Как найти местоимение в предложении 3 класс

Каким членом предложения может быть местоимение
Найти местоимение в предложении 3 класс. Каким членом предложения может быть местоимение? Там то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками укатал лед и сделал его очень скользким.

Каким членом предложения может быть местоимение?

Местоимение может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры с место­име­ни­ем в син­так­си­че­ской роли глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния, под­ле­жа­ще­го и имен­ной части ска­зу­е­мо­го, и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов — допол­не­ния, опре­де­ле­ния и обстоятельства.

Синтаксическая роль местоимений в предложении

Каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся место­име­ние, мож­но опре­де­лить, исхо­дя из того, сло­во какой части речи оно заме­ня­ет, на что место­име­ние ука­зы­ва­ет, на лицо или пред­мет, на при­знак или коли­че­ство. Рассмотрим подроб­но, какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет место­име­ние в предложении.

Синтаксическая роль местоимений

Таблица

Синтаксическая роль Примеры Вопрос
Подлежащее Я писал сооб­ще­ние на ходу. (кто?) я писал.
Сказуемое Эти пер­чат­ки были вовсе не мои . пер­чат­ки (како­вы?) были не мои.
Определение Девушке шла любая шляп­ка . шляп­ка (какая?) любая.
Дополнение Не рой яму дру­го­му , сам в нее попадешь. не рой (кому?) другому.
Обстоятельство Между нами села наша знакомая. села (где?) меж­ду нами.

Местоимение — главный член предложения

Подлежащее

Если место­име­ние заме­ня­ет собой суще­стви­тель­ное и ука­зы­ва­ет на лицо или неоду­шев­лен­ный пред­мет, то чаще все­го оно явля­ет­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, то есть под­ле­жа­щим, или допол­не­ни­ем. Такую син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии выпол­ня­ют местоимения-существительные, при­над­ле­жа­щие к раз­ным разрядам:

  • лич­ные место­име­ния (я, ты, он);
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния (кто? что?);
  • отно­си­тель­ные место­име­ния (кто, что);
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния (никто, ничто, нико­го, ниче­го);
  • неопре­де­лён­ные место­име­ния (некто, нечто, что-то, кое-кто)

Местоимение в роли под­ле­жа­ще­го име­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и отве­ча­ет на вопро­сы кто? что? Местоимения в фор­ме кос­вен­ных паде­жей явля­ют­ся дополнением.

Примеры

Я не хочу огор­чать вас этим известием.

— Ты возь­мешь меня с собой на рыбал­ку? — спра­ши­ва­ет маль­чон­ка у стар­ше­го брата.

Солнце быст­ро сади­лось в море. Оно бро­си­ло послед­ний баг­ря­ный отсвет на воду.

Кто мно­го зна­ет , тот нигде не про­па­дет .

Несколько детей с шумом и виз­гом плес­ка­лись в речке.

Местоимение — часть составного именного сказуемого

Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным или сло­вом дру­гой части речи, а глагол-сказуемое отсут­ству­ет, то место­име­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и высту­па­ет в роли имен­ной части состав­но­го ска­зу­е­мо­го. При место­име­нии в этой син­так­си­че­ской роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «явля­ет­ся» и пр.

Примеры

Чья в этом вина , никто не знает.

Этот жур­нал будет моим , когда ты его прочтешь.

Каковы люди в этом посел­ке, всем известно.

Мы поин­те­ре­со­ва­лись, какой в этом доме рас­по­ря­док .

Местоимение в роли второстепенных членов предложения

Дополнение

Местоимение-существительное в син­так­си­че­ской роли допол­не­ния зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Примеры

Без тебя я быст­ро соску­чил­ся и загру­стил .

Ему вспом­ни­лась послед­няя поезд­ка в Петербург.

Из-за плес­ка воды не рас­слы­шишь, что кри­чат с берега.

Начальнику поляр­ной стан­ции нуж­но еще кое с кем пере­го­во­рить о достав­ке нуж­ных материалов.

Не зво­ни­те ей боль­ше с этой просьбой.

Порой люди сер­дят­ся на себя за излиш­нюю доверчивость.

Хочется съесть что-нибудь вкусное.

Определение

Второстепенным чле­ном пред­ло­же­ния в роли опре­де­ле­ния высту­па­ют все раз­ря­ды место­име­ний, ука­зы­ва­ю­щих на при­знак пред­ме­та. Особое вни­ма­ние про­явим, если при­тя­жа­тель­ные место­име­ния «его», «её», «их» пояс­ня­ют суще­стви­тель­ные и явля­ют­ся несо­гла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Местоимения в син­так­си­че­ской роли опре­де­ле­ний отве­ча­ют на вопро­сы: какой? чей?

Примеры

В нашей арте­ли насчи­ты­ва­лось восемь лесорубов.

Человек все­гда дол­жен пом­нить сво­их пред­ков .

Мой вопрос так и остал­ся без ответа.

Её лицо рас­крас­не­лось от волнения.

Казалось, в строй­ном хоре его голос вел всех за собой.

Их ста­ра­ния увен­ча­лись все-таки успехом.

Обстоятельство

Местоимения в роли обсто­я­тельств ука­зы­ва­ют на коли­че­ство чего-либо и чаще все­го встре­ча­ют­ся в соста­ве син­так­си­че­ски неде­ли­мых сло­во­со­че­та­ний со сло­ва­ми дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ны­ми в падеж­ной фор­ме и др.) Обстоятельство, выра­жен­ное место­име­ни­ем с суще­стви­тель­ным, зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на вопро­сы: когда? с каких пор? сколь­ко? как? и пр.

Примеры

В то вре­мя все было здесь по-другому.

Сколько дней пого­да будет ненаст­ной ?

Кошки спо­соб­ны гулять сами по себе .

Сколько лет дедуш­ка здесь живет ?

В этот час ты можешь наве­стить нас.

Мы наблю­да­ли яркий звез­до­пад несколь­ко ночей под­ряд в августе.

Видеоурок

Что такое личные местоимения

Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит.

Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.

— Солнце, солнце,
Ты откуда?
— Я из зорьки
Золотой!
— Дождик, дождик,
Ты откуда?
— Я из тучки
Грозовой!
(О. Высотская)

Личные местоимения

  • Местоимения какого лица и числа употреблены в стихотворении упр. 157?
  • Придумайте и запишите предложение с любым личным местоимением во множественном числе.
  • Прочитайте. Какое местоимение пропущено в предложении?

У школы рос дуб. ___ широко раскинул свои ветви.

159. Прочитайте.

  • На кого (или на что) указывают местоимения в каждом предложении?
  • Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название?
  • Спишите любые три предложения. Подчеркните в них местоимения. Устно определите лицо и число местоимений.

одува́нчик

160. Прочитайте диалог выразительно. Спишите.

161. Прочитайте.

  • Определите лицо, число и род местоимений в единственном числе.
  • Соотнесите местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным. Запишите их по образцу.

Образец. Имя (оно), . .

Деревья, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
(В. Берестов)

163. Прочитайте. Составьте из слов предложения и запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

  • Подчеркните личные местоимения. Устно определите число, лицо и род местоимений 3-го лица единственного числа.
  • Озаглавьте текст. Устно составьте продолжение текста.

164. Рассмотрите рисунки.

  • Составьте по любому рисунку 2-3 предложения. В одном из предложений употребите местоимение 3-го лица.
  • Запишите составленные предложения.

165. Прочитайте стихотворение Р. Сефа.

Весна

В каждом человеке
Прячется весна.
Если ты печален,
Значит, спит она.

Ну, а если ты запел
На бульваре в стужу,
Значит, что весна в тебе
Вылезла наружу.

166. Прочитайте. Найдите повторяющиеся имена существительные и замените одно из них местоимением. Объясните, как это сделать.

1. В воскресенье мы пришли в зоопарк. 2. В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала. 3. У клетки стоял павлин. Павлин распушил свой красивый хвост. 4. Мы вошли в здание. Здание было большое и тёплое. 5. Здесь жил старый слон. Слон обедал. Сначала слон съел морковь, потом принялся за сено. 6. Тане понравились лохматые яки. Яки жевали сено.

  • Спишите первое предложение, подчеркните его основу.
  • Запишите другие предложения, заменяя, где нужно, имена существительные местоимениями.

167. Прочитайте письмо школьника.

Спасибо за книгу. Она очень интересная. Как ты живёшь? Как учишься? Пишешь ли стихи? Они мне очень нравились.

Я дружу с Колей Смирновым. Он хороший товарищ. Мы вместе играем, готовим уроки.

Скоро каникулы. Куда вы поедете отдыхать? Приезжайте в гости.

  • С какого обращения начинается письмо и как оно заканчивается? О чём говорится в каждой части письма?

168. Составьте письмо кому-либо из родственников или другу. Сообщите в письме о своей школе, о том, как вы учитесь и отдыхаете. Запишите составленное письмо.

Страничка для любознательных

Ты и вежливое Вы

К старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям нужно обращаться на Вы. Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе. Обычно к местоимению «Вы» добавляется имя и отчество человека, к кому обращаются с речью:

Вы, Анна Михайловна, .
Иван Петрович, Вы . .

Проверь себя

  1. Что я узнал(а) о местоимении?
  2. Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?

2. Запишите местоимения, которые вы использовали при определении рода имён существительных. Укажите их лицо, число, род.

3. Прочитайте. Запишите только местоимения. Подчеркните местоимения, у которых род не определяется.

Maшa, она, вы, на, я, но, ты, оно, мы, он, Игорь, они.

4. Вставьте в предложение пропущенное местоимение. Напишите ответ на вопрос, заключённый в предложении.

Местоимение в русском языке

Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа именительного падежа.

В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

Какие бывают местоимения по значению?

Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

Разряды по значению Описание Примеры
Личные указывают на предмет, лицо, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Притяжательные указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Возвратное указывают на обращенность действия на себя себя
Вопросительные выражают вопрос кто? что? чей? какой? сколько? который?
Относительные используются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, чей, какой, сколько, который
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др.
Отрицательные указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака ничто, ничей, никакой и др.
Указательные указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов этот, та, тот, столько и др.
Определительные указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.

Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

  • 1. Разряды местоимений
  • 2. Притяжательные местоимения
  • 3. Личное местоимение в форме дательного падежа
  • 4. Определительные местоимения
  • 5. Указательные местоимения

Соотношение местоимений с другими частями речи

По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют три основных разряда местоимений.

Разряд Особенности Грамматические признаки Примеры
Местоимения-существительные указывают на предмет, лицо, явление, могут заменять в предложениях собственные и нарицательные существительные изменяются по родам, числам, падежам ты, мы, кто, ничто
Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, согласуются с существительными изменяются по родам, числам, падежам ваш, мой, чей, никакой
Местоимения-числительные указывают на количество предметов, связываются с существительными так же, как и количественные числительные изменяются по падежам сколько, несколько, столько

Кроме того, некоторые авторы выделяют местоимения-наречия, которые указывают на признак действия и в речи зависят от глаголов (когда, тут, почему, как).

Грамматические признаки местоимений

В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Постоянные грамматические признаки:

  • Разряд по значению;
  • Лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки:

  • Падеж;
  • Род;
  • Число.

Синтаксические признаки местоимений

В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/chlenom-predlozheniia-mestoimenie.html

https://tepka.ru/Russkij_yazyk_3.2/24.html

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/mestoimeniya

[/spoiler]

В русском языке местоимения в предложениях могут выполнять любую синтаксическую роль. В статье представлена удобная таблица, с помощью которой можно быстро определить, каким членом предложения является местоимение в каждом конкретном случае.

Местоимение – самостоятельная часть речи, включающая различные по значению и грамматическим признакам группы слов, которые указывают на предмет, признак либо число, но не называют их. В предложении местоимения могут выполнять любую синтаксическую роль.

Предлагаемая таблица позволит быстро определить, каким членом предложения является местоимение в зависимости от того, к какому слову оно относится и на какие вопросы отвечает.

Каким членом предложения выражено Примеры
Подлежащее Мы любим рисовать (мы (что делаем?) любим рисовать).

Кто-то принес цветы (кто-то (что сделал?) принес).

Сказуемое Большая книга оказалась ваша (книга (что сделала?) оказалась ваша).

Дима был сам (Дима (что делал?) был сам).

Дополнение По дороге Петя встретил тебя (встретил (кого?) тебя).

Мы придумали для вас конкурсы (придумали (для кого?) для вас).

Определение Возьми какой-нибудь карандаш (карандаш (какой?) какой-нибудь).

На полке лежит мой шарф (шарф (какой? чей?) мой).

Обстоятельство Над ним стоял большой горшок с цветами (стоял (где?) над ним).

Саша положил газету на него (положил (куда?) на него).

Найти местоимение в предложении можно по значению (указывает на предмет, признак или число, но не называет их), а также поставив к нему вопрос.

Разряды местоимений по значению На какой вопрос отвечают Значение Примеры
Личные Кто? Что? указывают на лицо, предмет, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратное Кого? Кому? указывают, что действие направлено на говорящего (совершающего действие) себя
Притяжательные Какой? Чей? указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Определительные Какой? указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.
Указательные указывают на конкретный предмет, количество или признак из нескольких этот, эти, тот, столько и др.
Вопросительные Кто? Что? Чей? Который? Какой? Сколько? употребляются в вопросительных предложениях кто? что? чей? который? сколько?
Относительные употребляются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, какой, чей, который, сколько
Неопределенные указывают на неопределенный предмет, число, признак какой-то, чей-нибудь, несколько, кто-то и др.
Отрицательные указывают на отсутствие предмета, количества, признака никто, никакой, нисколько, ничей, некого, некому и др.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с порядком разбора местоимения как части речи.
  2. Закреплять знание грамматических форм имени существительного.
  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, прививать интерес к родному
    языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Орфографическая минутка.

А) Кк Ки ку Ка ко Ке кю

– Прочитайте слоги.

– Назовите согласный, дайте характеристику звукам [к], [к’].

– Запишите слоги, на следующей строке запишите слова, в которых встречаются
данные слоги (Например: Китай, кукушка, Казахстан, корабль, Кения, кювет).

Б) – Замените одним словом, запишите:

  1. Игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами,
    составляющи– ми перекрещивающиеся слова.
  2. Загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждое
    из которых представляет собой отдельное слово.
  3. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур,
    букв или знаков.

(Кроссворд, шарада, ребус.)

– Отгадайте ребус

3. АОЗ

– Сегодня на уроке мы продолжим говорить о местоимении, повторим все, что мы
знаем об этой части речи и узнаем много нового.

– Что такое местоимение? Вместо чего мы употребляем местоимение в речи?

– На чье место становится местоимение в предложении?

– Спишите словосочетания, записанные на доске:

Дарю ему, доволен тобой, хвалили нас, гордится мною, играю с ним, вижу вас.

– Назовите местоимения. В какой форме стоят местоимения?

– Как определить число и лицо у местоимений, стоящих в косвенной форме?

– Определите число и лицо местоимений.

– У местоимений третьего лица единственного числа определите род.

4. ФНЗ:

– Прочитайте предложение, запишите его в тетрадях:

Увидишь лису летом – и не узнаешь в ней зимней красавицы.

– Назовите местоимение.

– Подчеркните слово, вместо которого мы употребили местоимение с предлогом.

– Разберите это слово как часть речи.

Лису – сущ., (кто?), лиса, неод., нариц., ж.р., ед.ч., 1 скл., В.п., вт.чл.

– А можно ли разобрать как часть речи местоимение “ в ней”?

– Какие грамматические признаки мы можем указать при разборе местоимения как
части речи?

В ней – местоимение, (кто?), она, личн., 3 лицо, ед.ч., ж.р.

– Откройте учебник на стр. 60, прочитайте порядок разбора местоимения, как
части речи.

– Какие морфологические признаки мы укажем при разборе местоимения, как части
речи?

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Значение местоимения.
  4. Лицо.
  5. Число.
  6. Род (у местоимений 3 лица ед. ч.)

– Разберите местоимение “тобой” как часть речи. (Коллективная работа.)

Тобой – мест., (кто?) ты, личн., 2 лицо, ед.ч.

5. Физкультминутка:

6. ФПЗ:

А) Работа с учебником. Редактирование текста.

Найдите упражнение 229, прочитайте задание (работа проводится по
заданиям учебника).

– Запишите в тетрадях отредактированный текст, местоимения подчеркните
.Местоимение по выбору разберите как часть речи.

(По окончании работы проводится взаимопроверка.)

Б) Дидактические игры.

– Поднимите руки вверх, когда услышите слова, которые указывают на предмет,
но не называют его:

Яблоко, она, звонкий, читать, я, мы, океан, он, голова, ты.

– Если в предложении есть местоимения первого лица, в ладоши хлопают девочки.

Если в предложении встретятся местоимения второго лица, в ладоши хлопают
мальчики.

  • Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
  • Что мы сажаем, сажая леса?
  • Лучше мама, не пищи, ты мне няньку поищи.
  • Вы думаете, что тишина бывает звуков лишена?
  • А кто же с нами говорит, когда в ночи огонь горит?
  • Но оглушает тишину гудок, летящий в тишину.

7. Итог урока:

– Чему научились на уроке?

– Кому было трудно? На каком этапе урока?

8. Домашнее задание. Стр. 64, упр. 5, правило.

Местоимение подчёркивается определённой линией в зависимости от того, каким членом предложения оно является.

В тексте, чтобы избежать повтора одних и тех же слов, широко используются местоимения, которые, как известно, могут заменять собой слова разных частей речи:

  • существительное  — кто, что, то, кто-нибудь и пр.;
  • прилагательное — этот , такой, наш, ваш, свой и пр.;
  • числительные — столько, сколько, несколько, сколько-нибудь и пр.

Заменяя слова других частей речи, местоимение может быть любым членом предложения, и тогда оно подчёркивается определенной линией в соответствии с его синтаксической ролью.

Местоимение — подлежащее

Определить местоимение в роли подлежащего не составит труда. Подлежащим чаще всего являются личные местоимения, хотя могут употребляться местоимения других разрядов. Местоимение-подлежащее заменяет собой существительное, имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы: кто? что?

Подъезжая к деревне какого-либо помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую тёмную деревянную церковь (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мы в деревне стараемся привести свои руки в такое положение, чтоб удобно было ими работать; для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава (Лев Толстой. Анна Каренина).

Нас много было на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёсла…

(А. С. Пушкин. Арион).

Местоимение, выполняющее роль подлежащего, подчёркивается одной прямой линией.

Местоимение — сказуемое

В роли этого главного члена предложения местоимение используется, если находится после подлежащего, причем, как правило, в сообщении нет глагола-сказуемого, и отвечает на вопрос: что говорится о предмете?

Вишнёвый сад теперь мой! (А. П. Чехов. Вишневый сад).

Эта пушистая белая собачка твоя?

Сказуемое-местоимение подчёркивается двумя параллельными прямыми линиями.

Как подчёркивается местоимение-определение

Местоимение в качестве определения только указывает на признак предмета, конкретно не называя его, и отвечает на вопросы: какой? чей?

В роли согласованного определения выступают определительные, указательные, притяжательные и др. местоимения, которые подчёркиваются волнистой линией.

Это была моя обязанность, и я ею очень гордился (Вениамин Каверин. Два капитана).

У него была своя собственная цель (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Этот домик с примыкающим к нему палисадником находился в черной, запущенной части парка со старой полукруглою аллеей въезда (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Особую трудность вызывают несогласованные определения, которые выражаются притяжательными местоимениями «его», «её», «их». Их отличительной особенностью является то, что они поясняют в предложении имена существительные.

Каморка (чья?) его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила больше на шкаф, чем на квартиру (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Вдруг лицо (чьё?) её исказилось от ужаса (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Взъерошенная шерсть (чья?) их заиндевела на морозе, дыхание застывало в воздухе и кристаллами оседало на шкуре (Джек Лондон. Белый Клык).

Местоимение в роли дополнения

Если местоимение-существительное в падежной форме управляется сказуемым, то оно является дополнением, которое подчёркивается пунктирной линией             .

Просто я хочу показать (кому?) вам свою квартиру (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Я спрашиваю (кого?) его (о чём?) о чём-то ненужном на суде (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Тогда он открыл (кому?) ей тайну, (за что?) за которую всякий из вас дорого бы дал (А. С. Пушкин. Пиковая Дама).

Местоимение «за которую», являющееся дополнением в зависимой части сложноподчинённого предложения, является союзным словом.

Местоимение в роли обстоятельства

Местоимение в роли обстоятельства в предложении принадлежит к синтаксической группе сказуемого. От сказуемого задаем обстоятельственный вопрос к местоимению или, чаще, к лексически неделимому словосочетанию, содержащему в своем составе местоимение. Обстоятельство подчёркивается линией «штрих-точка-штрих-точка» (                 ), например:

По улице в это время проходил учитель танцев (Ю. Олеша. Три толстяка).

Проходил (когда?) в это время.

Я сижу у себя, пью горячий чай, слушаю, как за окном порывами снова поднимается ветер…(Ю. Казаков).

Сижу (где?) у себя, то есть дома.

Он горько проплакал весь день, а когда настала длинная, унылая ночь, он заслонил руками глаза, чтобы не видеть тьмы, и, забившись в угол, постарался уснуть (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Проплакал (как долго?) весь день.

Тест

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 59

Урок подготовила: учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №15» г. Альметьевск Республики Татарстан Шакирзянова Людмила Анатольевна.

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Местоимение»

Цели урока:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст)

Метапредметные:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник Русский язык 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова.; таблицы, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок) 3 мин

Цель: организация класса

Задачи:

– создание положительных эмоций на работу;

 – формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Пальчиковая гимнастика

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать

И друг другу помогать.

   Ребята, я желаю вам на уроке работать активно, аккуратно, найти путь к новому секрету русского языка и  предлагаю вам стать исследователями.

А кто такие исследователи, чем они занимаются?

А что можно исследовать на уроках русского языка?

Запишем в тетради число, классная работа.

– Начнем наше исследование с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики.

(массаж кисти рук с помощью ручки)

1.Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

2. Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиками по столу)

    Дождик: кап, кап, кап.   (постукивание по столу)

    Где сучок к сучку прилип (хлопки в ладоши)

    Вырос гриб, гриб, гриб.   (поднимают руки над столом)

    Кто нашёл его, друзья, а? (разгибают пальчики из кулачков)

    Это я, я, я, я! (загибают пальчики от мизинцев)

УУД Регулятивные организовывать рабочее место. Познавательные – воспринимать речь учителя.

Исследователи — люди, способствующие получению новых знаний. 

Правила письма,  орфограммы

 Записывают число, месяц, классная работа.

2.

Чистописание. 3мин

Цель: Закрепление навыка начертания букв.

Задачи:

– учить детей аккуратно делать записи в тетради

 Внимательно исследуйте  строчку букв,  что вы заметили?

Запишите, в тетради только те буквы, которые не повторяются дважды, а писать мы будем под   девизом: «Пишу правильно, красиво, чисто, аккуратно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ   (доска)

Какое слово у вас получилось?  

МЕСТОИМЕНИЕ    

3.

4.

5.

Актуализация  знаний и фиксирование затруднения в деятельности. Изучение нового учебного материала (первая часть).  10мин

Цель:

учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.

учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации.

 Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и сравнение текстов, развитие речи.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Задачи:

– возбуждать интерес к предмету русского языка через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

– межпредметная связь;

– своеобразное и правильное выполнение заданий;  

– доступность учебного материала;

– эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:

– похвала;

– создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

Постановка и решение проблемной ситуации.

Открытие нового знания

Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?  Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. Итак, начнем наше исследование.

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание на карточках

Распределить слова по группам

1группа

2группа

ДЕВОЧКА

АВТОБУС

КРАСИВЫЙ

НОВЫЙ

ЧИТАЕТ

СТОИТ

Я

ТЫ

МЫ

ВЫ

3группа

4группа

БЕРЁЗА

СОБАКА

ИНТЕРЕСНЫЙ

УМНЫЙ

ДУМАЕТ

РАБОТАЕТ

ОН, ОНО

ОНА, ОНИ

А что это такое сущ, прил., гл.?  

Все ли слова вы прикрепили на доску?  

Назовите, какие слова у вас остались?

Может, кто- то уже знает, что это за слова?

Запишите их тетради  в строчку. Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

ТАК ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?

Давайте запишем это в исследовательскую карточку

Продолжаем наше исследование.

  Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84

Давайте прочитаем текст. О ком этот текст?  

Подумайте  над лексическим значением слова.

Собака – это животное.

– Давайте назовём грамматические признаки слова собака.

Запись на доске: Собака (кто?) – сущ., одуш., Ж.р., ед. ч.

Вам он понравился? Какой недостаток  вы в нём заметили?

– Как можно исправить этот недостаток?

Давайте отредактируем его, заменив в предложениях слово, собака другими словами.

 – Запишите  текст в исправленном виде, подчеркните местоимения.

– Вместо какой части речи, вы употребили слова она, с ней?

Эти слова заняли место имени существительного.

Какое название дали этим словам?

– О себе местоимение говорит так:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

Краткая историческая справка.

Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «антонимия», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» и «имени» с прибавлением суффикса (е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось местоимение.

Отгадайте,  о чем идет речь.

Он нужен учителю и ученикам.

Он есть у нас в кабинете.

О чем идет речь?

-А я загадала мел.

-То есть, употребляя местоимение, я лишь указывала на предмет, но не называла его.

– Какую роль выполняет местоимение?

Запишем в исследовательскую карточку.

Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?

УУД   Регулятивные –

постановка учебной задачи.

Познавательные – воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Местоимение – это часть речи…..

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это

2.Употребляется вместо

3.Личные местоимения

4.Не называют предмет, а

ЧАСТИ РЕЧИ

Сущ.          Прил.             Гл.        местоимение

Части речи

Нет

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Местоимения

Местоимение – это часть  речи.

УУД Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

В каждом предложении повторяется слово – собака.

Слово собака надо заменить другими словами

Вместо имени существительного.

Местоимение

УУД Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Местоимение – не называет  предмет, а указывает на него.

6.

ФИЗМИНУТКА

Я иду и ты идёшь                (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Я пою и ты поёшь              (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Мы идём и мы поём            (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Очень дружно мы живём  (ладонь в кулак, большой палец вверх) –

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

УУД Личностные- установка на здоровый образ жизни.

7.

Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. Продолжение изучения нового материала ( вторая часть).

Цель:

– помочь сформировать представление о местоимении;

-продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию.  

Предлагаю продолжить наше исследование.

С помощью какого местоимения человек указывает на себя?  

А когда вас много?

 С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?

С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?

Итак, местоимения имеют лица. Поэтому они называются личными. Местоимение Я указывает  на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают?

Сравните местоимения второго  столбика. На сколько предметов они указывают?

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного  и множ. числа.

– Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

                         Цветы.

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если он, и я, и ты –

 Если мы сорвём цветы,

 То окажутся пусты

 И деревья, и кусты.

 И не будет красоты,

 И не будет доброты,

 Если только я и ты –

 Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Запишем в исследовательскую карточку личные местоимения.

Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?

УУД Познавательные – высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Я, МЫ

Ты, вы

Он, она, оно, они

Личные местоимения Я, МЫ

Ты, вы Он, она, оно, они.

8.

Применение новых знаний на практике.

Цель для педагога:

– выявить уровень усвоения учебного материала;

– научить применять полученные знания самостоятельно на практике

– умение обобщать, делать выводы о местоимении;

– умение подбирать нужное местоимение.

Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении договариваться при работе в парах

Критерии определения уровня внимания и интереса школьников:

– доступность и наглядность учебного материала;

– правильное выполнение всеми обучающимися заданий;

– эмоциональный настрой обучающихся.

-Итак, наша с вами следующая задача на уроке – это повторить и применить  изученный материал. Для этого выполним упражнение 83. Упражнение будем выполнять по вариантам. 1 вариант подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 вариант – местоимением – она, 3 вариант – местоимением – оно, 4 вариант – местоимением они.

( по одному человеку от каждого ряда работают у доски)

УУД Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание

9.

10.

Первичное закрепление учебного материала.

Подведем итог урока.

Найдите лишнее слово в каждом ряду, объясните, почему оно лишнее.

Игра «Четвёртое лишнее»

Я, он, на, ты (предлог)

Я, яма, ты, вы (имя существительное)

Он, она, они, оно (мн. Число)

Мы, я, вы, они (ед. число)

Они, мы, но, он (союз)

– С какой частью речи познакомились?

– Почему эта части речи получила такое название?

– Что нового для себя узнали?

– Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке. Вы были активны, внимательны, старались, были настоящими исследователями. Итак, прочитаем нашу исследовательскую карточку. Что у вас получилось?

– Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение мы.

УУД

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. 

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание

УУД Регулятивные выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

11.

Рефлексия в конце урока

 Цель для обучающихся: 

Показать свое отношение к изученному материалу на уроке

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий.

Задачи:

– создание положительных эмоций;

– формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Самооценка обучающихся.

Оцените свою работу на уроке при помощи условных знаков на карточках «Я знаю»

+   (плюс)  Я понял, что такое местоимения,

                   и могу это объяснить одноклассникам.

!   (восклицательный знак)  Я понял, что  такое местоимения, но не уверен, что объясню другому.

 –      (минус)     Я не совсем понял, что такое  местоимения

УУД Регулятивные – анализировать проделанную  работу.

12.

Задание на дом.

Учить правило  стр. 50. Выполнить упр. 87

Добавить комментарий