Можете пожалуйста кратко рассказать об орфограмме,, мягкие согласные перед мягким”.
Мария Сарычева
Ученик
(99),
на голосовании
7 лет назад
Нам задали в школе 2 слова из текста (я сама найду в тексте) выписать эти слова. Вообщем объясните пожалуйста, это всё что нужно
Голосование за лучший ответ
Darling ***
Мудрец
(16064)
8 лет назад
◾Мягкий согласный перед мягким согласным может обозначаться мягким знаком, а может писаться без мягкого знака.
КОНЬКИ
ПЕСНЯ
ПОЛЬЗА
ПОЧТА
СЕРЬГИ
КОСТЬ
НЕЛЬЗЯ
НОЧЛЕГ
ВОСЬМЕРКА
ГВОЗДИ
ЛЬДИНА
ПОМОЩНИК
◾Мягкость звука [л’] и перед мягкими, и перед твердыми звуками всегда обозначается с помощью Ь.
Буква «ь» как знак мягкости согласного
Буквы «ъ» и «ь».
Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.
1. После буквы л перед любым согласным, кроме л, напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый.
Примечание 1. Между двумя л мягкий знак не пишется, напр.: гулливый.
Примечание 2. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь, напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л, и поэтому ь не пишется, напр.: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский).
2. После других согласных букв:
а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;
Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом −ск мягкие, в них после н и р пишется ь : день деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом −ц от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.
б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).
3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .
Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а), напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Чтобы обозначить мягкость согласного в словах используется мягкий знак. Он может стоять в конце слова после согласного ( пень, конь ) или в середине слова между согласными ( линька, дольки ).
Мягкий знак может стоять в разных морфемах и между ними: в корне слова ( пальто , соль ), после корня перед суффиксом ( день к и ) и в суффиксе ( слад еньк ий, слад ость , показат ель ).
Для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак пишется:
1. На конце слова всегда:
- В неопределенной форме глаголов (что сделать? что делать?) и в неопределенной форме глаголов перед -СЯ: читать, бросить, смеяться
- В словах — приказах – глаголах в повелительном наклонении (не оканчивающихся на шипящие согласные): зааркань, исправь
2. В середине слова:
- После мягкого [Л’] перед любым твердым или мягким согласным звуком: сальный, кольцо, пыльца . Исключения: толще, иллюстрация, иллюзионист, иллюзия .
- После мягкого согласного перед твердым: весьма, ходьба
- После мягкого согласного перед мягкими [Г’], [К’], [Б’], [М’]: письмена́, серьги
Мягкий знак как показатель мягкости не пишется:
- В сочетанияхЧК и ЧН: свечка, скворечник, кочка, перечница
- В глаголах 3 лица единственного числа перед –СЯ (если глагол отвечает на вопрос что делает?): слушается, читается, видится .
- В сочетаниях:
СН – весна, песни
СТ – пустяк, крестец
ЗД – гво́здик, звезде
ЗН – размазня, казнил
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
§ Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
[б] | [ж] | [к] | [х] |
[в] | [з] | [п] | [ц] |
[г] | [л] | [с] | [ч] |
[д] | [м] | [т] | [ш] |
[й] | [н] | [ф] | [щ] |
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
§ Таблица твердых и мягких звуков
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Твердые и мягкие согласные | |
Твердые | перед гласными: а, о, у, э, ы. |
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан. | |
ж, ц, ш. | |
Мягкие | после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь. |
перед гласными: е, е, и, ю, я. | |
й, ч, щ. |
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
✍ Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
✍ Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
§ Вместо заключения
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
источники:
http://budu5.com/manual/chapter/21
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
Мягкие согласные по-научному называются палатализованными. При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие твёрдого нёба. По-латыни “твёрдое нёбо” будет palatum, отсюда и название “палатализованные”. Явление смягчения называется “палатализация”. Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая? Как известно, всегда мягкими в русском языке являются согласные Ч, Щ, Й. В остальных случаях мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве. Как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: Е, Ё, И, Ю, Я, Ь. Примеры: лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое), мята (М мягкое), конь (Н мягкое). Но при этом нужно быть внимательными: 1) Согласные Ж, Ш, Ц являются всегда твёрдыми! Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е. 2) В некоторых иностранных словах согласные перед буквой Е не смягчаются. К сожалению, универсального правила на сей счёт просто не существует. Например, произносится тЕкст, однако тЭст, тЭмп; дЕспот, однако дЭмпфер; нЕрв, однако фонЭма. Так что здесь придётся только зубрить и запоминать каждое слово. 3) Если после согласной идёт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться твёрдой. Можно сформулировать следующие правила: а) смягчается согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина. Кроме того, буква Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик. б) смягчаются согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник. в) смягчаются согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н: мостик, безделье, песни, возня. (Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются! смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.) В остальных случаях согласные перед другими согласными обычно остаются твёрдыми. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Каролина 9 лет назад Хочется обобщить вышесказнные ответы. В русском языке существуют согласные, которые всегда являются твердыми (Ж,Ш,Ц), всегда мягкими (Ч,Щ,Й), остальные же могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их “соседями” справа.
Rogneda 7 лет назад Чтобы указать мягкие согласные в слове, а такое задание предлагается в тестах о русскому языку (“Укажите слова со всеми мягкими согласными”), нужно сразу отбросить всегда твердые звуки ж, ш, ц, например: в слове женьшень, несмотря на кажующуюся мягкость (наличие букв “е” и “ь”) на самом деле целых два твердых звука. Это слово не подойдет в качестве правильного ответа. Также помним о всегда мягких звуках: ч, щ, й. А все остальные согласные могут быть как мягкими, так и твёрдыми. Они сразу смягчаются, если за ними стоят буквы: е,ё, ю, я, и, ь,например: лань, смена, ряд, лён, люлька, лиса, корь. А иногда, несмотря на отсутствие мягкого знака после согласного, все же все звуки в нем мягкие из-за взаимодействия звуков между собой, когда один мягкий звук смягчает предыдущий. Это фонетическое явление называется ассимиляцией по мягкости.В слове “нянчить”, на первый взгляд, сразу не определишь, все ли звуки мягкие. Но вслушавшись в его звучание, услышим вот что: [н’а н’ч’и т’], то есть все звуки мягкие. После потрясающе подробного ответа Александра что либо писать было бы неуместным. Потому добавлю только одно. Вот это наличие твердых и мягких согласных в русском языке, точнее необходимость их произносить в зависимости от наличия той или иной гласной после одной и той же буквы, является камнем преткновения для иностранцев, изучающих русский язык. С сочетанием согласного с е, ё, ю, я, и – завал. В лучшем случае у них получается такое произношение: “Тан-йа” или “Таньйа” это уже у продвинутых. При этом просто “я” они произносят довольно легко. Хотя и мягкий знак – проблема у некоторых. Люблю старый анекдот про “булька, бутылька и палька, кисел, мамзел и гизел”. Пашенька 9 лет назад На мягкость согласного в русском языке указывает мягкий знак. Например, ден-ь, мал-ь-чик. На мягкость согласного всегда указывают гласные Е, Ё, Ю, Я, И, которые стоят после согласного. Например, тЁплый, дЕнь, дЯдЯ. Звуки [Ч], [Й], [Щ] всегда мягкие, они не имеют парного твердого согласного. Обратить внимание необходимо также на сочетание некоторых согласных, так как согласные могут смягчаться под влиянием последующих мягких звуков. Например, баНтик, н – мягкий под влиянием мягкого Т. ИнгаМус 8 лет назад Недавно с ребенком проходили эту тему в предшкольной подготовке. Даже схемки там они рисовали, мягкие согласные зеленым цветом, а твердые синим выделяли. Вот у них такое правило было: То есть есть согласные которые всегда будут твердыми, это: Ж, Ц и Ш. И есть согласные, которые всегда будут мягкими, это: Й, Ч и Щ. А остальное зависит от гласной, стоящей после и от “Ь”. Таня32 8 лет назад Нужно отталкиваться от того, что в русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые. Мягкие гласные – Е, И, Я, Ю Твердые гласные – А, О, У, Ы, Э Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, Ле Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ Ь тоже всегда смягчает согласные. ПавликА83 7 лет назад Для ответа на данное задание вспомним школьные годы и уроки великого русского языка. В языке смягчение согласных при произношении называется палатализацией, эти звуки возникают путем поднятия средней части языка к небу. А определяются эти согласные следующим образом: Если после согласной стоят следующие гласные: Е, Ё, И, Ю, Я. Или мягкий знак Ь. Также, всегда мягкими являются следующие: Й, Ч, Щ. дольфаника 8 лет назад Методом исключения, убираем всегда твердые ж, ш,ц. Только мягкие й, ч, щ. Определяем мягкость соглсаной по стоящей рядом гласной. Например, в слове “тир” мягкий согласный звук (т), а в слове “как” – твердый согласный (к). если перед согласной стоят гласные И, Е, Ё, Я, Ю и мягкий знак, то согласные мягкие. Смотрите таблицу. Чтобы детям легче запоминалось, обозначаем мягких и твердых командиров. ЛИСА-НАСА 8 лет назад В русском языке всегда мягкие три согласных звука это Ч, Щ, Й. Остальные согласные звуки могут быть смягчены некоторыми гласными звуками, т.е. если после них идут гласные Я, Ю, И, Е, Ё и мягкий знак. Например, в слове роза, звук “р” твердый, а в слове риза, он мягкий. Natali1111 9 лет назад Всегда мягкими являются согласные- Ч, Щ, Й, а также согласные, которые стоят перед гласными-И,Ю,Е,Ё,Я. Знаете ответ? |
Орфограммы. № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
№ 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
Случаи,когда Ь знак ставится и НЕ ставится, примеры, комментарии.
ПРАВИЛО.
Ь знак для обозначения мягкости согласных пишется в следующих случаях:
· Для обозначения мягкого согласного в конце слова, (восемь, нет яблонь, смесь, поставь и др.) Сюда не относятся буквы Ч и Щ, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, Ь знак пишется в них по другому правилу.
· После мягкого согласного перед твёрдым: письмо, восьмой
· Между двумя мягкими согласными, если при изменении слова первый согласный остаётся мягким, а второй становится твёрдым: возьми (возьму), о письме (письмо).
· Перед согласными после буквы Л, кроме самой Л (польба, вальс, но Гулливер).
· В основных случаях перед суффиксом -СК- ( сельский, уральский).В словах, образованных от географических названий, Ь в основном НЕ пишется, хотя иногда допускается двоякое написание: ямалский- ямальский.
Исключение: после Н и Р перед суффиксом -СК- мягкий знак не пишется: казанский, январский).
Запомните: сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, день-деньской пишутся с Ь; также с Ь пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на —НЬ, например: юньнаньский (от Юньнань).
· В инфинитиве глагола: писать, получить (что делать?)
· В формах творительного падежа: детьми, людьми, четырьмя.
· В глаголах повелительного наклонения: сядь, встань.
Ь знак сохраняется перед -СЯ: взвесьтесь, получиться.
· В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.
Но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.- в них первая часть не склоняется.
Ь знак НЕ пишется:
· в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: дочка, сочный, мощный, окончить, банщик, морщиться, корчиться;
· между мягкими конечными согласными основы: корысть, гость;
· между двумя мягкими [л’]: аллея, иллюстрация.
· Перед суффиксом -СК-, если прилагательное образовано от слова, на конце которого есть Ь: Казань — казанский, Сибирь-сибирский, январь-январский.
· В родительном падеже мн.числе от существительных на —НЯ с предшествующей согласной или Й и в образованных от них при помощи суффикса -К- например: вишня — вишен, вишенка; читальня — читален.
Исключения: баня — бань, банька; яблоня — яблонь, яблонька; деревня — деревень, деревенька; барышня — барышень; кухня — кухонь, кухонька.
· В числительных, оканчивающихся на -дцать: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
· В глаголах в формах лица: дом быстро не строится.
Обратите внимание.
Ь знак пишется не для обозначения мягкости, а для обозначения грамматических форм:
· На конце существительных 3-го склонения после ширящих (дочь, ночь, тишь). НО: шалаш, мяч – м. род.
· В повелительном наклонении после шипящих (спрячь, нарежь.
· В неопределённой форме после мягких шипящих: беречь, стричь.
· В междометиях: вишь, ишь, бишь, лишь.
· В наречиях после шипящих: настежь, невмочь, сплошь (кроме: уж, замуж, невтерпёж).
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Фонарь.
Мягкий знак пишется в конце слова для обозначения мягкости согласного звука.
Пример № 2.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Ночка.
-ЧН- пишется без Ь знака.
Пример № 3.
Пример.
Объяснение правописания орфограммы.
Шестьдесят.
Мягкий знак пишется после первого корня в сложном числительном, так как этот корень при склонении изменяется : шестидесяти.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник статьи: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1437-orfogrammy-9-upotreblenie-znaka-dlya-oboznacheniya-myagkosti-soglasnykh
О мягком согласном звуке
Мягкий согласный звук может оказываться в слове как перед твёрдым согласным, так и перед мягким. Позиция мягкого согласного перед твёрдым, как и на конце слова, – сильная, поэтому при таком расположении звуков действует правило: слышишь мягкий звук – пиши «ь». (Исключение составляют сочетания чк, чн, чт, щн, в которых не имеющие твёрдой пары звуки [ч’], [щ’] не требуют обозначения мягкости.) Позиция же мягкого согласного перед мягким – слабая, на этом месте всегда есть орфографическая дилемма: писать или не писать «ь». Вот эту закономерность и нужно показать детям.
Необходимо подчеркнуть, что проблема касается именно парных по твёрдости-мягкости согласных, но в работе с младшими школьниками, чтобы не усложнять объяснение, не нужно делать на этом факте особого акцента, а говорить можно лишь о непарности звуков [ч’] , [щ’].
Кроме того, известно, что чаще всего между буквами двух мягких согласных звуков, если первый из них не [л’], ь не пишется. Связано это с тем, что обычно его мягкость «не своя, а от мягкого соседа», – так образно сформулировал объяснение лингвист М.В. Панов. Для обозначения же мягкости согласного [л’] перед следующим мягким всегда пишется «ь». Здесь скрыта вторая закономерность, которую также важно показать ученикам.
Помочь маленьким школьникам осознать новую для них опасность письма и научиться «уходить» от ошибок мы должны уже сейчас. Объясняется это тем, что слова с сочетаниями [с’т’, з’д’, н’т’] и другие часто употребляются в речи, в том числе и в письменной.
Источник статьи: http://www.leonidovna.ru/articles/sovety-uchitelya/on_a_soft_consonant.html
Мягкий знак перед согласной
Три функции мягкого знака
Мягкий знак в слове может выполнять три функции:
- Обозначать мягкость предыдущей согласной ( ель, сельдь, площадь).
- «Разделять» согласный и следующий за ним гласный Е, Ё, Ю, Я, И (в иноязычных словах также О) ( пьют, чьи, воробья, шевалье, перельёт, бульон).
- Помогать определить часть речи и ее грамматические признаки ( тушь – женский род, туш – мужской род).
В разных местах слова эта буква выполняет разные функции.
Мягкий знак никогда не пишется после гласной, буквы Й и после приставки, а также в абсолютном начале слова.
Мягкий знак для смягчения
Чаще всего встречается смягчающий мягкий знак. Он служит для того, чтобы показать, что предыдущий согласный мягкий. Такая буква может оказаться как в конце слова, так и в середине: гроздь, калька, Анька. Рассмотрим эти случаи.
Мягкий знак для смягчения в конце слова
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце слова возможно лишь в том случае, если предшествующий согласный – не шипящий. И в самом деле, ведь все шипящие или постоянно твердые и смягчить их невозможно, либо всегда мягкие – тогда мягкий знак излишен.
Другими словами, мягкий знак пишется на конце слов там, где слышится мягкий согласный, если только этот согласный не шипящий и не Й.
Приведем примеры: пень, голень, полынь, капель, егерь, заводь.
Мягкий знак между двумя согласными
Мягкий знак перед согласной пишется в нескольких случаях.
- После [л’] всегда: кельт, мультфильм, стульчик
- В середине числительных: пятьдесят, восемьсот.
- Перед твердой согласной, а также перед мягкой, если при изменении слова эта согласная становится твердой, тогда как предыдущая остается мягкой: полька, польки, банька, баньки.
- В прилагательных, образованных с помощью суффикса –ск-, мягкий знак ставится лишь в тех, которые образованы от названий месяцев, исключение – январский. Примеры: казанский, январский, но октябрьский.
Мягкий знак не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ и некоторых других: пончик, качнуть, платочки, каменщик.
В слове маньчжурский мягкий знак пишется, хотя он и оказывается в сочетании НЧ.
Что мы узнали?
Мягкий знак для смягчения пишется в конце после парных мягких согласных, а также в середине слова после [л’], в числительных, после мягкой перед твердой (и перед мягкой, если она становится твердой при изменении слова), в прилагательных перед –ск-; есть исключения.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/myagkiy-znak-pered-soglasnoy.html
Мягкие согласные перед мягкими
Упр. 39-44
Минутка чистописания
енза
ётр
? ольша
екин
- Опасные места
- Слоги
- Лишнее слово
П