Как найти мотивацию для учебы подростка

Что делать, если подросток не хочет учиться? Как заинтересовать подростка учёбой? В этой статье вы узнаете о причинах отсутствия мотивации к учёбе у подростков и о том, как помочь её вернуть. Также мы расскажем вам о том, как вдохновить подростка на учёбу, заинтересовать ею. Авторы статьи, педагоги-психологи Валерия Попова и Лариса Саморукова поделятся с вами практическими советами по самоорганизации в учёбе и расскажут о методах мотивации. Статья будет полезна родителям подростков, родителям младших школьников, педагогам, воспитателям, студентам педагогических вузов.

Что делать, если вашего ребёнка-подростка не интересует учёба?
Что делать, если вашего ребёнка-подростка не интересует учёба?

Подростковый возраст – время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.

Почему подростки не хотят учиться?

«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают  себе многие родители подростков. 

По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в 2019 году в России 28% школьников, которым нравится учиться в школе. Остальным 72% — нет.  

Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными: 

  • Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же» — любила говорить моя младшая сестра, когда училась в 8-ом классе. 
  • Чувство взрослости. Подростковый возраст – стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт. 
  • Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь – не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот. 
  • Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения. 
  • Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат – отсутствие желания учиться.  
  • Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия (по данным ОНФ).
  • Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника. 
  • Отсутствие интереса.  По исследованиям ОНФ, недостаточное количество интересных уроков отмечают 48% российских школьников. 31% — отсутствие полезных для будущей специальности предметов. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно. 
  • Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
  • Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.

Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах. 

Заставить или мотивировать?

Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует. 

Мотивация обучения – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности. 

Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер,  идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению. 

И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.   

В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.  

Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников:  «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…». 

Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если

  • уроки в школе были интересней;  
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.

Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»

Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».

Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.

Подросток не хочет учиться: заставить или мотивировать?
Подросток не хочет учиться: заставить или мотивировать?

Методы мотивации к учёбе

Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:

1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями. 

2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять. 

3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».

4. Ваш ребёнок увлекается чем-то – покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать —  спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием,  то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу – не обойдётся без знания языков. 

5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами – расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.  

6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил российский воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем». Дайте возможность ребёнку поработать несколько полных смен по специальности (с соответствующей зарплатой), не требующей квалификации: продавец, телефонный оператор, официант, курьер. Или дайте работу сами. Например, посидеть денёк с ребёнком подруги или приготовить ужин на 20 человек.

Так подросток поймёт, что любая работа – это тяжело. Для работы мечты нужны знания. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придётся учиться. Один мой знакомый, когда учился в 9-ом классе, не знал, чего хочет и ничем не интересовался. После окончания средней школы он пошёл работать на автомойку. После двух лет понял, что всю жизнь так работать не хочет. Сейчас учится на последнем курсе авиационного училища и планирует стать пилотом. 

7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д. 

8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.  

9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.

Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье. 

Большинство из вышеперечисленных методов применяются сейчас педагогами моей школы и дают положительные результаты. 

Помните о том, что мотивация – долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения. 

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым

Персональная когнитивная тренировка от CogniFIt ("КогниФит")
Персональная когнитивная тренировка от CogniFIt (“КогниФит”)

Самоорганизация в учёбе: практические советы

Успех обучения в школе зависит от самого ребёнка. Задача взрослых – помочь настроиться на учёбу и создать для неё благоприятные условия. 

Главное условие успешной учёбы – самоорганизация

Самоорганизация – способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания. 

Самоорганизацию можно развить. Как же это сделать? С чего начать? Расскажем об этом дальше. 

Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:

  • научиться грамотно распределять своё время;
  • выработать собственный режим дня;
  • научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
  • не откладывать школьные дела на последний момент;
  • сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
  • ставить напоминания в телефон;
  • не пропускать уроки без уважительной причины;
  • установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
  • распланировать свободное время;
  • не оставлять дела незаконченными;
  • записывать в дневник свои достижения в школе;
  • попробовать себя в трудовой деятельности;
  • найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.

Родителям надо научить ребёнка самому справляться с вышеописанными задачами. 

Подросток не хочет учиться: как мотивировать подростка к учёбе? Советы родителям
Подросток не хочет учиться: как мотивировать подростка к учёбе? Советы родителям

Советы родителям:

1. Выполнять обещания, данные ребёнку.

2. Придерживаться намеченного плана.

3. Грамотно организовывать досуг.

4. Хранить вещи на своих местах.

От подростка для развития способности к самоорганизации в учёбе понадобится много терпения и желания меняться.  Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней. 

Ваш ребёнок-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите развить навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.          

Главный совет родителям подростка —  будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие. 

Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время. 

Подростковый период – сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен. 

Старшеклассник — это подросток, который находится в достаточно тяжелой жизненной ситуации. С одной стороны он переживает фазу взросления, гормональную перестройку организма, с другой — заканчивает школу и должен определиться с выбором жизненного пути. И все это происходит на фоне подростковых проблем, которые возникают практического у любого старшеклассника: первая любовь, сложные отношения со сверстниками, выбор способов самовыражения. 

Подростковый возраст — это время, когда нужно успеть все и сразу: повзрослеть, поумнеть, сдать тесты, при этом никого не разочаровать. Поэтому лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка в этот период жизни — это запастись огромным терпением, выдержкой, проявить в каких-то вопросах понимание и поддержать выпускника школы. 

1 Поставь задачу

Для начала ответь себе, а затем спроси у ребенка, зачем нужна учеба на «отлично». Распишите вместе по пунктам, кому и зачем это нужно, каковы перспективы и выгоды. Ответь для начала самой себе, так ли важно успевать по всем предметам или достаточно сосредоточиться на тех, которые важны при сдаче выпускных экзаменов?

Если в планах поступление на «бюджет», то обсудите с ребенком, какие предметы ему нужно будет сдать хорошо, и спроси, чем ты можешь помочь ему в этом непростом деле. Если же ваша семья может себе позволить оплатить обучение, то не напирай на ребенка с требованием отличной учебы: пусть выберет направление, которое ему интересно (языки, математика, биология), и делает упор на изучении этих нескольких предметов. Во время учебы в институте эти знания станут отличным подспорьем. 

2. Дай возможность выбора

Главный мотивация — это выбор жизненного пути, вуза и, соответственно, предметов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Если ты понимаешь, глядя на результаты пробных тестов, что у ребенка не получается, и он рискует не поступить в ВУЗ, выясни, что ему мешает. Проблема может быть в несобранности, усталости, невнимательности, недостатке знаний, проблемах со здоровьем. 

Ребенку может понадобиться помощь репетиторов, и к этому нужно отнестись с пониманием. Современные требования к выпускникам школ очень высоки! Ты будешь отдавать деньги, а ребенок — тратить время и силы на то, чтобы заниматься, делать домашние задания и учить огромное количество научного материала. Не упрекай его за необходимость найма репетиторов, ведь задача родителей — помочь, мотивировать и поддержать.

3 Приучай к труду

Бывает, что ребенок не хочет учиться в школе, а мотивации получать образование в дальнейшем у него нет вовсе. Он просто проводит время: в школе, с друзьями, в интернете, при этом будущее его вообще не беспокоит. Он знает, что есть мама с папой, которые из дома не выгонят и голодным не оставят. 

Никакие разговоры и репетиторы в этой ситуации не помогут! С такими детьми нужно поступать, как когда-то это делал знаменитый советский педагог Макаренко — их надо приучать к труду. Подростка не нужно баловать карманными деньгами и приносить все на блюдечке с голубой каемочкой, ему лучше помочь устроиться на работу на лето. Занятость нужна полная, оплата низкая (чтобы хватало только на проезд и обед), а трудозатраты — максимальные.  

Через несколько недель такого труда ребенок сможет оценить свои перспективы: работать за еду всю жизнь или пойти учиться, чтобы иметь возможность зарабатывать больше. Многие дети могут сделать правильный выбор только после того, как побывают в шкуре взрослого. Работа — это лучшая мотивация для подростка, который не видит причин продолжать учиться. 

4 Подай пример

Даже если ты преуспеваешь в профессии, всегда найдутся курсы и короткие программы повышения квалификации, которые помогут освежить знания и улучшить навыки. Найди для себя короткую программу и пройди ее, чтобы показать на своем примере, что учеба — не только обязанность школьника, но и любого, кто хочет преуспевать в жизни. 

Займись изучением языков или пройди профессиональную переподготовку. Это может послужить не только мотиватором для ребенка, но и хорошим стимулом для твоей карьеры! Пусть подросток видит, как ты тратишь время, изучая что-то новое и полезное, занимайся при нем вечерами, читай книги, делай конспекты. Так ты дашь понять, что учеба — неотъемлемая часть жизни любого человека.

Требование учебы на «отлично» — пережиток советского прошлого. Старшекласснику не нужны самые высокие оценки по всем предметам, ему нужны знания, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, увлечения, любимые занятия, хобби, чтобы выбрать правильный жизненный путь. Оценка — это не показатель знаний, не стоит портить отношения завышенными требованиями и ожиданиями.

Ольга Романив

Эксперт

семейный психолог, сваха, писатель, основатель и руководитель Клуба знакомств «Классика отношений»

Потеря интереса к школе – это частое явление у детей в переходном возрасте. Мотивация к учебе у подростка пропадает по нескольким причинам: первая любовь, сложные отношения в коллективе, недовольство своей внешностью и т.д. Сейчас на первом плане у школьника свое становление в социуме, пересмотр жизненных ориентиров, определение себя как личности. Уроки уходят на второй план и уговоры родителей на подростка не действуют.

Как мотивировать подростка на учебу

Для родителей главное – сохранять спокойствие. Мотивация к учебе строится на доверии. Не кричите и не заставляйте ребенка сесть за уроки. Тихо, уравновешенно объясняйте всю важность получения образования. Не обижайтесь на протесты. Это временно.

Как вести себя мамам и папам:

  • Находите время на общение.

Когда к вам подходит ребенок и начинает задавать вопросы, либо рассказывает о своем школьном дне, не нужно от него отмахиваться. Отложите все дела, сядьте и поговорите.

  • Поддерживайте его хобби и увлечения.

Купите мольберт, запишите на курсы. Если подросток буквально «бредит» школой фотографии или дизайнерскими курсами, найдите возможность реализовать его желания.

  • Обозначьте цели и составьте план на будущее вместе с ребенком.

Например, он мечтает стать выдающимся хирургом, экологом или крутым айтишником. Возьмите лист бумаги и расчертите схему занятий на 2-3 года: в 8 классе подтягиваем математику, летом учимся азам программирования. Если у тебя получается, мы записываемся на дополнительные занятия по созданию сайтов/ изучению китайского языка/ школе ораторского искусства.

Создаем комфортные условия для учебы

Пересмотрите график подростка. Обсудите вариант перехода в онлайн школу. Здесь школьник сможет получить высокий уровень знаний, при этом он будет тратить на уроки не более 4-5 часов в день. Так у подростка останется свободное время для реализации своих желаний.

Старшеклассники в school-of-future.online готовятся к сдаче итоговых ЕГЭ. Выпускники Школы Будущего получают высокие аттестационные баллы, перед ними открыты двери топовых российских ВУЗов. Выбор прогрессивного метода интернет обучения в онлайн школе станет первым шагом на пути к успешному будущему ребенка. Мы даем хороший старт, но все же оценки напрямую зависят от желания подростка учиться.

Лучшая мотивация к учебе для ребенка

Доходчиво объясните подростку, что высокие цели в жизни добиваются благодаря труду, дисциплине и четкому следованию целям.

Как вдохновить ребенка для учебы:

  • Рассмотрите биографии успешных людей. Илон Маск в 8 лет читал по 2-3 книги за выходные, а в 12 лет создал свою первую игру на компьютере.
  • Посмотрите вместе фильмы-мотиваторы: «Хокинг», «Триумф», «Одержимость», «Пираты Силиконовой долины» и другие.
  • Скажите прямо, что вы готовы поддерживать его учебу морально, физически и материально
  • Не препятствуйте его желанию развиваться в направлении не предусмотренном школьной программой

В нашей школе онлайн подростка ждут увлекательные уроки в современном формате. Школьнику уделяется максимум внимания. Он получает оценки за каждую тему. Все материалы урока хранятся в личном кабинете. Учитель всегда готов дать обратную связь ученику и его родителям.

Мы даем возможность детям обучаться и оставлять время для реализации собственных целей и задач.

Самомотивация. Мотивируем себя учиться.

Когда то у каждого из нас случается ситуация, что необходимо что то делать, а не можем. И не просто нет сил, а улетучилась мотивация. Ведь когда она есть, мы находим и силы и ресурсы и делаем. Мы все как один рьяно беремся за дело, а потом по-тихонечку наш запал действовать пропадает, мы начинаем заниматься самообманом, что завтра точно все наверстаем и сделаем за два дня. Но реальность такова, что мы все просто напросто забрасываем и иногда даже не пробуем об этом даже вспомнить, чтобы самим же не было стыдно от незавершенных дел. Хотя, мы народ находчивый и всегда себе «любимым» находим оправдание.Самомотивация

Так что же такое все – таки мотивация? Это наша с вами способность пробудить себя к активным действиям, для достижения определенных действий. Сам алгоритм мотивации выглядит следующим образом:

у нас возникает потребность в чем то;

мы начинаем искать возможности для реализации;

планируем;

принимаем решение и начинаем осуществлять задуманное;

получаем результат.

По своей сути человек живет, удовлетворяя свои потребности по мере их возникновения. И чтобы у нас не пропадала мотивация нужно ставить правильные и достижимые цели. Когда не знаешь  что, придешь не знаю куда. Для достижения цели и сохранения мотивации сделайте так, чтобы вы почувствовали как проходит  процесс достижения цели. Не заниматься самообманом, а реально смотреть  на сколько  и как качественно вы продвигаетесь. Наш мозг устроен так, что ему можно говорить «халва, халва!», но от этого  слаще во рту не станет. Необходимо то, что можно как иногда говорится, «пощупать» руками. Наш организм устроен так, что срабатывает инстинкт самосохранения энергии. Не видя результата, организм перестает на это действие выдавать энергию.  И человек привык от всего получать удовольствие и избегать боли любого происхождения. Так вот знание этого нам должно помочь и не нужно спорить с природой. Просто нужно давать нашему мозгу своего рода доказательства наших действий.

Очень многое зависит от нашей уверенности в себе. Чтобы ее развить в себе нужно не многое всего лишь держать свое слово. Когда вы научитесь сдерживать слово данное другим, вы научитесь так же со временем держать слово данное самому себе.

Очень часто чтобы цель была достигнута, рекомендуется всеми фибрами своей души захотеть ее, страстно ее пожелать. Да так словно от этого зависит ваша жизнь. Это как в той притче про ученика, что пришел на обучение к мастеру. Мастер взял его, но ничего с ним не делал. Тогда ученик пришел к мастеру и спросил его, отчего тот с ним не занимается и ничему не учит. Мастер просто взял ученика и повел его к реке, там они вместе вошли в воду. И вдруг в какой то момент мастер взял и резко запрыгнул ученику на спину, да так, что тот стал тонуть. Первое время ученик не понял , что же именно произошло, а потом резко стал сбрасывать мастера со спины, чтобы сделать живительный глоток воздуха. И когда он это сделал, мастер ему сказал: «Вот когда у тебя будет такое же желание учиться, как ты сейчас стремился сделать глоток воздуха, тогда и начнется твое обучение!» Вот это и есть страстно пожелать достижение цели.

Наши чувства активно принимают участие практически во всех этапах алгоритма мотивации:

побудительные чувства, те, что нас и заставляют что либо захотеть;

предвкушение удовольствие, то чувство, которое возникает на этапе принятия решения;

удовлетворение, то чувство, которое возникает когда мы достигли своей цели.

Способы самомотивации:

необходимо четко понимать свои потребности;

уметь создавать страстное желания для достижения цели;

важно делать то, что именно вам нравиться, а иначе смысл что то делать;

придумать себе вознаграждение по достижении цели;

уметь себя программировать аффирмациями (формулами самовнушения, которые помогают человеку настроить свое сознание на позитивную волну), настроями;

и помимо поощрений нужно установить себе штрафные меры в случае того, если не сдержите данное себе слово.

Фокусируйтесь на одной задаче, не распыляйтесь. Ведь все незавершенные дела  забирают вашу энергию, от этого то и возникает усталость. Выполните следующее упражнение: сядьте на стул и сами себе скажите: «Либо я сейчас приступаю к задуманному, либо так и остаюсь сидеть на стуле!». Обязательное условие, стул должен стоять либо в центре комнаты, либо по возможности подальше от телевизора и доступа к интернету. Поверьте, по истечение малого количества времени, вам не захочется сидеть ровно на стуле и бездействовать.

Чаще себе задавайте вопрос: «А зачем я это делаю?»

 Итак, рассмотрим основные причины низкой мотивации:

Первая причина низкой мотивации — это Ваша лень. Да, это звучит банально, но это так. Не все люди ленивые, и если Вы к таким не относитесь, тогда эта причина Вас не касается. Эта причина касается по-настоящему ленивых людей, которые просто не хотят ничего делать, так как привыкли к ничегонеделанию. Они только критикуют, умничают, дают советы, а сами являются полными нулями.

Вторая причина низкой мотивации — это нехватка энергии. Да, если Вам лень что-то делать, это вовсе не означает, что Вы лентяй. Просто у Вас не хватает энергии. Вы вроде бы хотите выполнить что-либо, но подняться с дивана очень трудно. Проблемы с энергетикой часто связаны с ведением неправильного образа жизни: поздно ложитесь спать, не занимаетесь спортом, мало отдыхаете, сидите дома, не гуляете, стресс и депрессия и так далее. Ну как себя мотивировать, если Вы так живете? Чтобы себя мотивировать, первое, что Вам надо — это иметь огромный прилив энергии. Только энергичные люди достигают небывалых высот. Если у Вас будет высокая энергетика, вопрос — как себя мотивировать тут же потеряет свою актуальность. Люди с высокой энергетикой просто не могут сидеть, сложа руки.

Как поднять энергетику? А очень просто. Вовремя ложиться спать, сбалансировано питаться, гулять, заниматься спортом, соблюдать режим труда и отдыха, медитировать. Только так Вы сможете поддерживать уровень своей энергетики на высоком уровне, а значит Вам никогда не будет лень что-либо делать.

Третья причина низкой мотивации — это отсутствие интереса. Поэтому мотивировать себя на учебу дело не простое. Ведь по сути дела, почти каждому второму школьнику не интересен школьный материал. Многие дети просто забивают на учебу.

Поэтому, если Вы хотите мотивировать себя, Вам необходимо иметь четкое представления того, чего Вы получите в итоге. Какую выгоду Вы получите?

То есть, чтобы себя мотивировать, Вы должны увидеть конечную выгоду и эта выгода должна Вас интересовать.

Четвертая причина низкой мотивации — это отсутствие желания. Вы наверняка скажите, что желание у Вас есть, просто как-то руки не доходят.

Чтобы оставаться мотивированным, Вам необходимо:

1) Развивать трудолюбие.

2) Иметь высокий уровень энергетики.

3) Иметь жгучее желание.

4) Вы должны видеть конечный результат (выгоду).

5) Выгода (награда) должна Вас сильно интересовать.

6) Желательно иметь товарища по подотчетности.

7) Вас должно что-то не устраивать

Хочешь, чтобы твоё обучение было успешным? Тогда развивай необходимые для этого навыки и привычки. Они пригодятся и во время учёбы, и после.

1. Будь ответственным. Чтобы чего-то достичь и в учёбе, и в жизни, ты сам должен осознать свои приоритеты и следить за эффективным распределением времени и ресурсов.

2. Будь собран. Умей концентрироваться на своих целях, принципах и ценностях. Не отвлекайся от своей цели, следуй своим приоритетам, а не подсказкам и пожеланиям других. Распределяй приоритеты в зависимости от трудности материала.

3. Будь рационален в выборе места и времени для учебной и исследовательской работы. Они должны способствовать продуктивной и сосредоточенной деятельности.

4. Стремись выполнять всё наилучшим образом. Пусть все (и преподаватели, и однокашники) увидят тебя с лучшей стороны. Старайся делать всё блестяще не только для себя, но и для всех остальных.

5. Ищи эффективные и наилучшие способы решения проблем. Если в изучении материала зашёл в тупик, ищи новые пути, попроси помощь у преподавателя, друга, посоветуйся с каким-либо специалистом или более опытным в этой области человеком.

6. Стремись быть к себе требовательным. Доводи до конца начатое, не поддавайся соблазнам облегчить поставленную задачу или решить проблему за счёт других. Высокий уровень требований и притязаний к себе – важное условие успешного обучения.

7. Стремись к повышению самооценки, к уверенности в своих силах. Неуверенность заранее обрекает на поражение.

8. Ищи способы самомотивации и овладевай ими. Учебная мотивация обеспечивает в обучении при достижении цели и решении проблемы положительные переживания, поэтому необходимо знать, как себя мотивировать, если этот процесс притормозится или по каким-либо причинам желание идти вперёд пропадёт. Чтобы не остановиться, следуй советам:

– понаблюдай за собой, найди свои способы – приёмы, которые заставят двигаться вперёд, и используй их и впредь;

– используй принцип «маленьких успехов», когда каждый день ставится небольшая цель (просто выучить несколько строк из хорошего стихотворения, сходить в магазин за продуктами для пожилых соседей и т.п.), а её достижение становится маленькой победой, трамплином к новым высотам.

– не отступай при неудаче, если не удалось достичь цели, ведь это тоже опыт, который пригодится в жизни.

9. Постоянно развивай в себе волевые качества:

– ориентируйся в своём развитии на лидера, развивай и себе лидерские волевые качества.

– следи за своим поведением, одеждой, манерами: будь опрятен, внимателен, уверен в себе, корректен и приветлив, держись с достоинством;

– учись принимать быстрое мотивированное решение, будь твёрд и последователен в своих поступках;

– стремись не только понимать людей, но и определять их достоинства и недостатки, слабые и сильные стороны их личности: одни прекрасные математики и физики, но разговор на темы литературы их ставит в тупик, другие, наоборот, асы в поэзии, но конус от призмы отличить не могут, для одних похвала – стимул к работе, для других понятен только приказ и т.д.

10. Учись общаться с людьми, ведь мы все индивидуальны и не всегда, отношения с окружающими строить легко. Коммуникативные люди более успешны в общении.

– хотя бы раз в неделю стань простым слушателем для своих друзей, не обязательно быть и советчиком, главное уметь выслушать, попытаться понять проблемы других;

– стремись приобретать опыт выступления перед публикой (удобнее это делать выступая перед классом, перед одногруппниками, и даже перед своей семьёй), это всегда пригодится в жизни.

 учись отстаивать позиции в споре, если уверен в правоте, не избегай ситуаций спора в повседневной жизни (если ты никогда не торговался на рынке или не вступал в переговоры с продавцами, выбирая или обменивая товар, попробуй, это тоже будет твоим опытом).

11. Учись восстанавливаться, поддерживать себя в хорошей физической и психологической форме, борись со стрессами.

– ты можешь использовать метод «отстранённости», т.е. просто игнорировать раздражающую тебя информацию, как бы отстраниться от неё, «пропустить мимо ушей».

– найди свой приём, чтобы успокаиваться, например, считать до 10, говорить какую-либо считалочку, ходить по кругу, представлять летящие шарики или вспоминать что-то хорошее, приятное из жизни;

– беспокойся, когда это необходимо, не накручивайте себя заранее, если всё равно ничего не можешь изменить, ведь зная о существовании какой-то болезни, мы не начинаем лечиться, ещё не заболев;

– можно научиться простейшим упражнениям аутотренинга или медитации для снятия напряжения, послушать приятную для тебя музыку, сделать физические упражнения, а кому-то помогут танцы или созерцание картин природы и произведений искусства.

12. Чтобы чего-то в жизни достичь, надо постоянно учиться, развиваться, стремиться к новым вершинам.

– главное надо начать – выбери тему исследования, предмет для творчества, интересующие тебя более других, и работай над ними, не бросай начатое.

– следи за новыми методиками обучения, получения знаний, например, освой методы скоростного чтения или ассоциативного запоминания, учись работать с новыми техническими источниками информации и не отказывайся от уже эффективно используемых и освоенных ранее.

Самое главное, о чём следует помнить, это то, что интеллект и личность любого человека способны к постоянному развитию, т.е. существенному и количественному, и качественному изменению. А это происходит только, если ты постоянно чему-то учишься.

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд. «А как же заставить себя учиться??».

Сегодня Вы узнаете ответ! 10 способов заставить себя учиться

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в вашем случае. Для большинства хорошей мотивацией является перспектива: «Если я хорошо окончу школу, то смогу поступить в институт, который выбрал, а потом смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице». Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: «Если закончу 2 четверть хорошо, то папа купит мне коньки, и я с друзьями буду ходить на каток!» Мы не знаем, что может заставить учиться именно вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме место, в котором вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности. Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший ученик всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о «плохом» ученике. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавателей. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели он взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе.

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт). Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в вашем классе, пишут конспекты не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Важные фразы можно писать другим цветом, правила выделять, подчеркивать. Такую информацию будет проще запомнить, так как она запоминается ещё и визуально. Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Поощряйте себя за успехи. Например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой погулять. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким например шоколадкой. Если провинились, то ни о каком отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?! Главной причиной сложного старта является банальная лень. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первой четверти! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первой четверти. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что вы выполнили всю классную работу и в конце урока у вас остаётся свободное время, это время мы вам не советуем тратить впустую, вы всё равно находитесь в школе, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и отдыхать по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакая мотивация ни способна заставить начать учиться. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

Педагог-психолог ГУ ТО КЦСОН № 3

Анпилова Мария Александровна

Как родителям найти общий язык с подростком и правильно мотивировать на учебу, разъясняет практикующий детский и семейный психолог.

Наша читательница Елена обратилась к психологу с таким вопросом: «Сын-подросток не хочет учиться, точнее, безразличен к учебе, к выбору профессии, хотя в целом учится неплохо, а мог бы и совсем хорошо. Любые беседы на эту тему сразу пересекает, «фыркает». Всегда все откладывает на «потом»: и отметку исправлю, и посуду помою. Почти не ругаемся, но это напрягает. Постоянно говорит, что скучно и все надоело, но даже куда-то вытянуть его сложно. Один компьютер все заменяет да всякие ролики в интернете. Как нужно действовать в такой ситуации?»

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

Отвечает бобруйский детский и семейный психолог Светлана Глагола:

– Описываемая проблема очень типична для детей подросткового возраста. Однако, в понимании ребенка, он интересуется тем, что для него актуально, а взрослые не разделяют его увлечения, и тогда он «ничего не хочет».

Подростковый кризис называют самым сложным периодом в жизни человека. В это время происходят кардинальные изменения в физическом плане: скачкообразный рост, всплеск гормонов, перестройка всех систем организма. В психологическом плане наблюдаются стремление к немедленному удовлетворению потребности в удовольствии, философские размышления, изменение в мотивационной сфере, приобретает огромное значение влияние сверстников на формирование мнения. Кроме того, наблюдаются появление влюбленности, амбиций, конфликтности, смена интересов.

Нежелание учиться может быть связано с разными факторами: несформированной мотивацией к обучению, а также сложностями в общении с учителями или одноклассниками.

С чего начать?

Прежде всего, установить с подростком контакт. Интересуйтесь не его делами, а его состоянием и настроением. При этом будьте искренни, а не используйте дежурные фразы. Вместо «ты… то-то и то-то» говорите «я…». Форма «я-высказывания» позволяет сообщать о своих намерениях, не доводя ситуацию до конфликта. Такое общение с подростком позволяет ему сделать выбор самому, принимая вашу точку зрения без давления.

Вот примерный алгоритм разговора:

  1. Трезвая констатация случившегося (голые факты), без эмоций: «Посуда не вымыта».
  2. Описание своих чувств, которые у вас возникли из-за происшествия: «Когда ты оставляешь после себя посуду, я злюсь, потому что чувствую себя обслуживающим персоналом».
  3. Описание, как могут влиять на ситуацию конкретные действия каждого из ее участников, сообщение своего пожелания на следующий раз: «Я была бы рада, если бы ты был более внимателен, тогда я не буду злиться, и мы вместе сможем посмотреть интересный фильм».

Научитесь говорить о своих чувствах. Ребенку так понятнее, что происходит с родителями и почему они злятся.

Самые распространенные причины нежелания учиться у подростков:

  • Страх оценивания со стороны родителей, учителей, сверстников (будут смеяться, что я глупый).
  • Страх не оправдать ожидания значимого родителя и вина за то, что не оправдываются их ожидания (я плохой сын и позорю свою семью).
  • Страх «меня не любят родители» (я все время все делаю не так).
  • Нагрузки в школе, не соответствующие возможностям ребенка, типу нервной системы, уровню развития, низкая скорость усваивания предметов, плохая память.
  • Часто при переходе на предметное обучение, при длительных болезнях развивается отторжение и страх (меня спросят то, чего я не знаю).

Для ребенка само по себе учение не является ценностью и не вызывает интереса. Родителю важно понять, что происходит с ребенком, постараться услышать причину его проблем и договориться. То, что ребенок плохо учится, никак не характеризует вас как плохих или хороших людей, это – его успеваемость и в большей степени его ответственность.

Что же может предпринять родитель, чтобы мотивировать подростка учиться?

Прежде всего, важно понять, что стремление и готовность учиться появляются у подростка в двух случаях:

  1. Очень интересен процесс учебы, нравится получать новые знания (как правило, когда есть любимый предмет или любимый учитель).
  2. Ребенок признает необходимость, важность знаний в жизни, нуждается в них для решения конкретных жизненных задач (хочет поступить на специальность, которая отвечает его собственным интересам).

Мотивировать подростка к учебе может, например, желание поступить на специальность, которую он выбрал сам.

Мотивировать подростка к учебе может, например, желание поступить на специальность, которую он выбрал сам.

Получается, чтобы мотивировать подростка учиться, нужно либо повысить привлекательность процесса учения в его глазах, либо убедить его в ценности усваиваемого материала.

Таким образом, разговор должен затрагивать его любимые занятия в настоящий момент. Например: ты любишь проводить время за компьютером? Это может быть твоей будущей работой. Давай вместе посмотрим, на кого ты хотел бы учиться. Здорово! А теперь давай посмотрим, какие предметы тебе нужно сдавать, чтобы обойти других ребят на экзамене и поступить.

В моей частной практике был случай, когда ребенок хотел скорее уехать от родителей, жить самостоятельно. Учеба была самым подходящим вариантом. Мы вместе с ним выбирали ВУЗ с общежитием как можно дальше от Бобруйска.

Совсем не обязательно, что все сложится так, как планируется, но мотивацию к учебе личные интересы однозначно подстегивают.

Добавить комментарий