Кривые спроса на магнитофоны и предложения магнитофонов фирмы «Электрик» марки А-2000 имеют линейный вид и заданы формулами:
где
Р измеряется в долларах,
Q – в тысячах штук.
Правительство ввело акциз, равный пяти долларам за каждый проданный магнитофон.
а) Определите сумму налога, которую соберёт налоговая служба.
б) Вычислите налоговое бремя покупателей.
в) Вычислите налоговое бремя продавцов.
г) Найдите чистые общественные потери.
Решение:
а) Найдём параметры равновесия до введения акциза.
Qd = Qs1
300 – 2 * Р = 3 * Р – 200
500 = 5 * Р
Р1 = 100 рублей,
Q1 = 100 тыс. штук.
После введения акциза, равного пяти долларам за каждый проданный магнитофон график функции предложения сдвинется на пять единиц вверх, что приведёт к изменению функции предложения:
Qs2 = 3 * (Р – 5) – 200
Найдём параметры равновесия после введения акциза.
Qd = Qs2
300 – 2 * Р = 3 * (Р – 5) – 200
5 * Р = 515
Р2 = 103 рубля
Q2 = 300 – 2 * 103 = 94 тыс. штук
Таким образом, продавцы продадут только 94 тысячи штук магнитофонов, и с каждого магнитофона налоговая служба соберёт 5 долларов. Общая сумма налога, которую соберёт налоговая служба будет равна:
Q2 * T = 94 * 5 = 470
Эта сумма соответствует площади прямоугольника ABCE2.
Найдём координаты точки А.
Возможны два способа определения:
Способ I: Подставим в первоначальную функцию предложения равновесный объём Q2 = 94
94 = 3 * Р – 200
Откуда:
Р = 98.
Способ II: Так как каждая точка графика функции сдвинулась вверх на величину налога Т = 5 единиц, следовательно, и точка А сдвинулась на 5 единиц вверх. И её координата по оси 0Р стала равна, как нам известно, 103. Значит ордината точки А равна:
103 – Т = 103 – 5 = 98.
б) После введения акциза предложение уменьшилось. Теперь покупатель за каждый купленный магнитофон вынужден заплатить больше, а это значит, что выгода от покупки для покупателя снизилась. Кроме того, все вместе покупатели магнитофонов сокращают объём потребления. Это и считается потерями или бременем, которое несёт покупатель в связи с введением акциза.
Налоговое бремя покупателя выражается уменьшением излишка покупателя.
Вычислим налоговое бремя покупателей.
Решим задачу графически.
Налоговое бремя покупателя на графике – это трапеция СE2Е1F. Найдём её площадь.
в) Продавцы после введения акциза тоже несут потери. Они получают за каждый проданный магнитофон меньше, чем до введения налога. И ко всему этому сокращается объём продаж. Эти потери показаны на рисунке в виде трапеции ABFЕ1.
Налоговое бремя продавца выражается уменьшением излишка продавца.
Вычислим налоговое бремя продавцов:
Найдём площадь трапеции ABFЕ1:
г) Найдём чистые общественные потери (Dead Weight Losses), то есть разницу между общей суммой налогового бремени покупателей и продавцов и суммой налоговых поступлений (194 + 291 – 470 = 15 тыс. долл).
То есть это площадь треугольника АЕ1Е2.
Налоговое бремя — это показатель, характеризующий уровень уплачиваемых налогов, сборов, иных фискальных платежей. В статье раскроем смысл этого понятия, поясним, как его рассчитать, и почему этот показатель так важен не только для отдельно взятого налогоплательщика (организации или физического лица), но и для экономики в целом.
Налоговое бремя: формула и порядок расчета
Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.
Наиболее близким понятием, которое встречается в законодательстве РФ, является налоговая нагрузка. Она характеризует долю фискальных платежей в объеме полученных доходов. Используется она ФНС как один из основных критериев при выборе предприятия для проведения выездной проверки. Порядок расчета и анализа этого показателя прописан в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:
Как ФНС использует сведения о налоговой нагрузке отдельных компаний
Инспекции ФНС обязаны выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности деятельности ФНС использует ряд оценочных критериев. Некоторые из них закрыты и используются только во внутренней деятельности данного госоргана. Но часть из них доведена до сведения налогоплательщиков.
Общедоступные критерии приведены в Приложении 2 к Приказу № ММ-3-06/333@. Предприятия могут самостоятельно использовать их для анализа деятельности своей компании и оценки риска проведения в отношении организации выездной проверки.
Первым пунктом приведен критерий соответствия фискальной нагрузки организации среднеотраслевому уровню. Данные о значениях показателя по видам экономической деятельности приведены в Приложении 3 к Приказу ММ-3-06/333@. Обновляются они ежегодно и публикуются на официальном сайте ФНС .
Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство
Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.
Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.
Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.
Распределение налогового бремени
Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.
Ярким примером стали изменения в НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2019. После длительных обсуждений было отменено увеличение ставки страховых взносов при одновременном росте ставки НДС с 18 до 20 %. Данный маневр должен обеспечить:
- с одной стороны — сохранение уровня заработной платы (так как нагрузка на работодателя не изменилась), отсутствие предпосылок к развитию серых схем выплаты зарплаты;
- с другой стороны — обеспечение поступления в бюджет дополнительных средств. При этом на сегодняшний день именно по НДС налажена очень эффективная система администрирования, позволяющая быстро выявлять случаи незаконного ухода от уплаты налогов.
Чему равно налоговое бремя на работника
Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:
- работник уплачивает НДФЛ 13 %;
- работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % и взносы на травматизм (от 0,2 до 8,5 %).
Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.
Котова Алла Николаевна
Главный бухгалтер
В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.
Все статьи автора
При
всех своих достоинствах рыночный
механизм не может полностью исключить
меры государственного регулирования
рынка.
Государство
устанавливает «правила экономической
игры» и следит за их соблюдением всеми
экономическими субъектами. Оно управляет
денежной массой, регулирует наличный
и безналичный оборот, проводит фискальную
и кредитную политику, осуществляет
крупные инвестиционные проекты. Важным
направлением государственной политики
является разработка и применение
антимонопольного законодательства.
Остановимся
на некоторых моментах вмешательства
государства в функционирование рыночного
механизма.
В
с0временн0й
рын0чн0й
эк0н0мике
действует д0в0льн0
сл0жная
и разн00бразная
система нал0г0в.
Hаиб0лее
важными являются п0д0х0дный
нал0г,
нал0г
на прибыль, нал0г
на имуществ0,
на наследств0
и так далее.
Шир0к0е
распр0странение
п0лучила
практика так называемых «п0т0варных»
нал0г0в.
К их числу 0тн0сятся:
нал0г
на пр0дажи,
нал0г
на д0бавленную
ст0им0сть,
нал0г
с 0б0р0та,
акциз и другие.
Hеп0средственными
плательщиками этих нал0г0в
в бюджет являются 0бычн0
пр0давцы.
Ставка п0т0варн0г0
нал0га
устанавливается либ0
в 0пределенн0м
пр0центе
0т
цены т0вара,
либ0
в абс0лютн0й
сумме с кажд0й
единицы т0вара.
Рассмотрим
воздействие на рыночное равновесие
потоварного налога. Предположим сначала,
что налог должен вносить в бюджет
производитель (продавец). Hарисуем
стандартный график кривых спроса и
предложения (рис. 1).
Рис.1.
График кривых спроса и предложения9
Пересечение
кривых спроса (d) и предложения (S1)
определяет рыночное равновесие (E1)
с ценой Pe1
и объемом Qe1.
Допустим, правительство ввело налог в
размере T рублей на каждую товарную
единицу. Его введение вызовет параллельный
сдвиг линии предложения влево-вверх на
величину T (S2).
Если ранее производители согласны были
предложить на рынке данный товар в
объеме соответственно кривой S1
(в зависимости от уровня цены), то теперь
каждый возможный объем они готовы
предложить по цене на T руб. больше, чем
раньше. В этом случае, уплатив налог,
производители получат за свой товар ту
же цену, что и раньше. В результате линия
предложения займет положение S2.
Прежний равновесный объем Qe1
производители захотят продать по цене
P2
(P2
= Pe1+T).
Hо при данной цене спрос (Qd2)
значительно меньше прежнего (Qe1).
Возникнет затоваривание, следствием
которого станет тенденция к снижению
цены на единицу товара и сокращение
выпуска. Hесколько активизируется спрос,
и в результате равновесие рынка будет
достигнуто на новом уровне (E2).
Hовая равновесная цена Pe2
окажется выше прежней (Pe1),
но ниже той, которую хотели бы получить
продавцы (P2).
Меньшим будет и новый равновесный объем
(Qe2
< Qe1).
Итогом
прихода рынка данного товара в новое
равновесное состояние станет фактическое
распределение потоварного налога между
продавцом и покупателем при том, что
формально налог вносит в бюджет продавец
(производитель). Покупатель заплатит
продавцу цену Pe2,
которая выше прежней равновесной на
величину (Pe2
– Pe1).
Это «доля» покупателя в потоварном
налоге. Продавец же, получив цену Pe2,
выплатит из нее налог в размере T рублей
на каждую проданную единицу товара и
фактически получит цену P–
за свой товар. Его «доля» в потоварном
налоге составит величину (Pe1
– P–).
Можно
представить себе ситуацию, когда
потоварный налог вносится в бюджет
покупателем (например, уплата госпошлины
в Сбербанк при покупке недвижимости и
т. п.). В этом случае происходит параллельный
сдвиг вниз на величину T рублей линии
спроса (рис. 2).
Рис.2
График кривых спроса и предложения в
условиях дефицита10
Hетрудно
убедиться, что и в этом случае результат
тот же: происходит распределение в
уплате налога между продавцом и
покупателем. Прежний объем Qe1
потребитель готов покупать только по
цене P2,
однако продавец по этой цене готов
предложить объем только QS2.
Возникнет дефицит, при ликвидации
которого равновесная цена составит
Pe2,
а объем продаж – Qe2.
Цену Pe2
за каждую единицу своего товара получит
продавец. Разница между прежней и новой
равновесной ценой (Pe1
– Pe2)
образует «долю» продавца в налоге. Hо
кроме цены Pe2,
покупатель платит еще потоварный налог,
и фактическая цена для него составляет
P+.
Превышение этой цены над первоначальной
равновесной (P+
– Pe1,)
образует «долю» покупателя в налоге.
Таким
0браз0м,
практически не имеет значение, кт0
неп0средственн0
вн0сит
п0т0варный
нал0г
в бюджет. Фактически ег0
платят 0ба:
пр0давец
и п0купатель.
При эт0м
введение п0т0варн0г0
нал0га
вызывает с0кращение
равн0весн0г0
0бъема,
п0вышает
цену, фактически уплачиваемую п0купателем,
и снижает цену, реальн0
п0лучаемую
пр0давц0м.
Сила
в0здействия
п0т0варн0г0
нал0га
на 0бъем
пр0даж
и ур0вень
цены зависит 0т
накл0н0в
линий спр0са
и предл0жения,
т0
есть 0т
их эластичности. Hарисуем два графика
(рис. 3).
Рис.3
Графики эластичности спроса и предложения11
В
первом случае (левый график) спрос и
предложение достаточно эластичны к
изменению цены. Введение налога в этих
условиях незначительно повысит цену
равновесия, но существенно сократит
равновесный объем. В другом случае
(правый график), наоборот, спрос и
предложение неэластичны, а потому при
введении потоварного налога незначительно
сократится уже равновесный объем продаж,
а рост цены будет более значительным.
Распределение налогового бремени между
покупателями и продавцами зависит от
соотношения эластичности спроса и
предложения. Если, например, спрос менее
эластичен, чем предложение (электролампочки,
хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога
будут нести покупатели (рис. 4а). Hаоборот,
если спрос достаточно эластичен, а
предложение – нет (ювелирные украшения,
бытовая техника и т. п.), то налоговое
бремя в большей степени ляжет на
производителей (рис. 4б).
Рис.
4а, б. Графики эластичности спроса и
предложения12
Дотация
– выступает как налог «наоборот».
Потоварная дотация также устанавливается
либо в определенном проценте к цене
товара, либо в абсолютной сумме в расчете
на единицу товара. Потоварные дотации
обычно получают производители, хотя не
редки случаи, когда их получают
непосредственно и потребители (как
компенсацию за повышение цен на отдельные
товары: хлеб, детские товары, обручальные
кольца и другие).
Из0бразим
стандартный график кривых спр0са
и предл0жения
(рис. 5). Предп0л0жим,
мэрия ввела д0тацию
из г0р0дск0г0
бюджета пр0изв0дителям
т0вара
(услуги) в размере V рублей в расчете на
единицу пр0дукции.
Эт0
приведет к сдвигу линии предл0жения
вниз на V рублей. Если ранее пр0изв0дители
с0гласны
были предл0жить
на пр0дажу
св0й
т0вар
п0
разным ценам в с00тветствии
с крив0й
S1,
т0
теперь те же 0бъемы
0ни
м0гут
предл0жить
п0
прежним ценам, уменьшенным на величину
п0т0варн0й
д0тации
(кривая S2).
В т0м
числе прежний равн0весный
0бъем
п0
цене P–
(P–
= Pe1-V).
Hо при этой цене спрос на товар существенно
возрастет (до Qd2).
Возникший дефицит может быть преодолен
через повышение цены, рост выпуска и
сокращение избыточного спроса.
Рис.5.
График равновесной цены13
Hовая
равновесная цена будет больше P–,
но меньше прежней равновесной Pe1.
Равновесный объем вырастет (Qe2
> Qe1).
Продав покупателю товар в объеме Qe2
по цене Pe2,
продавец фактически с учетом дотации
получит цену P+
за каждую единицу. В итоге он получит
выигрыш в размере (P+
– Pe1),
что меньше всей величины дотации. Это
его «доля» дотации. Получит свой выигрыш
и потребитель, ибо новая равновесная
цена Pe2
будет меньше прежней Pe1.
Таким
образом, дотация, как и налог, распределится
между продавцом (производителем) и
покупателем (потребителем), причем то
же самое произойдет в случае, если
дотация будет выплачена потребителю.
Как повлияет дотация на снижение уровня
цены и повышение объема продаж, зависит
от эластичности спроса и предложения.
Кому достанется большая часть дотации
– покупателю или продавцу – в свою очередь,
зависит от соотношения эластичности
спроса и предложения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Добавить в «Нужное»
Налоговое бремя
Мы рассказывали в отдельных консультациях о налоговой системе государства, ее структуре и функциях.
Одним из ключевых вопросов развития любой налоговой системы является определение оптимальной величины налогового бремени. О том, что понимается под налоговым бременем, расскажем в нашем материале.
Понятие налогового бремени
Действующее налоговое законодательство не содержит определения налогового бремени. Это категория скорее общеэкономическая, которая характеризует влияние уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей на налогоплательщика. Воздействует налоговое бремя и на государство, которое должно обеспечить такое распределение налогового бремени, которое обеспечивало бы необходимый уровень доходов бюджета и одновременно было бы справедливым. Однако, как правило, интересы налогоплательщиков и государства в лице фискальных органов разнонаправлены. Если налогоплательщики заинтересованы в максимальном снижении налогового бремени, то государство стремится поддерживать необходимый уровень налоговых поступлений и склонно скорее лишь к переложению налогового бремени с одних групп налогоплательщиков на другие.
Уровень налогового бремени: формула
Термин «налоговое бремя» близок к понятию «налоговая нагрузка», которые часто рассматриваются как синонимы. Под налоговой нагрузкой понимается отношение уплачиваемых налогоплательщиком налогов к величине его дохода.
К примеру, разделив НДФЛ работника на его заработную плату за определенный период, мы получим ответ на вопрос, чему равно налоговое бремя на работника за этот период. Именно относительные, а не абсолютные показатели налоговой нагрузки могут подтверждать наличие избыточного налогового бремени. Ведь, к примеру, 100 000 рублей удержанного налога без связи с величиной дохода, из которой он был удержан, не указывает на то, высокая или низкая налоговая нагрузка. И только отнеся сумму налога к доходу, можно сделать вывод о соразмерности налогообложения.
Показатели налоговой нагрузки (НН) в целом по видам экономической деятельности, которые рассчитывает ФНС, определяются по формуле (п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):
НН = НУ / В,
где:
НУ – сумма уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов;
В – выручка организаций по данным Росстата.
Как оценить предприятию вероятность выездной проверки по уровню налоговой нагрузки
Приведенный выше показатель рассчитывается в целом по виду экономической деятельности и используется налоговыми органами для выбора претендентов на выездную налоговую проверку. Организация же может в отношении себя рассчитать такой показатель, сравнить его со среднеотраслевым и тем самым самостоятельно оценить риск проведения в отношении нее выездной налоговой проверки:
НП = НУ / ВП,
где:
НП – величина налоговой нагрузки конкретного предприятия;
НУ – сумма уплаченных им налогов за отчетный период;
В – выручка предприятия по данным бухгалтерского учета за этот же отчетный период.
4.3.2. Введение налогов и предоставление субсидий
Другой формой действия государства, влияющего на цену равновесия, можно считать налоги. Они являются традиционным орудием государственного вмешательства и не нарушают условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктуют цены и физические объемы сделок. Тем не менее налоги включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными.
Рыночное равновесие и косвенные налоги
Именно таково влияние косвенных (по-товарных) налогов, к которым в России относятся, в частности, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (бензин, табак, алкогольная продукция и др.). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства.
В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (
рис.
4.21).
Рис.
4.21.
Распределение налогового бремени
Продавец вынужден будет запрашивать за любое количество товара цену большую прежней на величину налога. График отражает эту ситуацию сдвигом кривой предложения вверх на величину Т. При взаимодействии этой кривой со спросом установится точка равновесия , которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество и новая, повышенная равновесная цена ().
Это значит, что покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате “цена за вычетом налога”, т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только , что явно меньше .
Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, помноженной на число проданных товаров (). На графике они составят прямоугольник . При этом произойдет распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть – продавцы. Соответствующие части упомянутого прямоугольника мы пометили словами “покупатель” и “продавец”.
Обратим внимание на то, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя (см.
рис.
4.7). Другими словами, государство с помощью налогов изымает в свою пользу часть тех и других. При этом заштрихованный на
рис.
4.21 треугольник , отражающий еще одну часть сокращения объема излишков потребителя и производителя, не войдет и в доходы государства, т.е. просто пропадет, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.
Рыночное равновесие и субсидии
Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии, или дотации, т.е. доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Так, оно может поддержать убыточную шахту, чтобы не допустить ее закрытия. Или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными. Или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники. Соответствующая ситуация изображена на
рис.
4.22.
Субсидия (Н) вызывает понижение кривой предложения из положения S в положение . Тем самым возникает новая точка равновесия и соответствующие ей равновесная цена и равновесный объем . Очевидно, что общая сумма затрат государства на субсидии составит произведение или (на графике) площадь прямоугольника .
За каждый проданный товар производитель получит доплату Н, т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет равна . Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Р0 производитель получит ценовую надбавку в размере (). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции . В свою очередь потребители заплатят за товары на () меньше, чем прежняя равновесная цена . Их выигрыш будет равен площади трапеции .
Обратим внимание на то, что из всей суммы субсидии величина, соответствующая заштрихованному треугольнику ОО1В, не досталась ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить – часть суммы дотации пропадает зря.
Рис.
4.22.
Последствия введения субсидии
Распределение налогового бремени
Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребление зависит в первую очередь от эластичности производства и предложения. Воспользуемся полученными знаниями об эластичности и проследим последствия этой зависимости.
Налоги и эластичность спроса
Например, при неизменной эластичности предложения налоги вводятся на двух рынках с различной эластичностью спроса (
рис.
4.23). При этом, чтобы сделать ситуацию особенно наглядной, предположим, что в первом случае спрос абсолютно эластичен, а во втором – абсолютно неэластичен.
В случае абсолютно эластичного спроса (
рис.
4.23 а) при введении налога равновесная цена не изменяется, зато заметно падает объем продаж. Действительно, именно к таким последствиям приводит сдвиг кривой предложения вверх при горизонтальной кривой спроса. Cхожей (малый подъем цен, большое падение производства) ситуация будет и при просто высоко эластичном (а не абсолютно эластичном спросе), когда его кривая пройдет с небольшим наклоном.
И это понятно, если вспомнить, что эластичный спрос, как правило, предполагает наличие товаров-субститутов, т.е. товаров, замещающих данный товар в потреблении. Если чуть повысишь цену на такой товар, то спрос резко упадет, переключившись на товары-заменители.
В силу равенства старой и новой цен в изображенном на
рис.
4.23 а экстремальном случае с абсолютно эластичным спросом потери потребителей отсутствуют. В более реалистичном случае эластичного спроса они возникнут, но будут невелики из-за близости цен без налогообложения и с налогообложением. За единиц продукции потребителям придется заплатить немногим больше, чем до введения налога.
В то же время резкое падение производства после увеличения акцизного сбора способно разорить производителя, поскольку налоговое бремя ему придется нести в одиночку. Ведь цена не изменилась (или почти не изменилась в более реалистическом случае), а налог государству платить надо.
Рис.
4.23.
Распределение налогов с продаж в условиях различной эластичности спроса
В случае абсолютно неэластичного спроса (
рис.
4.23 б), т.е. в ситуации, когда у потребителя нет возможности ни перейти от подорожавшего вследствие введения налогов товара к более дешевому, ни отказаться от него вовсе, равновесная цена поднимется сильно, а объем реализуемой продукции не сократится. Рост налоговых поступлений в этих условиях будет велик (заштрихованный прямоугольник). Ведь не сократилось и налог уплачивается со всей этой товарной массы.
Распределение налогового бремени будет следующим: потери производителя равны нулю, а потребитель оплатит весь прирост цены. Все это хорошо видно на рисунке: цена больше на Т. Это значит, что за вычетом налогов производитель получит столько же, сколько получал (, или, что то же самое, ). Зато всё повышение налогов Т отразится на повышении цены, т.е. его придется полностью оплатить потребителю.
При более реалистичных допущениях – неэластичном, но не абсолютно неэластичном спросе – на потребителя ляжет большая часть налогового бремени, но небольшая доля ляжет и на производителя.
Налоги и эластичность предложения
Посмотрим теперь, что происходит при введении налогов на рынках с разной эластичностью предложения (
рис.
4.24 а, б).
Повторяя уже знакомый нам ход рассуждений, можно установить, что:
- объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении;
- при неэластичном предложении их бремя ложиться на производителя, а при эластичном – на потребителя.
Графическая иллюстрация ситуации станет понятной, если вспомнить, что для производителя высокая эластичность предложения означает, в частности, возможность маневрировать условиями и результатами своей деятельности. Например, изменять ассортимент, технологию и объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя. И наоборот, производители с неэластичным, “негибким” предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей, что и отразила наша модель на
рис.
4.24 а.
Рис.
4.24.
Распределение налога с продаж в условиях различной эластичности предложения
В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в табл. 4.3.
Чем выше эластичность предложения, тем: | Чем выше эластичность спроса, тем: |
---|---|
Выше рост цен | Ниже рост цен |
Сильнее падение объема | Сильнее падение объема |
Меньше налоговые поступления | Меньше налоговые поступления |
Меньше потери производства | Больше потери производства |
Больше потери потребителя | Меньше потери потребителя |
Проблема государственного вмешательства в целом
Оба рассмотренных нами направления вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования исходят из предпосылки, что государство заботится о благосостоянии общества. Однако на деле последствия такого вмешательства противоречивы.
Вмешиваясь в рыночное ценообразование, государство меняет размеры и направления денежных потоков, идущих от потребителей к производителям, т.е., по сути, ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, возрастают административные затраты и бюрократическая опека. Рынок сопротивляется вмешательству извне и мстит за него. Рост бюрократии в свою очередь тянет за собой ряд очевидных, особенно в условиях России, последствий от искажения информации о реальных экономических процессах до возрастания коррупции.
Тем не менее без государственного вмешательства не существует современный рынок. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, – вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. И задача общества – не устранить это вмешательство, а свести к минимуму его негативные последствия.