакет,
Печь, кастрюлю, чемодан,
Вазу, валенок, стакан:
Не укроет от огня
Ни кастрюля, ни броня,
Так что спрятаться попытки
Бесполезная возня.

Правило № 1. “Не поддавайтесь панике. Не
прячьтесь при пожаре”. Слайд 23.

Правило № 2. “ Если огонь небольшой, можно
попробовать сразу же затушить его, набросив на
него плотную ткань или одеяло, или вылить
кастрюлю воды. Но нельзя тушить водой горящие
электроприборы. На телевизор, компьютер… надо
накинуть одеяло или плотную ткань, покрывало”
Слайд 24.

Чтец.

Если в комнате у вас
Слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется,
И огонь жует палас
Нужно мужество найти,
К телефону подойти,
Постараться вспомнить цифры
От нуля до девяти;
Смело трубку в руку взять,
“Ноль-один” суметь набрать.
И назвать еще потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком.
И еще сказать: “Даю
Вам фамилию свою;
Так же номер телефона, у которого стою”.

Чтец.

При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают ноль – один.
Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.

Правило № 3. “ При пожаре звонить 01. Назвать
свой адрес (улицу, номер дома, подъезд, код, этаж,
номер квартиры), телефон, фамилию. А также кратко
скажите, что, где и как долго горит”. Слайд 25.

Чтец.

Если в доме дыма много,
Если кажется – горим,
Вызывай скорей подмогу,
Позвонив по 01.

Дети поют песню на мелодию “Позвони мне,
позвони” (Приложение 1) (из газеты
ПТ 1, 2007).

Учитель. Какой номер надо набрать, чтобы
вызвать пожарную помощь

– Позвонить по телефону 01 или позвонить с
мобильного телефона по телефону 101 или 112.

Правило № 4. “Если огонь сразу не погас, надо
немедленно убегать из дома в безопасное место. Но
сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату,
где горит. Нельзя распахивать окна и двери в
горящем помещении”. Слайд 26.

Чтец.

В руки ты себя бери –
Не пугайся, не ори,
А ползи на четвереньках
В направлении двери.
Если ты нашарил дверь,
То рукам сперва не верь:
Может это дверца шкафа –
Хорошенечко проверь!
Если выйдешь в коридор
Или выползешь во двор –
Позови на помощь взрослых
И заставь тушить костер.

Правило № 5. “Если в комнате огонь, нужно
выбираться из нее на четвереньках, ползком и
звать взрослых. При пожаре дым гораздо опаснее
огня. Большинство людей погибают от дыма. Прикрой
влажной тканью нос и рот. Накинь на себя мокрое
одеяло, пальто, плотную ткань”. Слайд 27.

Чтец.

Спросите бабушку и деда,
Спросите братьев и сестер
Пускай расскажут по секрету,
Как получается костер.
И по секрету им скажите,
Что вам хотелось бы узнать,
Как действует огнетушитель
И как его со стенки снять:
Не знать такого неудобно…
Пусть в ответ на ваш вопрос
Проинструктируют подробно,
Доступно, четко и всерьез.

Правило № 6. “Умейте пользоваться
огнетушителем”. Слайд 28.

Правило 7. Слайд 29.

Действия в случае невозможности покинуть
помещение.


  • Закройся в дальней от пожара комнате, заткни
    все щели отверстия мокрой тряпкой.
  • Создайте запас воды. Наполните водой ванну и
    другие большие емкости, облейте пол и двери
    водой.
  • Если концентрация дыма высока или резко
    повысилась температура,
  • Постарайся выйти на балкон и плотно закрой за
    собой дверь. Захвати влажное одеяло или другую
    плотную ткань для защиты от огня в случае его
    проникновения через дверь или окно.

Слайд. 30

Сохраняй спокойствие. Ты же вызвал пожарных?
Они обязательно скоро прибудут.

Слайд 31.

Учитель.

Мы, взрослые, спички подальше кладем,
Чтоб не играли дети с огнем.
Мы им рассказываем о страшной беде,
Которая происходит с людьми в огне.
К сожалению, этому вопреки – вот беда,
Дети не слушают нас иногда.
Ребята, прошу вас, не допускайте пожара!
Верьте, нет ужасней такого кошмара.

Чтец.

Знаем точно я и ты,
Что с огнем шутить нельзя!
Чтобы не было беды,
Будьте бдительны друзья!

Учитель. Давайте немного поиграем. Я буду
задавать вопросы, а вы, если согласны, должны
хором отвечать: “Это я, это я, это все мои
друзья”
, а если не согласны, молчите. Приложение 2

Учитель. Сейчас мы поделимся на три группы.
Каждая группа получит карточки, подготовится по
ним и расскажет о том, что нужно делать при
возникновении пожара в жилище.

Приложение 3. Карточки с
заданиями

(Создаются три группы, им раздаются карточки с
заданиями)

В это время другие дети участвуют в викторине.

Приложение 4. Викторина
“Что нужно знать о пожаре”

Слайды 32-42. 

Подводятся итоги работы групп.

Чтец.

Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.

Приложение 5. Частушки

Учитель. Ребята! Соблюдение правил пожарной
безопасности поможет сохранить в целости и
сохранности любую квартиру, любой дом, где вы
живете, любое предприятие, где работают ваши мамы
и папы, школу, где вы учитесь, сберечь жизнь и
здоровье людей.

Будьте предельно осторожны в обращении с огнем
и ни в коем случае не допускайте превращения огня
в пожар!

Список литературы:

  1. Сборники стихотворений;
  2. “Основы безопасности жизнедеятельности”
    (учебники 1-5 классы)
  3. “В помощь школьному учителю по основам
    безопасности жизнедеятельности” (разработки 1-3
    классы)
  4. Интернет ресурсы
  5. Щедрова Е.В. г.Северодвинск + Клипарт:
  6. www.lenagold.ru
  7. www.forum.materinstvo.ru
  8. Л.Ю. Скрипник, И.А. Дьяченко. Действия в случае
    если нет возможности покинуть горящую квартиру.
    Наглядное пособие для средней школы. М.: Айрис
    дидактика
  9. Правила поведения при пожаре. Наглядные
    пособия. М.: ООО Издательство “Ранок”

Добавить комментарий