Как найти место падения самолета вов

Карта мест падений

Карта мест падений самолетов 1941-1945. Юг Советского Союза

Здесь вы найдете информацию о найденных самолетах, потерянных во время Великой Отечественной Войны.

5 мыслей о “Карта мест падений”

  1. По данным ОБД Митряков В.Г так же как и Каверин А.В при посадке на воду остался жив, не вернулся с боевого задания 2.11.1943г.

    1. В ОБД ошибка, сам лично выписывал в Гатчине данные из акта расследования летной боевой потери. Митряков погиб именно 31 октября. 2 ноября в 47 шап не вернулись два экипажа, там стрелками были мл. л-т Дмитриев и мл. с-т Кочетков. В 8 гшап не вернулся один экипаж, в нем стрелком был мл. л-т Ковалев

  2. Вечер добрый.
    Знаю точное место падения немецкий самолёт..
    Хутор школьный крымский район.
    Но там частная ферма.
    Хозяйство.
    Хозяин добро на раскопки не даёт.
    Ни кто никогда его не копал.
    Старожилы сказали.
    Сам с того хутора.
    В данное время нахожусь в Сочи.
    Буду в хуторе на НГ.
    Могу скинуть скрин места

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Формум поисковиков по авиации, карта мест падений самолетов

Первым делом мы находим самолеты: как работают авиационные поисковые отряды России

Поисковая работа по обнаружению павших защитников нашей страны идет несколько десятков лет после окончания Великой Отечественной войны, безвозвратные потери которой исчисляются миллионами. Листок солдатского медальона — редкая удача для поисковиков — позволяет узнать судьбу конкретного бойца, сообщить родственникам о месте гибели. Важность такой работы неоднократно подчеркивал президент России Владимир Путин. Накануне спецпредставитель президента Сергей Иванов посетил одну из экспедиций “Вахты памяти-2017” в Рязанской области. О том, как идут поиски упавших самолетов и их экипажей, о чем может рассказать бортовой номер крылатой машины и как готовится новое поколение поисковиков — в репортаже ТАСС.

Информация — главная ценность

Главная задача любого поискового отряда — определить место падения самолета. Сделать это крайне сложно. Даже если сохранились архивные документы, в них, как правило, указан лишь район ближайшего населенного пункта. Бесценные свидетели — местные жители, особенно те, кто своими глазами видел момент падения. Несмотря на то, что таким людям уже далеко за 70, они до сих пор детально помнят места падений и даже лично сопровождают группу.

После выхода к предполагаемому месту катастрофы поисковики обследуют его при помощи металлоискателей. Если они “звенят”, начинается самый сложный этап — при помощи лопат и небольших совков они подтверждают правильность своих изысканий. Однако большинство работ ведется вручную  — ведь при падении машина разбивается буквально в осколки, поэтому мелкие детали и останки экипажа возможно найти, только пропуская через пальцы каждый ком земли.

Но не всегда самолет терпит аварию в поле или лесу, куда можно добраться на машине или пешком. Очень часто последний приют машина и экипаж находят в болоте. Если к месту аварии есть возможность подъезда тяжелой техники, нередко приходится ждать заморозков, чтобы доставить специальное оборудование для подъема. По словам специалистов, иногда удается даже осушить часть болота, чтобы добраться до фрагментов самолета. 

Самая ценная часть для поисковиков, наряду с личными вещами и документами — фрагменты самолета с номерами. Именно они могут пролить свет на судьбу членов экипажа, установить их имена, связаться с родственниками. Как объяснил член экспертного совета по авиации “Поискового движения России” Илья Прокофьев, с помощью специальной базы можно соотнести номера самолета и состав экипажа. 

“Если есть номер на двигателе или фюзеляже, экипаж рано или поздно обязательно будет установлен. Номер — как солдатский медальон, только тот заполнен рукой, а здесь выбит на металле. За последние годы поисковики накопили серьезную базу, которая связывает номер самолета и членов экипажа”, — сказал он.

Знание — залог успеха

Найти самолет — только первая часть трудоемкой работы. Хорошо, если в документах указана марка и модификация. Но зачастую поисковики не могут заранее сказать, какую машину им предстоит исследовать, и здесь не обойтись без специальных знаний. Как рассказал Илья Прокофьев, подготовке добровольцев уделяется огромное внимание.

“Мы готовим молодежь перед тем, как ехать в лес. К примеру, у нас в Казани работает специальная школа поисковика. Там специальные классы, приспособления, есть даже комната, где моделируется реальный процесс раскопок. Мы собираем группы по 30–40 человек, учим их, как заполнять документацию, как правильно вести раскопки, даем знания по анатомии, а по окончании ребятам выдаются сертификаты”, — рассказал поисковик. 

Практические навыки приобретаются уже непосредственно на местах раскопок. Здесь плечом к плечу трудятся как совсем юные поисковики, так и те, кто участвовал в поиске и обнаружении десятков самолетов. “Кто-то никогда в жизни не видел боевой самолет, он находит фрагмент и спрашивает — что это такое? А рядом есть человек, который знает, что это. Знания передаются из уст в уста, из рук в руки, так все и учатся”, добавил Прокофьев.

Экипаж машины боевой

17 октября 1941 года экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3а в составе летчика Александра Колодкина, штурмана Бориса Подорожного, стрелка-радиста Бориса Громова и воздушного стрелка Федора Сарамуда вылетел на очередное боевое задание в район города Серебряные Пруды. Выполнив задачу, самолет возвращался на аэродром, но по неустановленной причине в районе Хутора Охотники потерпел катастрофу. Выжить удалось только летчику. 

Местные жители, ставшие очевидцами крушения, похоронили погибших прямо на месте катастрофы. И вот спустя 76 лет поисковики приехали на Рязанщину, чтобы удостовериться в том, что не вернулся из боя именно этот экипаж.

Место падения самолета было точно установлено благодаря донесению выжившего летчика и воспоминаниям местных жителей. Участвовать в процессе поиска приехали члены поисковых отрядов из Москвы, Рязани, Петрозаводска, Казани, Воронежа и других городов. В ходе работ им удалось извлечь из земли сотни мелких фрагментов машины, в том числе и номерные. Но тут в процесс идентификации экипажа вмешался случай: найденные номера в одном документе соответствуют номерам разбившегося самолета, а в другом — нет.

“На сегодняшний день мы достали и нашли номера двух двигателей, которые стояли на таком типе машин. Самое главное — по перечню моторов дивизии от 23 августа 1941 года, оба мотора значатся за номером самолета, на котором погиб экипаж Колодкина. Но в акте списания самолета номера двигателей указаны другие. Необходимо провести исследовательскую работу в архивах, чтобы точно сказать, что именно эта машина погибла в октябре 1941 года. Только после этого мы сможем захоронить найденные останки и добавить имена павших героев на памятник, установленный в соседней деревне”, — рассказал Илья Прокофьев. 

Кстати, накануне в 700 метрах от места поисков был обнаружен еще один самолет. Что это за машина, кто был в составе ее экипажа и какова его судьба  — на эти и многие другие вопросы только предстоит дать ответы. А это значит, что впереди еще много работы. “Война закончится только тогда, когда будет найден и похоронен последний солдат”, говорят поисковики, снова и снова выезжая искать тех, кто отдал жизнь за Родину. 

Андрей Ермилов 

Друзья, всем привет!

Поисковики по архивам установили место падения самолёта во время Великой Отечественной войны, где погиб лётчик. Задача поисковиков обнаружить место падения и достать останки лётчика, чтобы придать его земле. Само место падения они обнаружили ранее, но дорогу проложить не смогли, так как на легковых машинах и ходили они около 2 км от места, где оставили машины до места падения. Чтобы организовать официальную экспедицию нужно проехать, для того чтобы закинуть палатки, бензогенератор, мотопомпу и другие предметы для организации лагеря.

Фото в бортжурнале LADA 4x4 5D

Полный размер

Заброшенная деревня

Наша задача заключалась, как раз в поиске дороги. Обозначили день, а как специально всю ночь лил дождь, да и днями ранее тоже дожди шли. В день выезда также дождь не прекращается. Сначала решили заехать с одной стороны по картам смотрели, что более проходимая дорога, но она дальше, чем другая. Рубились жёстко, но продвигались.

Фото в бортжурнале LADA 4x4 5D

Полный размер

Продолжаем рубиться

Фото в бортжурнале LADA 4x4 5D

Полный размер

Джек нам в помощь

По этой дороги до места падения не доехали примерно 500-700 метров, уперлись в заболоченную местность. Развернулись, объезжать далеко и по времени долго, решили ехать через поля, по карте вроде дорога проезжаема, проехали и заехали с другой стороны, там застряли всего один раз😀 до места падения не доехали 300-400 метров, но по сухому по-любому проедем, не стали рисковать, так как надо спуститься в крутой овраг, а по глине рубиться не хотели.

Фото в бортжурнале LADA 4x4 5D

Полный размер

Выехали на дорогу в полях

Фото в бортжурнале LADA 4x4 5D

Полный размер

Окончательная точка перед оврагом

Фото в бортжурнале LADA 4x4 5D

Полный размер

Место падения

На сегодня миссия наша выполнена, дорога проложена.
Всем добра!

Висимский заповедник — это не только природа и горы, это возможность прикоснуться к истории.

Мы уже писали про маршрут с посещением экологической тропы «Весёлые горы», теперь расскажем о не менее интересном маршруте, который приведёт вас к месту крушения самолёта в годы Великой Отечественной Войны.

Висимский заповедник

23 мая 1942 года из Куйбышева, ныне Самары, вылетел самолёт Ли-2, на борту которого был директор Воронежского авиационного завода Матвей Шенкман. Спешил он в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод, где шла подготовка к выпуску бронекорпусов для штурмовиков Ил-2.

Надо сказать, что Матвей Шенкман был очень незаурядной личностью. Родился он в 1899 году в семье ремесленника, участвовал в Гражданской войне, затем стал инженером. В 1938 году его назначают директором Воронежского авиационного завода №18, где в феврале 1941 года начинается производство штурмовиков. В октябре 1941 года завод переезжает в Куйбышев и 10 декабря 1941 года в воздух поднимается первый Ил-2.

На заводе в это время трудятся женщины, подростки и старики. План, установленный наркоматом, не выполняется. 23 декабря 1941 года Шенкман получает гневную телеграмму от Сталина.

«Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной, две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны их МиГ-3, Ил-2. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения. Требую, чтобы выпускали побольше „илов“. Предупреждаю последний раз. Сталин».

В ответ Шенкман объясняет причины отставания и просит помощи у правительства в комплектовании предприятия рабочими, улучшении их питания и строительстве для них жилья.

В феврале 1942 года план был выполнен, а в последующие месяцы перевыполнен.

Висимский заповедник

В сложных метеорологических условиях, не долетев до Нижнего Тагила 50 км, Ли-2 с Шенкманом на борту врезается в гору Оборотная. Так 23 мая 1942 года в Уральских горах трагически заканчивается жизнь директора авиационного завода.

Останки экипажа были обнаружены и вывезены тогда же, в 1942 году.

В 2015 году на Оборотной нашли орден Ленина. По номеру награды (7319) выяснили, что орден принадлежал Матвею Шенкману.

Сейчас на месте гибели экипажа установлен памятный крест.

Висимский заповедник

Часть деталей растащили, но двигатели, стойки шасси и части обшивки до сих пор разбросаны по всему склону горы Оборотная.

Висимский заповедник

Висимский заповедник

Рассказываем, как найти место падения самолёта.

На автомобиле доезжаем до КПП «Карпушиха» Висимского заповденика. Координаты 57.485213, 59.850903 для Яндекс.Навигатора. Оставляем машину у поста, регистрируемся на КПП и отправляемся в путь.

Дорога одна. На Т-образной развилке (координаты 57.479552,59.74338) налево уходит дорога на Весёлые горы, направо — на Старик-Камень и гору Оборотная.

Весь маршрут уже размечен волонтёрами.

Висимский заповедник

Родники, где можно набрать чистой воды, 57.500046, 59.748626 и 57.514115, 59.716824.

Висимский заповедник

Ещё 3 контрольные точки, чтобы вы точно не сбились с пути.

Висимский заповедник

57.491603, 59.746322 — идём прямо, не сворачивая налево

57.495956, 59.747283 — идём прямо

57.510361, 59.705245 — выцветшая табличка, идём налево на Старик-Камень

Координаты обломков Ли-2 — 57.521888, 59.694934.

Они расположены на склоне горы. Вам придётся идти по курумнику, надевайте удобную обувь.

DVC_9138.jpg

Висимский заповедник

Расстояние от КПП «Карпушиха» до места крушения Ли-2 в одну сторону — 14 км. Можно разбить его на 2 части и переночевать у подножия Старика-Камня.

Кроме обломков самолёта вы увидите потрясающую уральскую природу, поле с пионами, а если повезёт, то ещё и грибов насобираете.

Висимский заповедник

Висимский заповедник

Висимский заповедник

Фото — Дмитрий Часовитин.


SmolBattle

Страница 2 из 2

  1. День добрый, отметка 22 на карте.
    Устная информация -в 1960 годах житель района будучи школьником в районе д. Поспелиха-Талалихино играл с друзьями в фюзеляже большого немецкого самолёта лежащего на краю поля. Отец его командир вч в том районе рассказывал ему , что этот самолёт таранен лётчиком Талалихином В.

    Сообщения объединены, 10 апр 2021, время первого редактирования 10 апр 2021

    Финал этого ночного тарана раскрыт поисковики нашли место падения самолёта Талалихина 7 августа 1941 года двигатель поднят с вооружением подмосковными поисковиками.

    Сообщения объединены, 10 апр 2021

    Отметка 25 на карте.
    Д. Булгаково южнее д. Бегичево через р.Нара брод перешёл наш лётчик осень 1941 и подорвался на минном поле на глазах бойцов нашей передовой. Был похоронен в деревне , после войны прах забрали на захороние родственниками в Москву. Устная информация жителей д.Булгаково.

  2. Здравствуйте, . отметка .8. на карте Лопасненского района.
    Жительница д. Горнево собирала осенью 1941 года грибы северней деревни и увидела самолёт на деревьях и привязанные висящие вниз головой два лётчика, один шевелился… Женщина побежала в деревню за помощью, прибежали уже было поздно . Похоронили их в том районе в одной из деревень .Воспоминания 1976 года.

    Сообщения объединены, 11 апр 2021, время первого редактирования 11 апр 2021

    Отметка без номера северная часть района не вошла в карту н.п. Красные Холмы западнее ближе к жд полотну севернее дачи. Зафиксирован почти разрушенная кирпичная пирамидка с металлическими трубками от каркаса самолёта, надпись не читаема. По опросу местных жителей и сообщения от воен.комата. лётчик похоронен на местном кладбище а пирамидка на месте падения самолёта.

  3. Здравствуйте, отметка 9 на карте района.
    Осенью 1941 немецкий самолёт сбросил бомбы на жд мост ст. Лопасня и был сбит зенитным огнём. Летчик выпрыгнул с парашютом был пленён колхозницами , его спас от самосуда председатель колхоза он отвёз его на телеге в милицию ст. Лопасня. Записана информация на звуконоситель от очевидца. Самолёт упал западнее д. Фенино.

    Сообщения объединены, 12 апр 2021, время первого редактирования 12 апр 2021

    Отметка 6 на карте.
    Осенью 1941 года над д.Булычёво сбит наш бомбардировщик, летел низко дымясь в сторону Петропавловка, Радутино. Жители окрестных деревень видели столб чёрного дыма над лесом. Нашли 4 очевидцев, две звукозаписи. Немецкий самолёт после падения нашего бомбардировщика сделал несколько кругов над д. Булычёво и был сбит из стрелкового оружия. Дети первыми побывали на месте падения немецкого самолёта и один прихватил часы в браслете с оторванной кистью погибшего немецкого лётчика, отобрал боец боевого охранения и часы вручили офицеру, сбившего самолёт. Очевидец рассказывает ездили с дядей на лошади на место падения бомбардировщика собирать буханки хлеба и банки с консервами. Второй очевидец пас коров и что то испугало их они замычали и побежали в одно место , подошёл и он -хвост самолёта и военный в кожаном плаще без движений. Третий очевидец женщина из Петропавловки увидели в лесу столб дыма и побежали смотреть что там их военные развернули назад. Женщина из Сохинок вспоминает, ходили смотреть немцев два молодых, светловолосых лежат в чёрном. В одном из школьных музеев района есть фото офицера с подписью что сбил из стрелкового оружия немецкий самолёт.
    Долго искали место падения нашего самолёта , глубоко копали..

    Сообщения объединены, 12 апр 2021

    рАДУТИНО 002.jpg

    РАДУТИНО 3 001.jpg

  4. Здравствуйте, отметка 16 на карте района.
    Местные жители сообщили что в начале войны между д. Чепелёво жд полотном разбился наш двухместный самолёт. Два лётчика похоронены у чепелёвской школы , возле пирамидки лежал фрагмент крыла . После войны лётчиков перезахоронили на городском кладбище Лопасни.

    Отметка 31 на карте района.
    На южной окраине с. Крюково осенью 1942 года разбился наш самолёт. Рассказывал жит ель с. Крюково- самолёт летел низко над селом за хвост тащил раскрытый парашют с лётчиком я побежал туда на место падения….. Позже приехали военные на грузовике , забрали лётчика.
    Падение было на краю поля, нашли точку с максимальной сработкой мд. и эксковатор заработал. До лопасти глубина приличная, чтобы достать до дна Беларусь углублял траншею где стояли колёса чтобы хватило вылета стрелы. Военными было снято что снималось, нашлось и для районного музея. Ф. И.О. установили московские коллеги.

    Последнее редактирование: 13 апр 2021

  5. Здравствуйте, отметка 4 на карте.
    от с. Стремилова проводим воображаемую линию на юг, увеличиваем карту . находим Леоново, Мелихово в конце октября до конца декабря 1941 года под оккупацией немцев. По сообщению очевидца севернее Мелихова приземлился наш самолёт немцы из блиндажей побежали к нему, второй самолёт стреляя не подпускал их к самолёту. Второй самолёт приземлился лётчик покинул самолёт и побежал к лётчику первого самолёта , немцы окружили и оба лётчика пленены.
    по сообщению второго очевидца пожилая женщина видела как в деревню под конвоем привели двух лётчиков , один стонал. Их на ночь заперли в сарай один умер второго отконвоировали за р. Нара.

    Отметка без номера- старое кладбище станция Лопасня.
    В 1941 году захоронены 4 лётчика экипажи двух самолётов ПО-2. Самолёты столкнулись возвращаясь с бомбардировки немецких позиций падение было на севере Серпуховского района, вывезены и захоронены нашими военными. Фамилии погибших занесены на большую стелу на кладбище, школьники установили фамилии, нашли родственников, мы побывали на месте катастрофы там сейчас дачные дома, нашли очевидца который показал место захоронения, предложили учителю сообщить фамилии лётчиков надеемся …

  6. Здравствуйте, отметка 23 на карте отдельно было сообщение под названием Как мы нашли без вести пропавшего лётчика у н.п. Никоновское Раменского районам Московской области.

    Сообщение без номера западнее Лопасненского района. Западная окраина д. Инино возле забора частного владениям находился коленвал с шатунами от двигателя самолёта По-2. Оставили там же это район н.п. Каменка северный берег р. Нара.

  7. Здравствуйте отметка 36 на карте района.
    На окраине д. Плешкино похоронены три лётчика из экипажа бомбардировщика. Место падения обследовано это юго-восточнее деревни . Несколько не определённых трубок.

  8. Здравствуйте , отметка без номера на карте.
    Осенью 1941 года приземлился повреждённый немецкий истребитель южнее д. Булычёво . Знакомые видели несколько алюминиевых деталей в том районе. Очевидец сообщил ,что фюзеляж самолёта вытянули тросом из леса и вывезли на полуторке военные.

    Отметка 19 на карте района.
    Наш истребитель раскопали коллеги г.Подольска южнее д. Тетеринки во второй половине 20 века. Подробностей нет.

  9. Здраствуйте, без отметки на карте и номера. Район не наш Ступинский Московской области. Выезд по просьбе наших коллег найти место падения нашего истребителя на поле. собрались прибыли на место клеверное поле изрыто ямами коллеги собирают рюкзаки 1 сентября через пару дней. Посканировали около часа -уверенный сигнал. Шурф на два штыка лопаты и пошла осколки фюзеляжа. Нашли середину пятна сработки работа выполнена. Эксковатор заказали на первый выходной сентября. Нам тоже интересно и мы зрителями поехали…. На месте раскопок много жителей, машины скорой , пожарная, полиция, администация и конечно пресса теле и радио. Глубина метров 4 ковш эксковатора стазу нашёл двигатель и обкопал его . Подняли останки лётчика его личные вещи как самодельный медальон из авиа фанеры, парашют, бельё. Отсутствовала планшетка с полётной картой. Ф.И.О лётчика известно было заранее и история катастрофы.
    Дело было так по системе воздушного оповещения сообщили летят на Москву немецкие бомбардировщики дежурная пара истребителей получила приказ на перехват . Один истребитель взлетел раньше второго и на наборе высоты снизу врезался в бомбардировщик и вертикально рухнул . Бомбардировщик сел повреждённый это возвращались наши самолёты с бомбёжки немецких позиций.
    В отвалах котлована нашли смятую рацию и самолётные часы с вдавленными стрелками в циферблат на 11 часов 15 минут. Двигатель, рация и часы находятся в местном музее. Лётчик захоронен с почестями на городском кладбище Ступино.

  10. Добрый день!
    Есть вопрос по поводу номера 16, самолета, упавшего в районе деревни Чепелево.
    Установлены ли имена летчиков?
    По словам очевидцев в деревне Чепелево стояла зенитная батарея, которая прикрывала от немецких бомбардировщиков Москву.
    Местные даже дом могут показать, где размещался штаб этой части.
    Немцы, разумеется, пытались уничтожить батарею, весь лесок между ЖД веткой и деревней был изрыт бомбами, и примерно в этом месте,
    судя по писанию, и был сбит советский истребитель.
    Очень хотелось-бы узнать имена наших летчиков.

  11. И еще. Местные в Чепелево помнят только один парашют. И говорят про одного выпрыгнувшего из горящего самолета.

  12. Устная информация по двум истребителям. Отметки на карте нет. Местный житель д.Мелихово Калужской области сообщил- был свидетелем боя -На поле приземлился подбитый истребитель летчик ранен немцы бегут к самолёту второй истребитель огнём пулемёта отгоняет их приземлился забрать раненого и его повреждают. Обоих лётчиков уводят в деревню. Мелихово это южнее Стремилова, Леонова.

    Лет десять назад было экспедиция в Мелихово, в ней были и школьника как на экскурсии и поисковики . Возле домов встретили двух пожилых женщин они указали на бревенчатый сарай, где на ночь заперли лётчиков ,раненый стонал, просил отпустить к утру был мёртв. Захоронили невдалеке умершего а второго лётчика отвели в тыл за р. Нара.

  13. Добрый день попробую сузить временной отрезок этой трагедии
    Германские части з аняли Мелихово23-25 октября 1941 года. Наши части вошли в Мелихово 25 декабря имеем два месяца оккупации деревни. Перед вторым осенним германским наступлением на Москву 18 ноября 1941 жителей деревни уже угнали в тыл, очевидцами они были ранее…В лесу в этом районе лежал фрагмент крыла стальной каркас без дюраля.

  14. Здравствуйте даю дополнение по д. Мелихово левый нижний угол карты не вошёл в отображение я пометил эту деревню цифрой 25 у д. Бегичево.

    Сообщения объединены, 12 май 2022, время первого редактирования 12 май 2022

    Здравствуйте даю дополнение по д. Мелихово левый нижний угол карты не вошёл в отображение я пометил эту деревню цифрой 25.

Страница 2 из 2

Поделиться этой страницей

Добавить комментарий