Как найти на карте панамский канал

Страны мираПанамаКартаПанамский каналКарта

Панамский канал на карте

Информация про Панамский канал:

Панамский канал — один из самых грандиозных рукотворных морских путей в мире. Он пересек панамский…

Перейти к описанию

Координаты Панамского канала

Широта: 8.9956663, Долгота: -79.5909022

Места рядом:

Карта отеля Самолет

Карта острова Табога

Карта Жемчужных островов

Карта архипелага Сан-Блас

Карта Национального парка Дарьен

Карта островов Бокас-дель-Торо

Карта китовой бухты Байя-Бальена

Крепость Сан-Фелипе-де-Барахас на карте

Карта вулкана Ирасу

Карта Национального парка Мануэль Антонио

Интерактивная карта Панамского канала на русском языке поможет узнать расположение достопримечательности и спланировать маршрут путешествия к ней. Вы также можете посмотреть на Панамский канал со спутника.

Панамский канал на карте мира от Тихого до Атлантического океанов

Панамский канал – это судоходный водоем большой ширины, который является связкой между Панамским заливом и Карибским морем, Тихим и Атлантическим океанами. Какая у него ширина и что в нем особенного? Об этом вы узнаете из статьи.

Рекомендуем к прочтению: Никарагуанский канал

Содержание

  1. Панамский канал на карте мира от Тихого до Атлантического океанов
  2. Общая информация
  3. География
  4. Канал на карте
  5. История строительства
  6. Экономическое и стратегическое значение канала
  7. Экология
  8. Флора и фауна
  9. Переправы между берегами

Общая информация

Панамский канал, как понятно и по названию, находится в Панаме. Он является соединением двух океанов – Тихого и Атлантического.

Самый быстрый путь в мире. Как работает Панамский каналСамый быстрый путь в мире. Как работает Панамский канал

Ширина Панамского канала составляет 150 метров. Глубина объекта равна двенадцати метрам. Длина Панамского канала составляет 81,6 километров.

Рекомендуем к прочтению: набережная Крюкова канала

География

Удобная S-образная форма Панамского перешейка позволила хорошо оборудовать Панамский канал. Он направлен с юго-восточной стороны Панамы к северо-западной.

озеро Гатун

Сам по себе канал питается из двух крупных озер Гатун и Алахуэла. Они соединены друг с другом каналами достаточной ширины и углубленными речными руслами.

Географические координаты Панамского канала находятся между 8.9283° северной широты. 79.507° западной долготы и 9.3795° северной широты 79.8661° западной долготы.

озеро Алахуэла

Читайте также: Великий канал в Китае

Канал на карте

По карте видно, что начало Панамского канала находится в гавани Бахья Лимон. Там же расположены два порта: Кристобаль для глубоководных судов и Колон для торговых кораблей.

В этом месте ширина водоема максимальна. Потом канал тянется к озеру Гатун. До него расстояние составляет около трех километров. Ширина постепенно начинает уменьшаться.

По Гатуну корабли идут 24,2 километра, а затем попадают в естественный водоем, который является частью реки Чагрес. По мере продвижения вперед ширина начинает сужаться. Там суда движутся еще 12,6 километров рядом с горным хребтом Кулебра.

Читайте также: Каракумский канал

Этот участок является самым узким, ширина водоема принимает минимальное значение. Потом они проплывают через “Мост столетия” и дальше идут 1,4 километра по шлюзу Педро Мигель.

шлюз Педро Мигель

Далее следует другой шлюз, длина которого составляет 1,7 километра. Его ширина немного больше ширины предыдущего шлюза. Остальное расстояние до Панамского залива корабли проходят по каналу.

Благодаря шлюзам и большой ширине возможно пропускать одновременно несколько кораблей, идущих навстречу друг другу.

Рекомендуем к прочтению: Матисов канал Санкт-Петербург

История строительства

История строительства такого крупного по ширине канала довольно непроста. Построить нечто подобное было трудно, поэтому сам процесс получился масштабным. Ранее человечество еще не занималось подобными проектами – Панамский канал стал первым.

Панамский канал: история созданияПанамский канал: история создания

Панама была открыта в начале 16 века Родриго де Бастидасом. Со своим напарником Васко Нуньесом де Бальбоа они проплыли по Панамскому перешейку.

Тогда то и появилась мысль о создании искусственного водоема достаточной ширины, соединяющего два океана. Если бы он существовал, не приходилось бы объезжать Южную Америку, чтобы добраться до нужного места.

Панамская столица была заложена в 1519 году. Через десятилетие Альваро де Сааведра Сероном были придуманы четыре способа сооружения канала крупной ширины.

Однако его планы не были переданы государственным деятелям – виной тому стала скоропостижная смерть. Спустя пять лет испанский правитель Карл V приказал исследовать Панаму. Он считал, что где-то может находиться водный путь, который соединяет океаны.

В середине 16 столетия мореплаватель Антонио Гальвао написал свои четыре способа строительства достаточно крупного по ширине канала. Были и другие исследователи, которые старались придумать подобное.

В середине 19 века, когда идея создания канала такой ширины встала особенно остро, начались споры о том, кому поручить ведение строительства. Соединенные Штаты и Англия не могли получить на это разрешение из-за правил клейтоно-булверского договора.

В результате объявился французский инженер Фердинанд де Лессепс. Он без особых проблем добился получения разрешения и приступил к работе.

Первый камень был заложен в начале 1880 года. В строительных работах участвовало около девятнадцати тысяч людей. Однако, хоть ширина строительства была внушительной, к 1885 году удалось сделать лишь десятую часть.

Такая медлительность объяснялась внезапными техническими трудностями и частой заболеваемостью трудящихся. Чаще всего рабочие болели желтой лихорадкой. Лечение никто не получал, поэтому многие попросту умирали от болезни.

Финансировать строительство стало акционерное общество. Идею об его создании также выдвинул Фердинанд (ранее он уже занимался проектом по строительству Суэцкого канала, где получал деньги тем же образом).

В прошлый раз акционерное общество действительно помогло. Все, кто вложился в проект Суэцкого канала, начали получать хорошие деньги уже спустя три года после окончания стройки. С Панамским каналом все обошлось совершенно иначе.

Большая часть денег, предназначенных для строительства, ушла лишь на подготовку к нему. Создавать канал без шлюзов, как изначально и планировал Фердинанд, не удавалось. Пришлось полностью пересматривать план и вносить существенные изменения.

Далее работать над делом стал известный по тем временам инженер Гюстав Эйфель – тот самый, что построил Эйфелеву башню. Но теперь появилась другая неприятность – деньги кончились и финансирование прекратилось. Эта проблема приостановила строительство на какое-то время.

Гюстав Эйфель

Фердинанд пытался получить деньги через долгосрочные займы, но это привело к его разорению. Инженер разъезжал по стране с лекциями, обещал скорое окончание строительных работ и финансовый подъем.

Однако дела шли хуже и хуже, а в 1889 году компания Фердинанда полностью обанкротилась. На этот момент работа была завершена лишь на 40 процентов.

Сначала Фердинанд пытался скрыть свой провал, но в конечном итоге оказался в тюрьме вместе с Гюставом и некоторыми людьми, участвовавшими в проекте.

Просидели они недолго: спустя четыре месяца все оказались на свободе. Но Фердинанд пережил сильное эмоциональное потрясение, что стало причиной психического расстройства и безумия.

В 1894 году проектом занялась другая, недавно созданная компания. Ответственность за финансирование на себя взяли Соединенные Штаты. Условия для рабочих улучшились: им оказывали санитарную и медицинскую помощь, помогали поддерживать гигиену, истребляли переносящих болезни насекомых.

Строительный процесс длился еще около десяти лет, а потратить на него пришлось приблизительно 380 миллионов долларов.

Не так давно предпринимались меры по модернизации искусственного судоходного объекта. Основной целью было увеличение его ширины.

Модернизация заняла несколько лет, а после ее окончания по объекту могли проходить крупные нефтяные танкеры с водоизмещением более 130000 тонн.

Увеличение ширины благоприятно повлияло на китайскую экономику – теперь на перевозку нефти из Венесуэлы приходилось тратить гораздо меньше денежных средств.

Панамский канал - Полный транзит / Panama Canal - Full TransitПанамский канал — Полный транзит / Panama Canal — Full Transit

Экономическое и стратегическое значение канала

Панамский канал на карте расположен в самом удобном месте. Его расположение и ширина облегчает транспортировку важных грузов и проход военных кораблей.

Панамский канал  - Чудеса инженерии | Документальный фильм про устройство Панамского каналаПанамский канал — Чудеса инженерии | Документальный фильм про устройство Панамского канала

Судам не требуется оплывать огромный участок суши, чтобы добраться до того или иного пункта назначения. А ширина позволяет пропускать много транспорта и, тем самым, экономить значительные денежные суммы.

Однако проход через Панамский канал не бесплатен. Стоимость платежа, взимаемого с контейнерных судов, зависит от их вместимости, которая выражается в 20-футовом эквиваленте.

На данный момент за один 20-футовый эквивалент приходится платить 49 американских долларов. Для остальных судов оплата рассчитывается по их водоизмещению.

Если параметр не превышает 10 тонн, за каждую тонну приходится платить 2,96 американских долларов, если превышает – 2,90 американских доллара за тонну.

Порт Колон

Денежные средства, полученные со сборов за проход, зачисляются в бюджет Панамы. Таким образом, государство получает значительные доходы.

Еще одно значение Панамского канала заключается в том, как он повлиял на совершенствование судоходства и улучшение экономического состояния не только Западного полушария, но и всей нашей планеты.

А причина заключается в координатах: географической долготе и широте Панамского канала. Так, теперь для поездки из Нью-Йорка в Сан-Франциско потребуется проплыть не 22500, а 9500 километров.

мост Столетия

Экология

Весь проходящий через канал с такой шириной транспорт при движении выбрасывает в окружающую среду значительное количество опасных веществ. Ежегодно кораблей становится больше и больше, а потому экологическая проблема возрастает.

Датские экологи провели исследование и установили, что приблизительно половина твердых частиц образуется как раз-таки из-за выхлопных газов морского и речного транспорта.

Экологическую проблему не оставили без внимания. Официальная компания Панамского канала занялась этим делом и в 2020 году снизила объем выхлопных газов на тринадцать миллионов тонн.

Данное количество выхлопов произвели бы три миллиона машин в течение одного года.Компания планирует распространять информацию о том, как ей удалось снизить выбросы опасного газа.

В планах также создание приборной панели для нахождения кратчайшего пути – чем меньше километров проплывет судно, тем ниже количество выброшенных выхлопов. Ежемесячно компания будет обновлять данные.

Панамский канал | Гигантские стройки | DiscoveryПанамский канал | Гигантские стройки | Discovery

Флора и фауна

Панамский канал находится в Панаме, а потому флора и фауна здесь одинаковая. Ближе к Атлантическому океану у побережий произрастают мангровые леса. Здесь также растут дорогостоящие породы деревьев.

Что касается животных, то рядом водятся пумы, оцелоты, ленивцы и множество тропических лягушек. Богат здесь и птичий мир – любители пернатых приезжают со всего мира посмотреть на огромное их разнообразие.

река Чагрес

Для туристов в Панаме оборудованы специальные места для наблюдения за птицами. В водоемах водятся морские млекопитающие, включая горбатых китов и кашалотов.

Переправы между берегами

Берега Панамского канала соединяет пара известных мостов:

  • Мост двух Америк. Является самым старым – он был сооружен в 1962 году. На строительство Моста двух Америк ушло приблизительно двадцать миллионов американских долларов. Проектированием занялась компания из США Sverdrup & Parcel.
  • Мост Столетия. Был сооружен из-за необходимости пропускать большее количество транспорта с одного берега на другой. Сейчас данное сооружение является основным. Построено оно было в 2004 году, хотя открылось только через год.
  • Атлантический мост. Он заменит близлежащий паром Панамского канала. Построен в 2019 г.

мост двух Америк

Мост двух Америк и Мост Столетия – крупные неразводные мосты, переброшенные через всю ширину Панамского канала. Однако есть пара других сооружений – разводные мосты недалеко от шлюзовых ворот Мирафлорес и Гатун.

Атлантический мост

Панамский канал – водоем внушительных размеров, ширина которого позволяет за раз пропускать большое количество судов. Он играет необычайно великую роль в мире, поскольку напрямую влияет на экономику всех стран.

Владимир

Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.

Панамский канал – судоходный канал, соединяющий Панамский залив с Карибским морем и Атлантическим океаном. Панамский канал – путь для судов, совершающих мировые грузоперевозки. На карте мира связывает Тихий океан с Атлантическим и Карибским морем.

Благодаря строительству канала, чтобы добраться в Сан-Франциско, корабли не обходят Латинскую Америку. Путь из Нью-Йорка составляет меньше 10 тыс. км. Панамский канал (на карте мира находящийся в Панаме) служит для яхт, катеров и крупногабаритных танкеров. Его ширина – стандарт в судостроении.

Суда, не проходящие канал по размерам, обходят Южную Америку. В сутки пропускает до 48 танкеров; прохождение занимает 9 часов (минимум – 4 ч); ежегодно проходит более 10 тыс. судов.

История Панамского канала

Первым, кто заметил, что маленький перешеек разделяет два океана, был исследователь из Испании Васко Нуньез де Бальбоа в XVI веке. Идея создания водной артерии тогда не возникла.

Начало строительства

В 1534 г. по приказу короля Испании, Карла V, был обнаружен короткий путь между странами Испанией и Перу. Это давало пользу для испанцев в ходе военных действий. Из-за неразвитых технологий и знаний в XVI в. строительство не осуществили. В XVIII в. у исследователя из Италии, Алесандро Маласпина, появился план создания канала, но начат он не был.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

В 1879 г. французы положили начало появлению канала. Фердинанд де Лессепс и Александр Гюстав Эйфель (создатель Эйфелевой башни) дали старт работам. Правительство Франции выделило денежные средства, но треть из них была потрачена по назначению; остальная часть разграблена.

На старте работ канал решили строить на уровне моря, идея возведения шлюзов была отвергнута, что послужило одной из причин неудачи проекта.

Более 20 тыс. рабочих погибло от заболеваний и трагических случаев. Работы были приостановлены. Александра Гюстава Эйфеля и Фердинанда де Лессепса обвинили в хищениях материальных средств. Последний скончался от нападок и психических расстройств в 1894 г.

Конец 19 – начало 20 века

США на протяжении XIX столетия рассматривали строительство Панамского или Никарагуанского каналов: осуществление проекта последнего казалось выгоднее. Франция не имела возможности продолжать создание канала, поэтому американское правительство купило права, технику и выполненные работы за $40 тыс.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

Единственный метод получить канал – независимость Панамы от Колумбии.

Осенью 1903 г. корабли США появляются в водах Колумбии, улицы заполняются гражданскими активистами, выступающими за суверенитет. 4 ноября появилась Независимая Панамская Республика, власти которой отдают русло и прилегающие к нему земли американскому правительству.

Строительство началось с подготовки близ лежащей территории: американцы осушили болота, вырубили заросли, уничтожили насекомых и их личинки. Риск заболевания лихорадкой снизился до 2%, работы начались в 1904 г. Процесс создания канала ускорился, поскольку американские строители начали с возведения шлюзов и водохранилищ.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

Президент США Томас Вудро Вилсон завершил строительство, нажав кнопку для подрыва последней преграды около населенного пункта Гамбоа 10 октября 1913 г. Работы длились 9 лет. Панамский канал (на карте мира впадающий в Атлантический океан) принял судно «Кристобаль» 3 августа 1914 г.

Официально открыт 15 августа 1914 г. транзитом корабля SS Anson.

Передача контроля Панамскому правительству

После открытия русла американские и панамские власти спорили по вопросам владения. В последней случались восстания, когда властям не разрешили повесить панамский флаг рядом с американским на территории русла. Правительство Панамы на время прекратило отношения с Америкой.

История возникновения Панамского канала:

В 1977 г. президент США Джимми Картер и генерал Омар Торрихос подписали документ, по которому контроль переходил Панаме с 2000 г. Американские политики выразили недовольство, но сенат США придал соглашению юридическую силу. США владели каналом до 31 декабря 1999 г., а затем передали Панаме.

Современный статус

Сегодня каналом владеет Панама. Он был модернизирован, расширен и углублен. Администрация канала взимает плату с контейнеровозов. Стоимость транзита определяет длина судна, водоизмещение, перевозимый груз. Стоимость провоза для крупногабаритного корабля — $49 за 1 TEU с 2006 г.

Проход самого судна оплачивается дополнительно.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

Для остальных водоизмещение корабля влияет на размер оплаты:

  • 1 т – 10000 т – $2,96;
  • каждая из последующих 10 тыс. т – $2,90;
  • каждая последующая тонна – $2,85.

Длина – определяющий фактор для малых судов:

Длина Ставка
≤ 14 м $500
14 м–28 м $750
28 м–36 м $2000
≥36 м $2500

Проход одному огромному контейнеровозу может обойтись в полмиллиона долларов. Самый дешевый провоз груза составил 36 центов Ричарду Холлибертону в 1928 г.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

Панамский канал на карте мира связывает Тихий океан с Атлантическим проходя через Карибское море

Панамский канал – одно из чудес, созданное человеком, туристический объект, а не только перешеек, соединяющий 2 океана. В городах, расположенных около шлюзов, построены музеи. Содержатся экспонаты и документы, рассказывающие о процессе создания водной артерии. Рядом с каналом сооружены площадки, с которых наблюдается работа морского пути.

Конфигурация канала

По форме канал похож на букву «S». Он состоит из озер, глубоких рек и канав, созданных человеком. Для выравнивания уровня воды канала необходимы шлюзы (разница 26 м). В процессе прохода судна по морскому пути, вода в канале повышается или уменьшается.

Фарватер оснащен шлюзами 2-х групп. Они двухниточные – переправляют суда в оба направления, но чаще они следуют в 1 сторону. Вместимость каждого шлюза свыше 100 тыс. куб. м воды; ширина – 34 м, длина – 304 м, глубина – 12 м. Шлюз из 3-х камер («Гатун») располагается от Атлантики, соединяет озеро Гатун и Лимонскую бухту.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

Подъем судов – на 26 м до уровня озера. Шлюз оснащен камерой.

С Тихого океана действует шлюз из 2-х камер «Мирафлорес»; связывает русло и Панамскую бухту. Оборудован видеокамерой, которая транслирует работу шлюза через интернет. Вместе со шлюзом «Мирафлорес» функционирует шлюз «Педро Мигель».

Панамский канал на карте мира располагается недалеко от одноименных населенных пунктов.

Работы над созданием 3-ей нитки шлюзов начались 11 лет назад в целях увеличения транзитов судов в водной артерии. Длина нового сооружения – 427 м, ширина – 55 м, глубина – 18 м. С 2017 г. канал принимает в 2 раза больше кораблей и танкеров.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

Туристы наблюдают за работой системы во время путешествий (параллельно каналу пролегает автомобильная и железная дороги) или заказывают экскурсию (стоимость $10). Шлюз «Мирафлорес» открыт для путешественников. Добираются до сооружения на такси или автобусе за 25 центов. Экскурсия предполагает посещение музея и смотровой площадки.

По громкой связи оглашается информация о работе системы.

Расширение канала

Необходимость расширения Панамского канала возникла из-за увеличения объема торговых операций. 23 октября 2006 года в результате проведения голосования за расширение водной артерии, около 80% жителей Панамы поддержали план. Держащие под контролем канал, китайские бизнес-компании способствовали развитию проекта.

В 2016 г. появилась возможность прохода нефтяных танкеров с водоизмещением более 100 тыс. т. Сроки провоза нефти из Венесуэлы в Китай уменьшились, обещания венесуэльских властей о поставках около 1 млн. баррелей/сутки оправдалось.

Проект по реконструкции предполагал: углубление дна, строительство дополнительных шлюзов, увеличение количества кораблей, проходящих через водную артерию. После модернизации судна водоизмещением около 150 тыс. т проходят в фарватер; количество танкеров и кораблей – 19 тыс. судов в год.

План расширения обошелся в $5 млрд.

Изменения русла положительно сказываются на бюджете страны: к 2017 г. прибыль составила $2,5 млрд., к 2025 г. достигнет $4 млрд. Власти Панамы поручили работы сообществу, главным участником которого являлось испанское предприятие. Начало планировалось на 2009 г.; окончание строительства – 2014 г.

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

Апрель 2015 г. – установка последних шлюзов, что означало окончание реконструкции. Модернизация фарватера была названа панамскими властями исторической. 26 июня 2016 г. – проход китайского контейнеровоза по обновленной водной артерии.

Интересные факты о Панамском канале

Панамский канал на карте мира – мало заметный перешеек между двумя континентами, в 2014 году отметил вековой юбилей. К событию приурочили выпуск книги о строительстве морского пути «Ты – чудо», фильм «Истории о канале», изменение логотипа компании-оператора «Канал-де-Пальма».

Панамский канал. Фото, где находится на карте мира, описание

  1. Название головного убора – панама – произошло от названия канала. Строители водного пути носили такие шляпы, чтобы защититься от лучей солнца. Панама – элемент национальной одежды жителей Эквадора; первичное название – эквадорка.
  2. Одобрено строительство канала «близнеца» на территории Никарагуа. Озеро, по которому будет проложено русло, источник пресной воды, поэтому специалисты обеспокоены его состоянием.
  3. В настоящее время Панамский канал принимает важнейшие мировые суда, что приносит доход Панаме за его содержание.
  4. Шлюзы водной артерии действуют в круглосуточном режиме с высоким уровнем производительности, поскольку проход крупнотоннажных судов осуществляется безостановочно.
  5. Панамский канал – самый длинный в мире, созданный человеком.
  6. «Универсальная измерительная система Панамского канала» определяет стоимость провоза груза, используя математическую формулу.
  7. Общее число действующих шлюзов – 12.
  8. Постоянный безопасный проход кораблей регулируется рядом правил. Так, агент заявляет о прибытии танкера и готовит документы для оформления. При приближении, судно связывается с координатором через сигнальные станции. Специалисты проводят предварительный досмотр корабля в Тихоокеанском или Атлантическом ангарах. Все элементы оборудования, вспомогательные машины должны быть в исправности, чтобы не задерживать транзит.
  9. Самый узкое и крутое место русла – выемка Кулебра.
  10. Управление Панамского канала присваивает награду «Почетный капитан» тем, кто проходит по водной артерии 100 раз. В 2015 г. звания был удостоен российский командир судна Анатолий Рубанов.

Панамский канал – одно из чудес строительного дела за всю историю человечества. Он связывает Карибское море с 2-мя крупнейшими океанами на карте мира и вносит значительный вклад в экономику Панамы.

Автор: Виктория Сяськова

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о Панамском канале

Документальный фильм о Панамском канале от Discovery:

https://www.youtube.com/watch?v=kG0Tnt7eGqM

Почти 20000 человек каждый месяц ищут в Интернете информацию про Панамский канал, и возможно среди них есть и читатели моего блога. Чтобы не выискивать ответы на нужные вопросы в больших простынях текста на просторах сети, я собрал в одном месте ответы на самые популярные запросы.

1. Какие океаны соединяет Панамский канал

Учитывая, что океаны у нас можно пересчитать по пальцам одной руки, вариантов тут немного. Панамский канал соединяет Атлантический океан с Тихим.

2. Где находится Панамский канал на карте

Канал находится в Панаме, это такая страна в Центральной Америке, на перешейке соединяющем Северную Америку с Южной (листайте слайд).

3. Когда был построен Панамский канал

Планы по строительству канала возникли ещё в 16 веке. Первые попытки создания проектов начали предприниматься в 1790 году, а о реальном строительстве речь пошла только в конце 19 века. На право строить канал претендовали испанцы, французы и американцы. Последние оказались самыми ловкими. Сооружение Панамского канала началось в 1904 году, а официальный пуск состоялся 12 июня 1920 года.

4. Длина, глубина и ширина Панамского канала

Длина Панамского канала составляет 81.6 километра, из которых 32.6 километра проходят по водохранилищу Гатун (смотрите карту выше). Это искусственное озеро образовалось при строительстве канала.

Ширина Панамского канала 150 метров, а глубина 12 метров.

5. Географические координаты, широта и долгота Панамского канала

Если вам вдруг нужно точное местоположение канала на карте, то вот его географические координаты:

Голова канала (со стороны Тихого океана): 8°56′17″ с. ш. 79°33′43″ з. д.

Устье канала (Атлантический океан): 9°23′20″ с. ш. 79°55′16″ з. д.

6. Пропускная способность Панамского канала

Максимальная пропускная способность Панамского канала составляет 48 судов в сутки. Проход одного корабля занимает в среднем 9 часов, а самый минимум 4 часа 10 минут.

В отличии от Суэцкого канала, который является бесшлюзовым, у Панамского канала есть системы шлюзов. Шлюз “Gatun” соединяет озеро Гатун с Атлантическим океаном, а шлюзы “Miraflores” и “Pedro Miguel” с Тихим.

Панамский канал, взято с Яндекс.Картинки
Панамский канал, взято с Яндекс.Картинки

Кто хочет сравнить характеристики Панамского и Суэцкого каналов, читайте статью о последнем по ссылке.

А сейчас пятиминутка от нашего спонсора, китайского интернет-магазина Aliexpress. На чём можно сэкономить в кризис? Предлагаем вашему вниманию сменные кассеты для бритвы Gillette Mach3. На Aliexpress данный товар стоит около $4 долларов за упаковку из 8 кассет. В той же Пятёрочке их продают по 776 рублей уже за 4 штуки, как говорится оцените разницу. Для приобретения данных лезвий просто перейдите по ссылке и сделайте заказ.

Частые вопросы про Панамский канал
Панамский канал
исп. Canal de Panamá
Гатунские шлюзы
Гатунские шлюзы
Расположение
Страна

  •  Панама

Характеристика
Длина канала 81,6 км
Шлюзов 6 х 3 линии 
Габариты
Габаритная ширина 32 м
Габаритная глубина 12 м
Водоток
Голова Тихий океан
 · Местоположение головы Мост двух Америк 
8°56′17″ с. ш. 79°33′43″ з. д.HGЯO
Устье Атлантический океан 
 · Местоположение устья Колон 
9°23′20″ с. ш. 79°55′16″ з. д.HGЯO

Панамский канал (Панама)

Голубая точка

Синяя точка — устье

Blue 0080ff pog.svg — голова, Blue pog.svg — устье
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Пана́мский кана́л (исп. Canal de Panamá) — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.

Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина — 150 метров (ширина исторических шлюзовых камер 33 метра[1]), глубина — 12 метров[2]. Официально открыт 12 июня 1920 года.

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всём мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Канал пропускает через себя суда самых разных типов — от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Панамакс. После ввода в 2016 году дополнительных новых более объёмных шлюзов появился дополнительный стандарт «Новый Панамакс» на более крупные суда. Если размер судна всё же превосходит «Новый Панамакс», то при следовании между океанами они как и прежде огибают Южную Америку вокруг мыса Горн. Например, крупнейший в мире супертанкер «Knock Nevis» из-за своих исполинских размеров и большой осадки, не мог ходить ни Панамским, ни Суэцким каналом, ни даже проливом Ла-Манш.

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу — 9 часов, минимальное — 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность — 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн т груза (5 % мировых океанских грузоперевозок). Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах. Суммарная плата за проход судна по каналу может достигать 400 000 долларов[1]. К 2002 году услугами канала воспользовалось уже более 800 тыс. судов.

В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней[3].

История[править | править код]

Строительство канала в 1885 году

Строительство канала в 1888 году

Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку, но король Испании Филипп II из религиозных соображений наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, посчитав: «что Бог соединил, человек разъединить не может». В 1790-е гг. проект канала был разработан Алессандро Маласпиной, его команда даже обследовала трассу строительства канала.

В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века; в 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала; в 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств. Открытие месторождений золота в Калифорнии вызвало в США повышенный интерес к проблеме канала, и в 1848 году США по договору Хейса получили в Никарагуа монопольное право на постройку всех видов междуокеанских путей сообщения. Великобритания, чьи владения соприкасались с Никарагуа, поспешила обуздать экспансию США, заключив с ними 18 апреля 1850 году Договор Клейтона — Булвера о совместной гарантии нейтралитета и безопасности будущего междуокеанского канала. В течение всего XIX века рассматривались два основных варианта направления канала: через Никарагуа (см. Никарагуанский канал) и через Панаму[4].

Тем не менее первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом. Инициатива в разработке Панамского варианта была перехвачена французами. В то время внимание США привлекал, главным образом, никарагуанский вариант. В 1879 году в Париже под председательством руководителя постройки Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тысяч человек, компания выкупила у инженера Уайза за 10 млн франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году. Международный конгресс, созванный перед сформированием компании Панамского канала, высказался за канал на уровне моря; стоимость работ намечалась в 658 млн франков и объём земляных работ предусматривался в 157 млн куб. ярдов. В 1887 году пришлось отказаться от идеи бесшлюзового канала, чтобы сократить объём работ, так как средства компании (1,5 млрд франков) были растрачены, главным образом, на подкуп газет и членов парламента; лишь треть была израсходована на производство работ. В результате 14 декабря 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены[4].

К 1888 году на строительство канала было истрачено 300 млн долларов (почти в 2 раза больше, чем предполагалось), а выполнена была только треть работ. Причиной стал и неправильный проект (канал на уровне моря), и низкое качество руководства организацией работ, и недооценка его стоимости, а также невозможность справиться с болезнями — малярией и жёлтой лихорадкой — косившими работников. Есть сведения, что от этих болезней погибли по меньшей мере 20 тыс. человек[5][6]. Стройка приобрела дурную славу, в газетах того времени писали, что некоторые группы рабочих привозили с собой из Франции собственные гробы.

В 1889 году компанию решено было распустить, и вокруг её деятельности возник знаменитый скандал во Франции в 1892—1893 гг. Дело было передано суду. В процессе расследования, начатого в результате финансового краха компании, обнаружилась грандиозная система подкупа парламентариев, членов правительства и прессы. Скомпрометированными оказались многие члены парламента и ряд руководящих деятелей из среды стоявших у власти умеренных республиканцев, как Фрейсине, Рувье, а также радикалов (Флоке и др.). Материалы расследования показали, что влиятельные политические деятели за крупные взятки давали разрешение на противозаконные действия явно шедшей к краху компании, что привело к разорению сотен тысяч мелких вкладчиков — владельцев акций. Ряд замешанных в Панамском скандале политических деятелей были преданы суду, но отделались чрезвычайно лёгкими наказаниями или были вовсе освобождены от них. Однако, царившее в стране возмущение сказалось на результатах парламентских выборов 1893 года, когда левая оппозиция выиграла около 80 голосов[4]. Лессепс в результате банкротства проекта, а также знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Гюстав Эйфель, были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении компанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам. Фердинанд Лессепс не пережил стресса и скончался[источник не указан 3012 дней].

Панамский скандал явился ярким свидетельством разложения политических и бизнес-элит Третьей Французской республики и вскрыл масштаб коррупции среди прессы. «Панама» с тех пор стала нарицательным именем крупного мошенничества с подкупом должностных лиц. Компания обанкротилась, это повлекло за собой разорение тысяч мелких владельцев акций. Данная авантюра получила название Панамской, а слово «панама» стало синонимом аферы, мошенничества в грандиозных масштабах. Назначенный от суда ликвидатор компании Панамского канала создал в 1894 году новую компанию Панамского канала, с самого начала, из-за финансовых затруднений и дурной репутации проекта, обречённую на прозябание[4].

Испано-американская война 1898 года усилила намерение США построить канал на Панамском перешейке в целях усиления влияния в Западном полушарии. В 1899 году в США была создана комиссия по постройке канала через перешеек, и сенат ассигновал 115 млн долларов на осуществление никарагуанского варианта. Одновременно США стали добиваться от Британии отказа от претензий на совместное управление каналом и начали для этого переговоры о пересмотре Клейтон-Бульверского договора, воспользовавшись затруднительным положением Великобритании во время Англо-бурской войны (1899—1902).[4] В 1901 году Соединённые Штаты заключили с Великобританией договор Хея — Паунсфота, согласно которому Штаты получили исключительное право на сооружение данного канала без участия Великобритании.

Миниатюрный Панамский канал. 1900—1903 гг.

Испанские рабочие — строители канала, начало 1900-х

Строительство канала, 1911

Объявление канала нейтральным и гарантия свободного прохода через канал военных и торговых судов всех наций как в мирное время, так и в военное время уничтожалось американской оговоркой, что эти постановления не будут распространяться на те меры, которые США сочтут необходимым принять для защиты Панамы и поддержания порядка в канале. Фактически при войне, в которой участвовали бы США, их военные укрепления неизбежно лишали другую воюющую сторону возможности использовать канал на равных началах. Ратификация Хей-Паунсефотского договора устранила помеху со стороны Англии. На очередь стал вопрос о перекупке у французской компании концессии на сооружение Панамского канала. С целью запугать французскую компанию, владевшую концессией, перспективой постройки конкурирующего канала и сбить цену, комиссия конгресса США высказалась сначала за никарагуанское направление, и в конгрессе 9 января 1902 года был принят соответствующий билль Хепберна. Под впечатлением этого французы согласились в июне 1902 года продать концессию, выполненные работы и значительное оборудование за 40 млн долларов; после этого американцы отменили билль Хепберна и решили вопрос в пользу Панамского канала.[4]

28 июня 1902 года Конгресс США принял закон, обязывающий президента США приобрести имущество компании по строительству канала, акции железной дороги Панамской компании и полоску земли у Колумбии шириной 10 миль для сооружения, поддержания и управления каналом с правом юрисдикции на упомянутой территории. 22 января 1903 года посол Колумбии Томас Эрран и госсекретарь США Джон Хей подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединённым Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала. За санкцию правительства Колумбии, которой принадлежала территория Панамы, на передачу концессии США соглашались уплатить единовременно 10 млн долларов и затем по истечении 9 лет — ежегодно по 250 тысяч долларов при сохранении суверенитета Колумбии над зоной Панамского канала. Условия эти и были оформлены в договоре Хэя-Эррана, но колумбийский сенат 12 августа 1903 года отказался его ратифицировать, поскольку концессионный договор с французской компанией истекал в 1904 году, а по условиям его, если канал к тому времени не начнёт функционировать, а это было несомненно, — то все возведённые компанией сооружения переходили безвозмездно к Колумбии. Единственный выход заинтересованные лица во Франции и США видели теперь в том, чтобы штат Панама отделился от Колумбии и в качестве самостоятельного государства оформил юридически передачу концессии США. Француз Бюно-Варийя организовал и возглавил сепаратистское движение и, при прямом вмешательстве военного флота США, осуществил отделение Панамы 4 ноября 1903 года; 18 ноября от имени «Независимой Панамской республики» он подписал с США договор по образцу договора Хэя-Эррана. Конфликт США с Колумбией был улажен лишь в 1921 году[4].

По Договору 1903 года Соединённые Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала», что предусматривалось статьёй 2 Договора. Статья 3 давала США все права, как если бы они были сувереном территории. Кроме того США становились гарантом независимости Республики Панама и получали права поддерживать порядок в городах Панама и Колон в случае, если Республика Панама, по мнению США, оказалась бы неспособной самостоятельно поддерживать порядок. Экономическая сторона Договора повторяла Договор Хэя-Эррана, не ратифицированный Колумбией. От имени Панамы договор подписал французский гражданин Филипп Бюно-Варийя за 2 часа до прибытия в Вашингтон официальной делегации Панамы.

Строительство началось под эгидой Министерства обороны США, а Панама фактически стала протекторатом США[7].

В 1900 году в Гаване Уолтером Ридом и Джеймсом Керролом было экспериментально доказано, что жёлтая лихорадка передаётся через укус комара, и был успешно применён метод снижения опасности жёлтой лихорадки путём уничтожения комариных личинок в местах их обитания. Помня о неудаче первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров Aedes aegypti и малярийных комаров — переносчиков жёлтой лихорадки и малярии, соответственно, — большую экспедицию, возглавляемую Уильямом Кроуфордом Горгасом[en] — 1500 человек. О масштабах их деятельности красноречиво говорят опубликованные данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и мелких деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить 80 га болот, вырыть 76 км водоотводных канав и восстановить 600 км старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (570 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения[5]. Как и незадолго до этого в Гаване, это принесло свои плоды: распространённость жёлтой лихорадки и малярии сократилась настолько, что болезни перестали быть препятствующим фактором.

Панамский канал (США), 1940

Главный инженер канала Джон Стивенс

К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году. Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озёра. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме, направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона, на Панамском перешейке. Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, соединявший динамит в глубине перемычки у Гамбоа с Белым домом, послушно выполнил волю президента[8].

Первое судно (океанский пароход SS Ancon) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года, но большой оползень в октябре помешал открыть движение в том же 1914. Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова: от Панамы были получены тихоокеанские острова — Маргариты, Перке, Наос, Кулебра и Фламенко; у Дании были куплены в 1917 за 25 млн долларов острова Сент-Джон, Санта-Крус и Сент-Томас; у Никарагуа в 1928 — Кукурузные (Корн) острова и у Колумбии — острова Ронкадор и Китасуеньо[4]. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года[источник не указан 852 дня].

В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала.

7 сентября 1977 года в Вашингтоне лидер Панамы О. Торрихос и президент США Д. Картер подписали договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 2000 года. 23 октября 1977 года соглашение было ратифицировано парламентом Панамы, а 18 апреля 1978 года — сенатом США.

Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы[9].

Строительство шлюзов на Панамском канале. 1913 г.

Конфигурация канала[править | править код]

Со стороны Атлантического океана (северо-западный конец) трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун. Со стороны Тихого океана (юго-восточный конец) двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем — Алахуэла.

Грузовое судно, проходящее через канал

Все шлюзы канала парные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов, ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для судов: длина — 294,1 м, ширина — 32,3 м, осадка — 12 м в пресной тропической воде, высота — 57,91 м (размер от ватерлинии до самой высокой точки судна)[10]. В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохода при высоте 62,5 м, при условии, что проход будет осуществлён с сильной осадкой.

На своём протяжении канал пересекается двумя мостами. Вдоль канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная и железная дороги.

Платежи за проход по каналу[править | править код]

Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала — государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна.

Сумма сбора с контейнеровозов рассчитывается в зависимости от их вместимости, выраженной в двадцатифутовом эквиваленте (TEU). С 1 мая 2006 года ставка составляет 49 долларов США за один TEU.

Сумма платежа с прочих судов определяется в зависимости от их водоизмещения. На 2006 год ставка сбора составляла 2,96 доллара за одну тонну до 10 тыс. тонн, 2,90 доллара за каждую из последующих 10 тыс. тонн и 2,85 доллара за каждую последующую тонну.

Сумма сбора с малых судов рассчитывается исходя из их длины:

Длина судна Ставка
До 15,24 м 500 $
От 15,24 м до 24,384 м 750 $
От 24,384 м до 30,48 м 2000 $
Свыше 30,48 м 2500 $

Расширение канала[править | править код]

23 октября 2006 года в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79 % населения. Принятию этого плана способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом. К 2016 году канал был модернизирован и стал пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократило время доставки венесуэльской нефти в Китай. Как раз к этому времени Венесуэла обещала увеличить поставки нефти в Китай до 1 млн баррелей в сутки.

Начало работ по строительству третьей группы шлюзов было запланировано на 25 августа 2009 года. Администрация Панамского канала поручила эту работу консорциуму GUPC (Grupo Unidos por el Canal), который 15 июля 2008 года выиграл тендер на строительство, предложив осуществить необходимые работы за 3 миллиарда 118 миллионов долларов и закончить строительство к середине 2014 года. Основным членом этого консорциума является испанская фирма Sacyr Vallehermoso[11].

В ходе реконструкции были проведены дноуглубительные работы и построены новые, более широкие шлюзы: шлюз «Agua Clara» параллельно шлюзу «Gatun», и шлюз «Cocolí» параллельно шлюзам «Miraflores» и «Pedro Miguel».

В апреле 2015 года в рамках реконструкции и расширения Панамского канала были установлены последние шлюзовые ворота. В администрации канала это событие назвали историческим, отметив, что новые шлюзы начнут принимать суда во втором квартале 2016 года[12]. 26 июня 2016 года по обновлённому и расширенному каналу прошло первое судно, которым стал китайский контейнеровоз[13].

В результате к 2016 году через Панамский канал смогли проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возросла до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот — до 600 млн PCUMS. Реконструкция обошлась в $5,25 млрд. Благодаря ей к 2017 году бюджет Панамы будет ежегодно получать $2,5 млрд доходов от канала, а к 2025 году доходы возрастут до $4,3 млрд.

Альтернатива[править | править код]

В качестве альтернативной трассы для межокеанского канала рассматривалась территория Никарагуа. Первые предварительные планы Никарагуанского канала возникли ещё в XVII веке.

В июне 2013 года национальное собрание Никарагуа одобрило проект строительства нового канала, который станет конкурентом Панамскому каналу; стоимость проекта 40 млрд долларов. В 2014 году этот проект был утверждён. По состоянию на 2017 год проект заморожен в связи с отсутствием финансирования[14].

См. также[править | править код]

  • Музей межокеанского канала
  • Транспанамский нефтепровод[en]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Панамский канал 2.0: Шире, безопаснее, технологичней. «Популярная механика» (23 февраля 2007). Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  2. Панамский канал. Энциклопедия «Кругосвет». Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 27 декабря 2018 года.
  3. Панамский канал впервые остановил работу. www.gudok.ru. Дата обращения: 11 декабря 2019. Архивировано из оригинала 1 августа 2012 года.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Панамский канал // Пализа — Перемычка. — М. : Советская энциклопедия, 1939. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 44).
  5. 1 2 Даниэл М. — Тайные тропы носителей смерти. www.sivatherium.narod.ru. Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 29 ноября 2020 года. — Прогресс, 1990. ISBN 5-01-002041-6
  6. Efforts of Malaria Control. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 27 января 2021 года.
  7. Панама. История // Энциклопедия Кольера — Открытое общество. 2000.
  8. Гальский Дезидер. Великие авантюры. — Москва: Прогресс, 1986. — С. 287—288.
  9. Ткачева Т. В. Обсуждение в конгрессе США договора о Панамском канале 1977 г. // Вестник Югорского государственного университета. — 2006. — № 3. — С. 97—103.
  10. Максимальные размеры, при которых судам разрешено проходить шлюзы Панамского канала. www.blackseatrans.com. Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 года.
  11. ACP entrega orden de proceder para las nuevas esclusas (исп.). mensual.prensa.com (19 августа 2009). Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано из оригинала 9 июля 2010 года.
  12. В рамках расширения Панамского канала установлены все шлюзовые ворота. Российская газета (29 апреля 2015). Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 30 ноября 2020 года.
  13. По новому Панамскому каналу прошло первое судно. Русская служба Би-би-си (16 июня 2016). Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 10 октября 2018 года.
  14. Four Years Later, China-Backed Nicaragua Canal Struggles to Take Off the Ground (англ.). Дата обращения: 27 августа 2020. Архивировано из оригинала 10 июля 2020 года.

Литература[править | править код]

  • Панамский канал // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1885. — Т. 34, № 856. — С. 75, 78.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт администрации Панамского канала Архивная копия от 26 февраля 2011 на Wayback Machine (исп.) (англ.)
  • Веб-камеры Панамского канала (англ.). www.coolpanama.com. Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 16 декабря 2007 года.
  • Панамский канал Статья из Технической Энциклопедии 1927-34 года. samlib.ru. Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.
  • Меж двух океанов: Ворота Посейдона на сайте журнала «Популярная механика». www.popmech.ru. Дата обращения: 13 октября 2019. Архивировано 19 апреля 2014 года.

Добавить комментарий