Как найти наименьшее значение выражения в алгебре

Здравствуйте, дорогие любители математики! А может и не только любители, но и профессионалы! Сегодня мы разберем довольно интересную задачку, которую я встретила, просматривая варианты ОГЭ прошлых лет.

Кстати, весьма интересно было бы узнать немного больше о своих читателях! Напишите в комментариях, почему Вам интересен мой канал, да и вообще математика. И кто Вы – профессионал или любитель?

Ну что ж, после знакомства, предлагаю перейти к задаче.

Задание. Найдите наименьшее значение выражения и значения x и y, при которых оно достигается:

Задание на нахождение наименьшего значения выражения

Если Вам удастся найти более простое или интересное решение, чем то, которое будет представлено в статье, предлагаю не жадничать и поделиться им в комментариях!

А мы перейдем к тому решению, которое предлагаю я.

Так как нужно найти наименьшее значение выражения, представляющего собой сумму двух модулей, то нужно заметить, что оба слагаемых неотрицательные. Следовательно, самое маленькое значение, которое могут принимать они сами, а, следовательно и их сумма, это нуль. Запишем это в виде системы:

Задание на нахождение наименьшего значения выражения

Чтобы получить значения x и y остается только решить данную систему. Умножим второе уравнение на -3.

Задание на нахождение наименьшего значения выражения

Теперь сложим эти уравнения:

Задание на нахождение наименьшего значения выражения

Решаем получившееся уравнение и находим y:

Задание на нахождение наименьшего значения выражения

Подставляем это значение во второе уравнение исходной системы и находим x:

Задание на нахождение наименьшего значения выражения

Таким образом, мы пришли к ответу. Наименьшее значение выражения равно нулю, а x и y, при которых это значение достигается выделены на картинке выше.

Если Вам понравилась статья – ставьте лайки, пишите комментарии и не забывайте подписываться на канал. Там уже много интересных задач.

Общая информация

Исследование функции — распространенная задача, которая показывает ее поведение и свойства. Одним из элементов считается нахождение максимума и минимума функции. Существуют специальные программы для нахождения этих значений (онлайн-калькулятор). Однако каждому следует понимать принцип нахождения, поскольку это может пригодиться в жизни.

Для решения такого типа задач необходим определенный «багаж» знаний, поскольку без него вообще не обойтись. В его состав входят следующие элементы:

  1. Нахождение области определения функции (ОДФ).
  2. Понятие дифференциала и основные методы его нахождения.
  3. Умение решать уравнения.
  4. Знание графиков простых функций.
  5. Основные типы функций, полуинтервал и интервал.

Все пять навыков приобрести несложно, кроме второго. В этом нужно подробно разобраться, поскольку очень важно уметь находить производные (дифференциалы) не только табличных элементарных функций, но и сложных. Важно знать основные свойства, которые применяются для нахождения производной.

Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке

Первый рисунок показывает нам функцию, которая при

Первый рисунок показывает нам функцию, которая принимает наибольшее и наименьшее значения (max y и min y) в стационарных точках, расположенных на отрезке [—6;6].

Разберем подробно случай, указанный на втором графике. Изменим значение отрезка на [1;6] и получим, что наибольшее значение функции будет достигаться в точке с абсциссой в правой границе интервала, а наименьшее – в стационарной точке.

На третьем рисунке абсциссы точек представляют собой граничные точки отрезка [—3;2]. Они соответствуют наибольшему и наименьшему значению заданной функции.

Видео

Как найти наибольшее и наименьшее значение непрерывной функции на открытом или бесконечном интервале

Перед тем как изучить данный способ, советуем вам повторить, как правильно вычислять односторонний предел и предел на бесконечности, а также узнать основные методы их нахождения. Чтобы найти наибольшее и/или наименьшее значение функции на открытом или бесконечном интервале, выполняем последовательно следующие действия.

  1. Для начала нужно проверить, будет ли заданный интервал являться подмножеством области определения данной функции.
  2. Определим все точки, которые содержатся в нужном интервале и в которых не существует первой производной. Обычно они бывают у функций, где аргумент заключен в знаке модуля, и у степенных функций с дробно рациональным показателем. Если же эти точки отсутствуют, то можно переходить к следующему шагу.
  3. Теперь определим, какие стационарные точки попадут в заданный промежуток. Сначала приравняем производную к , решим уравнение и подберем подходящие корни. Если у нас нет ни одной стационарной точки или они не попадают в заданный интервал, то сразу переходим к дальнейшим действиям.  Их определяет вид интервала.
  • Если интервал имеет вид [a;b), то нам надо вычислить значение функции в точке x=a и односторонний предел limx→b—f(x).
  • Если интервал имеет вид (a;b], то нам надо вычислить значение функции в точке x=b и односторонний предел limx→a+f(x).
  • Если интервал имеет вид  (a;b), то нам надо вычислить односторонние пределы limx→b—f(x),limx→a+f(x).
  • Если интервал имеет вид [a; +∞), то надо вычислить значение в точке x=a и предел на плюс бесконечности limx→+∞f(x).
  • Если интервал выглядит как (—∞; b], вычисляем значение в точке x=b и предел на минус бесконечности limx→—∞f(x).
  • Если —∞; b, то считаем односторонний предел limx→b—f(x) и предел на минус бесконечности limx→—∞f(x)
  • Если же —∞; +∞, то считаем пределы на минус и плюс бесконечности limx→+∞f(x),  limx→—∞f(x).
  1. В конце нужно сделать вывод на основе полученных значений функции и пределов. Здесь возможно множество вариантов. Так, если односторонний предел равен минус бесконечности или плюс бесконечности, то сразу понятно, что о наименьшем и наибольшем значении функции сказать ничего нельзя. Ниже мы разберем один типичный пример. Подробные описания помогут вам понять, что к чему. При необходимости можно вернуться к рисункам 4—8 в первой части материала.
Пример 2

Условие: дана функция y=3e1x2+x-6-4. Вычислите ее наибольшее  и наименьшее значение в интервалах  -∞; -4, -∞; -3, (-3;1], (-3;2), [1;2), 2; +∞, [4; +∞).

Решение

Первым делом находим область определения функции. В знаменателе дроби стоит квадратный трехчлен, который не должен обращаться в :

x2+x-6=D=12-4·1·(-6)=25×1=-1-52=-3×2=-1+52=2⇒D(y): x∈(-∞; -3)∪(-3; 2)∪(2; +∞)

Мы получили область определения функции, к которой принадлежат все указанные в условии интервалы.

Теперь выполним дифференцирование функции и получим:

y’=3e1x2+x-6-4’=3·e1x2+x-6’=3·e1x2+x-6·1×2+x-6’==3·e1x2+x-6·1’·x2+x-6-1·x2+x-6′(x2+x-6)2=-3·(2x+1)·e1x2+x-6×2+x-62

Следовательно, производные функции существуют на всей области ее определения.

Перейдем к нахождению стационарных точек. Производная функции обращается в при x=-12. Это стационарная точка, которая находится в интервалах (-3;1] и (-3;2).

Вычислим значение функции при x=-4 для промежутка (-∞; -4], а также предел на минус бесконечности:

y(-4)=3e1(-4)2+(-4)-6-4=3e16-4≈-.456limx→-∞3e1x2+x-6=3e-4=-1

Поскольку 3e16-4>-1, значит, max yx∈(-∞; -4]=y(-4)=3e16-4. Это не дает нам возможности однозначно определить наименьшее значение функции. Мы можем только сделать вывод, что внизу есть ограничение -1, поскольку именно к этому значению функция приближается асимптотически на минус бесконечности.

Особенностью второго интервала является то, что в нем нет ни одной стационарной точки и ни одной строгой границы. Следовательно, ни наибольшего, ни наименьшего значения функции мы вычислить не сможем. Определив предел на минус бесконечности и при стремлении аргумента к -3 с левой стороны, мы получим только интервал значений:

limx→-3-3e1x2+x-6-4=limx→-3-3e1(x+3)(x-3)-4=3e1(-3-+3)(-3—2)-4==3e1(+)-4=3e+∞-4=+∞limx→-∞3e1x2+x-6-4=3e-4=-1

Значит, значения функции будут расположены в интервале -1; +∞

Чтобы найти наибольшее значение функции в третьем промежутке, определим ее значение в стационарной точке  x=-12, если x=1. Также нам надо будет знать односторонний предел для того случая, когда аргумент стремится к -3 с правой стороны:

y-12=3e1-122+-12-6-4=3e425-4≈-1.444y(1)=3e112+1-6-4≈-1.644limx→-3+3e1x2+x-6-4=limx→-3+3e1(x+3)(x-2)-4=3e1-3++3(-3+-2)-4==3e1(-)-4=3e-∞-4=3·-4=-4

У нас получилось, что наибольшее значение функция примет в стационарной точке max yx∈(3; 1]=y-12=3e-425-4. Что касается наименьшего значения, то его мы не можем определить. Все, что нам известно, – это наличие ограничения снизу до -4.

Для интервала (-3;2) возьмем результаты предыдущего вычисления и еще раз подсчитаем, чему равен односторонний предел при стремлении к 2 с левой стороны:

y-12=3e1-122+-12-6-4=3e-425-4≈-1.444limx→-3+3e1x2+x-6-4=-4limx→2-3e1x2+x-6-4=limx→-3+3e1(x+3)(x-2)-4=3e1(2-+3)(2—2)-4==3e1—4=3e-∞-4=3·-4=-4

Значит, max yx∈(-3; 2)=y-12=3e-425-4, а наименьшее значение определить невозможно, и значения функции ограничены снизу числом -4.

Исходя из того, что у нас получилось в двух предыдущих вычислениях, мы можем утверждать, что на интервале [1;2) наибольшее значение функция примет при x=1, а найти наименьшее невозможно.

На промежутке (2; +∞) функция не достигнет ни наибольшего, ни наименьшего значения, т.е. она будет принимать значения из промежутка -1; +∞.

limx→2+3e1x2+x-6-4=limx→-3+3e1(x+3)(x-2)-4=3e1(2++3)(2+-2)-4==3e1(+)-4=3e+∞-4=+∞limx→+∞3e1x2+x-6-4=3e-4=-1

Вычислив, чему будет равно значение функции при x=4, выясним, что max yx∈[4; +∞)=y(4)=3e114-4 , и заданная функция на плюс бесконечности будет асимптотически приближаться к прямой y=-1.

Сопоставим то, что у нас получилось в каждом вычислении, с графиком заданной функции. На рисунке асимптоты показаны пунктиром.

Это все, что мы  хотели рассказать о нахождении на

Это все, что мы  хотели рассказать о нахождении наибольшего и наименьшего значения функции. Те последовательности действий, которые мы привели, помогут сделать необходимые вычисления максимально быстро и просто. Но помните, что зачастую бывает полезно сначала выяснить, на каких промежутках функция будет убывать, а на каких возрастать, после чего можно делать дальнейшие выводы. Так можно более точно определить наибольшее и наименьшее значение функции и обосновать полученные результаты.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги

Теги

Выбранный для просмотра документ ЦОР ВШЭ Гончаровой И.В. — копия.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Нахождение наименьшего значения выраженияПрезентация выполнена Гончаровой И.В...

    1 слайд

    Нахождение наименьшего значения выражения
    Презентация выполнена Гончаровой И.В.
    МОУ СОШ №8
    Г. Краснокамск

  • 
Найти наименьшее значение 
выражения в области: y≥|x+1|+|x-3|-x-1y+x2-8x

    2 слайд

    Найти наименьшее значение
    выражения
    в области:
    y≥|x+1|+|x-3|-x-1
    y+x2-8x

  • Построим область,       
          заданную условиемy≥|x+1|+|x-3|...

    3 слайд

    Построим область,
    заданную условием
    y≥|x+1|+|x-3|-x-1

  •             
      
      Построим границу областиy=|x+1|+|x-3|-x-1

    4 слайд

    Построим границу области
    y=|x+1|+|x-3|-x-1

  • x+1=0             x= -1
                         x-3=0...

    5 слайд

    x+1=0 x= -1
    x-3=0 x= 3

    – – + – + +

    x€(- ; -1) x€(- ; -1)
    y= -x-1-x+3-x-1 y= -3x+1
    x€[-1;3] x€[-1;3]
    y=x+1-x+3-x-1 y=-x+3
    x€(3;+ ) x€(3;+ )
    y=x+1+x-3-x-1 y=x-3

    8
    8
    8
    8

  • xY0343         
           -3x+1,  при x< -1         
           -x+3,    при...

    6 слайд

    x
    Y
    0
    3
    4
    3

    -3x+1, при x< -1
    -x+3, при -1≤x≤3
    x-3, при x>3
    y
    =

  • y= -3x+1  графиком является прямаяy= -x+3     графиком является...

    7 слайд

    y= -3x+1 графиком является прямая
    y= -x+3 графиком является прямая
    y= x-3 графиком является прямая

  • xY0343Найдем область A (0;0)

    8 слайд

    x
    Y
    0
    3
    4
    3
    Найдем область A (0;0)

  • Найдем область A (0;0)
0≥
0≥3
A¢( y≥|x+1|+|x-3|-x-1 )

    9 слайд

    Найдем область A (0;0)
    0≥
    0≥3
    A¢( y≥|x+1|+|x-3|-x-1 )

  • Пусть наименьшее значение выражения равно a,
тогда  y+x2-8x =a.

Рассмотрим к...

    10 слайд

    Пусть наименьшее значение выражения равно a,
    тогда y+x2-8x =a.

    Рассмотрим квадратичную функцию y= -x2+8x+a

  • y = - x2+8x+a = - (x2-8x-a) =
 = - (x2_2*4*x+16-16-a) = -((x-4)2  -16-a)=
 =...

    11 слайд

    y = – x2+8x+a = – (x2-8x-a) =
    = – (x2_2*4*x+16-16-a) = -((x-4)2 -16-a)=
    = -(x-4)2+16+a

  • Y04xГрафик парабола,
 Ветви направлены вниз, 
Вершина (4;16+a)y = -(x-4)2+16+a

    12 слайд

    Y
    0
    4
    x
    График парабола,
    Ветви направлены вниз,
    Вершина (4;16+a)
    y = -(x-4)2+16+a

  • xY0343

  •  x-3=-x2+8x+a
X2-7x-a-3=0
Д=49+4a+12=61-4a
61+4a=0
a=-15,25

    14 слайд

    x-3=-x2+8x+a
    X2-7x-a-3=0
    Д=49+4a+12=61-4a
    61+4a=0
    a=-15,25

  • Спасибо за внимание

    15 слайд

    Спасибо за внимание

я ж вам вроде показал, как такие задачи решать!! !
x^2+2y^2=a
xy=a-1
сначала частный случай!! !
x=0 y=
a=1 y=0 x=
a=1
2) Выделим полный квадрат
(x+2^1/2*y)^2=a-2*2^1/2*xy=a-2*2^1/2(a-1)>=0!!!
a>=(8-2*2^1/2)/7
3) Еще раз выделим!!!, обратите внимание на знак!! !
(x-2^1/2*y)^2=a+2*2^1/2(a-1)>=0
a<=(8-2*2^1/2)/7
a [8-2*2^1/2/7, 8+2*/2^1/2/7 ]
ОДНОВРЕМЕННО x=0 и y=0 БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, тогда СВЯЗКА НЕ ПРОХОДИТ!! ! 0=1!!!-это я про предыдущий ответ, учтите комп, что ему скажешь, то и решит- Я в большом КУРСЕ!! !
Да, еще эту задачу можно решать долго и нудно!! !
Выразить из связки, например, y=(a-1)/x
подставить в x^2+2(a-1)^2/x^2=a
решить биквадратное уравнение, написать ограничения
1) D> =0
x^2>=0
решить систему, ответ тот же, даже a=1 получается, надо только правильно иррациональные нер- ва решить
ВСЕ!! !

Найдите наименьшее значение выражения и значения x и y, при которых оно достигается.

Так как выражение содержит сумму квадратов, то его значение не может быть отрицательным.

То есть, его значение положительно либо равно нулю.

Следовательно, наименьшим значением выражения будет 0. Это возможно только в том случае, когда каждое слагаемое равно нулю.

Исходя из этого, составим систему уравнений.

Систему удобно решить способом сложения.

Умножим второе уравнение на (-4), затем сложим  уравнения.

Решив данную систему, получим: x = 1, y = 2.

Ответ: (1; 2)

Смотрите видеоурок с подробным решением задачи.

Если вам понравился материал, не поленитесь нажать на кнопочки любимой социальной сети и поделиться с друзьями.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

Добавить комментарий