Формулировка задания: Запись числа в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на K. Чему равно максимально возможное основание системы счисления?
Задание входит в ЕГЭ по информатике для 11 класса под номером 16 (Кодирование чисел. Системы счисления).
Рассмотрим, как решаются подобные задания на примере.
Пример задания:
Запись числа 338 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 2. Чему равно максимально возможное основание системы счисления?
Решение:
Пусть трехзначное число в системе счисления с основанием N выглядит так:
ab2N, a < N, b < N
где a и b – цифры в системе счисления с основанием N.
Переведем число ab2N в десятичную систему счисления:
ab2N = a ⋅ N2 + b ⋅ N + 2 = 338
aN2 + bN = 336
Получается, что:
N2 ≤ 336
Максимально возможное значение N равно 18, так как:
182 = 324 < 336
192 = 361 > 336
Подберем такое максимальное N ≤ 18, чтобы выполнялось:
N ⋅ (aN + b) = 336
То есть N должно быть делителем числа 336:
18:
336 / 18 = 18.666… – не является делителем
17:
336 / 17 = 19.764… – не является делителем
16:
336 / 16 = 21
16a + b = 21
a = 1, b = 5
33810 = 15216
Таким образом, максимально возможное основание системы счисления равно 16.
Ответ: 16
-
May 16 2015, 21:18
- Образование
- Cancel
Подготовка к ЕГЭ: системы счисления
Задание 9
Укажите наибольшее основание системы счисления, в которой запись числа 15 имеет ровно 3 значащих разряда.
Решение:
Поскольку по условию задачи запись числа 15 в системе счисления с основанием р имеет три значащих разряда, то можно записать
100p ≤ 15 < 1000p следовательно, P2 ≤ 15 < P3
Решаем первую часть неравенства: р2≤ 15. Получаем: р < 4. Поскольку имеем строгое неравенство, ответом не может быть р=4. Поэтому ответом будет р=3.
Проверяем вторую часть неравенства: Р3 > 15 33>15 27>15 – что соответсвеут условию задачи.
Ответ: 3
Задание 10
Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 19 имеет ровно 3 значащих разряда. (3)
Задание 11
Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 65 имеет ровно 3 значащих разряда.
Ответ: 5
Задание 12
Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 130 имеет ровно 4 значащих разряда.
Ответ: 5
Задание 13
Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 65 имеет ровно 3 значащих разряда.
Ответ: 5
Задание 14
Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 97 имеет ровно 3 значащих разряда.
Ответ: 6
Привет! Сегодня исследуем 10 Задание из ОГЭ по информатике 2023.
Задание 9 из ОГЭ по информатике Вы можете научиться решать, прочитав статью по 13 заданию из ЕГЭ по информатике. Эту статью Вы можете найти здесь.
Десятое задание проверяет умение работать с различными системами счисления.
Задача (Классическая)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
1416, 268, 110002.
Решение:
Число 14 находится в шестнадцатеричной системе. Об этом говорит маленький индекс возле числа. Переведём его в нашу родную десятичную систему.
Берём поочередно цифры, начиная с младшего разряда. Первую правую цифру умножаем на 16 в нулевой степени, вторую цифру на 16 в первой степени и т.д. Умножаем на 16, потому что переводим из шестнадцатеричной системы. Степень потихоньку увеличивается на 1.
Необходимо помнить, что любое число в нулевой степени это единица!
Остаётся только посчитать полученный пример. Получается число 20 в десятичной системе.
Переведём число 268 из восьмеричной системы в нашу родную десятичную систему. Делаем аналогично предыдущему примеру.
Аналогично переведём число и из двоичной системы.
Наибольшее из трёх чисел это 24.
Ответ: 24
Задача (Классическая, закрепление)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
1D16, 368, 110112
Решение:
В шестнадцатеричной системе буквы при переводе в десятичную систему нужно превратить в числа.
A | B | C | D | E | F |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Переведём первое число.
Переведём второе число.
Переведём третье число.
Наибольшее число получается 30.
Ответ: 30
Задача (Из десятичной в двоичную)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной записи которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.
5910, 7110, 8110
Решение:
Нужно каждое число перевести в двоичную систему счисления.
Переведём число 5910 в двоичную систему.
Получается 5910 = 1110112. Здесь мы делим уголком на 2 (на основание системы, куда переводим) с остатком. Продолжаем делить, пока не получим 1. Затем остатки записываем задом наперёд. Получается число в двоичной системе счисления. Последнее число 1 (единицу) тоже берём.
Переведём число 7110 в двоичную систему.
Получается 7110 = 10001112.
Переведём число 8110 в двоичную систему.
Получается 8110 = 10100012.
Найдём количество единиц для каждого числа, записанного в двоичной системе.
1110112, Кол. ед.: 5
10001112, Кол ед.: 4
10100012, Кол ед.: 3
Ответ: 3
Задача (Из десятичной в восьмеричную)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в восьмеричной записи наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в восьмеричной записи этого числа.
8610, 9910, 10510
Решение:
Переведём число 8610 в восьмеричную систему.
Делаем аналогично тому, как мы переводили в двоичную систему, только теперь уголком делим на 8. Остатки могут получатся от 0 до 7.
Как только в результате деления получили число меньшее, чем 8, то завершаем процесс перевода.
Остатки опять записываем задом наперёд. Последнее число тоже участвует в формировании результата наравне с остатками.
Получается 8610 = 1268.
Переведём число 9910 в восьмеричную систему.
Получается 9910 = 1438.
Переведём число 10510 в восьмеричную систему.
Получается 10510 = 1518.
Найдём сумму цифр у полученных чисел.
1268, Сумма цифр: 9
1438, Сумма цифр: 8
1518, Сумма цифр: 7
Наименьшая сумма цифр равна 7.
Ответ: 7
Разберём несколько нестандартных тренировочных задач для подготовки к 10 заданию ОГЭ по информатике.
Задача(Неожиданная)
Число 3322n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наименьшее возможное значение n. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Наименьшее значение n в этой задаче может быть равно 4, потому что самая большая цифра – это тройка. Мы берём на 1 больше, т.к. в четверичной системе могут применяться только цифры: 0, 1, 2, 3. Тоже самое, как в нашей родной десятичной системе могут применяться 10 цифр: от нуля, до девяти. Самая большая цифра в нашей родной десятичной системе девятка.
Осталось перевести данное число из четверичной системы в десятичную.
Ответ: 250
Задача (Уже знаем)
Число 2023n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите значение n, при котором данное число минимально. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Здесь нужно, чтобы само число 2023n было минимальным. Но это число будет минимальным, если мы выберем самое маленькое значение n при данных цифрах.
Самое маленькое основание системы может вновь 4. Переведём наше число 20234 из четверичной системы в десятичную.
Получается число 139.
Ответ: 139
Задача (Крепкий орешек)
Число 121n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наибольшее возможное значение n, для которого 121n < 10810. Для этого значения n в ответе запишите представления данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Мы не знаем в какой системе счисления записано число. Но всё равно начнём переводить его в десятичную систему, оставив переменную n в виде неизвестной.
Попробуем подобрать n.
При n=10
1*100 + 2*101 + 1*102 = 121 > 10810
Перебор. Ну это и так было понятно.
Значит, нужно уменьшать n. Возьмём n = 9.
1*90 + 2*91 + 1*92 = 100 < 10810
Как раз получилось число, которое меньше числа 10810. Это и есть наибольшее n!
В ответе просили перевести исходное число в десятичную систему. Это и есть число 100, уже всё переведено.
Ответ: 100
Задача (Не все цифры одинаковые)
Десятичное число 511 записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите минимальное значение n, при котором в полученной записи числа не все цифры одинаковые. В ответе запишите запись числа в системе счисления с найденным основанием n. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Начнём перебирать основание системы n, начиная с наименьшего значения 2. Переведём число 51110 в двоичную систему.
Можно переводить стандартно, через деление уголком на 2. Но в данном случае видно, что число 511 близко к 512. Число 512 = 29.
Существует правило:
24 = 100002
26 = 10000002
Т.е. степень двойки показывает, сколько после единицы нулей у числа в двоичной системе.
Это касается любой системы счисления.
32 = 1003
33 = 10003
Наше число
51110 = 51210 – 1 = 29 – 1 = 10000000002 – 1
Сделаем вычитание столбиком.
Вычитание или суммирование столбиком в любой системе счисления выполняются так же, как и в нашей системе счисления. Здесь мы вычитаем единицу из нуля. Ноль идёт занимать у более старшего разряда и т.д. В итоге обращаемся к самой старшей единице. Эта единица превращается в младшем разряде в двойку, потому что работаем в двоичной системе. Как и в нашей системе, когда занимаем у старшего разряда единицу, она превращается в десяток. В итоге каждая двойка отдаёт единицу в младший разряд. В самом младшем разряде получается действие 2-1=1. А все разряды, т.к. отдали единицу в младший разряд превратятся в 1.
Получается 51110 = 2002213.
Видим, что не все цифры у числа одинаковые в троичной системе. И число n = 3 – это минимально возможное число.
Ответ: 200221
Задача(Диапазон чисел)
Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство
2B16 < x < 628?
В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать не нужно.
Решение:
Нам нужно узнать сколько чисел находятся в диапазоне от 2B16 до 628.
Переведём числа 2B16 и 628 в нашу родную десятичную систему счисления. Затем, мы уже сможем сообразить, сколько чисел вмещается в этот диапазон.
Чтобы перевести число из любой системы счисления в нашу родную десятичную, необходимо воспользоваться методом “возведения в степень”.
Начинаем с младшего разряда. Цифра “B” превращается в 11. 2B16 = 4310. Теперь переведём число
628 в десятичную систему.
Таким образом, наше неравенство принимает вид 43 < x < 50. Кажется, что нужно сделать 50 – 43 = 7. Но если мы подставим небольшие числа 4 < x < 6, то мы увидим, что метод 6-4=2 неверен. Число будет только одно: 5 (пять). Поэтому и от нашего числа 7 мы тоже должны отнять единицу. 7 – 1 = 6. И ответ будет 6.
Если бы у нас было в одном месте знак “больше или равно”: 2B16 ≤ x < 628, то мы бы оставили число 7. А если было бы два знака “больше или равно”, то даже прибавили единицу.
Ответ: 6
Автор – Лада Борисовна Есакова.
Перед тем, как приступить к решению задач, нам нужно понять несколько несложных моментов.
Рассмотрим десятичное число 875. Последняя цифра числа (5) – это остаток от деления числа 875 на 10. Последние две цифры образуют число 75 – это остаток от деления числа 875 на 100. Аналогичные утверждения справедливы для любой системы счисления:
Последняя цифра числа – это остаток от деления этого числа на основание системы счисления.
Последние две цифры числа – это остаток от деления числа на основание системы счисления в квадрате.
Например, . Разделим 23 на основание системы 3, получим 7 и 2 в остатке (2 – это последняя цифра числа в троичной системе). Разделим 23 на 9 (основание в квадрате), получим 18 и 5 в остатке (5 = ).
Вернемся опять к привычной десятичной системе. Число = 100000. Т.е. 10 в степени k– это единица и k нулей.
Аналогичное утверждение справедливо для любой системы счисления:
Основание системы счисления в степени k в этой системе счисления записывается как единица и k нулей.
Например, .
1. Поиск основания системы счисления
Пример 1.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 27 записывается в виде 30. Укажите это основание.
Решение:
Обозначим искомое основание x. Тогда .Т.е. x = 9.
Ответ: 9
Пример 2.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 13 записывается в виде 111. Укажите это основание.
Решение:
Обозначим искомое основание x. Тогда
Решаем квадратное уравнение, получаем корни 3 и -4. Поскольку основание системы счисления не может быть отрицательным, ответ 3.
Ответ: 3
Пример 3
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.
Решение:
Если в некоторой системе число 29 оканчивается на 5, то уменьшенное на 5 число (29-5=24) оканчивается на 0. Ранее мы уже говорили, что число оканчивается на 0 в том случае, когда оно без остатка делится на основание системы. Т.е. нам нужно найти все такие числа, которые являются делителями числа 24. Эти числа: 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24. Заметим, что в системах счисления с основанием 2, 3, 4 нет числа 5 (а в формулировке задачи число 29 оканчивается на 5), значит остаются системы с основаниями: 6, 8, 12,
Ответ: 6, 8, 12, 24
Пример 4
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 71 оканчивается на 13.
Решение:
Если в некоторой системе число оканчивается на 13, то основание этой системы не меньше 4 (иначе там нет цифры 3).
Уменьшенное на 3 число (71-3=68) оканчивается на 10. Т.е. 68 нацело делится на искомое основание системы, а частное от этого при делении на основание системы дает в остатке 0.
Выпишем все целые делители числа 68: 2, 4, 17, 34, 68.
2 не подходит, т.к. основание не меньше 4. Остальные делители проверим:
68:4 = 17; 17:4 = 4 (ост 1) – подходит
68:17 = 4; 4:17 = 0 (ост 4) – не подходит
68:34 = 2; 2:17 = 0 (ост 2) – не подходит
68:68 = 1; 1:68 = 0 (ост 1) – подходит
Ответ: 4, 68
2. Поиск чисел по условиям
Пример 5
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11?
Решение:
Для начала выясним, как выглядит число 25 в системе счисления с основанием 4.
. Т.е. нам нужно найти все числа, не больше , запись которых оканчивается на 11. По правилу последовательного счета в системе с основанием 4,
получаем числа и . Переводим их в десятичную систему счисления:
Ответ: 5, 21
3. Решение уравнений
Пример 6
Решите уравнение:
Ответ запишите в троичной системе (основание системы счисления в ответе писать не нужно).
Решение:
Переведем все числа в десятичную систему счисления:
Квадратное уравнение имеет корни -8 и 6. (т.к. основание системы не может быть отрицательным). .
Ответ: 20
4. Подсчет количества единиц (нулей) в двоичной записи значения выражения
Для решения этого типа задач нам нужно вспомнить, как происходит сложение и вычитание «в столбик»:
При сложении происходит поразрядное суммирование записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если полученная сумма двух цифр больше или равна основанию системы счисления, под суммируемыми цифрами записывается остаток от деления этой суммы на основание системы, а целая часть от деления этой суммы на основание системы прибавляется к сумме следующих разрядов.
При вычитании происходит поразрядное вычитание записанных друг под другом цифр, начиная с младших разрядов. В случае, если первая цифра меньше второй, мы «занимаем» у соседнего (большего) разряда единицу. Занимаемая единица в текущем разряде равна основанию системы счисления. В десятичной системе это 10, в двоичной 2, в троичной 3 и т.д.
Пример 7
Сколько единиц содержится в двоичной записи значения выражения: ?
Решение:
Представим все числа выражения, как степени двойки:
В двоичной записи двойка в степени n выглядит, как 1 и n нулей. Тогда суммируя и , получим число, содержащее 2 единицы:
Теперь вычтем из получившегося числа 10000. По правилам вычитания занимаем у следующего разряда.
Теперь прибавляем к получившемуся числу 1:
Видим, что у результата 2013+1+1=2015 единиц.
Ответ: 2015.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Задача №16. Поиск основания системы по окончанию числа, уравнения и различные кодировки, арифметические действия в различных системах.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
07.05.2023
14-е задание: «Операции в системах счисления»
Уровень сложности
— повышенный,
Требуется использование специализированного программного обеспечения
— нет,
Максимальный балл
— 1,
Примерное время выполнения
— 5 минут.
Проверяемые элементы содержания: Знание позиционных систем счисления
До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 16 ЕГЭ
Плейлист видеоразборов задания на YouTube:
Задание демонстрационного варианта 2022 года ФИПИ
Содержание:
- Определите наибольшее/наименьшее значение x, y
- Сколько цифр и сумма цифр
- Найти основание системы счисления и уравнения
Определите наибольшее/наименьшее значение x, y
14_14:
Операнды арифметического выражения записаны в системе счисления с основанием 15.
82x19₁₅ – 6x073₁₅
В записи чисел переменной x
обозначена неизвестная цифра из алфавита 15-ричной системы счисления. Определите наименьшее значение x
, при котором значение данного арифметического выражения кратно 11. Для найденного значения x
вычислите частное от деления значения арифметического выражения на 11 и укажите его в ответе в десятичной системе счисления. Основание системы счисления в ответе указывать не нужно.
Ответ: 7806
Показать решение:
✎ Решение с использованием программирования:
PascalABC.net:
|
||
Python: | ||
С++: |
Сколько цифр и сумма цифр
14_12:
Значение арифметического выражения
43∙7103 – 21∙757 + 98
записали в системе счисления с основанием 7.
Найдите сумму цифр получившегося числа и запишите её в ответе в десятичной системе счисления.
Ответ: 276
Показать решение:
✎ Решение с использованием программирования:
PascalABC.net, Решение 1:
|
||
PascalABC.net, Решение 2:
|
||
Python:
|
||
С++: |
14_1:
Значение арифметического выражения:
21024 + 464 — 64
записали в системе счисления с основанием 2.
Ответ: 123
✍ Показать решение:
✎ Решение с использованием программирования:
PascalABC.net, Решение 1:
|
||
PascalABC.net, Решение 2:
|
||
Python:
|
||
С++: |
✎ Решение теоретическое:
- Существует правило:
- Чтобы воспользоваться этим правилом, преобразуем общее выражение к степеням двойки:
2N = 10..02(1
единица и N
нулей)
21024 + (22)64 - 26 = 21024 + 2128 - 26
10...0 (1024 нуля) + 10...0 (128 нулей) - 10...0 (6 нулей)
10....00000 - 1024 нуля + 10..0 - 128 нулей _________________________ 10....10..0
10....00000 - 1024 нуля + 10..0 - 128 нулей _________________________ 10....10..0 - запомним единицу
2N — 2K = 1…1 (N - K
единиц)0…0(K
нулей)
10..0000000 - 128 нулей - 1000000 _________________________ 11..1000000 - 122 единицы и 6 нулей
122 + 1 = 123 единицы
📹 Видео (аналитическое решение)
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:
Значение арифметического выражения:
4910 + 730 – 49
записали в системе счисления с основанием 7.
Сколько цифр «6» содержится в этой записи?
Типовые задания для тренировки
Ответ: 18
✍ Показать решение:
✎ Решение с использованием программирования:
PascalABC.net, решение 1:
|
||
PascalABC.net, решение 2:
|
||
Python:
|
||
С++: |
✎ Решение теоретическое:
- Приведем все числа к степеням 7:
720 + 730 - 72
730 + 720 - 72
1. an = 10..0a n 2. an - am = (a-1)..(a-1)0..0a n-m m
730 = 10..0 30
0 + (20 - 2) = 18
Результат: 18
📹 Видео (аналитическое решение)
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14_2:
Значение арифметического выражения:
4500 + 3*42500 + 16500 — 1024
записали в системе счисления с основанием 4.
Сколько цифр «3» содержится в этой записи?
Типовые задания для тренировки
Ответ: 496
✍ Показать решение:
✎ Решение с использованием программирования:
PascalABC.net:
|
||
Python:
|
||
С++: |
Результат: 496
📹 Видео (аналитическое решение)
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14_5:
Значение арифметического выражения: 81024 + 832 – 65 – записали в системе счисления с основанием 8. Сколько цифр «7» содержится в этой записи?
Типовые задания для тренировки
Ответ: 31
✍ Показать решение:
✎ Решение с использованием программирования:
PascalABC.net:
|
||
Python:
|
||
С++: |
✎ Решение теоретическое:
- Приведем все числа к степеням восьмерки:
65 = 64 + 1 = 82 + 80;
81024 + 832 - (82 + 80); 81024 + 832 - 82 - 80
1. an = 10..0a n 2. an - am = (a-1)..(a-1)0..0a n-m m
81024 = 10..0 1024
3.-2n = -2n+1 + 2n
! Формула предназначена для чисел в двоичной системе счисления, но для подсчета цифр "7" в 8-й (или "6" в 7-й и т.п.) ее можно использовать (для поиска единиц или нулей она не подходит!!!)
-82 = -83 + 82
! обратите внимание, что тождество неверно, но
при поиске количества "7" этой формулой можно воспользоваться
(для поиска единиц или нулей она не подходит!)
Получаем:
81024 + 832 - 83 + 82- 80
0 + (32 - 3) + (2 - 0) = 31
14_13:
Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 4350 + 8340 – 2320 – 12
?
Ответ: 324
Показать решение:
-
✎ Решение с использованием программирования:
PascalABC.net:
|
||
PascalABC.net, решение 2:
|
||
Python:
|
||
С++: |
✎ Решение теоретическое:
4350 + 8340 – 2320 – 12
(22)350 + (23)340 - 2320 - 3*22 = (22)350 + (23)340 - 2320 - 12 = 2700 + 21020 - 2320 - (23 + 22)
21020 + 2700 - 2320 - 23 - 22
-2n = -2n+1+2n
и преобразуем выражение:21020 + 2700 - 2321+ 2320- 24 + 23 - 22
21020 -> один не ноль 2700 - 2321 -> 379 не нулей 2320- 24 -> 316 не нулей 23 - 22 -> один не ноль Итого: 1+ 379+316 +1 = 697
1021 - 697 = 324
Результат: 324
Найти основание системы счисления и уравнения
14_7:
Укажите, сколько всего раз встречается цифра 2 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 3.
Типовые задания для тренировки
Ответ: 13
Показать решение:
- Для начала достаточно перевести первое и последнее число предложенного интервала в троичную систему счисления. Сделаем это:
1. 13 | 3 12 4 | 3 1 3 1 1 1310 = 1113 2. 23 | 3 21 7 | 3 2 6 2 1 2310 = 2123
111, 112, 120, 121, 122, 200, 201, 202, 210, 211, 212
111, 112, 120, 121, 122, 200, 201, 202, 210, 211, 212
Ответ: 9
Показать решение:
- Разделим уравнение на три части и вычислим каждую часть отдельно (выделим части разным цветом):
204N+1 = 204N + 2616 1 2 3
1.
210
204N+1
По формуле получаем:
2*(N+1)2 + 0*(N+1)1 + 4*(N+1)0 =
= 2*(N2 + 2N + 1) + 0 + 4 = 2N2 + 4N + 6
2.
210
204N
По формуле получаем:
2*N2 + 0*N1 + 4*N0 =
= 2N2 + 4
3. 2616 = 3810
2N2 + 4N + 6 = 2N2 + 4 + 38; 4N = 36; N = 9
Ответ: 7
Показать решение:
- Вместо обозначения искомой системы счисления введем неизвестное x:
144x + 24x = 201x
144 + 24 = 201 1*x2 + 4*x1 + 4*x0 + 2*x1 + 4*x0 = 2*x2 + 0*x1 + 1*x0
x2 - 6x - 7 = 0
D = b2 - 4ac = 36 - 4*1*(-7) = 64
x = (-b ± √D)/2a
x1 = (6 + 8)/2 = 7
x2 = (6 - 8)/2 - не подходит
x = 7
14_9:
В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 68 и 94 заканчиваются на 3. Определите основание системы счисления.
Типовые задания для тренировки
Ответ: 13
Показать решение:
- Вспомним правило:
- Примем искомую систему счисления за x. Тогда, исходя из приведенного правила имеем:
Последняя цифра записи числа в системе счисления с основанием X — это остаток от деления этого числа на X
94 / x = некоторое число и остаток 3 и 68 / x = некоторое число и остаток 3
91/x 65/x
91 - 65 = 26 65 - 26 = 39 39 - 26 = 13 26 - 13 = 13
14_10:
Некоторое число X из десятичной системы счисления перевели в системы счисления с основаниями 16, 8. Часть символов при записи утеряна. Позиции утерянных символов обозначены *
:
X = *516 = *0*8
Сколько чисел соответствуют условию задачи?
Типовые задания для тренировки
Ответ: 3
Показать решение:
- Данные числа с утерянными символами переведем из 16-й и из 8-й системы счисления в двоичную. Перевод будем делать триадами и тетрадами, неизвестные позиции оставим пустыми:
1. *516 * | 5 16 * * * * | 0 1 0 1 2 2. *0*8 * | 0 | * 8 * * *|0 0 0|* * * 2
* * 0 0 0 1 0 1
1. 01000101 2. 10000101 3. 11000101
📹 Видео (аналитическое решение
📹 Видеорешение на RuTube здесь)
14_4:
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 75 оканчивается на 13.
Типовые задания для тренировки
Ответ: 8,72
✍ Показать решение:
- Так как 75 должно оканчиваться на 13, то имеем два общих случая:
1. 7510 = 13N 2. 7510 = ...13N (число оканчивается на 13)
1 случай:
75|N N|1 отсюда имеем => 75 - N = 3; т.е. N = 72 3
2 случай:
75|N 72|y отсюда имеем => 75 = Ny + 3, где N - целое, неотриц. 3
75|N 72| y |N => y = Nz + 1, где z - целое, неотриц. 3 y-1|z 1
75 = Ny + 3 y = Nz + 1
75 = N (Nz + 1) + 3; 75 = N2z + N + 3; 75 = N2z + N
z = (72 - N)/N2
72 - 5 / 52 = 67 / 25 не делится, - не подходит!
75 | 4
72 | 18| 4
3 16| 2
2 => не подходит! должна быть единица
75 | 6
72 | 12| 6
3 12| 1
0 => не подходит! должна быть единица
75 | 7
70
5 => не подходит! должна быть 3
75 | 8
72 | 9| 8
3 8| 1
1 => подходит!
📹 Видео (аналитический способ)
📹 Видеорешение на RuTube здесь
14_11:
Выражение 25*325 записано в троичной системе счисления. Определите, сколько в этой записи цифр 0, 1 и 2.
Ответ: «0»=26, «1»=2, «2»=1
Показать решение:
-
Рассмотрим каждый сомножитель отдельно.
- Первый сомножитель:
25 = 32 Переведем в троичную систему счисления (делением на 3, переписываем остатки). Результат: 3210 = 10123
325 = 10..0{25 нулей}3
1000 x 1012 = ---- 2000 1000 0000 1000 ------- 1012000
📹 Видео (аналитическое решение)
📹 Видеорешение на RuTube здесь