Как найти монопольную власть

Переменные затраты зависят от выпуска следующим образом:

VC = Q.

Постоянные затраты составляют 100. Предельная выручка монополиста зависит от объёма продаж как

MR = 49 – Q.

Найти монопольную цену и коэффициент Лернера.

Решение:

По условию задачи

VC = Q, FC = 100, следовательно, функция общих издержек будет иметь вид:

ТС = VC + FC = Q + 100

Тогда предельные издержки будут равны производной этой функции:

Формула и расчёт предельных издержек

Из условия максимизации прибыли MC = MR получаем оптимальный объём выпуска фирмы монополиста:

1 = 49 – Q

Q = 48

Для определения цены найдём функцию общего дохода, проинтегрировав функцию предельного дохода:

TR = 49×Q – 1/2×Q2

Разделив эту функцию на Q, получим функцию цены:

P(Q) = 49 – 1/2×Q

При Q = 48, P = 25.

Найдём индекс монопольной власти Лернера:

Формула и расчёт индекса Лернера

Монопольная власть– это способность
фирмы воздействовать на цену своего
товара, изменяя продаваемое на рынке
количество этого товара.

Степень монопольной власти может быть
различна. Чистый монополист обладает
полной монопольной властью, т.к. является
единственным поставщиком уникальной
продукции.

Но чистая монополия редка, т.к. большинство
товаров имеет близкие заменители. В то
же время большинство фирм в той или иной
степени управляют ценой, т.е. имеют
некоторую монопольную власть. Если на
рынке действует одна монопольная фирма,
говорят об относительной монопольной
власти.

Необходимой предпосылкой монопольной
власти является наклоненная вниз кривая
спроса на продукцию фирмы.

Итак, фирма, обладающая монопольной
властью, назначает цену больше предельных
издержек и получает дополнительную
прибыль, называемую монопольной прибылью.
Монопольная прибыль является формой
реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти, как это ни
странно, можно измерять. Используются
следующие показатели монопольной
власти:

1. Показатель монопольной власти
Лернера:

Коэффициент Лернера показывает степень
превышения цены товара над предельными
издержками его производства. Lпринимает значения между 0 и 1. Для
совершенной конкуренции этот показатель
равен 0, т.к.P=MC. Чем большеL, тем больше монопольная власть фирмы.
Нужно заметить, что монопольная власть
не гарантирует высокую прибыль, т.к.
величина прибыли характеризуется
соотношениемPиATC.

2. Если мы умножим числитель и знаменатель
показателя Лернера на Q , то получим
формулу для вычисления индекса
монопольной власти
:,
или.
Таким образом, высокие прибыли в
долгосрочном периоде также рассматриваются
как признак монопольной власти.

3. Степень концентрации рынка, илииндекс Херфиндаля – Хиршмана:

где Pi – это процентная доля на рынке
каждой фирмы, или удельный вес фирмы в
рыночном предложении отрасли, n –
количество фирм в отрасли. Чем больше
удельный вес фирмы в отрасли, тем больше
возможность для возникновения монополии.
Если в отрасли только одна фирма, то n
=1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное
значение показателя концентрации рынка.
Если H < 1000, то рынок считается
неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то
отрасль считается высокомонополизированной.
Нужно иметь в виду, что данный показатель
не дает полной картины, если не учитывать
удельный вес импортируемых товаров.

Рассмотрим источники, или факторы
монопольной власти (т.е. то, от чего
зависит монопольная власть):

  • Доля фирмы в рыночном предложении.

  • Отсутствие/наличие хороших заменителей
    у товара, выпускаемого фирмой с
    монопольной властью. Чем больше доля
    фирмы (1), и чем меньше заменителей у
    товара, тем больше монопольная власть.

  • Эластичность рыночного спроса. Чем
    меньше эластичность спроса на товар
    фирмы, тем больше монопольная власть
    этой фирмы на рынке.

Вопросы для
самоконтроля

  • В чем различие понятий «монополия» и
    «монопольная власть»?

  • Опишите возможные естественные и
    искусственные барьеры входа на рынок.

  • Что такое естественная монополия?

  • Что характерно для кривой спроса чистого
    монополиста?

  • Каким путем чистый монополист
    максимизирует прибыль и минимизирует
    убытки?

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Характеристика монопольной власти

Определение 1

Монопольная власть – это способность предпринимателя оказывать воздействие на ценообразование рынка, через оперирование ценой своего товара и объемом его предложения.

Монопольная власть предполагает захват рыночного сегмента или всего рынка отдельными производителями, диктующими цены на рынке и, исключающими свободную конкурентную борьбу.

Монополист самостоятельно решает, какое количество товара или услуг ему продать и по какой цене.

Следует отметить, что монопольная власть не всегда бывает безграничной. Все зависит от уникальности продукта, предлагаемого монополистом, его доли на рынке и наличия близких данному товару заменителей. На уровень монопольной власти оказывают воздействие следующие факторы:

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

  1. Эластичность спроса. Чем она выше, тем ниже монопольная власть. Эластичность спроса является параметром, отражающим изменение спроса потребителей ввиду изменения цен. Когда спрос эластичен, то производитель не может поднять цену выше некой рыночно определенной. При низкой эластичности спроса такие возможности открываются. Эластичность спроса является хорошим барьером для установления монопольной власти. При высокой эластичности потенциал монополистов значительно снижается. Эластичность отображает, насколько сильно потребители реагируют на изменения цен.
  2. Количество крупных фирм, производящих однородную продукцию. Деятельность каждой фирмы ограничивает монопольную власть остальных. Естественно, что фирма выигрывает в случае, если она является чистым монополистом. Когда количество фирм растет, то контроль каждой из них над ценами становится затруднительным. Крупные фирмы захватывают рынок или его большую долю и устанавливают там свои правила.
  3. Отсутствие качественных заменителей продукции, выпускаемой монополистом.
  4. Характер взаимодействия крупных фирм, которые могут заключать договора о ценах, местах и условиях сбыта, влиять на получение крупных заказов.
  5. Временные параметры и условия реализации деятельности монополиста. Время оказывает существенное влияние на поведение каждого рыночного субъекта и деятельность его конкурентов.
  6. Масштабность деятельности. Как правило, снижение издержек производства под силу только крупных производителям. Масштабность деятельности производителя рассматривается и в абсолютном выражении, и в отношении доли рынка. Таким образом, крупная фирма получит монопольную власть в определенном рыночном сегменте, создав барьеры для вступления новых продавцов, являющихся более мелкими и, неспособными выжить в конкуренции с крупным производителем. Начинать же масштабное производство с нуля, достаточно сложно.

«Показатели монопольной власти» 👇

Монопольная власть позволяет ее владельцу проводить ценовую дискриминацию. Она является способом оперирования ценой, т. е. установление разных цен на один и тот же товар или услугу, не обусловленных их себестоимостью. Различие цен связано, прежде всего, с возможностью монополиста разграничивать потребителей по эластичности их спроса на определенный продукт. Производитель стремится поднять свою прибыль, максимизировать ее, не прибегая к экономии на издержках, а, присваивая себе излишек потребителя.

Количественные показатели монопольной власти

Для определения уровня монопольной власти на рынке, а также для дачи ей количественной оценки используются следующие показатели.

Норма экономической прибыли. Данный коэффициент был разработан Джоном Бэйном. Он является индексом, демонстрирующим экономическую прибыль, получаемую за единицу денежных средств, вложенных в свое производство. В зависимости от значения данного индекса, можно судить об уровне монопольной власти. При его отсутствии или низком уровне, коэффициент будут близок к нулевому значению. Чем выше монопольная власть на конкретном рынке или его сегменте, тем выше значение данного показателя. Норма экономической прибыли определяется отношением чистого дохода организации к стоимости ее активов. Таким образом, данный индекс является показателем отдачи каждого вложенного актива.

Индекс А. Лернера. Он рассчитывается по формуле:

L = (P — MC) / P

где:

  • L – индекс монопольной власти Лернера;
  • Р – монопольная цена;
  • МС – предельные издержки;

Когда уровень монопольной власти будет низким, то показатель будет близок к нулевому значению. Его рост отражает увеличение монопольной власти. Данный показатель показывает зависимость уровня монопольной власти от установленных монополистом цен, его издержек и эластичности спроса на продукцию монополиста.

Коэффициент Тобина. Он обозначается буквой q и отражает зависимость между рыночной стоимостью монополиста и ценой его активов:

q = P/C,

где:

  • Р – рыночная стоимость активов фирмы. Она рассчитывается, исходя из текущей стоимости акций на финансовом рынке;
  • С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Данный коэффициент является показателем прибыльности деятельности экономического субъекта. Когда его значение равно нулю, то идет речь о разорении компании. При стабильном финансовом развитии коэффициент Тобина равняется единице или близком к ней значении, а если планируется повышение цен при сохранении издержек производства на том же уровне, то коэффициент превышает единицу. Это говорит о захвате монопольной власти.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Он является показателем распределения рыночной власти между всеми участниками рынка и рассчитывается по формуле:

$HHI = S_1^2 + S_2^2 + S_3^2 + … + S_n^2$

где $S_1, S_2, …, S_n$ – это процентные доли конкурентов в рынке.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Skip to content

Measuring the Monopoly Power (3 Methods)

Different measures that have been suggested are as follows:

1. Concentration Ratio:

Concentration ratio refers to the fraction of total market sales controlled by the largest group of sellers.

The inclusion of the market shares of several firms in the concentration ratio rests upon the possibility that large firms will adopt a common price- output policy which may not be very different from the one they would adopt if they were under unified management.

But here difficulty arises that they may not do so. Therefore, a high concentration ratio may be necessary for the exercise of monopoly power but it is not sufficient.

2. Profit-Rate as a Measure:

J.S. Bain used profit-rate as a measure of monopoly power. By high profits, economists mean returns sufficiently in excess of all opportunity costs which potential new entrants desire for entering the industry.

The size of super-normal profits which a firm is able to earn is an indication of its monopoly power. In perfect competition, a firm earns only normal profits. In monopoly, new entrants will not normally compete away monopoly profits. But there will be some level of profits at which new firms will find it worth taking the risk of trying to break the monopoly.

The stronger the monopolists position, the greater the profits he will be able to earn without attracting new rivals. In short, it is said that neither concentration ratio nor profit-rate are ideal measures of the degree of monopoly power, both are of some value nor both are widely used.

3. Lerner’s Measure:

It is the oldest measure and is based on the difference between the price charged by the monopolist and his marginal cost. Bober gives the formula 1/E. Thus, degree of monopoly power varies inversely with the elasticity of demand for the commodity.

However, the more commonly used formula is:

Degree of monopoly power = (P-MC) / P

Where P is price charged by the monopolist and MC his marginal cost.

In perfect competition,

P = MC and the formula (P-MC)/P  gives zero answer indicating no monopoly power. If the monopolized product is a free good, MC = 0 and the formula registers unity. The index of monopoly power thus varies from zero to unity. Since monopolized goods are seldom free, monopoly power is seldom as high as unity.

This method is not free from defects as:

(i) Firstly it does not measure non-price competition. Secondly, monopoly power is shown itself not only in high price but also in output restriction. Output may be restricted by under-utilization of capacity already in existence or by restricting new entry.

(ii) Lerner’s method throws no light on these aspects of monopoly power.

Page load link

Go to Top

Монопольная власть: понятие, показатели, факторы

Монопольная власть — это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.

Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

1. Показатель монопольной власти Лернера:

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .

2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q , то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.

3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля — Хиршмана:

где Pi — это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n — количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi =100%, тогда H = 10.000. 10.000 — это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H < 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

предыдущаяследующая

cabin cruisers boats for sale, only in

Добавить комментарий