Как найти микротемы в тексте устное собеседование

10 февраля 2021 г. всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.

Как успешно сдать Итоговое собеседование? В этой статье мы подробно ответим на этот вопрос. Чтобы информацию было легче воспринять, мы по возможности представили её в форме «вопрос-ответ». Перед разбором каждого задания по отдельности приведём несколько ответов на общие вопросы.

КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование 2020 состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (5 баллов);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 20 баллов.

КАКИЕ КРИТЕРИИ?
Краткая сводка по критериям приведена ниже:

СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 20), либо зачёт (10-20 баллов из 20). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное –

спокойно перейти порог в 10 баллов

. Желательно с запасом в несколько баллов.

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет

ещё две попытки

. Пересдачи назначены на

10 марта 2021 г.

и

17 мая 2021 г.

. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как

дополнительные попытки

сдать экзамен.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения

незачёта

, либо в случае

неявки по уважительной причине

. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.

КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У МЕНЯ ДЕФЕКТ РЕЧИ?
Итоговое собеседование создано НЕ для того, чтобы «отсеять» тех, у кого дефект речи. Оно создано, чтобы развить навыки чтения, пересказа и спонтанной речи.

Наличие дефектов речи не влияет на оценку ответа.

К тому же учителя – понимающие люди, и будут относиться более лояльно к ученикам с дефектом речи, потому что таким ученикам сложнее выполнять задания Итогового собеседования.
Если дефекты речи

абсолютно

не позволяют выполнять задания, то должна быть рекомендация ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕФОРМАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ?
Нет, при использовании неформальной лексики («классно», «крутой», «фоткать» и т.п.) будут сниматься баллы.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.

ЗАДАНИЕ 1. ЧТЕНИЕ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 2 минут
Что самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.

КАКОГО РАЗМЕРА БУДЕТ ТЕКСТ?
В тексте будет 160-200 слов. Для сравнения: в демоварианте размер текста составляет 177 слов.

ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?
● Прочитать про себя текст (лучше дважды).
● Продумать, как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.
● Начать готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЧТЕНИЮ ВЫПИСЫВАТЬ СЛОВА В ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК?
Нет, поле для заметок выдаётся, когда ученик приступает к заданию №2.

МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПОМЕТКИ В ТЕКСТЕ?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?
Да, можно.

НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?
Если Вы уложитесь в 2 минуты, то получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно (по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики слишком торопятся).

Не торопитесь!

КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?
Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём многим помогает.

КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?
Апробация показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в слове, где уже указано, на какую букву падает ударение smile

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?
В ЛЮБОМ тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно. Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот (шестисот и т.д.)».
Поэтому советуем изучить табличку:
Склонение числительных (таблица)

МОГУТ ЛИ ПОПАСТЬСЯ СЛОВА СО СЛОЖНЫМ УДАРЕНИЕМ?
Да, могут попасться, но могут и НЕ попасться. Советуем изучить ударения в сложных словах, ведь всё равно через 2 года при подготовке к ЕГЭ придётся учить ударения. Однако не стоит бросать ВСЕ силы на изучение ударений, тем более что разрешается допустить одну орфоэпическую ошибку (ошибку, связанную с ударениями).
Ударения

НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?
Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?
Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания. Подробности мы привели в табличке:

Совет: не следует бросать все силы на правильную интонацию. Она оценивается всего 1 баллом. 1 балл дадут, даже если в единичных случаях интонация была неверной. 0 поставят лишь при условии, что текст в целом был прочитан монотонно. Следующие задания куда важнее, они принесут намного больше баллов.

ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ
Время на подготовку: 2 минуты
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату в пересказ.

КАКАЯ СТРУКТУРА У ТЕКСТА?
Большинство текстов имеют одну и ту же структуру. Во введении автор подводит читателя к основной части. В основной части раскрывается тема. В заключении автор делает вывод.
Именно от этой структуры следует отталкиваться при работе с текстом:

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?
1. Читаем текст про себя, подчёркивая ключевые слова (главные мысли и идеи).
2. Определяем окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.
3. Думаем, в какое место поставить цитату.
4. Пытаемся запомнить главные мысли.
5. По истечении времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой.

НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?
Как думаете, за что дадут больше баллов – за 2

подробно пересказанных абзаца или за 4 кратко пересказанных абазаца?
Эксперты советуют пересказывать текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить все микротемы.
Вычлените из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не успеть запомнить все микротемы.

КАК СЖИМАТЬ ТЕКСТ?
Для сжатия текста нужно время, которого у Вас практически не будет. Поэтому основная задача – это запомнить основные мысли, опорные слова. При желании можете ознакомиться с приёмами сжатия текста, которые пригодятся на изложении ОГЭ. Так Вы поймёте, какую информацию можно сразу отбросить.

СКОЛЬКО МИКРОТЕМ В ТЕКСТЕ?
Как правило, 1 абзац = 1 микротема. Будет полезно подсчитать количество абзацев и держать это число в уме при пересказе, чтобы не упустить микротемы. Для облегчения задачи можете загибать пальцы на каждой микротеме.

СНИЗЯТ ЛИ БАЛЛЫ, ЕСЛИ Я ПЕРЕПУТАЮ ПОРЯДОК МИКРОТЕМ?
Нет, не снизят. Главное – озвучить все микротемы. Поэтому если Вы по ходу пересказа вспомнили, что пропустили микротему, то добавьте её. За отсутствие микротемы балл снизят, за изменённый порядок микротем – не снизят.

МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ПОДЧЁРКИВАТЬ С ТЕКСТЕ?
Да, можно. Для успешного пересказа даже нужно. Обязательно подчёркивайте в тексте ключевые слова и старайтесь их запомнить. Ключевые слова облегчат пересказ.

СЛЕДУЕТ ЛИ В ПЕРЕСКАЗЕ ОЗВУЧИВАТЬ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ И НАЗВАНИЯ?
Не советуем. Если Вы ошибётесь в названии, в году, в каких-то цифрах, то будет засчитана фактическая ошибка. А это минус 1 балл. Поэтому озвучивайте цифры и названия, только если на 100% уверены, что они верны.

НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ?
Нет, цитата будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для заметок).

В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?
Всё зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале (сначала вводное предложение, а потом цитата). В каком-то – в середине текста. Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста.

КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ?
Чтобы цитата была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»).
Советуем использовать

прямое

цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.
Пример:
«Кулибин – Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)

ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».

КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил.
(При косвенном цитировании нельзя сказать «наших дней», потому что Кулибин жил более 200 лет назад, а мы должны перевести цитату в косвенную речь. В этом можно запутаться).
ВЫВОД:

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

, А НЕ КОСВЕННОЕ!

КАК ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕСКАЗ?
Если последний абзац (вывод) начать с вводного словосочетания «таким образом», то текст с большинстве случаев (но не всегда) будет звучать цельно и логично.

ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ
Время на подготовку: 1 минута
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.

ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?
НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении

нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно!
Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.

МОЖНО ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно.

МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?
Нет, выбрать тему можно только один раз.

ОПИСАНИЕ
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?
Монолог должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный рассказ.

ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?
Чёрно-белой.

ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?
Да, перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых написано, о чём следует рассказать. Однако Вы не обязаны следовать этим пунктам.

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.

НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза.
Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.

КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?
Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог.
Помочь в описании фото помогут следующие вопросы:
● Кто изображён на фотографии?
● Как он выглядит?
● Какое у него выражение лица?
● Где он находится?
● Когда было сделано фото?
● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок?
● Чем он занят?
● О чём он, возможно, думает?
● Какие чувства он, скорее всего, испытывает?
● Что больше всего привлекает в фотографии?
● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

СЛОВА-СИНОНИМЫ:
● Фотография: снимок, кадр, изображение, фото, фотоснимок.
● Фотограф: автор фотографии, автор снимка.
● Внешний вид: облик, очертание, наружность.
● Сфотографировать: сделать снимок, снять, запечатлеть.
● Изобразить: показать, воспроизвести, представить, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.
● Увидеть: заметить, приметить, усмотреть, подметить, посмотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

КЛИШЕ:
● Предложенная для описания фотография интересна тем, что…
● При первом взгляде на фотографию…
● На фотографии мы видим…
● Фото несёт в себе определённое настроение:…
● Если внимательно посмотреть на изображение, то…
● Передать атмосферу события помогает…
● Автор снимка запечатлел…
● На фотографии изображён(-ы)…
● Слева (справа/вверху/внизу) виднеется…
● Завершая описание, хочется отметить…
● Своё описание хочется закончить (чем?)…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что на ней изображён(а)(поход / рыбалка / последний звонок и т.д.)
3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
4. Перед нами(школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня).
5. Мне кажется, фотографию сделал(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото).
6. На фотографии мы видим(девочек / двух юношей / много выпускников)
7. Они(описать внешний вид, одежду, чем заняты)
8. Их лица (его лицо, её лицо)(радостны, печальны, сосредоточенны), потому что
9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным.
10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.


ПОВЕСТВОВАНИЕ

КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?
Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● Как событие планировалось?
● Как велась подготовка?
● Как событие начиналось?
● Когда произошло событие?
● Где произошло событие?
● Кто были участниками события?
● Чем завершилось событие?
● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)?
● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Однажды…
● Сначала…
● Потом…
● Далее…
● Затем…
● После этого…
● В итоге…


ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА
1. Я хочу рассказать об одном интересном событии –
2. Туда я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).
3. Наша (поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату).
4. К этому мероприятию мы готовились заранее:(читали об этом / изучали материалы / собирали вещи).
5. И вот наступил долгожданный день.
6. Во время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на)
7. Кроме того, мы увидели
8. Самым интересным оказалось …, так как(получили много впечатлений / получили полезный опыт)
9. Мне (понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что(мы хорошо провели время / мы узнали много нового)
10. Мне бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.

РАССУЖДЕНИЕ
КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?
1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать).
2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис).
3. Сделайте вывод.

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы:
● В чём причина данного явления?
● Что из этого следует?
● К чему приводит данное явление?
● Что оно значит?

КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?
Структура такая же, как и в сочинении ОГЭ:
тезис → доказательства → вывод

СЛОВА-СВЯЗКИ:
● Я думаю…
● Возможно…
● Вероятно…
● По-видимому…
● Таким образом…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ
1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
2. (Произнести заданную для монолога тему).
3. Попробую изложить свою точку зрения.
4. Итак, (прочитать первый предложенный вопрос).
5. Думаю, что … (ответ на первый предложенный вопрос).
6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что
8. Кроме того, (изложить информацию из последнего вопроса).
9. (Ответ на последний вопрос)
10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ
Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут
Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2 предложений).

ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Облегчает.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:
– Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?
– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
– Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по прохладе. Каждое время года по-своему интересно.

ИТОГ: Недостаточно ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений, аргументировав (пояснив) своё мнение.

КЛИШЕ:
● Я думаю, что…
● Я считаю, …
● Как мне кажется, …
● По-моему, …
● По-видимому, …
● Следовательно, …
● Итак, …
● Таким образом, …

Примеры ответов на вопросы в задании №4

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?
Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.


● Видеоуроки
● Примеры ответов на вопросы в задании №4

Пишите внизу свои вопросы, мы постараемся ответить smile

Удачи на Итоговом собеседовании!

Скоро итоговое собеседование. Готовимся к пересказу

До итогового собеседования девятиклассникам остался месяц с хвостиком. Оставшееся время надо посвятить усиленной подготовке. Самый сложный вид задания на ИС – пересказ. Поговорим о нем.

О том, как готовится к заданию № 1 (чтению вслух), я рассказывала статье “Месяц до итогового собеседования. Готовимся к чтению текста”. Сегодня предлагаю материалы для подготовки к пересказу. Их может использовать как сам девятиклассник, так и учителя-словесники на своих уроках и факультативах.

Номер задания в итоговом собеседовании — 2.

Вид работы — пересказ с привлечением дополнительной информации.

Текст — научно-публицистический, рассказ о выдающемся деятеле науки, техники, культуры, искусства, спорта и др.

Объём текста — 160 – 200 слов.

Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания

  1. Сохранение при пересказе микротем текста (П1):
  • 2 балла — все основные микротемы исходного текста сохранены;
  • 1 балл — упущена или добавлена одна микротема;
  • 0 баллов — упущены или добавлены две и более микротем.

2. Соблюдение фактологической точности при пересказе (П2):

  • 1 балл — фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет;
  • 0 баллов — допущены фактические ошибки (одна или более).

3. Работа с высказыванием (П3):

  • 1 балл — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично;
  • 0 баллов — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.

4. Способы цитирования (П4):

  • 1 балл —ошибок нет;
  • 0 баллов — допущены ошибки при цитировании (одна или более).

Максимальное количество баллов — 5.

Примечание

Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл.

Критерии оценивания правильности речи

  1. Соблюдение грамматических норм (Г):
  • 1 балл — грамматических ошибок нет;
  • 0 баллов — допущены грамматические ошибки (одна или более).

2. Соблюдение орфоэпических норм (О):

  • 1 балл — орфоэпических ошибок нет, или допущена 1 орфоэпическая ошибка (исключая слово в тексте с поставленным ударением);
  • 0 баллов — допущены 2 и более орфоэпических ошибок.

3. Соблюдение речевых норм (Р):

  • 1 балл — речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок;
  • 0 баллов — допущены речевые ошибки (четыре или более).

4. Искажение слов (ИСК):

  • 1 балл — искажений нет;
  • 0 баллов — допущены искажения слов (одно и более).

Максимальное количество баллов (за задания 1 и 2) — 4.

Порядок процедуры пересказа

  1. Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.
  2. Ученик работает с текстом (читает его про себя). В это время ученик готовится не только к чтению, но и к пересказу: запоминает основные мысли, ключевые слова. Время — до 2-х минут.
  3. По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика

о готовности читать вслух.

4. Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.

5. Учитель-собеседник переключает ученика на подготовку к пересказу.

6. Ученик готовится к пересказу: делает выписки из текста, читает цитату и определяет её место в тексте, продумывает способ включения цитаты в пересказ. Время — до 2-х минут.

7. Учитель-собеседник забирает у ученика текст. Цитатой пользоваться можно.

8. Ученик пересказывает текст. Время — до 3-х минут.

Важно! Во время пересказа никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за пересказ сразу НЕ озвучиваются.

Чек-лист. Подготовка к пересказу

  1. При подготовке к первому заданию ИС (чтению вслух) прочитайте текст про себя.
  2. Запомните главные мысли, подчеркните ключевые слова.
  3. При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный учителем-собеседником, подчёркнутые ранее ключевые слова. (См. памятку 1).
  4. Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. (См. памятку 2). Держите это в голове при пересказе.

5. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.

6. Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит

по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.

7. Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ. (См. памятку 3).

8. Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.

Памятка 1. Как делать записи во время подготовки к пересказу?

  1. Во время подготовки к чтению вы уже подчеркнули ключевые слова, поэтому сразу, как только учитель-собеседник засёк время, начинайте выписывать их на бланк.
  2. Будет лучше, если одной рукой вы будете указывать себе в тексте на подчёркнутые слова, а второй их записывать. Так вам не придётся искать слова глазами и тратить на это время.
  3. Используйте сокращения, но учтите, что они должны быть понятны вам.
  4. Не надо выписывать вводные слова, союзы, частицы. Не обязательно ставить знаки препинания (это ЧЕРНОВИК, который никто, кроме вас, не увидит).
  5. Числительные записывайте цифрами, без вспомогательных слов. (Например, 1993 вместо 1993 год).
  6. Не тратьте время и не выписывайте фамилию, имя и отчество самого героя текста: их можно прочитать в пояснении к цитате.
  7. Лучше каждую запись начинать с новой строчки, чтобы при пересказе вы не терялись в словах, написанных сплошным текстом.
  8. Постарайтесь выписать ключевые слова из каждого абзаца, не зацикливайтесь на начале текста, иначе у вас не хватит времени на последнюю часть и при пересказе вы можете не вспомнить, о чём там шла речь.
  9. Обязательно в записях сделайте пометку, где будете вставлять цитату.

Памятка 2. Примерная структура текста

Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).

  1. Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
  2. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
  3. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
  4. Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.

Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ

1. Прямое цитирование (дословная передача слов)

Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):

  • ФИО говорил: «Цитата».

Варианты посложнее:

  • Недаром ФИО утверждал: «Цитата».
  • Заслуги (ФИО героя текста в родительном падеже) подтверждают слова ФИО (того, кому принадлежит высказывание): «Цитата».
  • «Цитата», — так говорил об этом человеке ФИО.
  • Сам ФИО (героя текста) говорил следующее: «Цитата».

2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений)

Клише

  • ФИО говорил, что…
  • ФИО утверждал, что…

Важно!

При косвенном цитировании личные местоимения 1 лица следует заменять на 3 лицо или на существительное.

Сравните:

Граф Александр Фёдорович Орлов говорил: «Я не мог не ценить в нём высокие нравственные качества».

Граф Александр Фёдорович Орлов говорил, что он не мог не ценить

в Аврааме Сергеевиче Норове высокие нравственные качества.

3. Цитирование при помощи вводных слов

Клише

  • По словам ФИО, цитата.
  • Как говорил ФИО, цитата.

Важно!

В этом случае также следует заменять местоимения 1 лица на 3-е лицо.

Сравните:

Константин Алексеевич Коровин говорил: «Мои картины — это я, моё пение жизни, моя радость».

По словам Константина Алексеевича Коровина, его картины — это он, его пение жизни, его радость.

Советы

Совет 1

Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок!

Совет 2

Если вы забыли включить высказывание во время пересказа (а такое нередко случается от волнения) и вспомнили о нём только тогда, когда пересказали текст полностью, не расстраивайтесь и произнесите цитату в конце. Вам могут не дать балл по критерию П3 («Работа с высказыванием»), зато вы не потеряете балл по критерию П4 («Способы цитирования»).

Другие материалы для подготовки к итоговому собеседованию читайте здесь:

Месяц до итогового собеседования. Готовимся к чтению текста

Продолжаем готовиться к итоговому собеседованию. Монологическое высказывание (описание)

Итоговое собеседование. Готовимся к монологу (повествование, рассуждение)

Итоговое собеседование не за горами. Готовимся к диалогу

Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.

Как не пропустить микротемы при собеседование на ОГЭ?

Нур Халитов
[11.6K]

4 года назад 

На устном собеседование по русскому языку.

Alham­dulil­lah
[6.6K]

4 года назад 

Микротемы это составные части общего текста,так сказать, темы каждого абзаца. Например, общая тема- собеседование по русскому языку. И пошли микротемы: является ли русский язык вашим родным языком (далее-текст,текст,т­екст); какие оценки были в школе по русскому и литературе (опять текст, обсуждение), какую специальность вы бы хотели получить в будущем (снова обсуждение). Из таких микротем составляется тема. Просто нужно в тексте выделять отдельные эпизоды и понять какая общая мысль этого эпизода, как описать этот микротекст в двух словах. Как то так.

система выбрала этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Антар­и
[61.5K]

3 года назад 

Тексты на собеседовании даются обычно простые. Они состоят из 3-4 абзацев. Каждый абзац – отдельная микротема, на это и надо опираться.

Чтобы ничего не пропустить, можно во время подготовки к собеседованию делать заметки на специальном листочке. Главное – не пытаться переписать весь текст целиком, а очень коротко набросать: 1-й абзац – об этом, 2-й – об этом и т.д.

Полезно еще выписывать собственные имена и наименования или что-то сложное, что легко забыть.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Задание 1. Чтение

       Время на подготовку: 2 минуты

Время
на выполнение: до 2 минут

Что
самое важное: ТЕМП ЧТЕНИЯ и ИНТОНАЦИЯ.

       В тексте будет 160-200 слов.

ЧТО ДЕЛАТЬ 2 МИНУТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ?

Прочитать
про себя текст (лучше дважды).

                   
Продумать,
как правильно произнести даты, цифры, названия, фамилии, имена, отчества.

                   
Начать
готовиться к пересказу, запоминая главные мысли.

МОЖНО
ЛИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЧИТАТЬ ТЕКСТ ВСЛУХ?

Да,
можно.

НАСКОЛЬКО БЫСТРО ЧИТАТЬ ТЕКСТ?

Если Вы уложитесь в 2 минуты, то
получите +1 балл за темп речи, поэтому не следует читать слова слишком медленно
(по слогам). Также нежелательно читать текст очень быстро (многие ученики
слишком торопятся). Не торопитесь! 

КАК ДЕЛАТЬ МЕНЬШЕ ОШИБОК?

Во время чтения ведите пальцем по тексту. Этот приём
многим помогает.

КАКУЮ ОШИБКУ БУДЕТ ОБИДНО ДОПУСТИТЬ?

      
Апробация
показала, около 30% девятиклассников не умеют «считывать» знак ударения в
словах. Постарайтесь не быть среди тех 30%, кто неправильно ставит ударение в
слове, где уже указано, на какую букву падает ударение.          Байконỳр

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЗАДАНИИ?

      
В ЛЮБОМ
тексте будут встречаться цифры, и иногда их непросто произнести правильно.
Самое сложное – это склонение числительных. Например, очень часто встречается
ошибка, когда говорят «более пятиста (шестиста и т.д.)» вместо «более пятисот
(шестисот и т.д.)».

Поэтому советуем изучить
табличку: Склонение числительных см. приложение

НУЖНО ЛИ РАСШИФРОВЫВАТЬ АББРЕВИАТУРЫ?

1

       Нет. Если написано «СМИ», «МГУ» и
т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С.
Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТОНАЦИЯ?

      
Интонация
должна соответствовать пунктуационному оформлению текста (так звучит
критерий). Поэтому следует обращать внимание на знаки препинания.
ЗАДАНИЕ 2. ПЕРЕСКАЗ

       Время на подготовку: 2 минуты

       Время на выполнение: до 3 минут

      
Что самое
важное: не упустить микротемы; не сделать фактических ошибок; включить цитату
в пересказ.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕСКАЗОМ ТЕКСТА?

      
1. Читаем
текст про себя, выписывая  ключевые слова (главные мысли и идеи).

2.                  
Определяем
окончательно, какова главная мысль в каждом из абзацев.

3.                  
Думаем, в
какое место поставить цитату.

4.                  
Пытаемся
запомнить главные мысли.

5.                  
По истечении
времени не торопясь пересказываем, плавно переходя от одной мысли к другой.

НУЖНО ЛИ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ПОДРОБНО?

       Эксперты советуют пересказывать
текст подробно, однако критерии не требуют подробного пересказа. Куда важнее запомнить
все микротемы
.

Выделите 
из каждого абзаца по одной мысли (по 1-2 небольших предложения) и соедините
мысли воедино. Если Вы будете пытаться запомнить текст подробно, то можете не
успеть запомнить все микротемы.

НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ЦИТАТУ?

      
Нет, цитата
будет у Вас перед глазами во время пересказа (как и поле для заметок). 

       В КАКОМ МЕСТЕ ПОСТАВИТЬ ЦИТАТУ?

Всё
зависит от текста. В каком-то тексте уместно добавить цитату в начале
(сначала вводное предложение, а потом цитата). В какомто – в середине текста.
Чаще всего (но не всегда) цитату лучше поставить ближе к концу текста.                                              
2

КАК ВКЛЮЧИТЬ ЦИТАТУ В ТЕКСТ?

      
Чтобы цитата
была логична, нужно слово-связка («недаром» / «неслучайно» / «не зря»).
Советуем

использовать
прямое цитирование, потому что при косвенном можно ошибиться.

Пример:

«Кулибин
– Архимед наших дней» (Г.Р. Державин)
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром
Державин утверждал: «Кулибин – Архимед наших дней».

КОСВЕННОЕ
ЦИТИРОВАНИЕ:

Недаром
Державин утверждал, что Кулибин – Архимед времени, в котором он жил.

      
ВЫВОД: ИСПОЛЬЗУЙТЕ
ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ
, А НЕ КОСВЕННОЕ!

ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ

      
Время на
подготовку: 1 минута Время на выполнение: до 3 минут

Что
самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.

ЧТО ВЫБРАТЬ –
ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?

      
НЕ
ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!!

Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на
что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в
рассуждении нужно думать на ходу. Одной минуты для составления
полноценного рассуждения недостаточно! Если в повествовании нужно
рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте
повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то
берите описание.

      
МОЖНО
ЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ФОТО ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ МОНОЛОГА?
Да, можно. МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ
ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?

Нет,
выбрать тему можно только один раз.

      
Описание 
НА ЧТО ОБРАТИТЬ
ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ?

Монолог
должен состоять не просто из отдельных предложений. Нужно, чтобы эти
предложения были связаны друг с другом, чтобы получился цельный
рассказ.

ФОТОГРАФИЯ БУДЕТ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЧЁРНО-БЕЛОЙ?

Чёрно-белой.

ЕСТЬ ЛИ В ЗАДАНИИ ПОДСКАЗКИ?

Да,
перед Вами будут лежать «подсказки» – пункты плана из карточки, в которых
написано, о чём следует рассказать.

Нужно набрать 10 фраз. 10 фраз – это 10
простых предложений.

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ

      
1.
Передо мной интересная фотография.

2.                  
Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка /
последний звонок и т.д.)

3.                  
Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4.                  
Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.)
(Если это улица или природа, то описать погоду и время дня). 5. Мне кажется,
фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на
фото).

6.                  
На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много
выпускников)

7.                  
Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты) 8. Их лица
(его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

9.                  
Я считаю, что снимок получился удачным….

10.              
Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт
чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

      
Повествование 

      
КАК
СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?

Помочь
в составлении рассказа помогут следующие вопросы:

  Как событие планировалось?

  Как велась подготовка?

3

4                                                                                                                   

       Как событие начиналось?

                   
Когда
произошло событие?

                   
Где произошло
событие?

                   
Кто были
участниками события?

                   
Чем
завершилось событие?

                   
Каковы были
эмоции у участников события (понравилось?

хотели
бы его повторить ещё раз?)?

                   
Почему именно
это событие стало для Вас запоминающимся?
СЛОВА-СВЯЗКИ:

       Однажды…

                   
Сначала…

                   
Потом…

                   
Далее…

                   
Затем…

                   
После этого…

                   
В итоге…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССКАЗА

       1. Я хочу
рассказать об одном интересном событии – …

2.                  
Туда
я отправился вместе с (классом/семьёй/друзьями).

3.                  
Наша
(поездка/экскурсия) состоялась (указать примерную дату). 4. К этому
мероприятию мы готовились заранее: … (читали об этом / изучали материалы /
собирали вещи).

5.                  
И
вот наступил долгожданный день.

6.                  
Во
время (поездки/экскурсии/путешествия/мероприятия) мы побывали (в / на)…

7.                  
Кроме
того, мы увидели …

8.                  
Самым
интересным оказалось …, так как … (получили много впечатлений / получили
полезный опыт)

9.                  
Мне
(понравилась эта / понравился этот / понравилось это) …, потому что … (мы
хорошо провели время / мы узнали много нового)

10.              
Мне
бы хотелось снова принять участие в подобном мероприятии.

РАССУЖДЕНИЕ

5

КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?

1.  Сформулируйте тезис (мысль,
которую вы будете доказывать).

2.  Подберите доказательства
(примеры, которыми подтверждается тезис).

3.  Сделайте вывод.

       Помочь в составлении рассказа
помогут следующие вопросы:

  В чём причина данного явления?

  Что из этого следует?

  К чему приводит данное явление?

  Что оно значит?

КАКОВА СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ?

Структура
такая же, как и в сочинении ОГЭ:

тезис → доказательства → вывод

       СЛОВА-СВЯЗКИ:

  Я думаю…

  Возможно…

  Вероятно…

  По-видимому…

  Таким образом…

ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН РАССУЖДЕНИЯ

1.     
Мне
предложили порассуждать на интересную тему.

2.     
(Произнести
заданную для монолога тему).

3.     
Попробую
изложить свою точку зрения.

4.     
Итак,
(прочитать первый предложенный вопрос).

5.     
Думаю,
что … (ответ на первый предложенный вопрос).

6.     
(Ответ
на второй предложенный вопрос), потому что…

7.     
Я
считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8.     
Кроме
того, (изложить информацию из последнего вопроса).

9.     
(Ответ
на последний вопрос)

10.  Таким образом,
(сделать общий вывод). Такова моя позиция.

ЗАДАНИЕ 4. ДИАЛОГ

•     Время на подготовку: 0 минут
Время на выполнение: до 3 минут

Что самое важное: давать ПОЛНЫЕ ответы (желательно от 2
предложений).

6

       ПРИМЕРЫ ПЛОХИХ ОТВЕТОВ:

                    
Облегчает
или усложняет Интернет Вашу жизнь?

– Облегчает.

                    
Хотели бы
Вы жить постоянно в одном времени года?
– Думаю, нет, не хотел бы.

       ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ОТВЕТОВ:

                    
Облегчает
или усложняет Интернет Вашу жизнь?

– Я считаю, что Интернет скорее облегчает мою жизнь, чем усложняет. К
примеру, Интернет очень помогает мне в учёбе. Если меня интересует какой-то
вопрос, то ответ на него довольно легко и быстро можно найти в Интернете.
Хотели бы Вы жить постоянно в одном времени года?

                    
Думаю, нет,
постоянно жить в одном времени года я не хотел бы. Хоть мне и нравится больше
всего лето, но если представить, что, например, 10 лет подряд будет только
лето, то я буду очень скучать по остальным временам года, по снегу, по
прохладе.

Каждое
время года по-своему интересно.

ИТОГ: Недостаточно
ответить одной фразой. Желательно в ответ включить не менее двух предложений,
аргументировав (пояснив) своё мнение.

КЛИШЕ:

  Я думаю, что…

  Я считаю, …

  Как мне кажется, …

  По-моему, …

  По-видимому, …

  Следовательно, …

  Итак, …

  Таким образом, …

Примеры ответов:

                                       Интернет 

                    
ЧЕМ
ИНТЕРНЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ?
 

                    
Интернет
предлагает разнообразные образовательные ресурсы: открытый банк заданий ОГЭ
для подготовки к экзаменам, онлайнтренажёры, программы для 3Dмоделирования,
справочные порталы, виртуальные экскурсии.

                    
ПОЧЕМУ
ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ ИНТЕРНЕТ?

– Люди используют

Интернет,
потому что в нём можно найти ответ на любой вопрос, получить нужную
информацию, пообщаться с его помощью с теми, кто далеко, переслать по почте
файлы, проконсультироваться со специалистами, скачать и распечатать
документы. 

                    
МОЖЕТ ЛИ
ИНТЕРНЕТ БЫТЬ ВРЕДНЫМ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ? ПОЧЕМУ?
 

                    
Интернет
может быть вредным, если человек не умеет вовремя распознать мошенников,
обманщиков, преступников; если получает доступ к информации, которая
воздействует на его психику. Дружба

                    
ПОЧЕМУ, ПО
ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВАЖНО ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ?
 

                    
Друзья нужны,
чтобы общаться, помогать друг другу в трудную минуту, чтобы порадоваться
успехам друг друга. 

                    
ЛЕГКО ЛИ
ДРУЖИТЬ? ПОЧЕМУ? 

                    
Дружить
легко, потому что друг может тебя понять и простить, потому что друзей
связывают общие интересы, им вместе не скучно.

                    
ЛЕГКО ЛИ
НАЙТИ ХОРОШЕГО ДРУГА?
 

                    
Хорошего
друга найти нелегко. Нужно время, чтобы понять, есть ли взаимопонимание,
взаимовыручка между людьми. «Друзья познаются в беде» – гласит народная
мудрость. Но друзья познаются и в минуты радости, когда искренне радуются
твоим успехам.


СКОЛЬКО НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ У ЧЕЛОВЕКА?
 

– Настоящих друзей много не
бывает. У кого-то это только один друг, у кого-то два. 

– СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТЕМ, ЧТО
НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ НИКОГДА НЕ ПРЕДАЮТ ДРУГ  ДРУГА? 

– Я согласен с тем, что настоящие
друзья никогда не предают. Если такое случилось, дружбы не будет. Друзья
стараются помогать друг другу, поддерживать в сложных ситуациях, подсказывать
выход. 


СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТЕМ, ЧТО ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ? ПОЧЕМУ? 

– Я думаю, что друзья познаются
не только в беде, но и в радости. Когда, например, ты стал победителем,
настоящий друг поздравит тебя искренне, без зависти, разделит с тобой радость
победы.

8

Рекомендации для подготовки к устному собеседованию

 (9 класс)

Задание 1. Чтение текста

Оценивается темп чтения, соответствие интонации знакам препинания текста (понижение голоса в конце повествовательного предложения, соблюдение вопросительной или восклицательной интонации, интонации перечисления при однородных членах), соблюдение орфоэпических норм (правильное произношение, верная постановка ударения в словах), склонение числительных, отсутствие искажения или замены слов.

Весь порядок действий, при котором не должно быть никаких лишних движений. Что делает ученик во время подготовки в течение первых 3 минут?

– Экзаменуемый читает текст до конца;

– старается понять общий смысл на уровне темы (о ком? о чѐм?): тема бывает названа не позднее 2 – 3 предложения текста;

– в каждом абзаце текста обучающийся находит и проговаривает слова, трудные для чтения: имена числительные, написанные цифрами, длинные слова;

– он обращает внимание на знаки препинания: они помогут правильно интонировать текст и делать паузы;

 – экзаменуемый выделяет в тексте основную информацию, сохраняя все микротемы и содержание, для этого выделяет ключевые слова, по 1 – 3 слова в каждой микротеме;

– делает наброски;

На подготовку к чтению текста отводится примерно 3мин. Засеките время, потренируйтесь.

Задание 2. Пересказ текста с использованием цитаты.

Примерная структура предлагаемого на собеседовании текста:

– представление героя, его главное достижение;

 – возможен рассказ о существовавших проблемах, которые должен разрешить/разрешил герой текста;

– рассказ об основных делах, достижениях;

 – память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.

  1. Определите, в какой части текста вы будете использовать цитату.

Для успешного выполнения подобного задания важно понять смысл высказывания;

 – соотнести его с основным смыслом каждой микротемы;

– определить, перед или после какой микротемы наиболее логично использовать данную цитату;

– необходимо продумать логические связки, с помощью которых можно ввести ее в текст пересказа.

  1. Способ цитирования вы выбираете самостоятельно. Можно использовать предложение с прямой речью либо с косвенной.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ЦИТАТУ!

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа можно отнести:

– неоправданно длинные паузы в речи;

– искажения в произношении имѐн собственных и терминов;

– фактические ошибки при пересказе;

– сжатый пересказ вместо подробного;

– пропуски важных микротем текста;

– неумение логично включать высказывание в пересказ;

– неумение использовать способы цитирования в речи.

Внимательно прочитайте и старайтесь всё учесть при подготовке к чтению и пересказу текста.

Третья часть итогового собеседования представляет собой монолог.

Девятикласснику предлагается выбрать одну из тем, каждой из которых соответствует тип речи.

  • Первая – описание фотографии.
  • Вторая – повествование (рассказ)
  • Третья – рассуждение.

К каждой из тем выдается небольшой план (вроде рекомендаций); можно пользоваться этими записями как планом, но читать вслух при ответе НЕЛЬЗЯ! Ответ должен выглядеть как цельный, последовательный текст.

В монологе должно быть НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТИ фраз, иначе он не будет засчитан. Причем нельзя надолго «зависать», придумывая, что же сказать еще. Речь должна течь плавно.

Описание

Очень трудно сказать 10 фраз, описывая фотографию. Напрасно многие школьники выбирают это задание – почти все они не справляются с описанием. Ведь что там можно так долго описывать?

  • Кто изображен – 1
  • Во что одет – 2
  • Что делает – 3
  • Какой фон – 4
  • Какое время года, погода – 5

Вот, собственно, и все.

Если уж очень хочется взять именно описание фотографии, то надо помнить, что по каждому из этих пяти пунктов надо сказать ДВЕ фразы. Например, не «На фотографии изображена девушка», а «На фотографии изображена девушка. Я думаю, ей лет 18». Не «Она едет на велосипеде», а «Она едет на велосипеде. Я вижу, что девушка уверенно держится: наверное, она хорошая велосипедистка.»

Если вы упомянули, что фон – это деревья, следующей фразой предположите, какие: липы, тополя, дубы… Если сказали, что на фото лето, добавьте, что солнышко светит ярко, что человек одет легко, что на деревьях листья…

В конце обязательно сделайте вывод. Можно даже заготовить стандартный: «Мне очень понравилась фотография, так и хочется оказаться там, где это происходит (на этой горке, на этом празднике, вместе с этими ребятами на речке и т.п.)»

Повествование

Эта тема намного проще. Рассказывая о чем-то, сказать 10 фраз проще простого. Мало того, не надо обдумывать композицию, ведь повествование обычно ведется просто в хронологической последовательности.

Вот только считать фразы при ответе все же необходимо: как ни мала вероятность того, что их будет меньше, она все же существует. Поэтому, если вы видите, что фраз мало, надо что-то добавить. Можно тоже заготовить заранее несколько фраз. Например, «Эта история мне часто вспоминается. Она произвела на меня сильное впечатление. Я думаю, она показывает, что … (надо помогать старшим, концерт любимой группы – это здорово, спорт – это жизнь и т.д.»)

Чтобы подготовиться к повествованию, стоит заранее найти информацию

  • Про художника и картину плюс в какой картинной галерее она находится
  • Про писателя и книгу
  • Про композитора и произведение
  • Про актера плюс где он снимался
  • Про фильм и режиссера
  • Про профессию
  • Про помощь людям
  • Про помощь животным
  • Про подвиг

Рассуждение

Объективно это самая легкая тема, так как трудно сказать менее 10 фраз, а знать ничего особо не надо, кроме того, что знает любой современный человек. Например, «Смелость и безрассудство – это одно и то же или нет»? Примеры смелости и безрассудства нетрудно придумать.

Однако необходимо придерживаться определенной композиции:

  • Тезис (ответ на вопрос темы: «Я считаю, что…»
  • Доказательства
  • Вывод («Вот поэтому я и думаю, что…»)

Подбирая доказательства, стоит опираться на план, который будет выдан.

Обычно никаких проблем с 10 фразами не возникает. Но все же надо помнить, что доказательства надо приводить развернутые. Не «Примером может служить Алексей Мересьев», а «Примером может служить Алексей Мересьев. Он был летчиком. Когда фашисты сбили его самолет, он выжил, но ему пришлось много дней со сломанными ногами добираться до своих. Герою ампутировали ноги. Но он все равно вернулся в военную авиацию, научившись не только ходить на протезах, но и танцевать». Вот тогда и ответ будет понятным, и фраз достаточно.

Задание 4. Диалог

Это самое простое из всех заданий. Экзаменатор будет задавать вопросы, а девятикласснику надо просто на них отвечать.

НЕЛЬЗЯ отвечать одним словом – только полным предложением!

Можно ответить в стиле: «Не знаю, но думаю, что…»

Ничего не случится, если ответишь неправильно по смыслу – важно лишь не наделать речевых и грамматических ошибок!

Добавить комментарий