Как найти метафору в предложении примеры

Чтобы найти в предложении метафору, нужно представлять себе, что мы будем искать.

Метафора – это художественный прием, основанный на переносном значении слова.В возникновении метафоры происходит перенос свойств одного предмета на другой по какой-либо точке соприкосновения их, например по — форме предметов

копна сена – копна волос;

  • по цвету

розовые лепестки – розовые мечты;

-по функции

дворник – автомобильные дворники.

В предложении “Мы остановились у подошвы горы” есть метафора “подошва горы” , которая возникла по сходству основания горы с подошвой обуви.

У него стальные нервы. Что возьмешь с него, если в груди бьется ледяное сердце?

С появлением любви наступила весна моей жизни.

Стальные нервы, ледяное серце, весна жизни – метафоры.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бурый9,

Метафора предназначается в литературе Для тонкости создания в фактуре

Лирического и драматического повествования. Согласно замыслу у автора его желания

Насытить образную ткань поэтики Наполненностью его мироощущения, его эстетики

Реализуются в таких иносказаниях-папраллелизмах, которых нет в простой реальной жизни:

Так образ поэтический живой рождается, Метафорой который называется.

Свободный зодчий, автор может применить Подход любой: стиха тугая нить

Ложится на полотна текста, И золотою она может быть, когда удачное находится ей место.

И если парус замысла наполнен ветром вдохновения, Тогда, пожалуйста: достигнет порта назначения

Из слов воссозданный корабль. А для кого-то это будет дирижабль,

Парящий в невесомости фантазий, Которые реалий плоских хоть чуть-чуть разнообразней.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Для научного текста метафоры не свойственны, их намного легче найти в художественном или публицистическом текстах. Но при этом следует учитывать, что метафоры в этих двух видах будут иметь разный характер.

Так, в художественной литературе метафоры более развернутые, они не ограничиваются одним или парой слов, и их легко вычленить из предложения.

Например:

“Скребли кошки” – это однозначно метафора.

В публицистике метафора часто имеет оценочный характер, она прозрачна и кратка. Например:

здесь метафорой является слово “племя”.

Метафора – это слово/слова, которые употребляются в переносном значении, к ним легко можно подобрать синоним. Для того, чтобы понимать суть этого явления, неплохо было бы знать, по какому алгоритму рождается метафора:

Roxri­te
[79.1K]

8 лет назад 

Метафора обычно выражается в словосочетании, состоящее их 2-3 слов, когда свойство одно предмета может перевоплотиться в другой, но не в прямом, а в переносном значении.

Пример: В этом спектакле было много жарких танцев (жарких танцев);

Пример 2: Все айсберги рождены в одном месте – Антарктида (айсберги рождены);

Пример 3: Наступивший год должен принести еще больше радости и счастья (год должен принести);

Пример 4: Моя жизнь похожа на сказку (жизнь похожа);

Пример 5: На дворе первый день марта и уже кое-где видны серебристые ручьи (серебристые ручьи).

Тем самым метафора придает живому и неживому объекту (предмету) более запоминающиеся и реальный его образ.

Semic­vetic
[9.4K]

6 лет назад 

Метафора – это литературный прием, при котором одни слова служат для обозначения других слов в переносном значении, таким образом придавая предметам новой смысл. Метафора способна сблизить объекты, предметы разных классов, создавая новый образ.

Примеры метафоры в предложениях:

  • У Ивана были золотые руки. (Метафора – золотые руки)
  • Только имея железный характер можно работать в таком коллективе. (Метафора – железный характер)
  • В холодильнике лежала целая головка сыра. (Метафора – головка сыра)
  • По небу бегут белоснежные облака. (Метафора – бегут облака)
  • Нумерация вагонов идет с хвоста поезда. (Метафора – хвоста поезда)

неуго­монна­я
[10.9K]

6 лет назад 

Метафора в предложении сравнивает событие или предмет, в предложении метафора выражается глаголом

Река играет. Играет – глагол, в употреблении с существительным река приобретает переносный смысл. Реку сравнивают с детьми.

Метафора в предложении – пример

Ель рукавом мне дорожку закрыла. Ветви ели сравниваются с рукавом одежды человека.

Дальний берег утонул в огненном зареве.

Autho­r
[788K]

6 лет назад 

Да, метафоры – это когда наши слова или же понятия, они используются, разумеется, в переносном смысле.

Например, природа просыпается. Природа не может проснуться, как человек, поэтому «природа просыпается» -это метафора.

Например, у меня золотые руки. Золотые руки не могут быть у живого человека, значит «золотые руки» это метафора.

Ладле­н
[266K]

6 лет назад 

Прежде чем искать, нужно понимать, что искать. А вот как метафору объясняют.

Так что лично мне ближе это то , что метафора это художественный прием связанный с тем, что автор преувеличивает или преукрашивает.

Вот пример У него постоянно присутствовали розовые мечты.

У нее язык без костей.

Ее слова так и жгли.

Бекки Шарп
[71.2K]

6 лет назад 

Метафоры очень часто используются в поэзии. У Пушкина очень много метафор.

Метафоры – это когда слова или понятия используются в переносном смысле.

Например: Он одел маску доброты. Черная смородина является кладовой витамина С. Чистота помыслов. Озеро надежды. Призрак удачи. Розовые очки. Природа просыпается.

Метафора – это художественный прием, но в переносном значении, которая выражается словосочетаниями из нескольких слов. Благодаря этому метафора может придавать объекту более реальный образ:

У того умельца золотые руки (золотые руки).

Знаете ответ?

Русский язык. ОГЭ. Задание 7. Сравнение. Метафора

Продолжаем интенсивную подготовку к ОГЭ по русскому языку. В этой статье дан подробный материал, который поможет справиться с поиском ИВС. Начнем со сравнения и метафоры.

Какие изобразительно-выразительные средства проверяются в задании 7

На ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, проверяется минимальное количество изобразительно-выразительных средств, в частности тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола (редко), литота (редко).

Кроме тропов проверяется также умение находить фразеологизмы.

Что такое тропы

Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности.

Сравнение

Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Сравнение может быть выражено следующими способами:

  • сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).

  • существительным в творительном падеже:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)

  • оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.

В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)

  • сравнительной степенью прилагательных или наречий:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)

Внимание!

  1. Сравнение — это троп. Сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно. Для ЕГЭ принципиально.
  2. На ОГЭ в задании 7 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». Надо заострить внимание учеников на том, что в первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
  3. В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не сравнительный оборот и не придаточное сравнения. На это нужно обратить внимание учеников.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. (Сравнение, выраженное придаточным сравнительным)

Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)

Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)

Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)

Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)

Метафора

Метафора — это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Метафора может быть выражена следующими способами:

  • существительным в переносном значении:

Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет. (С. Есенин)

  • глаголом в переносном значении:

За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.

Младенцем завернула

Заря луну в подол. (С. Есенин)

Внимание!

  1. На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора». Термин «развёрнутая метафора» в формулировке не используется, но в предложениях развёрнутая метафора встречается. С учениками надо разбирать такие случаи.
  2. Ученики часто путают метафору и сравнение. Обращаем внимание детей на то, что метафора — это или существительное, или глагол обязательно в переносном значении. Поэтому именно их и надо искать в предложенных фрагментах. Кроме того, метафора — это скрытое сравнение, то есть в ней нет сравнительных союзов, но их легко можно подставить («волос золотое сено» — цвет волос, как золотое сено; «горит заря туманная» — цвет неба на заре, как будто что-то горит). В метафоре нет предмета или действия, с которым происходит сравнение.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Мы пьём из чашки бытия с закрытыми глазами. (Развёрнутая метафора, жизнь сравнивается с чашкой бытия)

Ныряю с головой под одеяло. (Метафора, выраженная глаголом в переносном значении)

Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Развёрнутая метафора, голос сравнивается со звучанием струн).

Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (Метафоры, выраженные существительными в переносном значении).

Задания для тренировки

Задание 1

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
  2. Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
  3. Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
  4. Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
  5. Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

Задание 2

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
  2. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
  3. Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
  4. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул…
  5. Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
  2. Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
  3. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
  4. Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
  5. Носится по всей квартире, словно ракета.

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Собака благоговейно смотрела на неё.
  2. Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
  3. Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
  4. Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
  5. Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

Задание 5

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
  2. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…
  3. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
  4. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
  5. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

Задание 6

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
  2. Сердце у меня за неё болит.
  3. Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
  4. И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
  5. И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.

Ответы

Задание 1 — 1(как брызжут в цирке у клоунов), 4 (как будто она несла на спине мешок картошки).

Задание 2 — 4 (лопнул), 5 (теснятся).

Задание 3 — 1 (как танк), 2 (подобно лани), 5 (словно ракета).

Задание 4 — 2 (не спугнуть), 3 (скользнула).

Задание 5 — 2 (читают), 5 (сдавливала).

Задание 6 — 1 (как нахохлившийся воробушек), 4 (как попугаи).

Продолжение материала об изобразительно-выразительных средствах читайте в следующей статье.

Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

Метафора Пояснение
Каменное сердце Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции
Кот наплакал Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие
Золотые слова Слова как золото, то есть правильные, умные
Откладывать на чёрный день День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время
Затянуть пояс потуже

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

Загнать (кого-то) в угол Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизни После вечера наступает ночь, а затем день “умирает” и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мира Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбки Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природы Природа словно разговаривает (как человек)
Царственный жест Величественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательство Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смех Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишина Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова “как” или “словно” только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

“Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох”.

“Пятая годовщина”, И. А. Бродский

“И взгляда острая пчела“.

“Шаман и Венера”, В. В. Хлебников

“Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра“.

“Баллада о рыбном промысле”, Ф. А. Искандер

“Светились чуть медузы облаков”.

“PAYSAGE D’ENFER”, Б. Ю. Поплавский

“Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки”.

“Женщина — особенное море”, Е. А. Евтушенко

“Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век”.

“Всходы новые”, И. А. Бунин

“Проклят будь, о Рим, о лютый тигр“.

“Хлеба и зрелищ!”, А. Н. Майков

“Отцепись, сомненья клещ!”.

“Рождественские пожелания и подарки” (К оглавлению), В. В. Маяковский

“Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?”.

М. Цветаева

“Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей”.

“Настольные лампы”, Б. Ш. Окуджава

“Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю…”.

А. Островский “Волки и овцы”

“Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне”.

А. П. Чехов

Примеры метафоры в стихах

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”
“С добрым утром”.

С. А. Есенин “С добрый утром!”

“Улыбнулись сонные берёзки” — в основе этой метафоры олицетворение.

Узнайте больше про Олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Белеет парус одинокий” является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

“Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”
“Парус” (Белеет парус одинокий)”.

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

“Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь…”

Владимир Маяковский “Лиличка”

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

“Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне”.

А. Блок “Так окрыленно, так напевно…”

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

“И женский смех
Вокруг весёлый и игристый“.

А. Щеглов

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые.
  2. Синоним в прямом значении — бесценные.
  3. Сравнение между “золотые” и “бесценные”, значит “им цены нет” или “цена им — золото”.
  4. Золотые руки — метафора.

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

“Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза”.
“Из слез, дистиллированных зрачком…”, И. А. Бродский

“Была её душа — Дум грустных улей
“Царская невеста”, В. Хлебников

“Грубые брёвна построим над человеческим роем
“Признание”, В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора “наши отношения зашли в тупик” (новая метафора) подразумевает идею того, что “любовные отношения — путешествие”.

Узнайте больше про Метафору и Эпитет.

Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Начинаю серию статей по  подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».

 Цель данных  рекомендаций – помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.

Итак, начнём!

Задание № 3

 Изобразительно-выразительные средства языка

На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:

  • гипербола

  • метафора

  • олицетворение

  • просторечные выражения

  • противопоставление

  • сравнение

  • фразеологизм

  • эпитет

1-ый шаг: повторите теорию.

2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.

Как найти гиперболу?

  • Гипербола – это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.

  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Пример

А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.

Комментарий

Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.

Несколько примеров

  • Другой имеет рот с арку генерального штаба.

  • Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

  • Ведь этот Мур­лыш­ка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)

 Как найти метафору?

  • Метафора – это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).

  • Значение метафоры – переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»

  • Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают – имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).

  • Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»– здесь нет , с чем сравнивают– с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают– реку).

Пример 1

Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.

Комментарий

  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.

  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.

Пример 2

Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

Комментарий

  • Мысль может вспыхнуть? Нет.

  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.

Несколько примеров

  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

  • Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

  • Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.

 Как найти олицетворение?

  • Олицетворение – это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, – способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.

Пример

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.

Комментарий

  • Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле

  • Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть

  • Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.

Несколько примеров

  • А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.

  • Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения – это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.

Комментарий

«Встревает», «баба»- просторечные слова.

Несколько примеров

  1. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет».

  2. А я не знал, что со мной, и за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы слёзы вка­ти­лись об­рат­но. 

  3. На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

Как найти противопоставление (антитезу)?

  • Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.

  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.

Пример

Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

Комментарий

Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.

Несколько примеров

  1. Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят

  2. Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.

  3. Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

Как найти сравнение?

  • Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его

  • Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО

  • При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают

Пример

Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.

Комментарий

  • Находите оборот, выделяемый запятыми

  • В нём есть союз СЛОВНО

  • Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)

Несколько примеров

  1. Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.

  2. Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

  3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Как найти эпитет?

  • Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

  • Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.

Пример

Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.

Комментарий

  • Подбородок КАКОЙ? – закаменевший

  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.

Несколько примеров

  • Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.

  • Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

  • Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

Как найти фразеологизм?

  • Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.

  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.

  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма – переносный.

  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.

Пример

Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

Комментарий

  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.

  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?

  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.

Несколько примеров

  • Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.

  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт

  • А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.

Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.

Ирония

Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.

Пример

 — А со­ба­ка у него — с телёнка. — С ло­шадь, — ска­зал Мишка. — Со слона, — под­дак­нул я.

Лексический повтор

Лексический повтор – это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении  слов и выражений для усиления их роли в тексте.

Мне надоели эти слова, слова, слова.

Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

                                           
Метафора

   Метафора — это вид тропа, уподобление двух
предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном
смысле.

   Автор, который использует метафору, говорит
не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между
собой, как в примерах ниже.

   В прямом смысле это означало бы, чтобы не
дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам,
недостатке в еде

        Метафора.               Пояснение

   Каменное сердце      Сердце словно
камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что
человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции

   Кот наплакал                 
Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать
роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то,
практически отсутствие

     Золотые слова          Слова как
золото, то есть правильные, умные

   Откладывать на чёрный день            День
словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время

     Затянуть пояс потуже  Загнать
(кого-то) в угол. Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку
выхода из ситуации

   Старость — вечер жизни       После
вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому
старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению

   Выкурить трубку мира           Когда
индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет.
Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению

   Флагов золотые рыбки          Флаги
на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок

   Язык природы            Природа
словно разговаривает (как человек)

   Царственный жест    Величественный
жест, словно жест самого царя

   Весомое доказательство       Доказательство,
которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство

   Заразительный смех               Смех
словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются

   Невозмутимая тишина           Тишина
не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

                          Что такое
метафора в литературе

   Это скрытое сравнение, слова «как» или
«словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

   Так, из примеров ниже можно видеть, что
перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так
же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый
человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

   Примеры метафоры из литературы

   «Скрипи, моё перо, мой коготок, мой
посох». «Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«. «Шаман и
Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, «. «Баллада
о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

 «Надежды — радужные рыбы, снова
попадают на крючки». «Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными
раковинами век». «Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«. «Хлеба
и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!». «Рождественские
пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про
побирох этих, руки их загребущие?».

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых
времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».
«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор
говорю. «. А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри
человека, ложная — вовне».

                                   Примеры
метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

«С добрым утром».

                              С. А. Есенин «С
добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой
метафоры олицетворение.

   Другое очень знаменитое стихотворение
Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров:
является ли парус метонимией или метафорой?

   Если воспринимать парус как корабль, т.е.
существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус
как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет
его).

«Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!»

«Парус» (Белеет парус одинокий)».

   Маяковский использует метафору сердце в
железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в
железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День ещё —

выгонишь. «

                               Владимир
Маяковский «Лиличка»

   Блок не имеет в виду, что царевна поёт и
крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе,
очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно

Царевна пела о весне».

                             А. Блок «Так
окрыленно, так напевно. «

Автор сравнивает женский смех с игристостью,
беззаботностью.

«И женский смех

Вокруг весёлый и игристый«.

                            Как найти
метафору в тексте?

Например: у него были золотые руки

Разница между эпитетом, метафорой и
олицетворением

   Олицетворение — это приём в литературе,
когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча
шла, искры пляшут.

   Эпитет — выразительно описывает предмет (в
прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

   Метафора — это сравнение двух терминов в
необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя
предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где
многоголосо остервенело лают тормоза».

«Из слез, дистиллированных зрачком. «, И. А.
Бродский

 «Была её душа — Дум грустных улей»

«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем»

«Признание», В. Хлебников

                                      Какие
бывают виды метафор?

   Существует несколько разных классификаций
метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и
концептуальную.

   Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления
на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка
дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

   Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков
(предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например:
деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

   Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из
дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

   Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой.
Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора)
подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Добавить комментарий