Мягкие согласные по-научному называются палатализованными. При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие твёрдого нёба. По-латыни “твёрдое нёбо” будет palatum, отсюда и название “палатализованные”. Явление смягчения называется “палатализация”. Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая? Как известно, всегда мягкими в русском языке являются согласные Ч, Щ, Й. В остальных случаях мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве. Как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: Е, Ё, И, Ю, Я, Ь. Примеры: лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое), мята (М мягкое), конь (Н мягкое). Но при этом нужно быть внимательными: 1) Согласные Ж, Ш, Ц являются всегда твёрдыми! Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е. 2) В некоторых иностранных словах согласные перед буквой Е не смягчаются. К сожалению, универсального правила на сей счёт просто не существует. Например, произносится тЕкст, однако тЭст, тЭмп; дЕспот, однако дЭмпфер; нЕрв, однако фонЭма. Так что здесь придётся только зубрить и запоминать каждое слово. 3) Если после согласной идёт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться твёрдой. Можно сформулировать следующие правила: а) смягчается согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина. Кроме того, буква Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик. б) смягчаются согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник. в) смягчаются согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н: мостик, безделье, песни, возня. (Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются! смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.) В остальных случаях согласные перед другими согласными обычно остаются твёрдыми. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Каролина 9 лет назад Хочется обобщить вышесказнные ответы. В русском языке существуют согласные, которые всегда являются твердыми (Ж,Ш,Ц), всегда мягкими (Ч,Щ,Й), остальные же могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их “соседями” справа.
Rogneda 7 лет назад Чтобы указать мягкие согласные в слове, а такое задание предлагается в тестах о русскому языку (“Укажите слова со всеми мягкими согласными”), нужно сразу отбросить всегда твердые звуки ж, ш, ц, например: в слове женьшень, несмотря на кажующуюся мягкость (наличие букв “е” и “ь”) на самом деле целых два твердых звука. Это слово не подойдет в качестве правильного ответа. Также помним о всегда мягких звуках: ч, щ, й. А все остальные согласные могут быть как мягкими, так и твёрдыми. Они сразу смягчаются, если за ними стоят буквы: е,ё, ю, я, и, ь,например: лань, смена, ряд, лён, люлька, лиса, корь. А иногда, несмотря на отсутствие мягкого знака после согласного, все же все звуки в нем мягкие из-за взаимодействия звуков между собой, когда один мягкий звук смягчает предыдущий. Это фонетическое явление называется ассимиляцией по мягкости.В слове “нянчить”, на первый взгляд, сразу не определишь, все ли звуки мягкие. Но вслушавшись в его звучание, услышим вот что: [н’а н’ч’и т’], то есть все звуки мягкие. После потрясающе подробного ответа Александра что либо писать было бы неуместным. Потому добавлю только одно. Вот это наличие твердых и мягких согласных в русском языке, точнее необходимость их произносить в зависимости от наличия той или иной гласной после одной и той же буквы, является камнем преткновения для иностранцев, изучающих русский язык. С сочетанием согласного с е, ё, ю, я, и – завал. В лучшем случае у них получается такое произношение: “Тан-йа” или “Таньйа” это уже у продвинутых. При этом просто “я” они произносят довольно легко. Хотя и мягкий знак – проблема у некоторых. Люблю старый анекдот про “булька, бутылька и палька, кисел, мамзел и гизел”. Пашенька 9 лет назад На мягкость согласного в русском языке указывает мягкий знак. Например, ден-ь, мал-ь-чик. На мягкость согласного всегда указывают гласные Е, Ё, Ю, Я, И, которые стоят после согласного. Например, тЁплый, дЕнь, дЯдЯ. Звуки [Ч], [Й], [Щ] всегда мягкие, они не имеют парного твердого согласного. Обратить внимание необходимо также на сочетание некоторых согласных, так как согласные могут смягчаться под влиянием последующих мягких звуков. Например, баНтик, н – мягкий под влиянием мягкого Т. ИнгаМус 8 лет назад Недавно с ребенком проходили эту тему в предшкольной подготовке. Даже схемки там они рисовали, мягкие согласные зеленым цветом, а твердые синим выделяли. Вот у них такое правило было: То есть есть согласные которые всегда будут твердыми, это: Ж, Ц и Ш. И есть согласные, которые всегда будут мягкими, это: Й, Ч и Щ. А остальное зависит от гласной, стоящей после и от “Ь”. Таня32 8 лет назад Нужно отталкиваться от того, что в русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые. Мягкие гласные – Е, И, Я, Ю Твердые гласные – А, О, У, Ы, Э Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, Ле Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ Ь тоже всегда смягчает согласные. ПавликА83 7 лет назад Для ответа на данное задание вспомним школьные годы и уроки великого русского языка. В языке смягчение согласных при произношении называется палатализацией, эти звуки возникают путем поднятия средней части языка к небу. А определяются эти согласные следующим образом: Если после согласной стоят следующие гласные: Е, Ё, И, Ю, Я. Или мягкий знак Ь. Также, всегда мягкими являются следующие: Й, Ч, Щ. дольфаника 8 лет назад Методом исключения, убираем всегда твердые ж, ш,ц. Только мягкие й, ч, щ. Определяем мягкость соглсаной по стоящей рядом гласной. Например, в слове “тир” мягкий согласный звук (т), а в слове “как” – твердый согласный (к). если перед согласной стоят гласные И, Е, Ё, Я, Ю и мягкий знак, то согласные мягкие. Смотрите таблицу. Чтобы детям легче запоминалось, обозначаем мягких и твердых командиров. ЛИСА-НАСА 8 лет назад В русском языке всегда мягкие три согласных звука это Ч, Щ, Й. Остальные согласные звуки могут быть смягчены некоторыми гласными звуками, т.е. если после них идут гласные Я, Ю, И, Е, Ё и мягкий знак. Например, в слове роза, звук “р” твердый, а в слове риза, он мягкий. Natali1111 9 лет назад Всегда мягкими являются согласные- Ч, Щ, Й, а также согласные, которые стоят перед гласными-И,Ю,Е,Ё,Я. Знаете ответ? |
Мягкие согласные
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 94.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 94.
Знакомство школьников с согласными буквами и звуками происходит в 1 классе. В данной статье говорится о мягких согласных и буквах, их обозначающих.
Мягкость
Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.
Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.
Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.
Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.
На письме мягкость выражается двумя способами:
- с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
- с помощью мягкого знака (ь).
Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.
Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки
Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: [й‘], [ч‘], [щ‘].
Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы |
Звуки |
б |
[б], [б’] |
в |
[в], [в’] |
г |
[г], [г’] |
д |
[д], [д’] |
з |
[з], [з’] |
к |
[к], [к’] |
л |
[л], [л’] |
м |
[м], [м’] |
н |
[н], [н’] |
п |
[п], [п’] |
р |
[р], [р’] |
с |
[с], [с’] |
т |
[т], [т’] |
ф |
[ф], [ф’] |
х |
[х], [х’] |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама ([мама]) и мята ([м‘ата]) можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Что мы узнали?
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Надежда Тереш
4/5
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 94.
А какая ваша оценка?
Узнаем, что такое мягкие согласные, как они образуются и какие пары составляют с твёрдыми согласными.
Мягкие согласные — это шумные звуки, которые по сравнению с твердыми согласными произносятся с дополнительной артикуляцией языка.
Согласные звуки отличаются друг от друга участием шума и голоса. По соотношению голоса и шума согласные звуки делят на звонкие и глухие. Те согласные, которые состоят из шума и голоса, являются звонкими ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напротив, глухие согласные образуются с шумом, который появляется при прохождении струи воздуха через органы речи:[к], [с], [т], [ф] и пр.
Кроме признака звонкости/глухости согласные имеют свойство быть твёрдыми или мягкими в слове. Рассмотрим подробнее, какие мягкие звуки существуют в русском языке.
Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:«бок» и «бег»
В первом слове звучит звонкий согласный [б], в образовании которого участвуют губы:бок [б о к]
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:бег [б’ э к]
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость
Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.
Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.
Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.
Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.
На письме мягкость выражается двумя способами:
- с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
- с помощью мягкого знака (ь).
Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
- рад — ряд;
- вить — выть;
- сын — синь;
- маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц]. В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
- жир [ж ы р]
- шёлковый [ш о л к а в ы й’]
- цитрус [ц ы т р ус].
Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки
Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: [й‘], [ч‘], [щ‘].
Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы | Звуки |
б | [б], [б’] |
в | [в], [в’] |
г | [г], [г’] |
д | [д], [д’] |
з | [з], [з’] |
к | [к], [к’] |
л | [л], [л’] |
м | [м], [м’] |
н | [н], [н’] |
п | [п], [п’] |
р | [р], [р’] |
с | [с], [с’] |
т | [т], [т’] |
ф | [ф], [ф’] |
х | [х], [х’] |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама ([мама]) и мята ([м‘ата]) можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Ещё одна полезная таблица звуков и букв
Примеры заданий для детей
Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
§ Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
[б] | [ж] | [к] | [х] |
[в] | [з] | [п] | [ц] |
[г] | [л] | [с] | [ч] |
[д] | [м] | [т] | [ш] |
[й] | [н] | [ф] | [щ] |
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
§ Таблица твердых и мягких звуков
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Твердые и мягкие согласные | |
Твердые | перед гласными: а, о, у, э, ы. |
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан. | |
ж, ц, ш. | |
Мягкие | после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь. |
перед гласными: е, е, и, ю, я. | |
й, ч, щ. |
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
✍ Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
✍ Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
§ Вместо заключения
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Согласные звуки и буквы, их обозначающие
- Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
Группы согласных | Парные | Непарные |
Твёрдые | [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [ж], [ш], [ц] |
Мягкие | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [й’], [ч’], [щ’] |
На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) – парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].
Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
- мягким знаком ь – мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
- гласными буквами е, ё, и, ю, я – пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными – з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’].
Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
Например:
[ж] – жара [жара], жёлтый [жолтый’]
[ш] – шар [шар], шью [шй’у]
[ц] – цапля [цапл’а], цирк [цырк]
Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
Например:
[й’] – йогурт [й’огурт], мой [мой’]
[ч’] – час [ч’ас], чек [ч’эк]
[щ’] – щука [щ’ука], щель [щ’эл’]
Советуем посмотреть:
Глухие и звонкие согласные
Сонорные согласные
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 84,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 86,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 42,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 164,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 168,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 99,
Полякова, Учебник
Упражнение 13,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 26,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 124,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 77,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 97,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 49,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 53,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 114,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 116,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 190,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 194,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 278,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 279,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 49,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник