Как найти морфологический разбор имени прилагательного

Морфологический разбор прилагательного


Морфологический разбор прилагательного

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 971.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 971.

Морфологический разбор прилагательного позволяет определить непостоянные и постоянные признаки этой части речи, выявить его синтаксическую роль в предложении. Для лучшего понимания темы в статье приведены примеры.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое морфологический разбор прилагательного?

Морфологический разбор прилагательного как части речи – это полная грамматическая и лексико-синтаксическая характеристика слова. При морфологическом разборе определяются постоянные и непостоянные признаки прилагательного, а также его синтаксическая роль в предложении.

Морфологический разбор прилагательных и разбор прилагательных по составу изучаются в 4-5 классах.

Порядок морфологического разбора прилагательного

  1. 1. Часть речи, общее грамматическое значение, на какой вопрос отвечает разбираемое слово.
  2. 2. Начальная форма (форма мужского рода единственного числа в именительном падеже). Морфологические признаки:
    1. 2.1. Постоянные признаки
      • Разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные).
      • Полная или краткая форма (для качественных прилагательных, у которых есть только краткая либо только полная форма).
    2. 2.2. Непостоянные признаки
      • Полная или краткая форма (для качественных);
      • Степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная) (для качественных);
      • Число (единственное, множественное);
      • Род (мужской, женский, средний).
      • Падеж – только для полных прилагательных.
  3. 3. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является прилагательное).

Примеры морфологического разбора имен прилагательных

В качестве примера проведем полный морфологический разбор прилагательных, используемых в предложении:
«Сосновый лес был тих, только издалека слышались птичьи трели».

Сосновый

  1. 1. Сосновый – прилагательное, обозначает признак предмета. Какой?
  2. 2. Начальная форма – сосновый.
    1. 2.1. Постоянный признак: относительное;
    2. 2.2. Непостоянные признаки: ед. число, м. род, И. п.
  3. 3. Определение.

Тих

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  1. 1. Тих – прилагательное, обозначает признак предмета. Каков?
  2. 2. Начальная форма – тихий.
    1. 2.1. Постоянный признак: качественное;
    2. 2.2. Непостоянные признаки: краткая форма, положительная степень сравнения, ед. число, м. род.
  3. 3. Именная часть составного именного сказуемого.

Птичьи

  1. 1. Птичьи – прилагательное, обозначает признак предмета. Чьи?
  2. 2. Начальная форма – птичий.
    1. 2.1. Постоянный признак: притяжательное;
    2. 2.2. Непостоянные признаки: множ. число, И. п.
  3. 3. Определение.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Самир Муминов

    7/7

  • Арина Погорелова

    7/7

  • Даша Вощенко

    6/7

  • Анастасия Рысь

    5/7

  • Shukhrat Islamov

    5/7

  • Дамир Зарипов

    3/7

  • Дмитрий Починин

    6/7

  • Валентина Юдина

    6/7

  • Алексей Юдин

    7/7

  • Илья Ибрагимов

    3/7

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 971.


А какая ваша оценка?

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя прилагательное
  6. Морфологический разбор имени прилагательного

Морфологический разбор слова предполагает характеристику слова как части речи. Морфологический разбор прилагательного нужно делать, если после слова стоит надстрочная цифра “3” – красивый3

Схема морфологического разбора имени прилагательного:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма – прилагательное в именительном падеже, единственном числе, мужского рода.
  3. Число (в котором стоит прилагательное в предложении)
  4. Род (в единственном числе).
  5. Падеж (в котором стоит прилагательное в предложении).
  6. Каким членом предложения является (главный, второстепенный, какой именно).

Пример устного рассуждения:

Дано предложение: И робкий3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю3 траву.

Робкий (подснежник):

  1. Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – слово робкий вместе с существительным: подснежник (какой?) робкий. Это прилагательное, потому что отвечает на вопрос (какой?) и обозначает признак предмета.
  2. Начальная форма – робкий (единственное число, мужской род, именительный падеж).
  3. Единственное число (определяю по окончанию ий и существительному подснежник – единственного числа).
  4. Мужской род (определяю по окончанию и существительному подснежник – мужского рода).
  5. Именительный падеж (определяю по существительному подснежник, отвечающему на вопрос кто? что? и имеющему нулевое окончание – подснежник ).
  6. В предложении является определением: подснежник (какой?) робкий.

Прошлогоднюю (траву):

  1. Из предложения выделяю словосочетание – слово прошлюгоднюю вместе с существительным, от которого оно звисит – траву (какую?) прошлогоднюю. Это прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какую? и обозначает признак предмета.
  2. Начальная форма – прошлогодний (единственное число, мужской род, именительный падеж).
  3. Единственное число (определяю по существительному траву единственного числа).
  4. Женский род (определяю по существительному траву – женского рода).
  5. Винительный падеж (определяю по существительному траву, отвечающего на вопрос что? и имеющему окончание траву).
  6. В предложении является определением: прошлогоднюю (какую?) траву.

Образец письменного разбора

Дано предложение: И робкий3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю3 траву.

Робкий (подснежник)

1. Робкий (какой?) подснежник. Робкий – прилагат.

2. Н. ф. – робкий.

3, 4, 5. Ед. ч., М. р., И. п.

6. Определение: робкий.

(сквозь) прошлогоднюю (траву)

1. Сквозь прошлогоднюю (какую?) траву. Прошлогоднюю – прилагат.

2. Н. ф. – прошлогодний.

3, 4, 5. Ед. ч., Ж. р., В. п.

6. Определение: прошлогоднюю.

Дано предложение: Робкие подснежники3 так прекрасны!

Робкие подснежники

1. Робкие (какие?) подснежники. Робкие – прилагат.

2. Н. ф. – робкий.

3. Мн. ч.

4 .—

5. И. п.

6. Определение: робкие.

Советуем посмотреть:

Род, число, падеж прилагательных

Полные и краткие формы имён прилагательных

Разряды имён прилагательных

Степени сравнения имён прилагательных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 212,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 221,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 122,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 218,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 148,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 321,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 11,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 84,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 235,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 278,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 114,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 212,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 214,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 218,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 113,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 384,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 599,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 268,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 351,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 354,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 405,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 421,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Морфологический разбор прилагательного выполним по определенной схеме, указав грамматические и синтаксические признаки слова этой части речи.

Признаки имени прилагательного

Чтобы выполнить морфологический разбор прилагательного, вспомним, какие слова отнесем к этой самостоятельной части речи.


Определение

Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?


Например:

  • подарок (какой?) новогодний;
  • утро (какое?) летнее;
  • зима (какая?) морозная;
  • звуки( какие?) таинственные;
  • след (чей?) заячий;
  • берлога (чья?) медвежья;
  • пальто (чьё?) мамино;
  • трели (чьи?) соловьиные.

Вывод

Исходя из определения, сделаем вывод, что прилагательное имеет общее значение — признак предмета.


Как каждая самостоятельная часть речи, прилагательное обладает своими грамматическими признаками, отличающими его от существительного, глагола, местоимения, числительного или наречия.

Грамматические формы прилагательных

Прилагательные — изменяемые слова, которые могут иметь полную и краткую форму (качественные) и менять её в зависимости от существительных (местоимений), с которыми согласуются в роде, числе и падеже:

  • красивый —  цветок красив  , девушка красива, озеро красиво.
  • нет друга (какого?) закадычного
  • слышу песню (какую?) веселую
  • любуюсь цветением (каким?) пышным
  • громкий голос, громкая слава, громкое постукивание.

Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения:

  • сравнительная степень

тихий — тише, потише; более/менеее тихий

  • превосходная степень

тихий — тишайший, самый тихий, тише всех

Как видим, у прилагательного существует большое разнообразие форм, поэтому при морфологическом разборе обязательно укажем его начальную форму.


Вывод

Начальная форма прилагательного — именительный падеж единственного числа мужского рода.


Разряды прилагательных по значению

Далее при морфологическом разборе укажем постоянный грамматический признак прилагательного — разряд по значению.

Все прилагательные можно распределить по разрядам по значению:

1. качественные прилагательные — слова, обозначающие непосредственный признак (качество) предмета, способный проявляться в большей или меньшей степени (степени сравнения);

слабый звук (звук слабее, слабейший, слабее всех)

2. относительные прилагательные — слова, которые обозначают признак через отношение к другому предмету или явлению, например:

  • сельский домик — домик в селе (местоположение);
  • дубовая бочка — бочка из дуба (материал);
  • прошлогоднее варенье — варенье прошлого года (время);
  • пятилетняя дочь — дочь пяти лет (возраст);
  • метровая палка — палка длиной в метр (размер);
  • килограммовая гиря — гиря весом в один килограмм (вес);
  • туристический рюкзак — рюкзак для туризма (назначение);

3. притяжательные прилагательные — слова, которые обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному , например:

  • совет (чей?) дядин;
  • комната (чья?) бабушкина;
  • ружьё (чьё?) отцово;
  • вой (чей?) волчий;
  • нора (чья?) лисья;
  • копытце (чьё?) козлиное;
  • рога (чьи?) оленьи.

Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткую форму, чем существенно отличаются от относительных и притяжательных прилагательных, например:

  • умный — ученый умён, мама умна, дитя умно, все умны;
  • весёлый — веселее, повеселее; веселейший, самый веселый, веселее всех.

При морфологическом разборе учтем, что

  • краткие формы качественных прилагательных не склоняются, значит у них нет падежа;
  • простая сравнительная степень качественных прилагательных — неизменяемая форма, у которой не будем искать падеж, число и род.

Порядок морфологического разбора прилагательного

1. Часть речи и общее грамматическое значение

2. Морфологические признаки:

1) начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

2) разряд по значению: качественное, относительное или притяжательное;

у качественных прилагательных :

  •  степень сравнения,
  • полная или краткая форма;

3) падеж;

4) число;

5) род.

3. Синтаксическая роль в предложении:

  • согласованное определение;
  • сказуемое (полные и краткие формы прилагательных);
  • часть составного именного сказуемого.

Морфологический разбор прилагательного

Примеры морфологического разбора прилагательного

У лесного оврага в тени под дубками цветут ландыши и земляника. (И. Соколов-Микитов)

У оврага (какого?) лесного

  • у лесного (оврага) — прилагательное, обозначает признак предмета;
  • н.ф. — лесной;
  • относительное;
  • в форме родительного падежа;
  • единственное число;
  • мужской род.
  • Синтаксическая роль — согласованное определение.

Ваше мнение весьма спорно.

Мнение (каково?) спорно.

  • Спорно — прилагательное, обозначает признак предмета;
  • н.ф. — спорный,
  • качественное,
  • в краткой форме,
  • единственное число,
  • средний род.
  • Синтаксическая роль —  сказуемое (именное).

У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.

А.С. Пушкин

Луна какова? (что о ней говорится?) ярче всех

  • Ярче всех — прилагательное, обозначает признак предмета:
  • н.ф. — яркий;
  • качественное;
  • в форме составной превосходной степени.
  • Синтаксическая роль — именное сказуемое.

Короче становился день…

                                                    А.С. Пушкин

Что? день — подлежащее.

Что говорится о дне? становился короче — это сказуемое.

  • Короче — прилагательное, обозначает признак предмета;
  • н.ф. — короткий,
  • качественное,
  • в форме простой сравнительной степени.
  • Синтаксическая роль — часть составного именного сказуемого.

Видео «Морфологический разбор имени прилагательного»

Средняя оценка: 4.
Проголосовало: 93

Разбор имени прилагательного как части речи необходимо знать каждому школьнику. Известно, что эта часть речи вносит дополнительные эмоциональные и красочные оттенки в нашу речь, делая ее более богатой и насыщенной. Этот разбор начинают изучать еще в начальных классах, но со временем схема усложняется, и это позволяет сделать более подробный анализ и разбор.

Инструкция для разбора

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор, необходимо знать его план-схему и инструкцию о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Например, определить часть речи, а затем указать его морфологические признаки и функцию в предложении.

План разбора:

  1. Определить и доказать, к какой части речи относится это указанное слово.
  2. Записать начальную форму этого заданного для разбора слова.
  3. Указать постоянные морфологические признаки заданного слова.
  4. Указать непостоянные грамматические признаки.
  5. Синтаксическая роль заданного слова.

Любой морфологический разбор всегда начинается с того, что определяется часть речи разбираемого слова. Если это прилагательное, то необходимо указать это. Стоит вспомнить, что это самостоятельная или знаменательная часть речи, которая обязательно обозначает какой-либо признак предмета. Здесь же можно задать вопрос, который будет доказывать, что это разбираемое слово является прилагательным. Такие слова для разбора отвечают на следующие вопросы: какой? какая? какое?, а также чей? каков? какова? каковы?

После определения части речи разбираемое слово необходимо поставить в начальную форму. Для имени прилагательного начальная форма – это заданное слово, которое необходимо записать в мужском роде и в единственном числе.

Следующим этапом в разборе является определение его грамматических признаков. Обычно разбор начинается с постоянных признаков, к которым относятся разряды по значению, а если качественное, то, соответственно и степени сравнения.

Разряды по значению, которые известны каждому школьнику и которые можно найти в школьных учебниках:

  1. Качественное.
  2. Относительное.
  3. Притяжательное.

Относительные указывают на материал, из которого изготовлен предмет, на место или время. Например, соломенная шляпка – это шляпка из соломы, весенний дождь – это дождь, который идет весной, пришкольный участок – это тот участок, который относится к школе.

Притяжательные обозначают принадлежность к кому-либо или к чему-либо. Такие слова обычно отвечают на вопрос «чей?». Например, лисий хвост – это хвост, принадлежавший лисе, сестрин шарф – это шарф сестры.

Качественные дают характеристику предмета, описывают внешность и его цвет. Например, тонкий карандаш, голубая лента. Качественные образуют две степени сравнения:

  1. Превосходную.
  2. Сравнительную.

Превосходная степень обязательно имеет две формы: простую и составную. Первая образуется по следующей схеме: имя прилагательное в начальной форме + -ейш или -айш, которые являются суффиксами. Например, превосходный – превосходнейший. Составная форма образуется от имени прилагательного, стоящего в начальной форме, путем прибавления слов: самый, наиболее, наименее, всех, всего. Например, самый высокий, выше всех.

Сравнительная степень имеет также две формы: простую и составную. Простая форма образуется прибавлением к данной части речи, которое должна находиться в начальной форме, таких суффиксов, как -ей, -ее, -е, -ше. Например, злой – злее. Составная форма образуется прибавлением к имени прилагательного, которое стоит в начальной форме, таких слов, как более или менее. Например, более добрый, менее злой. Если прилагательное качественное, то тогда у него следует определить и форму: краткую или полную. Краткая форма у качественных образуется путем усечения окончания. Например, низкий – низок, низкая – низка, низкое – низко, низкие – низки.

Для определения непостоянных признаков стоит найти в тексте или в предложении то существительное, к которому оно относится. Известно, что имя прилагательное согласуется с существительным по нескольким признакам, которые как раз и изменяются. Непостоянными признаками являются:

  1. Род.
  2. Число.
  3. Падеж.

Синтаксическая функция разбираемого слова указывается на последнем этапе. Чаще всего имя прилагательное является определение, но реже может входить и в состав составного именного сказуемого. Например, длинный (определение) стол стоял посередине комнаты. Девушка была красива (составное именное сказуемое).

Имя прилагательное в сравнительной степени

Пример морфологического разбора

I. Короткий (хвост) – имя прилагательное. Слово «короткий» обозначает признак предмета. Хвост (какой?) короткий.

Н. ф. – короткий.

II. Морфологические признаки слова «короткий».

Постоянные признаки: качественное, сравнительная степень, полная форма.

Непостоянные признаки: мужской род (какой), единственное число (один), именительный падеж (что? короткий хвост).

III. Хвост (какой?) короткий (определение).

Прилагательное в морфологическом разборе

Полезные советы

Морфологический разбор позволяет улучшить навыки грамматического анализа слова. Прежде чем приступать к такому виду работы, необходимо изучить грамматическую характеристику данной части речи.

Всегда стоит помнить, что разбирать имена прилагательные можно только в том случае, если они даны в каком-то предложении, так как правильно проанализировать указанное слово без контекста невозможно.

При морфологическом разборе указанное слово, которое чаще всего выделяется цифрой «3», выписывают из текста, не изменяя его. Если оно употребляется с предлогом, то их выписывают вместе, если и предлог относится к имени прилагательному. Если же предлог относится к существительному или другой части речи, то тогда его выписывать не следует. Выполнить такой разбор, изучив грамматические признаки имени прилагательного, будет несложно.

Видео

В этом видео – образец устного морфологического разбора имени прилагательного.

Инфоурок


Русский язык

Другие методич. материалыПамятка “Морфологический разбор прилагательного”

Памятка “Морфологический разбор прилагательного”

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 415 человек из 65 регионов

аудиоформат

  • Сейчас обучается 50 человек из 21 региона

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 262 626 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Другие материалы

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

  • 27.10.2021
  • 408
  • 8
  • 27.10.2021
  • 182
  • 2

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

  • 27.10.2021
  • 379
  • 6

«Русский язык (в 2-х частях). Часть 1», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Лико Вероника Михайловна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Лико Вероника Михайловна

    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 30096
    • Всего материалов:

      17

Добавить комментарий