С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Уже во введении к курсовой также нужно перечислить способы, которые использовались при исследовании и написании научного труда.
В данной статье вы узнаете, как определяют это понятие в науке, какие методы научного исследования встречаются в дипломной работе и каковы их особенности. Поймёте, какие из них рекомендуется использовать в проектах определённых тематик. А также на примере увидите, как выглядит методологическая основа дипломной работы.
А чтобы первыми получать свежие статьи, подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками от компании.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Что такое методы в дипломной работе
Итак, чтобы описать теоретико-методологическую основу исследования в дипломной работе, нужно понимать, что стоит за определением понятия «методы исследования».
Метод исследования дипломного проекта — это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.
Если говорить проще, то методология исследования — это способ соотносить данные исследования с другими фундаментальными науками, важнейшей из которых является философия. Это соотношение и станет методологической основой исследования дипломной работы.
В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будут интересовать лишь те, что можно применить к дипломной работе. Их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи студент перед собой ставит.
Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях — даже попытаться её изменить.
Классификация методов исследования
Методологические основы, используемые в дипломной работе, можно разделить на:
- общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
- частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.
Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.
Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.
Теоретические методы исследования
Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.
При написании дипломной работы используют в основном следующие теоретические методы:
- анализ;
- синтез;
- моделирование;
- аналогия;
- дедукция;
- индукция;
- обобщение;
- классификация;
- абстрагирование;
- формализация;
- конкретизация;
- аналогия.
Давайте рассмотрим каждый теоретический метод исследования подробнее.
Анализ
Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.
Методологическая основа исследования дипломной, которая опирается на анализ, призвана разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.
В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей и так далее.
Синтез
В отличие от предыдущего метода синтез соединяет отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.
Методы синтеза и анализа часто используют вместе как методологическую основу исследования. Это позволяет сначала найти различия, а потом элементы, которые объединяют полученные результаты.
Моделирование
При этом методе объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достичь в действительности.
Аналогия
При методологической основе в виде аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определённым признакам. И на этом сходстве делают выводы.
Дедукция
Метод дедукции позволяет сделать выводы об определённых явлениях и предметах, основываясь на общих данных. Здесь действует принцип от общего к частному.
Индукция
В противоположность к предыдущему индуктивный метод основан на принципе от частного к общему. И побуждает вести рассуждения от конкретных моментов к общей картине.
Обобщение
Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.
Специалисты различают:
- индуктивное обобщение (эмпирическое) — переход от более конкретных свойств или характеристик предмета и явления к более общим;
- аналитическое обобщение — переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса без применения эмпирической действительности, то есть конкретных опытов.
Классификация
Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определённым признакам. Основная задача этого метода — структурировать, сделать информацию более чёткой и понятной для усвоения.
Классифицировать можно на основе разных признаков. Например:
- по физическим свойствам (весу, размеру, объёму);
- по материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
- по жанрам (скульптура, живопись, литература);
- по архитектурным стилям.
Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.
Абстрагирование
В основе этого метода лежит конкретизация отдельных признаков какого-то отдельно взятого явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования. Суть абстрагирования — изучить какое-то конкретное свойство исследуемого объекта, не учитывая при этом все остальные его характеристики.
Метод абстрагирования — один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью смогли отметить незаметные на первый взгляд, но важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия.
Формализация
Суть метода формализации — передать структуру или сущность явления (объекта) через знаковую модель, используя для этого математические схемы, формулы или символы.
Конкретизация
Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.
Аналогия
Суть метода аналогии состоит в том, чтобы находить общее между предметом исследования и другими объектами, опираясь на знания об определённых свойствах и характеристиках изучаемого предмета или явления. В результате можно прийти к интересным и полезным с научной точки зрения выводам.
Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда даёт надёжные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определённые предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).
В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и научной сфере в дипломной работе всегда будет использоваться минимум два: синтез и аналитический метод исследования.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Узкоспециализированные методы
В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:
- экономика;
- педагогика/психология;
- филология.
Экономика
Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:
- разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
- метод финансовых коэффициентов;
- сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
- метод единства исторического и логического;
- остроение экономических гипотез;
- метод «при прочих равных условиях».
Педагогика и психология
В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:
- изучение продуктов творчества учеников;
- интервью и беседа;
- изучение групповой дифференциации;
- включённое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания (тестирование);
- анкетирование (опрос);
- ранжирование;
- шкалирование;
- регистрация.
Филология
Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:
- разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
- лингвистический эксперимент;
- биографический метод;
- контент-анализ;
- лексикографическая статистика;
- дифференциальный анализ оппозиций;
- нарративный метод;
- дихотомия;
- трансформационный синтез и анализ;
- метод «Конкретное литературоведение»;
- семиотический метод.
Другая методология исследования
Совершенно иную систему для методологической основы исследования в дипломных работах предложил академик А.Я. Флиер. По его мнению, все методы разделяются на два типа:
- гуманитарные;
- социально-научные.
Давайте посмотрим, какие методики входят в эти разные типы и в чем они отличаются друг от друга.
Гуманитарные методологии
Среди гуманитарных методологий научных исследований встречаются:
- историческая;
- герменевтическая;
- феноменологическая;
- историко-психологическая;
- культурный символизм и постструктурализм.
Историческая методология
Этот метод описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности её событий и явлений.
Герменевтическая методология
Исследует культуру, раскрывая (дешифруя) изначальные смыслы культурных явлений, заложенные в них при создании.
Феноменологическая методология
Метод трактует исторические факты культуры с точки зрения их видимости наблюдателю и ищет в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
Историко-психологическая методология
Методика изучает историческую динамику культуры, выявляя в ней устойчивые стадиальные (цивилизационные) типы социально обусловленного сознания и состояний психики.
Культурный символизм и постструктурализм
Этот метод интерпретирует материал в контекстуальных рамках, совмещая разные методологии, которые устанавливают сами авторы исследований по различным основаниям, и трактует его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.
Социально-научные методологии
Социально-научные методологии представлены:
- эволюционизмом;
- циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
- структурным функционализмом;
- структурализмом;
- пограничными методологиями.
Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.
Эволюционизм
Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
Циклические и волновые модели культурной динамики
Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.
Структурный функционализм
Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
Структурализм
Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.
Пограничные методологии
Такие методы определяют новые проблемные области культурно-исторической науки (постмодернизм).
Как написать методы в дипломной работе
Отлично! Теперь мы знаем, какие методы исследования существуют. Если повезёт, мы даже понимаем, какие методологические основы нам можно использовать в нашей работе.
Чтобы облегчить себе работу, можно использовать стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования. Например:
- в основу настоящей работы легли положения … методологии;
- работа основана на положениях … методологии;
- методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии;
- в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и так далее.
Не забывайте указывать в хронологическом порядке, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы.
Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:
- изучение … восходит к …;
- в … веке … были подробно изучены и описаны …;
- проблемами … занимались …;
- огромный вклад в разработку проблемы … внёс …/внесла работа/исследование/труд …;
- большое значение имеют работы …;
- работы последних лет позволяют говорить о …;
- опыт истории … показывает, что …;
- в настоящее время господствующей точкой зрения является …;
- такой подход характерен для …;
- начало изучению этого вопроса было положено трудами …, в работах …;
- заметное место в работах … занимает положение …;
- в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …;
- ……. подробно освещено в работах …;
- связь …показана в … и так далее.
При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:
- всё вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
- логика, цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из …;
- во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и её социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы;
- первая глава посвящена …,
- во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с …, затем …;
- заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и так далее.
Пример описания методов в дипломной работе
Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.
Заключение
Это далеко не все методы, которые могут можно использовать при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.
Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определённый метод.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости всё, что можно!
- Что такое методы исследования?
- Эмпирические методы исследования
- Теоретические методы исследования
- Количественные методы исследования
- Качественные методы исследования
- Методы педагогического исследования
- Методы социологического исследования
- Методы психологического исследования
В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.
Что такое методы исследования?
Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.
По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.
Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
- Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
- Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
- Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
- Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
- Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Теоретические методы исследования
Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.
- Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
- Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
- Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
- Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
- Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
- Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
- Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
- Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
- Формализация. Процесс преобразования неструктурированных данных или концепций в формальный и строго определенный язык, который можно использовать для анализа, сравнения и оценки. Этот метод помогает исследователям создавать системы, которые легче понимать и описывать, а также делать более точные выводы. В целом, метод формализации может быть полезным инструментом для исследователей, которые хотят создать более точные и ясные модели данных или концепций.
- Конкретизация. Включает в себя выявление и описание конкретных фактов, явлений, процессов и событий, которые изучаются в рамках исследования. Этот метод часто применяется при эмпирических исследованиях, когда необходимо получать данные, основанные на наблюдениях, экспериментах, опросах и других методах сбора информации. Метод исследования конкретизации может быть применен в различных областях исследований, таких как социология, психология, маркетинг, бизнес-исследования и другие.
- Обобщение. Метод обобщения – это процесс сбора и анализа данных из различных источников, с целью сделать выводы и выявить общие тенденции в изучаемом объекте.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Плюсы | Минусы | |
Качественный метод |
Гибкость — вы можете часто корректировать свои методы по мере развития новых знаний. Можно проводить с небольшими выборками. |
Не может быть проанализирован статистически или обобщен на более широкие группы населения. Сложно стандартизировать исследования. |
Количественный метод | Может использоваться для систематического описания большого количества параметров. |
Требуется статистическая подготовка для анализа данных. Требуются крупные выборки. |
Методы педагогического исследования
Педагогические методы исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.
Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.
Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).
Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике
Методы социологического исследования
Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
- Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
- Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
- Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии
Методы психологического исследования
Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).
Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.
Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии
Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.
Написать научную работу – это одна из главных задач студента.
Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части исследователь изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета?
Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной проблемы.
Сегодня мы решили подробно разобраться, что такое методы исследования и как их использовать в научной работе. Читайте нашу статью до конца, чтобы понять на примерах, какие из методов для вас больше подходят.
Содержание
- Что такое методы исследования?
- Какие методы исследования бывают: классификация
- Как правильно сформулировать методы исследования?
- Как написать методы исследования в курсовой работе – пример
- Пример описания методов исследования в дипломной работе
- Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
- Ошибки при формулировке методов исследования
- Как проверить работу на плагиат?
- Как повысить уникальность текста?
01 Что такое методы исследования?
Методы исследования – это приемы, с помощью которых вы изучаете научную проблему.
Когда вы выполняете свое исследование, то непременно должны рассказывать в своей научной работе каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашей работе была рассмотрена такая-то проблема. Вам нужно с помощью научных методов показать, как именно вы рассмотрели эту проблему. Может быть, был проведен анализ, то есть вы рассмотрели части, элементы предмета исследования. Может быть, вы провели сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявили несоответствия.
Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и научной проблемы.
Методы исследования помогают достичь цели работы. Поэтому вам нужно четко определить цель и задачи исследования. Затем вы сможете понять, какие действия вам предстоит выполнить. Это может быть эксперимент, с помощью которого вы сможете объяснить научную проблему по психологии. Это может быть модель, с помощью которой вы сможете подтвердить свою гипотезу исследования и т.д.
Пользоваться методами исследования приходится на протяжении всей практической части. Поэтому важно понять, какие методы для вас наиболее подходят. Давайте рассмотрим их классификацию.
Лайфхак
Перед классификацией расскажем, что любая научная работа после написания должна отправляться на проверку антиплагиата. Обычно в российских вузах используют сервис Антиплагиат ВУЗ. Это закрытая от свободного доступа система, которая определяет самый точный показатель оригинальности.
Пройти такую проверку с высоким процентом уникальности можно с помощью программы Антиплагиат Киллер. Она скроет все заимствования и повысит процент до 80-90%. При этом сам текст не меняется. Вам не придется ничего делать самому. Только отправляйте заявку с прикрепленным документов. Получившийся результат пришлем без предоплаты.
Также поможет правильно оформить работу по требованиям ГОСТ за сутки.
02 Какие методы исследования бывают: классификация
Самый частый вопрос студентов – какие бывают методы исследования. На самом деле существует большое количество научных методов.
Однако необходимо также понять, что существует деление на общие методы, а также на специальные. Они выделяются как набор для научных областей. Поэтому в классификации приводятся виды методов исследования с разными уровнями.
- Общенаучные методы. Они используются в разнообразных науках и делятся на 3 уровня.
- Теоретический уровень предполагает исследования на основе умозаключений и рассуждение:
- Анализ – разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения
- Синтез – из разных элементов предмета складывается общая система, которую изучает исследователь
- Обобщение ‒ соединение качеств или свойств в одно представление и описание их в общей системе
- Абстрагирование – поиск и нахождение ключевого элемента или свойства предмета, который рассматривается отдельно от других признаков
- Индукция ‒ рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод
- Дедукция – рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
- Экспериментально-теоретический уровень
- Эмпирический уровень ‒ это значит, что исследования проводятся на основе чувственного опыта.
- Наблюдение предполагает восприятие информации на основе органов чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное) в естественных условиях.
- Эксперимент – это создание искусственных условий, при которых исследователь собирает данные посредством наблюдения.
- Измерение – сравнение разных критериев, параметров с эталоном и определение величины или степени с помощью единицы измерения.
- Сравнение – это установление общих и разных черт объектов, признаков или свойств.
- Опрос – сбор данных посредством ответов людей на вопросы, подготовленные исследователем.
Такие методы используются в разных науках, будь то экономика, юриспруденция, журналистика или медицина. Поэтому несколько из них обязательно участвуют в каждой научной работе студента.
- Дальше мы перейдем к специальным методам, которые подходят только для определенных областей науки. Обычно в университетах проводят курс по изучению специальных методов исследования для конкретной науки. Однако если у вас его не было, то вам обязательно нужно разобраться самостоятельно, какие методы вам могут понадобиться.
Начнем с методов, которые могут понадобиться на направлении юриспруденция.
- Историко-правовой – рассмотрение правовых норм и юридической практики в разных промежутках времени, истории
- Право-социологический ‒ выявление и оценка правовой ситуации и действительности региона путем опроса и анкетирования местных жителей
- Сравнительно-правовой – установление общих и разных черт правовой ситуации между правовыми институтами различных стран мира.
Теперь определим специальные методы исследования для научных работ по экономике:
- Экономический анализ – это деление экономических явлений на факторы или категории, влияющие на распределение ресурсов
- Статистико-экономический – анализ статистических данных
- Расчетно-конструктивный – выявление закономерностей между экономическими явлениями и процессами.
Рассмотрим также некоторые специальные методы по психологии:
- Беседа – это обсуждение проблемы с целью выявить определенные факты. Происходит в форме диалога.
- Психологический эксперимент – создание определенных условий с целью наблюдения поведения человека, помещенного в данные условия без предупреждения.
- Тестирование – сбор ответов, выбранных из нескольких вариантов, с целью обобщения каких-либо данных.
Таким образом, каждая наука обладает собственным набором научных методов. Вам необходимо обратиться на кафедру, чтобы взять методичку и узнать про специальные методы, либо же найдите их в интернете.
03 Как правильно сформулировать методы исследования?
Чтобы правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего определиться с целью и задачами научной работы. Когда вы поймете, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать.
Обычно используют такие шаблоны, как-то:
«Перечислим методы исследования…»
«Методы, используемые в нашем исследовании…»
«Для исследования были использованы такие методы…»
Затем вам необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.
Посоветуйтесь с вашим научным руководителем, если вы не уверены, что описали все необходимые методы. Студент может не знать о всех методах – это нормально. Поэтому вы без укорений получите помощь от научного руководителя.
Таким образом вы сможете правильно сформулировать методы исследования.
04 Как написать методы исследования в курсовой работе – пример
Давайте рассмотрим примеры, чтобы правильно написать методы исследования в курсовой работе. В первую очередь необходимо продемонстрировать цель работы. Именно она задает пути исследования и выбор способов изучения проблемы.
К примеру, тема курсовой работы по истории: «Правление Петра I».
«Целью данного исследования является выявление и изучение особенностей правления Петра I».
«Методы, используемые в исследовании: исторический, критический, анализ, синтез и сравнение».
Как вы видите, здесь можно только перечислить названия. Необязательно называть, где и как именно используется данный метод. В больших работах можно дать краткое объяснение к каждому методу, как он используется в работе.
Тема курсовой работы по социологии: «Понятие смерти в среде молодежи».
«Цель исследования в данной научной работе определяется изучением отношения молодежи к феномену смерти, понимание основных аспектов смерти».
«Для исследования были использованы такие методы, как анкетный опрос, анализ, дедукция, эксперимент».
Таким образом, вы можете заметить, что в перечне методов исследования используются не только общие методы, но и специальные. Это обязательный критерий к данному пункту введения.
05 Пример описания методов исследования в дипломной работе
Теперь рассмотрим примеры для правильного описания методов в дипломе.
Тема дипломной работы по журналистике: «Представление о современной России в зарубежных СМИ».
«Цель данного исследования – выявление особенностей представления о современной России в зарубежных СМИ под влиянием экономических отношений».
«Перечислим методы исследования: дедуктивная логика поможет на основе рассмотренных изданиях в разных странах сделать общий вывод о представлении России за рубежом. Анализ статей проводится достаточно широко для очертания образа. В практической части мы использовали интервью журналиста зарубежной страны, чтобы выявить частное представление о России».
Таким образом выглядит правильное описание методов исследования в дипломной работе. Здесь дано краткое определение как именно используются методы и для каких задач.
Тема дипломной работы по педагогике: «Развитие памяти у детей на уроках иностранного языка».
«Цель исследования – обосновать и экспериментально доказать эффективность комплекса разработанных упражнений, направленных на развитие памяти у младших школьников на уроках английского языка».
«Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия, качественная и количественная обработка данных».
Тема дипломной работы по экономике: «Анализ финансового состояния предприятия».
«Цель данной дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов».
«При проведении данного анализа были использованы следующие методы: горизонтальный анализ вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ».
Таким образом, мы рассмотрели примеры дипломной работы. Теперь вы знаете, как правильно оформлять методы исследования. Запомните, что они всегда должны быть согласованы с целью научной работы.
06 Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
В данной части мы рассмотрим примеры диссертационной работы. Какие используются методы в диссертации.
Тема диссертационной работы: «Жизненные ценности в сознании молодежи».
«Основной целью исследования является выявление жизненных ценностей в понимании студентов».
«Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией».
В больших научных работах, как в диссертации, важно кратко описать методы исследования. Так, подтверждается их значимость в исследовании.
Чаще всего в диссертации приводятся не методы, а собственная методика.
Методика отличается от методов тем, что конкретизирует приемы и действия по изучению предмета исследования. Таким образом, методы приближаются к описанию задач.
Однако это опять же необязательный пункт. В диссертационных работах также может идти перечисление методов. Давайте посмотрим на следующем примере.
Тема диссертации по юриспруденции: «Отстранение от работы: проблемы правового регулирования».
«Цель диссертационной работы состоит в комплексном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования отстранения работника от работы и разработке на этой основе соответствующих предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства и практики управления».
«Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, к которым относятся системный анализ, общеправовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектический метод. К специально-научным методам отнесены метод правового сравнения, теоретико-юридический метод, метод обобщения показателей».
Таким образом, мы рассмотрели примеры оформление методов исследования в разных работах. Используйте примеры в качестве образца, чтобы правильно написать свою часть введения.
07 Ошибки при формулировке методов исследования
Теперь давайте рассмотрим, какие ошибки нельзя допускать ни в коем случае при написании методов исследования.
- Нельзя путать порядок структуры введения. Методы исследования обязательно должны указываться уже после определения цели и задач. Этого требует логика.
- В любой работе должны указываться как общенаучные методы, так и специальные. Это показывает, что работа была выполнено качественно и правильно.
- Нельзя писать приемы и способы введения, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к научному руководителю и попросить у него помощи.
Итак, не допускайте этих ошибок, чтобы успешно пройти проверку нормоконтроля. Также вам понадобится правильно оформить работу в соответствии с требованиями ГОСТ. Мы подготовили для вас специальное видео, которое поможет вам быстро и легко оформить курсовую в соответствии с Госстандартом.
08 Как проверить работу на плагиат?
Когда ваша работа будет завершена, вам останется лишь проверить уникальность текста.
Вы можете бесплатно проверить свою работу через Антиплагиат ру. Данная система предлагает всем пользователям попробовать бесплатную демо-версию программы поиска плагиата. Мы подготовили для вас специальную статью, которая поможет подробно узнать, как самостоятельно обработать текст в Антиплагиат Ру.
Для проверки научных работ на уникальность также отлично подходит проверка в Антиплагиат ВУЗ. Это усовершенствованная разработка Антиплагиат ру.
В нее вложен мощный движок и богатая база источников. Именно эти особенности необходимы для анализа студенческих работ в вузе. Поэтому доступ к системе есть только у сотрудников университета. Студенты не могут узнать, какой процент уникальность покажет преподавательская проверка, потому что ни один бесплатный сервис не сможет дать точный результат оригинальности.
Однако на сервисе анти-антиплагиат.рф. доступна услуга «проверка уникальности в Антиплагиат ВУЗ». Благодаря нашим разработчикам, теперь у каждого пользователя есть возможность узнать точный процент самостоятельности текста заранее.
Вместе с результатом обработки документа вы получаете полный отчет, благодаря которому все найденные заимствования будут отражены в тексте. Также вы сможете сразу получить справку-сертификат Антиплагиат ВУЗ. Этот официальный документ можно сразу подшить к курсовой или дипломной работе.
09 Как повысить уникальность текста?
Если вас не устроил ваш показатель оригинальности, то вам необходимо повысить уникальность текста. Давайте рассмотрим бесплатные способы.
- Сокращение лишнего. Прочитайте заимствование и убедитесь в том, что вам нужны данные чужие слова. Если без них смысл текста не меняется, то удаляйте плагиат.
- Если удалить заимствование нельзя, то попробуйте перефразировать. Для этого поймите ключевую мысль автора и изложите ее своим языком. Таким образом, программа проверки уникальности не заметит плагиата.
- Добавить слова-паразиты. Так называются слова, которые не несут в себе никакого значения, а только увеличивают объем. Используйте, например, такие вставки: «следовательно, имея ввиду, учитывая тот факт, исходя из, мы думаем, мы считаем, таким образом, в итоге и т.д.».
Таким образом, вы можете использовать эти бесплатные методы, которые эффективно помогут повысить процент самостоятельности.
Однако если у вас нет времени, чтобы самостоятельно дорабатывать свой текст, воспользуйтесь услугой «кодировки» от анти-антиплагиат.рф.
Специальная программа на нашем сервисе за пару минут обработает ваш документ таким образом, что система проверки уникальности не сможет обнаружить плагиата. При этом ваш текст никак не изменится.
Услуга повышения оригинальности предоставляется без предоплаты. Сначала вы самостоятельно проверяете повышение процента, а только за тем мы присылаем чек на оплату. Гарантируем, что вас приятно удивит результат, ведь уровень самостоятельности вырастет до 85-95%.
Таким образом, вы сможете быстро и легко пройти проверку на плагиат.
Сегодня мы с вами рассмотрели, что такое методы исследования в курсовой и дипломной работе. Теперь вы знаете, какая классификация существует и какие особенности при написании методов необходимо учитывать. Не забывайте о типичных ошибках, которые часто допускают студенты. А мы желаем вам успехов.
Полезные ссылки:
Повышение оригинальности текста онлайн бесплатно
Теоретическая и практическая значимость исследования
Гипотеза исследования в курсовой и дипломе – пример
Актуальность темы исследования, как написать: пример
Объект и предмет исследования – как написать, пример
Образец титульного листа диплома по ГОСТУ 2023
Образец титульного листа курсовой по ГОСТУ 2023
Это самостоятельная работа студента, которая представляет собой поисковое исследование.
Такая работа носит логически завершенный характер и показывает преподавателю, насколько хорошо студент умеет проводить исследование, использовать терминологию и теоретические материала на практике. Разбираемся какие методы исследования используют в научно-исследовательской работе.
Структура НИР
Научно-исследовательская работа представляет собой многоуровневое исследование, именно поэтому такая работа должно обладать четкой и последовательной структурой. Она состоит из следующих структурных элементов:
- Титульный лист — первая страница научно-исследовательской работы, которая содержит в себе всю основную информацию о вузе, кафедре, теме исследования, студенте и руководителе;
- Содержание — перечень структурных элементов НИР с указанием страниц их расположения в работе;
- Введение — первый содержательный элемент научно-исследовательской работы, который вводит читателя в суть исследования. Он содержит в себе актуальность, объект и предмет исследования, основные цели и задачи, новизну, методы исследования, практическую и теоретическую значимость;
- Основная часть — основной элемент работы, который содержит в себе само исследование. В нем студент анализирует теоретический материал, описывает методики и техники исследования, проводит само исследования и приводит все практические этапы работы. Как правило, основная часть НИР состоит из теоретического и практического раздела;
- Заключение — заключительная часть научно-исследовательской работы, которая содержит в себе итоги исследования и развернутое описание полученных результатов;
- Список использованной литературы — перечень методических материалов, которые были использованы в процессе работы над НИР;
- Приложения — дополнительные иллюстрирующие материалы: схемы, диаграммы, графики, таблицы, изображения.
Что такое метод исследования
Это совокупность, определенная последовательность действий и приемов, с помощью которых студент осуществляет исследование НИР.
В НИР методы исследования необходимо отразить во введении. Они определяются после формулировки задач исследования, однако выбор конкретных методов необходимо сделать еще на начальном этапе работы.
Классификация методов исследования НИР
В науке существуют разные классификации методов исследования. Как правило, их принято разделять на следующие виды:
- Эмпирические методы;
- Теоретические методы;
- Количественные методы;
- Качественные методы;
- Методы педагогического исследования;
- Методы психологического исследования;
- Метод социологического исследования.
Эмпирические методы
Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии. Они помогают определить объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления. К ним относятся:
- Анализ — применяется для разложения описываемого явления или предмета на признаки и свойства. Он помогает выявить сильные и слабые стороны при изучении объектов;
- Эксперимент — исследование в специально созданных условиях, которое направлено на изучения определенных характеристик явления или предмета;
- Наблюдение — заключается в получении информации об объекте или явления, путем наблюдения и фиксировании важных изменений;
- Моделирование — подразумевает уменьшенный структурированный образ одного или нескольких объектов;
- Опрос — получение информации путем устного или письменного анкетирования.
Теоретические методы
Теоретические методы исследования отличаются своей обобщенностью, они направлены на систематизацию собранного материала для его дальнейшего изучения. Такие методы универсальны. При написании научно-исследовательской работы используют следующие теоретические методы:
- Анализ — метод исследования, применяемый для анализа и разложения явления на признаки и свойства;
- Классификация — подразумевает структуризацию и разделение исследуемых объектов по различным признакам;
- Абстрагирование — конкретизирует отдельную характеристику изучаемого явления или предмета, без учета других;
- Формализация — метод, который заключается в передаче сущности объекта или явления путем использования математических схем, формул и символов;
- Конкретизация — метод, который заключается в детальном изучении явления или предмета в реально существующих условиях.
- Аналогия — заключается в поиске сходств явлений и предметов по определенным признакам;
- Синтез — метод, представляющий собой самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
- Моделирование — методология, которая заключаются в переносе объекта или явления в искусственно созданную модель;
- Дедукция — позволяет делать выводы об исследуемом предмете или явлении на основании присущих ему свойств;
- Индукция — дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
- Обобщение — создание общего вывода о предметах или явлениях на основе многих частных признаков.
Количественные методы
Количественные методы применяются для выявления причинно-следственных связей и статистических закономерностей при исследовании количественных показателей. К ним относятся:
- Статистические методы — сбор количественных данных и дальнейшее измерение для исследования масштабных явлений. Они помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения;
- Библиометрические методы — изучение взаимосвязи и динамика развития явлений в документационной и информационной областях: контент-анализ, цитат-индекс.
Качественные методы
Качественные методы исследования направлены на изучение качественных характеристик исследуемых явлений. К ним относятся:
- Глубинное интервью — метод исследования, который проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану;
- Экспертное интервью — метод исследования, который проводится в форме беседы где в роли респондента выступает эксперт;
- Фокус-групповые дискуссии — беседа с фокус-группой из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению.
Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования совмещают в себе универсальные и частные методы проведения исследования, которые необходимы для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязей и закономерностей.
- Частные методы исследования — используются только в определенных научных областях;
- Универсальные методы исследования — универсальные для всех отраслей знаний.
Методы психологического исследования
Методы психологического исследования сочетают в себе теоретические и эмпирические методы: проведение экспериментов, наблюдения. В них исследование опирается на модифицированное наблюдение и эксперимент.
Методы социологического исследования
В основе методов социологического исследования лежит проведение социальных наблюдений и экспериментов, опросов и интервью, а также анкетирования.
Основные требования к методам исследования в НИР
Основными требованиями, которые выдвигаются к методам исследования в научно-исследовательской работе, являются:
- Методы исследования должны быть научными;
- Методы должны соответствовать содержанию всех этапов исследования;
- Методы должны быть направлены на получение результатов;
- Методы должны способствовать получению однозначной информации.
Не получается самостоятельно разобраться с научно-исследовательской работой? Закажите готовую НИР у наших экспертов!
Введение
Научно-исследовательская деятельность представляет собой познавательный процесс, предполагающий глубокое индивидуальное включение ученого или специалиста во все тонкости и детали научной работы.
Проведение научно-исследовательских работ заключается в целенаправленном поиске ответов на поставленные вопросы. Заниматься исследовательской деятельностью означает на практике осуществлять поиск и получение новой информации, исследование взаимных связей, проводить классификацию закономерностей и систематизацию данных, и т.п. В науке особенно важны научно-обоснованные факты и истины.
Научные исследования строятся на самых различных гипотезах и проводятся в широком спектре научных областей, но все они имеют ряд характерных особенностей, которые заключается в построении самой структуры исследования. Вне зависимости от тематики научной работы, любое исследование должно заключать в себе четко обозначенную цель и корректно сформулированные задачи; описание процесса исследования и достигнутых результатов; обоснованно доказанные, правдивые результаты и выводы.
Самой важной отличительной особенностью научного исследования от других процессов является то, что проводятся они всегда только при помощи использования научных методов и строятся на четких правилах. Это нужно для того, чтобы весь исследовательский процесс имел простую, удобную и понятную форму, позволяющую добиться поставленной цели, привести готовый материал в единую и удобную для восприятия форму. В связи с этим, методы исследования имеют важное значение и в научном сообществе существует постоянная потребность в их изучении: доработке и расширении имеющихся, разработке и постановке новых методов.
Метод, методика и методология научного исследования
Не имея определенного навыка в проведении исследований, когда вы стоите в начале научного пути, может возникнуть затруднение с пониманием того, что же такое метод исследования.
К тому же кроме «метода» существуют такие термины как «методика» и «методология», которые, зачастую, еще больше способствуют путанице из-за возможности случайной подмены одного понятия другим.
Методика – является вашим помощником на всем протяжении исследования. Она служит как бы готовой схемой, следуя которой шаг за шагом реализуется научная работа. Методика представляет из себя совокупность действий, некий алгоритм или набор определенных шагов, направленных на решение конкретных задач того или иного этапа или стадии исследования.
Метод представляет собой более широкое понятие по отношению к методике. Методы исследования, по сути, являются способами достижения цели в научной работе. Ход выполнения научно-исследовательской работы зависит от изучаемого объекта и предмета, от средств и способов, которые были выбраны для ее реализации. Все это в сумме и составляет сущность метода.
Наука, которая изучает исследовательские методы, их свойства и назначение – называется «Методология». Это узкое понятие. Более широкий смысл этого термина, заключается в следующем:
Методология (от греч. – учение о способах; от др.-греч. «метод» – «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. «логос» – мысль, причина) учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Иными словами, это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Википедия).
Методология включает в себя: характеристику исследования (его основные особенности и принципы, подходы в его проведении); отражает логическую структуру научного проекта (объекты, предметы, цели, задачи, методы, результаты, выводы); показывает планируемую схему исследования (этапы, стадии, разделы и т.п.). То есть методология значительно более широкое понятие, чем метод и методика, и включает в себя оба этих понятия.
Например, определенная программа, выбранная вами для обработки данных будет являться одним из методов исследования, так как вы проводите расчеты при помощи данной программы. А вот набор параметров, подходящих именно под ваши цели, которые вы будете использовать в этой программе – будет являться методикой (в данном примере это может быть «методика обработки данных»).
Проведение отдельно взятой исследовательской работы может включать в себя несколько методов одновременно, которые будут применяться для разных задач на разных этапах по-отдельности или совместно.
Научный метод
Научный метод представляет из себя определенный набор техник, которые позволяют применять различные приемы для выполнения научно-исследовательской работы. Например, они могут быть применимы для выполнения сбора актуальных данных, проведения экспериментов, обработки данных и полученных результатов и так далее. Научный метод применяется учеными и исследователями с целью подтверждения или опровержения существовавших гипотез и теорий, получения предварительных или окончательных выводов, их обсуждения, изменения или улучшения характеристик изучаемых предметов и прочее.
Хороший научный метод обладает тремя основными свойствами:
- Должен быть легко воспроизводим: то есть применим для других исследователей, работающих в одной области научных исследований. Использование такого метода позволяет с его помощью провести аналогичное исследование и получить подобные или очень близкие по смыслу и сути результаты любым отдельно взятым ученым.
- Должен обладать исключительной точностью: все термины и понятия, используемые в описании метода, должны быть достоверны, выражены точно и описаны предельно понятно, чтобы исключить их двоякое понимание. При таких условиях метод может быть легко использован другими учеными без дополнительной проверки используемой терминологии.
- Должен быть проверяемым или опровержимым. Научным методом называется только тот метод, который основан на научных законах или теориях, и может быть легко проверен, доказан или опровергнут. Научные идеи или методы, которые не могут быть доказаны – не являются научными. Например, многие исследователи не признают теологию как науку, а ее методы – научными, так как никто не может доказать существование бога или иных доказательств его присутствия в нашей жизни.
Как уже говорилось выше, научный метод может состоять из совершенно разных научных и исследовательских инструментов. Например, метод может заключатся в проведении качественного или количественного анализа, статистической обработки результатов, анализе данных, проведении экспериментальных работ, экспериментов при различных условиях (например, по виду, характеру, свойству предмета), специальные исследования различной направленности и тематики, и т.д.
В первую очередь, применение научного метода направлено на помощь исследователям в определении порядка и понимании правил проведения научных исследований и экспериментов, получению необходимых данных, анализу и интерпретации результатов работы.
Методы исследования являются обязательной составляющей любой научной работы, такой как магистерская или кандидатская (докторская) диссертация, в научно-исследовательских работах, направляемых на различные конкурсы для талантливой молодежи, в тои числе и Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке».
Раздел «методы исследования» – является одним из основных разделов большинства видов научных публикаций. В таком разделе приводится подробное описание всех используемых методик, способы их реализации, ход выполнения исследования и иные применяемые в нем научные инструменты, способствующие решению выдвинутых научных задач и составляющие в сумме метод исследования, применяемый в научной работе.
Виды методов исследования
Существуют целый ряд основных методов исследования, выбор которых зависит от специфики научно-исследовательской работы.
Также необходимо обратить внимание, что научные методы подразделяются на те, которые рекомендуются к использованию в теоретической и практической части научного исследования.
В теоретической части научного исследования необходимо провести качественный литературный обзор, определить и описать объект и предмет исследования, сформировать гипотезу, описать цели и задачи исследования. На данном этапе можно использовать следующие методы исследований:
- Метод анализа – применяется с целью подробного изучения объекта или явления – полностью или выборочно на основе его определенных свойств.
- Метод систематизации – способ изучения объекта или явления как единой системы, путем объединения отдельных его частей в целое по характерным признакам каждого или в общем.
- Метод индукции – это описание объекта или явления, и других составляющих исследования путем «от частного к общему». Этот метод помогает путем сбора и изучения отдельных известных составляющих исследования сделать выводы о главном принципе или законе, который необходимо было установить/определить/исследовать.
- Метод дедукции – это метод, противоположный методу индукции, работающий по обратному принципу «от общего к частному». Метод заключается в логическом описании всех составляющих исследования начиная с более общих высказываний, теорий, основанных на выдвинутой гипотезе, и постепенно переходя к деталям и точным, доказанным и неопровержимым выводам.
- Метод классификации – применяется в соответствии со своим названием – для классификации объекта или явления по определенным группам в зависимости от его характерных признаков или других специфических особенностей.
- Метод абстрагирования – может быть использован в случае необходимости исследования конкретного свойства объекта или явления. При этом другие его свойства, характеристики и прочие особенности, а также их взаимное влияние друг на друга или на сам изучаемый предмет не учитываются (абстрагируемся от них).
В практической части научной работы можно использовать:
- Метод наблюдения – наблюдение за объектом или явлением, или их отдельных частей с целью изучения или фиксирования происходящих с ним изменений при различных условиях (например, при изменении условий проведения эксперимента).
- Метод сравнения – используется для сравнения или сопоставления (противопоставления) друг с другом двух и более объектов или явлений, изучаемых в исследовании. При этом делается акцент на определенных свойствах, выбранных для сравнения.
- Метод измерения – определение или установление количественных характеристик (чаще всего, экспериментальным путем, в ходе проведения лабораторных исследований и т.д.).
- Метод эксперимента – проведение исследования или наблюдения за объектом или явлением при создании определенных условий. Данный метод часто используется для проверки или подтверждения гипотезы научного исследования.
Выше приведены самые основные, общие методы исследования. Существует еще большое количество различных методов, которые применяются при специальных условиях, в зависимости от конкретных условий и направлений исследования.
Это могут быть методы моделирования, опроса, методы с использованием различных видов анализа, экспериментов, тестирований, интервью и прочие.
В одной работе не могут использоваться сразу все причисленные методы, но как правило, используется одновременно несколько методов в разных частях исследования с разной целью. Окончательный перечень вида и количества применяемых методов исследования формируется в процессе детальной проработки плана научно-исследовательской работы.
Принципы формирования методов исследования
Общий процесс формирования научных методов исследования хорошо известен и достаточно прост, понятен и состоит из вполне определенных этапов. Особенности каждого этапа могут меняться в зависимости от характерных особенностей исследования.
- Наблюдаем за объектом, предметом или явлением. Проводите наблюдения: наблюдайте за тем, что является целью вашего исследования и задавайте вопросы, ответы на которые помогут вам до нее дойти. Вопросы могут быть как общего, так и конкретного характера. Например, так: «Я отмечаю (наблюдаю за процессом и вижу), что общая численность населения уменьшается с каждым годом. Какие шаги может предпринять государство для стимулирования молодых семей к рождению детей? (для наблюдения используем метод наблюдения, соответственно, также сюда можно добавить метод сравнения и анализа). Помните, что правильно поставленные вопросы существенно помогут продвинуться вам на всех дальнейших этапах исследования.
- Собираем справочную информацию. Изначально данный этап включает в себя поиск информации в литературных опубликованных источниках. Далее, когда будут сформулированы вопросы к исследованию – можно собирать справочную информацию для поиска ответов на вопросы и их анализа (опять же выбираем необходимые нам методы исследования).
- Создаем гипотезу. Гипотеза – это предварительно заявленное объяснение нашего вопроса, которое делается исходя из имеющихся навыков и знаний в области исследования. Смотрим применительно к нашему примеру. Гипотеза, выдвинутая в ходе ответа на поставленный вопрос при помощи метода: «Доходы молодых семей не позволяют им создать достойные условия для рождения и воспитания детей»
- Создаем прогноз и выполняем тест. Проверьте свою гипотезу методом проведения анализа, наблюдения, сравнения или подходящим вам специфическим методом (например, методом опроса обычных людей или заведомо установленной контрольной группы). Здесь необходимо установить изменения, которые можно измерить или наблюдать при помощи выбранного метода исследования.
- Проанализируйте результаты и сделайте вывод. Используйте метод сравнения, чтобы оценить разницу между гипотезой (прогнозом) и результатом исследования.
- Оформите отчет или сформируйте публикацию по результатам исследования, чтобы довести их до научного сообщества. Иными словами, необходимо поделиться результатом с коллегами, другими учеными и т.д. Это поможет вам получить оценку своей научной работы и, возможно, получить новые интересные вопросы, что позволит взглянуть на исследование по-другому и провести более детальные, дополнительные исследовательские работы (возможно, что ваша гипотеза будет опровергнута или покажется недостаточно доказанной).
Важно:
При помощи научного метода может быть исследовано только проверяемое явление. Ни в коем случае нельзя допустить в работе фальсификации данных или информации. Все должно быть проверено, измерено и поддаваться наблюдениям, быть «прозрачным».
В качестве подтверждения могут выступать доказательство или опровержение гипотезы: и то, и другое является прямым признаком проведения проверки на достоверность. Данные, противоречащие гипотезе, не следует сбрасывать со счетов, они могут подойти для ее логичного опровержения.
Во время исследования необходимо установить наблюдение и за другими важными переменными и факторами, которые могут оказать любое влияние на конечный результат научной работы.
Научный метод может применяться во многих областях науки. Можно анализировать и тестировать показатели мероприятий по охране труда на производстве, изучать финансовые показатели банков или достижения научных организаций, оценивать эффективность нового метода лечения в системе здравоохранения или продуктивность сельскохозяйственной реформы т.д. Этот список может быть бесконечным. Важно применить правильные, подходящие для вашего исследования, методы и по окончании научной работы сформировать четкие однозначные выводы на основе полученных результатов.