Как найти модуль фрезы

Зубчатая передача впервые была освоена человеком в глубокой древности. Имя изобретателя осталось скрыто во тьме веков. Первоначально зубчатые передачи имели по шесть зубьев – отсюда и пошло название «шестерня».

За многие тысячелетия технического прогресса передача многократно усовершенствовалась, и сегодня они применяются практически в любом транспортном средстве от велосипеда до космического корабля и подводной лодки. Используются они также в любом станке и механизме, больше всего шестеренок используется в механических часах. Зубчатое колесо

Что такое модуль зубчатого колеса

Современные шестерни далеко ушли от своих деревянных шестизубых предков, изготавливаемых механиками с помощью воображения и мерной веревочки. Конструкция передач намного усложнилась, тысячекратно возросли скорость вращения и усилия, передаваемые через такие передачи. В связи с этим усложнились и методы их конструирования. Каждую шестеренку характеризует несколько основных параметров

  • диаметр;
  • число зубьев;
  • шаг;
  • высота зубца;
  • и некоторые другие.

Одним из самых универсальных характеристик является модуль зубчатого колеса. Существует для подвида – основной и торцевой.

Скачать ГОСТ 9563-60

В большинстве расчетов используется основной. Он рассчитывается применительно к делительной окружности и служит одним из важнейших параметров. Для расчета этого параметра применяют следующие формулы:

m=t/π,

где t – шаг. Параметры зубчатых колесМодуль зубчатого колеса можно рассчитать и следующим образом:

m=h/2,25,

где h – высота зубца. И, наконец,

m=De/(z+2),

где De – диаметр окружности выступов,а z – число зубьев.

Что же такое модуль шестерни?

это универсальная характеристика зубчатого колеса, связывающая воедино такие его важнейшие параметры, как шаг, высота зуба, число зубов и диаметр окружности выступов. Эта характеристика участвует во всех расчетах, связанных с конструированием систем передач.

Формула расчета параметров прямозубой передачи

Чтобы определить параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые предварительные вычисления. Длина начальной окружности равна π×D, где D – ее диаметр.Расчет модуля зубчатого колесаШаг зацепления t – это расстояние между смежными зубами, измеренное по начальной окружности. Если это расстояние умножить на число зубов z, то мы должны получить ее длину:

π×D=z,

проведя преобразование, получим:

D=(t /π)×z

Если разделить шаг на число пи, мы получим коэффициент, постоянный для данной детали зубчатой передачи. Он и называется модулем зацепления m.

t/π=m,

размерность модуля шестерни – миллиметры. Если подставить его в предыдущее выражение, то получится:

В=m×z;

выполнив преобразование, находим:

m=D / z.

Отсюда вытекает физический смысл модуля зацепления: он представляет собой длину дуги начальной окружности, соответствующей одному зубцу колеса. Диаметр окружности выступов De получается равным

De=d+2× h’,

где h’- высота головки. Высоту головки приравнивают к m:

 h’=m.

Проведя математические преобразования с подстановкой, получим:

De=m×z+2m = m(z+2),

откуда вытекает:

m=De/(z+2).

Диаметр окружности впадин Di соответствует De за вычетом двух высот основания зубца:

Di=D-2h“,

где h“- высота ножки зубца. Для колес цилиндрического типа h“ приравнивают к значению в 1,25m:

h’ = 1,25m.Устройство зубчатого колесаВыполнив подстановку в правой части равенства, имеем:

Di = m×z-2×1,25m = m×z-2,5m;

что соответствует формуле:

Di = m(z-2,5m).

Полная высота:

h = h’+h“,

и если выполнить подстановку, то получим:

h = 1m+1,25m=2,25m.

Иначе говоря, головка и ножка зубца относятся друг к другу по высоте как 1:1,25. Следующий важный размер, толщину зубца s принимают приблизительно равной:

  • для отлитых зубцов: 1,53m:
  • для выполненных путем фрезерования-1,57m, или 0,5×t

Поскольку шаг t приравнивается к суммарной толщине зубца s и впадины sв, получаем формулы для ширины впадины

  • для отлитых зубцов: sв=πm-1,53m=1,61m:
  • для выполненных путем фрезерования- sв= πm-1,57m = 1,57m

Характеристики конструкции оставшейся части зубчатой детали определяются следующими факторами:

  • усилия, прикладываемые к детали при эксплуатации;
  • конфигурация деталей, взаимодействующих с ней.

Детальные методики исчисления этих параметров приводятся в таких ВУЗовских курсах, как «Детали машин» и других. Модуль шестерни широко используется и в них как один из основных параметров.

Для отображения шестеренок методами инженерной графики используются упрощенные формулы. В инженерных справочниках и государственных стандартов можно найти значения характеристик, рассчитанные для типовых размеров зубчатых колес.

Исходные данные и замеры

На практике перед инженерами часто встает задача определения модуля реально существующей шестерни для ее ремонта или замены. При этом случается и так, что конструкторской документации на эту деталь, как и на весь механизм, в который она входит, обнаружить не удается. Самый простой метод – метод обкатки. Берут шестерню, для которой характеристики известны. Вставляют ее в зубья тестируемой детали и пробуют обкатать вокруг. Если пара вошла в зацепление – значит их шаг совпадает. Если нет – продолжают подбор. Для косозубой выбирают подходящую по шагу фрезу.

Такой эмпирический метод неплохо срабатывает для зубчатых колес малых размеров. Для крупных, весящих десятки, а то и сотни килограмм, такой способ физически нереализуем.

Результаты расчетов

Для более крупных потребуются измерения и вычисления. Как известно, модуль равен диаметру окружности выступов, отнесенному к числу зубов плюс два:

m=De/(z+2)

Последовательность действий следующая:

  • измерить диаметр штангенциркулем;
  • сосчитать зубцы;
  • разделить диаметр на z+2;
  • округлить результат до ближайшего целого числа.

Зубец колеса и его параметры Данный метод подходит как для прямозубых колес, так и для косозубых.

Расчет параметров колеса и шестерни косозубой передачи

Расчетные формулы для важнейших характеристик шестерни косозубой передачи совпадают с формулами для прямозубой. Существенные различия возникают лишь при прочностных расчетах.

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определениеЗацепления зубчатые относятся к передачам (подвиж­ным соединениям) и передают движение от двигателя к ис­полнитель­ным механизмам. К составным частям зубчатых передач отно­сятся зубчатые колеса (цилиндрические, кони­ческие), червяки, рейки

  • Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение
  • Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определениеДиаметр делительной ок­ружности d является од­ним из основных параметров, по кото­рому произ­водят расчет зубча­того ко­леса:
  • d = m × z,
  • где z – число зубьев;
  • m – модуль.
  • Модуль зацепления m – это часть диаметра делительной ок­ружности, приходящейся на один зуб:
  • m = t / π,
  • где t – шаг зацепления.
  • Высота зуба:
  • h = ha + hf,
  • где ha – высота головки зуба, ha = m; hf – высота ножки зуба, hf = 1,25m.
  • Диаметр окружности выступов зубьев:
  • da = d + 2ha = m(z + 2).
  • Диаметр окружности впадин:
  • df = d – 2hf = m(z – 2,5).
  • Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение
  • Служит для передачи вращения при параллельных осях валов.
  • Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение                              Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение
  •    ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m= 0,05…100 мм.
  • Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …
  • Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

  Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

  1. Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение
  2. Служит для преобразования вращательного движения в возвратно-посту­пательное.
  3. Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение                      Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение
  4. ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.
  5. Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …
  6. Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

   Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

  • Служит для передачи вращательного движения между валами со скрещивающимися осями.
  • ГОСТ 19672-74 устанавливает два ряда значений модулей m (мм).
  • Ряд 1: … 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10 …
  • Ряд 2: … 1,5; 3; 3,5; 6; 7 …

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

  1. Служит для передачи вращения при пересекающихся осях валов.
  2. ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m= 0,05…100 мм.
  3. Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …
  4. Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

     Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Источник: http://dgng.pstu.ru/sprav/8.htm

Зубчатые передачи

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение Зубчатые передачи — это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса. Зубчатые передачи служат для того, чтобы непрерывно передавать силу и крутящий момент двух валов, расположение которых определяет тип имеющейся зубчатой передачи. Вот о том, что представляют зубчатые передачи, мы и поговорим в этой статье.

Типы зубчатых передач

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение

Эвольвентное зацепление

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение

Все прямозубые цилиндрические передачи с одинаковым модулем зацепления могут из­готавливаться на одном оборудовании, не­зависимо от количества зубьев и размеров головки.

Модули зацепления цилиндрических и ко­нических зубчатых колес стандартизированы по DIN 780; модули зацепления червячных пе­редач по DIN 780; модули шлицевых соедине­ний по DIN 5480; модули зубчатого зацепле­ния нормального профиля для шестерен со спиральными зубьями по DIN 780.

Форма зубьев

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определениеДля прямозубых цилиндрических передач форма зубьев определяется DIN 867, DIN 58400; конических передач — DIN 3971; чер­вячных передач — DIN 3975; шлицевых соеди­нений — DIN 5480 (см. рис. «Прямые и косые зубья (наружное зацепление)» ).

Форма зубьев гипоидных передач регла­ментируется стандартом DIN 867. В допол­нение к стандартным углам зацепления (20° для зубчатых передач и 30° для шлицевых соединений) применяются также и углы заце­пления 12°, 14°30 15°, 17°30′| 22°30′ и 25°.

Рис. Характеристики прямозубой цилиндрической передачи передачи (циклоидное зацепление)

Коррегирование зубчатого зацепления

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определениеКоррегирование зубчатого зацепления (из­менение высоты головки зуба (см. рис. «Коррегирование зубчатого зацепления прямозубой цилиндрической передачи (циклоидное зацепление)» ) применяется для предотвращения подреза­ния у шестерен с малым количеством зубьев. Оно позволяет увеличить прочность ножки зуба и точно обеспечить межосевое расстояние.

Зубчатые передачи с точно заданным межосевым расстоянием

У зубчатых пар с точно заданным межосевым расстоянием изменение высоты головки зуба для шестерни и зубчатого колеса произво­дится на одинаковую величину, но в противо­положных направлениях, что позволяет сохранить межосевое расстояние неизменным. Такое решение применяется в гипоидных и косозубых передачах.

Зубчатые передачи с изменяемым межосевым расстоянием

Изменение высоты головки зуба для ше­стерни и зубчатого колеса производится независимо друг от друга, поэтому межосе­вое расстояние передачи может изменяться. Допускаемые отклонения линейных разме­ров зубчатых передач регламентированы. Для прямозубых цилиндрических передач — DIN 3960, DIN 58405; для конических передач — DIN 3971; червячных передач — DIN 3975.

Подставляя jη = 0 в приведенные ниже формулы, рассчитывают параметры за­цепления без зазора между зубьями. Для определения зазора между зубьями допу­скаемые отклонения толщины зубьев и зоны их зацепления принимают в соответствии со стандартами DIN 3967 и DIN 58405 в за­висимости от требуемой степени точности зубчатой передачи.

Следует отметить, что не обязательно стремиться к нулевому за­зору между зубьями. Для компенсации имею­щихся отклонений размеров зубьев и сборки шестерен достаточно иметь минимальный зазор, который, кроме того, предотвращает возможность заклинивания зубчатых колес.

Допускаемые отклонения других расчетных параметров (зазор между ножками двух смежных зубьев, межцентровое расстояние) приведены в стандартах DIN 3963, DIN 58405, DIN 3962 Т2, DIN 3967, DIN 3964.

Расчетные формулы для зубчатых передач

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение

Степени точности зубчатых передач (DIN 3961…..3964)

Зубчатые передачи стартера

Система допускаемых отклонений для зубчатых передач по «Стандарту межосевых расстояний» (DIN 3961) применяется в сило­вых приводах, где требуемый зазор между зубьями обеспечивается отрицательными допусками толщины зубьев. Эта система неприменима для зубчатых передач автомо­бильных стартеров, поскольку они работают со значительно большими зазорами между зубьями, которые обеспечиваются увеличе­нием межосевого расстояния.

Модули зубчатых передач стартеров

Большой крутящий момент, необходимый для пуска двигателя, требует применения зубчатой передачи с большим передаточным отношением (i = 10-20). Поэтому шестерня стартера имеет малое количество зубьев (z = 9-11), обычно с положительным смещением.

Для шага зубьев принято следующее обозна­чение: количество зубьев, равное, например, 9/10, означает нарезку девяти зубьев на за­готовке, рассчитанной по диаметру на 10 зу­бьев, и соответствует смещению +0,5. При этом допускаются небольшие отклонения величины коэффициента х.

(Это обозначе­ние нельзя смешивать с обозначением Р 8/10, приведенным ниже).

Стандарты зубчатых передач США

  • Вместо модуля для стандартизации зубча­тых передач в США используется показатель количества зубьев на 1 дюйм (25,4 мм) диа­метра делительной окружности или диамет­ральный модуль (питч) (Р):
  • Р = z/d = z/(z • m/25,4) =25,4/m
  • Для перевода стандарта США в европейский стандарт служит зависимость:
  • m = 25,4 мм / P
  • Размещение зубьев в пределах диаметраль­ного модуля называется окружным шагом зацепления (CP):
  • CP = (25,4 мм / P) π.
  • Табл. Стандарты зубчатых передач

Полная высота зуба

В стандартах США полная высота зуба обо­значается как высота головки ha = т, что соответствует величине т в стандартах Гер­мании.

Ножка зуба

  1. Обозначается так же, как и полная вы­сота зуба, но расчет головки зуба основы­вается на использовании своего модуля. Пример обозначения:
  2. Обозначение (пример): Р 5 /7
  3. Р = 7 для расчета головки зуба,
  4. Р = 5 для расчета других параметров.

Система обозначений и преобразований

  • Диаметр окружности выступов: OD = da.
  • Диаметр делительной окружности: PD = N/P = d (в дюймах) или PD = Nm = d (в мм).
  • Диаметр окружности впадин: RD = df
  • Начальный диаметр:
  • LD =(N+2x) / P (в дюймах)
  • или
  • LD= (N+2xm (в мм).
  • LD ≈ dw,
  • где dw — диаметральный модуль.

Расчет наибольшего допустимого давления зубчатых передач

Ниже приведены расчетные формулы, кото­рые могут применяться вместо стандартного расчета DIN 3990 «Расчет несущей способ­ности зубчатых передач». Эти зависимости применимы для расчета нагрузки транс­миссионных зубчатых пар, работающих в стандартном режиме.

Величины и единицы измерения для расчета наибольшего допустимого давления

Необходимое сопротивление усталост­ному выкрашиванию и изнашиванию металла для шестерни (колесо 1) вследствие высо­кого контактного давления достигается, если величина оценки сопротивления выкрашива­нию Sw равна или больше 1.

В случае зубча­того зацепления с z1< 20 следует принимать Sw ⩾ 1,2…1,5 из-за более высоких контактных напряжений в точке однопарного зацепления.

Поскольку контактные давления равны по ве­личине для обоих колес, значение kperm для зубчатого колеса 2 следует принимать такими же, как и для колеса 1 при частоте вращения n2, пользуясь помещаемой ниже таблицей.

Формулы для расчета наибольшего допустимого давления

Содержащиеся в таблице значения коэф­фициента &Perm применимы, когда оба колеса изготовлены из стали. Для пар зубчатых ко­лес из чугуна и стали или бронзы и стали этот коэффициент следует увеличить в 1,5 раза. В случае зубчатых пар из чугуна по чугуну или бронзы по бронзе коэффициент kperm следует увеличить примерно в 1,8 раза.

Для зубча­того зацепления лишь с одним поверхностно упрочненным колесом, коэффициент kperm для незакаленного колеса необходимо уве­личить на 20%. Все приведенные в таблице значения этого коэффициента рассчитаны на срок службы Lh = 5000 ч.

При оценке сопро­тивления выкрашиванию металла зубчатых колес Sw расчетный срок их службы может изменяться за счет коэффициента срока службы ф.

Коэффициент допустимого контактного давления kperm в H/mm2 для срока службы Lh = 5000 ч

Прочностные характеристики материалов для изготовления зубчатых передач приве­дены в табл. «Параметры материалов зубчатых передач«.

  1. При пульсирующей нагрузке для предела усталостной прочности (NL ⩾ 3*106). В случае знакопеременной      нагрузки следует применять коэффициент YL
  2. В пределах усталостной прочности в течение срока службы напряжения изгиба увеличиваются на коэффици­ент Ynt в зависимости от количества циклов нагрузки NL.

Коэффициент срока службы ф

  1. Коэффициент срока службы используется для корректирования приведенных в верх­ней таблице значений коэффициента допу­стимого контактного давления kperm (рас­считанного на срок службы Lh = 5000 ч) для различной расчетной продолжительности работы зубчатой передачи.
  2. Рекомендации по выбору расчетного срока службы зубчатых передач: при посто­янной работе с полной нагрузкой — от 40 000 до 150 000 ч; при прерывистой полной на­грузке — от 50 до 5000 ч.

Необходимая величина сопротивления разрушению зуба обеспечивается при SF ⩾ 1 для шестерни (колесо 1).

Если шестерня изготовлена из более проч­ного материала, чем зубчатое колесо 2, сле­дует также произвести проверочный расчет зубчатого колеса на изгибающие нагрузки.

Расчет зубчатого зацепления на изгиб и разрушение зуба

Коэффициент профиля зуба YFa

Скоростной фактор fv

[1] Оценка действительна для А = 6 (средний уровень точности).

В следующей статье я расскажу об электрических свойствах материалов.

Источник: http://press.ocenin.ru/zubchatye-peredachi/

Примерный расчет элементов зубчатого колеса

Длина всякой окружности равна ΠD; следовательно, длина начальной окружности зубчатого колеса будет выражена формулой Πd,.

Шагом t зацепления называется длина дуги начальной окружности между обращенными в одну сторону (левыми или правыми) профилями двух смежных зубьев см 517, б.

Если размер этой дуги взять столько раз, сколько имеется зубьев у колеса, т. е. z раз, то также получим длину начальной окружности; следовательно,

  • Πd = tz отсюда
  • d = (t / Π) z

Отношение шага t зацепления к числу Π называется модулем зацепления, который обозначают буквой m, т. е.

t / Π = m

Модуль выражается в миллиметрах. Подставив это обозначение в формулу для d, получим.

  1. d = mz откуда
  2. m = d / z

Следовательно, модуль можно назвать длиной, приходящейся по диаметру начальной окружности на один зуб колеса. Диаметр выступов равен диаметру начальной окружности плюс две высоты головки зуба (фиг. 517, б) т.е.

De = d + 2h’

Высоту h’ головки зуба принимают равной модулю, т. е. h’ = m. Выразим через модуль правую часть формулы:

  • De = mz + 2m = m (z + 2) следовательно
  • m = De : (z +2)

Из фиг. 517,б видно также, что диаметр окружности впадин равен диаметру начальной окружности минус две высоты ножки зуба, т. е.

  1. Di = d — 2h»
  2. Высоту h» ножки зуба для цилиндрических зубчатых колес принимают равной 1,25 модуля: h’ = 1,25m. Выразив через модуль правую часть формулы для Di получим
  3. Di = mz — 2 × 1,25m = mz — 2,5m или
  4. Di = m (z — 2,5m)
  5. Вся высота зуба h = h’ + h» т.е
  6. h = 1m + 1,25m = 2,25m
  7. Следовательно, высота головки зуба относится к высоте ножки зуба как 1 : 1,25 или как 4 : 5.

Толщину зуба s для необработанных литых зубьев принимают приблизительно равной 1,53m, а для обработанных на станках зубьев (например, фрезерованных) — равной приблизительно половине шага t зацепления, т. е. 1,57m.

Зная, что шаг t зацепления равен толщине s зуба плюс ширина sв впадины (t  =  s  +  sв) (Величину шага t определяем по формуле t/Π = m или t = Πm ), заключаем, что ширина впадины для колес с литыми необработанными зубьями.

  • sв = 3,14m — 1,53m = 1,61m A для колес с обработанными зубьями.
  • sв = 3,14m — 1,57m = 1,57m

Конструктивное оформление остальной части колеса зависит от усилий, которые испытывает колесо во время работы, от формы деталей, соприкасающихся с данным колесом, и др. Подробные расчеты размеров всех элементов зубчатого колеса даются в курсе «Детали машин». Для выполнения графического изображения зубчатых колес можно принять следующие приблизительные соотношения между их элементами:

Толщина обода e = t/2

Диаметр отверстия для вала Dв ≈ 1/в De Диаметр ступицы Dcm = 2Dв Длина зуба (т. е. толщина зубчатого венца колеса) b = (2 ÷ 3) t Толщина диска К = 1/3b Длина ступицы L = 1,5Dв : 2,5Dв

Размеры t1 и b шпоночного паза берутся из таблицы №26. После определения числовых величин модуля зацепления и диаметра отверстия для вала необходимо полученные размеры согласовать с ГОСТ 9563-60 (см таблицу №42) на модули и на нормальные линейные размеры по ГОСТ 6636-60 (таблица №43).

Модули (согласно ГОСТ 9563-60) Таблица №42.

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение

Нормальные линейные размеры.  Таблица №43. (Выдержка из ГОСТ 6636-60)

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение

Если они отличаются от табличных значений, надо взять ближайшие большие табличные значения и пересчитать все величины, зависящие от вновь выбранного модуля или диаметра отверстия.

Вычерчивание контура зуба

Источник: http://www.ViktoriaStar.ru/primerni-raschet-elementov-zubchatogo-kolesa.html

Определение основных геометрических параметров зубчатых колес

  • Лабораторная работа 10
  • Цель работы — ознакомиться с практическими методами определения основных параметров зубчатых колес.
  • Краткие теоретические сведения

Основными параметрами зубчатого колеса с эвольвентным профилем зубьев являются: модуль т, число зубьев z, угол зацепления а, величина смещения инструментальной рейки при нарезании зубчатого колеса.

Число зубьев, диаметры окружностей вершин и впадин зубьев можно измерить непосредственно, остальные параметры вычисляют в результате расчета.

Подсчитав число зубьев z, нетрудно определить модуль зацепления, используя свойство эвольвенты: нормаль в любой точке эвольвенты является касательной к основной окружности. Поэтому при охвате нескольких зубьев колеса губками штангенциркуля (размер АВ, рис. 2.5.1) линия АВ будет касательной к основной окружности и нормальной профилям зубьев.

Если отрезок АВ катить по основной окружности, то по свойству эвольвенты точка А придет в точку А0, точка В — в точку В0 и точка D — в точку D0. Тогда

Таким образом, измерив вначале длину общей нормали Wzn (мм), соответствующей числу зубьев z„, а затем размер Wzn+ь охватив губками штангенциркуля на один зуб больше, рь ~ шаг по основной окружности — определим как разность двух измерений:

Это выражение действительно только в том случае, когда губки штангенциркуля касаются эвольвентной части профиля зуба.

Рис. 2.5.1. Схема замера

Чтобы не возникло кромочного контакта, необходимо правильно выбрать zn (табл. 2.5.1).

Таблица 2.5.1

Число зубьев колеса 12-18 19-27 28-36 37-45 46-54 55-63 64-72 73-81
2 3 4 5 6 7 8 9

Модуль зацепления определим по формуле

Полученное значение модуля сопоставим со стандартным значением (табл. 2.5.2) и примем его ближайшее значение.

Таблица 2.5.2

т, мм 2,00 2,25 2,50 2,75 3,00 3,25
Рь, мм 5,904 6,642 7,380 8,818 8,856 9,954
т, мм 3,50 3,75 4,00 4,50 5,00 5,50
Рь, мм 10,33 11,07 11,808 13,28 14,76 16,84

По уточненному значению модуля рассчитаем шаги зацепления по делительной и основной окружностям.

Для определения величины смещения при нарезании зубчатого колеса инструментальной рейкой необходимо измерить толщину зуба по основной окружности, сопоставить результат с расчетным значением той же толщины зуба для колеса, нарезанного без смещения, и найти коэффициент смещения инструментальной рейки:

где sb = Wzn+l — znpb — толщина зуба по основной окружности данного колеса; sb = mcosa(^ + zinva) — толщина зуба по основной окружности зубчатого колеса, нарезанного при х = 0; a = 20°; inv 20° = 0,0149.

При проведении обмера зубчатых колес необходимо измерить также диаметры окружностей выступов da и впадин df.

Если число зубьев шестерни z четное, то оба диаметра могут быть непосредственно измерены штангенциркулем (рис. 2.5.2, а) При нечетном числе зубьев измерение проводится по схеме, изображенной на рис. 2.5.2, б.

Рис. 2.5.2. Определение диаметров при четном (а) и нечетном (б) числе зубьев

Для определения диаметра окружности выступов измеряется диаметр отверстия шестерни ((/0Тв) и размер//’. Тогда диаметр окружности выступов

Аналогично измеряется диаметр окружности впадин:

Зная диаметр окружности выступов, можно определить коэффициент высоты зуба нулевого колеса:

Зная диаметр окружности выступов, можно определить коэффициент высоты зуба нулевого колеса:

Для проведения этой работы необходимо иметь набор зубчатых колес разных модулей и с разным количеством зубьев и измерительный инструмент — штангенциркуль.

Порядок выполнения работы

  • 1. Подсчитать число зубьев колеса z.
  • 2. По табл. 2.5.1 определить число зубьев z„, которые следует охватить штангенциркулем.
  • 3. Измерить штангенциркулем Wzn и Wzn+ (рис. 2.5.1). Для большей точности обмерять нужно трижды на разных участках зубчатого венца. Окончательные значения Wzn и Wzn+ есть среднеарифметическое трех обмеров. По формуле (2.5.1) определить величину шага рь по основной окружности.
  • 4. По формуле (2.5.2) найти модуль зацепления в миллиметрах, округлив его величину до ближайшего стандартного значения согласно табл. 2.5.2. В формуле 2.5.2 угол исходного контура а = 20°.
  • 5. Учитывая, что есть колеса с углом а = 15°, выполнить проверочный расчет модуля по выражению

измерив диаметр da окружности вершин.

6. Измерить d/диаметр окружности впадин.

Примечание: da и df при четном числе z измерить штангенциркулем (рис. 2.5.2, а), при нечетном числе — найти в соответствии с рис. 2.5.2, б по формулам:

  • 7. Определить:
    • а) шаг по делительной окружности

б) диаметр делительной окружности

в) диаметр основной окружности

г) делительную высоту головки зуба

д) делительную высоту ножки зуба

е) коэффициент высоты головки зуба

ж) толщину зуба по основной окружности

  • 8. По формуле (2.5.3) рассчитать коэффициент смещения х исходного контура, с которым нарезалось данное колесо.
  • 9. Определить толщину зуба по основной окружности:

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое модуль зубчатого колеса?
  • 2. Как определить шаг зубчатого колеса?
  • 3. Дайте понятие основной и делительной окружностей.
  • 4. Какова зависимость между числом зубьев и диаметром зубчатого колеса?
  • 5. Что называется коэффициентом смещения исходного контура?
  • 6. Как изменяются основные параметры зубчатого колеса при смещении исходного контура?

Содержание отчёта

  • 1. Число зубьев z = …
  • 2. Определение шага и модуля зацепления:
Номер измерения Wz,,+ь мм Wzn, мм
Среднее

* число zn выбирается по табл. 2.5.1.

Шаг зацепления по основной окружности pb = WZfJ+1 — Wzn = … мм.

Модуль т = ——— = … мм.

Ttcosoc

Модуль, уточненный по табл. 2.5.2, т = … мм.

Шаг зацепления по делительной окружностир = пт = … мм.

Шаг по основной окружности (уточненный)рь=р cos а= … мм.

  • 3. Диаметр делительной окружности d = mz= … мм.
  • 4. Диаметр основной окружности db = d cos а= … мм.
  • 5. Определение действительной толщины зуба по основной окружности sb = Wzn +1 -znpb = … мм.
  • 6. Расчет толщины зуба по основной окружности нулевого колеса:

7. Определение коэффициента смещения:

9. Определение диаметров окружностей вершин da и впадин df колеса:

Номер измерения doiB Н’ da Н» df Расчётные формулы при нечётном числе z
Среднее

10. Учитывая, что есть колеса с углом зацепления а = 15°, в и. 2 выполнить проверочный расчет модуля по выражению (для нормального колеса)

11. Определение коэффициента высоты головки зуба колеса, зубья которого нарезаны без смещения:

12. Вывод.

Источник: https://studref.com/529843/tehnika/opredelenie_osnovnyh_geometricheskih_parametrov_zubchatyh_koles

Модуль зуба – Модуль шестерни. Формулы расчёта

Шаг зубьев ρ так же, как и длина окружности, включает в себя трансцендентное число π, а потому шаг — также число трансцендентное. Для удобства расчетов и измерения зубчатых колес в качестве основного расчетного параметра принято рациональное число ρ/π, которое называют модулем зубьев т и измеряют в миллиметрах:

Модулем зубьев т называется часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб. Модуль является основной характеристикой размеров зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым. Для обеспечения взаимозаменяемости зубчатых колес и унификации зуборезного инструмента значения m регламентированы стандартом (табл. 8.1).

Высота головки и ножки зуба. Делительная окружность рассекает зуб по высоте на головку ha и ножку hf. Для создания радиального зазора с (см. рис. 8.19)

Для нормального (некорригированного) зацепления ha = m. Длина активной линии зацепления. При вращении зубчатых колес точка зацепления S (см. рис. 8.9) пары зубьев перемещается по линии зацепления NN.

Зацепление профилей начинается   в точке S’ пересечения линии зацепления с окружностью вершин колеса и заканчивается в точке S” пересечения линии зацепления с окружностью вершин шестерни. Отрезок S’S” линии зацепления называется длиной активной линии зацепления и обозначается ga.

Длину ga легко определить графически, для чего радиусами окружностей вершин обоих колес отсекают на линии зацепления NN отрезок S’S” и замеряют ga.

Коэффициент торцового перекрытия. Непрерывность работы зубчатой передачи возможна при условии, когда последующая пара зубьев входит в зацепление до выхода предыдущей, т. е. когда обеспечивается перекрытие работы одной пары зубьев другой. Чем больше пар зубьев одновременно находится в зацеплении, тем выше плавность передачи.

reductory.ru

Как определить модуль шестерни с прямым и косым зубом

Часто мне задают вопрос: Как определить модуль косозубой шестерни. Один из самых простых вариантов — обкатать фрезой, то есть методом подбора, вставить в шестерню фрезу и посмотреть совпадает ли шаг! Этот вариант подходит для шестернь малого модуля, для более больших шестернь требуются формулы расчёта.

Давайте определим модуль косозубой шестерни. В качестве примера я возьму небольшую шестерню. Данный метод идентичен и для более больших шестернь и больших модулей.

  • Есть вот такая шестерня:
  • Допустим что фрезы обкатать у нас на данный момент нет и вообще хочется просто посчитать по формуле!

Модуль = De/Z+2. То есть диаметр окружности выступов разделить на количество зубьев плюс 2.

  • Измеряем диаметр:
  • Диаметр окружности выступов (De) равен 28,6 мм.
  • Считаем количество зубьев. Z=25.
  • Делительный диаметр (De) делим на количество зубьев 25 +2.  Равно 28,6 разделить на 27=1,05925925925926.
  • Округляем до ближнего модуля. Получается модуль 1.
  1. Можно использовать и другой вариант — высота зуба делится на 2,25.
  2. Я обычно или обкатываю фрезой или считаю по формуле — модуль = De/Z+2.
  3. Таким образом можно определить модуль как косозубой шестерни, так и шестерни с прямым зубом.
  4. Поделится, добавить в закладки!
  5. zuborez.info

Модуль зубчатого колеса – это… Что такое Модуль зубчатого колеса?

Модуль зубчатого колеса         геометрический параметр зубчатых колёс.

Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности dд к числу зубьев z или отношению шага t по делительной окружности к числу: m = dд/z = ts/π.

Для косозубых цилиндрических колёс различают: окружной модуль ms = dд/z = ts/π, нормальный модуль mn = tn/π, осевой модуль ma = tа/π, где ts, tn и ta— соответственно окружной, нормальный и осевой шаги по делительному цилиндру. Значения М. з. к.

стандартизованы, что является основой для стандартизации других параметров зубчатых колёс (геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально модулю) и зуборезного инструмента (см. Зубчатая передача).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Модуль высокоэластический
  • Модуль расстояния

Смотреть что такое “Модуль зубчатого колеса” в других словарях:

  • МОДУЛЬ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА — геометрический параметр, линейная величина, пропорциональная размерам зубчатого колеса. Различают осевой, окружной и нормальный модуль зубчатого колеса …   Большой Энциклопедический словарь
  • модуль зубчатого колеса — отношение шага зубьев колеса (расстояние между соответствующими точками соседних зубьев, измеренное по дуге окружности) к числу π. Значения модуля зубчатого колеса стандартизованы. Геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально… …   Энциклопедический словарь
  • нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mn) нормальный модуль Линейная величина, в раз меньшая нормального шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечания 1. Различают нормальные модули: внешний (mne), средний (mnm), внутренний (mni) и др. (mnx) делительные; внешний (mnwe),… …   Справочник технического переводчика
  • нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса — (mn) модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание В случаях, исключающих возможность возникновения недоразумений, индекс… …   Справочник технического переводчика
  • окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mt) окружной модуль Линейная величина, в раз меньшая окружного шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечание Различают окружные модули: внешний (mte), средний (mtm), внутренний (mti) и др. (mtx) делительные; внешний (mtwe), средний (mtwm) …   Справочник технического переводчика
  • расчетный модуль конического зубчатого колеса — расчетный модуль Окружной или нормальный делительный модуль в расчетном сечении. Примечания 1. Расчетный модуль конического зубчатого колеса из семейства сопряженных конических зубчатых колес, форма и размеры зубьев которых определяются парой… …   Справочник технического переводчика
  • Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n — 2.1.2. Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n Модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание. В случаях,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — 67. Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса Нормальный модуль mn Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — 59. Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса Окружной модуль mt Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Расчетный модуль конического зубчатого колеса — 146. Расчетный модуль конического зубчатого колеса Расчетный модуль Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

dic.academic.ru

Модуль зуба что такое

Модуль зубьев зубчатого колеса

Зубчатая передача впервые была освоена человеком в глубокой древности. Имя изобретателя осталось скрыто во тьме веков. Первоначально зубчатые передачи имели по шесть зубьев — отсюда и пошло название «шестерня».

За многие тысячелетия технического прогресса передача многократно усовершенствовалась, и сегодня они применяются практически в любом транспортном средстве от велосипеда до космического корабля и подводной лодки.

Используются они также в любом станке и механизме, больше всего шестеренок используется в механических часах.

Зубчатое колесо

Что такое модуль зубчатого колеса

Современные шестерни далеко ушли от своих деревянных шестизубых предков, изготавливаемых механиками с помощью воображения и мерной веревочки. Конструкция передач намного усложнилась, тысячекратно возросли скорость вращения и усилия, передаваемые через такие передачи. В связи с этим усложнились и методы их конструирования. Каждую шестеренку характеризует несколько основных параметров

  • диаметр;
  • число зубьев;
  • шаг;
  • высота зубца;
  • и некоторые другие.

Одним из самых универсальных характеристик является модуль зубчатого колеса. Существует для подвида — основной и торцевой.

Скачать ГОСТ 9563-60

В большинстве расчетов используется основной. Он рассчитывается применительно к делительной окружности и служит одним из важнейших параметров.

  • Для расчета этого параметра применяют следующие формулы:
  • m=t/π,
  • где t — шаг.
  1. Параметры зубчатых колес
  2. Модуль зубчатого колеса можно рассчитать и следующим образом:
  3. m=h/2,25,
  4. где h — высота зубца.
  5. И, наконец,
  6. m=De/(z+2),
  7. где De — диаметр окружности выступов,а z — число зубьев.

Что же такое модуль шестерни?

это универсальная характеристика зубчатого колеса, связывающая воедино такие его важнейшие параметры, как шаг, высота зуба, число зубов и диаметр окружности выступов. Эта характеристика участвует во всех расчетах, связанных с конструированием систем передач.

Формула расчета параметров прямозубой передачи

Чтобы определить параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые предварительные вычисления. Длина начальной окружности равна π×D, где D — ее диаметр.

  • Расчет модуля зубчатого колеса
  • Шаг зацепления t – это расстояние между смежными зубами, измеренное по начальной окружности. Если это расстояние умножить на число зубов z, то мы должны получить ее длину:
  • π×D=t×z,
  • проведя преобразование, получим:
  • D=(t /π)×z

Если разделить шаг на число пи, мы получим коэффициент, постоянный для данной детали зубчатой передачи. Он и называется модулем зацепления m.

  1. t/π=m,
  2. размерность модуля шестерни — миллиметры. Если подставить его в предыдущее выражение, то получится:
  3. В=m×z;
  4. выполнив преобразование, находим:
  5. m=D / z.
  6. Отсюда вытекает физический смысл модуля зацепления: он представляет собой длину дуги начальной окружности, соответствующей одному зубцу колеса. Диаметр окружности выступов De получается равным
  7. De=d+2× h’,
  8. где h’- высота головки.
  9. Высоту головки приравнивают к m:
  10.  h’=m.
  11. Проведя математические преобразования с подстановкой, получим:
  12. De=m×z+2m = m(z+2),
  13. откуда вытекает:
  14. m=De/(z+2).
  15. Диаметр окружности впадин Di соответствует De за вычетом двух высот основания зубца:
  16. Di=D-2h“,
  17. где h“- высота ножки зубца.
  18. Для колес цилиндрического типа h“ приравнивают к значению в 1,25m:
  19. h’ = 1,25m.
  • Устройство зубчатого колеса
  • Выполнив подстановку в правой части равенства, имеем:
  • Di = m×z-2×1,25m = m×z-2,5m;
  • что соответствует формуле:
  • Di = m(z-2,5m).
  • Полная высота:
  • h = h’+h“,
  • и если выполнить подстановку, то получим:
  • h = 1m+1,25m=2,25m.
  • Иначе говоря, головка и ножка зубца относятся друг к другу по высоте как 1:1,25.
  • Следующий важный размер, толщину зубца s принимают приблизительно равной:
  • для отлитых зубцов: 1,53m:
  • для выполненных путем фрезерования-1,57m, или 0,5×t

Поскольку шаг t приравнивается к суммарной толщине зубца s и впадины sв, получаем формулы для ширины впадины

  • для отлитых зубцов: sв=πm-1,53m=1,61m:
  • для выполненных путем фрезерования- sв= πm-1,57m = 1,57m

Характеристики конструкции оставшейся части зубчатой детали определяются следующими факторами:

  • усилия, прикладываемые к детали при эксплуатации;
  • конфигурация деталей, взаимодействующих с ней.

Детальные методики исчисления этих параметров приводятся в таких ВУЗовских курсах, как «Детали машин» и других. Модуль шестерни широко используется и в них как один из основных параметров.

Для отображения шестеренок методами инженерной графики используются упрощенные формулы. В инженерных справочниках и государственных стандартов можно найти значения характеристик, рассчитанные для типовых размеров зубчатых колес.

Исходные данные и замеры

На практике перед инженерами часто встает задача определения модуля реально существующей шестерни для ее ремонта или замены. При этом случается и так, что конструкторской документации на эту деталь, как и на весь механизм, в который она входит, обнаружить не удается.

Самый простой метод — метод обкатки. Берут шестерню, для которой характеристики известны. Вставляют ее в зубья тестируемой детали и пробуют обкатать вокруг. Если пара вошла в зацепление — значит их шаг совпадает. Если нет — продолжают подбор. Для косозубой выбирают подходящую по шагу фрезу.

Такой эмпирический метод неплохо срабатывает для зубчатых колес малых размеров.

Для крупных, весящих десятки, а то и сотни килограмм, такой способ физически нереализуем.

Результаты расчетов

  1. Для более крупных потребуются измерения и вычисления.
  2. Как известно, модуль равен диаметру окружности выступов, отнесенному к числу зубов плюс два:
  3. m=De/(z+2)
  4. Последовательность действий следующая:
  • измерить диаметр штангенциркулем;
  • сосчитать зубцы;
  • разделить диаметр на z+2;
  • округлить результат до ближайшего целого числа.

Зубец колеса и его параметры

Данный метод подходит как для прямозубых колес, так и для косозубых.

Расчет параметров колеса и шестерни косозубой передачи

Расчетные формулы для важнейших характеристик шестерни косозубой передачи совпадают с формулами для прямозубой. Существенные различия возникают лишь при прочностных расчетах.

Источник: https://stankotec.ru/raznoe/modul-zuba-modul-shesterni-formuly-raschyota.html

Расчёт модулей зубчатых колёс

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Ориентировочное минимально допустимое значение модуля m, мм. определим по формуле: где km — вспомогательный коэффициент; М1 — крутящий момент на шестерне, Н•м; z1 — число зубьев шестерни; k — коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; шbd — отношение ширины венца к начальному диаметру шестерни; yF1 — коэффициент учитывающий форму зуба. Допустимое напряжение зубьев по изгибу уFP определяют по формуле у’FP — допускаемое напряжение зубьев по изгибу, МПа, соответствующее базовому числу циклов перемены напряжений; kFL — коэффициент долговечности. Ориентировочное минимально допустимое значение модуля: Рассчитанный по формуле модуль округляется до стандартного значения m=2. Характеристики зубчатых колёс сведём в таблицу:

№ зубчатого колеса Число зубьев Модуль, мм Диаметр делительной окружности, мм Ширина зубчатого венца, мм
1 18 2 36 52
2 36 2 72 52
3 20 2 40 52
4 50 2 100 52
5 35 2 70 52
6 35 2 70 52
7 20 2 40 65
8 64 2 128 65
9 56 2 112 65
10 28 2 56 65

Расчёт на контактную выносливость рабочих поверхностей зубьев

Действующие в передаче контактные напряжения определяют по формуле

где ун — контактные напряжения, МПа; zН — коэффициент, зависящий от угла наклона зубьев, для x=0 применяем zН=1,76; zМ — коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряжённых колёс, для стальных колёс zМ=275; zе — коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:

Коэффициент торцевого перекрытия:

где z1 и z2 — числа зубьев шестерни и колеса, знак «+» принимают для наружного зацепления.

Удельную расчётную окружную силу щHt определяют по формуле

где Pt — исходная окружная сила, Н:

где щHV — удельная окружная динамическая сила, Н/мм,

где V — окружная скорость, м/с; ащ — межосевое расстояние, мм.

Допускаемое контактное напряжение [ун] определяем по формуле:

где допускаемое контактное напряжение, соответствующее базовому числу циклов перемены напряжений, МПа; kHL — коэффициент долговечности, для зубчатых колёс коробки скоростей станков kHL=1.

  • Для стали 45 с улучшением =750 МПа.
  • 532,25 МПа ? 750 МПа
  • Условие контактной выносливости выполняется.
  • Расчёт на изгибную выносливость зубьев
  • Действующее в передаче напряжение изгиба сравнивается с допустимыми, с учётом коэффициента долговечности.
  • Действующее напряжение изгиба:

Коэффициент yе — учитывает перекрытие зубьев. Для прямозубых колёс применяют yе=1. Коэффициент yв учитывает наклон зуба. Для прямозубых применяют yв=1.

Удельную расчётную окружную силу щFt определяем по формуле

где Pt — расчётная окружная сила в зубчатом зацеплении, Н; bщ — рабочая ширина венца, мм

Окружная сила Pt=2•103•M1/d1, где M1 — крутящий момент, Н•м; d1 — диаметр делительной окружности, мм.

Коэффициент kFa учитывает распределение нагрузки между зубьями. Для прямозубых передач приметаем kFa=1. Коэффициент k учитывает распределение нагрузки по ширине венца, можно принять k=1.1.

Коэффициент kFv учитывает динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении.

где щFV — удельная окружная динамическая сила, Н/мм,

где V — окружная скорость, м/с; ащ — межосевое расстояние, мм; для прямозубых передач д=0.016; коэффициент g=47, учитывает влияние разности шагов зацепления.

Допускаемое изгибное напряжении [уF] определяется по формуле:

где допускаемое контактное напряжение, соответствующее базовому числу циклов перемены напряжений, МПа; kFL — коэффициент долговечности, для зубчатых колёс коробки скоростей станков kFL=1.

Для стали Для стали 45 с улучшением у‘F=450 МПа, условие изгибной выносливости выполняется.

265.49 МПа ? 450 МПа

Условие на изгибную выносливость выполняется.

Источник: https://studbooks.net/2523612/tovarovedenie/raschyot_moduley_zubchatyh_kolyos

В общем случае любой может быть, но подавляющее большинство колёс – 20°

В авиациях-космосах бывают разные 15°, 25°.

Бывают черновые фрезы с углами 18-19° – что бы припуск на финишную оставался

Для червячных колёс тоже разные попадаются, в основном 20°. Для делительных или особо нагруженных изобретают нестандартные контуры. Для ZT стандартный – 22°

У буржуев тоже какие-то свои есть альтернативные.

Копался на предмет поиска фрезы для нарезания зубчатого колеса фрезой для червячных колёс, можно ли так поступать или нет?

Может оказаться, что ширины фрезы не хватит.

Вообще странно. Обычно,наоборот, червячное пытаются стандартной резать.


Изменено 04.07.2011 18:53 пользователем tmpr

Модуль – фреза

Cтраница 1

Модуль фрезы должен быть равен модулю, колеса по нормали.
 [2]

Модуль фрезы должен быть равен нормальному модулю т нарезаемого колеса. Номер фрезы устанавливают по некоторому условному числу 2Ф зубьев, которое определяют по формуле 2Ф – 2 / созр, где z – действительное число зубьев.
 [3]

Модуль фрезы должен быть равен нормальному модулю тп нарезаемого колеса.
 [5]

Модуль фрезы равен модулю нарезаемого цилиндрического прямозубого колеса. Для колес с косым зубом модуль фрезы принимается равным модулю зубчатого колеса в нормальном сечении.
 [7]

Модуль фрезы должен быть равен нормальному модулю обрабатываемого колеса.
 [8]

В зависимости от модуля фрезы по профилю рейки шлифуют на резьбошлифовальном или червячношлифовальном станке высокой точности. Шлифование профиля ведут в две операции – предварительно и окончательно. Профилирование круга для шлифования профиля зубьев выполняют аналогично профилированию круга, предназначенного для шлифования цилиндрического червяка.
 [9]

Шлифовальные круги выбирают в зависимости от модуля затылуемых фрез.
 [11]

При измерении геометрических и конструктивных параметров червячной модульной фрезы придерживаются следующего порядка. Модуль фрезы т, угол зацепления ао, а также материал, из которого изготовлена фреза, обозначены на торце фрезы. Наружный диаметр ее De измеряют штангенциркулем.
 [12]

Нарезание зубьев обычно производится из целой заготовки за один или несколько проходов. Модуль фрезы соответствует модулю нарезаемого колеса. Для получения локализованного пятна контакта на зубьях нарезаемого колеса делительный конус фрезы делается вогнутым, что постепенно увеличивает толщину зубьев от середины к краям.
 [13]

Дисковые модульные фрезы применяются в часовой промышленности для нарезания трибов в часах. Модуль фрез колеблется в пределах т 0 099 – 0 2 мм. Профиль модульной фрезы проектируется по профилю зуба нарезаемого триба.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

Геометрические параметры и конструкция червячных модульных фрез

Цель
работы:

Заключается
в изучении геометрии и конструкции
червячных модульных фрез, и измерении
геометрических параметров.

Порядок
выполнения работы:

Для
выполнения работы необходимо:
предварительно ознакомиться с основными
элементами и геометрическими параметрами
червячных модульных фрез; изучить
приборы, которые используются при
измерении червячных модульных фрез;
измерить геометрические и конструктивные
элементы червячной модульной фрезы;
ознакомиться с типовыми конструкциями
червячных модульных фрез; обработать
экспериментальные данные и результаты
вписать в протокол (форма № 3).

Конструктивные
элементы и геометрические параметры
червячных модульных фрез:

Червячная
модульная фреза предназначается для
нарезания на специальных зубофрезерных
станках цилиндрических зубчатых колес
с прямыми и косыми зубьями, червячных
колес и конических колес с криволинейными
зубьями.

Схема
обработки зубчатого колеса с прямыми
зубьями червячной фрезой показана на
рисунке 22. Червячную фрезу 1
закрепляют на оправке; ось ее должна
быть установлена под углом 
по отношению к плоскости, перпендикулярной
к оси обрабатываемой детали 2. Фреза
имеет вращательное движение вокруг
своей оси и поступательное вдоль оси
детали. Деталь, закрепленная на столе
станка, имеет только вращательное
движение вокруг своей оси, строго
согласованное с вращением червячной
фрезы.

Рис.
22. Схема обработки зубчатого колеса

Червячная
модульная фреза представляет собой
червяк, у которого прорезаны под некоторым
углом 
к оси канавки для схода стружки и для
образования режущих кромок (рисунок
23). Она характеризуется следующими
параметрами:

Рис.
23. Червячная модульная фреза

  • модулем
    m;

  • углом
    зацепления α0;

  • наружным
    диаметром De;

  • внутренним
    диаметром D;;

  • делительным
    диаметром Dt;

  • высотой
    головки h1;

  • высотой
    ножки h2;

  • высотой
    зуба h;

  • углом
    подъема винтовой канавки ;

  • шагом
    в нормальном сечении tn

  • толщиной
    зуба в нормальном сечении Sn
    (рисунок 24)

Рис.
24. Определение толщины зуба в нормальном
сечении

Рис.
25. Геометрические параметры червячной
модульной фрезы

Червячная
модульная фреза принадлежит к группе
фрез с затылованным зубом, т.е. у нее
режущий зуб по задней поверхности
очерчен по архимедовой спирали (рисунок
25, а),
обеспечивающей постоянство профиля
режущих кромок после переточки. Зуб
червячной фрезы имеет три
режущих кромки

— одну при вершине аа
и две боковые ab
(рисунок 25, в).

Задний
угол α
,
для режущей кромки при вершине аа,
определяется как угол между касательной
линией к окружности фрезы и касательной
к задней поверхности (рисунок 25, а).

Передний
угол


определяется как угол между передней
поверхностью и радиальным направлением,
проходящим через вершину зуба. Для
чистовых фрез обычно угол 
= 0°.

Задний
угол

αб,
для боковых режущих кромок ab,
определяется из развертки на плоскость
делительного цилиндра диаметра Dt
(рисунок 25, б).
Значение заднего бокового угла
определяется по формуле:

(12)

где
α – задний угол режущей кромки при
вершине, град;

α0
– угол зацепления, град (α0
= 20).

У
затылованного зуба фрезы различают
также величину затылования К,
которую определяют из выпрямленного
треугольника amn
(рисунок 25 г):


(13)

где
De
– наружный диаметр фрезы, мм;

z
– число зубьев фрезы;

α
– задний угол режущей кромки при вершине,
град.

Измерение
червячной модульной фрезы

При
измерении геометрических и конструктивных
параметров червячной модульной фрезы
придерживаются следующего порядка.

Модуль
фрезы m,
угол
зацепления

α0,
а также материал,
из которого изготовлена фреза, обозначены
на торце фрезы.

Наружный
диаметр

фрезы
De
измеряют штангенциркулем.

Высота
головки

h1
– расстояние от окружности выступов до
начальной окружности; высота
ножки

h2
– расстояние от начальной окружности
до окружности впадин. Высоту головки
h1
зуба принимают равной высоте ножки h2
нарезаемого зуба и определяют по формуле:

h1
= h
2
= 1,25m
(14)

Высота
зуба

h
– это расстояние от окружности выступов
до окружности впадин и равна сумме высот
h1
головки и h2
ножки:


(15)

Шаг
tn
в нормальном сечении определяют по
формуле:


(16)

где
m
– модуль зацепления.

Толщину
зуба

Sn
в нормальном сечении измеряют специальным
зубомером (рисунок 24). Для этого
вертикальный упор 1
зубомера устанавливают на высоте головки
зуба, равной 1,25 m.
Боковые ножки 2
зубомера
замеряют толщину зуба Sn.

Ширину
фрезы

Н измеряют измерительной линейкой.

Задний
угол α

режущей кромки при вершине определяют
с помощью индикатора, для чего используют
установку, состоящую из плиты, стойки
и делительной головки (рисунок 26). Фрезу
3
закрепляют на оправке 4.
Делительная
головка 1
дает возможность определить угол
поворота фрезы ,
соответствующий дуге а
и падению затылка b0.
Величину b0
определяют с помощью индикатора 2,
а дугу окружности а
вычисляют по формуле:


(17)

где
De
– наружный диаметр фрезы, мм;

 –
угол поворота фрезы, отсчитываемый на
делительной головке, град.

Рис.
26. Определение заднего угла α

Из
рассмотрения выпрямленного треугольника
mhp
имеем:


, (18)

следовательно
величина
заднего угла при вершине α

определяется по формуле:


(19)

Задние
углы боковых

режущих кромок αб
подсчитывают по формуле (12).

Угол
резания

фрезы определяют по формуле:

(20)

Угол
заострения

определяют по формуле:

(21)

Глубину
стружечной канавки
Н0
(рисунок 27) измеряют штангенциркулем.

Радиус
закругления стружечной канавки

r
(рисунок 27) определяют по формуле:

(22)

где
К
– величина затылования, которую находят
по формуле 13;

h
– высота зуба, мм;

Н0
– глубина стружечной канавки, мм.

Рис.27.
Конструктивные параметры зуба червячной
модульной фрезы

Внутренний
диаметр

фрезы Dj
определяют по формуле:

Di
= De
– 2h (23)

Делительный
диаметр

фрезы Dt
определяют по формуле:

Dt
= De
– 2h1
= Di
+ 2h2
(24)

Форма
№ 3. Протокол лабораторной работы № 3

Номер
опыта

Наименование
инструмента

Материал

Твердость
HRC

Диаметр
наружный De,
мм

Делительный
диаметр Dt,
мм

Внутренний
диаметр Dj
, мм

Ширина
Н,
мм

Число
зубьев z

Шаг
tn,
мм

Высота
зуба h,
мм

Высота
головки h1,
мм

Высота
ножки h2,
мм

Толщина
зуба Sn
,
мм

Глубина
стружечной канавки Н0,
мм

Радиус
закругления стружечной канавки r,
мм

Величина
затылования К,
мм

Передний
угол при вершине ,
град.

Задний
угол при вершине α, град.

Угол
заострения ,
град.

Угол
резания ,
град.

Задний
угол боковых режущих кромок αб,
мм

Угол
подъема винтовой канавки ,
град.

Лабораторная
работа № 4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    30.04.2022622.08 Кб236.doc

Добавить комментарий