Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.
Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.
Метафора | Пояснение |
---|---|
Каменное сердце | Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции |
Кот наплакал | Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие |
Золотые слова | Слова как золото, то есть правильные, умные |
Откладывать на чёрный день | День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время |
Затянуть пояс потуже |
В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде |
Загнать (кого-то) в угол | Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации |
Старость — вечер жизни | После вечера наступает ночь, а затем день “умирает” и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению |
Выкурить трубку мира | Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению |
Флагов золотые рыбки | Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок |
Язык природы | Природа словно разговаривает (как человек) |
Царственный жест | Величественный жест, словно жест самого царя |
Весомое доказательство | Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство |
Заразительный смех | Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются |
Невозмутимая тишина | Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина |
Что такое метафора в литературе
Это скрытое сравнение, слова “как” или “словно” только подразумеваются и не являются частью выражения.
Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.
Примеры метафоры из литературы
“Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох”.
“Пятая годовщина”, И. А. Бродский
“И взгляда острая пчела“.
“Шаман и Венера”, В. В. Хлебников
“Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра“.
“Баллада о рыбном промысле”, Ф. А. Искандер
“Светились чуть медузы облаков”.
“PAYSAGE D’ENFER”, Б. Ю. Поплавский
“Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки”.
“Женщина — особенное море”, Е. А. Евтушенко
“Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век”.
“Всходы новые”, И. А. Бунин
“Проклят будь, о Рим, о лютый тигр“.
“Хлеба и зрелищ!”, А. Н. Майков
“Отцепись, сомненья клещ!”.
“Рождественские пожелания и подарки” (К оглавлению), В. В. Маяковский
“Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?”.
М. Цветаева
“Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей”.
“Настольные лампы”, Б. Ш. Окуджава
“Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю…”.
А. Островский “Волки и овцы”
“Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне”.
А. П. Чехов
Примеры метафоры в стихах
“Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”
“С добрым утром”.С. А. Есенин “С добрый утром!”
“Улыбнулись сонные берёзки” — в основе этой метафоры олицетворение.
Узнайте больше про Олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Белеет парус одинокий” является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
“Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”
“Парус” (Белеет парус одинокий)”.
Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.
“Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь…”Владимир Маяковский “Лиличка”
Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.
“Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне”.А. Блок “Так окрыленно, так напевно…”
Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.
“И женский смех
Вокруг весёлый и игристый“.А. Щеглов
Узнайте больше про Метонимию.
Как найти метафору в тексте?
Для этого нужно:
- Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
- Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
- Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
- Если это получилось — вы нашли метафору.
Например: у него были золотые руки
- Слово в переносном значении — золотые.
- Синоним в прямом значении — бесценные.
- Сравнение между “золотые” и “бесценные”, значит “им цены нет” или “цена им — золото”.
- Золотые руки — метафора.
Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением
Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.
Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.
Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.
“Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза”.
“Из слез, дистиллированных зрачком…”, И. А. Бродский
“Была её душа — Дум грустных улей“
“Царская невеста”, В. Хлебников
“Грубые брёвна построим над человеческим роем“
“Признание”, В. Хлебников
Какие бывают виды метафор?
Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.
Номинативная метафора
Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).
Когнитивная метафора
Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).
Образная метафора
Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).
Концептуальная метафора
Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора “наши отношения зашли в тупик” (новая метафора) подразумевает идею того, что “любовные отношения — путешествие”.
Узнайте больше про Метафору и Эпитет.
Чтобы найти в предложении метафору, нужно представлять себе, что мы будем искать. Метафора – это художественный прием, основанный на переносном значении слова.В возникновении метафоры происходит перенос свойств одного предмета на другой по какой-либо точке соприкосновения их, например по — форме предметов копна сена – копна волос;
розовые лепестки – розовые мечты; -по функции дворник – автомобильные дворники. В предложении “Мы остановились у подошвы горы” есть метафора “подошва горы” , которая возникла по сходству основания горы с подошвой обуви. У него стальные нервы. Что возьмешь с него, если в груди бьется ледяное сердце? С появлением любви наступила весна моей жизни. Стальные нервы, ледяное серце, весна жизни – метафоры. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Бурый9, Метафора предназначается в литературе Для тонкости создания в фактуре Лирического и драматического повествования. Согласно замыслу у автора его желания Насытить образную ткань поэтики Наполненностью его мироощущения, его эстетики Реализуются в таких иносказаниях-папраллелизмах, которых нет в простой реальной жизни: Так образ поэтический живой рождается, Метафорой который называется. Свободный зодчий, автор может применить Подход любой: стиха тугая нить Ложится на полотна текста, И золотою она может быть, когда удачное находится ей место. И если парус замысла наполнен ветром вдохновения, Тогда, пожалуйста: достигнет порта назначения Из слов воссозданный корабль. А для кого-то это будет дирижабль, Парящий в невесомости фантазий, Которые реалий плоских хоть чуть-чуть разнообразней. Nelli4ka 6 лет назад Для научного текста метафоры не свойственны, их намного легче найти в художественном или публицистическом текстах. Но при этом следует учитывать, что метафоры в этих двух видах будут иметь разный характер. Так, в художественной литературе метафоры более развернутые, они не ограничиваются одним или парой слов, и их легко вычленить из предложения. Например: “Скребли кошки” – это однозначно метафора. В публицистике метафора часто имеет оценочный характер, она прозрачна и кратка. Например: здесь метафорой является слово “племя”. Метафора – это слово/слова, которые употребляются в переносном значении, к ним легко можно подобрать синоним. Для того, чтобы понимать суть этого явления, неплохо было бы знать, по какому алгоритму рождается метафора: Roxrite 8 лет назад Метафора обычно выражается в словосочетании, состоящее их 2-3 слов, когда свойство одно предмета может перевоплотиться в другой, но не в прямом, а в переносном значении. Пример: В этом спектакле было много жарких танцев (жарких танцев); Пример 2: Все айсберги рождены в одном месте – Антарктида (айсберги рождены); Пример 3: Наступивший год должен принести еще больше радости и счастья (год должен принести); Пример 4: Моя жизнь похожа на сказку (жизнь похожа); Пример 5: На дворе первый день марта и уже кое-где видны серебристые ручьи (серебристые ручьи). Тем самым метафора придает живому и неживому объекту (предмету) более запоминающиеся и реальный его образ. Semicvetic 6 лет назад Метафора – это литературный прием, при котором одни слова служат для обозначения других слов в переносном значении, таким образом придавая предметам новой смысл. Метафора способна сблизить объекты, предметы разных классов, создавая новый образ. Примеры метафоры в предложениях:
неугомонная 6 лет назад Метафора в предложении сравнивает событие или предмет, в предложении метафора выражается глаголом Река играет. Играет – глагол, в употреблении с существительным река приобретает переносный смысл. Реку сравнивают с детьми. Метафора в предложении – пример Ель рукавом мне дорожку закрыла. Ветви ели сравниваются с рукавом одежды человека. Дальний берег утонул в огненном зареве. Author 6 лет назад Да, метафоры – это когда наши слова или же понятия, они используются, разумеется, в переносном смысле. Например, природа просыпается. Природа не может проснуться, как человек, поэтому «природа просыпается» -это метафора. Например, у меня золотые руки. Золотые руки не могут быть у живого человека, значит «золотые руки» это метафора. Ладлен 6 лет назад Прежде чем искать, нужно понимать, что искать. А вот как метафору объясняют. Так что лично мне ближе это то , что метафора это художественный прием связанный с тем, что автор преувеличивает или преукрашивает. Вот пример У него постоянно присутствовали розовые мечты. У нее язык без костей. Ее слова так и жгли. Бекки Шарп 6 лет назад Метафоры очень часто используются в поэзии. У Пушкина очень много метафор. Метафоры – это когда слова или понятия используются в переносном смысле. Например: Он одел маску доброты. Черная смородина является кладовой витамина С. Чистота помыслов. Озеро надежды. Призрак удачи. Розовые очки. Природа просыпается. Метафора – это художественный прием, но в переносном значении, которая выражается словосочетаниями из нескольких слов. Благодаря этому метафора может придавать объекту более реальный образ: У того умельца золотые руки (золотые руки). Знаете ответ? |
На чтение 6 мин Просмотров 22.2к. Опубликовано 25.03.2021 Обновлено 31.03.2023
Мы с вами уже изучили такие художественные элементы как гипербола, аллегория, олицетворение, антитеза. Благодаря им текст становится экспрессивным, выразительным и ярким. И поняли, что знание основных правил в русском языке — это хороший жест владения как языком, так и культурой России.
В сегодняшнем уроке я вас ознакомлю с метафорой. Разберёмся с терминологией, ролью в литературе, рекламе и в речи. Проведем параллели между другими художественными тропами. И рассмотрим много интересных примеров с пояснениями.
Оглавление
- 1 Определение термина
- 2 Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
- 3 Как найти метафору в тексте
- 4 Разновидности метафор на примерах
- 4.1 Примеры литературных метафор
- 4.2 Метафоры в киноиндустрии
- 4.3 Метафоры в рекламной индустрии
- 5 Тест на понимание свойств метафоры
Определение термина
Метафора — это литературный приём, который переносит свойства с одного предмета на другой. Что такое метафора простыми словами? Это всегда переносный смысл, скрытое сравнение.
Первое схожее понятие датировано примерно 2,5 тысячами лет назад, со времен Аристотеля. С древнегреческого оно означает “переносное значение”. Основные функции тро́па:
- Оценочная функция: при сопоставлении предметов или явлений метафора как бы даёт некую оценку, в основном мы наблюдаем эту функцию при ассоциациях. Например:
“для одних урок математики - это вечность, а для других - возможность, стать как Пифагор”
.
- Эмоционально-оценочная функция: благодаря этой функции собеседник способен выразить эмоцию, тем самым, создав новый образ. Например:
Отелившееся небо лижет красного телёнка
(происходит сравнение месяца и телёнка, вызываются новые чувства). - Назывательная функция: возьмем обычное действие, которое называется одним словом, но именуется несколькими. Например:
дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т.д.
- Информативная функция: с помощью этой функции, мы можем открыть главный посыл, который скрыт или не замечен. Например:
“Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?”
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
В основном, олицетворение применяется для изображения природы, которая обладает человеческими чертами. Например: ”Весна - прекрасное дитя поры”
. Метафора и олицетворение относятся к художественным тропам языка. Но как же из различать? Разбираемся.
- Мы с вами уже выяснили, что метафора возникает на основе переноса качества с одного объекта на другой. А вот олицетворение, напротив, возникает путем наделения неживого качествами живого предмета
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
- Метафора, в отличие от олицетворения, является неназванным сравнением, то есть отсутствуют союзы между словами. Такие, как “точно”, “как бы” и т. д.
каменное лицо => лицо, как камень;
золотые руки => руки, как золото;
- Олицетворение всегда указывает на предмет с точностью и конкретикой.
смеется небо => ребенок смеется;
непогода злится => человек злится;
- По сравнению с олицетворением, метафора многозначна и сложна.
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”
- Основное отличие в том, что эпитет нельзя перевести в сравнительный оборот, что можно сказать за метафору. Как мы увидим в следующем примере, в метафоре “кельи восковой” — подразумевается улей, из которого вылетают пчелы, т.е. «улей из воска», налицо возможность применить сравнительный оборот.
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой!
- Эпитет обладает конкретикой в предмете. А метафора создается в ходе ассоциативной связи, между двумя незнакомыми предметами. На фоне этого возникает поэтический стиль.
Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев),
Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Как найти метафору в тексте
Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:
- Для начала, нужно внимательно прочесть предоставленный текст. Не всегда метафору видно издалека, чтобы с точностью сказать: “Да, это она!”. Поэтому, нужно усердно знакомиться с каждым словом в тексте.
- Найти те слова, которые автор приводит в переносном смысле. Чтобы понять, в каком значении употреблены слова, задавайте наводящие вопросы и создавайте в голове образ. На крайний случай, есть толковые словари, которые помогут вам.
- Определить скрываемый посыл в этих словах.
Например: Пригоршнями водяных горошин плещет черноморская Волна
Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.
Разновидности метафор на примерах
В русском языке следует выделять подобные разновидности:
- Резкая: этот вид наиболее встречающийся и выразительный. В большинстве случаев это лишь два слова, которые в корне отличные друг от друга. К примеру: “крылья неба”, “цветок планеты” .
- Стертая: метафора этого вида постоянно встречается в нашей повседневной речи. Мы даже не заметили, как она прижилась к нам. Например: “лес рук”, “золотые руки”.
- Метафора — формула: самый простой вид, причем он вытекает из варианта стёртой метафоры. Это уже готовая структура, которую нельзя видоизменить. Например: “чаша бытия”, “ножка стула”.
- Преувеличение: посредством этого вида мы масштабируем происходящее. Вот смотрите: “я тебе уже сто раз сказал”, или “миллиарды человек не могут вот так ошибаться”.
Мы с вами перечислили самые простые метафоры, но есть еще одна — развернутая метафора. Это когда несколько раз, упоминается один образ. Зачастую, она применяется в поэзии, для более глубокого смысла и выразительности, например:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Примеры литературных метафор
Как мы уже выяснили, в основном метафора встречается в поэзии и в художественных произведениях. Зачем? Чтобы скрасить и сделать живым текст, передать важные ноты смысла, дать вам взгляд на обратные вещи в произведениях. Чтобы понять, где и как она выглядит, давайте ознакомимся с некоторыми примерами метафор в литературе.
“Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит”. ( С. Есенин)
“Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох”. (И. Бродский)
«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времен. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей». (Б. Окуджава)
“Луна будет улыбаться весь вечер”. (А. Чехов)
“И женский смех вокруг, веселый и игристый”. ( Щеглов)
Метафоры в киноиндустрии
Каждый, кто занимается громкими профессиями, любит о себе заявлять красиво. С помощью чего? Да всё теми же художественными тропами. А так как мы сегодня говорим о метафоре, то и разберемся, как она выглядит в этой сфере.
Как правило, она используется в заголовках, или в коронных фразах героев и персонажей фильма.
“Грязные танцы”
“Бой без головы”
“Человек дождя и солнца”.
Метафоры в рекламной индустрии
Чтобы у нас сложился первый и запоминающийся образ, с положительными отзывами, рекламодатели используют художественные элементы. Краткие, но яркие слоганы — залог качественной рекламы.
Вот некоторые примеры метафоры в рекламе:
“Революция цвета для губ” (компания Ревлон)
“Окунись в прохладу” (Lipton Tea)
“На своей волне удовольствия” (Coca — Cola)
Тест на понимание свойств метафоры
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Определение
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы:дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость:янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции:дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении:подошва обуви — подошва горы.
Примеры литературных метафор
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Примеры метафоры в стихах:
«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром», С. А. Есенин
«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)», М. Ю. Лермонтов
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
- Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
- Человек дождя – герой не от мира сего.
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
- «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
- «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
- «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
- «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
- «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
- «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).
Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.
Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.
Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.
«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком…», И. А. Бродский
«Была её душа — Дум грустных улей«
«Царская невеста», В. Хлебников
«Грубые брёвна построим над человеческим роем«
«Признание», В. Хлебников
Какие бывают виды метафор?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.
Номинативная метафора
Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).
Когнитивная метафора
Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).
Образная метафора
Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).
Концептуальная метафора
Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».
Виды метафоры
Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.
Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:
- Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
- Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
- Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
- Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.
Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.
Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.
Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ
Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:
- Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
- По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.
Причина употребления:
- Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
- Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».
В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:
- «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
- «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
- «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».
Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.
Как найти метафору в тексте?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Для этого нужно:
1.Прочитайте текст
Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения.
2.Найдите слова в переносном значении
- Найти слова, которые автор использует в переносном значении;
- Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении;
- Найти скрытое сравнение между этими двумя словами;
- Если это получилось — вы нашли метафору.
Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально. Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.
3.Установите, что скрыто за переносным значением
4.В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется
Например: у него были золотые руки
- Слово в переносном значении — золотые;
- Синоним в прямом значении — бесценные;
- Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото»;
- Золотые руки — метафора.
Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)
С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.
Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:
Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…
Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.
- Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.
Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.
Метафоры у Есенина
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Есенин употребляет разные виды эпитетов, метафор, среди которых присутствуют как музыкальные, так и цветовые, как определяющие возраст, так и описывающие течение времени. Если преподаватель задал на дом выписать эти средства выразительности, то вот несколько примеров:
- «Отговорила роща золотая».
- В своей фундаментальной работе «Я покинул родимый дом».
- Есенин пользуется цветовыми эпитетами: «голубую Русь», «золотою лягушкой луна».
- Еще в одном из творений: «Не жалею, не зову, не плачу» – «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне».
- «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт использует такие звуковые эпитеты, как «веселый пляс», «девичий смех». Это нужно для того, чтобы передать разухабистую атмосферу веселья.
- Маком влюбленное сердце цветет — «Белая свитка и алый кушак».
- «И горят снежинки в золотом огне» — «Береза».
- «Рог золотой выплывает из луны» — «Весенний вечер».
- «И улыбается небу земля» — «Весенний вечер».
Видеоурок «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Метафоры»
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Вывод:
Средства выразительности обязательны как в литературе, так и в разговорной речи. Они обогащают повествование, помогают красиво выразить эмоции и придать рассказу именно ту окраску, которая подразумевается автором.
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Определение
Вот какое определение, что такое метафора дает Википедия:
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:
баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
Итак, метафора возникает на основе сходства зрительных и слуховых восприятий, эмоционально-психологических и вкусовых представлений, количественных свойств предметов (размера, протяженности), сходства внешнего вида, формы, функции и др.
Примеры литературных метафор
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Дополнительный материал
Чем метафора отличается от метонимии?
Чем метафора отличается от фразеологизма?
Чем метафора отличается от аллегории?
Чем метафора отличается от сравнения?
Чем метафора отличается от эпитета?
Чем метафора отличается от олицетворения?
Знаете ещё примеры метафор?
Напишите их в комментариях под этой статьей!
Видеоурок «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Метафоры»
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 122