Как найти мотив на уроке

Урок был  и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

  1. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
  2. создание нестандартных ситуаций на уроке
  3. демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
  4. умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
  5. умение хвать любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Для проведения урока, основанного на дифференцированном подходе к обучению класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке:

Группа С – ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.

Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.

Группа А– ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.

На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.

Схема конструирования уроков при изучении условно взятой темы

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img1.JPG

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img2.jpg

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img3.jpg

 http://festival.1september.ru/articles/508356/img4.JPG

Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.

Цепочка – дифференцированный урок по уровню способностей получать знания, тест-класс, элективный курс по математике способствует продуктивной подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

50 советов по повышению мотивации школьников на уроках

http://www.poznaysebia.com/wp-content/uploads/2012/11/50-sovetov-po-povyisheniyu-motivatsii-shkolnikov-na-urokah.jpg

В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

Конец формы

Виды мотивов и мотивации учебной деятельности

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания. Что я и сделала в последующей моей работе.

Для лучшего понимания проблемы  целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

Мотив – это то, что побуждает деятельность

(является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

Мотивация – процесс побуждения себя и других

к деятельности для достижения личных целей.

Итак, существует несколько классификаций мотивов, перечислю некоторые из них.

2.1. Классификация мотивов по Т. А. Ильиной

Мотивы, непосредственно побуждающие:

  1. зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.
  2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.

Мотивы, перспективно побуждающие:

  1. связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.
  2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.
  3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.
  4. опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.

Мотивы интеллектуального побуждения:

  1. интерес к процессу умственной деятельности;
  2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от  самого процесса мыслительной  работы;
  3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.

2.2. Другой вариант классификации мотивов учения по Т. А. Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)

http://svetlana.pro/images/gdim/96/b9/40-1.png

Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.

2.3. Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой

(характеризующий отношение к самой деятельности)

http://svetlana.pro/images/gdim/a4/61/40-2.png

По этой же классификации внешние мотивы называются социальными, а внутренние – познавательными (именно эту классификацию я и  буду использовать в дальнейшем).

http://svetlana.pro/images/gdim/57/ad/40-3.png

2.4. Выводы по мотивам деятельности ученика

  1. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
  2. Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
  3. Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.

2.5. Вариант классификации мотивов по Е. П. Ильину

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

Возраст/Группа

Мотив

Первоклассники
(дошкольники)

  1. интерес к учению вообще
  2. стремление к взрослости

Младшие школьники

  1. беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);
  2. получаемые отметки;
  3. престижный мотив;
  4. познавательный мотив (очень редко).

Средние классы

  1. стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;
  2. мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;
  3. требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;
  4. потребность в познании и оценке свойств своей личности;
  5. главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);
  6. особенность мотивации – наличие подростковых установок.

Старшие классы

  1. основной мотив – подготовка к поступлению.

Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.

Последовательность появления потребностей в онтогенезе – снизу вверх (по А. Маслоу):

http://svetlana.pro/images/gdim/6c/67/40-4.png

Последовательность появления мотивов (составлено автором исследования):

http://svetlana.pro/images/gdim/b4/0e/40-5.png

2.6. Способы мотивации по Д. Г.Левитесу

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановилась на тех, которые мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке. Это следующие способы:

http://svetlana.pro/images/gdim/3a/bc/40-6.png

Остановлюсь подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его следующими пояснениями: суть способа – через афоризм; что дает этот способ, или каков его результат; чего «требует» этот способ для лучшего его применения; помимо этого каждый способ я сопроводила фотографией собственных уроков, когда мною применялся тот или иной способ. Сразу оговорюсь, что способы мотивации «культура общения» и «чувство юмора» показать на фото оказалось проблематичным – не потому, что я эти способы не использую, а потому, что сфотографировать запах «Шанель №5» также невозможно.

Приемы и методы   повышения мотивации к обучению

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Учащиеся четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью. (Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учащимися, иметь красивые принадлежности. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти учащиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебному заведению.)  

Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению, школьная дезадаптация. (Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с педагогом. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных учащихся отмечаются нервно психические нарушения.)

Однажды учащийся сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, учащемуся должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому» (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у учащегося? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в учебном заведении? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

  Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму»,  – эта китайская пословица должна стать девизом для педагога на каждом проводимом им уроке.

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

Работа в группах и парах.

Применение ИКТ на уроках

Понимание учащимся нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.

Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

Позитивная психологическая атмосфера урока.

В обучении должны создаваться возможности для творчества.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем учащимся – способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учащимися; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учащихся при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду, заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:

Метод «Дидактические игры» – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» – это метод, при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Итак, педагог постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса учащихся, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.

Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.

 На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учащихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний.

Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель».

  Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование».

Например, урок литературы. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни».

Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

           Прием  «Верные – неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала учащиеся предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Использование игровых приемов.

Учащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Приемы повторения пройденного на уроке.

 На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащиеся самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Цветные поля». Прием интерактивного обучения. Учащийся, выполняя письменную работу, отчеркивает поля цветными карандашами. Цвета отражают разный смысл обращения к учителю. Красный – проверьте, исправьте ошибки. Зеленый – отметьте ошибки, я сам исправлю. Синий – укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю.

Прием «Повторение с расширением». Учащиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «учащийся – учащийся».

Например. Каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.

На уроке предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Учащиеся участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

  Приём «Открытые задания» Большой интерес учащиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

   Для включения учащегося в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) – связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

 Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учащихся на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый учащийся имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

            Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля –  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования  смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.

«МОТИВАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ»

Каждый учитель хочет,
чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В
этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям
приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься,
а желания нет».

Почему
снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети,
когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом
виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в
значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается
сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически
предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую
повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации
школьников – проблема актуальная. И  чаще всего наблюдается у детей
подросткового возраста.

Учителя знают, что
школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям
равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед
школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной
мотивации к учебной деятельности.

Васи́лий Алекса́ндрович
Сухомли́нский говорил: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,

ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ
ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

Для начала определим,
что такое мотив и мотивация.

Мотив
– 
это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя
понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя,
следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Учебная
мотивация 
— это процесс, который запускает,
направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной
деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой
деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.

Выделяют
два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя

Наша задача –
сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.

ПЕРЕД
НАМИ ВСТАЕТ ВОПРОС:

Как повысить интерес к
своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Возникает проблема –
как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для
него значимы.

Следует
заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

– содержание учебного
материала;

– организация учебной
деятельности: формы, методы, приемы.

Система повышения
учебной мотивации:

Хотелось бы
остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.

Динамично помогает
начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг другу», что
способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.

Отсроченная
загадка.

В начале урока учитель
загадывает загадку (или сообщает малоиз-вестный факт), отгадку которой можно
узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Создание
ситуации успеха
 также позволяет мотивировать
учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса
целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот
приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической
компетенции.

Ярчайшим
эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра.

Игра ставит ребенка в
условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть
быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания,
соблюдать правила игры.

Игра
«Классификация».
 Можно соревноваться двум командам
или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные
множества.Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы
множество было всем известно и четко ограничено.

Игра
«Продолжить ряд».
 Нужно продолжить ряд, догадавшись,
какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот
пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны
первые буквы числительных по по­рядку: один, два, три…четыре).

Апельсин,
банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)

Игра «
Четвертый лишний».
 В каждом ряду из четырех элементов
нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех
остальных. Участник должен пояснить ответ.

·        
крик,
кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)

·        
золото,
ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)

·        
лебедь,
воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)

·        
рыба, рак,
угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зо­диака)

Игры-тренинги. Игры
приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

(Представьте, что вы
редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки – найдите их и
исправьте)

Фантазёр”.На
доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и
навыков по этой теме в жизни.

«Игра
с мячом».

Закрепление происходит
быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е.
сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто
как освоил тему.

Повышение
интереса к уроку
можно
достичь, используя приемы:

Повторяем
с контролем
 (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме.
Например, по теме “ (имя существительное.)

Взаимоопрос – ученики
опрашивают друг друга.

Своя
опора
(ученики составляют
опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)

Работа
в парах и группах
 – организация совместных действий,
ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без
которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется
характером включения учащихся в совместную деятельность.

Творческий
подход
 на уроке и домашние творческие работы способствуют развитию
речи детей.

Проектный
метод обучения
 – позволяет создать максимально
благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала
учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные
способности.

“Проект” –
исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться
индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.

На заключительном этапе
урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается
отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная
коррекция этого действия.

Множество примеров
можно привести.

Суть всех этих приемов
состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным,
загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых
минут урока.

Методическая ценность
приемов:

-активное включение в
работу всех учащихся;

– свобода выбора
деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему
знакомые и понятные);

-обеспечивается системность
знаний и умений;

-обнаруживается
проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо
фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);

-развитие
математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

Таким образом,
можно сделать следующие выводы:

Использование в учебной
деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует
положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных
операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

 Учение только
тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут
учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать
мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил,
умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе
самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных
педагогических технологий.

Оказание помощи
неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля
за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой
доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса,
разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться
наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового
материала.

Применение мер поддержания
интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к
слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного
материала.

Привлечение
их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию
предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению
сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе
самостоятельной работы на уроке.

Разбивка заданий на дозы.
Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость
актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и
свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о
рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование
самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль
за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

Спасибо за внимание!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация на разных этапах урока

Жил мудрец на свете,  который знал всё .  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя  любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

Я думаю, это главная задача, которая стоит перед каждым учителем.

Урок по ФГОС – это совместное творчество учителя и учеников. В ФГОС много внимания уделяется построению урока в таком виде, чтобы дети выступали творцами, чтобы у них формировалась адекватная самооценка, чтобы они умели также оценивать других. И, наверное, самое важное здесь – это мотивация. Есть мотив, есть деятельность, есть совместная работа, есть результат. учитель и ученик на уроке – сотрудники, партнеры в процессе учения.

Важным стимулом учебной деятельности является благоприятный психологический климат. Идя на урок, продумываю свои первые фразы: «Доброе утро! Я рада вас видеть», «Здравствуйте! Сегодня замечательный день», «Добрый день! Мы начинаем урок.» Эти слова снимают психологическую зажатость ребенка. Снятие страха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает мотивацию.

Представлю варианты мотивационного этапа урока.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Ещё один вариант начала урока (сл.2)

– Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Этот вариант я наиболее часто использую на уроке (сл.3)

– Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

– Как много улыбок засветилось. Спасибо!

– А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

И такое стихотворение очень нравится детям : (сл.4)

– Добрый день! – тебе сказали.

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты

– Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

– Здравствуй, – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

А это стихотворение можно использовать на разных этапах урока (сл.5)

  • Мы  внимательные!
  • Мы старательные!
  • Мы добрые!
  • Мы отлично учимся!
  • Всё у нас получится!

Мотивационный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне  (сл.6)

На данном этапе формирую следующие УУД: (сл.7)

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Следующим этапом урока по ФГОС является актуализация знаний (сл.8)

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока

Значение самого слова “актуализация” говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура). (сл.9)

В процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Приведу примеры фрагментов уроков на данном этапе.

Тема урока «Звуки и буквы»

– Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

Отгадайте загадку.   (сл.10)

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

                                                              (Буквы)

Комментированное письмо

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч…тает.

Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.

– Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

– Конечно же,  о звуках и буквах.

– Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)

– Как будет звучать тема нашего урока?  (Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»)

– Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что  нам сегодня предстоит усвоить?

– Правильно,  в ходе урока мы должны  усвоить  знания  о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Фрагмент урока по теме «Восклицательные предложения» (сл.11)

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?

Ученики пробуют прочитать текст.

Какое замечательное раннее летнее утро Поднимешься в гору, а там такая красота На горизонте показался краешек солнца Когда же проснутся первые птицы Так хочется услышать звонкий хор пернатых друзей Да здравствует новый день

-Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)

– А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или ?!

– Помогите мне  сформулировать тему.

Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске. «Виды предложений по эмоциональной окраске».

-Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

– Я  посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Какие бывают предложения эмоциональной окраске?  Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

Попробуем вместе сформулировать цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке

Дети предлагают цели:

– узнать, почему предложения делятся на предложения по интонации.

– чем эти предложения между собой отличаются?

– почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

– правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Этап актуализации знаний часто включает целеполагание. (сл.12)

. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.  (сл.13)

Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока. Если учащиеся начальных классов по ФГОС учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся работать по плану, предложенному учителем, то в 5 классе учащиеся самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.

Представлю  формулирование темы и цели урока с помощью схемы.  (сл.14)

– Прочитайте схему.

       
   
 

[   ~~~~~                                           – . – . – ]. (По цели высказывания…)

 
 

– Чем будем заниматься на уроке, какие умения развивать?

 -Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Фрагмент урока по теме «Однородные члены предложения.

            Знаки препинания в предложениях с однородными членами». (сл.15)

– Что объединяет все эти схемы?

[  ?    ,  ?    ]. [  ?    и  ?   ]. [  ?    , но  ?     ]. [  ?   , а    ?   ].

[ ? и ? , ? и ? ].

[ и  ?     , и ?     , и ?     ].

– Запишите ключевые слова. (Однородные члены.)

– Послушайте шуточное стихотворение и назовите ключевое слово, которое связано с предыдущим заданием:  (сл.16)

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточья,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее…

Запись второго ключевого слова – знаки препинания.

– На основе ключевых слов сформулируйте тему урока. (Знаки препинания в предложениях с однородными членами.) 

На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?

При самостоятельной формулировке цели главное – не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.  (сл.17)

Приведу пример этапа актуализации знаний на уроке литературы по теме «Добро и зло в сказке Пушкина о мёртвой царевне»(тема детям не называется)   (сл.18- 28)

-Ребята, сегодня на уроке мы будем разгадывать кроссворд, который называется «Назови героев пушкинской сказки»

-Какое слово у нас получилось в результате работы? Подберите к слову добро противоположное.

-Как вы думаете, почему  слова добро и зло сегодня у нас на уроке? Как они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? (записывают тему в тетради)

-Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

Дети предлагают цели:

  • Определить, где в сказке добро и зло
  • Найти положительных и отрицательных героев
  • Сопоставить поступки героев

(Обобщаю высказанные детьми цели)

-Итак, ребята, сегодня на уроке мы должны раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Цель этапа актуализации знаний– повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (сл.29)

Формируемые УУД   (сл.30)

  • Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
  • Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
  • Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Рефлексия

Этап рефлексии учебной деятельности является одним из основных этапов в структуре урока, ориентированного на развитие способностей.

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

При проведении рефлексии настроения и эмоционального состояния применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята  высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

 В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

 В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| »  – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» – не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы. Можно предложить следующие вопросы: («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Эффективность обучения и воспитания во многом
зависит от отношения к учению самих учащихся.
Сегодня у большинства детей мотивация к учению
практически отсутствует, что является для нас –
учителей – серьезной проблемой. Причины
создания такой ситуации различны – социальные,
психосоматические, психологические и др.

Результатом снижения мотивации к учебной
деятельности являются:

– устойчивая неуспеваемость в обучении;
– нарушение поведения;
– конфликты в школе;
– искажения в личностном развитии.

Дети могут плохо учиться в результате
сознательного избегания обучения. Некоторые,
достаточно смышленые дети, отказываются от
образования, считая, что оно не стоит той работы,
которую им приходится совершать для его
получения. 

Известно, что под мотивацией вообще понимается
процессы, определяющие движение по направлению к
поставленной цели, а также факторы (внешние и
внутренние), которые влияют на активность и
пассивность поведения.

Для повышения мотивации учеников необходимо:

– обеспечить у учеников ощущение продвижения
вперед, переживание успеха в деятельности, для
чего необходимо правильно подбирать уровень
сложности заданий и заслуженно оценивать
результат деятельности;
– использовать все возможности учебного
материала для того, чтобы заинтересовать
учеников, ставить проблемы, активизировать
самостоятельное мышление; 
организовать сотрудничество учеников на уроке,
взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в
целом;
– самому правильно строить отношения с
учениками, быть заинтересованным в их
успехах; 
– видеть индивидуальность каждого ученика,
мотивировать каждого, опираясь на его личные
мотивы. 

Зная тип мотивации, учитель может создать
условия для подкрепления соответствующей
положительной мотивации. Если это мотивация,
связанная с результатом учения, то условиями для
ее поддержания могут быть поощрение, показ
полезности усваиваемых знаний для будущего,
создание положительного общественного мнения и
т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения,
то условиями для ее поддержания могут быть
информация о достигнутых результатах,
пробуждение и формирование познавательных
интересов, проблемная методика. Для поддержания
мотивации, связанной с процессом учения, важны
живая и увлекательная организация учебного
процесса, активность и самостоятельность
учащихся, исследовательская методика, создание
условий для проявления их способностей.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в
первую очередь, выступал интерес к
компьютеру. Он завораживал детей тайной своей
могущественности и демонстрацией все новых
возможностей. Он готов быть другом и помощником,
он способен развлечь и связать со всем миром.
Однако с каждым днем для большинства детей
компьютер становится фактически бытовым
прибором и теряет свой таинственный ореол, а
вместе с ним и мотивационную силу.

В данной статье рассказывается о тех приёмах
мотивации, которые можно приметь на своих уроках
и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее
эффективно изучать материал на любом из
дидактических уровней.

Приём 1: Обращение к жизненному опыту детей.

Приём заключается в том, что учитель обсуждает
с детьми хорошо знакомые им жизненные ситуации.

Пример 1: в 9 классе при изучении Табличного
редактора Excel, решаем задачу «Обои и комната», в
которой необходимо было подсчитать необходимое
количество рулонов для оклейки любой комнаты.
Знакомились с простейшими математическими
встроенными операциями.

Пример 2: в 11 классе при изучении темы
«Поиск информации в сети Интернет»
рассматриваем пример покупки принтера. Решаем
вопрос о его технических характеристиках (дети
незаметно для себя одновременно повторяют ранее
изученный материал из темы «Аппаратное
обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть
все возможности приобретения принтера с
характеристиками, названными детьми.
Посредством сети Интернет находим фирмы,
специализирующиеся на продажах оргтехники.
Просматриваем предложения в формате xls (Excel).

Эти примеры, это обращение к опыту детей – это
не только приём для создания мотивации. Более
важно то, что учащиеся видят применение
получаемых ими знаний в практической
деятельности. В наш век бурного развития и
использования информационных технологий
практические навыки, полученные на уроках
информатики, очень пригодятся им в
профессиональной деятельности. Многие навыки
они начинают применять уже в школе: подготовка
рефератов, презентаций.
Не секрет, что для ряда школьных дисциплин
характерно то, что ученики не имеют
представления, как они могут применять
получаемые знания, и в результате теряют интерес
к изучению данного предмета.

Прием 2: Ролевой подход и деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся)
предлагаю выступить в роли того или иного
действующего лица, например, формального
исполнителя алгоритма. Исполнение роли
заставляет сосредоточиться именно на тех
условиях, усвоение которых и является учебной
целью.

Пример 1: При изучении темы «Алгоритмы» в 5-6
классе ребята сами становятся исполнителями
алгоритмов.
При этом ребята с удовольствием исполняют свои
алгоритмы, по ходу исполнения исправляют ошибки,
которые допустили при составлении алгоритма.

Пример 2: 7 класс тема «Формы представления
информации» учащимся предлагается представить
информацию в текстовом, графическом виде, с
помощью мимики и жестов.
Также на уроках при выполнении практической
работы учитель дает возможность учащимся
побывать в роли учителя, помогая и объясняя
другим учащимся выполнить задания.

Приём 3: Решение нестандартных задач на
смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся
либо в качестве разминки в начале урока, либо для
разрядки, смены вида работы в течение урока, а
иногда и для дополнительного решения дома. Как
правило, такие задачи используются для мотивации
учебной деятельности при изучении тем «Системы
счисления», «Кодирование информации », учитывая
такое возрастное качество ребят, как
любопытство. Практически невозможно объяснить
ученикам, где в реальной жизни им может
пригодиться умение переводить числа из одной
системы счисления в другую. Это весьма нудное и
не требующее особых мыслительных действий
занятие, по моим многолетним наблюдениям, не
представляет никакого интереса для учащихся. Но
тема «Системы счисления» есть в существующем
образовательном стандарте, а значит, обязательна
к изучению. Для повышения интереса к изучению
этой темы использую следующие задачи:

Пример 1: «Угадай картинку».

В 9 классе при изучении темы «Перевод чисел из
10-ой в 2-ую системы счисления» предлагается
в системе
координат построить фигуры по точкам,
координаты которых они получают, переведя
соответствующие пары чисел в заданные системы
счисления.

Пример 2:

При изучении темы «Кодирование информации»
в 8 классе учитель показывает ребятам, как можно
зашифровать текст и обмениваться такими
посланиями между собой.

Пример 3. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных
русских пословиц и поговорок. Попробуйте
назвать, как они звучат в оригинале

  • Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто
    ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)
  • На дисплей неча пенять, коли видеокарта слаба
    (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)
  • Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не
    испортишь)
  • По ноутбуку встречают, по уму провожают (По
    одежке встречают, по уму провожают) 
  • Дареному компьютеру в системный блок не
    заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)
  • Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом
    единым жив человек)
  • Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
  • Вирус не нагрянет – пользователь не
    перекрестится (Гром не грянет – мужик не
    перекрестится)
  • Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков
    бояться – в лес не ходить). 

Прием 4: Практико-ориентированные проекты.

Создание презентаций  – процесс несложный,
но он побуждает к исследовательской и поисковой
деятельности. В подобной работе с интересом
участвуют все учащиеся. Данный вид учебной
деятельности позволяет развивать у  учеников
логическое мышление, формирует общеучебные
умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не
подкрепляемые даже иллюстрациями выступления
превращаются в яркие и запоминающиеся. В
процессе демонстрации своих наработок
обучающиеся приобретают опыт публичных
выступлений, который, безусловно, пригодится им в
дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую
работу, развивает у него умение самостоятельно
собирать информационно-иллюстративный материал,
творческую смекалку, способности дизайнерского
оформления, а самое главное – у него появляется
удовлетворение от результатов своего труда и
чувство самодостаточности, что является для
учащегося первостепенным мотивом.
Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание
ребенка в течение урока. Для разрешения этой
проблемы можно предложить игровые и конкурсные
ситуации следующего характера:

Пример 1: «Лишний» термин.   Ответы.

В каждой из приведенных групп терминов один
термин (или число) является лишним. Найдите его.

1. Бейсик, французский, Си, Паскаль,
ассемблер
2. Два, пять, ноль, сумма, один, девять.
3. Драйвер, принтер, монитор, звуковые 
колонки, графопостроитель.
4. Умножение, удаление, вычитание, сложение,
деление.
5. Дискета, CD-ROM, таймер, винчестер, магнитная
лента.
6. Сканер, регистр, клавиатура, джойстик,
манипулятор “мышь”.
9. Евклид, Морзе, Нортон, Менделеев, Паскаль,
Гейтс.
10. “Пробел”, “Агат“, “Esc”,
“Enter”, “BackSpace”.
11. Трансляция, интерпретация, архивация,
компиляция.
12. “Файл”, “Правка”, “Закраска“,
“Вид”, “Сервис”, “?”.
13. Арифмометр, счеты, калькулятор, пишущая
машинка
, компьютер.
14. Вирус, синус, косинус, тангенс.
15. Сантиметр, килобайт, бит, терабайт.

Пример 2. Конкурс “Ищи ответы в
приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые
идущие подряд буквы нескольких слов образуют,
термины, связанные с информатикой и
компьютерами. Например,

– “Этот процесс орнитологи называют
миграцией”
– “Этот старинный комод ему достался в
наследство от бабушки”
– “Он всегда имел запас калькуляторов”

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы

Привычные для детей (и многих учителей!) такие
способы контроля знаний, как контрольные,
самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают
у них дискомфорт, волнение, что сказывается на
результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им
работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по
самостоятельной разработке таковых. Например,
изучив раздел “Текстовый редактор”, в качестве
итоговой работы ученикам можно предложить
создать кроссворд по одной из тем данного
раздела, используя таблицу.

В заключение, нельзя не сказать и ещё об одном
факторе формирования положительной мотивации,
без которого все описанные выше могут просто не
сработать.

Это доброжелательный настрой урока. Для этого
нужно уделять внимание каждому ученику, нужно
хвалить детей за каждый новый, пусть даже
незначительный, но полученный ими самими
результат. Это поднимает самооценку учеников, их
личностную значимость, что очень важно для
детей  в подростковом возрасте. И это еще один
шаг, может быть, самый главный на пути
формирования положительной мотивации учения.

В завершение, хотелось бы всем пожелать всегда
работать так, чтобы у учащихся была устойчивая
потребность в новом знании, которая будет
порождать интерес, и как следствие, устойчивый
мотив к учению.

Добавить комментарий