Как найти местоимение с предлогом

Правописание местоимений в русском языке
Как найти местоимение с предлогом. Правописание местоимений в русском языке Если мы обращаемся к одному или нескольким лицам без уточнения, в неофициальной обстановке, в обычном контексте мы пишем вы с маленькой буквы.

Правописание местоимений в русском языке

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает слова, указывающие на предметы, на их признаки и количества, но не называющие их конкретно. Правописание местоимений в русском языке регулируется правилами орфографии.

Местоимения отличаются от других знаменательных частей речи тем, что они не имеют своего лексического, реального, вещественного значения, не называют предметы, их признаки и количества, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.

Общие правила правописания местоимений

Рассмотрим, как правильно писать местоимения с предлогом, с частицами, в словосочетаниях, а также отрицательные местоимения, используя простую таблицу:

Правописание местоимений в русском языке

Когда словосочетания типа не кто иной, как; не что иное, как выражают противопоставление и имеют значение «а именно», вставляйте их только в предложения, не имеющие других отрицаний:

  • Концертом дирижировал не кто иной, как сам маэстро Спиваков.
  • Это было не что иное, как кусок метеорита.

(Здесь не в местоимение не входит.)

Сочетания типа никто иной, ничто иное, где нет и не подразумевается противопоставления, вставляйте в предложения, в которых уже имеется отрицание (часто впереди или после этих сочетаний стоит предлог кроме):

  • Никто иной, кроме монаха, этой тайны не знал.
  • Кроме слезливых мелодрам, ничто иное её не интересовало.

Присмотритесь к употреблению глаголов грустить, скучать, тосковать и др. с личными местоимениями 1 ‑го и 2‑го лица множественного числа. Запомните, эти местоимения должны стоять в предложном падеже:

Грущу по вас, скучают по нас, тосковали по вас и др.; но: тоскуем по ним.

Присмотритесь к частицам кое- (кой-) + местоимение с предлогом. Такие сочетания пишите всегда раздельно: быть кое у кого; говорить кое о чём, быть кой с каким грузом.

Если непроизводный предлог (без, для, в, по, с и др.) или предлог наречного происхождения (возле, вокруг, среди и др.) относится к местоимению 3‑го лица в косвенном падеже, прибавляйте к местоимению букву и:

  • он — его — у него (к нему, с ним и т.д.);
  • она — её — у неё (к ней, с ней и т.д,);
  • они — их — у ник (к ним, с ними и т.д.);

Если же перед местоимением стоит производный предлог, то н прибавлять не следует (навстречу ей, благодаря ему, наперекор им).

Не прибавляйте букву н, если предлог относится не к местоимению, а к существительному, принадлежность которого определяет это местоимение:

  • Я пил кофе у её бабушки.
  • Он узнал эту новость от их друзей.

Предлоги и личные местоимения

Предлоги «перед», «с», «к», «об», стоящие перед формами косвенных падежей местоимения «я», пишутся с буквой «о»:

  • ко мне;
  • передо мной;
  • со мной;
  • надо мной;
  • обо мне.

В косвенных падежах личного местоимения 3 лица после относящихся к нему предлогов пишется начальное «н»:

  • он — у него, к нему, от него;
  • она — для неё, за неё, ради неё;
  • они — с ними, о них, из них, между ними.

Если местоимения «его», «её», «их» употребляются в значении притяжательных и предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному, то «н» отсутствует.

  • пройти мимо него — мимо его дома;
  • сделать для них — для их друзей;
  • оставить у неё — у её родителей.

После предлогов «согласно», «подобно», «благодаря», «вне», «вопреки», «вследствие», «наперекор», «навстречу» «н» не пишется:

  • благодаря ему, вне его, навстречу ему;
  • вопреки ей, наперекор ей, согласно им, подобно им.

Буква «н» не пишется в личных местоимениях после сравнительной степени прилагательных и наречий:

  • расположиться ближе его;
  • идти быстрее её;
  • положить дальше их.

Правописание неопределенных местоимений

Неопределенные местоимения «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишутся слитно с ударной приставкой не-.

Неопределенные наречия с частицами кое‑, ‑то, ‑либо, ‑нибудь следует писать с дефисом:

  • кое-кто, кое-что, кое-какой;
  • кто-то, что-то, чей-то, столько-то;
  • кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;
  • кто-либо, что-либо, сколько-либо.

Частица кое- пишется раздельно, если отделена от местоимения предлогом.

  • ищу кое-кого — найду кое у кого;
  • дам кое-кому — стремимся кое к кому;
  • любуюсь кое-кем — подружусь кое с кем;
  • напишу кое о ком.

Правописание отрицательных местоимений

В составе отрицательных местоимений пишется ударная приставка не-, а приставка ни- — без ударения:

  • не́чего — ничего́;
  • не́кому — никому́;
  • не́чему — ничему́.

Если между «не» и «ни» и местоимением появляется предлог, то все сочетание пишется раздельно в виде трех слов:

  • нечего — не у чего;
  • некому — не к кому;
  • никакая — ни у какой;
  • ничьё — ни при чьём.

Сочетания «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»

В сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» элемент «не» является отрицательной частицей, которая пишется только раздельно.

Местоимения «кто» и «что» в этих устойчивых сочетаниях могут менять свою падежную форму, но написание их с частицей «не» остается раздельным.

Обратим внимание, что в таких высказываниях сказуемое не имеет при себе другого отрицания и предложения с этими оборотами речи являются утвердительными по смыслу.

В устойчивых сочетаниях «не кто иной, как» и «не что иное, как» отрицательная частица «не» пишется раздельно. Частица «не» в состав местоимения не включается и может быть отделена от него.

  • Это был не кто иной, как посыльный.
  • Это был не иной кто, как посыльный.

Весь оборот имеет значение частицы «именно».

  • Это был именно посыльный.

Отличаем раздельное написание частицы «не» в рассмотренных оборотах от сочетаний «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)», в составе которых имеются отрицательные местоимения «никто» и «ничто», которые пишутся с приставкой ни- слитно и употребляются в предложении с отрицательным сказуемым, имеющим при себе частицу «не».

  • Никто иной не может решить эту трудную задачу по физике.
  • Ничто иное не могло заинтересовать плачущего малыша.

Слова «никто» и «ничто» усиливают отрицание, выраженное сказуемым с «не». В сочетаниях «никто иной», «ничто иное» может присутствовать слово «кроме», перед которым ставится запятая.

  • Никто иной, кроме брата, не решился влезть на высокое дерево за котенком.
  • Ничто иное, кроме мяча, не лежало в коробке.

Сочетания «никто иной (другой)» и «ничто иное (другое)» могут употребляться в утвердительном предложении без отрицательного сказуемого, если они имеют значение присоединения:

  • Этот артист, и никто другой, запомнился зрителям своей яркой игрой в спектакле.

В этом случае используется перед указанными оборотами сочинительный союз «и»:

  • В горах это небольшое голубое озеро, и ничто иное, поразило нас своей красотой.

В оборотах «никто иной (другой)», «ничто иное (другое)» приставка ни- пишется слитно с местоимениями.

Особенность местоимений в русском языке такова, что они способны образовывать другие части речи при помощи частиц, союзов и предлогов. Как следствие, при их написании допускается немало ошибок. В статье приведены правила слитного и раздельного написания местоимений, а также с использованием дефиса.

Местоимение в русском языке

Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа именительного падежа.

В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

Какие бывают местоимения по значению?

Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

Разряды по значению Описание Примеры
Личные указывают на предмет, лицо, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Притяжательные указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Возвратное указывают на обращенность действия на себя себя
Вопросительные выражают вопрос кто? что? чей? какой? сколько? который?
Относительные используются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, чей, какой, сколько, который
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др.
Отрицательные указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака ничто, ничей, никакой и др.
Указательные указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов этот, та, тот, столько и др.
Определительные указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.

Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

  • 1. Разряды местоимений
  • 2. Притяжательные местоимения
  • 3. Личное местоимение в форме дательного падежа
  • 4. Определительные местоимения
  • 5. Указательные местоимения

Соотношение местоимений с другими частями речи

По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют три основных разряда местоимений.

Разряд Особенности Грамматические признаки Примеры
Местоимения-существительные указывают на предмет, лицо, явление, могут заменять в предложениях собственные и нарицательные существительные изменяются по родам, числам, падежам ты, мы, кто, ничто
Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, согласуются с существительными изменяются по родам, числам, падежам ваш, мой, чей, никакой
Местоимения-числительные указывают на количество предметов, связываются с существительными так же, как и количественные числительные изменяются по падежам сколько, несколько, столько

Кроме того, некоторые авторы выделяют местоимения-наречия, которые указывают на признак действия и в речи зависят от глаголов (когда, тут, почему, как).

Грамматические признаки местоимений

В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Постоянные грамматические признаки:

  • Разряд по значению;
  • Лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки:

  • Падеж;
  • Род;
  • Число.

Синтаксические признаки местоимений

В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

[spoiler title=”источники:”]

https://litfest.ru/orfografia/pravopisanie-mestoimeniy.html

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/mestoimeniya

[/spoiler]

В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Правило

Местоимения в форме косвенных падежей пишутся с предлогами всегда раздельно.


Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.

Правописание личных местоимений с предлогами

В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:

  • надо мной;
  • передо мной;
  • со мной;
  • надо мной;
  • обо мне.

У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:

  • он, оно — к нему, от него, у него;
  • она — без неё, над ней, для неё;
  • они — из-за них, к ним, с ними.
И. п. он она оно они
Р. п. у него у неё у него у них
Д. п. к нему к ней к нему к ним
В. п. на него не неё на него на них
Т. п. с ним с ней с ним с ними
П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
  • она — не слышу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.

У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.

Сравним:

  • оставить для него — для его матери; 
  • иду с ней — иду рядом с её дочерью;
  • пройти мимо неё — мимо её друзей;
  • оказаться у них — у их дома.

Правило

У притяжательных местоимений «его», «ей», «их» с предлогами и без них буква «н» не пишется.


После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.

Понаблюдаем:

  • вне его;
  • вопреки ему;
  • благодаря ей;
  • подобно им.

Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:

  • оказаться моложе её;
  • прыгать выше его;
  • сказать громче их.

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:

  • никого — ни у кого;
  • ничем — ни с чем;
  • кое-кем — кое с кем;
  • кое-что — кое о чём.

Правописание местоимений с предлогами

Таблица

1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
Кто? я мы ты вы он они
У кого? у меня у нас у тебя у вас у него у них
К кому? ко мне к нам к тебе к вам к нему к ним
На кого? на меня на нас на тебя на вас на него на них
С кем? со мной с нами с тобой с вами с ним с ними
О ком? обо мне о нас о тебе о вас о нём о них

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 30

Местоимение и предлоги русский язык
Как различать местоимения и предлоги. Местоимение и предлоги русский язык Это то, что замещает имя существительное, числительное и прилагательное, а также наречие.

Местоимение и предлоги русский язык

Языки

Как пишутся предлоги с именами существительными и местоимениями

Правописание местоимений с предлогами (таблица)

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раз­дель­но.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми:

Местоимения в фор­ме кос­вен­ных паде­жей пишут­ся с пред­ло­га­ми все­гда раз­дель­но.

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с пред­ло­га­ми.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишет­ся.

Правило

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «ей», «их» с пред­ло­га­ми и без них бук­ва «н» не пишет­ся.

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появ­ля­ет­ся.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раз­дель­но:

Правописание местоимений с предлогами

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раз­дель­но.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми:

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с пред­ло­га­ми.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

И. п. он она оно они
Р. п. у него у неё у него у них
Д. п. к нему к ней к нему к ним
В. п. на него не неё на него на них
Т. п. с ним с ней с ним с ними
П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишет­ся.

Правило

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появ­ля­ет­ся.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раз­дель­но:

Как пишутся местоимения с предлогами

Для начала дадим определения местоимению и предлогу.

Местоимения обозначают признак или количество предмета. Эта часть речи заменяет числительные, прилагательные и существительные. Местоимение – самостоятельная часть речи.

По значению различают следующие местоимения:

Предлог относят к служебным частям речи. Он служит для связи слов друг с другом.

По структуре различают простые и составные предлоги. Простые состоят из одного слова, составные, соответственно, из нескольких слов.

Одно из первых правил русского языка, которое узнают учащиеся, это то, что все предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно. Чтобы правильно понять является слово предлогом нужно попробовать вставить уточняющее слово или задать вопрос. Например, на (чем?) столе или на (письменном) столе.

Местоимения-существительные с предлогами образуют формы косвенных падежей (за вами, без кого-нибудь). Предлоги с местоимениями в форме косвенных падежей пишутся всегда раздельно.

Предлоги, которые начинаются с согласной буквы в сочетании с личным местоимением «я» и его производные (мной, мне) пишутся гласная «о» (передо мной, обо мне).

При употреблении местоимения третьего лица единственного и множественного числа с предлогом, к его началу добавляется буква «н» (к нему, для нее, из-за них).

У притяжательных местоимений его, ее, их, в родительном падеже, предлог в предложении относится к существительному, поэтому буква «н» перед предлогом исчезает (его книга, ее голос, их дом).

У притяжательных местоимений: его, ей, их, при наличии предлога буква «н» не пишется.

При употреблении производных предлогов: вне, вопреки, наперекор, навстречу, благодаря, буква «н» у личных местоимений, также пропадает.

Примеры: вопреки ему, благодаря им, вне их.

Начальная «н» также не пишется при употреблении личных местоимений с прилагательными в сравнительной степени. Прыгать выше ее, спеть громче его, оказаться моложе их.

Предлоги с отрицательными и неопределенными местоимениями.

Предлоги, которые стоят после частиц («не», «ни», «кое»), относящихся к местоимению, пишутся раздельно. Например,

Правописание местоимений

Местоимение как само­сто­я­тель­ная часть речи толь­ко ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство. Правописание место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ет свои осо­бен­но­сти.

Предлоги с место­име­ни­я­ми раз­ных раз­ря­дов пишут­ся раз­дель­но:

Написание пред­ло­гов с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми име­ет неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Предлоги и личные местоимения

Предлоги «перед», «с», «к», «об», сто­я­щие перед фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей место­име­ния «я», пишут­ся с бук­вой «о»:

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния 3 лица после отно­ся­щих­ся к нему пред­ло­гов пишет­ся началь­ное «н»:

Если место­име­ния «его», «её», «их» упо­треб­ля­ют­ся в зна­че­нии при­тя­жа­тель­ных и пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му, то «н» отсут­ству­ет.

После пред­ло­гов «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «вне», «вопре­ки», «вслед­ствие», «напе­ре­кор», «навстре­чу» «н» не пишет­ся:

Буква «н» не пишет­ся в лич­ных место­име­ни­ях после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий:

Правописание неопределенных местоимений

Неопределенные место­име­ния «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишут­ся слит­но с удар­ной при­став­кой не-.

Частица кое- пишет­ся раз­дель­но, если отде­ле­на от место­име­ния пред­ло­гом.

Правописание отрицательных местоимений

В соста­ве отри­ца­тель­ных место­име­ний пишет­ся удар­ная при­став­ка не-, а при­став­ка ни- — без уда­ре­ния:

Если меж­ду «не» и «ни» и место­име­ни­ем появ­ля­ет­ся пред­лог, то все соче­та­ние пишет­ся раз­дель­но в виде трех слов:

Правописание сочетаний «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»

В соче­та­ни­ях «не кто иной, как» и «не что иное, как» эле­мент «не» явля­ет­ся отри­ца­тель­ной части­цей, кото­рая пишет­ся толь­ко раз­дель­но.

Не кто иной, как И. Левитан смог мастер­ски пере­дать игру полу­те­ни в сво­ей кар­тине «Березовая роща».

Я счи­таю, что этот пред­мет не что иное, как склад­ной зон­тик.

Местоимения «кто» и «что» в этих устой­чи­вых соче­та­ни­ях могут менять свою падеж­ную фор­му, но напи­са­ние их с части­цей «не» оста­ет­ся раз­дель­ным.

Этот голос, зву­ча­щий с вини­ло­вой пла­стин­ки, при­над­ле­жит не кому ино­му, как Ф. И. Шаляпину.

Не чем иным, как толь­ко при­ро­дой мож­но любо­вать­ся в этом лес­ном крае.

Обратим вни­ма­ние, что в таких выска­зы­ва­ни­ях ска­зу­е­мое не име­ет при себе дру­го­го отри­ца­ния и пред­ло­же­ния с эти­ми обо­ро­та­ми речи явля­ют­ся утвер­ди­тель­ны­ми по смыс­лу.

Частица «не» в состав место­име­ния не вклю­ча­ет­ся и может быть отде­ле­на от него.

Это был не кто иной, как посыль­ный.

Это был не иной кто, как посыль­ный.

Весь обо­рот име­ет зна­че­ние части­цы «имен­но».

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние части­цы «не» в рас­смот­рен­ных обо­ро­тах от соче­та­ний «никто иной (дру­гой)» и «ничто иное (дру­гое)», в соста­ве кото­рых име­ют­ся отри­ца­тель­ные место­име­ния «никто» и «ничто», кото­рые пишут­ся с при­став­кой ни- слит­но и упо­треб­ля­ют­ся в пред­ло­же­нии с отри­ца­тель­ным ска­зу­е­мым, име­ю­щим при себе части­цу «не».

Понаблюдаем:

Ни кто иной не может решить эту труд­ную зада­чу по физи­ке.

Ни что иное не мог­ло заин­те­ре­со­вать пла­чу­ще­го малы­ша.

Слова «никто» и «ничто» уси­ли­ва­ют отри­ца­ние, выра­жен­ное ска­зу­е­мым с «не». В соче­та­ни­ях «никто иной», «ничто иное» может при­сут­ство­вать сло­во «кро­ме», перед кото­рым ста­вит­ся запя­тая.

Никто иной, кро­ме бра­та, не решил­ся влезть на высо­кое дере­во за котен­ком.

Ничто иное, кро­ме мяча, не лежа­ло в короб­ке.

Сочетания «никто иной (дру­гой)» и «ничто иное (дру­гое)» могут упо­треб­лять­ся в утвер­ди­тель­ном пред­ло­же­нии без отри­ца­тель­но­го ска­зу­е­мо­го, если они име­ют зна­че­ние при­со­еди­не­ния:

Этот артист, и никто дру­гой, запом­нил­ся зри­те­лям сво­ей яркой игрой в спек­так­ле.

В этом слу­чае исполь­зу­ет­ся перед ука­зан­ны­ми обо­ро­та­ми сочи­ни­тель­ный союз «и»:

В горах это неболь­шое голу­бое озе­ро, и ничто иное, пора­зи­ло нас сво­ей кра­со­той.

Урок русского языка по теме “Правописание местоимений с предлогами”. 4-й класс

Класс: 4

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.

Планируемые результаты: научиться писать личные местоимения 1 и 2 лица с предлогами; правильно употреблять местоимения в речи (устной и письменной).

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Девиз нашего урока: “Знание – сила!”

– Как вы понимаете эти слова?
– А вы умеете преодолевать трудности?
– На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной.
– А что вам нужно для этого?

– Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

Вспомним правила работы в группе.

II. Актуализация знаний. Фиксирование затруднений в пробном действии.

Цель: актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;– мотивирование к пробному учебному действию; – фиксация затруднений.

– С какой частью речи работали на прошлом уроке русского языка?

На доске: якорь мыши тыквы

– Назовите местоимения. Я, мы, ты, вы
– Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?
– Что знаете о местоимение? (работа в группах составление кластера (Приложение 2):

– Как вы думаете, почему наша схема не заполнена до конца? (что-то еще не знаем о местоимении)

– Найдите на опорном конспекте “волшебные линеечки”. Отметьте на них, пожалуйста, где вы находитесь на начало урока.

III. Постановка проблемы.

Цель: выявить и закрепить во внешней речи причину затруднения.

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения? (имя сущ)
– Как изменяются имена существительные? ( По падежам).
– Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по падежам).

Вспомним вопросы падежей:

Именительный кто?
Родительный кого?
Дательный кому?
Винительный кого?
Творительный кому?
Предложный о ком?

– Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (работа в парах)

1 группа – я; 2 группа – мы; 3 группа – ты; 4 группа – вы.

Вывод: местоимения изменяются по падежам (склоняются).

И.п. Кто? я Кто? ты Кто? мы Кто? вы
Р.п. Кого? Кого? Кого? Кого?
Д.п. Кому? Кому? Кому? Кому?
В.п. Кого? Кого? Кого? Кого?
Т.п. Кем? Кем? Кем? Кем?
П.п. О ком? О ком? О ком? О ком?
Кто? я мы ты вы
Кого? меня нас тебя вас
Кому? мне нам тебе вам
Кого? меня нас тебя вас
Кем? мной нами тобой вами
О ком? обо мне о нас о тебе о вас

– В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах? (В предложном падеже местоимения с предлогами).
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока русского языка?

Тема: Правописание местоимений с предлогами

– Какую учебную задачу поставим перед собой? (Научиться писать местоимения с предлогами)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Практическая работа (коллективно)

– Изменим местоимение я, подставив предлоги к вопросам.

Кто? я
У кого? у меня
К кому? ко мне
На кого? на меня
С кем? со мной
О ком? обо мне

V. Реализация построенного проекта (открытие новых знаний).

Цель: организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.

– Изменить местоимения мы, ты, вы.

У каждой группы своя таблица.

И.п. Кто? ты Кто? мы Кто? вы
Р.п. У кого? У кого? У кого?
Д.п. К кому? К кому? К кому?
В.п. У кого? У кого? У кого?
Т.п. С кем? С кем? С кем?
П.п. О ком? О ком? О ком?

Защита работ. У доски.

– Какой вывод сделаем? Как пишутся местоимения с предлогами?

Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.

– Давайте проверим правильность нашего вывода с выводами учебника.

VI. Физкультминутка.

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

– Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

На уроке мы писали
И, конечно же, устали.
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Пальцы сжать,
Потом разжать.
Наклониться вправо, влево
И садимся – вновь за дело!

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Прочитайте текст предложения. Найдите и выпишите местоимения. Определите лицо и падеж.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала. Я ничего не понимал. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.

– Почему кричала ласточка?
– За этим явлением понаблюдал и записал для нас его замечательный русский писатель, знаток и большой любитель природы К. Паустовский. (портрет)
– Какие местоимения вы выписали? (взаимопроверка)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.

Дополнительно: Упр. № 381 с. 53-54 (разбор и самостоятельное выполнение) или придумать слова, где спрятались личные местоимения


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;– провести рефлексивный анализ собственной деятельности на уроке;– зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

– Вернемся к нашей схеме. Нашли мы ответы на поставленные вопросы?
– Что добавим в схему? (Склоняются. С предлогами пишутся отдельно)

– Как же пишутся местоимения с предлогами? Почему?
– Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…
– Зачем вели сегодня на уроке эту работу?
– Над чем нам нужно будет поработать на следующем уроке? (как пишутся местоимения 3 лица с предлогами)

– Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках?

Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и вам, и нам
Кто, и что, какой, и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее, и свой?
Это, без сомнения,
Всё…. Местоимения!

– В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.

X. Д/З на выбор.

1) с. 54-55 № 383, правило.
2) найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения).
3)* составить тестовые задания по теме: “Местоимения” (3-4 задания).

Падежи местоимений

Падеж местоимения – это изменяемый (непостоянный) грамматический признак данной части речи. В русском языке по падежам склоняются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

Как определить падеж местоимения?

Чтобы определить падеж местоимения, достаточно поставить к нему вопрос. В отличие от других именных частей речи, у местоимений не всегда можно определить падеж по окончанию, так как многие формы являются супплетивными (образованными от другого корня).

Склонение местоимений-существительных

К местоимениям-существительным относятся все личные местоимения, возвратное местоимение, а также относительные (вопросительные) местоимения кто, что и производные от них отрицательные и неопределённые (никто, кто-либо, что-то).

Падежи Личные местоимения Относительные и образованные от относительных Возвратное
Единственное число Множественное число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо Одушевленные Неодушевленные
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. (Кто? Что?) я ты он оно она мы вы они кто что
Р. п. (Кого? Чего?) меня тебя его ее нас вас их кого чего себя
Д. п. (Кому? Чему?) мне тебе ему ей нам вам им кому чему себе
В. п. (Кого? Что?) меня тебя его ее нас вас их кого что себя
Т. п. (Кем? Чем?) мной тобой им ею нами вами ими кем чем собой (собою)
П. п. (О ком? О чем?) обо мне о тебе о нем о ней о нас о вас о них о ком о чем о себе
  • У личных местоимений третьего лица в косвенных падежах при употреблении с предлогами к падежной форме присоединяется начальная буква н- (позвать ее – гостить у нее, подарить ему – соскучиться по нему).
  • У неопределенных местоимений некто и нечто есть только формы И. п. (некто, нечто) и В. п. (нечто).
  • У неопределенных местоимений с приставкой кое-, а также у отрицательных местоимений при употреблении с предлогами предлог пишется между приставкой и местоимением (кое-кто – кое у кого, ничто – ни о чем, кое-чей – кое для чьего).

Склонение местоимений-прилагательных

К местоимениям-прилагательным относятся местоимения с грамматическими признаками прилагательных. Падеж у местоимений-прилагательных, как и у имен прилагательных, обычно определяется по падежу существительного, с которым они согласуются (у моего дома – Р. п., тем детям – Д. п.).

  • 1. Склонение прилагательных
  • 2. Разряды местоимений (таблица)
  • 3. Личное местоимение в форме дательного падежа
  • 4. Личные местоимения
  • 5. Склонение местоимений

Местоимение – это часть речи, которая применяется для указания на объект повествования, не называя его конкретно.  В предложениях они довольно часто идут в паре с предлогами. И с правописанием этих пар нередко возникают сложности. Чтобы не делать ошибок в текстах, следует усвоить несколько правил, которым подчиняется написание местоимений и предлогов. 

Читайте в статье

  • Правописание личных местоимений с предлогами
    • Случаи употребления их, них, ей, ней
  • С отрицательными и неопределенными местоимениями
  • Заключение

Правописание личных местоимений с предлогами

По общему правилу, предлоги всегда пишутся раздельно с другими словами, к какой бы части речи эти слова ни принадлежали. Но у некоторых местоимений есть дополнительные особенности использования в паре с предлогами. В первую очередь это касается личных местоимений. 

Слова этой группы при склонении по падежам образуют супплетивные формы, например: я – меня, мне, мной и т.д. Если падежная форма слова «я» начинается с сочетания согласных и используется в тексте в паре с одним из предлогов: «над», «с», «об», «к» или «перед», к предлогу добавляется буква О. Например: 

  • над ним, но надо мной;
  • с ней, но со мной;
  • к нему, но ко мне;
  • перед ней, но перед мной;
  • об вас, но обо мне. 

Есть свои особенности правописания и у местоимений 3 лица – он, она, оно, они. Если эти слова используются в паре с предлогом, то, в какой бы числовой и падежной форме они ни стояли, в их начало добавляется буква Н. К примеру: 

  • он – «нет (кого?) его», но «был (у кого?) у него»;
  • она – «дать (кому?) ей», но «пришел (к кому?) к ней»;
  • оно – «копал (чем?) им», но «играл (с чем?) с ним»;
  • они – «нет (кого?) их», но «был (у кого?) у них». 

Исключения составляют ситуации, когда местоимение в предложении стоит после наречия или прилагательного в форме сравнительной степени. Например: 

  • Маша была красивее ее;
  • Витя прибежал быстрее его;
  • мне хотелось быть лучше их. 

Также букву Н не добавляют к местоимениям, идущим после предлогов: «наперекор», «благодаря», «подобно», «навстречу», «вне», «согласно», «вопреки». К примеру: 

  • действовать наперекор ему;
  • получилось благодаря ей;
  • стоит поступать подобно им;
  • согласно его требованиям и т.д. 

Случаи употребления их, них, ей, ней

Слова «его», «их» и «ее» могут употребляться как форма родительного падежа слов «он», «они» и «она» соответственно. Но они же способны выступать в речи в роли притяжательных местоимений, то есть, указывать на принадлежность предмета обсуждения кому-либо. Например: 

  • его нет дома, но на столе лежит его сумка;
  • ее сегодня не будет, но вы можете передать сообщение ее секретарю;
  • я хотел бы увидеть их лично, или хотя бы их фотографии. 

В предложении, где используются притяжательные местоимения, предлоги относятся не к ним, а к идущим с ними в паре именам существительным. Поэтому местоимения этой группы пишутся в таком случае как обычно, без добавления буквы Н в начале слова. К примеру: 

  • «я делал это для него», но «я делал это для его дочери»;
  • «я делал это для нее», но «я делал это для ее дочери»;
  • «я делал это для них», но «я делал это для их дочери». 

С отрицательными и неопределенными местоимениями

Часть отрицательных и неопределенных местоимений была образована от слов этой части речи, принадлежащих к вопросительному или относительному семантическим разрядам. Словообразование происходило путем добавления к основе исходного слова частице «не», «ни» или «кое». Примеры таких слов: «некого», «кое-чему», «никто», «ничему» и т.д. 

Если одно из таких местоимений в форме косвенного падежа используется в предложении с предлогом, оно пишется раздельно. Например: 

  • «никто», но «ни с кем»;
  • «кое-кто», но «кое у кого»;
  • «некого», но « не у кого» и т.д. 

Довольно часто встречаются ошибки в написании с предлогами слов, начинающихся с частицы «кое», например «у кое-кого», «с кое-кем». Нужно запомнить, что такой вариант написания некорректен. 

Заключение

Использование местоимений с предлогами имеет некоторые особенности. Их нужно выучить, чтобы не делать ошибок в тексте, а также в устной речи. Для полноценного применения правил, регламентирующих написание и произношение пары из местоимения и предлога, пригодится знание семантических разрядов местоимений и умение определять их для конкретного слова. 

Правописание личных местоимений

  • Если личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в форме косвенных падежей (т.е. все падежи, кроме именительного) и стоят после предлогов, то к местоимению обычно прибавляется буква н: с ним, с ними, с ней, вокруг него, между ними, посреди них.
  • Присоединения н не бывает
    • после производных предлогов, управляющих дательным падежом (благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу): благодаря ему, наперекор им, навстречу ей, подобно ему; 
    • после сравнительной степени прилагательных и наречий: отец старше ее; она приехала раньше его.

Правописание неопределенных местоимений

  • В неопределенных местоимениях (и в наречиях) приставка кое- (кой-) и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-что, кое-кто, кое-чем, кое-какой, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-то, какой-либо, какой-нибудь.
  • Если между приставкой кое- (кой-) и местоимением стоит предлог, то всё сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким. 

Правописание отрицательных местоимений

  • В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, а без ударения   приставка ни-: некого спросить   никого не встретить, нечего бояться ничего не узнать.
  • Если в косвенных падежах имеются предлоги, то тогда не и ни являются частицами, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некого не от кого, никого ни от кого, некому не к кому, никому ни к кому.

Примечания:

1. Необходимо запомнить словосочетание, состоящее из шести слов с частицей ни: как ни в чем не бывало;

2. Надо отличать сочетания не кто иной, как; не что иное, как от сочетаний никто иной; ничто иное. Например: Барометр является не чем другим, как прибором для измерения атмосферного давления. — Ничем другим, кроме плавания, он заниматься не хотел.

  • В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как возможна перестановка слов: не иной кто, как; не иное что, как. Например: Это был не иной кто, как ваш врач. Это был не кто иной, как ваш врач; Слова брата были не что иное, как обыкновенная, нелепая болтовня. Слова брата были не иное что, как обыкновенная, нелепая болтовня. Сочетания никто иной, ничто иное не допускают подобной перестановки.  
  • Сочетания не кто иной, как; не что иное, как можно заменить частицами именно, как раз Это был не иной кто, как ваш врач. — Это был именно ваш врач.
  • Сочетания не кто иной, как и не что иное, как выражают противопоставление, а не в данном случае является отрицательной частицей и пишется с местоимением раздельно, союз как синонимичен союзу а, выражающему противительные отношения: Сказка в фольклоре — это не что иное, как рассказ о выдуманном событии; Передо мной стоял не кто иной, как сам хозяин дачи; Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи Сочетания никто иной и ничто иное не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом, ни в этом случае выполняет роль приставки и пишется слитно: Это задание не мог выполнить никто другой; Ничем иным, как безответственностью, нельзя объяснить такой поступок (есть второе отрицание).
  • Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в утвердительном предложении, т.е. в них невозможно без изменения смысла поставить второе отрицание, например, перед сказуемым. Сочетания никто иной, ничто иное  употребляются в отрицательных предложениях, в которых перед сказуемым стоит частица не: Никто иной не мог этого сделать; Ничто иное, кроме математики, его не интересовало.
  • Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются с союзом как; сочетания никто иной, ничто иное  употребляются  без как: Это был не кто иной, как мой школьный товарищ. — Никто иной этого сделать не мог; Это было не чем иным, как простым фокусом. — Ничем иным он не занимался. Но: Ничем иным, как безответственностью, нельзя объяснить такой поступок (сравнительный оборот как безответственностью, его можно опустить).

3. Необходимо отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий: за чем — зачем, за то — зато, при чем — причем, при том — притом, не зачем — незачем и т. д.

Чтобы различить омонимичные части речи, следует проанализировать их морфологические признаки: на какие вопросы они отвечают, к каким словам в предложении относятся, какими членами предложения являются, как изменяются и т.д.

За чем пойдешь, то и найдешь (местоимение чем с предлогом). —  Зачем вы посетили нас (наречие)?

Ты в ответе за то происшествие (местоимение то с предлогом, относящимся к существительному происшествие). —  Зато отдохнем (союз).

При чем был, при том и остался (местоимение чем с предлогом). —  Задание выполнено, причем досрочно (союз).

При чем был, при том и остался (местоимение то с предлогом). — Путь тяжелый, притом опасный (союз).

Не за чем спрятаться (местоимение чем с предлогом). — Незачем прятаться (наречие).

См. дополнительно: Как пишутся союзы и омонимичные части речи в русском языке?

4. Просторечное  слово нипочём — это наречие, пишется слитно, служит синонимом наречия никак и наречия дешево: Нипочём не слушает бабушку; Продают нипочём.

Упражнения к теме «Правописание местоимений»

Упражнение 1. Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее);

вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему);

за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2. Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните написание местоимений.

1. (Н…)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует.

2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н…)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться.

3. Но (н…)какого Коровьева так и не нашли, и (н…)какого Коровьева (н…)кто в доме не знал и не видел.

4. Стало совершен…ясно, что Никанор Иванович (н…)(к)каким разговорам не пригоден.

5. Больше (н…)что не тревожило друзей.

6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н…)(на)кого не обращая внимания.

7. Настоящую нежность не спутаешь (н…)(с)чем, и она тиха.

8. Скучен день до вечера, коли делать (н…)чего.

9. (Н…)(с)кем мне поговорить и (н…)кого послушать.

10. Но (н…)кому мне шляпой поклониться, (н…)(в)чьих глазах не нахожу приют.

11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н…)кто иной, предводительствовал отважными злодеями.

12. Ей казалось, что (н…)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести.

13. Скованный (н…)чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н…)кто пререкался с хозяином, (н…)что явилось причиной спора.

14. (Н…)что не нарушало тишины.

15. В Мещёрском крае нет (н…)каких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

16. Больному мог помочь только хирург и (н…)кто другой.

17. Этот цветок (н…)что иное, как нарцисс.

18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н…)чем иным.

Дополнительно:

  • Что такое местоимение?
  • Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
  • Какие есть разряды местоимений?
  • Какова синтаксическая роль местоимений?
  • Каков план морфологического разбора местоимения?
  • Каковы нормы употребления местоимения свой?
  • Каковы нормы употребления местоимения себя?
  • Каковы нормы употребления местоимения сама?
  • Каковы нормы употребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы употребления местоимения он (она, оно, они) в сочетании с предлогом?
  • Где найти упражнение к теме «Употребление местоимений»?

Источники:

  • Глава «Правописание местоимений» в пособии А. Зубковой «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Правописание местоимений» в пособии Н. Валгиной, В. Светлышевой «Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения»

Добавить комментарий