Как найти на картине золотое сечение

Вероятно, вы часто встречали упоминание о “правиле золотого сечения” и его важности для художника. Что же это за правило и как его применять, расскажет этот материал.

ЧТО ТАКОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Золотое сечение – это пропорциональное соотношение двух величин.

В численном выражении это бесконечное число, которое округляют до 1,618 и обозначают число золотого сечения греческой буквой Ф (фи). 

Если взять отрезок АВ и поделить его точкой С, то золотым сечением будет, когда меньший отрезок относится к большему так, как больший отрезок относится к целому.

Т.е. это пропорция, продолжающая саму себя.

пропорция золотого сечения

Если вы посмотрите на изображение ракушки, то увидите наглядный пример этого правила – каждое последующее деление меньше предыдущего в соотношении золотой пропорции:

примеры золотого сечения

спираль золотого сечения

Мы можем найти подобные примеры во многих формах жизни: моллюски и земноводные, семечки у подсолнуха или шишки,  паутина, а также строение частей тела человека). 

Именно поэтому пропорция получила название “создающая жизнь”.

Также золотое сечение называют пропорцией божественной гармонии. Это и понятно – природа столетиями оттачивала свои формы для того, чтобы получить жизнеспособные организмы в итоге пришла к этой пропорции с выражением 1,618. 

правило золотого сечения

Вот еще несколько примеров правила золотого сечения:

  • направление ветра в урагане
  • распределение веток и листьев на деревьях
  • пропорции туловища ящериц
  • строение морских раковин
  • основы иконографии
  • строение молекулы ДНК
  • конфигурация уха
  • объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в процессе дыхания
  • соотношение длины фаланг пальцев и кисти руки в целом

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВИЛА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

Человек в своей деятельности и искусстве многое берет от природы. Зачем изобретать велосипед, когда природа уже создала гармоничный и жизнеспособный аналог?

Золотое сечение в искусстве встречается во многих произведениях мировой архитектуры, дизайна и живописи.

Египетские пирамиды, собор Парижской Богоматери, Парфенон – все это образцы использования пропорции Золотого сечения в архитектуре.

золотое сечение в архитектуре

золотое сечение в искусстве

золотое сечение в искусстве

ПрОПОРЦИЯ золотого сечения в живописи

Как же использовать эту гармоничную пропорцию в живописи и графике, в изображение на плоском листе?

Правило золотого сечения в картине проявляется делением ее на части четырьмя линиями – две из них горизонтальные,  и две вертикальные. Расположены они согласно пропорции 1,618.

линии золотого сечения

ЧЕМ ВАЖНО ПРАВИЛО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ?

То, что находится на этих линиях, наиболее важно для нашего глаза. 

Картину, построенную с использование золотого сечения мы воспринимаем как правильную и красивую.

Найдя эти линии у себя в картине, мы можем расположить значимые элементы так, чтобы работа в целом производила гармоничное впечатление.

Кроме того, на пересечении линий золотого сечения находятся особые зрительные центры. Они  расположены на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от краев изображения. Подмечено, что человек всегда концентрирует на них свое внимание.

правило золотого сечения в живописи

Если вы посмотрите на картину И.Левитана, то очень четко видно, что в ней использовано правило золотого сечения.

Луна и ее отражение стоят на линии золотого сечения. Полоса леса в центре также помещается в пропорции золотого сечения.

правило золотого сечения в живописи

Еще один пример. В картине Н.Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»  фигура главного героя также расположена на одной из линий золотого сечения.

правило золотого сечения в живописи

правило золотого сечения в живописи

Таким образом математические закономерности помогают выстраивать картину так, чтобы она выглядела гармонично и красиво, а зритель сразу обращал внимание на главное.

Выбрав формат листа или холста, расчертите его в пропорции золотого сечения. Используйте эти линии, чтобы разместить на них значимые элементы композиции. Это придаст вашей картине гармоничную структуру и упорядоченность.

ПрИНЦИП золотого сечения:
как построить линии в картине

1) Математический вариант

Для такого просчета удобно использовать онлайн калькуляторы.

Достаточно задать один из параметров, нажать кнопку “рассчитать”, и система предоставит результат.

Вот пример удобного сервиса:

https://planetcalc.ru/1061/

Берем размер ширины или высоты картины, вводим в калькулятор и получаем размер, на каком расстоянии от края будут проходить линии золотого сечения.

Очень просто!

2) Геометрический вариант

Точки зрительных центров здесь находятся путем геометрических построений. Посмотрите фрагмент ВИДЕО из встречи в Перископе, где я наглядно показываю, как это делать:

3) Использование шаблона

Если вы делаете много небольших эскизов, то оптимальным для построения линий золотого сечения будет использование специальной линейки.

правило золотого сечения

Если взять за основу 100, то линии золотого сечения будут проходить на отметках 38 и 62. Изготовьте такую линейку самостоятельно, отметив также делениями 10, 14, 24. Эти размеры составляют продолжение золотой пропорции, их можно использовать для размеров объектов или расстояний между ними, чтобы продолжить принцип гармоничных соотношений. 

А как правильно пользоваться линейкой, посмотрите в этом фрагменте из видео:

Выбирайте любой удобный способ и обязательно опробуйте его в создании собственных композиций.

А еще рекомендую рассмотреть работы разных художников и проанализировать, как они используют линии золотого сечения. Полагаю, вы найдете массу достойных примеров.

Если вам интересна эта тема, и вы хотите узнать больше о правиле золотого сечения и его практическом применении, то обратите внимание на книгу

Ф.В. Ковалева “Золотое сечение в живописи”

Это очень полезное издание по композиции!

Если статья была вам полезна, нажмите на кнопочку и поделитесь ей в соцсетях. Спасибо!

Больше полезных статей:

Золотое сечение — важнейший аспект организации композиции внутри картины. Им пронизано вообще все искусство и не только. Посмотрим, как работает этот принцип, поищем примеры в картинах, а потом обсудим движение в картинах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

1. Деление отрезка, демонстрирующее правило золотого сечения
2. Примеры золотого сечения в природе
3. Использование золотого сечения в архитектуре на примере Парфенона
4. Использование золотого сечения в архитектуре на примере Храма Покрова на Нерли

🌀 Золотое сечение было известно людям еще с древности. Нельзя точно установить, кому именно принадлежит открытие этой закономерности. Пропорции золотого сечения присутствуют уже в египетских пирамидах и артефактах того периода. На этом же принципе основана и византийская архитектура, и русское храмовое зодчество.

🐚👂 Золотое сечение происходит из природы и понятно человеку на физиологическом уровне. Скорее всего, из наблюдений за природой древний человек и вывел эту закономерность. Принцип золотого сечения мы видим в раковинах моллюсков, растениях, яйце, ушной раковине, он есть даже в биологических ритмах.

🔣 Есть много формул золотого сечения. Мы будем использовать вариант, который представляет золотое сечение как две неравные части целого, где целое относится к большей части так же, как большая к меньшей. В цифрах это бесконечная пропорция, которую можно условно сократить до 1,62.

▪️ В отношении чего-то целого гармоничным будет деление на две части: одна — 62%, вторая 38%. Это соотношение называется числом Фи в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.

🚹 Золотое сечение часто связывают с именем Леонардо да Винчи. Ему принадлежат первые масштабные научные и художественные обоснования этой пропорции. Он много изучал соотношение золотого сечения, писал о нем трактаты и иллюстрировал это явление.

Художники, конечно же, не высчитывают формул для построения картин. Они пользуются упрощенной схемой, но в ней все равно можно проследить это соотношение.

#️⃣ Одно из упрощений на основе золотого сечения — правило третей. Это деление на 9 частей, в основе которого лежит правило золотого сечения с небольшими поправками. Этим правилом пользуются и художники, и фотографы (функция такой сетки есть почти в любой современной камере, в том числе и на смартфонах).

🔬 По линиям правила третей можно выстроить композицию картины, кадра или другого произведения искусства, рассчитать оптимальное расположение предметов или объектов.

👀 Взгляд подсознательно акцентируется на силовых линиях этой сетки, особенно на местах их пересечения. Это дает четыре силовых точки, четыре центра притяжения взгляда. Если располагать важные объекты на этих линиях и точках, то взгляд будет с легкостью считывать композицию, которая будет ему понятна и доступна. Этим в разные времена пользовались многие художники.

1. Дмитрий Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек, 1782
2. Питер Клас. Натюрморт с черепом, 1630
3. Александр Иванов. Явление Христа народу, 1837–1857
4. Эдгар Дега. Ванна, 1886
5. Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931
6. Никола Пуссен. Аркадские пастухи, 1650–1655

Теперь посмотрим на конкретные примеры построения композиции по правилу третей в работах художников.

✔️ В портрете Урсулы Мнишек Левицкого можно увидеть, что самые выразительные части модели (глаза и грудь) находятся на силовых линиях.

✔️ В натюрморте у Класа череп сдвинут в сторону и располагается прямо на пересечении силовых линий, а нижняя линия подчеркивается столом.

✔️ В работе Иванова «Явление Христа народу» правило третей работает еще интереснее. Христос находится дальше всех, но взгляд все равно безошибочно выделяет его фигуру, потому что она попадает как раз на пересечение линий в силовой точке.

✔️ Картина Дега «Ванна» хоть и производит впечатление случайного «подсмотренного» кадра, тоже выстроена примерно по правилу третей. На вертикальные линии попадают край стола и рука женщины, на горизонтальные — спина и даже предметы на столе: расческа и повернутые ручками кувшины.

Движение слева направо:


1. Джентиле да Фабриано. Бегство в Египет, 1423
2. Александр Дейнека. Раздолье, 1944
3. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899
4. Иван Айвазовский. Утро после бури, 1888

Движение справа налево:


1. Илья Репин. Бурлаки на Волге, 1873
2. Теодор Жерико. Скачки в Эпсоме, 1821
3. Александр Дейнека. Бег, 1932–1933

Попробуйте сравнить впечатления от одной и той же картины в ее оригинальном виде и зеркальном отражении.

Зеркальное отражение: Уильям Байлз. Финиш, до 1940

Школа Стамо. www.stamoschool.com. Бесплатный Арткурс по основам рисунка
Школа Стамо. www.stamoschool.com. Бесплатный Арткурс по основам рисунка

Мы с вами уже поднимали тему композиции и гармоничного расположении предметов на листе бумаги (холстекартине). Для тех, кто пропустил эту информацию, предлагаю вернуться и прочесть. Желательно зайти на сайт Школы и все по порядку изучить.

Итак, “Золотое сечение”. Думаю, это словосочетание слышали абсолютно все. Золотое сечение используется не только в живописи и графике, оно применяется в архитектуре, математике (потому что изначально это более математический подход к гармонии).

Чем больше я погружаюсь в эту тему, тем больше понимаю, как математический расчет часто применяется сухо в творчестве. Это к слову, когда мы говорили о пропорциях и схемах для изображения лица и фигуры человека. То есть, когда художники, а особенно начинающие, подстраивают натуру под схему, а не наоборот.

Важно понимать, что ЗС просто прикладывают (можно подобрать другое слово) к готовой картине великого мастера, а не мастер пишет картину по методу ЗС. Сейчас на просторах сети можно найти массу примеров работ, которые поделены на прямоугольники, квадраты, спирали, чтобы доказать на сколько точно авторы картин владели пифагоровским методом (хоть Пифагор номинально был первым, но фактически еще египтяне использовали эти расчеты).

Очень часто вы можете встретить фото картин Леонардо Да Винчи, с такими линиями как на фото ниже – это применение золотого сечения и пояснение правила.

Пример из сети
Пример из сети

Для чего оно нужно? Для поиска идеального равновесия в работе. Всё предметы и персонажи, все цветовые пятна должны гармонировать друг с другом. Начинающие берут за основу схему и подстраивают работы под неё. Я же предлагаю эту гармонию искать внутри себя и нарушать правила. Я не склоняюсь утверждать, что золотое сечение не применимо. Наоборот, я за то чтобы изучить правила и знать потом, как их нарушать. А значит, что нас не ограничивает, то дает возможность больше проявить свободу творчества.

Но для того, чтобы знать, нужно разбираться и понимать, что именно мы будем нарушать)). Давайте поближе рассмотрим, что это за таинственные линии такие, которые сами создают гармонию.

Начнём с самого определения. Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Отношение отрезков к друг другу. "а" относится к "b" , как "b" к "с"
Отношение отрезков к друг другу. “а” относится к “b” , как “b” к “с”

Эти соотношения сторон могут быть применены в разных сферах. Не только внутри картины (сюжета), но и в архитектуре зданий, природе:

Золотые отрезки в природе
Золотые отрезки в природе

Золотые пропорции можно наблюдать абсолютно везде. Но, знание этих правил не диктует нам схемы, от которых нельзя отталкиваться, они лишь подсказывают и направляют. Это значит, что вам не нужно, прежде чем начать рисовать, взять линейку и расчертить лист на отрезки согласно данного правила, а потом подстраивать все под линии и никуда дальше не двигаться. Золотое сечение можно и нужно использовать, если вы знаете зачем.

Плоскоть, согласно ЗС, делится по такому же принципу: меньшая площадь к большей, также как большая к общей. Так появляется знаменитая Золотая спираль:

Площадь квадрата "В" относится к площади квадрата "А", также как площадь "С" к  порщади"В" и тд.
Площадь квадрата “В” относится к площади квадрата “А”, также как площадь “С” к порщади”В” и тд.

Такие квадраты образуются, когда мы делим периметр согласно золотых отрезков. Таким образом, любой лист, любого размера можно поделить и нарисовать такую спираль.

Фото-пример
Фото-пример

Если же мы делим только геометрические стороны листа, то достаточно объединить противоположные точки. Я бы не хотела углубляться в построение схем, как правильно их строить, какие отрезки брать за основу, поэтому сразу показываю примеры. Если вам нужны более детальные пояснения, то сообщите об этом в комментариях.

Наши отрезки образуют точки 1,2,3 и 4
Наши отрезки образуют точки 1,2,3 и 4

Расположение объектов (персонажей, предметов, цветовых пятен) в точках 1-4 привлекут внимание зрителей. Такое положение вещей считается полной гармонией и не вызовет зрительного дисбаланса.

Пример из сети
Пример из сети

Если провести диагонали, то можно найти ещё одно правило гармонии-диагональное:

Схема из сети
Схема из сети

Повторюсь, не обязательно брать линейку и измерять. Достаточно запомнить приблизительное расположение линий и отталкиваться от них на глаз.

Есть другое правило: симметрии. Если его использовать в своих работах, то можно либо допустить ошибку, либо наоборот создать что-то необычное. Например, когда в картине горизонт проходит посредине листа, то часто это выдают за ошибку. Потому что нет глубины идеи, что именно хотел донести автор работы. На чем конкретно сделан акцент.

То есть, если мы хотим изобразить и погрузить зрителя в просторы полей, рек, озер, морей и тд, то линию горизонта мы поднимаем выше центральной геометрической точки листа.

Фото-пример
Фото-пример

Если мы хотим изобразить небо, акцентировать внимание на облаках или красоты заката, то линию горизонта нужно опустить ниже.

Фото-пример
Фото-пример

Все это мы делаем исходя из гармонии, зная основные правила композиции.

Основная ошибка гласит: если разместить линию горизонта по центру листа, то теряется гармония. Но, мы можем нарушать правила. Например, у нас задумка изобразить зеркальность поверхности. Допустим перед нами здание, а перед зданием гладкое озеро и такое гладкое, что здание отражается в нем без всяких искажений. Тогда наш посыл будет в акценте на зеркальности, отражении, поэтому и расположение горизонта вполне оправдано.

Фото-пример. Тажд-Махал
Фото-пример. Тажд-Махал

Также, такой метод симметрии листа можно использовать, если мы хотим изобразить абсолютно противоположные, но равные по смыслу миры.

Фото-пример вертикальной симметрии
Фото-пример вертикальной симметрии

Фантазия на этом не заканчивается. Можно творить все, что захочется. Важна задумка. Но если мы хотим сделать работу по классическому варианту, то, конечно, нужно прислушаться к правилам и рисовать горизонт там, где он лучше всего подчеркнет вашу идею.

Завышенный горизонт
Завышенный горизонт

На последок еще такое понятие как “динамическая симметрия“. Она создаёт более “собранную” композицию, объединяет все элементы внутри работы и интересно может смотреться в любых направлениях: фото, картина, скульптура:

Динамическая симметрия
Динамическая симметрия

А вот фото-пример:

Повторяющиеся элементы
Повторяющиеся элементы

Друзья, данная статья лишь показывает разнообразие композиционных подходов. Помимо Золотого сечения мы рассмотрим и другие, но смысл творчества всегда останется : правила есть правила, но свободу проявления творческой души никто не отменял. Не нужно подстраивать себя под правила, нужно правила подстроить под себя. Тогда ваши картины будут уникальными.

Желаю вдохновения и новых творческих идей!

В поисках секретов старых мастеров.

Найдем и на практике посмотрим, что делали известные художники с «золотым сечением».

Коротко и по делу:

Золотое сечение —  отрезок рассечённый на две неравные части так, что меньшая часть относилась к большей, как большая ко всему отрезку.

Золотое сечение простыми словами…

Как одна величина соотносится к другой так, чтобы было приятно на эти величины смотреть.

Математики придумали формулы, для поиска этого сечения.

И рассчитывают золотое сечение как величину равную 1,61

Если вы ничего не поняли, то плюньте на это дело и запомните проще:

Берем лист и делим его на 3 равные части по вертикали и горизонтали.

Выходит сетка. На пересечении этих линий в изобразительном искусстве ставится что то важное. Считается, что глазу более приятно смотреть именно на эти «точки».

То есть художники, рисуя свои картины ставят значимые объекты, именно на этих линиях и точках.

Так, вроде тут понятно, а что на практике.

Я специально нафоткал картины разных мастеров разного времени, накладывал на них сетку золотого сечения, чтобы мы в вами вывели некую закономерность, что же именно можно ставить в этих точках.

Таким образом, мы поищем «секретики» на картинах мастеров.

Начну, пожалуй с картины «Вакх» художника Караваджо.

Обратите внимание, что голова аккуратно лежит в одном из прямоугольников.

Оголенная часть тела равна одной из сторон прямоугольника.

А так же все его тело, практически равно 2 частям.

Кстати, Рембрант тоже был любитель вписывать лицо в золотое сечение, вот к примеру его картина «Мужчина в золотом шлеме».

Давайте посмотрим, что делал в своих картинах Дали.

Вот его работа «Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее  лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» (уф, ну и название).

Дали, предполагает, что одна из весомых частей картины, достойная попасть под золотое сечение, это зад его жены. Дали был еще тот озорник).

А вот в «Искушении Святого Антония», главное это слоны, расположены на горизонтальной линии.

И обратите внимание на глаз Антония, он как бы случайно попавший на нужную нам черту.

Глаз, а точнее взор персонажа становится одной из ключевых точек, снизу глядя на лошадей-слонов.

Секреты картин Клода Моне, как же он использовал золотое сечение?

К этому глазу мы еще вернемся.

И вот, практически учебник по золотому сечению в картинах великих мастеров, это Леонардо да Винчи.

И его «Тайная Вечеря».

Обратите внимание на разделение картины по горизонту-потолку и по лицам апостолов.

А вот основная фигура, не только Иисус, находящийся по средине но и Мария Магдалина и апостол Филлип.

«Кондотьер» — есть предположение, что да Винчи изобразил самого себя. И снова в самый центр попадает глаз. Даже прямо зрачок. И опять внимательно посмотрите на пропорции.

Ниже «Дама с горностаем», которая так же вписано в пропорции. Стоит ли мне говорить, что если поднять ее голову выше, она идеально ляжет в прямоугольник?

А что, ее плечи это 2 горизонтальных отрезка, вы это заметили?

Прекрасным примером, служит так же картина «Сикстинская мадона» Рафаеля не картина,  а чистая математика.

«Даная» Рембранта, обратите внимание, снова на глаз, скорее всего это служанка на заднем фоне. Я предположу, что не очень аккуратно разделил эту картину линиями, и возможно вертикальная линия легла не строго по глазу, на этой же черте, как бы случайно спрятаны ноги главной героини.

В этом видео Секреты Микеланджело

А знаете ли, вы что центр картины у художников, находится ниже геометрического центра.

А чуть ниже по центру у Данаи, что? Тут вы сами догадались).

В качестве примера, художники знали, что ставить в центр, возьмем картину Гогена «Дух мертвых не дремлет», в котором  зад героини решили отметить геометрическим центром.

Да, что ты! Нет, так не может быть, это же искусство!

Возьмем, того же Гогена «Аве, Мария». Где горизонтальная линия будет идти точно, по груди всех 3х барышень.  Слишком много совпадений?

А вот например, Дега «Абсент». Он вписывает героиню по центру картины, горизонталь по груди, а точки пересечения на полном бокале абсента, по названию работы. И лишь немногое заметят, что вторая точка находится рядом с пустой бутылкой.

Конечно, же существуют примеры, где художники отходят от этих правил, создавая собственные шедевры, работающие по их собственным законам. Основное, что бросится в глаза — героиня слева вписывается в «одну из колонок», так же как на картинках Гогена (выше).

(Ренуар, «Зонтики»).

Михаил Врубель и особенности его картин

Но даже некоторое  современное искусство придерживается таких правил, хотя на первый взгляд кажется, что это героиновая мазня. Хоть, Баския Жан Мишель и умер от передоза наркотиков, но правила чтил. Те же потерты эпохи возрождения, но на современный лад.

Баския «Без названия».

Помните красный квадрат, который был в начале статьи?

Вот он.

Как вы думаете, за сколько его можно продать?

Нечто подобное, картина под названием «Свет Анны» Барнетта Ньюмана , была продана за каких то жалких 106 млн долларов.

Что сделал он? Отодвинул на немного вертикальный линии и получился шедевр.

Я наложил сетку на картину, но я думаю вы разберетесь, где моя сетка, где оригинал.

Какой Итог:

Хотите рисовать картины по проверенным схемам, пользуйтесь правилами золотого сечения. Это не панацея, но результат дает.

Основные правила:

  1. Линии сечения могут делить работу композиционно, как в «Тайной Вечери».
  2. Не стесняйтесь ставить главные элементы картины на ключевые точки («Абсент»).
  3. Глаза в золотом сечении — передают направление взгляда («Искушении Святого Антония» )
  4. Если рисуете обнаженные фигуры не забудьте поставить одну из «ключевых» частей тела в эти центры, голый привлечет больше внимания.
  5. Персонажи полностью вписываются в 1-2, реже в 3 прямоугольника.
  6. Всегда помните, что это всего лишь рамки, если их расширить, ваша работа может неожиданно начать стоить 106 млн долларов.

Спасибо за внимание.

Я потратил на эту статью 4 часа своей жизни.

Я был бы очень признателен вам, если вы поставите ей лайк.

Спасибо, встретимся в следующих статьях.

Золотое сечение – это математическая формула, результат сложных расчётов, сделанных ещё древнегреческими учёными. Уникальность и божественная природа золотого сечения объясняется тем, что его использование привносит в науку, музыку, архитектуру и даже природу невидимый, но подсознательно уловимый порядок.

Золотое сечение – это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. Это высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и даже в природе.

Прорции золотого сечения выглядят так.

Прорции золотого сечения выглядят так

Считается, что понятие «золотого сечения» открыл древнегреческий философ и математик Пифагор. Хотя, существует мнение, что он доработал исследование более древних учёных – вавилонян или египтян. Об этом свидетельствуют идеальные пропорции пирамиды Хеопса и многие сохранившихся египетских храмов соответствуют золотому сечению.

Особое внимание на правило золотого сечения обратили художники эпохи Возрождения, обращаясь к наследию древних греков. Само понятие этой гармонической пропорции – «золотое сечение» – принадлежит Леонардо да Винчи. В его работах его использование достаточно очевидно.

К примеру, известная всем работа «Тайная вечеря» – пример использования золотого сечения.

Золотое сечение. "Тайная вечеря" да Винчи

Золотое сечение. “Тайная вечеря” да Винчи

По мнению французского архитектора ХІХ века Виолле-ле-Дюка, форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой.

Вертикальное золотое сечение можно увидеть и на картине “Троица” Андрея Рублёва.

Золотое сечение. Рублёв "Троица"

Золотое сечение. Рублёв “Троица”

Повторяя равные величины, чередуя равные и неравные величины в пропорциях золотого сечения, художники создают на картинах тот или иной ритм, вызывают у зрителя то или иное настроение и вовлекая его в рассматривание изображения. В такие моменты человек, даже не искушённый в искусстве, подсознательно понимает, что картина ему чем-то нравится, что на неё приятно смотреть.

Пересечения линий золотого сечения образуют на плоскости четыре точки, так называемые зрительные центры, которые расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от краёв картины. Именно на этих точках выгоднее всего размещать ключевые фигуры картины. Это связано с тем, как устроен человеческий глаз, как работает мозг и наше восприятие.

Например, на картине Александра Иванова «Явление Христа народу» линии золотого сечения пересекаются чётко на фигуре Христа вдали. И хотя фигуры на переднем плане значительно больше по размерам и выписаны чётче, взгляд притягивает именно размытая фигура Христа, потому что она размещена в зрительном центре.

Золотое сечение. "Явление Христа народу"

Золотое сечение. Александр Иванов. «Явление Христа народу»

Художник Николай Крымов писал: «Говорят: искусство не наука, не математика, что это творчество, настроение и что в искусстве ничего нельзя объяснить – глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нём можно и нужно знать, оно математично… Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха».   

В изобразительном искусстве чаще используется упрощённое правило золотого сечения – так называемое «правило третей», когда картина условно делится на три равные части по вертикали и по горизонтали, образуя четыре ключевые точки.

Русский художник Василий Суриков в своей монументальной работе «Боярыня Морозова» использовал одну из этих четырёх точек, разместив в верхней левой части картины голову и правую руку главной героини полотна. Таким образом, все точки, равно как и все линии и взгляды на картине обращены к той точке.

Теперь попробуйте сами определить точки золотого сечения на следующих картинах.

Работа Константина Васильева «У окна» достаточно проста для этого задания. Линии золотого сечения в ней сходятся точно на лице героини, на её глазах, что заставляет зрителя окунуться в размышления о её переживаниях.

Золотое сечение.

Золотое сечение. Константин Васильев. «У окна»

Или ещё один пример акцентирования нашего внимания – картина «Луиза Сан-Феличе в заточении» Джоваччино Тома. Опять же, нетрудно заметить, что и здесь линии золотого сечения пересекаются на лице героини.

Золотое сечение.

 Золотое сечение. Джоваччино Тома. «Луиза Сан-Феличе в заточении»

Теперь вы, наверняка, будете пытаться распознать божественную гармонию золотого сечения на каждой увиденной картине.

Добавить комментарий