Как православным и воцерковлённым девушкам познакомиться с православными и воцерковлёнными парнями, настроенными на создание семьи? На этот вопрос ответил протоиерей Андрей Ткачёв.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Я очень переживаю за таких девушек… Православных и воцерковлённых парней невозможно найти. Их почти нет. Где ты их найдёшь? «Ищут пожарные, ищет милиция… Ищут давно и не могут найти парня такого лет двадцати…» Это написал Сергей Михалков.
Вообще женщин больше, чем мужчин. Это уже проблема. Это первое.
Второе. Женщине мужчина нужен гораздо больше, чем мужчинам женщина. Женщина — это ребро. Кусочек Адама взял Господь, чтобы создать ему жену. Она реализовывается через брак, чадородием спасается. Она пустая без мужа. Это ребро без человека. Муж без жены — это человек без ребра. Плохо, но жить можно.
А ребро без человека? Женщина живёт мужчиной и через него получает жизнь, детей, смысл жизни и всё остальное. Мужчина через женщину не живёт, мужчина живёт через Бога, служение, науку, спорт, военное дело… Мужчина — это труд. Если он сидит на печи — это труп. Муж живёт трудом, она — мужчиной.
Хотеть замуж — это нормальное желание. Нужно перестать этого стыдиться. И нужно просить этого у Бога. Какой папа не хочет счастья своей дочери? И какой папа не знает, как это трудно — выдать дочку замуж. Ты отдаёшь человека в чужие мужские руки. И теперь муж будет вместо папы. Выдаёшь замуж и переживаешь, чтобы счастье у неё было, чтобы дети были здоровые.
Отец Небесный — это же тоже папа. Он переживает за вас, девочки. Встаньте на коленочки и скажите: «Господи, я мужа хочу!» Я не хочу блуда в ночных клубах. Я не хочу знакомства по Интернету. Мужа хочу! И Отец услышит. Отец любит нас.
Когда вы попросили, то теперь будьте внимательны, смотрите по сторонам, он появится. Надо уметь в человеке увидеть человека. Возможно, это будет не Рембо, не Шварценеггер и не мачо. У нас засорённый глаз и засорённые мозги. Мы смотрим и не видим. А, может быть, счастье, рядом ходит, вы только разуйте глаза.
Помните, как Онегин прозрел с опозданием. А счастье было так возможно, так близко… Вот она была — Татьяна. Он её злобно отшил. А это и было его счастье.
Всё великое — очень редкое. Расскажу вкратце сказку. Господь испытывает людей на милосердие. И посылает в голодный год ангелов, чтобы посмотреть, кто поделится с ними пищей. Ангел принимает вид старика, ходит и просит его покормить. Его все прогоняют. И вот заходит он в дом, где живут трое неженатых парней. Он стучится, они приглашают его в дом и делят с ним буханку хлеба. И вдруг он превращается в настоящего ангела. Говорит, что Бог испытал их и теперь даст всё, что только попросят.
Один из братьев говорит: «Чтобы груда камней превратилась в баранов. И они были бы моими». Второй говорит: «Там река течёт. Пусть это будет вино. И пусть оно будет моим». А третий сказал: «Мне бы жену хорошую». Ангел крылья опустил и ответил: «Ну, ты спросил… Их вообще только три в мире. И две из них замужем. Но я тебе скажу, где живёт третья…»
Жену найти хорошую — ужасно трудно. Бог сильно любит того, кому дал хорошую жену. Лучшего счастья нельзя придумать. А если Бог захочет наказать, даст такую…
Так что и жену, и мужа трудно найти. Если вы хотите найти семейное счастье, то вы хотите сделать невозможное. Но Бог умеет делать невозможное.
Восточная мудрость говорит, что учитель приходит тогда, когда готов ученик. Если вы хотите хорошего мужа, то вы должны быть хорошей женой. А хорошей женой в один день не станешь. Нужно научиться многому: шить, варить, наводить порядок, заботиться…
Вот что нужно делать. А если губы красить и юбку укорачивать — нет, так не получится. Так вас какой-нибудь прохиндей разведёт на мякине, и будете несчастной всю жизнь. И потом будете говорить, что все мужики — козлы. Постфактум. Оно, может быть, и правда. Но в этом будете виноваты вы!
А если вы приготовитесь к браку и настроитесь на послушание… Чтобы смотреть на мужа, как на главного. Вы знаете, что брак — это явление иерархичное. Не демократичное. В браке нет равенства. Муж старше жены, главнее жены. Дети не равны родителям. Дети должны слушаться родителей.
Нет равенства в мире. Ноготь не равен глазу. Муж не равен жене, начальник не равен подчинённому, епископ не равен священнику, священник не равен мирянину, богатый не равен бедному…
Нет равенства. Есть благословенное неравенство. Так создал Бог.
Если есть неравенство, но будет любовь, то будет всё хорошо.
Ещё статья: Как выбирать жену? Объясняет профессор Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангилие господьбог промыслбожий господьбог смирение
Что если не удается найти мужа / жену?
Бывает так, что некоторые девушки долго не могут найти себе жениха и очень переживают из-за этого. Бывает также и юноши не могут найти себе жену и тоже из-за этого переживают. Эти переживания могут очень сильно тревожить человека, и человек страдает, переживает, думает, почему это со мной, почему я никак не могу, почему у других есть, а у меня нет, и так далее. И я хотел бы предложить некоторые размышления по этому поводу. Подчеркну, то, что я скажу здесь, в этом видео, ‒ это не истина в последней инстанции, просто некоторые мои наблюдения и размышления, которые, может быть, окажутся для вас небесполезны, если вас касается эта ситуация или кого-то из ваших знакомых.
Итак, прежде всего, что я хотел бы сказать: люди, у которых есть вот такие затруднения, они, как мне бросилось в глаза, нередко представляют, что, вот, найдут они себе мужа или жену, и вот тогда-то они станут счастливы, вот тогда-то их жизнь станет наполненной, и они будут чувствовать эту полноту жизни, и всё будет замечательно, и муж (или жена), соответственно, будут как раз, как они себе представляют; и отношения у них будут замечательные; и всё будет хорошо. А сейчас все плохо, потому что этого нет, а вот это будет, и у меня будет всё хорошо. И вот, надо сказать, конечно, здесь возникает вопрос: но почему вы так думаете? И здесь, что хотелось бы сказать: если вы посмотрите на ваших знакомых и друзей, родственников, которые обрели семью, то увидите, что далеко не все из них получили ту семейную жизнь, которую хотели. Опять же, мне ли рассказывать о том, как много браков распадается, а из тех, что не распадается, как много браков, в которых люди мучаются друг с другом. Поэтому, конечно, то, что вы пока что не нашли себе вторую половину, как говорится, в этом есть некоторый промысл Божий. Какой промысл? Господь уберегает вас от того, к чему вы еще не готовы. И что значит не готовы? Почему распадаются семьи очень часто, на мой взгляд, даже в подавляющем большинстве случаев? Из-за эгоизма людей ‒ люди зачастую оба (и муж, и жена), заражённые эгоизмом, как и практически каждый в нашем обществе с юности, ‒ и вот двум эгоистам ужиться друг с другом крайне тяжело: нужно уступать в семейной жизни, ты учишься жертвовать собой ради другого, и пока настолько, насколько ты готов жертвовать, и настолько, насколько эта готовность жертвовать, самопожертвование, она взаимна ‒ настолько эта семья может дальше жить, расти, развиваться, укрепляться, и так далее. А у эгоиста нет желания вообще жертвовать собою, а если он и делает, то ему это трудно, ему это не хочется. И это выражается во многом: в самых разных мелочах может выражаться, может приводить и к серьёзным, крупным ссорам, спорам, и так далее. Так вот, здесь, собственно говоря, и вопрос, повод задуматься: если ты не можешь сейчас найти себе спутника жизни (жениха или невесту), то присмотрись: а какие у тебя отношения с окружающими людьми, как ты относишься к родственникам, как ты относишься к друзьям своим, как ты относишься к коллегам по работе, всё ли у тебя в порядке? Если у тебя есть проблемы в отношениях с людьми, с которыми ты редко сравнительно видишься, с которыми ты проводишь не всё время, с которыми ты не живёшь, то с супругом или супругой, с которой ты будешь постоянно связан, эти же проблемы, эти же черты твоего характера ‒ они вылезут в ещё большие конфликты.
Так вот, не надо ждать, что тебе достанется какой-то идеал, бывает, тебе достанется, может быть, очень хороший, но всё-таки обычный человек, у которого есть какие-то свои немощи, и тебе нужно будет приучится жить в мире с этим человеком: и с его положительными, и с его отрицательными сторонами. Тебе нужно научиться жить в мире с людьми. Если ты сейчас с незнакомыми или полузнакомыми людьми не можешь долго жить в мире, не можешь поддерживать и сохранять доброжелательные отношения, то откуда у тебя силы для этого возникнут в семейной жизни, где требуется гораздо больше усилий. Так поэтому, может быть, пока у тебя есть время, приложить усилия к тому, чтобы изменить свою душу, свои отношения с окружающими людьми, ‒ это тебе поможет тогда, когда ты встретишь свою вторую половинку (условное выражение, но будем его использовать).
Так бывает: вот, девушка молиться, чтобы Господь послал ей мужа. Приходит к священнику, жалуется: вот я одна, хочу найти мужа. Господь посылает ей мужа. Потом она приходит к священнику жаловаться о том, что муж плохой, такой-сякой-разэдакий, и пилит этого мужа, изводит его разными истериками. Молится о том, чтобы у нее были дети ‒ хорошо, Господь посылает ей детей. Она начинает этих детей бить, кричать на них, срываться. Потом приходит и жалуется на детей, и сама на себя жалуется и мучается от того, что не может быть той матерью, которой она хотела бы быть. Печально это видеть. Так если Господь пока что тебе не даёт супруга или супругу, используй это время для того, чтобы поработать над своей душой, для того, чтобы когда пришло бы время, тебе было бы легче стать или женой, или мужем, матерью, отцом… Это гораздо более продуктивно, чем постоянно изводить себя о том, что, вот, у меня нет того, чего бы я хотела, или чего бы я хотел… Даже если, предположим, Господь так и не даст тебе вторую половину, так всё равно в результате этой работы ты станешь лучшим человеком и лучшим христианином. Это в любом случае будет в плюс тебе.
Что касается того, как найти мужа или жену, на мой взгляд и по моему опыту, лучше всего молиться о том, чтобы Господь послал того вам супруга или супругу, которую ему угодно для вас найти. Потому что полагаться на собственный поиск, на собственные критерии оценки, ‒ это весьма ненадежно. Лучше всего ‒ это то, что Господь пошлет в ответ на молитву. Лучше всего ‒ это вымаливать. Можно просить и молиться блаженной Матроне, и своей небесной покровительницей или небесному покровителю, можно молиться и другим святым, и самому Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице ‒ в общем-то, вот на душу как положиться, и можно молиться об этом. Но самое главное ‒ оставлять это на волю Божию, оставлять место воле Божией, чтобы не было так, что, вот: Господи, сделай так, как я хочу, именно это для меня будет лучше. Потому что мы не знаем, что для нас будет лучше. Если посмотреть на то, как сейчас складываются отношения в современных семьях, что иногда бывает ‒ иногда семья становится просто адом на земле для тех людей, которые в ней находятся. И я скажу так: если сравнивать хорошую, добрую, любящую христианскую семью с одиночеством, то, конечно, такая семья лучше, чем одиночество; но если сравнивать семью, которая является адом на земле с одиночеством, то одиночество лучше, чем такая семья.
Какая именно будет у вас семья, каким именно вы станете мужем, или какой именно вы станете женой, пока не придет время ‒ вы не узнаете. Если Господь это время от вас отстраняет, откладывает, то это не потому, что Ему жалко для вас, а оттого, что Он видит, что пока что вы к этому не готовы, и в этом проявляется Его любовь к вам. Много людей в семьях страдает, и вот этих страданий ни я бы вам не хотел, ни Господь для вас не хочет. Означает ли это, что я против семьи? Да ни в коем случае! Семья христианская ‒ это школа любви для того, кто должным образом к ней относится, это очень полезно для личностного становления, для христианского становления человека; это то место, где человек растёт, вернее, может расти; это от него зависит, как он распорядится тем, что Господь ему дал, и на что он свою семью и свои семейные отношения будет использовать. Но делать из семьи идола не стоит. Действительно, не стоит. Поэтому, мне кажется, самым правильным вот в этом положении было бы, во-первых, молиться; во-вторых, работать над собой; в‑третьих, положиться на волю Божию. И надо жить полной христианской жизнью, той жизнью, которая у вас есть сейчас, стараться расти как христианин, совершенствоваться как христианин. Пусть это занимает вас больше всего, а не то, найдете ли вы жену, найдете ли вы мужа. И если вы станете таким человеком, у которого есть цель, у которого есть наполнение его жизни, есть его рост внутренний, то вы станете и более привлекательной для тех людей, которые могут стать достойным спутником жизни. Если же вы станете постоянно изводить себя, что вот ваша жизнь сложилась не так, как вы хотели бы, то вполне вероятно, что и другие люди будут чувствовать ваше недовольство жизнью своей, а такой человек, знаете, честно скажу, мало бывает привлекателен для тех, с кем хотелось бы связать свою жизнь. Не должно быть идеи, что нужно выйти замуж любой ценой; не должно быть идеи, что можно выйти замуж, там, абы за кого, потому что бывает так, что люди с такими идеями ‒ они выходят замуж, буквально, за первого встречного, и потом ни к чему хорошему, мягко говоря, это не приводит. Не стоит спешить, Господь даст всё в своё время, если мы сами будем к этому готовы, если мы сами доверим свою жизнь в Его руки.
Иерей Георгий Максимов
Ответы на этот важнейший в жизни молодого человека или девушки вопрос предлагаем искать у оптинских старцев, к которым обращалась не только молодежь, но и выдающиеся мыслители своего времени.
Искать волю Божию, а не свою
Даю вам такой совет: во-первых, надо прибегать к Господу Богу с молитвой и к Пречистой Божией Матери – Ее ходатайство сильно у Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле, а если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Такое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли, предохранит вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле. Потом принять совет родных и ближних ваших, конечно, Господь и им известит сказать вам полезное. Еще надобно узнать о его религиозном направлении и благочестивом сохранении уставов матери нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности Святой Церкви; хотя бы он и нравился вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую вам посягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви, благочестив, то советую при содействии помощи Божией.
Преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
Страсть – плохой советчик
Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
Неожиданная встреча с незнакомой девицей сделала на тебя впечатление, не может ли она составить партию? Может быть, и осуществится, если на то будет воля Божия; ты не ищешь богатства и красоты, а благочестия и разума, чтобы разделять на поприще житейском приятое и скорбное и чтобы имела правильное понятие о вещах и могла рассуждать хорошо. По уверению той почтенной дамы, у которой ты ее видел, она довольно образованна, умна и скромна, а и это немаловажно, что, проводя жизнь умеренно и даже бедно, могла избежать шумных и неполезных приличий мира или света, много имеющих влияние на нравственность. Ты находишься в колебании и не знаешь, серьезна ли эта мысль: я не смею взять на себя в таком важном деле решительно тебе сказать, но советую молиться Богу и предоставлять Его воле это дело. Если оно будет Ему благоугодно, то желание твое усилится к исполнению, и тогда, также призвав помощь Божию, отслужа молебен Господу и Матери Божией, приступать к делу, а если по молитве будет изглаживаться из памяти, то так и оставить.
Макарий Оптинский (Иванов)
Главный выбор – на стороне жениха, а не родителей
Родителям сына принуждать не полезно брать невесту такую-то или такую. Главный выбор невесты должен быть на стороне жениха, ибо ему жить с ней.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
С кем не нужно связывать свою судьбу?
Пишешь, что… один человек, который некоторое время жил в киновии близ Троице-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку… выйти ли этой девушке за означенного человека или нет? Выйти-то можно, да будет ли от этого толк? В Евангелии Сам Господь глаголет, что «озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я со своей стороны никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя.
Амвросий Оптинский (Гренков)
А если проблемы со здоровьем?
С. не советую выходить замуж до полного выздоровления. Замужняя жизнь и крепкие организмы надрывает, а для больных и скорую смерть готовит.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
Торопиться в любом случае не следует
Не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское; кроме собственных свойств его, рассмотреть и само его положение, и сами обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Приблизительное время чтения: 9 мин.
В редакцию журнала «Фома» пришло письмо читательницы:
За мной ухаживает мужчина, все говорят, что хороший, да я и сама вижу, что хороший во всех отношениях. Но вот не лежит к нему сердце. Как понять? Ведь замуж — это один раз и на всю жизнь. А что, если через год или два я встречу того, кто мне предназначен Богом? А если, наоборот, никого не встречу и получится, что упускаю возможность выйти замуж за хорошего человека? Как понять, что предназначено Богом?
О том, как в православии относятся к понятию «суженый», где найти свою любовь и что делать, если это не удается, мы поговорили с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке.
Отец Федор, читательница спрашивает, как понять, что именно этот определенный человек уготован ей Богом? Можно ли здесь промахнуться мимо воли Божьей?
У верующего человека нет такой задачи — из тысячи найти для создания семьи того, у кого за спиной висит значок «воля Божья». Это не квест и не загадка, которую надо разгадать. Конечно, Господь знает, кто лучше для нас подходит, но здесь заключается тайна промысла Божьего и одновременно свободы человека.
То есть «суженых», по большому счету, нет?
Представление о существовании суженого — это сильное упрощение христианского понимания брака. Если мы обратимся к таинству венчания, то увидим, что священник в нем просит Бога утвердить принятое людьми решение. Именно утвердить, но не принять его за них. В таинстве брак лишь освящается, а не дается некая санкция на выбор человека, в него вступающего.
В связи с этим сейчас происходит интересная трансформация чина венчания. Брачный допрос, который совершает священник перед началом таинства, раньше состоял только из вопросов о том, не принудили ли человека к браку и нет ли у него обещаний перед другими людьми. Но я знаю, что в наше время некоторые священники просят молодых дать друг другу такое обещание: «Я беру тебя (называют имя) в законные жены (мужья) и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение, пока смерть не разлучит нас. И да поможет мне в этом Господь». Это важно, потому что, когда человек произносит такие слова перед лицом Божьим, он в полной мере осознает, что это его личное решение и его персональный выбор, за который он несет ответственность. Один священник рассказал мне такую историю. Он, готовя пары к венчанию, предлагал молодым дать упомянутое выше торжественное обещание верности. И не однажды от жениха перед таинством слышал: «Ой, не надо… А вдруг не получится?» Эта неуверенность в своем выборе становится наиболее очевидна перед лицом Бога.
В восприятии человека как того, кто был уготован Богом, есть одна западня. Легко сказать: «Меня благословил на брак прозорливый старец». А потом, когда лет через пятнадцать начинаются сложности, человек разводит руками и говорит: «Не я же выбирал и решал!». Перекладывание ответственности за сделанный выбор на Бога — проблема, с которой можно столкнуться и которая может привести к тяжелым последствиям.
В 1990-е годы, когда воцерковлялось большое число людей, среди верующих были распространены поездки к старцам, чтобы попросить благословение на брак. Я помню, что отец Кирилл (Павлов) очень неохотно шел на это. У нас, по-неофитски горящих молодых людей, готовых поступить так, как благословит старец, это вызывало удивление. Только потом, с годами, я понял, в чем дело. Если к нему приезжал человек, который толком не знал своего избранника или избранницу, но уже просил благословения на брак, отец Кирилл внимательно спрашивал, нравится ли приехавшему за благословением человеку его потенциальные жених или невеста, расположено ли к нему или к ней сердце. И после молитвенной паузы он мог дать благословение на то, чтобы познакомиться с человеком поближе.
Понятие «суженый» очень зыбкое. Кто и как его нам судил? Лучик света упал на него? Указали друзья, священник или родители? Или показалось, что его Бог послал? Личной ответственности во всех этих случаях случае немного.
То есть выбор мы должны сделать сами. Но какое участие все же в нем принимает Господь?
Человек приходит к Богу, держа за руку своего избранника, и Господь дает ему Свою благодать, помощь и силу строить семью. Но нужно иметь глубокую веру, чтобы довериться благословению Божьему, полученному при венчании, и, сжигая за собой мосты и не оглядываясь ни на кого больше, идти с выбранным человеком вместе по жизни до конца.
Влюбленность, увлеченность — это «крючок с наживкой», на который ловится человек для того, чтобы создать семью. А когда он войдет в нее, то начинает учиться, потому что, как говорят святые отцы, семья — это школа любви. Кто бы женился или выходил замуж, зная, сколько сложностей будет впереди? А они будут, но та самая увлеченность, молодая наивность и неопытность в хорошем смысле помогают человеку решиться на создание семьи и обрести в ней великую радость.
Хорошо, ждать знака, что этот человек тебе предназначен, не надо. Но на чем основывать свой выбор избранника, чтобы потом не пожалеть?
Прежде чем искать любовь и предпринимать намерения для создания семьи, стоит четко понять, что такое брак. Это — союз мужчины и женщины на всех трех уровнях: телесном, душевном и духовном. Это значит, что человек как минимум не должен вызывать у вас телесной неприязни, у вас должны быть общие интересы и увлечения, но самым важным является духовное единство — устремленность обоих к Богу. При сочетании всех трех составляющих построить семью значительно легче. Если человек, например, не подходит вам по типажу или даже не привлекает телесно, то это может стать миной замедленного действия, которая при семейных неурядицах неожиданно сработает против вас через 10-15 лет.
Сейчас как никогда много свободы в выборе, тогда почему молодому человеку или девушке так сложно этот выбор на ком-то остановить, найти человека, с которым он увидит возможность создать крепкую, настоящую семью?
Во-первых, в этом поиске сбивает с пути стремление многих попробовать как можно больше вариантов еще до брака, якобы чтобы найти самый из них подходящий. Только вот добрачные связи здесь совсем не помогают, а наоборот — разрушают возможность создать счастливую в будущем семью. Пустившегося в такие связи человека будут всегда искушать мысли: «А может, есть кто-то лучше?». При первых трудностях человек будет сравнивать с теми вариантами, которые отверг.
Во-вторых, найти свою пару и построить семью — это искусство и опыт, полученный от родителей. А в нашей стране, начиная с революций и войн прошлого века, количество семей, в которых женщины растят детей в одиночку, только увеличивается. Вырастая в такой даже самой любящей, но неполной семье, девочка или мальчик не несут в себе определенных поведенческих сценариев, опираясь на которые, они смогли бы построить семью.
В-третьих, современные молодые люди и девушки плохо понимают, что такое настоящие отношения. Церковное сознание предполагает восприятие всего в жизни как служения, то есть делания для Царства Божия. Ведь в служении ближнему мы подражаем Самому Христу, Который сказал о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И романтические отношения, а потом и создание семьи — это тоже служение двух людей друг другу.
Настоящее служение жертвенно, и настоящая любовь такая же. А современный человек любит по-другому: только владея, только получая. Это чревато тем, что, переставая получать, человек теряет интерес и уходит. Христианская любовь предполагает отдачу, и это один из главных путей к брачному счастью. «Блаженнее давать, нежели принимать», — говорит апостол Павел, цитируя Христа. Когда человек отдает, когда он служит своей семье, то и получает это блаженство.
Искусство любви начинается с умения замолчать. Ты смещаешь фокус с себя на другого, замолкаешь и пытаешься вслушаться в другую вселенную. Не человек должен меняться и подстраиваться под тебя, а ты должен услышать и воспринять красоту другого, потому что это сделает и тебя глубже и шире.
А правильно ли вообще просить у Бога мужа или жену? Часто ведь бывает, что человек, долго прося у Бога и не получая, впадает в уныние, начинается кризис веры.
Я думаю, что просить можно и нужно. Господь говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7). При этом нужно понимать, что не все, о чем мы просим, может быть нам полезно. Бывает, что человеку для спасения полезнее остаться одному. Принять волю Божью в таком случае — правильно и спасительно, потому что вы перестаете терзать себя и мучиться от ежедневного ожидания. Но важно не отчаиваться, потому что мы не можем предугадать, каким будет завтрашний день. Всегда есть что-то, что Господь попускает нам терпеть.
Более того, в этом есть современное мученичество. Например, девушка, не позволяющая телесной близости до брака, может остаться одна. Конечно, в этом — верность Христу, но в этой верности всегда есть мученичество, страдание, крестоношение.
Правда ли, что для православного человека жить без супруга, без семьи противоестественно? Часто можно услышать: православная девушка должна быть замужем!
Нет, это не так. Конечно, в нас звучат отголоском слова Бога: Нехорошо быть человеку одному (Быт 2:18). Но ведь у нас в жизни — со времен грехопадения — много того, что нехорошо.
Человек ценен сам по себе. Он не функция и не роль, которую обязан воспроизвести в жизни. Господу дорог каждый человек в его уникальном жизненном пути. Есть множество людей, не создавших семьи и при этом послуживших Богу, среди них есть и святые.
Мне кажется, что чрезмерное болезненное ожидание и восприятие себя без брака как неполной личности даже сильно мешает созданию семьи. Полюбить самодостаточного, цельного человека легче. В любом случае, не нужно воспринимать себя ущербным, если сейчас, в будущем или даже никогда не получится вступить в брак. В Царствии Божьем человек будет настолько утешен любовью Господа и других людей, что все это забудется и не будет иметь никакого значения.
Нужно ли специально самому искать любовь или стоит надеяться, что Господь пошлет человека?
Можно и так, и так. Я знаю прекрасную пару, которая познакомилась на сайте православных знакомств, то есть они сами предприняли шаги к тому, чтобы найти друг друга. Важно, что даже это делание должно быть с молитвой. Тогда, может, Господу будет легче помочь нам?
А что делать, если спустя время осознаешь, что, отказав человеку, ты упустил свое счастье? Как не совершить фатальной ошибки, чтобы потом не раскаиваться?
Не нужно оглядываться назад и рефлексировать: а что было бы, если… Но теперь, если в вашей жизни появится человек, который не вызывает в вас телесного отторжения, интересен вам как собеседник и друг и живет по заповедям — постарайтесь не отталкивать его. Даже если вы в него пока что не влюблены, не спешите отказывать. Все остальное придет, потому что Господь может дать любовь.
Что вы обычно говорите молодым людям и девушкам, которые приходят просить совета в поиске второй половины? Есть ли тут какие-то правила действия?
Как двум целомудренным людям подойти друг к другу на улице? Представьте, что парень подходит к девушке и говорит: «Ты православная?» — она покрутит у виска и сразу же сбежит.
Во-первых, советую молиться одной коротенькой молитвой: «Господи, дай мне мужа (жену), Тебе угодного(ую) и мне приятного(ую)». Во-вторых, идти туда, где есть молодежь. Сейчас при храмах существует большое количество активностей, значительную часть которых как раз и организуют для молодых людей и девушек, чтобы они знакомились, общались. Церковь должна заботится об общем делании: будь то байдарочные походы, как у нас, например, или же обычная воскресная трапеза после службы. Священник не должен подвести девушку к парню за руку и сказать: «Вот, твоя судьба» — но должен способствовать знакомству и общению молодежи через общее благое дело.
Беседовала Анастасия Спирина
«Как создать семью?»
|
www.pravoslavie.ru/archive/101122 | Источник: orthodox-newspaper.ru/numbers/at50692 |