Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка
Начинаю серию статей по подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».
Цель данных рекомендаций – помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.
Итак, начнём!
Задание № 3
Изобразительно-выразительные средства языка
На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:
-
гипербола
-
метафора
-
олицетворение
-
просторечные выражения
-
противопоставление
-
сравнение
-
фразеологизм
-
эпитет
1-ый шаг: повторите теорию.
2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.
Как найти гиперболу?
-
Гипербола – это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.
-
Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.
Пример
А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.
Комментарий
Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.
Несколько примеров
-
Другой имеет рот с арку генерального штаба.
-
Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.
-
Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)
Как найти метафору?
-
Метафора – это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
-
Значение метафоры – переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
-
Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают – имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).
-
Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»– здесь нет , с чем сравнивают– с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают– реку).
Пример 1
Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.
Комментарий
-
Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.
-
Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.
Пример 2
Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
Комментарий
-
Мысль может вспыхнуть? Нет.
-
Мысль, её быстрота сравнена с молнией.
Несколько примеров
-
Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
-
Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
-
Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.
Как найти олицетворение?
-
Олицетворение – это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, – способностями переживать, думать, волноваться и т.д.
-
Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.
Пример
Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.
Комментарий
-
Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле
-
Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть
-
Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.
Несколько примеров
-
А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
-
Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.
-
Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.
Как найти просторечные слова и выражения?
Просторечные слова и выражения – это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.
Пример
Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.
Комментарий
«Встревает», «баба»- просторечные слова.
Несколько примеров
-
У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
-
А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.
-
На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
Как найти противопоставление (антитезу)?
-
Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.
-
Ищите в тексте то, что может быть одновременно.
Пример
Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Комментарий
Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.
Несколько примеров
-
Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
-
Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.
-
Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время Лену что-то останавливало.
Как найти сравнение?
-
Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его
-
Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО
-
При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают
Пример
Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.
Комментарий
-
Находите оборот, выделяемый запятыми
-
В нём есть союз СЛОВНО
-
Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)
Несколько примеров
-
Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.
-
Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
-
Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
Как найти эпитет?
-
Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
-
Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.
Пример
Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.
Комментарий
-
Подбородок КАКОЙ? – закаменевший
-
Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.
Несколько примеров
-
Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
-
Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
-
Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
Как найти фразеологизм?
-
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.
-
Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.
-
Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма – переносный.
-
Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.
Пример
Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
Комментарий
-
«Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.
-
Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?
-
Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.
Несколько примеров
-
Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.
-
Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт
-
А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.
Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.
Ирония
Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.
Пример
— А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.
Лексический повтор
Лексический повтор – это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении слов и выражений для усиления их роли в тексте.
Мне надоели эти слова, слова, слова.
Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Изобразительно-выразительные средства языка – что это такое, как в них разобраться и зачем они вообще нужны
Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.
15 420
Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.
Метафора
Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».
Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?
И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.
Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».
Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.
Олицетворение
Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.
Из песни Кадышевой: «Метель обвенчала горячие губы и клятвы до гроба в любви». Метель не живая, она ничего в принципе делать не может, а в песне она вдруг «венчает».
«На улице выл ветер». Ветер тоже неодушевленный. Он просто дует так, что кажется «воет». И когда мы читаем «ветер воет», нам кажется, что он какой-то живой, как будто это волк воет, а не ветер. Вот и получается олицетворение.
Сравнение
Это уже открытое сравнение двух предметов. Помните, как ведет себя «буря» у Пушкина? «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком.
Или, например, из песни, которую поет Алла Пугачева: «А ты такой холодный, как айсберг в океане». Человек сравнивается с айсбергом.
Эпитет
Это определение в переносном смысле. Запоминайте так. Эпитет – это определение, про которое можно спросить: «Как так?». «Синеглазый василек» – как так? Как он может быть синеглазым, у него что, глаз есть?
«У этого мальчика золотое сердце» – как так? Оно что, из золота? Как же оно кровь перегоняет? «Острый месяц» – как так? Я могу его взять и хлеб порезать что ли?
А вот про «деревянный стол» мы не будем спрашивать «как так?». Ежу понятно, что он деревянный, потому что из дерева.
У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.
Метонимия
Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов [молока]». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.
Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.
Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.
«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.
Подробнее – в моей статье про метонимию.
Гипербола
Это преувеличение. Она используется тогда, когда человек хочет сказать о своих чувствах. В мультике «Тачки» есть такой момент – Молния МакКуин сделал в маленьком городке дорогу и когда один из автомобилей прокатился по ней, он с восторгом произнес: «Я такой дороги не видел сто лет!» Вот, типичная гипербола.
Или другой пример – из Ледникового периода. Ленивец устал идти по какой-то там тропинке и говорит: «Я сейчас умру!» Он не умрет, конечно. Просто он сильно устал и «гиперболизирует» вот эти свои чувства.
Литота
Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.
В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.
Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.
Ирония
Когда вы даете предмету противоположную характеристику. И получается немного комично. Например, приходит к вам гость, и вы говорите: «Милости прошу в мой царский дворец». Хотя у вас маленький-маленький деревянный домик.
Или: «приступайте к пиршеству» – а на столе просто тарелка супа с фрикадельками, сметана и хлеб.
Или: «Я ее люблю, как собака палку». Понятное дело, что собака палку вообще не любит.
Аллегория
Ее еще называют иносказанием. Тут смотрите, в чем дело. Берется что-то абстрактное, например, какое-то качество человека, и превращается в конкретный предмет. Например, взяли качество «трусость» и сделали конкретный предмет – «зайца». Заяц – это аллегорический образ трусости.
Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.
И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.
Оксюморон
Одни ученые в этом слове ставят ударение на «ю», другие на «о». В Викисловаре – на «ю».
Это средство выразительности представляет собой совмещение абсолютно противоположных признаков. Например, у Камю в романе «Посторонний» герой говорит монаху: «Вы живой мертвец!»
Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.
У Юрия Бондарева есть книга «Горячий снег». Как снег может быть горячим? Никак. Но Юрий Васильевич описывает там битву за Сталинград, рев орудий, взрывы, раны и смерть. Поэтому снег «горячий».
Перифраза
Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.
А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.
Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.
Антитеза, или контраст
Антитезы – это противопоставление одних предметов другим. Самый простой пример – рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Там противопоставляются два чиновника, причем антитеза проявляется во всем: во внешнем виде, в манере поведения, в речи.
Еще раз приведу цитату из стихотворения Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Тут помимо метонимии есть еще и яркая антитеза: мрак и луч света. Так и представляешь вот эту тьму в храме и луч света на белом платье.
У Верки Сердючки есть песня: «Ты на север, я – на юг». Тоже антитеза.
Анафора
Это когда строки стихотворения начинаются одинаково. Например, строчки из песни группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, // Мы могли бы играть в кино». Как видите, две строки начинаются с одних и тех же слов – перед нами анафора.
Из песни Кадышевой: «Зачем это лето в снегах я ждала? // Зачем я рябиной весною цвела?» – тоже анафора.
Градация
Когда какие-то слова располагаются в порядке уменьшения или увеличения признака. Например: «Мы просили, умоляли, заклинали, но все было тщетно». Видите, тут идет как бы нарастание силы действия. Сначала просто просят, потом уже умоляют, а потом заклинают сделать что-либо.
Другой пример – из Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу». Жалеть – это одно, звать – уже другое, нечто более сильное. Плакать – тем более.
Инверсия
Она наблюдается в двух случаях:
- Когда сказуемое перед подлежащим. Из старинного-старинного романса: «Окрасился месяц багрянцем». Должно было быть так: «Месяц окрасился багрянцем», но автор сделал наоборот.
- Когда определение после существительного (или местоимения). У Есенина: «Отговорила роща золотая». Должно быть: «Отговорила золотая роща», но он сделал инверсию.
Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.
Подробнее читайте в статье про инверсию.
Параллелизм
Когда предложения строятся одинаково. Например, у Лермонтова: «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой». Сначала идет обстоятельство места (под ним или над ним), затем подлежащее (струя или луч), определение (светлей лазури, золотой).
Из песни, которую поет Шуфутинский: «Я уезжаю во вторник, ты приезжаешь в четверг». Тоже абсолютно одинаковое построение: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени.
Парцелляция
Она появляется тогда, когда автор намеренно дробит связанный текст на части. Например: «На улице лежал снег. Белый. Холодный. Он обжигал руки. Как пламя».
Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.
Риторический вопрос
Когда человек задает вопрос, на который не надо отвечать. Вопрос, не требующий ответ. Например, вот у Витаса в песне есть такие строки: «Сколько же еще мне дорог предстоит пройти?» Он не ждет ответа на этот вопрос, когда задает его. Да никто ему и не ответит, потому что никто не знает.
Другой пример: «Зачем мне лгать самому себе?» – тоже вопрос, который не требует ответа. Этот вопрос человек задает как бы своему внутреннему Я.
Риторическое обращение
Когда вы обращаетесь к кому-то, хотя знаете, что этот кто-то вам не ответит. Он не может ответить вообще в принципе. У Жуковского, например: «Безмолвное море, лазурное море, открой мне глубокую тайну твою».
Или: «Не боли, душа». Или вот Есенин обращается к краю: «Край ты мой заброшенный…». Ждет ли он, что край ему ответит? Нет, конечно.
Умолчание
Эти когда в тексте многоточие – три точки. То есть автор хотел сказать какую-то мысль, но «умолчал» о ней, переключился на что-то другое.
Умолчаний очень много, например, в речи Глеба Капустина – героя рассказа Шукшина «Срезал». Цитирую: «Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…», «Проблемы нету, а эти…», «Потому что, если… Хорошо!» – вот так почти в каждой реплике.
Функции изобразительно-выразительных средств
Они вызывают у человека чувство эстетического наслаждения. Вы читаете текст и наслаждаетесь, получаете удовольствие. А бывает даже так, что отдельные строки сами собой «запоминаются», остаются в вашей памяти. Именно потому, что они «запали вам в душу».
ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.
Полезные материалы по теме
Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.
- Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
- Архаизмы и историзмы.
- Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
- Паронимы.
- Синонимы и антонимы.
И саму статью про лексику прочитайте тоже.
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.
Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.
Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».
Заключение
Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?
Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.
Спасибо.
( 15 оценок, среднее 4.53 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Сегодня
мы…
· Побываем в школе юных
поэтов.
· Расширим свои знания о
метафорах и эпитетах.
· Выясним, как отыскать
метафоры и эпитеты в тексте.
И сначала
мы присоединимся к нашим знакомым ребятам. Их ждёт удивительное путешествие в
школу юных поэтов, где уроки ведут настоящие классики русской литературы! Ведь
всем известно, что настоящий классик никогда не умирает.
Вот и на
этот раз учителем для Миши, Алины и Артёма стал Самуил Яковлевич Маршак –
человек, который очень много времени уделил воспитанию молодых талантливых
поэтов.
– А разве
можно научить кого-то быть поэтом? – удивился Миша. – Разве тут всё не зависит
только от таланта?
– Талант
решает не всё, – отозвался Самуил Яковлевич. – Поэту нужны и знания. Чем больше
он разбирается в теории литературы – тем успешнее работает над своими
произведениями. И даже если человек собирается не писать, а читать стихи –
такие знания не помешают. Ведь при помощи теоретических знаний можно добраться
до глубинных смыслов произведения, раскрыть всю его красоту.
Итак, что
же нам нужно, чтобы написать красивый, гармоничный текст?
– Ритм! –
выпалил Артём.
– Рифма!
– заявила Алина.
–
Средства выразительности? – предположил Миша.
– На
самом деле – всё это важно, – отозвался Самуил Яковлевич. – Но давайте сегодня
поговорим о том, что придаёт красоту и поэтическому, и прозаическому тексту.
Средства
выразительности в тексте могут быть
разными. Они могут выделяться на всех
уровнях языка: бывают фонетические, лексические, морфологические,
синтаксические средства выразительности. Но самые интересные из них – это так
называемые тропы.
Тропом
мы называем стилистическую фигуру, слово или выражение, которое используется в
переносном значении для того, чтобы увеличить выразительность, образность
языка.
Мы уже
знакомы с некоторыми видами тропов. Например, сравнение – это
художественное сопоставление одного предмета или явления с другим.
Но самыми
главными тропами можно назвать метафору и эпитет.
– А я их
всегда путаю, – огорчилась Алина.
– Не ты
одна, – заметил Миша. – Бывает трудно отличить метафору и от сравнения, и от
олицетворения…
– Потому
что в основе всех тропов – образ, переносное значение, – кивнул Самуил
Яковлевич. – Поговорим о двух основных тропах подробнее!
Метафора
– это завуалированное сравнение.
Впервые
этот термин ввёл греческий философ Аристотель. В прямом переводе метафора – это
«перенос с чего-то на что-то». При метафоре слово или явление употребляется в
переносном значении.
Метафора
очень похожа на сравнение. Но при сравнении мы говорим о сходстве напрямую. Например: «Её глаза сияют, будто звёзды». Для сравнения чаще
всего нужны союзы: как, словно, будто, как будто, чем и так далее.
Выглядит
ли такое сравнение оригинальным и красивым? Нет: в литературе мы можем
встретиться с ним довольно часто.
А вот при
метафоре перенос значения будет завуалированным: «Звёзды её глаз засияли
ярче». Здесь мы не пользуемся никакими союзами. И от этого сопоставление
явлений оказывается более поэтичным.
Мы используем
метафоры и в речи – иногда даже не догадываясь об этом. Например:
Любовь
завяла
Карьерная
лестница
Каменное
сердце
Некоторые
метафоры называются стёртыми. Они столько раз повторились в речи, что мы
не воспринимаем их как нечто поэтическое, образное:
– Вот и солнышко встаёт, – говорим мы. – А часы-то идут
неверно. Интересно, пойдёт ли сегодня дождь?
Эти метафоры
утратили выразительность. А ведь
метафоры – один из самых
выразительных приёмов в литературе. Они помогают придать художественному
образу дополнительные грани и смыслы, вызвать у читателя эмоции, придать образу
красоту и объём.
И
птицы реют голосисто
В воздушной
бездне голубой…
– написал
Тютчев. Поэт мог сказать, например, «в красивом небе голубом». Но он решил
сопоставить небо с воздушной бездной. И образ сразу же обрёл объём!
– А по-моему, это всё предсказуемо, – заметил вдруг Артём. –
Ну, сколько метафор можно придумать для одного и того же явления? Небо можно
сравнить с морем. Время жизни – с временами года.
– А
любовь – с пламенем, – подхватил Маршак. – Так и есть. Есть параллели, которые
часто встречаются в лирике. Но даже на их основе можно создать огромное
количество интересных метафор.
А ещё у
некоторых авторов есть свои предпочтения при создании метафор. Например, Фет
очень любил сопоставлять явления с музыкой, звуками:
Так
слышит узник бледный, присмирев,
Родной
реки излучистый припев,
Пропетый
вовсе чуждыми устами…
–
Какая-то слишком большая метафора получается! – удивилась Алина. – Здесь речь
не просто о припеве реки – в метафору включается прилагательное «излучистый».
Да к тому же его слышит узник. А потом ещё оказывается, что этот припев можно
пропеть!
– Это
одна из прекрасных особенностей метафоры, – ответил учитель.
Метафора
может быть развёрнутой: явления сопоставляются на протяжении нескольких
стоп, строф или даже всего произведения!
Посмотрим
на этот отрывок из стихотворения Есенина:
В саду
горит костёр рябины красной,
Но
никого не может он согреть.
Не
обгорят рябиновые кисти,
От
желтизны не пропадёт трава.
Здесь красная
рябина сравнивается с костром. И потом метафора развивается: костёр никого не
может согреть, а рябиновые кисти не могут обгореть.
Развёрнутая
метафора – это не то же самое, что
несколько метафор! Развёрнутая метафора – единый образ, одно сравнение, которое
развивается, становится глубже.
Посмотрим
вот на этот пример:
Задремали
звезды золотые,
Задрожало
зеркало затона,
Брезжит
свет на заводи речные
И
румянит сетку небосклона.
Здесь
перед нами уже несколько метафор: звёзды задремали, зеркало затона задрожало… а
вот и одна развёрнутая: сетка небосклона, которую румянит свет.
– Мне
кажется, здесь какая-то ошибка, – робко заметила Алина. – А разве «звёзды
задремали» – это не олицетворение?
–
Олицетворение, – согласился Самуил Яковлевич.
– Тогда
какая же это метафора? – недоумевала Алина.
– Самая
настоящая! – отозвался Маршак.
Олицетворение
– это одна из разновидностей
метафоры. При олицетворении происходит перенос свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и
явления. То есть, мы просто знаем – с чем мы сопоставляем предмет: с живым
существом, с человеком. А в остальном перед нами та же самая метафора.
Колокольчик
звонко плачет,
И
хохочет, и визжит.
Итак, метафора
– это завуалированное сравнение.
При метафоре слово используется в переносном значении. Если метафора
развивается, как будто нанизывая на себя всё новые сопоставления, то она
становится развёрнутой. Один из видов метафоры – олицетворение: сопоставление
предметов или явлений с человеком.
– Ну, а
про эпитет можно и не говорить, – отмахнулся Артём. – Это легко: эпитет – это
определение, прилагательное при существительном. Оно придаёт выразительность
определяемому слову. Так?
– Ты зря
так пренебрежительно относишься к эпитету, – отозвался учитель. Ведь явление
это – неисследованное и спорное. Некоторые учёные до сих пор не знают –
относится ли эпитет к тропам. Другие не могут определить – что это. Поэтому
есть несколько определений эпитета.
Само
слово эпитет переводится с греческого языка как «приложенное».
Можно рассматривать эпитет как определение
при слове, которое придаёт слову выразительность. А можно относить к
эпитетам только образные, поэтические определения.
Например,
зелёная трава – обычное определение. Изумрудная трава –
определение на основе метафоры, сопоставления. Значит, это эпитет. Благоуханная
трава – необычное, поэтическое определение. Значит, это тоже эпитет.
Посмотрим
на отрывок из стихотворения Тютчева:
Есть в
осени первоначальной
Короткая,
но ДИВНАЯ пора —
Весь
день стоит как бы ХРУСТАЛЬНЫЙ,
И
ЛУЧЕЗАРНЫ вечера…
Дивная,
хрустальный, лучезарны – это всё эпитеты. А вот определения первоначальной
и короткая едва ли можно к ним отнести. У них нет цели сделать текст
более ярким, подчеркнуть что-то необычное в явлении.
Эпитеты
могут выражаться не только прилагательными, но и наречиями, числительными,
существительными:
Горячо
любить
Вторая
жизнь
Веселья
шум
Эпитеты
могут быть даже развёрнутыми выражениями:
И
такой на небе месяц, хоть иголки подбирай.
Эпитеты
могут становиться постоянными – этот пример используется в народной поэзии.
Например, солнце красное, ночка тёмная, добрый молодец. Но такие эпитеты
лишаются своей поэтической выразительности.
Итак, что
мы назовём эпитетом? Слово,
которое образно, поэтично определяет предмет, явление или действие, и
подчёркивает в них какое-то необычное свойство.
Эпитеты –
прекрасный способ украшения текста, повышения его выразительности. Эпитеты
позволяют передать всё многообразие оттенков, отзвуков, чувств.
Русские
поэты часто украшали свои произведения прекрасными эпитетами, будто
драгоценными камнями. Например, в творчестве Сергея Есенина мы можем отыскать
множество эпитетов, которые передают цвет:
Серебряный
ручей, малиновое поле, ветки золотистые, пожар голубой и т. д.
– Но ведь
поэты украшали свои произведения не только эпитетами, – вздохнул Артём. – Они
использовали метафоры, сравнения… и всё это в стихотворениях бывает очень тесно
сплетено! Как же тут не запутаться?
–
Действительно, иногда средства выразительности так тесно связаны, что разделить
их невозможно, – согласился Маршак. – Посмотрим на вот такой пример из поэзии
Есенина:
Золотою
лягушкой луна
Распласталась
на тихой воде.
Словно
яблонный цвет, седина
У отца
пролилась в бороде.
Посмотрим
на две первые строчки. Отбросим определения, чтобы нам было проще
анализировать. Получается: «луна лягушкой распласталась на воде». Луна здесь
сопоставляется с лягушкой, но сравнение завуалированное, а союза – не видно.
Перед нами метафора. Теперь посмотрим на определения. Золотая лягушка – эпитет.
Тихая вода – тоже. Но оба эпитета тоже включаются в развёрнутую
метафору. Художественный образ от этого становится цельным, красивым.
Посмотрим
на две вторые строки. Здесь сразу можно увидеть сравнение – «седина словно
яблонный цвет». Словно – это союз, так что перед нами именно сравнение.
А вот что такое «седина у отца пролилась в бороде»? Отбрасываем лишнее,
остаётся: «седина пролилась». Что может пролиться? Вода, молоко. Молоко тоже
белое – значит, седина здесь сопоставляется с молоком. Перед нами опять
метафора. Но ведь в тексте сказано: «седина пролилась, словно яблонный цвет».
Могут ли пролиться цветы яблок? Нет. Значит, и они здесь сопоставляются не
только с сединой, но и с жидкостью, молоком. И получается тройная, развёрнутая
метафора.
– Как всё
сложно, – вздохнул Миша. – А Есенин вряд ли сидел и часами выдумывал эти
образы. Они просто пришли к нему на ум.
– А ведь
поэт описывает простые явления, – подхватила Алина. – Отражение луны в пруду,
поседевшую бороду отца… Но как же это красиво звучит!
–
Кажется, я понял, – проговорил Артём. – В этом и есть поэзия. Сделать обычное –
необычным, преобразить мир при помощи художественных образов!
– Да, это
одна из самых важных задач поэта, – улыбнулся Самуил Яковлевич. – И как раз в
этом ему помогают метафоры и эпитеты. Они – это инструменты поэта, о которых
нам непременно нужно знать.
Как отличить метафору от эпитета
Эпитеты и метафоры относятся к специальным средствам выразительности языка, которые называются тропами. В основе тропов лежит использование переносного значения слова. Иногда возникает необходимость различить метафору и эпитет. Лингвистическая наука все слова, использованные в переносном значении, называет метафорой, однако в литературоведении закреплены четкие определения.
Инструкция
К эпитетам относят образные определения, которые выделяют существенную черту в изображаемом явлении (седой туман, бездонное небо). Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства предметов или явлений по выбранному признаку (лавина звезд, стена огня).
Различить эпитет и метафору можно по способам выражения различными частями речи. Эпитеты могут выражаться:
– прилагательными (грустная земля);
– существительными в качестве приложений (волшебница-зима);
– наречиями, выступающими образными определениями действий (молчаливо застыли сосны);
– деепричастиями, близкими по значению к образным определениям действий (катятся волны, гремя и сверкая).
Предмет, действие или явление, к которому дается определение, всегда указаны в предложении.
Метафора чаще всего выражается именами существительными или распространенными конструкциями, включающими разные части речи (Душистый дождь лепестков черемухи чуть брызжет). Обычно метафора – это более развернутая конструкция, нежели эпитеты.
В зависимости от выражения авторской оценки все эпитеты делятся на изобразительные, выделяющие существенный признак изображаемого (мертвая земля), и выразительные, дающие авторскую оценку предмету (безумная толпа). В основу метафоры положено сходство предметов по форме, цвету, размерам, ощущениям и т.д. Поэтому метафоры всегда являются средством выражения авторской характеристики предмета (жемчужина поэзии, огонь любви).
Особенностью эпитета является его «умение» вбирать в себя свойства многих тропов, в том числе и метафор. В таком случае определяют метафорический эпитет (золотая осень, рыжее солнце). Также и эпитет может быть включен в развернутую метафору. («Топи да болота. Синий плат небес». С. Есенин)
Источники:
- метафоры и эпитеты
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.