Как найти микротемы в стихотворении

Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах.

Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?

В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней.

Микротема

Микротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца).

Особенности микротем:

  • если в тексте несколько частей, то они имеют более узкую тему;
  • каждая описывает один абзац;
  • все они логически связаны.

Структура и схема микротемы

В классическом виде микротема состоит из:

  • зачина (первого предложения с главной мыслью выделенной части текста);
  • раскрытия, уточнения мысли;
  • концовки.

Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца.

При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.

Если какую-то из микротем не использовать, обязательно нарушается целостность и связность повествования, теряется идея рассказа.

Для поиска нити рассказа нужно:

  1. Определить в каждом абзаце ключевые понятия.
  2. Исключить вспомогательные предложения, дополнения и уточнения.
  3. Составить краткое описание абзаца (можно использовать одно или несколько предложений).

Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом.

Какие виды связи Микротемы существуют?

Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа:

  •  лексические — повторы слов или корней, антонимы и синонимы;
  • грамматические — местоимения, частицы, союзы, синтаксический параллелизм, единство обозначения действия и другие.

Микротемы связаны:

  • последовательно (выстраивая цепь) — последующая мысль вытекает из предыдущей, используются отсылки (она сказала, ему дали, он решил) и замена слов на похожие по смыслу;
  • параллельно — предложения противопоставляются или сопоставляются, их связь основана на схожести структуры с употреблением одинаковых по виду и времени глаголов.

Связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны последовательно или параллельно.

Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого.

При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.

Какой способ связи в повествовании книги кажется вам более понятным для понимания темы: параллельный или последовательный?

( 5 оценок, среднее 3.6 из 5 )

Возможно,
у вас не все пункты плана получится отобразить. Для удобства я внизу написала
приблизительный образец того, что у вас должно получиться. Смотрите на
выделенные красным цветом предложения. Немного добавьте, доработайте, и вас
получится мини-сочинение( т.е. анализ стихотворения).

План анализа лирического
произведения

1.Первое впечатление от прочитанного, ассоциации. Смысл заглавия.

2. Тема. Основные образы.

3. Жанровые особенности. Идея.

4. Композиция стих-я. Деление на микротемы.

5. Образ лирического героя.

6. Средства выразительности:

– фонетические: аллитерация (повтор одних и тех же согласных
звуков), ассонанс (повторение гласных звуков); прием звукописи

– лексические: эмоционально-окрашенные слова,

книжная/ разговорная лексика;

тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, метонимия,
оксюморон, ирония, сарказм),

лексический повтор;

– морфологические: слова какой части речи преобладают, какова их
функция;

– синтаксические: простые или сложные предложения,

односоставные или двусоставные предложения,

риторический вопрос, риторическое восклицание ,риторическое
обращение,

инверсия, градация, синтаксический параллелизм, парцелляция,

– прием цветописи.

7. Особенности ритма, рифмы ,стихотворного размера.

Образец анализа

__________,_____________,_______ – такая картина возникает в воображении после
прочтения стихотворения __________(ФИО автора) «______». Словно вторит
ассоциациям читателя название произведения.

Предметом изображения поэта становится (является) ____________. Перед нами возникает вереница ярких
образов
(___________,____________,______________,_________),
свидетельствующих о
том, что основная тема стихотворения – __________________.

Это поэтическое произведение воспринимается как ________________(лирическая
миниатюра, дружеское/ любовное/ гражданское послание, пейзажная зарисовка,
элегия, анакреонтическая лирика, философское размышление)
.
_____________,_____________ – вот центральные вопросы ,с которыми поэт
обращается к читателю.
__________(автор)постепенно
подводит нас к основной мысли: _______________(сформулировать идею).

В композиционном плане стихотворение распадается на ____частей:
___________,_________ (описать микротемы). Развитие сюжета /
чувства _________ ( динамично/ статично).

Лирический герой стихотворения – человек, который живет сердцем.
Ему важно __________________. Онсозерцатель/ активный деятель. 
Лирический герой тонко чувствует
природу: _____________.

Для того чтобы ярко, зримо представить описываемое поэт использует
широкий арсенал средств художественной выразительности.
Стихотворение воспринимается как некое
музыкальное произведение: так гармонично и естественно созданы звуковые образы
с помощью ассонансов/аллитераций(______________), приема
звукописи (______________).

Разнообразен и лексический состав произведения. В нем мы находим
такие эмоционально-окрашенные слова, как «______», «___» ,позволяющие
передать 
восторг
,умиление, радость/ уныние, печаль/ негодование, злость
 лирического героя от _________.

Автор умело сочетает книжную и разговорную лексику, что позволяет
просто , убедительно говорить о такомчувстве/понятии, как
_______.

Разнообразны и использованные _________(автор) тропы. Яркие эпитеты
(«____», «__») подчеркивают ____________, метафоры («____________», «_____»)
помогают образно представить ___________…..

В стихотворении преобладают имена существительные/ прилагательные/
глаголы
 ,что позволяет сосредоточить внимание на рисуемых
поэтом картинах, динамике событий/чувств.

Среди синтаксических средств выразительности можно отметить
использование
 риторических восклицаний
(«______!»), передающих чувство ____________; инверсию («_________»),
обращающую внимание читателя на слове «________»…..

Поражает и цветопись стихотворения: ____________(прокомментировать).

Обилие (или сочетаниепростых/ сложныходносоставных/
двусоставных предложений 
способствует передаче
ритмико-мелодической структуры стиха: от замедленного темпа строк ___строфы к
быстрому темпу ___
строфы. Поддерживается ритмический рисунок стиха и
стихотворным размером –

_________(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Мелодика стихотворения минорная/ мажорная.
_________________(привести свои ассоциации: может быть, колокольные
перезвоны, мелодия вальса, марша, ностальгическая мелодия…
).

Рифма , используемая в стихотворении – женская/мужская; рифмовка ___________( смежная, кольцевая,
перекрестная).

Мастерство автора состоит в том, что он гармонично соединил форму и
содержание, подчинив их раскрытию темы и идеи стихотворения.

Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?

Тема текста– о чем этот текст.
Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем- МИКРОТЕМ.
Микротема текста– это главная мысль одного абзаца.
Основная мысль текста– что нам сказал автор по данной теме, к чему привлек наше внимание.

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных “жизненных сценариев”, которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый “жизненный сценарий”.

Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа “жизненного сценария” написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.

Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть “родовые” проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) – Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) – Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) – Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от “родовых” проблем.

Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?

ОГЭ по русскому языку. Часть 1. Сжатое изложение .Как выделить микротемы в тексте

Как делить изложение на абзацы и микротемы?

Как научить ребенка находить главную мысль в тексте

Восходитель…

Высший разум

(574457)


12 лет назад

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

наталия трибунская

Знаток

(307)


7 лет назад

Микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста.
Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью .
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Диана Куликова

Ученик

(144)


6 лет назад

Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют ПОДТЕМОЙ или МИКРОТЕМОЙ

Елена Абдуллаева

Ученик

(171)


6 лет назад

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста

Диана Амирова Дамировна

Знаток

(289)


6 лет назад

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

Анна Иванова

Ученик

(180)


6 лет назад

одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

РУСЛАН БЕЛЫЙ

Ученик

(106)


6 лет назад

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста

WaRbOrN Play

Ученик

(119)


6 лет назад

содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.
Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

Саша Мишин

Ученик

(182)


6 лет назад

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.
Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др. ) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т. е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные) . Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

ВОФГ

Знаток

(353)


5 лет назад

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Алинка Печенникова

Ученик

(105)


5 лет назад

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью . Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте.

Как выделить микротемы в тексте?

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Рассмотрим пример. Приблизительно такой текст вы услышите в аудиозаписи на ОГЭ.

Вот как выглядит этот текст. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Тренировочные задания.

Добавить комментарий