Содержание:
- Формула
- Примеры вычисления модуля вектора
Формула
Чтобы найти модуль вектора, заданного своими координатами, нужно найти его длину, то есть извлечь корень из суммы
квадратов его координат. Если вектор задан на плоскости и имеет координаты $bar{a}=left(a_{x} ; a_{y}right)$, то его модуль вычисляется по формуле
$$|bar{a}|=sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}}$$
То есть модуль вектора равен корню квадратному из суммы квадратов координат.
Если вектор задан в пространстве координатами
, то его модуль вычисляется по формуле
$$bar{a}=left(a_{x} ; a_{y} ; a_{z}right)$$
Примеры вычисления модуля вектора
Пример
Задание. Найти модуль вектора $bar{a}=(-1 ; 1)$
Решение. Для нахождения модуля вектора, заданного на плоскости воспользуемся формулой:
$$|bar{a}|=sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}}$$
Подставляя в неё координаты заданного вектора, будем иметь:
$$|bar{a}|=sqrt{(-1)^{2}+1^{2}}=sqrt{1+1}=sqrt{2}$$
Ответ. $|bar{a}|=sqrt{2}$
236
проверенных автора готовы помочь в написании работы любой сложности
Мы помогли уже 4 396 ученикам и студентам сдать работы от решения задач до дипломных на отлично! Узнай стоимость своей работы за 15 минут!
Пример
Задание. В пространстве заданны точки
$A(2 ;-4 ; 1)$ и $B(-2 ; 0 ; 3)$. Найти модуль вектора
$overline{A B}$
Решение. Найдем координаты вектора $overline{A B}$. Для этого из координат конца
(точки $B$ ) вычтем соответствующие координаты начала (точки
$A$ ):
$$overline{A B}=(-2-2 ; 0-(-4) ; 3-1)=(-4 ; 4 ; 2)$$
Далее для нахождения модуля вектора $overline{A B}$ воспользуемся формулой:
$|overline{a}|=sqrt{a_{x}^{2}+a_{y}^{2}+a_{z}^{2}}$
Подставляя координаты вектора $overline{A B}$, получим:
$$|overrightarrow{A B}|=sqrt{(-4)^{2}+4^{2}+2^{2}}=sqrt{16+16+4}=sqrt{36}=6$$
Ответ. $|overrightarrow{A B}|=6$
Читать дальше: как найти координаты вектора.
Уважаемые студенты!
Срочно заказать решение своих задач можно здесь всего за 10 минут.
Модуль вектора
Формула
Чтобы найти модуль вектора по координатам нужно извлечь квадратный корень из суммы квадратов его координат, то есть найти длину вектора.
Если вектор задан на плоскости в виде $ overline{a} = (x;y) $, то вычисляется модуль по формуле: $$ |overline{a}|=sqrt{x^2+y^2} $$
В случае, когда вектор задан в пространстве тремя координатами $ overline{a}= (x;y;z) $, то модуль находится по формуле: $$ |overline{a}|=sqrt{x^2+y^2+z^2} $$
Для нахождения модуля вектора нам понадобится знать:
- Координаты вектора
- Формулы
Примеры решений
Пример |
Найти модуль вектора $ overline{a} = (3;4;0) $ |
Решение |
Зная координаты мы первым делом определяем на плоскости или в пространстве задана задача. В нашем случае координат у вектора три, поэтому в пространстве (было бы две координаты, то на плоскости). Используем вторую формулу для пространственной задачи: $$ |overline{a}|=sqrt{x^2+y^2+z^2} $$ Подставляя в формулу в место $ x,y,z $ числа из задания получаем модуль: $$ |overline{a}|=sqrt{3^2+4^2+0^2} = sqrt{9+16+0} = sqrt{25}=5 $$ Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение онлайн. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя! |
Ответ |
$$ |overline{a}|= sqrt{25}=5 $$ |
Длина вектора. Модуль вектора: Онлайн Калькулятор
Длина (или модуль) вектора – это длина направленного отрезка, определяющего числовое значение данного вектора. Чтобы вычислить длину вектора онлайн, сначала укажите размерность вектора (вектор задан на плоскости или в пространстве), введите координаты вектора в поле «значение вектора» и нажмите кнопку «рассчитать». Также вы можете найти модуль вектора по отдельным координатам точек, задающих его.
Длина вектора – скалярная величина, равная квадратному корню из суммы квадратов координат вектора. Модуль вектора a(x; у), заданного на плоскости, вычисляется по формуле:
lal=x2+y2
Для вектора, заданного в пространстве, формула приобретает вид:
lal=x2+y2+z2
Например, вычислим длину вектора a(3; 4). Подставляя координаты в формулу, получаем:
32+42=9+16=25=5
Мы специально привели простой пример, в котором вычисления легко произвести в уме. Решать подобные задачи можно и без онлайн-калькулятора, однако он может существенно сэкономить время, когда вам нужно рассчитать сразу несколько модулей векторов или быстро проверить результаты своих вычислений. Нахождение длины вектора онлайн особенно удобно, когда нет времени на громоздкие расчеты и вычисление квадратных корней.
Онлайн калькулятор вычисления длины вектора будет полезен школьникам, студентам и преподавателям.
Вектором является направленный отрезок. Длина этого отрезка является длиной вектора.
Длина вектора b⃗vec{b} обозначается ∣b⃗∣.left | vec{b} right |. Модуль числа имеет аналогичное обозначение и длина вектора часто называется модулем вектора.
Длина нулевого вектора равна нулю.
Нахождение длины вектора по его координатам
Длина вектора, который задан своими координатами, – это квадратный корень из суммы квадратов его координат.
Для того чтобы найти длину вектора, заданного своими координатами, нужно извлечь квадратный корень из суммы квадратов его координат.
- Для вектора b⃗=(bx;by),vec{b}=(b_{x};b_{y}), заданного на плоскости, длина вычисляется по формуле ∣b⃗∣left |vec{b} right|=bx2+by2sqrt {b_{x}^{2}+b_{y}^{2}}.
- Для вектора b⃗=(bx;by;bz),vec{b}=(b_{x};b_{y};b_{z}), заданного в пространстве, длина вычисляется по формуле ∣b⃗∣=bx2+by2+bz2left | vec{b} right |=sqrt {b_{x}^{2}+b_{y}^{2}+b_{z}^{2}}.
Пример 1
Найти длину вектора b⃗=(6;−4).vec{b}=(6;-4).
Вектор задан на плоскости, поэтому воспользуемся первой формулой: ∣b⃗∣=bx2+by2left | vec{b} right |=sqrt {b_{x}^{2}+b_{y}^{2}}.
Подставим координаты вектора b⃗vec{b} в формулу, получим: ∣b⃗∣=62+(−4)2=36+16=52=213left | vec{b} right |=sqrt {6^{2}+(-4)^{2}}=sqrt {36+16}=sqrt {52}=2sqrt {13}.
Ответ: 2132sqrt {13}.
Пример 2
Найти длину вектора d⃗=(1;3;5).vec{d}=(1;3;5).
Вектор задан в пространстве, поэтому воспользуемся второй формулой:
∣d⃗∣=dx2+dy2+dz2left | vec{d} right |=sqrt {d_{x}^{2}+d_{y}^{2}+d_{z}^{2}}.
Подставим координаты вектора d⃗vec{d} в формулу, получим:
∣d⃗∣=12+32+52=1+9+25=35left | vec{d} right |=sqrt {1^{2}+3^{2}+5^{2}}=sqrt {1+9+25}=sqrt {35}.
Нахождение длины вектора по координатам точек его начала и конца
Для нахождения длины вектора CD⃗vec{CD}, где C(cx;cy)C(c_{x};c_{y}) и D(dx;dy)D(d_{x};d_{y}) существует определенная последовательность действий:
- Найти координаты вектора CD⃗vec{CD} по формуле: ∣CD⃗∣=(dx−cx;dy−cy)left | vec{CD} right |=(d_{x}-c_{x};d_{y}-c_{y}).
- Найти длину вектора по его координатам по формуле: ∣CD⃗∣=(dx−cx)2+(dy−cy)2left | vec{CD} right |=sqrt {(d_{x}-c_{x})^{2}+(d_{y}-c_{y})^{2}}.
Аналогично находится длина вектора CD⃗,vec{CD}, заданного в пространстве, где C(cx;cy;cz)C(c_{x};c_{y};c_{z}) и D(dx;dy;dz)D(d_{x};d_{y};d_{z}):
- Найти координаты вектора CD⃗vec{CD} по формуле: CD⃗=(dx−cx;dy−cy;dz−cz).vec{CD}=(d_{x}-c_{x};d_{y}-c_{y};d_{z}-c_{z}).
- Найти длину вектора по его координатам по формуле: ∣CD⃗∣=(dx−cx)2+(dy−cy)2+(dz−cz)2left | vec{CD} right |=sqrt {(d_{x}-c_{x})^{2}+(d_{y}-c_{y})^{2}+(d_{z}-c_{z})^{2}}.
Пример 1
На плоскости заданы точки E(−1;3)иK(3;−4)E(-1;3) и K(3;-4). Найти длину вектора EK⃗.vec{EK}.
Найдем координаты вектора EK⃗.vec{EK}. Для этого из координат конца вычтем координаты начала, получим:
EK⃗=(3−(−1);−4−3)=(3+1;−4−3)=(4;−7).vec{EK}=(3-(-1);-4-3)=(3+1;-4-3)=(4;-7).
Воспользуемся формулой ∣b⃗∣=bx2+by2left | vec{b} right |=sqrt {b_{x}^{2}+b_{y}^{2}} для нахождения длины вектора, получим:
∣EK⃗∣=42+(−7)2left | vec{EK} right |=sqrt {4^{2}+(-7)^{2}}=16+49sqrt {16+49}=65sqrt {65}.
Пример 2
В пространстве заданы точки C(1;2;3)C(1;2;3) и D(3;4;5).D(3;4;5). Найти длину вектора CD⃗.vec{CD}.
Найдем координаты вектора CD⃗.vec{CD}. Для этого из координат конца вычтем координаты начала, получим: CD⃗=(3−1;4−2;5−3)=(2;2;2).vec{CD}=(3-1;4-2;5-3)=(2;2;2).
Воспользуемся формулой ∣b⃗∣=bx2+by2+bz2left | vec{b} right |=sqrt {b_{x}^{2}+b_{y}^{2}+b_{z}^{2}} для нахождения длины вектора, получим: ∣b⃗∣=22+22+22=4+4+4=12=23left | vec{b} right |=sqrt {2^{2}+2^{2}+2^{2}}=sqrt {4+4+4}=sqrt {12}=2sqrt 3.
Нахождение длины вектора по теореме косинусов
Теорема косинусов: квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.
Для треугольника со сторонами a,b,ca, b, c и углами α,βalpha, beta и γ,gamma, противолежащими этим сторонам соответственно, справедливы равенства:
b=a2+c2−2a⋅c⋅cos(β),b=a^{2}+c^{2}-2acdot ccdot cos (beta), a=b2+c2−2b⋅c⋅cos(α),a=b^{2}+c^{2}-2bcdot ccdot cos (alpha), c=a2+b2−2a⋅b⋅cos(γ).c=a^{2}+b^{2}-2acdot bcdot cos (gamma).
Аналогично поступают и с векторами. Рассмотрим пример.
Пример 1
Длины векторов KL⃗vec{KL} и KM⃗vec{KM} равны соответственно 2 и 4, а угол между ними равен π4.frac{pi }{4}. Вычислите длину вектора LM⃗.vec{LM}.
Длина вектора LM⃗vec{LM} равна длине стороны LMLM в треугольнике LMKLMK. Также нам известны стороны KLKL и KMKM треугольника LMKLMK. Они равны длинам соответствующих векторов. Нам известен угол между векторами. Найдем сторону LMLM треугольника △KLM.triangle KLM.
LM2=KL2+KM2−2KL⋅KM⋅cos∠LKM.LM^2=KL^2+KM^2-2KLcdot KMcdot cos angle LKM.
LM2=22+42−2⋅2⋅4⋅cosπ4=4+16−82=20−82.LM^2=2^2+4^2-2cdot 2cdot4cdot cos frac{pi }{4}=4+16-8sqrt{2}=20-8sqrt{2}.
LM=20−82.LM=sqrt{20-8sqrt{2}}.
∣LM⃗∣=20−82.|vec{LM}|=sqrt{20-8sqrt{2}}.
Тест по теме «Как вычислить длину вектора»
Калькулятор онлайн.
Длина вектора. Модуль вектора.
Этот калькулятор онлайн вычисляет длину (модуль) вектора. Вектор может быть задан в 2-х и 3-х мерном пространстве.
Онлайн калькулятор для вычисления длины (модуля) вектора не просто даёт ответ задачи, он приводит подробное решение с
пояснениями, т.е. отображает процесс решения для того чтобы проконтролировать знания по математике и/или алгебре.
Этот калькулятор онлайн может быть полезен учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и
экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре.
А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее
сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным
решением.
Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень
образования в области решаемых задач повышается.
Если вы не знакомы с правилами ввода чисел, рекомендуем с ними ознакомиться.
Правила ввода чисел
Числа можно вводить целые или дробные.
Причём, дробные числа можно вводить не только в виде десятичной, но и в виде обыкновенной дроби.
Правила ввода десятичных дробей.
В десятичных дробях дробная часть от целой может отделяться как точкой так и запятой.
Например, можно вводить десятичные дроби так: 2.5 или так 1,3
Правила ввода обыкновенных дробей.
В качестве числителя, знаменателя и целой части дроби может выступать только целое число.
Знаменатель не может быть отрицательным.
При вводе числовой дроби числитель отделяется от знаменателя знаком деления: /
Ввод: -2/3
Результат: ( -frac{2}{3} )
Целая часть отделяется от дроби знаком амперсанд: &
Ввод: -1&5/7
Результат: ( -1frac{5}{7} )
Наши игры, головоломки, эмуляторы:
Немного теории.
Скалярные и векторные величины
Многие физические величины полностью определяются заданием некоторого числа. Это, например, объем, масса, плотность, температура
тела и др. Такие величины называются скалярными. В связи с этим числа иногда называют скалярами. Но есть и такие величины, которые
определяются заданием не только числа, но и некоторого направления. Например, при движении тела следует указать не только
скорость, с которой движется тело, но и направление движения. Точно так же, изучая действие какой-либо силы, необходимо указать
не только значение этой силы, но и направление ее действия.
Такие величины называются векторными. Для их описания было введено понятие вектора, оказавшееся полезным для математики.
Определение вектора
Любая упорядоченная пара точек А к В пространства определяет направленный отрезок, т.е. отрезок вместе с заданным на нем
направлением. Если точка А первая, то ее называют началом направленного отрезка, а точку В — его концом. Направлением отрезка считают
направление от начала к концу.
Определение
Направленный отрезок называется вектором.
Будем обозначать вектор символом ( overrightarrow{AB} ), причем первая буква означает начало вектора, а вторая — его конец.
Вектор, у которого начало и конец совпадают, называется нулевым и обозначается ( vec{0} ) или просто 0.
Расстояние между началом и концом вектора называется его длиной и обозначается ( |overrightarrow{AB}| ) или ( |vec{a}| ).
Векторы ( vec{a} ) и ( vec{b} ) называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Коллинеарные
векторы могут быть направлены одинаково или противоположно.
Нулевой вектор будем считать направленным одинаково с любым вектором; длина его равна нулю, т.е. ( |vec{0}| = 0 ).
Теперь можно сформулировать важное понятие равенства двух векторов.
Определение
Векторы ( vec{a} ) и ( vec{b} ) называются равными (( vec{a} = vec{b} )), если они коллинеарны, одинаково направлены
и их длины равны.
На рис. 1 изображены слева неравные, а справа — равные векторы ( vec{a} ) и ( vec{b} ).
Из определения равенства векторов следует, что если данный вектор перенести параллельно самому себе, то получится вектор, равный
данному. В связи с этим векторы в аналитической геометрии называют свободными.
Проекция вектора на ось
Пусть в пространстве заданы ось ( u ) и некоторый вектор ( overrightarrow{AB} ). Проведем через точки А и В плоскости,
перпендикулярные оси ( u ). Обозначим через А’ и В’ точки пересечения этих плоскостей с осью (см. рисунок 2).
Проекцией вектора ( overrightarrow{AB} ) на ось ( u ) называется величина А’В’ направленного отрезка А’В’ на оси ( u ).
Напомним, что
( A’B’ = |overrightarrow{A’B’}| ) , если направление ( overrightarrow{A’B’} ) совпадает c направлением оси ( u ),
( A’B’ = -|overrightarrow{A’B’}| ) , если направление ( overrightarrow{A’B’} ) противоположно направлению оси ( u ),
Обозначается проекция вектора ( overrightarrow{AB} ) на ось ( u ) так: ( Пр_u overrightarrow{AB} ).
Теорема
Проекция вектора ( overrightarrow{AB} ) на ось ( u ) равна длине вектора ( overrightarrow{AB} ) ,
умноженной на косинус угла между вектором ( overrightarrow{AB} ) и осью ( u ) , т.е.
( Пр_u overrightarrow{AB} = |overrightarrow{AB}|cos varphi )
где ( varphi ) — угол между вектором ( overrightarrow{AB} ) и осью ( u ).
Замечание
Пусть ( overrightarrow{A_1B_1}=overrightarrow{A_2B_2} ) и задана какая-то ось ( u ). Применяя к каждому из этих векторов формулу теоремы, получаем
( Пр_u overrightarrow{A_1B_1} = Пр_u overrightarrow{A_2B_2} )
т.е. равные векторы имеют равные проекции на одну и ту же ось.
Проекции вектора на оси координат
Пусть в пространстве заданы прямоугольная система координат Oxyz и произвольный вектор ( overrightarrow{AB} ). Пусть, далее,
( X = Пр_u overrightarrow{AB}, ;; Y = Пр_u overrightarrow{AB}, ;; Z = Пр_u overrightarrow{AB} ). Проекции X, Y, Z вектора
( overrightarrow{AB} ) на оси координат называют его координатами. При этом пишут
( overrightarrow{AB} = (X;Y;Z) )
Теорема
Каковы бы ни были две точки A(x1; y1; z1) и B(x2; y2; z2), координаты вектора
( overrightarrow{AB} ) определяются следующими формулами:
X = x2-x1, Y = y2-y1, Z = z2-z1
Замечание
Если вектор ( overrightarrow{AB} ) выходит из начала координат, т.е. x2 = x, y2 = y, z2 = z, то координаты
X, Y, Z вектора ( overrightarrow{AB} ) равны координатам его конца:
X = x, Y = y, Z = z.
Направляющие косинусы вектора
Пусть дан произвольный вектор ( vec{a} = (X;Y;Z) ); будем считать, что ( vec{a} ) выходит из начала координат и не лежит ни в
одной координатной плоскости. Проведем через точку А плоскости, перпендикулярные осям. Вместе с координатными плоскостями они
образуют прямоугольный параллелепипед, диагональю которого служит отрезок ОА (см. рисунок).
Из элементарной геометрии известно, что квадрат длины диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов длин трех
его измерений. Следовательно,
( |OA|^2 = |OA_x|^2 + |OA_y|^2 + |OA_z|^2 )
Но ( |OA| = |vec{a}|, ;; |OA_x| = |X|, ;; |OA_y| = |Y|, ;;|OA_z| = |Z| ); таким образом, получаем
( |vec{a}|^2 = X^2 + Y^2 + Z^2 )
или
( |vec{a}| = sqrt{X^2 + Y^2 + Z^2} )
Эта формула выражает длину произвольного вектора через его координаты.
Обозначим через ( alpha, ; beta, ; gamma ) углы между вектором ( vec{a} ) и осями координат. Из формул проекции вектора на
ось и длины вектора получаем
$$ cos alpha = frac{X}{sqrt{X^2 + Y^2 + Z^2}} $$
$$ cos beta = frac{Y}{sqrt{X^2 + Y^2 + Z^2}} $$
$$ cos gamma = frac{Z}{sqrt{X^2 + Y^2 + Z^2}} $$
( cos alpha, ;; cos beta, ;; cos gamma ) называются направляющими косинусами вектора ( vec{a} ).
Возводя в квадрат левую и правую части каждого из предыдущих равенств и суммируя полученные результаты, имеем
( cos^2 alpha + cos^2 beta + cos^2 gamma = 1 )
т.е. сумма квадратов направляющих косинусов любого вектора равна единице.
Линейные операции над векторами и их основные свойства
Линейными операциями над векторами называются операции сложения и вычитания векторов и умножения векторов на числа.
Сложение двух векторов
Пусть даны два вектора ( vec{a} ) и ( vec{b} ). Суммой ( vec{a} + vec{b} ) называется вектор, который идет из
начала вектора ( vec{a} ) в конец вектора ( vec{b} ) при условии, что вектор ( vec{b} ) приложен к концу вектора
( vec{a} ) (см. рисунок).
Замечание
Действие вычитания векторов обратно действию сложения, т.е. разностью ( vec{b} – vec{a} ) векторов ( vec{b} ) и
( vec{a} ) называется вектор, который в сумме с вектором ( vec{a} ) дает вектор ( vec{b} ) (см. рисунок).
Замечание
Определив сумму двух векторов, можно найти сумму любого числа данных векторов. Пусть, например, даны три вектора
( vec{a},;; vec{b}, ;; vec{c} ). Сложив ( vec{a} ) и ( vec{b} ), получим вектор ( vec{a} + vec{b} ).
Прибавив теперь к нему вектор ( vec{c} ), получим вектор ( vec{a} + vec{b} + vec{c} )
Произведение вектора на число
Пусть даны вектор ( vec{a} neq vec{0} ) и число ( lambda neq 0 ). Произведением ( lambda vec{a} ) называется вектор,
который коллинеарен вектору ( vec{a} ), имеет длину, равную ( |lambda| |vec{a}| ), и направление такое же, как и вектор
( vec{a} ) , если ( lambda > 0 ), и противоположное, если ( lambda < 0 ) (см. рисунок).
Геометрический смысл операции умножения вектора ( vec{a} neq vec{0} ) на число ( lambda neq 0 ) можно выразить следующим
образом: если ( |lambda| >1 ), то при умножении вектора ( vec{a} ) на число ( lambda ) вектор ( vec{a} ) «растягивается»
в ( lambda ) раз, а если ( |lambda| <1 ) — «сжимается» в ( 1/lambda ) раз. При ( lambda <0 ) вектор изменяет направление
на противоположное. На рисунке изображен случай ( |lambda| >1 ).
Если ( lambda =0 ) или ( vec{a} = vec{0} ), то произведение ( lambda vec{a} ) считаем равным нулевому вектору.
Замечание
Используя определение умножения вектора на число нетрудно доказать, что если векторы ( vec{a} ) и ( vec{b} )
коллинеарны и ( vec{a} neq vec{0} ), то существует (и притом только одно) число ( lambda ) такое, что
( vec{b} = lambda vec{a} )
Основные свойства линейных операций
1. Переместительное свойство сложения
( vec{a} + vec{b} = vec{b} + vec{a} )
2. Сочетательное свойство сложения
( (vec{a} + vec{b})+ vec{c} = vec{a} + (vec{b}+ vec{c}) )
3. Сочетательное свойство умножения
( lambda (mu vec{a}) = (lambda mu) vec{a} )
4. Распределительное свойство относительно суммы чисел
( (lambda +mu) vec{a} = lambda vec{a} + mu vec{a} )
5. Распределительное свойство относительно суммы векторов
( lambda ( vec{a}+vec{b}) = lambda vec{a} + lambda vec{b} )
Замечание
Эти свойства линейных операций имеют фундаментальное значение, так как дают возможность производить над векторами обычные алгебраические действия.
Например, в силу свойств 4 и 5 можно выполнять умножение скалярного многочлена на векторный многочлен «почленно».
Теоремы о проекциях векторов
Теорема
Проекция суммы двух векторов на ось равна сумме их проекций на эту ось, т.е.
( Пр_u (vec{a} + vec{b}) = Пр_u vec{a} + Пр_u vec{b} )
Теорему можно обобщить на случай любого числа слагаемых.
Теорема
При умножении вектора ( vec{a} ) на число ( lambda ) его проекция на ось также умножается на это число, т.е.
( Пр_u lambda vec{a} = lambda Пр_u vec{a} )
Следствие
Если ( vec{a} = (x_1;y_1;z_1) ) и ( vec{b} = (x_2;y_2;z_2) ), то
( vec{a} + vec{b} = (x_1+x_2; ; y_1+y_2; ; z_1+z_2) )
Следствие
Если ( vec{a} = (x;y;z) ), то ( lambda vec{a} = (lambda x; ; lambda y; ; lambda z) ) для любого числа ( lambda )
Отсюда легко выводится условие коллинеарности двух векторов в координатах.
В самом деле, равенство ( vec{b} = lambda vec{a} )
равносильно равенствам ( x_2 = lambda x_1, ; y_2 = lambda y_1, ; z_2 = lambda z_1 ) или
( frac{x_2}{x_1} = frac{y_2}{y_1} = frac{z_2}{z_1} )
т.е. векторы ( vec{a} ) и ( vec{b} ) коллинеарны в том и только в том случае, когда их координаты пропорциональны.
Разложение вектора по базису
Пусть векторы ( vec{i}, ; vec{j}, ; vec{k} ) — единичные векторы осей координат, т.e. ( |vec{i}| = |vec{j}| = |vec{k}| = 1 ), и каждый из них
одинаково направлен с соответствующей осью координат (см. рисунок). Тройка векторов ( vec{i}, ; vec{j}, ; vec{k} )
называется базисом.
Имеет место следующая теорема.
Теорема
Любой вектор ( vec{a} ) может быть единственным образом разложен по базису ( vec{i}, ; vec{j}, ; vec{k}; ), т.е. представлен в виде
( vec{a} = lambda vec{i} + mu vec{j} + nu vec{k} )
где ( lambda, ;; mu, ;; nu ) — некоторые числа.