Как найти на складе место

Теснота на складе – это, с одной стороны, хорошо (больше груза – выше прибыли). А с другой стороны – плохо (затрудняется логистика и, вероятно, компания испытывает затруднения со сбытом товара). Поэтому, если на складе практически не осталось свободного места, то не спешите радоваться: ведь очень скоро вам придется обустраивать или арендовать новое хранилище.

Впрочем, в условиях экономической турбулентности, охватывающей все отрасли отечественного рынка,  предстоявшие расходы на покупку/постройку/аренду следует, все же, отложить до лучших времен. Ведь практически все нынешние инвестиции связаны с большой долей риска. Ну а свободное место под все пребывающий товар можно найти на собственном складе. И в данной статье мы научим вас нескольким способам оптимизации, как складского пространства, так и цепочки движения товаров.

склад забит товаром

Причем большинство предлагаемых вам решений проблемы тесного склада не требуют капитальных вложений или сколько-нибудь серьезных затрат. Ведь мы предлагаем точечное вмешательство в складскую конфигурацию, дополненное изменениями в цепочке товародвижения, с последующим распределением издержек между всеми участниками «товарооборота». Но хватит слов, давайте перейдем к практике.

Совет первый: сформируйте «план Б»

Не ждите того момента, когда вы уже не сможете закрыть дверь склада из-за вываливающихся за порог товаров. Начните действовать прямо сейчас. Прочитайте этот материал и решите, что можно сделать уже сегодня, а что – завтра.

Ведь лучший способ решения любой проблемы – это профилактика ее появления. Поэтому все неприятности лучше встречать во всеоружии и с заранее подготовленным планом выхода из кризиса.

Словом, сформируйте собственный план решения проблемы перегруженного склада сразу же после прочтения данного материала.

Совет второй: уплотните «воздушное пространство»

Используйте складское пространство «по-умному». Что это значит? Только то, что на вашем складе не должно быть неэффективного «воздушного пространства», занимающего ячейки в стеллажах, промежутки в проходах, участки между верхним ярусом и межэтажными или чердачным перекрытием.

Да, нормы противопожарной безопасности важны не менее эффективности системы хранения. Да, погрузчик должен где-то двигаться. Но, и без «пожарных» коридоров и трасс для складской техники в вашем хранилище присутствуют (и не спорьте) целые залежи «воздуха», занимающего место полезного груза.

И этот воздух можно (и нужно) уплотнить, взглянув по новому на горизонтальные и вертикальные плоскости хранилища. Как это сделать? Начните с замера расстояния прохода между стеллажами. Подумайте о целесообразности таких габаритов. Уменьшите их.

warehouse24214

Далее оцените габариты операционных участков – возможно, их стоит уменьшить. И в любом случае все операционные участки стоит оборудовать специальными стеллажами, занимающие пространство у потолка.

Кроме того, пересмотру стоит подвергнуть и схему хранения товара, складируемого прямо на полу. А нужны ли здесь проходы вообще? Разумеется, не нужны! Ну а если от проходов невозможно избавится, то их можно уплотнить. Освободив место под новый стеллаж. И не забывайте о штабелировании, позволяющем складировать пирамидой даже самые хрупкие грузы.

Еще можно пересмотреть пространство зоны доков. Ведь некоторые ворота используются нечасто. И эти редко используемые доки можно отвести под зону хранения, расширив полезное пространство склада. Причем эту дополнительную складскую зону можно оборудовать как на временной, так и на постоянной основе.

Следующий кандидат «под сокращение» — участок дополнительных услуг. Просто подумайте: нужны ли вашим клиентам эти «дополнительные услуги» и сколько прибыли они приносят вашему предприятию. Ведь работу в этой зоне можно сократить до самых прибыльных операций.

Далее оцените расстояние между верхним ярусом и потолком. Его можно заполнить с помощью стеллажа нестандартной высоты. Вот только не стоит забывать о системе пожаротушения, форсунки которой располагаются прямо под потолком. Подумайте, о том, что возможная модификация системы пожаротушения поможет вам «забить» стеллажи до самого верха. Оцените экономический эффект от этой манипуляции.

guiding-growth3

А еще можно просто группировать места стеллажного хранения, объединяя их в один пакет. Ведь площадь хранения на объединенных ячейках будет больше, за счет устранения технического зазора между «соседями».

Теперь перейдем в автопарк. Здесь можно обнаружить вышедший из строя прицеп, незаполненный контейнер или другое место хранения. Перевезите эти «мобильные склады» на территорию, прилегающую к зданию основного хранилища, и заполняйте их товарами, хранимыми во временном режиме.

Разумеется, складское пространство невозможно заполнить на 100 процентов, но стремиться к этому нужно, правда, не в ущерб процессу погрузки-выгрузки товара. Поэтому прямо сейчас подумайте над тем, что вы можете передвинуть, достроить или уплотнить уже сегодня.

Но не забывайте о том, что каждой новой зоне хранения придется присвоить отдельный адрес. Иначе все ваши манипуляции с пространством склада обернутся хаосом в системе управления логистикой хранилища. Причем на первых парах новым зонам лучше присвоить какой-нибудь индекс, говорящий о нетривиальном месторасположении.

Совет третий: тотальный контроль

Манипулируя пространством, мы как-то забыли о самом грузе. Между тем контроль товарно-материальных ценностей поможет не только отследить наличие хранимых товаров, но и поспособствует оптимизации самого процесса хранения.

Поэтому устройте ревизию  на складе. Проверьте SKU, отслеживая движение товаров. Вычислите самые залежавшиеся или малоиспользуемые единицы хранения. И «задвиньте» их в дальние ячейки, а еще лучше – продайте с хорошей скидкой, а то и вовсе передайте какой-нибудь благотворительной организации. Ведь иное место хранения стоит намного дороже сберегаемого товара.

sklad

Кроме того, ревизия – это хороший повод перебрать (хотя бы удалено и по бумагам) весь товар, оценив соответствие товарно-материальных ценностей месту хранения. Ведь вероятность того, что «напольный» товар хранится, например, на стеллажах есть всегда. Вот и разберитесь с соответствием товара месту хранения. И не ленитесь – эффект от такой «уборки» будет просто колоссальным.

А еще вы можете избавиться от старой оргтехники, залежей ненужных документов и прочего хлама, складированного по принципу: «потом разберемся». Ведь это «потом» уже наступило. Словом, начинайте действовать, запланируете ревизию товарно-материальных ценностей и засучите рукава. Вас ждет кропотливая, но результативная работа!

Совет четвертый: распределяйте и властвуйте

Обратите внимание на технологию Crossdocking-складирования  предполагающую формирование грузового пакета прямо после приемки товара на склад. Ведь у вас, наверняка, есть товары, которые «уходят» со склада с завидной регулярностью, так зачем же хранить «свежую» порцию таких популярных грузов на складе – отдайте ее страждущим грузополучателям немедленно. Это и есть кросс-докинг.

Кроме того, эту же технологию можно использовать и в «зеркальном» виде, договариваясь с поставщиками товаров о возможной отгрузке «расходных материалов» для вашей компании по первому же требованию. В итоге, вы освободите место, занятое заготовками или полуфабрикатами, которые будет использованы прямо сегодня, отгружая такие товарно-материальные ценности на производство прямо «с колес».

Еще вы можете увеличить частоту поставок, получая «расходные материалы» мелкими порциями практически круглосуточно. Причем решение о доставке груза можно отдать на откуп сами поставщикам, используя концепцию Vendor Managed Inventory. Ведь согласно этой концепции «грузооборота» расходуемые товарно-материальные ценности контролируются и планируются поставщиком, складируясь на его складе.

Разумеется, согласно концепции VMI вам придется договориться о конкретных объемах поставки и периодичности такого «грузооборота», оценивая минимально допустимый уровень запасов расходуемых ценностей. Поэтому начинайте планировать встречу с поставщиками уже сегодня.

24128c29342f7e94aa4b79f6e66accc9-l

Совет пятый: умное управление

Без системы управление складом (WMS) немыслима деятельность любого современного хранилища. Ведь времена «живых» учетчиков постепенно уходят. Но используем ли мы все возможности WMS? Ведь эта система не только управляет приемкой, комплектацией грузовых пакетов и отгрузкой, она способна анализировать весь грузовой трафик, сообщая о свободных ячейках.

При этом распределение мест хранения можно настроить не только по принципу «пусто или занято», выбор ячейки для принятого товара можно сделать и под влиянием таких характеристик, как оборачиваемость (частота погрузок-разгрузок подобной продукции), физические свойства товара (хрупкий, не хрупкий), габариты груза и прочее.

В итоге, система умного управления поможет оптимизировать месторасположение каждой хранимой единицы товарно-материальных ценностей, консолидируя запасы, сортируя их и высвобождая свободное место за счет оборачиваемости.

И если ваша WMS до сих пор этого не умеет, то вам стоит нанять хорошего  специалиста, способного научить ее действительно умному управлению.

Совет шестой: обновите оборудование

Новое оборудование стоит немалых денег. Но новый склад (который придется укомплектовать новым оборудованием) стоит еще дороже. Впрочем, к этому шагу лучше прибегнуть лишь после того, как будут исчерпаны все относительно бесплатные методики расширения складского пространства.

Причем, покупая новое оборудование, обращайте внимание на устройства вертикального хранения, мезонины и складские системы с изменяемой формой ячейки. Ведь стандартные ячейки заполняются на 100 процентов очень редко. Поэтому даже тривиальная конструкция с дополнительными балками, дробящая полупустую ячейку, будет очень выгодна предусмотрительному владельцу склада.

1310373532_107469006_3-

Кроме того, с помощью дополнительных балок вы можете занять место над проездом или проходом, оборудовав дополнительные ячейки на втором ярусе. Причем аналогичным образом можно поступить и в зоне доков, разместив дополнительные ячейки на уровне притолоки, над воротами.

Ну а наращивание стеллажей по длине, с целью заполнения суженных проходов – это вообще «классика» процесса оптимизации мета хранения. Но в этом случае вам, возможно, придется приобрести узкопроходную технику, способную протиснуться в зауженном промежутке между стеллажами. Да и риск повреждения стоек в зауженном проходе возрастет многократно. А ведь стоимость нового штаблера для узкого прохода доходит и до 100 тысяч долларов.

Поэтому к данному совету вам стоит прислушаться с большой осторожностью, оценивая не только выгоду, но и возможные расходы.

Совет седьмой: действуйте без фанатизма

Вы все равно не заполните все свободные закоулки вашего склада. Поэтому в процессе оптимизации старайтесь не увлекаться. Ведь иногда такие действия приносят только вред.

Например, «застройка» стеллажами поперечных проходов, несомненно, выгодна с позиции оптимизации пространства, но абсолютно неприемлема с точки зрения операции погрузки и выгрузки. Ведь складская техника будет «ехать» к ячейке по иной, более длиной траектории, что скажется на времени погрузки/выгрузки товара, снижая саму пропускную способность хранилища.

Ну а длинные (глубокие) ряды напольных паллет – они конечно выгодны, но так быстро как «короткие» места хранения их уже не загрузишь. В итоге, время на извлечение поддона уходит все больше и больше, грузовая техника стоит у ворот склада и вся экономия пространства заканчивается скандалом с поставщиками.

Поэтому при оптимизации складского пространства, а особенно при уплотнении «воздуха»,  нужно действовать согласно старой пословице, а именно: семь раз перепроверить характеристики каждой SKU, семь раз пересмотреть требования FIFO и LIFO, семь раз перенастроить WMS и только после этого один раз перестроить зону хранения.

Цель
работы:
освоение
методов определения места расположения
распределительного склада на обслуживаемой
территории.

Задача
1. На территории района имеется 8 магазинов,
торгующих продовольственными товарами.
Методом определения центра тяжести
грузопотоков найти ориентировочное
место для расположения склада, снабжающего
магазины. Координаты обслуживаемых
магазинов, а также месячный грузооборот
каждого приведены в таблице 1.

Таблица
1 – Грузооборот и координаты обслуживаемых
магазинов

№ магазина

Координата
Х,
км

Координата
Y,
км

Грузооборот,
т/мес.

1

15

10

10

2

35

35

5

3

48

40

15

4

50

20

12

5

60

26

8

6

65

20

10

7

80

24

48

8

130

30

20

Склад

71,99

25,59

Сначала
выполняем чертёж к заданию (рисунок 1).
Наносим координатные оси, а затем точки,
в которых размещены магазины.

Рисунок
1 – Координаты магазинов

Координаты
центра тяжести грузовых потоков (Xсклад,
Yсклад),
то есть точки, в окрестностях которой
может быть размещен распределительный
склад, определяется по формулам:

(1)

где
Гi
– грузооборот i-го
потребителя;

Xi

координаты i-го
потребителя;

n
– количество потребителей.

км

(2)

где
Yi
– координаты i-го
потребителя;

км

Вносим
полученные координаты в таблицу 1 и
обозначаем местоположение склада на
чертеже (рисунок 2).

Рисунок
2 – Координаты магазинов и склада

Задача
2. На территории района имеется 8 магазинов,
торгующих продовольственными товарами.
Методом пробной точки пределить узел
транспортной сети прямоугольной
конфигурации, в котором размещение
распределительного склада обеспечит
минимум грузооборота транспорта по
доставке грузов в обсуживаемую сеть.

Задание
выполняем на чертеже, сделанном при
выполнении задания 1 (рисунок 3).







3-5-8

1-2-3

Рисунок
3 – Карта района обслуживания

Далее
проверяем каждый из пяти участков
методом пробной точки.

1
(10 т/мес)

2
(5 т/мес)

3
(15 т/мес)

  1. Участок
    1-2-3 (рисунок 4).


2

1

Рисунок
4 – Анализ участка 1-2-3

Выбираем
на участке 1-2 точку 1 и сравниваем сумму
грузооборотов слева и справа от неё.
Слева получаем 10 т/мес, справа – 20 т/мес.
Справа перевес, значит, участок 1-2 не
подходит.

Переходим
к участку 2-3, выбираем на ней точку 2 и
сравниваем сумму грузооборотов слева
и справа от неё. Слева получаем сумму
15 т/мес, справа – также 15 т/мес,
следовательно, распределительный склад
следует разместить на участке 2-3
приблизительно в точке 2.

1
(10 т/мес)

4
(12 т/мес)

5
(8 т/мес)

  1. Участок
    1-4-5 (рисунок 5).

2

1

Рисунок
5 – Анализ участка 1-4-5

Выбираем
на участке 1-4 точку 1 и сравниваем сумму
грузооборотов слева и справа от неё.
Слева получаем 10 т/мес, справа – 20 т/мес.
Справа перевес, значит, участок 1-4 не
подходит.

Переходим
к участку 2-3, выбираем на ней точку 2 и
сравниваем сумму грузооборотов слева
и справа от неё. Слева получаем грузооборот
22 т/мес, справа – 8 т/мес, следовательно,
участок 4-5 тоже не подходит. Следовательно,
склад должен быть размещён посередине,
например, в магазине 4. Проверяем
грузооборот в случае размещения склада
в магазине 4: слева грузооборот 10 т/мес,
справа – 8 т/мес. Получаем наименьшую
разницу грузооборотов, следовательно,
склад следует разместить в магазине 4.

3
(15 т/мес)

5
(8 т/мес)

8
(20 т/мес)

  1. Участок
    3-5-8 (рисунок 6).

2

1

Рисунок
6 – Анализ участка 3-5-8

Выбираем
на участке 3-5 точку 1 и сравниваем
грузооборот слева и справа от неё. Слева
получаем 15 т/мес, справа – 28 т/мес. Справа
переход, следовательно, участок 3-5 не
подходит.

Переходим
к участку 5-8, выбираем на нём точку 2 и
проверяем грузооборот слева и справа
от неё. Слева получаем 23 т/мес, справа –
20 т/мес. Так как есть небольшой перевес,
проверяем точку посередине: берём
магазин 5 и сравниваем грузооборот слева
и справа от него. Слева получаем 15 т/мес,
справа – 20 т/мес. Перевес выходит больше,
чем на участке 5-8, следовательно,
распределительный склад следует
разместить на участке 5-8 приблизительно
в точке 2.

1
(10 т/мес)

6
(10 т/мес)

7
(48 т/мес)

  1. Участок
    1-6-7 (рисунок 7).

2

1
Рисунок 7 – Анализ участка 1-6-7

Рисунок
7 – Анализ участка 1-6-7

Выбираем
на участке 1-6 точку 1 и сравниваем
грузооборот слева и справа от неё. Слева
получаем 10 т/мес, справа – 58 т/мес. Справа
значительный перевес, значит, переходим
к следующему участку.

На
участке 6-7 выбираем точку 2 и сравниваем
грузооборот слева и справа от неё.
Грузооборот слева составляет 20 т/мес,
справа – 48 т/мес. Перевес справа также
значительный, следовательно, проверяем
варианты размещения склада прямо в
магазинах. Магазин 6 не подходит, так
как при суммарном грузообороте слева
в 10 т/мес и справа в 48 т/мес получается
большой перевес. Следовательно, наиболее
оптимально разместить распределительный
склад в магазине 7.

  1. Участок
    1-6-7-8 (рисунок 8).

1
(10 т/мес)

6
(10 т/мес)


7
(48 т/мес)


8
(20 т/мес)

3

2


1

Рисунок
8 – Анализ участка 1-6-7-8

Выбираем
на участке 1-6 точку 1 и сравниваем
грузооборот слева и справа от неё. Слева
получаем 10 т/мес, справа – 78 т/мес. Справа
значительный перевес, значит, переходим
к следующему участку.

Выбираем
на участке 6-7 точку 2 и сравниваем
грузооборот слева и справа от неё. Слева
получаем 20 т/мес, справа – 68 т/мес. Справа
по-прежнему перевес, значит, переходим
к следующему участку.

Выбираем
на участке 7-8 точку 3 и сравниваем
грузооборот слева и справа от неё. Слева
получаем 68 т/мес, справа – 20 т/мес. Слева
сильный перевес, следовательно, необходимо
рассмотреть варианты размещения складов
в магазинах. Магазины 1 и 6 не подходят,
так как в таком случае справа получаем
сильный перевес грузооборота. Магазин
8 не подходит, так как получается перевес
грузооборота слева. При размещении
склада в магазине 7 получаем сумму
грузооборота слева 20 т/мес, справа –
также 20 т/мес, следовательно,
распределительный склад следует
разместить в магазине 7.

Вывод:
в
ходе лабораторной работы
были освоены методы определения места
расположения распределительного склада
на обслуживаемой территории: метод
определения центра тяжести грузопотоков
и метод пробной точки.

Соседние файлы в папке Лабораторные

  • #
  • #

Проблемы многих складов кроются в наличии «узких мест». Даже наличие одной такой помехи способно снизить производительность всей логистической системы.

«Узкие места» внешней и внутренней инфраструктуры: в чём они проявляются

Недостатки внешней и внутренней инфраструктуры могут вылиться в дополнительные издержки. Их обязательно нужно выявить и минимизировать. «Узкие места» склада можно разделить на внешние и внутренние (Таблица 1).

Таблица 1. Внутренние и внешние «узкие места» склада«

Внешние

Внутренние

  • ненадлежащее состояние, неудобное расположение или отсутствие дорог, проездов, рамп эстакад, доклевеллеров;
  • отсутствие разворотной площадки;
  • неудобное место стоянки для транспорта;
  • неудачная конфигурация земельного участка и складского комплекса;
  • неудобное расположение или отсутствие вспомогательных складских объектов: административно-бытового комплекса, котельной и т.п.
  • ненадлежащий уровень пола;
  • отсутствие мезонина;
  • низкие потолки;
  • неподходящая частота сетки колонн;
  • отсутствие или неподходящее складское оборудование;
  • несовершенные технологии в части складских операций: приёмки, маркировки, хранения, комплектации, отгрузки и т.п.

К каким проблемам склада приводят «узкие места»

На большинстве складов пол, находящийся на одном уровне с улицей, тормозит процесс разгрузки. Идеальный вариант — пол, поднятый на уровень от 1000 до 1200 мм от земли. Так пол прицепа фуры будет находиться на одном уровне с полом склада и процесс разгрузки ускорится.

Частая сетка колонн, низкие потолки и слабый пол склада мешают рационально разместить стеллажное оборудование и оптимизировать внутреннее пространство склада.

Неправильная установка оборудования в доках приведёт к значительным потерям тепла, а плохо спланированные системы вентиляции, отопления, кондиционирования и освещения — к потерям производительности.

Как избавиться от «узких мест»: наводим порядок на складе в три шага


Шаг 1. Проанализируйте текущее состояние складских ресурсов

Нужно проанализировать текущее состояние запасов и ресурсов и сделать прогноз на будущее.

Что следует анализировать:

  • принадлежность товара к товарной группе;
  • максимальный и минимальный запас товара (штук);
  • стоимость запаса товара (руб.);
  • количество палет (штук);
  • вместимость палет (штук товара);
  • размер поддона товара;
  • высота, площадь, вес и другие характеристики палеты.

Далее нужно спрогнозировать максимальный прирост объёма товара, беря в расчёт количество палет.


Шаг 2. Оцените, как склад взаимодействует с другими подразделениями

В складской логистике часто бывает разрыв в цепочке взаимодействий между сотрудниками различных подразделений: отделы логистики, продаж, закупок, маркетинга, бухгалтерия и т.д. Это приводит к дефициту или избытку продукции на складе, двойному учёту и другим негативным последствиям.

Прежде всего нужно собрать обратную связь от руководителей отделов и выяснить, какие проблемы и споры у них возникают при взаимодействии с другими отделами, и устранить эти недоработки.

По всем видам товарных запасов нужно установить зоны ответственности. За основу можно взять цикл Деминга — модель непрерывного улучшения процессов PDCA (англ. Plan — Do — Check — Act, «планируй — выполняй — проверяй — корректируй»).

Нужно оценить, как каждый из смежных отделов влияет на потерю производительности работы склада. Например, как быстро доводится информация о неисправности складского оборудования до сервисных и IT — служб. Как быстро они реагируют на заявку и т.п.

Определите пропускную способность склада и возможности отгрузки. Нужно проследить, с какой периодичностью и в каких объёмах грузы поступают на склад и отправляются со склада. Имеются ли возвраты.

Складской учёт и материальную ответственность лучше возложить на сотрудников, которые непосредственно задействованы на складе и понимают особенности его работы.


Шаг 3. Проанализируйте работу склада

Работу склада нужно оценивать с позиции оборачиваемости товаров (уровнем запасов и занимаемой площади). Так вы сможете понять, насколько быстро на складе осуществляются основные операции: отгрузка, приёмка, сортировка.

Нужно устранить факторы, мешающие поиску грузов и мест для размещения вновь прибывшего товара. А также составить временной план приёмки и обслуживания заказов.

6 ошибок склада, над которыми тоже нужно поработать

  1. Старайтесь рационально использовать всю площадь склада.
  2. Обратите внимание на закоулки помещения. Часто они заняты упаковкой, остатками выставочных образцов и различными неликвидами. Неликвид часто появляется, если на складе не отлажена ротация продукции, плохо отлажены системе учёта и работа с возвратом.

    Для каждого вида продукции нужно отвести отдельные зоны. Справиться с беспорядком поможет система визуального обозначения товара. Одна из распространённых схем:

    • зеленый цвет — проверенный и годный товар;
    • желтый — неопределенный статус;
    • красный — брак.
  3. Снижайте темпы амортизации.
  4. Частые поломки машин ведут к частым срывам погрузо-разгрузочных работ, нарушают функционирование склада и приводят к простоям.

    Важно понимать, кто занимается ремонтом техники: внутренняя служба или подрядчик. Если подрядчик — то как далеко он находится. Решить проблему поможет оптимизация сервисной службы или замена подрядчика.


  5. Разгрузите зоны быстрой обработки.
  6. Зону хранения можно разделить на секции в соответствии с оборачиваемостью различных групп товаров.


  7. Не допускайте пересортицы.
  8. Пересортица может привести к путанице и повышению вероятности, что заказчик получит не тот товар. Решением проблемы может стать снижение человеческого фактора и введение системы адресного хранения.


  9. Используйте систему идентификации.
  10. Отсутствие системы идентификации может привести к ошибкам при оформлении заказов, проблемами при возврате продукции, а истечение срока годности продукции не будет контролироваться.

    Необходимо ввести средства маркировки: надписи, штрихкоды, радиочастотный идентификатор (RFID).


  11. Применяйте гибкую и эффективную организационную структуру.

Каждый сотрудник должен понимать, что входит в его зону ответственности. Логичным решением будет ввести систему KPI, завязанную на показателях выполнения различных складских операций.

У компании обязательно должна быть стратегия логистики. С ней нужно увязывать все планируемые улучшения. Например, внедрение автоматизированной системы управления запасами товаров, формирование единого сервисного центра, внедрение системы «бережливого» склада.

Как оптимизировать складские процессы, рационально использовать складские объекты, выстроить систему мотивации персонала и ключевых сотрудников склада, расскажем на семинаре «Складская логистика. Как рассчитать и оптимизировать свой склад».

Проблема определения места расположения склада приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все поставщики и потребители компании, то склад (распределительный центр), скорее всего, будет размещен на пересечении магистралей.

Рассмотрим задачу выбора места расположения склада для распределительной системы, включающей один склад. Методы построения мультискладских систем более сложные, однако основаны на тех же принципах.

Основным, но не единственным фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно путем применения метода определения центра тяжести грузопотоков либо метода пробной точки (либо их сочетания).

Метод определения центра тяжести физической модели системы распределения

Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести самой пластины, с грузооборотом, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины.

Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Методом определения центра тяжести можно оптимизировать, например, размещение склада предприятия оптовой торговли, снабжающего магазины района продовольственными товарами. В этом случае необходимо уравновесить грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптового склада включает несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с этого склада, то на модели распределительной системы грузы могут быть пропорциональны численности населения соответствующих населенных пунктов.

Задача определения точки территории, соответствующей центру тяжести физической модели системы распределения, может быть решена с помощью известных математических формул.

В качестве примера найдем место для размещения склада в распределительной системе, обслуживающей пять потребителей (рис. 1). Нанесем на карту района обслуживания координатные оси и найдем координаты точек, в которых размещены потребители материального потока, например, магазины (на рис. 1 указаны номера магазинов, в скобках — их месячный грузооборот).

Рис. 1. Определение места расположения склада методом поиска центра тяжести грузовых потоков

Координаты центра тяжести грузовых потоков (хсклад, yсклад), то есть точки, в которых может быть размещен распределительный склад, определяются по формулам:

На реальной местности точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным на карте центром тяжести грузопотоков, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.

Определение места расположения распределительного центра методом пробной точки 

Предлагаемый метод позволяет определить оптимальное место размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог на обслуживаемом участке.

Вначале на примере отдельного линейного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги произвольной длины (участок АH, рис. 2) имеется 8 потребителей материального потока: А, В, С, D, E, F, G и H. Месячный объем завоза товаров к каждому из них указан в скобках. Оптимальное место расположения распределительного склада легко определить по методу, который можно назвать методом пробной точки.

Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.

Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров.

Рис. 2. Определение оптимального места расположения склада на участке обслуживания методом пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)

Левый по отношению к пробной точке объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным на всем участке обслуживания слева от этой точки.

Правый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным справа от нее.

Участок обслуживания проверяют, начиная с крайнего левого конца. Вначале анализируют первый отрезок участка (в нашем случае — отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма объемов завоза товаров к потребителям, находящимся слева и справа от поставленной точки. Если объем завоза к потребителям, находящимся справа, больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.

Перенос пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов завоза к потребителям с левой стороны не превысит сумму объемов завоза к потребителям с правой стороны. Склад может размещаться в начале этого отрезка, то есть слева от пробной точки. В нашем примере это точка F.

Рассмотрим вариант, представленный на рис. 3, когда сумма объемов завоза слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой. Отметим начало этого отрезка — точку O — как первое из возможных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания, и продолжим анализ до появления отрезка, для пробной точки которого значение левого объема завоза будет выше правого. Начало этого отрезка (точка P) определит последнее из возможных мест расположения распределительного центра на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка OP участка обслуживания.

Рис. 3. Определение оптимального расположения склада при равенстве левого и правого грузооборотов пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)

Для определения методом пробной точки оптимального узла транспортной сети прямоугольной конфигурации и размещения в нем распределительного склада следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты Х и координаты Y искомого узла.

В качестве примера рассмотрим обслуживаемую систему, состоящую из четырех потребителей (рис. 4; справа от потребителей указан месячный объем завоза). Сеть дорог прямоугольная. Присваивая ординатам и абсциссам потребителей соответствующие значения объема завоза, методом пробной точки найдем ординату и абсциссу оптимального узла транспортной сети. Размещение распределительного склада в найденном узле обеспечит минимальное значение грузооборота транспорта по доставке товаров в магазины.

Применив метод пробной точки к ситуации, приведенной на рис. 1, получим координаты склада (X = 77, Y = 45), обеспечивающие минимум грузооборота транспорта при условии, что сеть дорог на местности будет иметь прямоугольную конфигурацию.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр

В заключение перечислим и охарактеризуем факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято.

1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов. Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: на случай пожара к складам должен быть свободный проезд пожарной техники.

Любой распределительный центр, являясь элементом некоторой логистической системы, разворачивается в сложную систему. Складские помещения распределительного центра — только один из элементов этой системы. Для эффективного функционирования распределительного центра на отведенном для него участке необходимо организовать функционирование всех остальных элементов, так как недооценка любого из них может отрицательно сказаться на работе всего центра. В частности, на отводимой территории необходимо разместить:

  • административно-бытовые помещения, включающие центральный офис, столовую, санитарно-бытовые помещения для рабочих,
  • пост охраны,
  • устройства для сбора и обработки отходов.

2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов.

3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

4. Местное законодательство. Необходимо учесть местные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и др.

5. Строительные факторы. Следует учесть общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, то есть расстояния между зданиями, подъезд к ним и т.п.

Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

В качестве примера того, как были учтены различные факторы при выборе места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории, рассмотрим задачу размещения оптового продовольственного рынка на территории обслуживаемого населенного пункта. Размещение оптовых рынков требует учета большого числа факторов. При этом основными из них являются:

  • размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами оптового рынка;
  • наличие развитой транспортной инфраструктуры: автодороги, железные дороги, аэропорты, водные магистрали,
  • возможность расширения участка земли в связи с ростом торговой активности рынка.

Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от застроек площадке, месторасположение которой позволяло бы потенциальным покупателя добираться до рынка в приемлемое время. Однако экономические расчеты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, при этом часть ее персонала была принята на работу. Выбор варианта был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров.

А.М. Гаджинский, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой логистики Московского университета потребительской кооперации, эксперт по логистике клуба ЮНЕСКО «Академия»

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 8, 2004.

Практическая работа

Определение места расположения распределительного склада на
обслуживаемой территории.

по дисциплине ОП.15 Организация и управление складскими
процессами на предприятии

для
специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Цель: получить практические навыки  по определению места расположения
распределительного склада на обслуживаемой территории, используя  метод
определения центра тяжести грузопотоков.

Ход
выполнения работы:

1.    
Ознакомиться с методическими рекомендациями

2.    
Выполнить задания

3.    
Ответить на контрольные
вопросы

4.    
Оформить отчёт и сделать вывод
по практической работе

Методические рекомендации

Распределительный центр – это склад, с которого производится отгрузка на
другие склады организации. При этом торговля в подобных центрах занимает в
структуре товарооборота незначительную долю. Транспортные расходы могут
существенно изменяться не только в зависимости от количества складов, но также
и от места расположения этих складов на обслуживаемой территории.

Определение оптимального места расположения распределительного центра в
зоне обслуживания его потребителей основано на минимизации транспортных
расходов по доставке товаров. В такой постановке задача решается лишь при
наличии в зоне обслуживаемых потребителей развитой сети дорог, так как в
противном случае решение, скорее всего, будет очевидным. Например, если в
обслуживаемой зоне есть только две пересекающиеся дороги (магистрали), вдоль
которых расположены потребители, то распределительный склад следует разместить
на их пересечении.

Рассмотрим задачу выбора места расположения склада для
распределительной системы, включающей один склад
. Методы построения
мультискладских систем более сложные, однако основаны на тех же принципах.

Основным, но не единственным фактором, влияющим на выбор места
расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать
эти затраты можно путем применения метода определения центра тяжести
грузопотоков либо метода пробной точки (либо их сочетания).

В рамках проведения данной практической работы, воспользуемся  методом
определения центра тяжести физической модели системы распределения.

Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть
его состоит в следующем.

Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой
повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения
потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален
величине потребляемого в данном пункте потока.

Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр
разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести
изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального
потока на территории района будут минимальны.

http://ok-t.ru/mylektsiiru/baza3/112022602330.files/image008.jpg

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая
будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта ошибка выразится
присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести
самой пластины, с грузооборотом, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем
меньше, чем меньше вес пластины.

Применение описанного метода имеет одно ограничение.
На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места
размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим
моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае
будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и
моделируемого объекта.

Методом определения центра тяжести можно оптимизировать, например,
размещение склада предприятия оптовой торговли, снабжающего магазины района
продовольственными товарами. В этом случае необходимо уравновесить грузообороты
обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптового склада включает
несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с
этого склада, то на модели распределительной системы грузы могут быть
пропорциональны численности населения соответствующих населенных пунктов.

Задача определения точки территории, соответствующей центру
тяжести физической модели системы распределения, может быть решена с помощью
известных математических формул.

В качестве примера найдем место для размещения склада в
распределительной системе, обслуживающей пять потребителей (рис. 1). Нанесем на
карту района обслуживания координатные оси и найдем координаты точек, в которых
размещены потребители материального потока, например, магазины (на рис. 1
указаны номера магазинов, в скобках — их месячный грузооборот, в таблице 1-
исходные данные)

https://www.profiz.ru/pictures/arts/r_0804_1.gif

Рис. – 1 Определение места расположения склада
методом поиска центра тяжести грузовых потоков

Координаты центра тяжести грузовых потоков (хсклад, yсклад),
то есть точки, в которых может быть размещен распределительный склад,
определяются по формулам:

https://konspekta.net/studopedianet/baza9/8741750187118.files/image014.png ,
                                                       
(1)

https://konspekta.net/studopedianet/baza9/8741750187118.files/image016.png ,
                                                       
(2)

где, Гi –грузооборот
i-го магазина;

Xi, Yi – координаты i –го магазина.

Таблица 1 — Грузооборот и
координаты обслуживаемых магазинов

№ магазина

Координата Х, км

Координата Y, км

Грузооборот, т/месс

1

26

58

20

2

46

29

10

3

77

38

20

4

88

45

30

5

96

19

10

Х склад = 26*20+46*10+77*20+88*30+96*10 =68

                                  
     20+10+20+20+30+10

Y склад = 58*20+29*10+38*20+45*30+19*10
=42

                                          
20+10+20+20+30+10

       Итак,
расчёт показывает, что склад необходимо разместить в точке с коодинатами
X=68, Y=42.

 Задание
1. Выбор места расположения склада.

На территории
района имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами.

Методом
определения центра тяжести грузопотока найти ориентировочное место для
расположения склада, снабжающего магазины и указать эту точку на чертеже.

Прежде, чем
приступить к расчетам, необходимо выполнить чертеж к заданию. Для этого на
миллиметровой бумаге нанести координатные оси, а затем точки, в которых
размещены магазины. Рекомендуемый масштаб: одно миллиметровое деление – 1 км.

 Исходные
данные для расчета представлены в таблице 2.

Таблица 2 —
Грузооборот и координаты обслуживаемых магазинов

№ магазина

Координата
Х, км

Координата Y, км

Грузооборот, т/мес

1

10

11

16

2

24

40

9

3

45

56

25

4

35

25

10

5

60

35

10

6

67

20

20

7

80

28

45

8

105

45

30

Задание 2.

Перечислите факторы, которые необходимо учитывать при выборе
участка под распределительный центр уже после того, как решение о
географическом месторасположении центра принято.

Контрольные вопросы:

1.                
В чем заключается суть метода определения
центра тяжести физической модели системы распределения?

2.                
С помощью каких математических формул решается задача определения
точки территории, соответствующей центру тяжести физической модели системы
распределения?

Использованная литература:

1.                
Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для
бакалавров/ -21-е изд.-М.: Издательство: Дашков и К, 2017.-420 с.

2.                
Неруш, Ю.М. Логистика : учебник и
практикум для СПО / Ю. М. Неруш, А.  Ю.  Неруш.  —  5-е  изд.,  перераб.  и 
доп.  —  М.  :  Издательство  Юрайт,  2019. — 559 с.

Добавить комментарий