Как найти местоимения в стихотворении

Местоимение как часть; речи
Как найти местоимения в стихотворении. Местоимение как часть; речи Не пишется слитно.

Местоимение как часть речи

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая вклю­ча­ет сло­ва, ука­зы­ва­ю­щие на пред­ме­ты, на их при­зна­ки и коли­че­ства, но не назы­ва­ю­щие их конкретно.

Чтобы понять, что такое место­име­ние в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, вос­поль­зу­ем­ся при­ме­ра­ми предложений.

Итак, был белый мох­на­тый декабрь. Он стре­ми­тель­но под­хо­дил к поло­вине (М.А. Булгаков).

Личное место­име­ние «он» ука­зы­ва­ет на месяц, о кото­ром гово­рит­ся в пер­вом пред­ло­же­нии, что поз­во­ля­ет писа­те­лю избе­жать повто­ра одно­го и того же слова.

Есть некий час, в ночи, все­мир­но­го мол­ча­нья (Ф.И. Тютчев).

Местоимений «некий» ука­зы­ва­ет на неопре­де­лен­ность при­зна­ка пред­ме­та, но не назы­ва­ет этот при­знак. Его мож­но заме­нить любым при­ла­га­тель­ным (неиз­вест­ный, неопре­де­лен­ный).

Вдруг из лесу выско­чи­ли несколь­ко чело­век и ста­ли отча­ян­но махать рука­ми (К.Симонов).

Местоимение «несколь­ко» ука­зы­ва­ет на коли­че­ство пред­ме­тов, но не назы­ва­ет их кон­крет­но­го чис­ла. Его мож­но заме­нить любым чис­ли­тель­ным (пять, восемь, три­на­дцать, два­дцать).

Местоимения отли­ча­ют­ся от дру­гих зна­ме­на­тель­ных частей речи тем, что они не име­ют сво­е­го лек­си­че­ско­го, реаль­но­го, веще­ствен­но­го зна­че­ния, не назы­ва­ют пред­ме­ты, их при­зна­ки и коли­че­ства, а при­об­ре­та­ют в речи зна­че­ние того сло­ва, на кото­рое ука­зы­ва­ют или вме­сто кото­ро­го употребляются.

Следовательно, место­име­ния обла­да­ют дву­мя функциями:

  1. это слова-указатели;
  2. слова-заменители.

Местоимение как часть речи

Понаблюдав за сло­ва­ми, кото­рые заме­ня­ют собой пред­мет, при­знак или коли­че­ство пред­ме­тов и толь­ко ука­зы­ва­ют на них, можем опре­де­лить грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки место­име­ния как само­сто­я­тель­ной части речи.

Соотношение местоимений с другими частями речи

Местоимения Существит. Прилагател. Числительные Наречия Слова
кат. сост.
Личные я, мы, ты,
вы, он, она,
оно, они
Возвратное себя
Притяжа-
тельные
его, ее, их мой, твой,
наш, ваш,
свой
Вопроси-
тельные
кто? что? каков?
какой? чей?
который?
сколь­ко?
который?
где? когда?
почему?
зачем? как?
како­во? (как?)
Относи-
тельные
кто, что каков,
какой, чей,
который
сколь­ко
(кото­рый)
как, где, когда,
поче­му, куда
како­во
Отрица-
тельные
никто, ничто,
неко­го, нечего
ника­кой,
ничей
нисколь­ко,
никоторый
никак, нигде,
нико­гда, никуда
неко­гда, неко­го, некуда
Неопреде-
ленные
некто, нечто,
кто-то,
что-то
какой-то,
кое-какой,
чей-либо,
некоторый
который-то,
много,
немного,
несколько,
сколько-то
где-то, куда-то,
зачем-либо,
как-нибудь
Опреде-
лительные
сам, сама,
весь, всё
самый,
всякий,
иной,
другой,
любой,
весь, всё, все
неко­то­рый,
каждый
все­гда,
везде,
иногда,
всюду
Указа-
тельные
это, то этот, тот,
эта, та,
это, то,
эти, те
столь­ко (же) там, тут,
так, туда,
оттуда,
там-то,
туда-то
тако­во

Местоимения-существительные

Ряд место­име­ний ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты и заме­ня­ют в речи суще­стви­тель­ные. Такие место­име­ния отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы (Кто? Что? Кого? Чего? и пр.), поэто­му обла­да­ют неко­то­ры­ми при­зна­ка­ми существительных.

  • я, ты, вы, мы, он, оно, она, они;
  • себя,
  • кто, что,
  • кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо, кое-что, кое-кто,
  • некто, нечто, никто, ничто, неко­го, нечего;
  • кто? что?

Местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «кто» ука­зы­ва­ют на оду­шев­лен­ные пред­ме­ты. Некоторые место­име­ния име­ют един­ствен­ное и мно­же­ствен­ное число:

  • он, она, оно — они.

Местоимение «он» ука­зы­ва­ет на пред­мет муж­ско­го рода, «она» — жен­ско­го , а «оно» — сред­не­го рода.

Все эти сло­ва изме­ня­ют­ся по паде­жам, при­чем у них сохра­ни­лись сле­ды изме­не­ний место­име­ний в древ­ние вре­ме­на, то есть про­ис­хо­дит сме­на корня:

  • я — меня, мне, мной, обо мне;
  • ты — тебя, тебе, тобой, о тебе;
  • мы — нас, нам, нами, о нас.

Местоимения-существительные

Местоимения-прилагательные

Местоимения, кото­рые ука­зы­ва­ют на при­знак пред­ме­та :

  • мой, твой, наш, ваш, свой,
  • тот, этот, такой, эта­кий, таков,
  • вся­кий, каж­дый, любой, целый, весь, иной, сам, самый, другой,
  • какой, кото­рый, чей, каков,
  • какой-то, какой-нибудь, какой-либо, чей-то, чей-нибудь, чей-либо, кое-какой, неко­то­рый, некий,
  • ника­кой, ничей;
  • какой? каков? кото­рый? чей?

Они соот­но­сят­ся с при­ла­га­тель­ны­ми, отве­ча­ют на вопро­сы Какой? Чей? Такие место­име­ния обла­да­ют неко­то­ры­ми грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми при­ла­га­тель­ных: изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам, например:

  • какая-либо книга;
  • какое-либо произведение;
  • какой-либо человек;
  • какие-либо новости;
  • о каком-либо известии;
  • с какой-либо новостью.

В отли­чие от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных они не име­ют крат­кой фор­мы, кро­ме место­име­ний «каков» , «таков» , кото­рые по фор­ме напо­ми­на­ют крат­кое прилагательное.

Местоимения-прилагательные

Местоимения, заменяющие числительные

Местоимений, ука­зы­ва­ю­щих на коли­че­ство пред­ме­тов , совсем немного:

  • сколь­ко
  • столь­ко
  • сколько-то
  • столько-то
  • несколь­ко
  • сколько-нибудь
  • нисколь­ко;
  • сколь­ко?

Они изме­ня­ют­ся толь­ко по падежам.

Синтаксическая роль местоимений

Поскольку место­име­ние спо­соб­но заме­нить собой суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное или чис­ли­тель­ное, в пред­ло­же­нии оно может высту­пать в роли любых чле­нов пред­ло­же­ния .

Роль местоимений в речи

Примеры:

Я не знаю, кто эта ста­ру­ха (ска­зу­е­мое).

Я не хочу огор­чать вас ничем (допол­не­ние).

Сколько дней еще будет идти дождь? (обсто­я­тель­ство).

Видеоурок «Местоимения в русском языке»

Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.

Что такое местоимение простыми словами

Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».

Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.

Разряды местоимений по значению

Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.

Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.

Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.

Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.

Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.

Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.

Для запоминания

Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».

Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.

Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».

Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?

Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».

А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».

Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!

Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.

Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:

  • Кто там? – вопрос.
  • Я знаю, кто там – связь двух простых.
  • Какой цвет вам нравится? – вопрос.
  • Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.

Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.

Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.

На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».

Неопределенные местоимения также образуются с помощью приставки «кое-», например: кое-кто, кое-что. А еще с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

Разряды по грамматическим признакам

Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.

Местоимения-существительные – это такие, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» или «Кого?» . Например: (Кто?) Я, Он, Мы, (Кого?) Себя, Некого, (Что?) Ничто, Нечто. Они очень похожи на имена существительные.

Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.

К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.

Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.

Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.

Постоянные морфологические признаки местоимений

Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…

Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».

Непостоянные признаки

Их три: род, число, падеж.

Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).

Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).

Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.

Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.

Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.

Зачем нужны местоимения

Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».

Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»

Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».

Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».

[spoiler title=”источники:”]

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/kak-chast-rechi.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/mestoimenie-chto-takoe

[/spoiler]

Гурина Зинаида Ивановна

МКОУ Бычковская СОШ

Петропавловский район

Библиотечный урок

«Употребление местоимений в художественных
текстах.»

Цели:

1.Обобщение
и систематизирование знаний по теме «Местоимение»

расширение
лексического запаса, кругозора учащихся при выполнении заданий.

2.Активизация
самостоятельной деятельности, развитие познавательной активности, развитие
орфографической зоркости, зрительной и слуховой памяти, развитие логического
мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать

3.
Привитие культуры общения, воспитание интереса к предмету, пробудить уважение и
любовь к родному языку, воспитание доброжелательности друг к другу,
коммуникативности.

Форма работы
учащихся: 
групповая, творческая,
поисковая.

Оборудование: книги, раздаточный материал, аудиозаписи песен.

Ход урока.

1Организационный момент.
Деление на группы.

2.Вступительное слово
библиотекаря и учителя русского языка.

Учитель.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем библиотечный урок по русскому
языку. Все мы прекрасно знаем, что русский язык – это необычайное богатство.
Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает
личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и
правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых
успехов и высот.

«Местоимения
выделяются в особый класс слов – заменителей, которые,
как «запасные игроки» на футбольном поле или
«дублёры» в театре, выходят на поле, когда
вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.»

А.А.Реформатский             

Местоимение – важная часть речи, и о себе
оно говорит так:

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена.

– Как вы понимаете это стихотворение? Каково же значение
этой части речи?
 (заменяет другие части речи и указывает на их
значение)

Библиотекарь. В древнерусском языке
личных местоимений было немного, даже меньше, чем сейчас: язь или я (это
варианты местоимения 1-го лица) и ты (2-е лицо). В древних
памятниках нередко встречается азъ. Это тоже местоимение 1-го лица, но не древнерусское,
а старославянское. К личным местоимениям примыкало и возвратное себе:
у него были такие же грамматические особенности, как у местоимений язъ и ты
Особый вопрос— местоимение 3 лица. Специального местоимения
3-го лица в древнерусском языке не было
. В современном русском языке это
слово он, не похожее на другие личные местоимения. В древнерусском
языке это местоимение было указательным со значением ‘тот’ (при
указании на далекий предмет).
Можно встретить употребление личного
местоимения АЗЪ, которому в современном русском языке соответствует
местоимение Я: но азъ есми князь.

Указательные
местоимения
 отражали
три ступени удаленности предмета от говорящего. Местоимения сь, си, се указывали
на предмет, близкий к говорящему; тъ, та, то – на предмет,
удаленный от говорящего, но близкий к собеседнику; онъ, она, оно указывали
на предмет, далекий и от говорящего, и от собеседника. Особого внимания требует
история местоимений тъ, та, то.
Следует отметить широкое употребление  указательных местоимений
множественного числа СИИ (эти): сии же князь велики.[  4 ]

3.Основная часть.
Введение в игру. Знакомство с правилами игры.

1.Первая остановка: Музыкальная
шкатулка.

Прослушивание отрывка песни «Родина моя»

Я, ты, он, она
Вместе – целая страна,.
Вместе – дружная семья,
В слове “мы” – сто тысяч
“я”.

Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра
И бурлящие моря.

Библиотекарь. Эта песня была написана в семидесятые годы прошлого века,
Р.Рождественским , музыку написал Д.Тухманов. Песня стала гимном любви к Родине.


Какие местоимения здесь встречаются часто?

Известно,
что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По
богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения,
второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой),

Употребление
личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка
художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности,
задушевности. Они как бы притягивают к себе.

( Задание: Каждой группе дается текст песни.
определите разряд местоимений и название песни.)

1.Ты, да я, да мы с тобой!

Ты, да я, да мы с тобой!

Здорово, когда на свете есть друзья.   (Ты да я да мы
с тобой)

2.
Наш ковер — цветочная поляна.
Наши стены — сосны великаны.
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою. 
( Ничего на свете лучше нету
)

(
прослушивание песен)

Библиотекарь. Ты или вы?

Вы и ты
 такие важные для русского языка местоимения!

Не одно столетие на Руси всегда и
всем один на один говорили ты. И первое лицо государства не
было исключением. “Государь ТЫ наш батюшка!”

Пожалуй, впервые в официальной
переписке использовал не только общепринятое обращение ты, но
и достаточно язвительное вы царь Иван Грозный, отвечая на
обвинения переметнувшегося в стан врага вчерашнего друга и соратника Андрея
Курбского:

«Ты же тела ради
душу погубил еси и славы ради мимотекущая нелепотную славу приобрел еси, и не
на человека возъярився, но на Бога востал еси.

То вы своим
злобесным обычаем утвердили изменников любити: а в иных землях израдец не
любят: казнят их да тем утверждаются…”

Только в конце XVII века во
внутренней деловой переписке Петра I появилось местоимение вы в
качестве формы вежливости.

Довольно забавно, что в письме к
одному человеку можно было встретить тогда и обращение на вы, и
обращение на ты : “Петр Алексеевич, за твои тщательные
труды Милость Вашу благодарю!”

По приказанию того же Петра были
опубликованы учебники этикета русской речи под названием “Приклады”,
в которых объяснялось, что местоимение вы есть форма
вежливости.

Был также издан учебник хороших манер
для молодёжи под названием “Юности честное зерцало”. В нём, например,
рекомендовалось обращаться на вы и к родителям.

В конце Петровской эпохи уже все
высокопоставленные люди требовали к себе обращения на вы, хотя
сами “тыкали” подчинённым.

Проникновение местоимения вы в
обиход было стремительным, так как требовалось обществу. В XIX веке
Чернышевский писал: “Наш мужик называет одинаково на ты и
своего брата, и барина, и царя. Но чем образованнее становимся мы, тем шире
делается круг вы “.

“В зиму с 1857 на 1858 г. в русских
гимназиях по реформе известного врача Пирогова учащимся стали говорить вы, при
этом отменили и порку”, – вспоминает известный педагог Острогорский.

Интересно, что среди знаменитых
требований рабочих Ленских приисков в 1912 году было и такое: “Рабочих называть
не на ты, а на вы “. В Приказе № 1
Петроградского Совета от 1 марта 1917 года по армии обращение на ты отменялось
совершенно.

В советское время – точно так же, как
и в Петровскую эпоху – выбор ты или вы определял
статус собеседника.

В русском языке обращение на вы может
быть и знаком уважения, и проявлением охлаждения в отношениях! Так же как и
обращение на ты – оно может звучать признанием в любви, –
сошлёмся на великого знатока человеческих душ Александра Сергеевича Пушкина:

ТЫ
И ВЫ

Пустое вы сердечным ты

Она,
обмолвясь, заменила,

И
все счастливые мечты

В
душе влюблённой возбудила.

Пред
ней задумчиво стою,

Свести
очей с неё нет силы;

И
говорю ей: как вы милы!

И
мыслю: как тебя люблю!

Вот
раньше, к примеру, считалось недопустимым называть бабушку-дедушку на ты. А
сейчас бабушку внуки называют по имени. Итак, давайте переходить на ты в
нужное время и в нужном месте, чтобы собеседник в душе этому радовался, а не
терял дара речи![ 3 ]

2.Вторая остановка –Литературная.

Библиотекарь. Многие русские
поэты в своих стихотворениях любили использовать местоимения.
В
лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах,
переживаниях, о своём восприятии жизни.

И.
Пущину» Александр Пушкин

Мой первый друг, мой друг
бесценный!
И  я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

И.Дмитриев «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на
рогах,

И Муху же они дорогой
повстречали.

«Откуда ты, сестра?» —
от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? — мы пахали!»

А.А.Фет

Учись у них – у дуба, у березы…

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа. [ 2 ]

Итак,
вы прочитали отрывки из стихотворений, которые мы изучали в 6 классе. О каких
временах года идёт речь?

Библиотекарь: Поэты точно,
ярко подмечали неповторимые прелести русской природы, пробуждающейся весной и
замирающей осенью.

(Задание – каждая группа получает  текст 
стихотворений, необходимо

  назвать автора и определить местоимения и их
разряд.)

Учитель. Давайте
найдем все местоимения в этом стихотворении.

А. Хургин

Три чёрных собаки на
чём-то сидели,

Три чёрных собаки куда-то
глядели,

Три чёрных собаки увидели
что-то,

Три чёрных собаки вскочили
с чего-то,

Три чёрных собаки к
чему-то подкрались,

Три чёрных собаки за
чем-то погнались,

Но кто-то ни капельки не
растерялся,

Вильнул кое-чем и на
что-то взобрался.

К какому разряду относятся? (
неопределительные)

Стих. ( читает ученик)

Жило – было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад – вперёд оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это Ничего

И сказать – то че го!     ( И. Михайлова) (
отрицательные)

(Задание – ответить на вопросы)

– Местоимения какого разряда играют ключевую роль в
тексте стихотворения?

– На что они указывают?

– Что вы знаете о правописании отрицательных
местоимений с приставками не- и ни- ?

– Как можно назвать человека, который ведёт себя
так же, как герой этого стихотворения? Почему
?

3.Остановка «Пословица
– всем делам помощница»

Библиотекарь. Очень выразительны русские пословицы и
поговорки — сокровища народной мудрости

«Пословица – всем делам помощница»

«Кто говорит, тот сеет,

Кто слушает, тот собирает».

Давайте
вспомним пословицы и поговорки, в которых есть уникальное местоимение, которое
называют себялюбивое. Оно одно составляет целый разряд, у этого местоимения нет
родственников.

( Задание группам – дописать пословицы.)

Сам
себя не похвалишь- никто не похвалит.

Руби
дерево по себе.

Выше
себя не прыгнешь.

Сам
от себя не утаишь, сам себя и обличишь.

Умная
голова сто голов кормит,  а худая и себя не прокормит.

Учитель. Приведите пример фразеологизмов , в которых
употребляется местоимение себя, объясните смысл).

(Быть
вне себя , найти себя, прийти в себя, выйти из себя, читать про себя, себе на
уме.)

4.Остановка «Историческая библиотека.»

Библиотекарь. Как
найти книгу в Исторической публичной библиотеке? Ведь там на каждой полке
больше книг, чем у любого из нас во всем доме.

(Задание – дается текст, найти определения и
определить разряд)

Было ли у тебя так: ищешь
книгу, перероешь весь шкаф и наконец найдешь её где-нибудь на самом верху?

А в Исторической
публичной библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём
доме. И чтобы только перебрать все книги библиотеки по одной, нужно потратить
много времени. А ведь каждый день сюда приходят самые разные читатели. И
находят нужные им книги очень быстро. Это возможно потому, что каждая книга
имеет свой постоянный точный адрес, который называется шифром. Выглядит он
примерно так:

К 211

106

Всякому сотруднику
библиотеки ясно, что обозначает этот шифр: буква К – отделение книгохранилища, где
находится книга, верхняя цифра – номер шкафа, нижняя – место на полке
.[ 1 ]

5.Остановка
– Грамматика.

Грамматическая
викторина.

1.   К
какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился
синоним слова «польза». (вы-года)

2.
Прибавить к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает
учитель, когда ученики пишут сочинение.( те- мы)

3.   Между
какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились крупные плоды. (
ты- к-вы)

4.   Напишите
два личных местоимения, которые вместе составили бы имя существительное
множественного числа.

5.    К
личному местоимению прибавьте хвойный лес, получите название действия.( вы-бор)

6
   Из какого указательного местоимения, если прибавить к нему
сотню, можно испечь пирог или хлеб. (те-сто)

7.  
 Какое местоимение вместе с зачатками цветка или стебля может быть обувью?
(та-почки)

8.  
К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получить ряд
помещений в доме на одном уровне? (эта-ж)

9   Какие
местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно,я)

10.  Какое
местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? (он-но)

6.
Песенная.

    Библиотекарь. Сейчас мы послушаем песенку “Радионяня” (из
передачи “
Как вести себя в гостях”, песенка о правилах поведения в
гостях),

   (Задание – найти
и выписать местоимения, указав их разряд
(
наша – притяжательное, все –
определительное, после них – личное, нашим – притяжательное, у всех –
определительное, другой – определительное, все – определительное, им – личное,
им – личное, к ним – личное.)
 

 Какова тема прозвучавшей
песни?

7. Остановка
– Творческая.

Сегодня мы говорили об
употреблении местоимений в художественных текстах. Местоимения часто
употребляют при написании резюме, автобиографии., открытки, письма.

(Задание – напишите
фрагмент  резюме группы, открытки или письма)

Учитель. Подведение
итогов.

Библиотекарь.

Стихотворение “Выучи русский
язык!”.

Библиотекарь

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык! (Все)

Библиотекарь

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык! (Все)

Библиотекарь

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово – свободы зарница,

Выучи русский язык! (Все)

Библиотекарь

Горького зоркость, бескрайность
Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык! (Все)

Литература.М.
Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; Русский язык : учеб. для
6 кл. общеобразоват. учреждений, Просвещение, 2015 /  В.П.Полухин, В.Я.Коровина
, В.П.Журавлев Литература, Москва, Просвещение 2016 г.          //         Учитель
словесности    (
uchitel-slovesnosti.ru
/ Местоимения в древнерусском языке
el/1441/jaro2014/r2mp_hvp2/um/46808716…//

Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

        

Высказывания и стихи о местоимении

Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета… они, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова.

                                                              А.Реформатский

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

                                       П.Чесноков

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Веселые рифмы

Мое стихотворение –

Про местоимения…

 Утром – так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – Он придет:

Тоненький, смущенный,-

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

Срок прошел – плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)

Вместо имени предмета

Говорим мы слово: ЭТО,

ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –

Всем известные слова.

Это, без сомнения,

Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.

С вами,

Все для вас,

О вас.

Нам,

О них,

У них,

 У нас.

 С тем

 И с этим,

С ним

 И с ней –

Кто из вас прочтет скорей?

Отделяй МЕСТОИМЕНИЯ

От ПРЕДЛОГОВ без сомнения!

ОН, ОНА, ОНИ и МЫ.

ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.

 С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я –

Что же это за слова?

Это, без сомнения, члова- МЕСТОИМЕНИЯ.

Как названье дать словам:

Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?

Это, без сомнения,

Всё МЕСТОИМЕНИЯ! (В.Волина)

В отрицательном местоимении

Знай: под удареньем не,

А ни – без ударения!

Вот это выучи старательно:

В местоименьях отрицательных,

Когда предлог стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три.

Два слова – помни! – никогда.

Никем – ни с кем.

-Запомнил?

-Да!  (в.Волина)

Жило-было НИЧТО.

Не умело НИЧЕГО,

Взад-вперед оно ходило

И НИ С КЕМ не говорило.

НИКОГО не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это НИЧЕГО

И сказать-то

НЕ-ЧЕ-ГО! (И.Михайлова)

Завелся озорник у нас.

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья.

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато,

Что виноват всегда во всем

Лишь он один – НИКТО! (Б.Заходер)

Стихотворение Л. Кэрролла из сказки «Алиса в Стране чудес»

   Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: “Очень мил,
Но плавать он не может”.

    Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.

    Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.

    Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело.

     Она, конечно, сгоряча:
“Не спорь со мной напрасно”.
Да, видишь ли, рубить с плеча
Не так уж безопасно.

     Но он не должен знать о том,
(Не выболтай случайно).
Все остальные не при чем,
И это наша тайна.

Разряды местоимений

Вставьте местоимения в пословицы. Определите разряд местоимений, морфологические признаки.

…человек в работе узнается.

…природа просыпается весною.

Доброе братство дороже… богатства.

…овощу свое время.

Слова для справок: всякого, каждый, всякому, вся.

«Самый внимательный»

Учитель читает стихотворение, ученики выписывают местоимения, определяют их разряд. О каком местоимении идет речь в стихотворении?

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет вам моя семья,

Что, конечно, Именительный –

Это я и только я!

Мать склонилась умилительно,

 А за ней и вся родня

И не зря. Падеж  Родительный

Для кого? А для меня!

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне,

И дают подарки,

Дательный –

Это значит – только мне!

Не смотрите подозрительно

У меня родня – броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня.

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворен совсем не мной!

Ждете, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне! («Русский язык в школе»)

Помогите Незнайке переделать предложения, чтобы стал понятен смысл.

В нашей квартире небольшая узкая кухня и две большие комнаты. Маме не нравится это.

В такую ночь невозможно уснуть.

Чего-нибудь придумаем.

Эстафета «Кто быстрее?»

Составьте предложения

2 команды.

1 команда

у ее

около их

позади его

к ее

2 команда

у нее

около них

позади него

к ней

Поставьте ударение в местоимениях самого и самого. Запишите предложения, позволяющие увидеть разницу между этими словами.

Игра «Говорите по-русски». 

Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Предложение правильных вариантов.

В адрес нас были сделаны правильные замечания.

Работа выполнена с участием меня.

Я учел ихние предложения.

Люди типа меня любят работать.

В честь тебя устроили вечер.

 Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.

 У его (Пушкина) хорошее образование.

 Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.

 Мы пошли к ему в гости.

Игра «Волшебный букет»

Учитель  подходит поочередно к ученику и предлагает взять цветок из его букета (бумажные цветы). На обратной стороне каждого цветка указано местоимение. Необходимо быстро назвать разряд местоимения. Если правильно – цветок остается у ученика, неправильно – ученик дарит его кому-нибудь из одноклассников. Побеждает тот, у кого больше окажется цветов.

«Сигнальные карточки»

С помощью сигнальных  карточек определите, к какому разряду относится местоимение: относительное или вопросительное.

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу

Его ловили. Но , увы:

Я плавать – не могу!

Мы вам ее, она нам их,

Вы им обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А мы с ним – к ней от вас…

Хоть мне известно, что оно

Их любит больше тех,-

Все это тайной быть должно

Для нас от вас и всех…

Прочитайте стихотворение, попробуйте сказать, о чем идет в нем речь, кто действующие лица, какие события описываются.

И вот он начал

Свой рассказ:

– Они ползут,

А он ей раз!

А тут как раз

Она ползла.

А он как даст ему

Со зла!

Она им раз!

Они ей – раз!

Но тут  как раз

Ее он спас;

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино! (А.Барто)

Попытайтесь заменить местоимения соответствующими частями речи.

Не знаю Кто

Жили-были

Не знаю Кто

Не знаю с Кем.

Раз пошел

Не знаю Кто

Не знаю зачем,

Повстречал

Не знаю Кого,

Попросил

Не знаю Чего

И не дал

Не знаю Кому

Не знаю Что,

Не знаю Почему.

Тут заплакал

Не знаю Кто:

Пожелал Ты

Не знаю Что,

И пошел

Не знаю Кто

Не знаю Куда.

Это было

Не знаю Где,

Не знаю Когда. (С.Маршак)

Королевство Нигде

В стране Нигде давным-давно –

Наверное, лет сто –

Живет король – сам Всёравно,

С ним верный пес Никто.

Там королеву звать Ничуть,

Ей тоже сного лет.

 Спроси ее о чем-нибудь,

В ответ услышишь: «нет!»

Живет гофмаршал Никакокй

Вблизи от Никого.

Из гальки выстроен морской

Высокий дом его.

Кухарку Ольгу Никогда

Здесь держит Никакой.

На кухне пенная вода

Вскипает день-деньской.

Кухарка варит сладкий звон,

Пождаривает вздох.

Попробуйте, как сладок он,-

Клянусь, обед неплох!

Готов он вовремя всегда.

И вот несут его

В дворец шикарный Никуда,

На стол для Никого.

И если кот Ничей сожрет

Вдруг чей-то аппетит,

То Никакой как заорет –

И Никому влетит.

– Полста ударов дать ему

За то, что воровал!-

И Никакой идет в тюрьму

Никто – в сырой подвал.

Но чаще вежлив и терпим

Гуманный Всёравно.

В стране Нигде довольны им

Давным-давным-давно.

И сам, бывало, допоздна –

У входа в Никуда

(Случалось в наши времена!)

Бродил я иногда.

Молчало море. Никакой

Стоял невдалеке.

Он Никого одной рукой

Держал на поводке. (Т.Рик)

«О чем речь?»

Прочитайте высказывания психолога Д.Карнеги. Попробуйте определить, о чем идет речь.

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

Ее нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ее кому-нибудь не отдали. (Улыбка.)

Выпишите местоимения, определите их разряды, морфологические признаки.

«Полминутки для шутки».

Песенка о притяжательных местоимениях

 Выпишите местоимения, определите разряды. Какие местоимения употреблены неверно? Исправьте ошибки.

Как-то раз во дворе

Из собачьей миски

Пять чумазых поросят

Кушали сосиски.

Папа к ним подошел,

Крикнул возмущенно:

«Так съедите вы у пса

Весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать:

«Отойди от будки:

Детям нужно наполнять

Ихние желудки».

Папа грустно пробурчал

В пятачок широкий:

«Слушать я уже устал

Ейные упреки.

Детям всё прощают тут,

Дети хрюшками растут.

И такая дребедень

Происходит каждый день».

И у нас во дворе

Слышал я однажды,

Как ребята говорят:

Ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда

Не попали в лужу,

Их, его и ее

Говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам.(А.Хайт)

Определите падежи местоимений.

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила…

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю! (А.Пушкин)

Помогите Винни Пуху сделать смысл песенки понятной.

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом.

Мне захотелось кое с кем

Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда

И почему, и отчего,

Сказал, откуда, и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах, то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров».

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни се!» (Б.Заходер)

Распределите местоимениям отыскать свои дома.

Отрицательные                                       Неопределенные

Однажды кто-то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Его-то и искали почему-то за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали они, что никогда ни в каком месте никто ничего не брал.

«Кто самый внимательный?»

Найдите все местоимения. Объясните правописание местоимений..

Три черных собаки на чем-то сидели,

Три черных собаки куда-то глядели,

Три черных собаки увидели что-то,

Три черных собаки вскочили с чего-то,

Три черных собаки к чему-то подкрались,

Три черных собаки за чем-то погнались,

Но кто-то ни капельки не растерялся,

Вильнул кое-чем и на что-то взобрался. (А.Хургин)

«Лото «Личные местоимения»

Учащиеся тянут карточки со строчками из произведений. Необходимо найти местоимение, определить лицо, падеж.

Вот этот стол – сосновый стол –

К нам из лесу пришел.

Мне хорошо, колосья раздвигая,

Прийти сюда вечернею порой.

Ласточка с весною в гости к нам летит.

Солнце жарче припечет,

Небо дождь на нас польет.

Конь несет меня лихой.

А куда? Не знаю!

Мы сегодня в лес пойдем

За зеленой елкой.

Мы с приятелем вдвоем

Замечательно живем.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Чего тебе надобно, старче?

 Дам тебе я зерен,

А ты песню спой.

В темнице там царевна тужит,

А серый волк ей верно служит.

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

На текст нечаянно пролили чернило. Помогите восстановить текст, используя определительные местоимения.

Почти      пациенту было позволено пользоваться бассейном. …..мир, фантастический, нереальный, был изображен в новелле. ………… гигантский цирк – загадка для ребенка. ……….. телеграмма была послана с вокзала. Блеснули крыльями пчелы, и ..цветок шелохнулся им вслед.

Определите морфологические признаки вставленных местоимений.

Определите разряды и падежи местоимений.

Меня, не к кому, себя, вашего, оно, какой? таков, нашими, нечего, тому, тобой, наши, у кого-нибудь, кое над чем, мое, такому, ни о чем, ни перед какими, о своих, вами, таков, некоторому, что, моего, что-либо, ничей, столько, этого.

Орфоэпическо – орфографический диктант

Н… у кого он н… о чем не спрашивал.

Дома у нас н…кого не было.

Прошло с тех пор н…сколько лет.

Ему н… к чему было придраться.

Отец н… в чем не отказывал.

У него я не мог н…чему научиться.

Девушки ходили как н… в чем не бывало.

Учитель предлагает тему, а учащиеся должны записать шесть – семь существительных, называющих предметы, имеющие отношение к данной теме, а затем согласовать их с неопределенными местоимениями.

Примерные темы:

  • Компьютер
  • На уроке.
  • Лыжня.
  • Транспорт.
  • Мода.

«Графический диктант»  ( записываются только названия падежей через запятую)

Определите падеж возвратных местоимений в данных фразеологизмах.

Сдерживать себя, вбивать себе в голову, давать себе отчет, держать при себе, замыкаться в самом себе,

Знать себе цену, не по себе, ничего себе, портить себе кровь, развязывать себе руки, рвать на себе волосы, себе дороже. Выдавать себя с головой, выше себя не прыгнешь, оставлять позади себя, приходить в себя.

Составьте текст, используя эти фразеологизмы.

«Эстафета «Кто быстрее?»

Просклоняйте местоимения.

Вариант 1

И. мы

Р.я

Д.ты

В.он

Т.вы

П.(о) он

Вариант 2

И. ты

Р.оно

Д.они

В.вы

Т.мы

П.(обо) я

Прочитайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.

Два друга много дней  шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н…чего не сказал.

Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к…тором решили искупаться. Тот, к…торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н…какой ветер не смог бы стереть это.

Местоимение как часть речи

 «Интеллектуальный марафон»

  • Какие разряды местоимений различаются только значением? (Относительные и вопросительные.)
  • В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
  • Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н (у нее, от нее). Почему нет н в местоимениях следующих примеров?
  • За ее домом начиналось поле. У его стола стояла книжная полка.(В данных конструкциях притяжательные местоимения. Предлоги относятся к существительным.)
  • Какие местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего.)
  • Какие местоимения имеют форму только одного падежа? (Некто.)
  • Какая ошибка допущена учеником?

Учитель: Приведи пример трения.

Ученик: Человек скользит на льду. Чтобы не скользил, его посыпают песком.(Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)

  • Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он-но.)
  • Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ((Оно, тот.)
  • Смягчи конечное с у имени существительного 2-го склонения, и ты получишь определительное местоимение. (Вес – весь.)
  • Какое местоимение нужно добавить к другому, чтобы получилось название больших плодов? (Ты-к-вы.)
  • Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
  • Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы.)
  • Какое местоимение можно считать  и самым хвастливым,  и самым скромным? (Я. Всегда говорит о себе, но в алфавите последнее.)
  • Какие местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.)
  • Какие местоимения различаются в косвенных падежах только ударением? (Сам, самый.)
  • Какое притяжательное  местоимение может относиться ко всем лицам и числам? (Свой.)
  • С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н? (Благодаря, вопреки.0
  • В середине каких местоимений пишется ь ? (Сколько, столько, чья, чье, чьи.)
  • Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)
  • Какое местоимение требует чистоты? (Мой.)
  • Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый.)
  • Какие местоимения, дружа с частицами, недолюбливают предлоги? (Отрицательные.)

«Аукцион»

Лот достается тому, кто вспомнит больше выражений на заданную тему.

  • Запишите как можно больше существительных, прилагательных, образованных от числительных.
  • Запишите как можно больше фразеологизмов с местоимениями.

Перфокарта

Замените выделенные слова фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.

Чувствовать себя неловко                не в своей тарелке

Привязался искренне

Жизнь идет как обычно

Встречался часто

Человек скрытный

Бежать очень быстро –

Рассердился внезапно –

Допишите местоимения в слова.

Своевременный, всеобщий,  …любие,  …мирный,  …стоимость, …вольный, …довольство, …деятельность, …сторонний, …образие, …чувствие,  …любивый.

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение ВЫ; если вы смогли самостоятельно изучить материал, но работать в паре вам не понравилось, вы рассчитываете только на свои силы, возьмите местоимение Я; если вы продуктивно работали самостоятельно и в паре, то возьмите местоимение МЫ. Выбранные вами местоимения закрепите на «Пике знаний»: у его подножия расположите местоимение ВЫ, на середине – местоимение – Я, а в самом верху местоимение Мы. Спасибо за урок! Удачи вам в покорении «Пика знаний»!

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). (Цицилина Т.Н.)

Шарады

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом – столик школьный твой. (Пар-та.)_

Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь.

А целое – тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен,

И поднимают, когда он не нужен. (Я-корь.)

Начало – буква в слове «плот»,

Конец – местоимение.

А середина – пара нот.

Все вместе – поощрение. (Премия.)

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта.

А целое – известный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о)

Темы для грамматических сказок

  • О себялюбивом Местоимении СЕБЯ.
  • О Местоимениях-собственниках.
  • О любопытных Местоимениях.
  • О нелюбопытных Местоимениях.
  • Об определенной роли дядюшки Дефиса в жизни Неопределенных Местоимений.
  • О бесхарактерных Местоимениях, в чью жизнь вторгся безжалостный предлог.
  • О том, как отрицательные герои не устояли перед решительным предлогом.
  • О нехорошем, отрицательном герое многих историй.
  • О коварной частице, ставшей приставкой, постоянно меняющей лицо.
  • О Местоимениях-критиках, которые умеют каждому определить его место.
  • О Местоимениях, которые больше всего на свете любят поучать, указывать и обличать. (По В.Волиной)

Я ИДУ НА УРОК

А.Ю.РЕЗВАЯ,
г. Челябинск


Слово в тексте.
Местоимения

6 класс

Тема урока: «Роль местоимений в
художественном тексте» (1 час).

Тип урока: обобщающее повторение
по теме «Местоимение» в 6-м классе.

Цели урока:
1. Обобщить знания по теме «Местоимение».
2. Выяснить роль местоимений в художественной
речи (придают художественной речи искренность,
задушевность, взволнованность; являются
средством сохранения безымянности героя; и т.д.).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Сегодня на уроке нам нужно выяснить,
какую роль играют местоимения в художественной
речи. В этом нам поможет творчество таких
мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,
С.Есенин, М.Волошин.
Вы знаете, что местоимение – такая часть речи,
которая не называет предмет или признак
предмета, но указывает на них. Местоимения могут
в нужном случае заменять существительные,
прилагательные или причастия, числительные.
Благодаря этому свойству они служат средством
связи предложений в тексте.

Кроме того, местоимения обладают
особой изобразительной силой –
экспрессивностью. Что такое «экспрессия»,
«экспрессивность»? (Экспрессия – выражение
чувств, переживаний, выразительность. По
словарю С.И. Ожегова
.)

Чаще других мы употребляем в речи личные
местоимения. Понаблюдаем, как они ведут себя в
художественном, в частности, стихотворном
тексте.

II. Работа с личными местоимениями

Я прочитаю известное стихотворение
С.Есенина, посвященное собаке Качалова.

Василий Иванович Качалов – актер
Московского Художественного театра.

Задание. Перепишите
стихотворение и подчеркните в нем все
местоимения.

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих
гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Каким вы представляете себе Джима? С
помощью каких слов дана его характеристика? (Красивый
(шерсть бархатная, по-собачьи дьявольски красив);
добрый, дружелюбный (как пьяный друг, ты лезешь
целоваться
); сравнивается с человеком (с
такою милою доверчивой приятцей
).)

Задание. Выпишите из текста
местоимения, заполнив следующую таблицу.

Местоимения каких разрядов
количественно преобладают? (Личные,
притяжательные, определительные.)

Какой оттенок придает тексту
употребление этих местоимений? (Оттенок
искренности, взволнованности, задушевности. Это
разговор по душам с собакой.)

Кто из вас разговаривал со своей
собакой? Понимает ли она вас?

Местоимения какого лица употребляет
Есенин в разговоре с собакой? Как вы думаете,
почему в 3-й строфе хозяин собаки ведет речь не
от 1-го лица, а говорит о себе в 3-м лице?
Сравните употребление местоимений в следующих
строках. В чем отличие первых двух от
последующих?

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.

(Во второй строфе показано, что гости
хозяина становятся гостями Джима. Джим наравне с
хозяином в этом доме. Он может различать гостей,
может среди них найти ту, что всех безмолвней и
грустней
.)

Из других стихотворений вы знаете, что
Есенин одушевляет и очеловечивает природу, он
может разговаривать с кленом или рожью.
Обращаясь к Джиму как другу и поручая ему за
себя
проявить нежность по отношению к той, к
ней
, Есенин говорит на языке, который их
уравнивает. Найдите строчку, подтверждающую это. (Давай
с тобой полаем при луне.)

Какую еще роль в тексте играют
местоимения? (Местоимения – средства
грамматической связи предложений. Относительные
местоимения связывают между собой части
сложного предложения.)

Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина
«Я вас любил».

Я вас любил: любовь еще, быть
может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно,
безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

О чем это стихотворение? (О любви к
женщине.)

В этом стихотворении нет ярко
выраженных тропов, звуковых эффектов,
местоимения здесь несут большую нагрузку.

Проведите количественный анализ:
подсчитайте количество слов в стихотворении.
Сколько из них местоимений? (Из 50 слов текста 14
– местоимения.)

Местоимения какого разряда
преобладают? (Личные: я, вас, она, вам.)

Можем ли мы, читая стихотворение,
ответить на следующие вопросы: как зовут
лирического героя, кто он такой, стар или молод,
кто его возлюбленная? (Нет.)

Каково же назначение личных
местоимений в поэзии? (В лирическом тексте
очень важную роль играют местоимения – средство
сохранения безымянности лирического героя.
Местоимения при этом являются возможными
«заместителями» не только автора, но и читателя,
которому окажутся близки выраженные в
стихотворении чувства и переживания.)

Другие свойства личных местоимений
будем наблюдать, читая стихотворение А.С. Пушкина
«Ты и вы».

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

Почему местоимения вы и ты поэт
графически выделил? (Эти местоимения являются
главными героями стихотворения, не зря они
вынесены в название.)

Чем еще интересны эти местоимения? (Они
имеют при себе определения: «пустое вы» и
«сердечное ты».)

Почему именно такие эпитеты
употребляет А.С. Пушкин? (Личное местоимение
единственного числа вы – вежливое, но
отдаляющее собеседников друг от друга.
Местоимение ты – дружеское, теплое и даже
интимное. Замена местоимений друг другом
помогает тонко и очень деликатно передать
изменение личных отношений между мужчиной и
женщиной.)

Прозаический отрывок для работы над
свойствами местоимений в художественной речи
взят из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Писатель
одному из героев дает следующую характеристику:

Хлестаков, молодой человек…
Несколько приглуповат и, как говорится, без царя
в голове. Один из тех людей, которых в канцеляриях
называют пустейшими. Говорит и действует без
всякого соображения…

Канцелярия – отдел учреждения,
ведающего служебной перепиской, оформлением
бумаг.
Как вы понимаете фразеологизм без царя в голове?
Назовите его антоним. (Глуп. Антоним – семь
пядей во лбу
.)

Как соотносится характеристика,
данная Н.В. Гоголем для господ актеров, и образ,
который возникает, когда мы слышим или читаем
речь самого Хлестакова?«Извольте, господа, я
принимаю должность, я принимаю, – говорю, – так и
быть, – говорю, – я принимаю, только уж у меня:
ни-ни-ни!.. уж у меня ухо востро! уж я…»
«О! Я шутить не люблю. Я им всем задам острастку.
Меня сам государственный совет боится. Да что, в
самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я
говорю всем: я сам себя знаю, сам. Я везде, везде.
Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же
произведут сейчас в фельдмарш…» (Поскальзывается
и чуть-чуть не шлепнулся на пол.)
(Речь героя – отражение его внутреннего
содержания. Хлестаков – человек пустой, глупый, и
это отражается в его речи: она отрывиста,
бессодержательна, примитивна, и слова вылетают
из его уст совершенно неожиданно.)

Как «работает» в речи Хлестакова местоимение я?
Какая особенность личности персонажа
раскрывается при этом? (Местоимение я в
именительном и косвенных падежах употребляется
14 раз! Оно очень ярко характеризует Хлестакова,
который хочет казаться лицом значительным,
известным. Он хвастлив, выставляет свое я
напоказ, выдумывает небылицы о себе.)

III. Выводы по первой части работы

Итак, мы с вами доказали, что личные и
притяжательные местоимения могут быть
выразительными средствами в художественной
речи. Во-первых, они делают художественную речь
искренней, взволнованной, задушевной. Во-вторых,
являются средством грамматической связи
предложений и частей предложения. В-третьих,
личные местоимения – средство сохранения
безымянности лирического героя. И, наконец,
личные местоимения – средство авторской оценки
персонажа.

IV. Работа с неопределенными
местоимениями

Большой экспрессивностью в
художественной речи обладают и неопределенные
местоимения. Перед вами стихотворение М.Волошина
«В вагоне». Найдите в нем неопределенные
местоимения.

Снова дорога. И с силой магической
Все это вновь охватило меня:
Грохот, носильщики, свет электрический,
Крики, прощанья, свистки, суетня…

Снова вагоны, едва освещенные,
Тусклые пятна теней,
Лица склоненные
Спящих людей.

Мерный, вечный,
Бесконечный,
Однотонный
Шум колес.

Шепот сонный
В мир бездонный
Мысль унес…
Жизнь… работа…

Где-то кто-то
Вечно что-то
Все стучит.
Ти-та… то-та…

Вечно что-то
Мысли сонной
Говорит…

Почему неопределенные местоимения
появляются в самом конце стихотворения? В чем их
функция? (Неопределенные местоимения, в отличие
от личных, притяжательных, не «приближают», а
«отдаляют» предметы и события, о которых идет
речь. В стихотворении мы видим переход от
конкретных существительных, описывающих
ощущение вокзальной суеты, к прилагательным, с
помощью которых подчеркивается монотонный,
убаюкивающий звук колес. А затем насыщение
текста неопределенными местоимениями и
наречиями усиливает впечатления, которые едва
улавливает пассажир, дремлющий под мерный стук
колес и пытающийся сквозь сон разобраться в
путающихся неопределенных мыслях.)

V. Заключение

Итак, мы сегодня работали с разными
художественными текстами и выяснили роль
местоимений в них. Мы увидели, как по-разному
используют эти свойства писатели и поэты,
создавая выразительные, яркие произведения.

HeyYou3

Найдите в стихотворении М.Цветаевой местоимения и определите их разряд.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
 
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

P.S. Спасибо заранее! 

Добавить комментарий