Как православным и воцерковлённым девушкам познакомиться с православными и воцерковлёнными парнями, настроенными на создание семьи? На этот вопрос ответил протоиерей Андрей Ткачёв.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Я очень переживаю за таких девушек… Православных и воцерковлённых парней невозможно найти. Их почти нет. Где ты их найдёшь? «Ищут пожарные, ищет милиция… Ищут давно и не могут найти парня такого лет двадцати…» Это написал Сергей Михалков.
Вообще женщин больше, чем мужчин. Это уже проблема. Это первое.
Второе. Женщине мужчина нужен гораздо больше, чем мужчинам женщина. Женщина — это ребро. Кусочек Адама взял Господь, чтобы создать ему жену. Она реализовывается через брак, чадородием спасается. Она пустая без мужа. Это ребро без человека. Муж без жены — это человек без ребра. Плохо, но жить можно.
А ребро без человека? Женщина живёт мужчиной и через него получает жизнь, детей, смысл жизни и всё остальное. Мужчина через женщину не живёт, мужчина живёт через Бога, служение, науку, спорт, военное дело… Мужчина — это труд. Если он сидит на печи — это труп. Муж живёт трудом, она — мужчиной.
Хотеть замуж — это нормальное желание. Нужно перестать этого стыдиться. И нужно просить этого у Бога. Какой папа не хочет счастья своей дочери? И какой папа не знает, как это трудно — выдать дочку замуж. Ты отдаёшь человека в чужие мужские руки. И теперь муж будет вместо папы. Выдаёшь замуж и переживаешь, чтобы счастье у неё было, чтобы дети были здоровые.
Отец Небесный — это же тоже папа. Он переживает за вас, девочки. Встаньте на коленочки и скажите: «Господи, я мужа хочу!» Я не хочу блуда в ночных клубах. Я не хочу знакомства по Интернету. Мужа хочу! И Отец услышит. Отец любит нас.
Когда вы попросили, то теперь будьте внимательны, смотрите по сторонам, он появится. Надо уметь в человеке увидеть человека. Возможно, это будет не Рембо, не Шварценеггер и не мачо. У нас засорённый глаз и засорённые мозги. Мы смотрим и не видим. А, может быть, счастье, рядом ходит, вы только разуйте глаза.
Помните, как Онегин прозрел с опозданием. А счастье было так возможно, так близко… Вот она была — Татьяна. Он её злобно отшил. А это и было его счастье.
Всё великое — очень редкое. Расскажу вкратце сказку. Господь испытывает людей на милосердие. И посылает в голодный год ангелов, чтобы посмотреть, кто поделится с ними пищей. Ангел принимает вид старика, ходит и просит его покормить. Его все прогоняют. И вот заходит он в дом, где живут трое неженатых парней. Он стучится, они приглашают его в дом и делят с ним буханку хлеба. И вдруг он превращается в настоящего ангела. Говорит, что Бог испытал их и теперь даст всё, что только попросят.
Один из братьев говорит: «Чтобы груда камней превратилась в баранов. И они были бы моими». Второй говорит: «Там река течёт. Пусть это будет вино. И пусть оно будет моим». А третий сказал: «Мне бы жену хорошую». Ангел крылья опустил и ответил: «Ну, ты спросил… Их вообще только три в мире. И две из них замужем. Но я тебе скажу, где живёт третья…»
Жену найти хорошую — ужасно трудно. Бог сильно любит того, кому дал хорошую жену. Лучшего счастья нельзя придумать. А если Бог захочет наказать, даст такую…
Так что и жену, и мужа трудно найти. Если вы хотите найти семейное счастье, то вы хотите сделать невозможное. Но Бог умеет делать невозможное.
Восточная мудрость говорит, что учитель приходит тогда, когда готов ученик. Если вы хотите хорошего мужа, то вы должны быть хорошей женой. А хорошей женой в один день не станешь. Нужно научиться многому: шить, варить, наводить порядок, заботиться…
Вот что нужно делать. А если губы красить и юбку укорачивать — нет, так не получится. Так вас какой-нибудь прохиндей разведёт на мякине, и будете несчастной всю жизнь. И потом будете говорить, что все мужики — козлы. Постфактум. Оно, может быть, и правда. Но в этом будете виноваты вы!
А если вы приготовитесь к браку и настроитесь на послушание… Чтобы смотреть на мужа, как на главного. Вы знаете, что брак — это явление иерархичное. Не демократичное. В браке нет равенства. Муж старше жены, главнее жены. Дети не равны родителям. Дети должны слушаться родителей.
Нет равенства в мире. Ноготь не равен глазу. Муж не равен жене, начальник не равен подчинённому, епископ не равен священнику, священник не равен мирянину, богатый не равен бедному…
Нет равенства. Есть благословенное неравенство. Так создал Бог.
Если есть неравенство, но будет любовь, то будет всё хорошо.
Ещё статья: Как выбирать жену? Объясняет профессор Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангилие господьбог промыслбожий господьбог смирение
Как православному найти спутника жизни
Издревле тем, кто ищет себе спутника жизни, советуют много молиться, чтобы Господь послал человека. Это, конечно, не означает, что молящийся не должен присматриваться к людям. Наоборот, ему нужно быть внимательным к тому, чтобы у него и избранника были общие жизненные ценности, общие темы для разговора.
Многие девушки уже выйдя замуж говорили, что когда они встречались с разными людьми, у них не было ощущения своего человека. И только по отношению к мужу оно появилось. Свой человек узнаётся по глубокой отраде, которую сердце испытывает рядом с ним. По созвучию душ. Рэй Брэдбери говорил: когда мы любим, это значит, что мы нашли ещё одного себя. Того, кто смотрит на мир нашими глазами. Поэтому в браке так важно единство веры, любви и Евхаристии.
Однако замечено, что одного только единства веры не хватает для того, чтобы прожить всю жизнь с избранным человеком. Нужно ещё иметь некую общую цель, общий взгляд, общие темы. Важно поэтому сходство в образовании, социальном положении и возрасте.
Знаю семью, где молодая 20-летняя православная девушка вышла замуж за 40-летнего неверующего человека. И спустя всего несколько месяцев оказалось, что им не о чем говорить друг с другом. На одном плотском общении семью построить нельзя, так как человек в конечном итоге начинает желать не поцелуев, а единосердечия с избранником. Но для этого нужно, чтобы само единосердечие было возможно и ему не мешали различные жизненные обстоятельства. Одна знакомая женщина в 50 лет вышла замуж за 25-летнего человека. Утром после свадьбы она проснулась в ужасе, первой её мыслью было: «Что я тут с ним делаю?». Ощущение ошибки не покидало её весь их короткий, длившийся полгода, брак.
Старец Иоанн Крестьянкин говорит, что разница в возрасте супругов не должна превышать 5 лет. Это в буквальном смысле правило, написанное кровью.
Святой Алексей Мечев как-то заметил, что все браки, заключаемые по страстному влечению, несчастливы. Но человеку, особенно молодому, очень трудно стараться любить избранника вне страсти. Поэтому ему так важен совет со стороны. Того, кто знает его и может оценить его выбор. Этот трезвый совет может спасти человека от множества ошибок.
Так, один мой православный товарищ влюбился в православную девушку. Но священник видел, что они совершенно не подходят друг другу, хотя и исповедуют одну веру. Поэтому священник просил его отложить брак хотя бы на несколько месяцев. Но юноша желал жениться скорее, пока не наступил Великий пост. Он исполнил своё желание, но несовпадение темпов жизни в течение года привело к разводу. Причём девушку так потрясло, что православный юноша может её бросить, что она перестала ходить в храм. А юноша через недолгое время тоже оставил Церковь, хотя до того мечтал стать священником.
Поэтому важным условием выбора второй половинки можно назвать совет другого человека, хорошо знающего нас и наше душевное устроение.
Второе условие – молитва. К тому же молящийся о браке должен быть готов к тому, что его молитва будет исполнена далеко не сразу. Это может быть связано с тем, что спешное желание выйти замуж часто подогревается страстью. Многие девушки замечали: когда они страстно просят о женихе, им ничего не даётся. Но стоит только остыть, почти забыть о своём желании и перестать распаляться в мечтах, как жених появляется.
Одна женщина много лет мечтала о браке с добрым человеком. Она молилась и ждала, но ни с кем не получалось построить отношения. Но женщина верила, что Бог слышит её. И вера была вознаграждена. В 50 лет она вышла замуж за человека, который сразу после свадьбы принял священнический сан. У них почти нет денег, нет детей, но они счастливы каждой секунде пребывания вдвоём, рады своему общему бытию. Это именно тот брак, о котором Рэй Брэдбери говорил: «У нас не было денег, но у нас были мы»…
Ещё одна моя добрая подруга до 28 лет старалась устроить свою личную жизнь. Она часто встречалась с парнями, но каждый раз расставалась, так как между ними не было ничего общего. Девушка очень страдала. Однажды её пригласили провести православную игру для детей города. Помощником в проведении игры и оказался её будущий муж, человек недалёкий, но ответственный и верный.
И тут мы подходим к третьему важному условию, необходимому для того, чтобы найти себе близкого человека. Не всякий на него решается. Но те, кто его исполняют, всегда счастливы в браке. И условие это – волонтёрская работа.
Я уже много лет служу в волонтёрском движении помощи несчастным и заметил такую вещь. Как правило, в движение приходят молодые, незамужние, унылые девушки. И унывают они оттого, что у них нет мужа. Чтобы хоть немного исцелить своё горе, девушки начинают посещать больницы, интернаты, инвалидов и стариков. И каждая из них в течение года счастливо выходит замуж. Это правило без исключений. Причём мужей находят себе даже те девушки, которые до 30 лет ни с кем не могли выстроить отношения. Это светлое чудо, известное всем волонтёрам. Однако для совершения этого чуда со стороны девушки необходимо постоянство. Она должна посещать больных не менее раза в неделю в течение года. Так она радует несчастных, а Бог за это радует её саму. Замечено, что все браки волонтёров оказываются счастливыми. И это ещё одно чудо, так как каждый знает, как сложно найти себе доброго человека. Бывают также случаи, когда волонтёры начинают встречаться с другими волонтёрами и со временем образуют семьи.
В одной русской семинарии я видел, как некоторые семинаристы посещали онкологическую больницу. Туда же вместе с ними ходили девушки, которые хотели стать матушками и старались выбрать среди семинаристов доброго человека. Девушки решили, что добрый человек обязательно будет помогать другим людям. Помогающих семинаристов они и находили в больнице, где и знакомились, и встречались. Затем создавали крепкие и дружные семьи.
Старец Иоанн Крестьянкин советовал одиноким молодым людям обязательно брать на себя заботу о ком-то несчастном. Так человек расширяет своё сердце, учится любить и в награду находит близких ему по духу людей.
Святой Николай Сербский говорил, что если бы некий молодой человек спросил его, как спастись, то он бы ответил: возьми на себя заботу о каком- либо страдальце. Когда человек становится хотя бы в малую меру Божьим присутствием для несчастного, то Христос являет Себя такой душе и утешает её.
В книге Иисуса, сына Сирахова, об этом сказано так: «Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Сир. 7:38). И нам приходилось часто видеть, что Бог всегда исполняет это слово.
Как православному построить счастливую семью?
Когда два молодых послушника Иван и Николай (будущий святой Никон Оптинский) поступали в монастырь к святому Варсонофию Оптинскому, то их мама спросила Варсонофия, будут ли её дети в монастыре до конца? На это старец ответил: «Будут, если Бога не забудут». Этот совет можно применить и к семейным парам. В одной из Христовых притч человек отказывается идти к Творцу потому, что женился. Своё малое счастье затмевает для него радость небесную. И он не знает, что их совместная с женой любовь имеет своим основанием только Всевышнего.
Поэтому можно сказать: чем больше Бога будет в семейных отношениях, тем светлее будет совместная жизнь.
Нужно заметить, что реальность брачной духовной жизни может быть совсем не такой, как представляется людям до супружества. Так, одна девушка до замужества мечтала, как она будет с мужем вместе ходить в храм и молиться. Она вышла замуж за православного человека, который воспитывался деспотичными верующими родителями. В его доме постоянно велись разговоры о конце света, антихристе, последних временах, о мерзости искусства, о недопустимости человеческих радостей. Живую мысль там душили, каждое чувство проверялось по схоластическим катехизисам, написанным в XIX веке на западный манер. Чего в этом доме не было, так это радости. Женитьбу юноша воспринял как заслуженное избавление. Он, будучи верующим, сразу после свадьбы перестал ходить в храм, а причащался раз в несколько лет, и то по настоянию жены. Она вначале недоумевала: как же так – она хотела с мужем молитвенное правило по утрам читать, а он совсем не молится и развлекается тем, что играет в компьютерные игры. Но будучи девушкой мудрой она поняла, что насильственное воцерковление, которое юноша терпел в родительском доме до 19 лет, нанесло ему глубокую травму и теперь религия вызывает в нём только неприязнь. Тогда она стала пытаться исцелить супруга от этой травмы, чтобы со словом «церковь» у него ассоциировались не палочная дисциплина и мертвенная скука, а радость и жизнь, как у этой девушки. Любовь и мудрость молодой супруги сделали своё дело, и спустя 7 лет семейной жизни муж снова смог ходить в храм, хотя и весьма редко.
Знаю ещё одну семью, где православная жена старается сделать свой брак счастливым посредством безропотного терпения всех грубых выходок своего буйного мужа. Вначале его злило даже то, что жена ему не перечит. Очевидно, так он острее чувствовал свою ущербность. Но постепенно муж стал смягчаться, хотя счастливого завершения эта история ещё не получила.
Очень помогает построить счастливую семью благодарность супругов друг другу. Важно, чтобы каждый ценил тот свет, который приносит в их жизнь другой. Знаю семью, где муж и жена, прожив долгую совместную жизнь, если хотели выяснить отношения, уходили в сад, чтобы дети ни в коем случае не заподозрили, будто у родителей могут быть некие разногласия. При этом муж был благодарен жене за любовь, а жена мужу – за поддержку и понимание.
Внутреннему соединению и более полному обретению друг друга помогает и совместная работа, некий общий труд. Так, одной обеспеченной семье, где всю домашнюю работу выполняли домработницы и няни, чтобы упрочить отношения, посоветовали вместе выполнять некие бытовые обязанности. Не потому, что семья в этом нуждалась, но ради общего дела. Знаю мужа и жену, которые вместе смотрят фильмы, а потом комментируют их и делятся своими впечатлениями.
В целом, поскольку все люди разные, то и советы для создания счастливой семьи тоже разные. Счастье обретается там, где его ищут не для себя, а для другого, для любимого. Тот, кто поступает так, будет счастлив и сам.
Старец Паисий Афонский говорит: «Чтобы любовь возрастала, её нужно отдавать». Это же касается и счастья. Ведь наше подлинное блаженство – принести радость тому, кто нам дорог.
Человек, как бы ему ни было сложно, может обоснованно верить, что Бог желает привести его к радости. Конечно, в нашем мире всякая радость приходит только в конце истории, но этим она ещё драгоценнее. А пока ее нет, человек видит, что Бог готовит ему свет и добро. Святой Амвросий Оптинский говорит: «Кто отдает себя Промыслу Божию, о том бывает особенное попечение Божие». И семейные люди могут заметить, что Господь действительно заботится о них, когда они ищут Его.
Ведь каждое событие нашей жизни глубоко не случайно. Приведу пример. Одна моя добрая подруга вышла замуж. Живут с мужем весьма скромно, но несколько раз в месяц позволяют себе купить какую-либо вкусную еду. А у этой подруги есть двоюродный брат, который очень любит покушать. Когда он приходит в гости, то съедает в буквальном смысле всё приготовленное. Но приходит он не каждый день, а всего несколько раз в месяц. Сделать ему замечание молодожены стеснялись. И однажды моя подруга заметила, что этот человек приходит к ним именно в те дни, когда она готовит для семьи что-либо вкусное. А если у них на обед только картошка и макароны, он сидит дома. Удивившись, она спросила у мужа, заметил ли тот эту странную закономерность. И муж ответил утвердительно. Девушка какое-то время огорчалась, а потом поняла, что это неспроста. Она сказала мне, что таким образом Господь лечит её от жадности и учит быть добрее к людям. Святой Феофан Затворник некогда советовал замечать во всех событиях духовный смысл. Так и поступила эта добрая девушка. Ведь в конечном итоге всё, что с нами происходит, учит нас быть добрее. Правильно относитесь к жизни и заметите, что она – путь к преображению и соединению с другими людьми, которые ждут от нас любви. И ради этого стоит стать святыми и праведными, чтобы нести свет в жизни тех, кто нам дорог.
Артём Перлик
Православная жизнь
Приблизительное время чтения: 9 мин.
В редакцию журнала «Фома» пришло письмо читательницы:
За мной ухаживает мужчина, все говорят, что хороший, да я и сама вижу, что хороший во всех отношениях. Но вот не лежит к нему сердце. Как понять? Ведь замуж — это один раз и на всю жизнь. А что, если через год или два я встречу того, кто мне предназначен Богом? А если, наоборот, никого не встречу и получится, что упускаю возможность выйти замуж за хорошего человека? Как понять, что предназначено Богом?
О том, как в православии относятся к понятию «суженый», где найти свою любовь и что делать, если это не удается, мы поговорили с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке.
Отец Федор, читательница спрашивает, как понять, что именно этот определенный человек уготован ей Богом? Можно ли здесь промахнуться мимо воли Божьей?
У верующего человека нет такой задачи — из тысячи найти для создания семьи того, у кого за спиной висит значок «воля Божья». Это не квест и не загадка, которую надо разгадать. Конечно, Господь знает, кто лучше для нас подходит, но здесь заключается тайна промысла Божьего и одновременно свободы человека.
То есть «суженых», по большому счету, нет?
Представление о существовании суженого — это сильное упрощение христианского понимания брака. Если мы обратимся к таинству венчания, то увидим, что священник в нем просит Бога утвердить принятое людьми решение. Именно утвердить, но не принять его за них. В таинстве брак лишь освящается, а не дается некая санкция на выбор человека, в него вступающего.
В связи с этим сейчас происходит интересная трансформация чина венчания. Брачный допрос, который совершает священник перед началом таинства, раньше состоял только из вопросов о том, не принудили ли человека к браку и нет ли у него обещаний перед другими людьми. Но я знаю, что в наше время некоторые священники просят молодых дать друг другу такое обещание: «Я беру тебя (называют имя) в законные жены (мужья) и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение, пока смерть не разлучит нас. И да поможет мне в этом Господь». Это важно, потому что, когда человек произносит такие слова перед лицом Божьим, он в полной мере осознает, что это его личное решение и его персональный выбор, за который он несет ответственность. Один священник рассказал мне такую историю. Он, готовя пары к венчанию, предлагал молодым дать упомянутое выше торжественное обещание верности. И не однажды от жениха перед таинством слышал: «Ой, не надо… А вдруг не получится?» Эта неуверенность в своем выборе становится наиболее очевидна перед лицом Бога.
В восприятии человека как того, кто был уготован Богом, есть одна западня. Легко сказать: «Меня благословил на брак прозорливый старец». А потом, когда лет через пятнадцать начинаются сложности, человек разводит руками и говорит: «Не я же выбирал и решал!». Перекладывание ответственности за сделанный выбор на Бога — проблема, с которой можно столкнуться и которая может привести к тяжелым последствиям.
В 1990-е годы, когда воцерковлялось большое число людей, среди верующих были распространены поездки к старцам, чтобы попросить благословение на брак. Я помню, что отец Кирилл (Павлов) очень неохотно шел на это. У нас, по-неофитски горящих молодых людей, готовых поступить так, как благословит старец, это вызывало удивление. Только потом, с годами, я понял, в чем дело. Если к нему приезжал человек, который толком не знал своего избранника или избранницу, но уже просил благословения на брак, отец Кирилл внимательно спрашивал, нравится ли приехавшему за благословением человеку его потенциальные жених или невеста, расположено ли к нему или к ней сердце. И после молитвенной паузы он мог дать благословение на то, чтобы познакомиться с человеком поближе.
Понятие «суженый» очень зыбкое. Кто и как его нам судил? Лучик света упал на него? Указали друзья, священник или родители? Или показалось, что его Бог послал? Личной ответственности во всех этих случаях случае немного.
То есть выбор мы должны сделать сами. Но какое участие все же в нем принимает Господь?
Человек приходит к Богу, держа за руку своего избранника, и Господь дает ему Свою благодать, помощь и силу строить семью. Но нужно иметь глубокую веру, чтобы довериться благословению Божьему, полученному при венчании, и, сжигая за собой мосты и не оглядываясь ни на кого больше, идти с выбранным человеком вместе по жизни до конца.
Влюбленность, увлеченность — это «крючок с наживкой», на который ловится человек для того, чтобы создать семью. А когда он войдет в нее, то начинает учиться, потому что, как говорят святые отцы, семья — это школа любви. Кто бы женился или выходил замуж, зная, сколько сложностей будет впереди? А они будут, но та самая увлеченность, молодая наивность и неопытность в хорошем смысле помогают человеку решиться на создание семьи и обрести в ней великую радость.
Хорошо, ждать знака, что этот человек тебе предназначен, не надо. Но на чем основывать свой выбор избранника, чтобы потом не пожалеть?
Прежде чем искать любовь и предпринимать намерения для создания семьи, стоит четко понять, что такое брак. Это — союз мужчины и женщины на всех трех уровнях: телесном, душевном и духовном. Это значит, что человек как минимум не должен вызывать у вас телесной неприязни, у вас должны быть общие интересы и увлечения, но самым важным является духовное единство — устремленность обоих к Богу. При сочетании всех трех составляющих построить семью значительно легче. Если человек, например, не подходит вам по типажу или даже не привлекает телесно, то это может стать миной замедленного действия, которая при семейных неурядицах неожиданно сработает против вас через 10-15 лет.
Сейчас как никогда много свободы в выборе, тогда почему молодому человеку или девушке так сложно этот выбор на ком-то остановить, найти человека, с которым он увидит возможность создать крепкую, настоящую семью?
Во-первых, в этом поиске сбивает с пути стремление многих попробовать как можно больше вариантов еще до брака, якобы чтобы найти самый из них подходящий. Только вот добрачные связи здесь совсем не помогают, а наоборот — разрушают возможность создать счастливую в будущем семью. Пустившегося в такие связи человека будут всегда искушать мысли: «А может, есть кто-то лучше?». При первых трудностях человек будет сравнивать с теми вариантами, которые отверг.
Во-вторых, найти свою пару и построить семью — это искусство и опыт, полученный от родителей. А в нашей стране, начиная с революций и войн прошлого века, количество семей, в которых женщины растят детей в одиночку, только увеличивается. Вырастая в такой даже самой любящей, но неполной семье, девочка или мальчик не несут в себе определенных поведенческих сценариев, опираясь на которые, они смогли бы построить семью.
В-третьих, современные молодые люди и девушки плохо понимают, что такое настоящие отношения. Церковное сознание предполагает восприятие всего в жизни как служения, то есть делания для Царства Божия. Ведь в служении ближнему мы подражаем Самому Христу, Который сказал о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И романтические отношения, а потом и создание семьи — это тоже служение двух людей друг другу.
Настоящее служение жертвенно, и настоящая любовь такая же. А современный человек любит по-другому: только владея, только получая. Это чревато тем, что, переставая получать, человек теряет интерес и уходит. Христианская любовь предполагает отдачу, и это один из главных путей к брачному счастью. «Блаженнее давать, нежели принимать», — говорит апостол Павел, цитируя Христа. Когда человек отдает, когда он служит своей семье, то и получает это блаженство.
Искусство любви начинается с умения замолчать. Ты смещаешь фокус с себя на другого, замолкаешь и пытаешься вслушаться в другую вселенную. Не человек должен меняться и подстраиваться под тебя, а ты должен услышать и воспринять красоту другого, потому что это сделает и тебя глубже и шире.
А правильно ли вообще просить у Бога мужа или жену? Часто ведь бывает, что человек, долго прося у Бога и не получая, впадает в уныние, начинается кризис веры.
Я думаю, что просить можно и нужно. Господь говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7). При этом нужно понимать, что не все, о чем мы просим, может быть нам полезно. Бывает, что человеку для спасения полезнее остаться одному. Принять волю Божью в таком случае — правильно и спасительно, потому что вы перестаете терзать себя и мучиться от ежедневного ожидания. Но важно не отчаиваться, потому что мы не можем предугадать, каким будет завтрашний день. Всегда есть что-то, что Господь попускает нам терпеть.
Более того, в этом есть современное мученичество. Например, девушка, не позволяющая телесной близости до брака, может остаться одна. Конечно, в этом — верность Христу, но в этой верности всегда есть мученичество, страдание, крестоношение.
Правда ли, что для православного человека жить без супруга, без семьи противоестественно? Часто можно услышать: православная девушка должна быть замужем!
Нет, это не так. Конечно, в нас звучат отголоском слова Бога: Нехорошо быть человеку одному (Быт 2:18). Но ведь у нас в жизни — со времен грехопадения — много того, что нехорошо.
Человек ценен сам по себе. Он не функция и не роль, которую обязан воспроизвести в жизни. Господу дорог каждый человек в его уникальном жизненном пути. Есть множество людей, не создавших семьи и при этом послуживших Богу, среди них есть и святые.
Мне кажется, что чрезмерное болезненное ожидание и восприятие себя без брака как неполной личности даже сильно мешает созданию семьи. Полюбить самодостаточного, цельного человека легче. В любом случае, не нужно воспринимать себя ущербным, если сейчас, в будущем или даже никогда не получится вступить в брак. В Царствии Божьем человек будет настолько утешен любовью Господа и других людей, что все это забудется и не будет иметь никакого значения.
Нужно ли специально самому искать любовь или стоит надеяться, что Господь пошлет человека?
Можно и так, и так. Я знаю прекрасную пару, которая познакомилась на сайте православных знакомств, то есть они сами предприняли шаги к тому, чтобы найти друг друга. Важно, что даже это делание должно быть с молитвой. Тогда, может, Господу будет легче помочь нам?
А что делать, если спустя время осознаешь, что, отказав человеку, ты упустил свое счастье? Как не совершить фатальной ошибки, чтобы потом не раскаиваться?
Не нужно оглядываться назад и рефлексировать: а что было бы, если… Но теперь, если в вашей жизни появится человек, который не вызывает в вас телесного отторжения, интересен вам как собеседник и друг и живет по заповедям — постарайтесь не отталкивать его. Даже если вы в него пока что не влюблены, не спешите отказывать. Все остальное придет, потому что Господь может дать любовь.
Что вы обычно говорите молодым людям и девушкам, которые приходят просить совета в поиске второй половины? Есть ли тут какие-то правила действия?
Как двум целомудренным людям подойти друг к другу на улице? Представьте, что парень подходит к девушке и говорит: «Ты православная?» — она покрутит у виска и сразу же сбежит.
Во-первых, советую молиться одной коротенькой молитвой: «Господи, дай мне мужа (жену), Тебе угодного(ую) и мне приятного(ую)». Во-вторых, идти туда, где есть молодежь. Сейчас при храмах существует большое количество активностей, значительную часть которых как раз и организуют для молодых людей и девушек, чтобы они знакомились, общались. Церковь должна заботится об общем делании: будь то байдарочные походы, как у нас, например, или же обычная воскресная трапеза после службы. Священник не должен подвести девушку к парню за руку и сказать: «Вот, твоя судьба» — но должен способствовать знакомству и общению молодежи через общее благое дело.
Беседовала Анастасия Спирина
Ответы на этот важнейший в жизни молодого человека или девушки вопрос предлагаем искать у оптинских старцев, к которым обращалась не только молодежь, но и выдающиеся мыслители своего времени.
Искать волю Божию, а не свою
Даю вам такой совет: во-первых, надо прибегать к Господу Богу с молитвой и к Пречистой Божией Матери – Ее ходатайство сильно у Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле, а если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Такое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли, предохранит вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле. Потом принять совет родных и ближних ваших, конечно, Господь и им известит сказать вам полезное. Еще надобно узнать о его религиозном направлении и благочестивом сохранении уставов матери нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности Святой Церкви; хотя бы он и нравился вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую вам посягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви, благочестив, то советую при содействии помощи Божией.
Преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
Страсть – плохой советчик
Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
Неожиданная встреча с незнакомой девицей сделала на тебя впечатление, не может ли она составить партию? Может быть, и осуществится, если на то будет воля Божия; ты не ищешь богатства и красоты, а благочестия и разума, чтобы разделять на поприще житейском приятое и скорбное и чтобы имела правильное понятие о вещах и могла рассуждать хорошо. По уверению той почтенной дамы, у которой ты ее видел, она довольно образованна, умна и скромна, а и это немаловажно, что, проводя жизнь умеренно и даже бедно, могла избежать шумных и неполезных приличий мира или света, много имеющих влияние на нравственность. Ты находишься в колебании и не знаешь, серьезна ли эта мысль: я не смею взять на себя в таком важном деле решительно тебе сказать, но советую молиться Богу и предоставлять Его воле это дело. Если оно будет Ему благоугодно, то желание твое усилится к исполнению, и тогда, также призвав помощь Божию, отслужа молебен Господу и Матери Божией, приступать к делу, а если по молитве будет изглаживаться из памяти, то так и оставить.
Макарий Оптинский (Иванов)
Главный выбор – на стороне жениха, а не родителей
Родителям сына принуждать не полезно брать невесту такую-то или такую. Главный выбор невесты должен быть на стороне жениха, ибо ему жить с ней.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
С кем не нужно связывать свою судьбу?
Пишешь, что… один человек, который некоторое время жил в киновии близ Троице-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку… выйти ли этой девушке за означенного человека или нет? Выйти-то можно, да будет ли от этого толк? В Евангелии Сам Господь глаголет, что «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я со своей стороны никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя.
Амвросий Оптинский (Гренков)
А если проблемы со здоровьем?
С. не советую выходить замуж до полного выздоровления. Замужняя жизнь и крепкие организмы надрывает, а для больных и скорую смерть готовит.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
Торопиться в любом случае не следует
Не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское; кроме собственных свойств его, рассмотреть и само его положение, и сами обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Как не ошибиться в выборе второй половины
Наверное, никто, будучи в здравом уме, не станет
составлять подробную инструкцию о том, как правильно
выбрать себе жену или мужа. Тема эта настолько деликатна,
таинственна и сложна, что рассуждения о ней выглядят в
лучшем случае юмореской, как у раннего Чехова, а в худшем
– банальным младостарчеством, от которого за версту
веет духовной прелестью и горделивым самомнением.
Кроме того, давать подобные советы особенно в частном
случае – это еще и брать на себя определенную
ответственность за вопрошателя. Именно поэтому один
прозорливый старец некогда отказался отвечать на подобный
вопрос юноши, пришедшего к нему за советом о выборе
жизненного пути.
«Везде тебя ждут скорби, –
сказал он, – и в семейной жизни, и в монашеской.
Возможно, по своему малодушию ты станешь ругать меня,
говоря: что же это батюшка отправил меня по столь
скорбному пути, а ведь могло всё быть иначе…»
Впрочем, никто не мешает нам упростить ситуацию и
порассуждать об этом абстрактно и апофатически, то есть
скорее говоря не о том, каким качествам должен
соответствовать избранник или избранница, а о том, чего у
него или у нее быть уж точно не должно.
Разум&чувства
Однажды от одного благочестивого человека мне довелось
услышать о чудесной истории знакомства с будущей женой
– знакомства, увенчавшегося долгим и счастливым
браком: «Я сидел в столовой, спиной ко входу…
Ни о чем таком не думал… Вдруг сзади распахнулась
дверь, и я мгновенно почувствовал, что вошла ОНА. В свою
очередь, моя будущая супруга потом рассказывала мне точно
о том же: войдя в помещение и сразу же увидев мою
согбенную спину в гимнастерке, неказисто постриженную
голову на тощей шее… она тут же поняла: это
ОН».
Несомненно, такое внезапное, не вызывающее ни мельчайшей
доли сомнения, уверенное нахождение своей второй половины
– удел чистых, невинных и, как следствие, духовно
опытных людей. «Чем более люди приближаются к Богу,
тем ближе они и друг к другу», – говорит по
этому поводу авва Дорофей.
Наше незнание ближнего – это следствие незнания
самого себя из-за духовной незрелости
Нередко, когда брак уже распался,
пострадавшая сторона, оправдываясь в своем изначально
неправильном выборе, говорит: «Я не знала, что он
может оказаться таким непорядочным человеком».
Будьте искренни и не обманывайте себя: обыкновенно, за
редким исключением, наше незнание ближнего – это
следствие незнания самого себя по причине отсутствия
чистоты сердечной и духовной зрелости.
Именно поэтому не всегда следует доверять своим чувствам,
но стоит попытаться включить рассудок, менее поврежденный
грехом, чем сердце. Это позволит сделать некоторые
простейшие выводы, которые помогут избежать горького
разочарования и крушения семейной ладьи.
Несомненно, чувства должны быть возвышенны. В идеале жених
должен с благоговением думать о своей невесте как об
ангеле. Если его голова поражена нечистыми помыслами о
предмете любви, так, как иногда прыщи поражают лоб
подростка, то это еще очень несовершенные чувства.
Впрочем, это вовсе не означает, что будущая жена не должна
быть для вас привлекательна как женщина.
Тут всё дело в акцентах. Они должны быть расставлены в
правильной и четкой иерархии: на первом месте духовное и
душевное единство, на втором – телесное. Если всё
наоборот, быстрый крах семейной жизни – неизбежен.
Собирайтесь в разведку
Есть прекрасный способ определить степень дружбы и доверия
к определенному человеку: представить мысленно, а лучше
– пережить с ним реальную кризисную ситуацию,
которая и покажет все его недостатки, о коих он даже может
и сам не подозревать. Иными словами, хотите узнать
человека – собирайтесь с ним в разведку.
Иногда для этого достаточно включить фантазию. Когда я был
еще неженатым студентом, один мудрый монах посоветовал мне
искать спутницу жизни, с которой будет просто интересно и
не скучно. «Представь, – говорил он мне,
– что вы с ней попадете на всю жизнь на необитаемый
остров, и внимательно подумай: обрадует ли тебя такая
перспектива или нет? Будут ли у вас общие темы для
созидательного разговора, или они иссякнут через несколько
дней вашего совместного общения?»
Небольшой кризис можно вызвать искусственно: пойти,
например, в трудный поход и там внимательно понаблюдать,
как человек ведет себя в сложных ситуациях.
Довелось мне однажды слышать про довольно простой и
доступный способ такой «разведки» от одного
счастливого в семейной жизни зрелого человека. Признаюсь
честно: способ несколько грубоват и потому лично мной не
использовался.
Суть его проста: надо зимой, внезапно затеяв со своей
девушкой игру в снежки, ненароком попасть ей не шибко
твердым комочком прямо в лицо и посмотреть на реакцию.
Если справедливо вознегодует и надолго обидится –
значит, это не ваша невеста. Смиренно рассмеется –
смело женитесь.
Синдром «Афони»
Кадр из фильма «Афоня»
Женскому полу Господь дал очень верное и крепкое сердце.
Если женщина с чистым сердцем полюбила – она ничего
не испугается и пойдет до конца. Вспомните, кто остался
верен Христу до самого гроба – в прямом и переносном
смысле. Мироносицы! Все апостолы-мужчины, за исключением
Иоанна Богослова, испугавшись, бежали, а женщины, невзирая
на опасность, остались.
К сожалению, нередко приходится видеть, как некоторые
непорядочные мужчины пользуются этой психологической
особенностью женщин и последние оказываются в итоге у
«разбитого корыта». Я называю это синдромом
«Афони», вспоминая известную советскую комедию
с Леонидом Куравлевым в главной роли.
В этом фильме молодой, обаятельный и циничный слесарь
Афоня, всё содержание жизни которого – это
«халтура» в самом широком смысле слова и
пьянство, доходит в своем падении до крайней черты: работу
из-за хулиганства потерял, любимая женщина ушла, друзей
нет. Отчаявшись, Афоня возвращается в родное село и с
ужасом обнаруживает, что тети, воспитавшей его вместо
матери и по сути посвятившей ему всю свою жизнь, уже давно
нет в живых.
Узнаёт главный герой, как ждала она его писем и, не
дождавшись, стала сама себе их писать, отправляя из
соседнего села. Рассказывают Афоне односельчане и о том,
как сидела тетя каждый день у окна в ожидании своего
любимого «Конька-Горбунка», да так и, не
увидев его, умерла, глядя на дорогу…
Заканчивается фильм оптимистично: вечно делающий всех
женщин вокруг несчастными Афанасий прозрел, возненавидев
себя и прошлую жизнь. И этот очистительный катарсис
ускорила добрая девушка, которая, полюбив Афоню,
разглядела в нем хорошего человека и оказалась готова
связать с ним всю свою жизнь.
Увы, в реальной жизни не всё так оптимистично. Чаще всего
«Афоня» так и остается «Афоней», и
не стоит ждать, что он когда-то повзрослеет и станет
ответственным и альтруистичным главой семьи, даже если и
найдет в себе силы устыдиться всей своей прежней жизни.
Человек не может быть духовно статичным. Или он растет,
постепенно и упорно работая над собой, или же с
увеличивающейся скоростью скатывается в пропасть греха.
Поэтому, дорогие девушки, не стоит себя обманывать. Если
ваш ухажер не выполняет свои обещания, постоянно врет по
мелочам, в институте или техникуме всё время находится на
грани отчисления, «косит» от армии и при этом
серьезно подвержен какой-то страсти (например игромании),
не обольщайтесь – дальше, скорее всего, будет только
хуже. Помните о том, что вы можете сделать несчастными не
только себя, но и своих будущих детей.
Смотрите на родителей
Хотите взглянуть на возможный портрет своей супруги лет
через десять-двадцать совместной жизни? Внимательно
посмотрите на ее мать. Обратите внимание на то, как она
общается со своим мужем – вашим потенциальным
тестем. Наверное, нельзя сказать, что мы полностью
копируем своих родителей, но всё же определенная
зависимость есть, и она будет неизбежно сказываться.
В редких случаях человек способен вылепить, с Божией
помощью, себя и отказаться от явных пороков и дурных
поведенческих стереотипов, царствовавших в той семье, где
прошло его детство. Но помните: определенное влияние на
вас ваших новых родственников неизбежно. И если в доме
вашего потенциального супруга считается нормальным
ругаться матом или коротать всё свободное время в трусах
перед телевизором, то впоследствии это неизбежно коснется
и вас, и – главным образом – ваших детей.
Замуж за «ребенка»
Помимо духовных трудностей выбора жениха или невесты
довольно часто встречаются проблемы психологические. Самая
распространенная из них заключается в том, что ваш
потенциальный супруг или супруга может оказаться психологически
незрелым человеком, не могущим и не желающим
самостоятельно принимать трудные решения и нести
ответственность.
Чаще всего такая незрелость проявляется в неспособности
уже взрослого человека отделить себя от родителей, главным
образом от мамы. В таком случае брак, в котором всё время
навязчиво присутствует третий человек, обречен на полный
крах.
Однажды мне довелось быть свидетелем развала такой семьи.
Добрые, неглупые и трудолюбивые супруги были вынуждены, за
неимением собственного жилья, поселиться в доме у
овдовевшей тещи, и первое время, пока не родился ребенок,
всё было довольно спокойно.
Но с появлением сына счастливый отец почувствовал
необычайно сильную ревность со стороны своей «второй
мамы». Она стала ревновать зятя одновременно и к
своей дочери, и к новорожденному внуку. Бедному папе даже
не давали под самыми разными предлогами подержать толком
свое дитя и уж тем более погулять с ним на улице.
Терпеливый и смогший в этих трудных обстоятельствах
остаться тактичным муж, беззаветно любящий свою жену,
решил вопрос кардинально: через год-полтора сумел
напрячься и купить собственную просторную квартиру. И
когда он, окрыленный, преподнес ключи своей жене, то
вместе со сдержанной радостью получил от нее в ответ
ультиматум: «Я согласна переехать и жить там, но
только вместе с мамой». Так она и не
переехала…
Еще более некрасиво, когда психологическим ребенком
является уже взрослый мужчина. Распознать такого довольно
просто еще до свадьбы: чаще всего он банально сидит
«на шее» у своих родителей и вместо того,
чтобы хоть немного помогать им (например, оплачивая
коммунальные услуги или возделывая огород на даче), сам
постоянно тянет из них всевозможные ресурсы.
У такого «ребенка» всю жизнь одни проблемы.
Вместо того чтобы отдавать – он постоянно только
забирает и в самой трудной ситуации – сознательно
или бессознательно – ищет выгоду только для самого
себя. Нередко такой в социальном плане паразит умеет
виртуозно манипулировать людьми и использовать на практике
известный тезис о том, что «женщина любит
ушами».
Пожалуй, самые страшные в моей пастырской практике
семейные трагедии типа бросания жены непосредственно перед
родами происходили по вине вот таких психологически
незрелых горе-мужей, привыкших по-детски всегда и во всём
себя жалеть и оправдывать.
Замуж за неверующего
Ну и, наконец, самое главное: опасайтесь жениться (выйти
замуж) за неверующего человека. Главная проблема здесь в
том, что сейчас понятия веры и верующего необычайно сильно
девальвировались. Нередко, называя себя верующим, ваш
потенциальный жених или невеста имеет в виду лишь
признание факта существования Бога и не более того.
Церковь для такого человека может быть совершенно чуждым и
непонятным «механизмом», а то и занозой,
неприятно уязвляющей совесть.
Впрочем, чтобы понять и увидеть это, нужно и самому быть
верующим человеком и честно ответить себе на вопрос: а
собираюсь ли я вообще построить христианский брак? Какое
место будет у Христа в нашей семье? Будем ли мы вместе
говеть, исповедоваться, причащаться и, согласно старинной
русской традиции, крестить друг друга перед сном,
испрашивая прощения?
Да, апостол Павел говорит, что «неверующий муж
освящается женою верующей, и жена неверующая освящается
мужем верующим» (1 Кор. 7: 14), но говорится это
скорее всего о такой ситуации, когда один из супругов, уже
состоя в браке, обратился ко Христу.
Наверное, как и всюду, и здесь бывают свои исключения.
Вполне вероятно, что среди людей, далеких от Церкви, можно
найти порядочного и благородного человека, с которым вы
почувствуете душевное родство и в котором разглядите
потенциальное благочестие.
В любом случае не обманывайте себя: при построении крепкой
и счастливой во Христе семейной жизни легко не бывает.
Если вы в чем-то обманулись, пусть это послужит вам
поводом для смирения
Ну а если всё же случилось так, что вы в чем-то
обманулись, то пусть это послужит поводом для вашего
смирения. И задайте при этом сами себе вопрос: почему я
должен терпеть и нести бремя нелегкой семейной жизни с
этим человеком?
А ответ на него будет прост: потому что я не средневековая
черкешенка, которую похитили и насильно выдали замуж; у
меня был выбор, и ответственность за то, что он именно
такой, лежит по большей части на мне.