Как найти модель слова

Как составить модель слова

Начинающим изучать тот или иной язык нередко дают задание составить звуковую модель того или иного слова. Делается это, чтобы научить школьника или студента звуковому анализу, поскольку написание слова не всегда совпадает с его звуковым составом. Звуковые модели помогают понять структуру конкретного слова и речи в целом. Поупражняться в составлении моделей можно и самостоятельно, а заодно и привлечь к этому детей. Дошкольники и младшие школьники обычно выполняют подобные задания с удовольствием.

Как составить модель слова

Вам понадобится

  • – разноцветные кружочки, квадратики или фишки;
  • – набор фломастеров или карандашей;
  • – тетрадь в клеточку.

Инструкция

Задумайте слово. Для первых упражнений выберите не очень сложное, в котором количества звуков и букв не слишком отличаются. Решите, фишками какого цвета вы будете обозначать «звуки вообще», не подразделяя их на гласные и согласные. Например, возьмите несколько фишек белого цвета. Выложите столько, сколько звуков в слове.

Посчитайте гласные и согласные звуки. Допустим, гласные будут красного цвета. Замените в выложенной модели белые фишки на красные. В дальнейшем можно задание усложнить, обозначив темно-красным цветом йотированные гласные, а розовым — остальные. Но тут нужно быть очень внимательным и вспомнить, в каких фонетических ситуациях йотированные гласные обозначают 2 звука. Так бывает в начале слова, после гласных и после мягкого и твердого знаков, которые в звуковом анализе отдельно не обозначаются. Для подобных случаях необходимо особым значком обозначить «й». При изучении другого языка можно подобрать фишки определенного цвета, например, для дифтонгов и трифтонгов, а также разные значки для восходящих и нисходящих дифтонгов.

Перейдите к согласным. Выберите для них какой-нибудь нейтральный цвет, поскольку значки все равно придется заменять. Пусть все согласные будут черными или серыми. Положите их вместо белых фишек.

Определите твердые и мягкие согласные. Подберите для них подходящий цвет. Одни могут быть синими, другие — зелеными. Для обучающегося грамоте ребенка обычно этого бывает достаточно. Для студента, изучающего иностранный язык, задачу можно усложнить, продолжив классификацию. Можно выбрать свой цвет фишек для звонких и глухих согласных, шипящих, свистящих и так далее. В моделях допустимы и двойные значки — например, окрашенные в синий цвет, которым обозначена мягкость или твердость, и тот, которым вы решили обозначать сонорные.

Полезный совет

Чтобы не путаться в дальнейшем, запишите условные цвета. Они могут быть заданы педагогом. После составления модели очень полезно ее записать, особенно если вы занимаетесь с ребенком.

Составление моделей может превратиться в интересную игру с детьми и даже со взрослыми. Составьте модель и предложите игрокам угадать слово. Если они затрудняются, можно обозначить круг понятий, к которому это слово имеет отношение.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове….

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка. Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков,
  • используется для передачи мыслей более 50,
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать.

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят,
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков. Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • буква,
  • звук,
  • слог,
  • ударение.

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова.

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализаФонетика схема

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы].
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать [зд’элат’], косьба [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализаФонетический разбор слова пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные,
  • гласные.

Основное различие в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в русском языке полугласная. В школьном курсе ее считают согласным – это «й». Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я,
  • йэ – е,
  • йу – ю,
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают.

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализаЗвуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать. Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Характеристика перечень количество
звонкие б, в,г,д,ж,з,р,л,н,м 10
глухие п,ф,к,т,ш,с,х,ц,ч,щ 10
парные по зв/гл б (п), в (ф), г (к), д (т),ж (ш), з (с) 6
непарные звонкие р, л, н, м 4
непарные глухие х, ц, ч, щ 4
шипящие ж, ч, ш, щ 4
мягкие все, кроме шипящих и ц 15
твердые все, кроме шипящих и ц 15
всегда твердые ж, ш, ц 3
всегда мягкие Й, ч, щ 3

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим.

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова. Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат,
  • мягкие согласные – зеленый квадрат,
  • гласные – красный квадрат,
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника),
  • слог, где мягкий согласный с гласным, прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать. При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко. Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализаТаблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам, затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] согл. твердый, глухой и парный,

с [с] – согл., мягкий, глухой и парный,

ё [о] – гласный и ударный.

3 б. 3 зв.

Как делается фонетический разбор слова: пример звукового анализаФонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л [л]- согл., твердый, звонкий и непарный,

а [а] – гласный и ударный,

з [з] – согл., мягкий, звонкий и парный,

е [э] – гласный и неударный,

р [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

5 б. 5 зв.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству, овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

Это интересно! Как отличить заимствованные слова в русском языке: примеры иноязычных выражений

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые заканчиваются на гласный,
  • закрытые – на согласный,
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи ться [ца].

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух, укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

Совет 1: Как составить модель слова

Начинающим постигать тот либо другой язык неоднократно дают задание составить звуковую модель того либо другого слова. Делается это, дабы обучить школьника либо студента звуковому обзору, от того что написание слова не неизменно совпадает с его звуковым составом. Звуковые модели помогают осознать конструкцию определенного слова и речи в совокупности. Поупражняться в составлении моделей дозволено и независимо, а заодно и привлечь к этому детей. Дошкольники и младшие школьники обыкновенно исполняют сходственные задания с удовольствием.

Как составить модель слова

Вам понадобится

  • – разноцветные кружочки, квадратики либо фишки;
  • – комплект фломастеров либо карандашей;
  • – тетрадь в клеточку.

Инструкция

1. Задумайте слово. Для первых упражнений выберите не дюже трудное, в котором числа звуков и букв не слишком отличаются. Решите, фишками какого цвета вы будете обозначать «звуки вообще», не подразделяя их на гласные и согласные. Скажем, возьмите несколько фишек белого цвета. Выложите столько, сколько звуков в слове.

2. Посчитайте гласные и согласные звуки. Возможен, гласные будут красного цвета. Замените в выложенной модели белые фишки на красные. В будущем дозволено задание усложнить, обозначив темно-красным цветом йотированные гласные, а розовым — остальные. Но здесь необходимо быть дюже внимательным и припомнить, в каких фонетических обстановках йотированные гласные обозначают 2 звука. Так бывает в начале слова, позже гласных и позже мягкого и твердого знаков, которые в звуковом обзоре отдельно не обозначаются. Для сходственных случаях нужно специальным значком обозначить «й». При постижении иного языка дозволено подобрать фишки определенного цвета, скажем, для дифтонгов и трифтонгов, а также различные значки для восходящих и нисходящих дифтонгов.

3. Перейдите к согласным. Выберите для них какой-либо нейтральный цвет, от того что значки все равно придется заменять. Пускай все согласные будут черными либо серыми. Положите их взамен белых фишек.

4. Определите твердые и мягкие согласные. Подберите для них подходящий цвет. Одни могут быть синими, другие — зелеными. Для обучающегося грамоте ребенка обыкновенно этого бывает довольно. Для студента, постигающего иноземный язык, задачу дозволено усложнить, продолжив систематизацию. Дозволено предпочесть свой цвет фишек для громких и глухих согласных, шипящих, свистящих и так дальше. В моделях возможны и двойные значки — скажем, окрашенные в синий цвет, которым обозначена мягкость либо твердость, и тот, которым вы решили обозначать сонорные.

Совет 2: Как предпочесть слова с твердыми согласными

Согласные звуки обычно делят на твердые и мягкие. У всей из этих групп есть свои отличительные знаки, в том числе и артикуляционные – расположение губ, языка, зубов во время произношения. Следственно отличать крепкий согласный от мягкого на слух необходимо опытным путем. А также с применением правил орфоэпии.

Как предпочесть слова с твердыми согласными

Инструкция

1. Мягкий согласный принуждает подыматься к нёбу примерно все тело языка. При этом звук приобретает мягкое звучание – происходит так называемая палатализация. При произношении твердого звука приподнимается либо только кончик языка, либо его средняя часть, но в меньшей степени, чем при артикуляции мягкого звука. К примеру, в слове «великан» при произношении первого [г’] между языком и нёбом образуется больше тесная щель, чем при произнесении второго, твердого [г].

2. Произношение губных твердых согласных на концах слов отличается больше плотным смыканием губ, чем этого требуют мягкие согласные. Испробуйте произнести «ряб – рябь», «топ – топь» и сравните степень напряжения губ.

3. Специальное место занимает согласный [н]. Он не может быть твердым перед мягкими согласными [д], [т], [н] , а почаще произносится мягко и перед [з], [с], [ч], [ш’]. К примеру, слово «бубенчик» звучит – [буб’eн’ч’ик].

4. Звуки [ж] , [ш] , [ц] неизменно произносятся твердо, [ч’] , [щ’], [й] – неизменно мягко.

5. Отсортировать твердые согласные дозволено и по звукам, которые следуют непринужденно за необходимой нам звуковой единицей. Перед буквами «е», «ё», «и», «ю», «я», «ь» всякий согласный звук неизменно мягкий. Перед всеми остальными буквами – крепкий.

6. Неизменно твердыми являются [т], [д], [б] на конце приставок, если за ними следуют мягкие губные звуки либо крепкий знак. Пример: «отпить»- [отп’ит’], «обвинять» – [обв’ин’ат’ ].

7. Звук [р] неизменно крепкий перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [ш’]. Пример тому: «борщ»- [борщ’].

8. Есть определенные слова, в которых, не смотря на дальнейший смягчающий гласный [е], согласный звук произносится твердо, скажем «купе», «свитер», «отель» будут звучать [купэ’], [ св’итэ’р], [отэ’л’] соответственно.

Полезный совет
Дабы не путаться в будущем, запишите условные цвета. Они могут быть заданы педагогом. Позже составления модели дюже пригодно ее записать, исключительно если вы занимаетесь с ребенком. Составление моделей может превратиться в увлекательную игру с детьми и даже со взрослыми. Составьте модель и предложите игрокам угадать слово. Если они затрудняются, дозволено обозначить круг представлений, к которому это слово имеет отношение.

Цели: способствовать внедрению в практику
преподавания русского языка приемов,
отрабатывающих умение опираться на морфемную
структуру слова при решении разных языковых
задач, а именно при определении правильного
написания слова

От качества работы над составом слова напрямую
зависит результативность обучения орфографии в
школе. Именно поэтому я сочла необходимым
рассказать о некоторых эффективных приемах
обучения правописанию с опорой на структурный
анализ слова. Все эти приемы направлены на то,
чтобы уже в начальных классах дети осознали
самое главное свойство русского письма:
отражение единообразного графического облика
морфем в процессе написания слова. Однако в
процессе обучения в школе далеко не все учащиеся
поднимаются на этот морфемный уровень осознания
русской орфографии. Многие дети и в средней школе
остаются на начальных этапах усвоения
грамотного письма.

Установлено, что, оперируя морфемами, школьники
часто и не подозревают о смысловом их наполнении
и не учитывают это свойство значимых частей при
написании слова, разборе по составу, выяснении
грамматических признаков. Так появляются ошибки,
которые искажают не только морфемный состав
слова, но и семантическую его суть:

я-щик, под-ру-га, а-ист, п-ушк-а, о-гнев-ой,
по-по-дал-ся
(попадался), мя-чик, пла-щик,
со-дим-ся
(садимся), р-ечк-а, под-дорож-ник (подорожник),
пере-пел-к-а, пере-дн-ий и т.п. (на доске)

Основная цель работы в области состава слова и
словообразования состоит не только в том, чтобы
сформировать умение морфемного разбора слова, но
и в развитии способности более высокого уровня:
умения ориентироваться в структуре слова,
мгновенно распознавая те морфемы, которые
определяют ход и результат языкового анализа,
направленного на решение конкретной
орфографической задачи. Другими словами, нужно
учить детей с первых лет обучения в школе не
только умению разбирать слова по составу, но и
умению использовать результаты этого разбора
для выбора правильного написания слова. Причем
эту способность нужно закладывать на уроках
именно в начальной школе.

Очень важно найти эффективные приемы, с помощью
которых в школьные годы можно активизировать
морфемный канал восприятия слова, то есть
поднять морфемную структуру слова на уровень
актуального осознания. Это предполагает в первую
очередь наличие развитой способности различать
в словоформе разные типы языковых значений,
выражаемых морфемами.

Исключительно эффективным приемом, с помощью
которого открывается морфемный канал,
формируется умение “выхватывать” в словоформе
наиболее яркие структурные особенности,
является работа со словообразовательными
моделями слов.

Своеобразным эпиграфом к работе со
словообразовательными моделями может стать
стихотворение А.Шибаева “Спрятанные слова”:

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
– Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?

Словообразовательную модель школьники
воспринимают в виде графической схемы
морфемного состава словоформы без указания
корня. Заполнение корневого пространства
подходящей морфемой окончательно формирует
лексическое значение словоформы, но при этом
грамматико-словообразовательные признаки
остаются общими для всех слов анализируемой
словообразовательной модели

В отличие от привычных схем, которые принято
использовать в процессе обучения русскому языку,
словообразовательная модель является
источником многогранной информации о слове.

Разумеется, ученикам начальных классов для
анализа предлагаются доступные их восприятию
словообразовательные модели. Приступая же к
такому анализу, нужно помнить, что способность к
многоаспектному анализу словоформы формируется
в результате целенаправленной и кропотливой
работы на уроках русского языка.

При подготовке к урокам можно воспользоваться
материалом из книги М.В. Панова “Занимательная
орфография”, в которой весело и остроумно
рассказывается об основном свойстве морфемы –
ее значимости.

Большую пользу в работе со
словообразовательными моделями оказывает
графический диктант, цель которого обозначить
морфемную структуру слова в виде
словообразовательной модели. Чтобы облегчить
эту работу на первых порах, предлагаю
последовательно использовать разные виды этого
диктанта, чередование которых зависит от того,
насколько успешно ученики овладевают тремя
операциями:1) записать слово; 2) разобрать его по
составу; 3) обозначить модель, которой оно
соответствует.

Опыт показывает, что дети младших классов
должны пройти несколько этапов, чтобы научиться
выполнять графический диктант. Сначала дети
учатся последовательно выполнять все три
операции анализа: записывают слово ->
графически разбирают его по составу –> обозначают
словообразовательную модель (запись в тетради:
лис ят а – ят а ).

Через какое-то время дети овладевают этим
анализом и способны перейти ко второму этапу,
когда письменно выполняют только 1 и 3-ю
операции (запись в тетради: лисята – ят а).

И наконец – собственно графический диктант;
ребята фиксируют на письме только третью
операцию, изображая модель слова (запись в
тетради: ят а ).

Графический диктант может дать хорошие
результаты при соблюдении таких условий:

  1. проводить его регулярно (1-2 раза в неделю);
  2. давать для подобного разбора не больше двух
    слов;
  3. осложнять работу заданиями типа “написать
    слово той же модели”, “устно определить
    значение окончания” и т.п.;
  4. предлагать для анализа модели, обозначающие
    слова, употребленные не только в начальной форме,
    что поможет быстрее понять, что морфемная
    структура слова отражает процессы не только
    словообразования, но и формообразования.

Графический диктант помогает в практике
преподавания преодолеть один недостаток,
который, по мнению психологов, мешает
формированию навыков осознанного членения слова
по составу. Ученые отмечают, что разбирать по
составу написанное слово дети привыкли. Но
учащиеся не умеют анализировать слово звучащее.
Графический же диктант способствует
формированию именно этого сложного и важного
умения.

Хочу подчеркнуть, что работа со
словообразовательными моделями рассматривается
не как отдельный тип упражнения, построенный на
использовании необычной графической записи
слова и время от времени предлагаемый ученикам, а
как особое направление в обучении,
способствующее формированию умения
ориентироваться в структуре слова, вычленять в
слове разные типы языковых значений, проводить
структурный анализ на уровне
словообразовательных обобщений.

В качестве примера приведу несколько типов
заданий, ориентирующих на смысловой,
грамматический, орфографический,
морфемно-словообразовательный анализ слов через
осмысление словообразовательной модели. Для
работы на уроках русского языка в начальных
классах выбираются словообразовательные модели,
доступные восприятию школьника.

Задания можно разделить на такие типы,
связанные с разнообразными направлениями в
работе со словообразовательными моделями слов:

  • зрительное восприятие структуры слова по
    модели-рисунку;
  • накопление групп одноструктурных слов;
  • образование слов, соответствующих одной
    словообразовательной модели;
  • поиски загаданного слова по модели-подсказке;
  • графическое изображение гнезд однокоренных
    слов с помощью словообразовательных моделей;
  • поиски слов одной словообразовательной модели
    в тексте.

Приведу примеры заданий по каждому из
названных направлений в работе со
словообразовательными моделями на уроках
русского языка в начальной школе.

1. Зрительное восприятие структуры слова по
модели-рисунку.

Именно с заданий этого типа лучше всего начать
работу со словообразовательными моделями в
начальных классах. Особенностью этих заданий
является необычная графическая подача
словообразовательной модели: корневые пустоты
заполняются рисунком, который дает информацию о
значении этой морфемы в слове. При этом учащиеся
зрительно воспринимают морфемную структуру
слова в целом.

Такая работа в большей степени имеет
пропедевтическое значение, поскольку на самых
ранних этапах работы со структурой слова в
начальных классах дети еще имеют довольно
смутное представление об аффиксах, затрудняются
в их выделении, опознавании, а основное внимание
в такой работе уделяется корню.

Вместе с тем в процессе анализа модели-рисунка
идет накопление информации о возможном строении
слов в русском языке, запечатлевается
графический образ многих суффиксов, приставок и
окончаний, а также постепенно перед учениками
раскрывается одно из самых важных свойств
морфем: это не простое сочетание букв (или
звуков), это смыслы, значения, которые
передают важную информацию о слове.

2. Накопление групп одноструктурных слов

Это очень важное направление в работе со
словообразовательными моделями. Заключается оно
в том, что постепенно учащиеся накапливают
определенное количество словообразовательных
моделей и соотносящихся с ними перечней корней.

Начинается такая работа с анализа, например,
записи, которую учитель делает на доске.

енький :

-бодр-

-голуб-

-мал-

-слад-

-стар-

Характер записи определяет существо учебной
деятельности учащихся. Во-первых, нужно
внимательно рассмотреть словообразовательную
модель и попробовать отгадать слова, которые
“спрятаны” в этой записи. Во-вторых, нужно
соотнести словообразовательную модель с
перечисленными корнями. Предлагаемый список
корневых морфем (кстати, на уроке можно
использовать не весь список, а, к примеру, только
два корня) помогает ученику еще до записи
“увидеть” в словообразовательной модели
зашифрованные слова. И, наконец, третье – это
запись зашифрованных слов с указанием их
морфемного состава.

Со временем перечень слов, соответствующих
одной словообразовательной модели, ученики
могут под руководством учителя дополнять
другими примерами.

3. Образование слов, соответствующих одной
словообразовательной модели

На основе этого вида заданий у учащихся
формируется способность к проведению
элементарного словообразовательного анализа,
когда по заданной модели нужно образовать целый
ряд слов.

Формулировка заданий к таким упражнениям может
звучать, например, так:

– от слов … образуйте имена существительные
(прилагательные, глаголы) по указанной модели;

– напишите слова, которые образуются по данной
модели; разберите эти слова по составу.

Для примера приведу несколько моделей и слова,
от которых можно образовать по данным моделям
новые.

ник (орех, осина, береза);

няк (береза, ива, дуб, известь);

Выполнение подобного анализа способствует
обогащению словарного запаса учащихся начальных
классов, так как при образовании слов по моделям
дети не только узнают новые для них слова, но и
уточняют значение (а значит, и написание,
строение) слов известных.

4. Поиск загаданного слова но
модели-отгадке

Загадка как специфический вид дидактического
материала довольно часто используется на уроках
русского языка в начальных классах

В качестве подсказки может служить и
словообразовательная модель. При этом привычная
работа с загадками и разнообразными словесными
играми приобретает особый обучающий смысл, так
как нацеливает не только на поиски загаданного
слова, но и дает при этом смысловые ориентиры, то
есть грамматические и словообразовательные
значения, выражаемые аффиксами. Работа может
сопровождаться дополнительными заданиями типа:

рассмотрите словообразовательную модель. Как
вы думаете, какой частью речи будет загаданное
слово. Можно ли что-нибудь сказать о значении
этого слова?

используя словообразовательную модель,
расскажите, существительным какого рода и какого
склонения должно быть загаданное слово.

– назовите два слова той же модели, что и
слово-отгадка. Что общего во всех этих словах?
Покажите, какой значимой частью слова они
отличаются (корнем).

5. Графическое изображение гнезд однокоренных
слов с помощью словообразовательных моделей

Несмотря на то, что в графическом изображении
словообразовательной модели не указывается
звуко-буквенный состав корня, можно проводить
интересную работу именно с однокоренными
словами на основе использования этой
специфической формы записи слов. Работу по
составлению гнезд однокоренных слов с
использованием графической записи
словообразовательных моделей можно
сопровождать разнообразными заданиями,
например, такими:

  • внимательно рассмотрите запись. Найдите
    спрятанные в ней слова и запишите их буквами,
    обращая внимание на правильное написание корней.
  • определите, какими частями речи являются
    зашифрованные слова.
  • найдите слова с нулевым окончанием. Определите,
    какой частью речи является каждое из таких слов.
  • напишите зашифрованные слова. Что их объединяет
    и в чем состоит их различие?

6. Поиск слов одной словообразовательной модели
в тексте

Упражнения этого типа являются более сложными
для выполнения, так как опознание
одноструктурных слов происходит на уровне
текста, что осложняет работу учащихся, поскольку
требует чтения и смысловой обработки текста. Для
подобного анализа можно предлагать детям такие,
например, тексты.

Формирование умения проводить
морфемно-орфографический анализ слова.

Приведу только несколько направлений в работе,
которые не получили пока широкого применения в
школьной практике, но которые обладают высокой
эффективностью и способствуют формированию
умения проводить морфемно-орфографический
анализ слова:

  • поморфемное проговаривание и поморфемное
    письмо;
  • работа с корнями-омофонами;
  • орфографический анализ слова на основе
    словообразовательной модели.

Коротко охарактеризуем каждое из названных
направлений в орфографической работе на уроках
русского языка в начальной школе.

1. Поморфемное проговаривание и
поморфемное письмо

В отличие от слогового проговаривания,
поморфемное требует четкого произнесения каждой
морфемы в слове. Этот способ
орфографического чтения является значительно
более сложным для ребенка 2-3 классов, так как
предполагает наличие способности вычленять
морфемы в процессе записи слова и до записи его.

Поморфемное проговаривание в начальной школе
лучше всего сочетать со слоговым. При этом
сначала ученик проводит более привычную для него
работу – по-слоговое проговаривание (сли-во-во-го
со-ка),
затем записывает слово (сливового
сока)
и после этого, зрительно воспринимая
написанное слово, ученик пытается осмыслить его
структуру и четко проговорить каждую морфему.
Такой анализ проводится на начальных этапах
введения поморфемного проговаривания. Затем
постепенно у детей формируется способность
“увидеть” морфемную структуру слова до его
записи, отчетливо проговорить каждую морфему
слова (лис-ят-а, пере-чит-а-ешъ) и после этого
безошибочно записать его по морфемам.

Прием поморфемного проговаривания полезно
подкреплять и поморфемным написанием слова. Этот
прием заключается в том, что при записи слова в
нем с помощью черточек отделяется одна морфема
от другой: Эта несложная в техническом
исполнении запись почти не используется в
практике преподавания русского языка. Во многом
это объясняется тем, что введенные в школьное
обучение графические символы морфем приучили
требовать от ученика такой последовательности в
выполнении разбора слова по составу: сначала
запиши слово
-> затем выдели в нем значимые
части.

При поморфемном письме ученик одновременно выполняет
орфографический и морфемный анализ, точнее, осмысляет
морфемный состав слова в процессе его написания.
Такой
подход к написанию трудно формируется, требует
достаточно много временных затрат, но дает
высокую отдачу, поскольку напрямую связан с
осознанием основ – главного принципа русского
правописания и формирует способность опираться
на морфемный состав слова в процессе его
написания.

Практика показывает, что прием поморфемного
письма дает положительные результаты при
условии его систематического использования на
уроках. Это, конечно, не означает, что поморфемной
записью нужно оформлять каждую письменную
работу школьников. Однако за правило можно взять,
например, требование обязательно обращаться к
этому приему один раз в неделю, предлагая
ученикам для записи отдельные словоформы,
словосочетания. При этом не нужно увлекаться
количеством слов, предназначенных для
поморфемного письма. Пусть за неделю школьники
напишут всего 3-4 слова таким образом, но подобная
работа, повторяем, должна выполняться учеником систематически
(то есть регулярно каждую неделю по 3-4 слова) и осмысленно.

Способом поморфемной записи (с соответствующим
поморфемным комментированием, проговариванием)
можно оформлять не только отдельные слова,
словосочетания, но и тексты, которые
предлагаются детям в процессе зрительного
восприятия (списывание) или восприятия на слух
(различные виды диктовок). Второй вариант
значительно сложнее для выполнения, так как
предполагает умение выделять морфемы в еще не
написанном слове, то есть в слове, которое не
воспринимается учеником зрительно. Однако
именно этим сложным умением должен овладеть
ученик, чтобы справиться с таким, например,
распространенным видом учебной деятельности,
как написание диктанта, когда от ученика требуется
в процессе записи слова опираться на его
морфемный состав.

Таким образом, в ходе поморфемного письма и
по-морфемного проговаривания отрабатывается
важное умение совмещать в процессе записи слова
морфемный и орфографический анализ. При такой
работе лучше запоминается графический образ
многих морфем, они быстрее “узнаются” в слове.
Именно на выработку этой способности и
направлены данные приемы обучения.

2. Работа с корнями-омофонами

Анализ слов-омофонов (спеш у с пиш у),
а также слов с корнями-омофонами (при мер ять –
при мир ять)
помогает в процессе
орфографического анализа обратить внимание
школьников на структурно-семантические отличия
данных слов (по сид етъ по сед етъ, про жи
ватъ
про жев атъ). Работа с такими словами
способствует усилению семантической
направленности в обучении орфографии.

Данный аспект в преподавании, как мы знаем,
является чрезвычайно важным, поскольку ученики,
как правило, не осознают, что “роль значения
можно свести к роли “стоп-сигнала”,
запрещающего относить некоторые слова к данному
корню”. Работа с такими словами направлена на то,
чтобы привлечь внимание ребенка к семантике
морфем, добиться того, чтобы они ощутили,
“увидели” этот “стоп-сигнал” и научились им
пользоваться в процессе письма.

Довольно часто эти омофоничные морфемы
находятся в словах, не полностью совпадающих по
звучанию (вылезать вылизать, преподающие
– припадающие, махать
моховик, могучий –
магический).
Но именно потому, что корневая
часть этих слов звучит одинаково, школьники
часто устанавливают ложные семантические и
словообразовательные связи между ними, что и
приводит к ошибкам.

Итак, я постаралась познакомить вас с приемами,
которые я использую для формирования
орфографических навыков и умений на основе
структурного анализа слова, которые каждый
учитель вправе использовать по своему
усмотрению с учетом подготовленности учащихся
конкретного класса и задач обучения.

Понятие о морфемике

  1. 1. Значимые части слова.
  2. 2. Определения «морфемы» и «морфемика».
  3. 3. Морфемная модель слова.
  4. 4. Для чего нужно учитывать значение морфем.

п.1. Значимые части слова.

Слова в русском языке состоят из звуков, букв (если слово записано), слогов. Это части слова. В отличие от них, морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс) являются значимыми частями слова, поскольку выражают определённые значения в составе слова. Таким образом, именно морфемы являются самыми маленькими значимыми единицами языка.

п.2. Определения «морфемы» и «морфемика»

Морфемы – это значимые части, из которых складывается слово.
Морфемика – раздел лингвистики, который изучает морфемы.

Слова морфема, морфемика образованы от греческого morphe «форма».

п.3. Морфемная модель слова

Очень многое о слове можно узнать по его морфемной модели, в которой указываются все значимые части слова, кроме корня.

К примеру, модель      оватую рассказывает, что за ней «скрыты» имена прилагательные со значением «немного, чуть-чуть» (его передаёт суффикс -оват-). Все «спрятанные» за этой моделью прилагательные имеют одну и ту же грамматическую форму: они употреблены в форме единственного числа женского рода винительного падежа (сладковатую, кривоватую, толстоватую).

Слова, соответствующие морфемной модели        истами, представляют собой имена существительные мужского рода 2-го склонения со значением «человек, который…»: аквалангистами, баскетболистами. Слова данной морфемной модели употреблены в форме множественного числа творительного падежа. А модель       истке соответствует именам существительным женского рода 1-го склонения, имеющим значение «женщина, которая…»: аквалангистке, баскетболистке. Эти слова употреблены в форме единственного числа родительного падежа.

Таким образом, за каждой морфемной моделью скрывается большое количество слов, которые имеют сходство в значении и общие грамматические признаки.

п.4. Для чего нужно учитывать значение морфем

Значения морфем важно учитывать для того, чтобы:
1) разбираться в строении слова;
2) правильно писать морфемы;
3) определять часть речи и морфологические признаки слова (время, лицо, род, число, падеж).

Добавить комментарий