Как найти наибольшее наименьшее значение функции параболы


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Во многих задачах требуется вычислить максимальное или минимальное значение квадратичной функции. Максимум или минимум можно найти, если исходная функция записана в стандартном виде: f(x)=ax^{2}+bx+c или через координаты вершины параболы: f(x)=a(x-h)^{2}+k. Более того, максимум или минимум любой квадратичной функции можно вычислить с помощью математических операций.

  1. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 1

    1

    Запишите функцию в стандартном виде. Квадратичная функция – это функция, уравнение которой включает переменную x^{2}. Уравнение может включать или не включать переменную x. Если уравнение включает переменную с показателем степени больше 2, оно не описывает квадратичную функцию. Если нужно, приведите подобные члены и переставьте их, чтобы записать функцию в стандартном виде.[1]

  2. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 2

    2

  3. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 3

    3

  4. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 4

    4

    Найдите соответствующее значение f(x). Подставьте найденное значение «x» в исходную функцию, чтобы найти соответствующее значение f(x). Так вы найдете минимум или максимум функции.

  5. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 5

    5

    Реклама

  1. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 6

    1

    Запишите квадратичную функцию через координаты вершины параболы. Такое уравнение имеет следующий вид:[3]

  2. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 7

    2

  3. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 8

    3

    Найдите минимальное или максимальное значение функции. Если функция записана через координаты вершины параболы, минимум или максимум равен значению коэффициента k. В приведенных выше примерах:

  4. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 9

    4

    Реклама

  1. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 10

    1

    Сначала рассмотрим стандартный вид уравнения. Запишите квадратичную функцию в стандартном виде: f(x)=ax^{2}+bx+c. Если нужно, приведите подобные члены и переставьте их, чтобы получить стандартное уравнение.[5]

    • Например: f(x)=2x^{2}-4x+1.
  2. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 11

    2

    Найдите первую производную. Первая производная квадратичной функции, которая записана в стандартном виде, равна f^{{prime }}(x)=2ax+b.[6]

  3. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 12

    3

    Производную приравняйте к нулю. Напомним, что производная функции равна угловому коэффициенту функции в определенной точке. В минимуме или максимуме угловой коэффициент равен нулю. Поэтому, чтобы найти минимальное или максимальное значение функции, производную нужно приравнять к нулю. В нашем примере:[7]

    • f^{{prime }}(x)=4x-4
    • 0=4x-4
  4. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 13

    4

  5. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 14

    5

  6. Изображение с названием Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 15

    6

    Запишите ответ. Вы вычислили максимум или минимум функции. В нашем примере f(x)=2x^{2}-4x+1 координаты вершины равны (1,-1). Коэффициент a положительный, поэтому парабола направлена вверх. Следовательно, минимальное значение функции – это координата «у» вершины, которая равна -1.[10]

    Реклама

Советы

  • Ось симметрии параболы описывается уравнением x=h.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 95 770 раз.

Была ли эта статья полезной?


Download Article


Download Article

For a variety of reasons, you may need to be able to define the maximum or minimum value of a selected quadratic function. You can find the maximum or minimum if your original function is written in general form, f(x)=ax^{2}+bx+c, or in standard form, f(x)=a(x-h)^{2}+k. Finally, you may also wish to use some basic calculus to define the maximum or minimum of any quadratic function.

  1. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 1

    1

  2. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 2

    2

    Advertisement

  3. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 3

    3

  4. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 4

    4

    Find the corresponding f(x) value. Insert the value of x that you just calculated into the function to find the corresponding value of f(x). This will be the minimum or maximum of the function.

  5. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 5

    5

  6. Advertisement

  1. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 6

    1

    Write your quadratic function in standard or vertex form. The standard form of a general quadratic function, which can also be called the vertex form, looks like this:[4]

  2. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 7

    2

  3. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 8

    3

    Identify the minimum or maximum value. When the function is written in standard form, finding the minimum or maximum value is as simple as stating the value of the variable k. For the two example functions given above, these values are:

  4. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 9

    4

  5. Advertisement

  1. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 10

    1

    Start with the general form. Write your quadratic function in general form, f(x)=ax^{2}+bx+c. If necessary, you may need to combine like terms and rearrange to get the proper form.[7]

    • Begin with the sample function f(x)=2x^{2}-4x+1.
  2. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 11

    2

    Use the power rule to find the first derivative. Using basic first-year calculus, you can find the first derivative of the general quadratic function to be f^{{prime }}(x)=2ax+b.[8]

  3. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 12

    3

    Set the derivative equal to zero. Recall that derivative of a function tells you the slope of the function at that selected point. The minimum or maximum of a function occurs when the slope is zero. Therefore, to find where the minimum or maximum occurs, set the derivative equal to zero. Continue with the sample problem from above:[9]

    • f^{{prime }}(x)=4x-4
    • 0=4x-4
  4. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 13

    4

  5. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 14

    5

  6. Image titled Find the Maximum or Minimum Value of a Quadratic Function Easily Step 15

    6

    Report your solution. The solution gives you the vertex of the maximum or minimum point. For this sample function, f(x)=2x^{2}-4x+1, the vertex occurs at (1,-1). The coefficient a is positive, so the function opens upward. Therefore, the minimum value of the function is the y-coordinate of the vertex, which is -1.[12]

  7. Advertisement

Practice Problems and Answers

Add New Question

  • Question

    How do you tell if a parabola is maximum or minimum?

    Jake Adams

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Jake Adams is an academic tutor and the owner of Simplifi EDU, a Santa Monica, California based online tutoring business offering learning resources and online tutors for academic subjects K-College, SAT & ACT prep, and college admissions applications. With over 14 years of professional tutoring experience, Jake is dedicated to providing his clients the very best online tutoring experience and access to a network of excellent undergraduate and graduate-level tutors from top colleges all over the nation. Jake holds a BS in International Business and Marketing from Pepperdine University.

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    First solve for a. If the value of a is a positive number, you’ll have an upward-facing parabola and you’ll need to find its minimum value. If a is a negative number, you’ll have a downward-facing parabola and you’ll need to find its maximum value.

  • Question

    How do you tell if a parabola is up or down?

    Jake Adams

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Jake Adams is an academic tutor and the owner of Simplifi EDU, a Santa Monica, California based online tutoring business offering learning resources and online tutors for academic subjects K-College, SAT & ACT prep, and college admissions applications. With over 14 years of professional tutoring experience, Jake is dedicated to providing his clients the very best online tutoring experience and access to a network of excellent undergraduate and graduate-level tutors from top colleges all over the nation. Jake holds a BS in International Business and Marketing from Pepperdine University.

    Jake Adams

    Academic Tutor & Test Prep Specialist

    Expert Answer

    Support wikiHow by
    unlocking this expert answer.

    You can remember this concept by thinking about smiles and frowns. If someone is positive they smile, and if someone is negative, they frown. Similarly, a positive number will have an upward-facing parabola, and a negative number will have a downward-facing parabola.

  • Question

    How do I graph a quadratic function?

    Community Answer

    First, create a data table with multiple experimental values for x. Sub in those x coordinates and get y coordinates. Plot these along the x and y axis and join the dots with a smooth curve.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • The parabola’s axis of symmetry is x = h.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To find the maximum or minimum value of a quadratic function, start with the general form of the function and combine any similar terms. For example, if you’re starting with the function f(x) = 3x + 2x – x^2 + 3x^2 + 4, you would combine the x^2 and x terms to simplify and end up with f(x) = 2x^2 + 5x + 4. Now figure out which direction the parabola opens by checking if a, or the coefficient of x^2, is positive or negative. If it’s positive, the parabola opens upward. If it’s negative, the parabola opens downward. In the function f(x) = 2x^2 + 5x + 4, the coefficient of x^2 is positive, so the parabola opens upward. Next, find the x value of the vertex by solving -b/2a, where b is the coefficient in front of x and a is the coefficient in front of x^2. In the function f(x) = 2x^2 + 5x + 4, b = 5 and a = 2. Therefore, you would divide -5 by 2 times 2, or 4, and get -1.25. Finally, plug the x value into the function to find the value of f(x), which is the minimum or maximum value of the function. The function f(x) = 2x^2 + 5x + 4 would become f(-1.25) = 2(-1.25)^2 + 5(-1.25) + 4, or f(-1.25) = 0.875. If the parabola opens upward, your answer will be the minimum value. If the parabola opens downward, your answer is the maximum value. In this example, since the parabola opens upward, f(-1.25) = 0.875 is the minimum value of the function. If you want to learn how to use standard or vertex form for your formula, keep reading the article!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 2,390,263 times.

Reader Success Stories

  • FantageGamer

    FantageGamer

    Apr 13, 2017

    “Unlike other sites or even YouTube videos, this website will break it down for you like you’re a six-year-old.…” more

Did this article help you?

Определение

Наибольшим или наименьшим значением функции в определенной области называют наибольшее или наименьшее значение, которое достигает эта функция на указанной области.

Чтобы найти наибольшее или наименьшее значение функции в данной области, нужно решить задачу на экстремум, то есть найти производную заданной функции, приравнять её к нулю и найти точки, в которых производная функции обращается в нуль. Потом из этих точек нужно выбрать только те, которые входят в нашу заданную область. Затем нужно вычислить значение функций в этих точках. Кроме этого, нужно найти значение функции в граничных точках заданной области (если это отрезок) и сравнить их со значениями в точках экстремума. Потом можно сделать вывод о наименьшем или наибольшем значении функции в данной области.

Пример 1

Определить наименьшее и наибольшее значения функции y=x3−6×2+9y=x^3-6x^2+9 на отрезке [−1;2][-1;2].

Решение

Сначала вычисляем производную исходной функции:

y′=3×2−12xy’=3x^2-12x

Затем приравниваем ее к нулевому значению и решаем уравнение:

3×2−12x=03x^2-12x=0

x(3x−12)=0x(3x-12)=0

x1=0x_1=0

x2=4x_2=4

Затем — непосредственный поиск максимального и минимального значений функции на заданном отрезке. Важно отметить, что точка x=4x=4 не входит в заданный отрезок, поэтому значение функции в этой точке вычислять не требуется.

Находим значение функции в точке x1x_1:

f(0)=9f(0)=9

Кроме этого, нужно найти значение функции в граничных точках нашего отрезка, то есть в точках x=−1x=-1 и x=2x=2:

f(−1)=−1−6+9=2f(-1)=-1-6+9=2

f(2)=8−24+9=−7f(2)=8-24+9=-7

Получаем, что на заданном отрезке, наименьшее значение функции, которое равно −7-7, достигается в точке x=2x=2 , а наибольшее значение, равное 99, достигается в точке x=0x=0.

Пример 2

Найти наибольшее и наименьшее значение функции-параболы y=3x2y=3x^2 на всей области её определения.

Решение

Функция y=3x2y=3x^2 определена на всем интервале от минус бесконечности к плюс бесконечности. Найдем производную этой функции:

y′=6xy’=6x

Приравниваем производную к нулю:

6x=06x=0

x=0x=0

Точка x=0x=0 — единственный экстремум этой функции. В этой точке функция равна f(0)=0f(0)=0. Остается решить максимум это или минимум.

Так как график нашей функции это парабола, ветви которой направлены вверх (поскольку 3>03>0), то точка x=0x=0 — точка минимума этой функции. Следовательно, функция y=3x2y=3x^2 достигает своего минимального значения в точке x=0x=0 равного 00. Максимального значения эта функция не имеет. Оно только приближается к сколь угодно большому числу когда значение аргумента стремится к плюс или минус бесконечности.

Тест по теме “Наибольшие и наименьшие значения функции”

Не можешь разобраться в этой теме?

Обратись за помощью к экспертам

Бесплатные доработки

Гарантированные бесплатные доработки

Быстрое выполнение

Быстрое выполнение от 2 часов

Проверка работы

Проверка работы на плагиат

Тип урока: урок
комплексного применения знаний.

Цели
урока.                                                                                                                                       

Общеобразовательная:                                                                                       
           
углубление и расширение знаний обучающихся
по теме «Квадратичная функция» для применения в практической
деятельности;                                                                          
формирование навыков использования функционально – графического представления
для решения прикладных
задач.                                                                                                                     

Развивающая:                                                                      
                                             
развитие
умения логически обосновывать
рассуждения;                                                       развитие
умственных способностей, способностей к математическому творчеству путём
решения задач;                                                                                                                                                                                           развитие
коммуникативных навыков в ходе совместных действий обучающихся.                                          

Воспитательная:                                                                                                      
обоснование значения математики как языка для
построения математических моделей  процессов и явлений окружающего мира.

В результате
ученик                                                                                                                                                        
знает
 теорему
о наибольшем (наименьшем) значении квадратичной функции и следствие из
теоремы;                                                                                                                                                                                  
умеет    иллюстрировать алгебраические условия с помощью графика,
определять наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции, находить
область значений квадратичной функции, применять теоретические знания при
решении прикладных задач;                                                          осознаёт
  важную роль математики  в развитии цивилизации и культуры.

Цели применения ИКТ:                                                                                                                   
  наглядное
и динамическое представление учебной информации,                               
– повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся,                                           
– активизация творческого потенциала учащихся в образовательном         
процессе,                                                                                                                                                  

I.
Мотивационно- ориентировочная часть
.

1.
Актуализация знаний, умений и навыков.  

 Среди
данных функций выберите квадратичные функции:
                                                                     1)
у =
 – 3х +1;  2) у = – 6х + 23;  3) у = –
0,9 х + 6,5
   4) у =;  5 )у = – 8;          6) у = –+ 4х
-8.                                                                                                                         Какая
функция называется квадратичной?
                                                          
    При изучении темы «Квадратичная функция и её свойства» вы научились
находить наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции.            

№1.
Определите, наибольшее или наименьшее значение принимает функция.   Найдите
его.  (Слайды 2,3)

dfec8435-09c4-47cf-9505-5db93edb0efc.png                                                                                       

12dd2219-cbdc-46ce-9a53-50f4081a8e70.png

                                                                                  
                                                          – Что определяет,
наибольшее или наименьшее значение принимает квадратичная функция?

Найдите
наибольшее и наименьшее значения функции при х
.                   (Слайд 4)

clip_image046.png

№2. Не
выполняя построения графика, определите наибольшее или наименьшее значение
принимает функция. Найдите его.

а) у =+ 4х +11; б) у = 3х – 1.   (Слайд 5)

– Как
можно определить наибольшее и наименьшее значение квадратичной функции?

Выделяют
два способа нахождения наибольшего (наименьшего) значения квадратичной
функции

-по
графику функции,

-по
формуле вершины параболы.

2.
Обобщение и систематизация знаний.


Наибольшее или наименьшее значение принимает квадратичная функция при
a0? при a?

В какой
точке функция достигает наибольшее значение? Наименьшее значение?

Сформулируйте
теорему. (Слайд 6)

пар2.jpg

При афункция принимает наименьшее значение                                  при х = = –b/2a. Наибольшего
значения нет. Область значений:
. При афункция принимает наибольшее значение                                   при х =
= –b/2a. Наименьшего
значения нет. Область значений:
.

3.Мотивация.                           
                                                                                                 Задачи,
требующие определить условия, при которых некоторая величина  принимает
наибольшее или наименьшее значение, часто встречается в технике,
естествознании, повседневной практической деятельности людей. Например, каких
размеров должен быть ящик, чтобы при заданном расходе материала его объём
быть наибольшим?  В каком месте следует построить мост через реку, чтобы
дорога, проходящая через него и соединяющая два города, была кратчайшей?
Такие задачи имеют большое практическое значение и решаются с помощью
математики.


Определите и сформулируйте цели урока.

4.
Постановка учебной задачи.

Я
предлагаю вам решить задачу Дидоны.                                                                 Дидона
– основательница города Карфагена и его первая царица.

(Слайд
7).

№3. Задача
Дидоны.                                                                                                                          Согласно
легенде, вынужденная бежать из своего родного города, Дидона вместе со своими
спутниками прибыла на северный берег Африки и хотела приобрести у местных
жителей место для своего нового поселения.  Ей согласились уступить участок
земли, однако не больше, чем объемлет воловья шкура. Хитроумная Дидона
разрезала воловью шкуру на узенькие ремешки и, разложив их, сумела ограничить
гораздо большую площадь по сравнению с той, которую можно было бы покрыть
шкурой целиком.

(Слайд
8).

II.
Операционно-познавательная часть.

1.Моделирование.

Ученики
обсуждают план решения задачи в группах, выстраивают модель решения задачи.

 Если
учесть, что Дидона выбрала участок, прилегающий к берегу моря, то на языке
математики задача (в частном случае) звучит так: предположим, что береговая
линия – прямая, ограниченный воловьими ремешками участок – прямоугольник, тогда
надо найти прямоугольник, имеющий наибольшую площадь.

2. Решение
учебно-познавательной
задачи.                                                          Пусть
b – длина
воловьих ремешков,

 – меньшая сторона,

 – большая сторона

 

=                                                                                                                                          

 

Наибольшую
площадь будет иметь прямоугольник со сторонами
b/4 и b/2.

(Слайд
9).

– Как
должен располагаться этот прямоугольный участок по отношению к берегу:
примыкать к нему меньшей или большей стороной?

3.
Осознание общего способа действий.


Составьте алгоритм решения задачи.

Таким образом,
чтобы решить задачу на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции,
нужно

1.Составить
математическую модель
задачи.                                                                                                   
2. Задать квадратичную
функцию.                                                                                                              
3.Найти наибольшее (наименьшее) значение квадратичной
функции.                                                    4.Полученный
ответ соотнести с вопросом задачи.

(Слайд
10).

4.
Применение.


Знаете, какая геометрическая задача на нахождение наибольшего (наименьшего)
значения квадратичной функции является самой
древней?                                                              №4.
Какой из всех прямоугольников данного периметра имеет наибольшую площадь?

Решение
этой задачи было известно ещё математикам Древней
Греции.                                    

 –
Предлагаю решить эту задачу
самостоятельно.                                                    Учитель
направляет деятельность учеников, даёт индивидуальные консультации.

Решение.                                                                      
                                                 Пусть х –  сторона
прямоугольника, р –
периметр,                                                      тогда   
 – вторая
сторона.                                                                                                                  
                                                                                                                                                                                                                                                                                             ;                                                                                                                                                                                         
– первая сторона прямоугольника
;                                                                                                      
  –  вторая
сторона.                                                                                                                         
Ответ: квадрат со стороной
.

(Слайд
11).

– Кто
успешно справился с задачей?                                                 
                                –  У кого возникли трудности?
Какие?                                                              Обобщим
полученный результат. Замените слова «стороны прямоугольника» словами «два
положительных числа», «периметр» – «сумма чисел»,                 «площадь»
–  «произведение». Сформулируйте следствие из теоремы.

(Слайд12).

 Применим
полученные знания к решению физической задачи.

№5.
Расстояние между пунктами А и В, расположенными на прямой магистрали, 9км. 
Из А в В выходит автомашина со скоростью 40 км/ч, одновременно из В в том же
направлении выезжает мотоциклист с постоянным ускорением 32 км/ч. Определите
наибольшее расстояние, которое может быть между автомашиной и мотоциклистом в
течение первых двух часов движения.

(Слайд
13).

Учитель
предлагает составить математическую модель задачи. Организует индивидуальную
работу учащихся, по необходимости – работу консультантов.

Решение.               
                                                                                                       Машина
находится от пункта А на расстоянии 40
t
км,                                             мотоциклист на расстоянии (16
+9)км.

S==  =16

 Расстояние
между ними   у =/16
+9 – 40t/

=5/4

=16

Ответ:
16км.

(Слайд
14).

III.Рефлексивно
– оценочная часть
.

1.Подведение
итогов.

– Что
нового вы узнали на уроке? Чему научились?

– Какие
цели были поставлены в начале урока? Удалось ли их достичь?

2.Самооценка
усвоения материала.

Оцените
по 5-бальной шкале свой вклад в решение общей учебной задачи.

3.Планирование
дальнейшей деятельности в изучении темы.

На двух
последующих уроках мы будем применять теорему о наибольшем (наименьшем)
значении функции при решении заданий с параметрами.

4.Задание
на дом.

1.
Докажите теорему и следствие из неё.

2. №6. 
Докажите, что из всех треугольников данного периметра наибольшую площадь
имеет равносторонний.

4.
Творческое задание. Представьте решение задачи практического содержания на
нахождение наибольшего и наименьшего значения квадратичной функции.

(Слайд
15).

Учитель
выставляет оценки, благодарит обучающихся за работу.

5.
Рефлексия.

В конце урока обучающимся
предложено
ответить на вопросы. (Слайд 16).

1.Бурмистрова Т.А.   Программы
общеобразовательных учреждений.  Алгебра 7-9 классы. – М.:   Просвещение,2012.

2.Макарычев Ю.Н. и др.  Учебник Алгебра 9 класс.
–  М.: Просвещение, 2012.

3.Шарыгин И.Ф.   Факультативный курс по
математике. – М.; Просвещение, 2009.

4. Кузнецова Л.В. и др.  Алгебра. Сборник
заданий для ГИА в 9классе. – М.: Просвещение, 2010.

5. Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С.  
Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы.- Волгоград: Учитель,2007.  

6.Костерина Н.П.   Задачи повышенной трудности
в курсе алгебры 7-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.

7.Иванова Т.А.  Современный урок
математики: теория, технология, практика. – Н. Новгород: НГПУ, 2010.

8.Мичасова М.А., Малышев И.Г., Иванов
Б.Н.  подготовка к ЕГЭ по математике. ЗаданияС1-С6. – Н.Новгород: НИРО, 2010

Ресурсы
сети Интернет.

Как найти наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. Задание 12.

Как найти наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке?

Для этого мы следуем известному алгоритму:

1 . Находим ОДЗ функции.

2 . Находим производную функции

3 . Приравниваем производную к нулю

4 . Находим промежутки, на которых производная сохраняет знак, и по ним определяем промежутки возрастания и убывания функции:

Если на промежутке I производная функции 0″ title=”f^(x)>0″/>, то функция возрастает на этом промежутке.

Если на промежутке I производная функции , то функция убывает на этом промежутке.

5 . Находим точки максимума и минимума функции.

В точке максимума функции производная меняет знак с “+” на “-“.

В точке минимума функции производная меняет знак с “-” на “+”.

6 . Находим значение функции в концах отрезка,

  • затем сравниваем значение функции в концах отрезка и в точках максимума, и выбираем из них наибольшее, если нужно найти наибольшее значение функции
  • или сравниваем значение функции в концах отрезка и в точках минимума, и выбираем из них наименьшее, если нужно найти наименьшее значение функции

Однако, в зависимости от того, как себя ведет функция на отрезке, это алгоритм можно значительно сократить.

Рассмотрим функцию . График этой функции выглядит так:

В зависимости от того, на каком промежутке мы будем рассматривать функцию, алгоритм нахождения наибольшего или наименьшего значения будет различным.

1. Рассмотрим функцию на отрезке

Функция возрастает на этом отрезке, поэтому наибольшее значение она будет принимать в правом конце отрезка: , а наименьшее – в левом: .

2. Рассмотрим функцию на отрезке

Очевидно, что наибольшее значение функция принимает в точке максимума , а наименьшее – в одном из концов отрезка, то есть надо найти значения и и выбрать из них наименьшее.

3. Если мы рассмотрим функцию на отрезке , то чтобы найти наибольшее значение, нам нужно будет сравнить значения функции в точке максимума и в правом конце отрезка, то есть и .

Чтобы найти наименьшее значение функции, нам нужно будет сравнить значения функции в точке минимума и в левом конце отрезка, то есть и .

Эти рассуждения очевидны, если перед глазами есть график функции. Но эскиз графика легко нарисовать, проведя исследование функции с помощью производной:

1. ОДЗ функции – множество действительных чисел.

2.

3. , если или

Нанесем корни производной на числовую ось и расставим знаки. Теперь поведение функции легко определить, и, следуя за стрелками, символизирующими возрастание – убывание, можно схематично изобразить ее график:

Рассмотрим несколько примеров решения задач из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике

1 . Задание B15 (№ 26695)

Найдите наибольшее значение функции на отрезке .

1. Функция определена при всех действительных значениях х

2.

3.

Очевидно, что это уравнений не имеет решений, и производная при всех значениях х положительна. Следовательно, функция возрастает и принимает наибольшее значение в правом конце промежутка, то есть при х=0.

Ответ: 5.

2 . Задание B15 (№ 26702)

Найдите наибольшее значение функции на отрезке [].

1. ОДЗ функции /2+k, k” title=”x<>/2+k, k”/>

2.

Производная равна нулю при , однако, в этих точках она не меняет знак:

, следовательно, =3″ title=”3/>>=3″/>, значит, =0″ title=”3/>-3>=0″/>, то есть производная при всех допустимых значених х неотрицательна, следовательно, функция возрастает и принимает наибольшее значение в правом конце промежутка, при .

Чтобы стало очевидно, почему производная не меняет знак, преобразуем выражение для производной следующим образом:

=0″ title=”y^=3/>-3=<3-3cos^2>/>=<3sin^2>/>=3tg^2>=0″/>

Ответ: 5.

3 . Задание B15 (№ 26708)

Найдите наименьшее значение функции на отрезке [].

1. ОДЗ функции : /2+k, k” title=”x<>/2+k, k”/>

2.

3.

,

Расположим корни этого уравнения на тригонометрической окружности.

Промежутку принадлежат два числа: и

Расставим знаки. Для этого определим знак производной в точке х=0: . При переходе через точки и производная меняет знак.

Изобразим смену знаков производной функции на координатной прямой:

Очевидно, что точка является точкой минимума ( в ней производная меняет знак с “-” на “+”), и чтобы найти наименьшее значение функции на отрезке , нужно сравнить значения функции в точке минимума и в левом конце отрезка, .

Схитрим: так как результат должен быть целым числом, или конечной десятичной дробью, а таковым на является, следовательно подставим в уравнение функции

Ответ: -1

И.В. Фельдман, репетитор по математике.

Как решать задачи B15 без производных

Иногда в задачах B15 попадаются «плохие» функции, для которых сложно найти производную. Раньше такое было лишь на пробниках, но сейчас эти задачи настолько распространены, что уже не могут быть игнорированы при подготовке к настоящему ЕГЭ.

В этом случае работают другие приемы, один из которых — монотонность.

Функция f ( x ) называется на отрезке если для любых точек этого отрезка выполняется следующее:

Функция f ( x ) называется на отрезке если для любых точек этого отрезка выполняется следующее:

Другими словами, для возрастающей функции Для убывающей функции все наоборот:

Например, логарифм монотонно возрастает, если основание и монотонно убывает, если Не забывайте про область допустимых значений логарифма:

f ( x ) = log a x ( a > 0; a ≠ 1; x > 0)

Арифметический квадратный (и не только квадратный) корень монотонно возрастает на всей области определения:

Показательная функция ведет себя аналогично логарифму: растет и убывает Но в отличие от логарифма, показательная функция определена для всех чисел, а не только

f ( x ) = a x (a > 0)

Наконец, степени с отрицательным показателем. Можно записывать их как дробь. Имеют точку разрыва, в которой монотонность нарушается.

Все эти функции никогда не встречаются в чистом виде. В них добавляют многочлены, дроби и прочий бред, становится тяжело считать производную. Что при этом происходит — сейчас разберем.

Координаты вершины параболы

Чаще всего аргумент функции заменяется на квадратный трехчлен вида Его график — стандартная парабола, в которой нас интересуют:

  1. Ветви параболы — могут уходить вверх или вниз Задают направление, в котором функция может принимать бесконечные значения;
  2. Вершина параболы — точка экстремума квадратичной функции, в которой эта функция принимает свое наименьшее или наибольшее значение.

Наибольший интерес представляет именно вершина параболы, абсцисса которой рассчитывается по формуле:

Итак, мы нашли точку экстремума квадратичной функции. Но если исходная функция монотонна, для нее тоже будет точкой экстремума. Таким образом, сформулируем ключевое правило:

Точки экстремума квадратного трехчлена и сложной функции, в которую он входит, совпадают. Поэтому можно для квадратного трехчлена, а на функцию — забить.

Из приведенных рассуждений остается непонятным, какую именно точку мы получаем: максимума или минимума. Однако задачи специально составляются так, что это не имеет значения. Судите сами:

  1. Отрезок [ a ; b ] в условии задачи отсутствует. Следовательно, вычислять не требуется. Остается рассмотреть лишь точки экстремума;
  2. Но таких точек всего одна — это вершина параболы координаты которой вычисляются буквально устно и без всяких производных.

Таким образом, решение задачи резко упрощается и сводится всего к двум шагам:

  1. Выписать уравнение параболы и найти ее вершину по формуле:
  2. Найти значение исходной функции в этой точке: Если никаких дополнительных условий нет, это и будет ответом.

На первый взгляд, этот алгоритм и его обоснование могут показаться сложными. Я намеренно не выкладываю «голую» схему решения, поскольку бездумное применение таких правил чревато ошибками.

Рассмотрим настоящие задачи из пробного ЕГЭ по математике — именно там данный прием встречается чаще всего. Заодно убедимся, что таким образом многие задачи B15 становятся почти устными.

Задача. Найдите наименьшее значение функции:

Под корнем стоит квадратичная функция График этой функции − парабола ветвями вверх, поскольку коэффициент

x 0 = − b /(2 a ) = −6/(2 · 1) = −6/2 = −3

Поскольку ветви параболы направлены вверх, в точке функция принимает наименьшее значение.

Корень монотонно возрастает, значит точка минимума всей функции. Имеем:

Задача. Найдите наименьшее значение функции:

Под логарифмом снова квадратичная функция: График — парабола ветвями вверх,

x 0 = − b /(2 a ) = −2/(2 · 1) = −2/2 = −1

Итак, в точке квадратичная функция принимает наименьшее значение. Но функция монотонная, поэтому:

y min = y (−1) = log 2 ((−1) 2 + 2 · (−1) + 9) = . = log 2 8 = 3

Задача. Найдите наибольшее значение функции:

В показателе стоит квадратичная функция Перепишем ее в нормальном виде:

Очевидно, что график этой функции — парабола, ветви вниз Поэтому вершина будет точкой максимума:

Исходная функция — показательная, она монотонна, поэтому наибольшее значение будет в найденной точке

Внимательный читатель наверняка заметит, что мы не выписывали область допустимых значений корня и логарифма. Но этого и не требовалось: внутри стоят функции, значения которых всегда положительны.

Следствия из области определения функции

Иногда для решения задачи B15 недостаточно просто найти вершину параболы. Искомое значение может лежать на конце отрезка, а вовсе не в точке экстремума. Если в задаче вообще не указан отрезок, смотрим на область допустимых значений исходной функции. А именно:

Аргумент логарифма должен быть положительным:

y = log a f ( x ) ⇒ f ( x ) > 0

Арифметический квадратный корень существует только из неотрицательных чисел:

Знаменатель дроби не должен равняться нулю:

Обратите внимание еще раз: ноль вполне может быть под корнем, но в логарифме или знаменателе дроби — никогда. Посмотрим, как это работает на конкретных примерах:

Задача. Найдите наибольшее значение функции:

Под корнем снова квадратичная функция: Ее график — парабола, но ветви вниз, поскольку Значит, парабола уходит на минус бесконечность, что недопустимо, поскольку арифметический квадратный корень из отрицательного числа не существует.

Выписываем область допустимых значений (ОДЗ):

3 − 2 x − x 2 ≥ 0 ⇒ x 2 + 2 x − 3 ≤ 0 ⇒

Теперь найдем вершину параболы:

Точка принадлежит отрезку ОДЗ — и это хорошо. Теперь считаем значение функции а также на концах ОДЗ:

Итак, получили числа 2 и 0. Нас просят найти наибольшее — это число 2.

Задача. Найдите наименьшее значение функции:

Внутри логарифма стоит квадратичная функция Это парабола ветвями вниз, но в логарифме не может быть отрицательных чисел, поэтому выписываем ОДЗ:

6 x − x 2 − 5 > 0 ⇒ x 2 − 6 x + 5 x 0 = − b /(2 a ) = −6/(2 · (−1)) = −6/(−2) = 3

Вершина параболы подходит по ОДЗ: Но поскольку концы отрезка нас не интересуют, считаем значение функции только

y min = y (3) = log 0,5 (6 · 3 − 3 2 − 5) =

Наибольшее и наименьшее значение функции

На практике довольно часто приходится использовать производную для того, чтобы вычислить самое большое и самое маленькое значение функции. Мы выполняем это действие тогда, когда выясняем, как минимизировать издержки, увеличить прибыль, рассчитать оптимальную нагрузку на производство и др., то есть в тех случаях, когда нужно определить оптимальное значение какого-либо параметра. Чтобы решить такие задачи верно, надо хорошо понимать, что такое наибольшее и наименьшее значение функции.

Обычно мы определяем эти значения в рамках некоторого интервала x , который может в свою очередь соответствовать всей области определения функции или ее части. Это может быть как отрезок [ a ; b ] , так и открытый интервал ( a ; b ) , ( a ; b ] , [ a ; b ) , бесконечный интервал ( a ; b ) , ( a ; b ] , [ a ; b ) либо бесконечный промежуток – ∞ ; a , ( – ∞ ; a ] , [ a ; + ∞ ) , ( – ∞ ; + ∞ ) .

В этом материале мы расскажем, как вычисляется наибольшее и наименьшее значение явно заданной функции с одной переменной y=f(x) y = f ( x ) .

Основные определения

Начнем, как всегда, с формулировки основных определений.

Наибольшее значение функции y = f ( x ) на некотором промежутке x – это значение m a x y = f ( x 0 ) x ∈ X , которое при любом значении x x ∈ X , x ≠ x 0 делает справедливым неравенство f ( x ) ≤ f ( x 0 ) .

Наименьшее значение функции y = f ( x ) на некотором промежутке x – это значение m i n x ∈ X y = f ( x 0 ) , которое при любом значении x ∈ X , x ≠ x 0 делает справедливым неравенство f(X f ( x ) ≥ f ( x 0 ) .

Данные определения являются достаточно очевидными. Еще проще можно сказать так: наибольшее значение функции – это ее самое большое значение на известном интервале при абсциссе x 0 , а наименьшее – это самое маленькое принимаемое значение на том же интервале при x 0 .

Стационарными точками называются такие значения аргумента функции, при которых ее производная обращается в 0 .

Зачем нам нужно знать, что такое стационарные точки? Для ответа на этот вопрос надо вспомнить теорему Ферма. Из нее следует, что стационарная точка – это такая точка, в которой находится экстремум дифференцируемой функции (т.е. ее локальный минимум или максимум). Следовательно, функция будет принимать наименьшее или наибольшее значение на некотором промежутке именно в одной из стационарных точек.

Еще функция может принимать наибольшее или наименьшее значение в тех точках, в которых сама функция является определенной, а ее первой производной не существует.

Первый вопрос, который возникает при изучении этой темы: во всех ли случаях мы может определить наибольшее или наименьшее значение функции на заданном отрезке? Нет, мы не можем этого сделать тогда, когда границы заданного промежутка будут совпадать с границами области определения, или если мы имеем дело с бесконечным интервалом. Бывает и так, что функция в заданном отрезке или на бесконечности будет принимать бесконечно малые или бесконечно большие значения. В этих случаях определить наибольшее и/или наименьшее значение не представляется возможным.

Более понятными эти моменты станут после изображения на графиках:

Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке

Первый рисунок показывает нам функцию, которая принимает наибольшее и наименьшее значения ( m a x y и m i n y ) в стационарных точках, расположенных на отрезке [ – 6 ; 6 ] .

Разберем подробно случай, указанный на втором графике. Изменим значение отрезка на [ 1 ; 6 ] и получим, что наибольшее значение функции будет достигаться в точке с абсциссой в правой границе интервала, а наименьшее – в стационарной точке.

На третьем рисунке абсциссы точек представляют собой граничные точки отрезка [ – 3 ; 2 ] . Они соответствуют наибольшему и наименьшему значению заданной функции.

Наибольшее и наименьшее значение функции на открытом интервале

Теперь посмотрим на четвертый рисунок. В нем функция принимает m a x y (наибольшее значение) и m i n y (наименьшее значение) в стационарных точках на открытом интервале ( – 6 ; 6 ) .

Если мы возьмем интервал [ 1 ; 6 ) , то можно сказать, что наименьшее значение функции на нем будет достигнуто в стационарной точке. Наибольшее значение нам будет неизвестно. Функция могла бы принять наибольшее значение при x , равном 6 , если бы x = 6 принадлежала интервалу. Именно этот случай нарисован на графике 5 .

На графике 6 наименьшее значение данная функция приобретает в правой границе интервала ( – 3 ; 2 ] , а о наибольшем значении мы не можем сделать определенных выводов.

Наибольшее и наименьшее значение функции на бесконечности

На рисунке 7 мы видим, что функция будет иметь m a x y в стационарной точке, имеющей абсциссу, равную 1 . Наименьшего значения функция достигнет на границе интервала с правой стороны. На минус бесконечности значения функции будут асимптотически приближаться к y = 3 .

Если мы возьмем интервал x ∈ 2 ; + ∞ , то увидим, что заданная функция не будет принимать на нем ни наименьшего, ни наибольшего значения. Если x стремится к 2 , то значения функции будут стремиться к минус бесконечности, поскольку прямая x = 2 – это вертикальная асимптота. Если же абсцисса стремится к плюс бесконечности, то значения функции будут асимптотически приближаться к y = 3 . Именно этот случай изображен на рисунке 8 .

Как найти наибольшее и наименьшее значение непрерывной функции на заданном отрезке

В этом пункте мы приведем последовательность действий, которую нужно выполнить для нахождения наибольшего или наименьшего значения функции на некотором отрезке.

  1. Для начала найдем область определения функции. Проверим, входит ли в нее заданный в условии отрезок.
  2. Теперь вычислим точки, содержащиеся в данном отрезке, в которых не существует первой производной. Чаще всего их можно встретить у функций, аргумент которых записан под знаком модуля, или у степенных функций, показатель которых является дробно рациональным числом.
  3. Далее выясним, какие стационарные точки попадут в заданный отрезок. Для этого надо вычислить производную функции, потом приравнять ее к 0 и решить получившееся в итоге уравнение, после чего выбрать подходящие корни. Если у нас не получится ни одной стационарной точки или они не будут попадать в заданный отрезок, то мы переходим к следующему шагу.
  4. Определим, какие значения будет принимать функция в заданных стационарных точках (если они есть), или в тех точках, в которых не существует первой производной (если они есть), либо же вычисляем значения для x = a и x = b .
  5. 5. У нас получился ряд значений функции, из которых теперь нужно выбрать самое больше и самое маленькое. Это и будут наибольшее и наименьшее значения функции, которые нам нужно найти.

Посмотрим, как правильно применить этот алгоритм при решении задач.

Условие: задана функция y = x 3 + 4 x 2 . Определите ее наибольшее и наименьшее значение на отрезках [ 1 ; 4 ] и [ – 4 ; – 1 ] .

Решение:

Начнем с нахождения области определения данной функции. В этом случае ей будет множество всех действительных чисел, кроме 0 . Иными словами, D ( y ) : x ∈ ( – ∞ ; 0 ) ∪ 0 ; + ∞ . Оба отрезка, заданных в условии, будут находиться внутри области определения.

Теперь вычисляем производную функции согласно правилу дифференцирования дроби:

y ‘ = x 3 + 4 x 2 ‘ = x 3 + 4 ‘ · x 2 – x 3 + 4 · x 2 ‘ x 4 = = 3 x 2 · x 2 – ( x 3 – 4 ) · 2 x x 4 = x 3 – 8 x 3

Мы узнали, что производная функции будет существовать во всех точках отрезков [ 1 ; 4 ] и [ – 4 ; – 1 ] .

Теперь нам надо определить стационарные точки функции. Сделаем это с помощью уравнения x 3 – 8 x 3 = 0 . У него есть только один действительный корень, равный 2 . Он будет стационарной точкой функции и попадет в первый отрезок [ 1 ; 4 ] .

Вычислим значения функции на концах первого отрезка и в данной точке, т.е. для x = 1 , x = 2 и x = 4 :

y ( 1 ) = 1 3 + 4 1 2 = 5 y ( 2 ) = 2 3 + 4 2 2 = 3 y ( 4 ) = 4 3 + 4 4 2 = 4 1 4

Мы получили, что наибольшее значение функции m a x y x ∈ [ 1 ; 4 ] = y ( 2 ) = 3 будет достигнуто при x = 1 , а наименьшее m i n y x ∈ [ 1 ; 4 ] = y ( 2 ) = 3 – при x = 2 .

Второй отрезок не включает в себя ни одной стационарной точки, поэтому нам надо вычислить значения функции только на концах заданного отрезка:

y ( – 1 ) = ( – 1 ) 3 + 4 ( – 1 ) 2 = 3

Значит, m a x y x ∈ [ – 4 ; – 1 ] = y ( – 1 ) = 3 , m i n y x ∈ [ – 4 ; – 1 ] = y ( – 4 ) = – 3 3 4 .

Ответ: Для отрезка [ 1 ; 4 ] – m a x y x ∈ [ 1 ; 4 ] = y ( 2 ) = 3 , m i n y x ∈ [ 1 ; 4 ] = y ( 2 ) = 3 , для отрезка [ – 4 ; – 1 ] – m a x y x ∈ [ – 4 ; – 1 ] = y ( – 1 ) = 3 , m i n y x ∈ [ – 4 ; – 1 ] = y ( – 4 ) = – 3 3 4 .

Как найти наибольшее и наименьшее значение непрерывной функции на открытом или бесконечном интервале

Перед тем как изучить данный способ, советуем вам повторить, как правильно вычислять односторонний предел и предел на бесконечности, а также узнать основные методы их нахождения. Чтобы найти наибольшее и/или наименьшее значение функции на открытом или бесконечном интервале, выполняем последовательно следующие действия.

  1. Для начала нужно проверить, будет ли заданный интервал являться подмножеством области определения данной функции.
  2. Определим все точки, которые содержатся в нужном интервале и в которых не существует первой производной. Обычно они бывают у функций, где аргумент заключен в знаке модуля, и у степенных функций с дробно рациональным показателем. Если же эти точки отсутствуют, то можно переходить к следующему шагу.
  3. Теперь определим, какие стационарные точки попадут в заданный промежуток. Сначала приравняем производную к 0 , решим уравнение и подберем подходящие корни. Если у нас нет ни одной стационарной точки или они не попадают в заданный интервал, то сразу переходим к дальнейшим действиям. Их определяет вид интервала.
  • Если интервал имеет вид [ a ; b ) , то нам надо вычислить значение функции в точке x = a и односторонний предел lim x → b – 0 f ( x ) .
  • Если интервал имеет вид ( a ; b ] , то нам надо вычислить значение функции в точке x = b и односторонний предел lim x → a + 0 f ( x ) .
  • Если интервал имеет вид ( a ; b ) , то нам надо вычислить односторонние пределы lim x → b – 0 f ( x ) , lim x → a + 0 f ( x ) .
  • Если интервал имеет вид [ a ; + ∞ ) , то надо вычислить значение в точке x = a и предел на плюс бесконечности lim x → + ∞ f ( x ) .
  • Если интервал выглядит как ( – ∞ ; b ] , вычисляем значение в точке x = b и предел на минус бесконечности lim x → – ∞ f ( x ) .
  • Если – ∞ ; b , то считаем односторонний предел lim x → b – 0 f ( x ) и предел на минус бесконечности lim x → – ∞ f ( x )
  • Если же – ∞ ; + ∞ , то считаем пределы на минус и плюс бесконечности lim x → + ∞ f ( x ) , lim x → – ∞ f ( x ) .
  1. В конце нужно сделать вывод на основе полученных значений функции и пределов. Здесь возможно множество вариантов. Так, если односторонний предел равен минус бесконечности или плюс бесконечности, то сразу понятно, что о наименьшем и наибольшем значении функции сказать ничего нельзя. Ниже мы разберем один типичный пример. Подробные описания помогут вам понять, что к чему. При необходимости можно вернуться к рисункам 4 – 8 в первой части материала.

Пример 2

Условие: дана функция y = 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 . Вычислите ее наибольшее и наименьшее значение в интервалах – ∞ ; – 4 , – ∞ ; – 3 , ( – 3 ; 1 ] , ( – 3 ; 2 ) , [ 1 ; 2 ) , 2 ; + ∞ , [ 4 ; + ∞ ) .

Решение

Первым делом находим область определения функции. В знаменателе дроби стоит квадратный трехчлен, который не должен обращаться в 0 :

x 2 + x – 6 = 0 D = 1 2 – 4 · 1 · ( – 6 ) = 25 x 1 = – 1 – 5 2 = – 3 x 2 = – 1 + 5 2 = 2 ⇒ D ( y ) : x ∈ ( – ∞ ; – 3 ) ∪ ( – 3 ; 2 ) ∪ ( 2 ; + ∞ )

Мы получили область определения функции, к которой принадлежат все указанные в условии интервалы.

Теперь выполним дифференцирование функции и получим:

y ‘ = 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 ‘ = 3 · e 1 x 2 + x – 6 ‘ = 3 · e 1 x 2 + x – 6 · 1 x 2 + x – 6 ‘ = = 3 · e 1 x 2 + x – 6 · 1 ‘ · x 2 + x – 6 – 1 · x 2 + x – 6 ‘ ( x 2 + x – 6 ) 2 = – 3 · ( 2 x + 1 ) · e 1 x 2 + x – 6 x 2 + x – 6 2

Следовательно, производные функции существуют на всей области ее определения.

Перейдем к нахождению стационарных точек. Производная функции обращается в 0 при x = – 1 2 . Это стационарная точка, которая находится в интервалах ( – 3 ; 1 ] и ( – 3 ; 2 ) .

Вычислим значение функции при x = – 4 для промежутка ( – ∞ ; – 4 ] , а также предел на минус бесконечности:

y ( – 4 ) = 3 e 1 ( – 4 ) 2 + ( – 4 ) – 6 – 4 = 3 e 1 6 – 4 ≈ – 0 . 456 lim x → – ∞ 3 e 1 x 2 + x – 6 = 3 e 0 – 4 = – 1

Поскольку 3 e 1 6 – 4 > – 1 , значит, m a x y x ∈ ( – ∞ ; – 4 ] = y ( – 4 ) = 3 e 1 6 – 4 . Это не дает нам возможности однозначно определить наименьшее значение функции. Мы можем только сделать вывод, что внизу есть ограничение – 1 , поскольку именно к этому значению функция приближается асимптотически на минус бесконечности.

Особенностью второго интервала является то, что в нем нет ни одной стационарной точки и ни одной строгой границы. Следовательно, ни наибольшего, ни наименьшего значения функции мы вычислить не сможем. Определив предел на минус бесконечности и при стремлении аргумента к – 3 с левой стороны, мы получим только интервал значений:

lim x → – 3 – 0 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 = lim x → – 3 – 0 3 e 1 ( x + 3 ) ( x – 3 ) – 4 = 3 e 1 ( – 3 – 0 + 3 ) ( – 3 – 0 – 2 ) – 4 = = 3 e 1 ( + 0 ) – 4 = 3 e + ∞ – 4 = + ∞ lim x → – ∞ 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 = 3 e 0 – 4 = – 1

Значит, значения функции будут расположены в интервале – 1 ; + ∞

Чтобы найти наибольшее значение функции в третьем промежутке, определим ее значение в стационарной точке x = – 1 2 , если x = 1 . Также нам надо будет знать односторонний предел для того случая, когда аргумент стремится к – 3 с правой стороны:

y – 1 2 = 3 e 1 – 1 2 2 + – 1 2 – 6 – 4 = 3 e 4 25 – 4 ≈ – 1 . 444 y ( 1 ) = 3 e 1 1 2 + 1 – 6 – 4 ≈ – 1 . 644 lim x → – 3 + 0 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 = lim x → – 3 + 0 3 e 1 ( x + 3 ) ( x – 2 ) – 4 = 3 e 1 – 3 + 0 + 3 ( – 3 + 0 – 2 ) – 4 = = 3 e 1 ( – 0 ) – 4 = 3 e – ∞ – 4 = 3 · 0 – 4 = – 4

У нас получилось, что наибольшее значение функция примет в стационарной точке m a x y x ∈ ( 3 ; 1 ] = y – 1 2 = 3 e – 4 25 – 4 . Что касается наименьшего значения, то его мы не можем определить. Все, что нам известно, – это наличие ограничения снизу до – 4 .

Для интервала ( – 3 ; 2 ) возьмем результаты предыдущего вычисления и еще раз подсчитаем, чему равен односторонний предел при стремлении к 2 с левой стороны:

y – 1 2 = 3 e 1 – 1 2 2 + – 1 2 – 6 – 4 = 3 e – 4 25 – 4 ≈ – 1 . 444 lim x → – 3 + 0 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 = – 4 lim x → 2 – 0 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 = lim x → – 3 + 0 3 e 1 ( x + 3 ) ( x – 2 ) – 4 = 3 e 1 ( 2 – 0 + 3 ) ( 2 – 0 – 2 ) – 4 = = 3 e 1 – 0 – 4 = 3 e – ∞ – 4 = 3 · 0 – 4 = – 4

Значит, m a x y x ∈ ( – 3 ; 2 ) = y – 1 2 = 3 e – 4 25 – 4 , а наименьшее значение определить невозможно, и значения функции ограничены снизу числом – 4 .

Исходя из того, что у нас получилось в двух предыдущих вычислениях, мы можем утверждать, что на интервале [ 1 ; 2 ) наибольшее значение функция примет при x = 1 , а найти наименьшее невозможно.

На промежутке ( 2 ; + ∞ ) функция не достигнет ни наибольшего, ни наименьшего значения, т.е. она будет принимать значения из промежутка – 1 ; + ∞ .

lim x → 2 + 0 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 = lim x → – 3 + 0 3 e 1 ( x + 3 ) ( x – 2 ) – 4 = 3 e 1 ( 2 + 0 + 3 ) ( 2 + 0 – 2 ) – 4 = = 3 e 1 ( + 0 ) – 4 = 3 e + ∞ – 4 = + ∞ lim x → + ∞ 3 e 1 x 2 + x – 6 – 4 = 3 e 0 – 4 = – 1

Вычислив, чему будет равно значение функции при x = 4 , выясним, что m a x y x ∈ [ 4 ; + ∞ ) = y ( 4 ) = 3 e 1 14 – 4 , и заданная функция на плюс бесконечности будет асимптотически приближаться к прямой y = – 1 .

Сопоставим то, что у нас получилось в каждом вычислении, с графиком заданной функции. На рисунке асимптоты показаны пунктиром.

Это все, что мы хотели рассказать о нахождении наибольшего и наименьшего значения функции. Те последовательности действий, которые мы привели, помогут сделать необходимые вычисления максимально быстро и просто. Но помните, что зачастую бывает полезно сначала выяснить, на каких промежутках функция будет убывать, а на каких возрастать, после чего можно делать дальнейшие выводы. Так можно более точно определить наибольшее и наименьшее значение функции и обосновать полученные результаты.

[spoiler title=”источники:”]

http://www.berdov.com/ege/extremum/other_way/

http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/funktsii/naibolshee-i-naimenshee-znachenie-funktsii/

[/spoiler]

Добавить комментарий