Практическая работа №3. 5класс
Тема: «Определение направлений и расстояний по плану местности»
Цель: научиться определять направления, азимуты и расстояния по плану местности.
Оборудование: план местности, линейка, транспортир.
Ход работы.
Задание 1. По плану местности №1 определите направление, азимут и расстояние до предложенных объектов. Расчёт ведите от точки А до объектов по прямой. Полученные результаты внесите в таблицу.
№ |
Наблюдаемый объект |
Направление на объект |
Азимут движения на объект |
Расстояние до объекта на плане (см) |
Расстояние до объекта на местности (м) |
1 |
Колодец |
||||
2 |
Родник |
||||
3 |
Точка В |
План местности №1
Родник
Задание 2. По плану местности №2 выполните предложенные задания.
1. На каком берегу реки Быстрая находится родник? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.
2. На каком берегу реки Быстрая находится овраг? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.
3. На каком берегу реки Быстрая находится луг? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.
План местности №2
Задание 3. По плану местности №2 и данным ниже фотографиям выполните задания.
А) Футбольное поле Б) Автобусная остановка В) Санный спуск
1. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке 1? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект
2. Какая особенность участка, определила Ваш выбор? Укажите в ответе букву, которая определила ваш ответ.
3. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке 3 ? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект.
4. Какая особенность участка, определила Ваш выбор? Укажите в ответе букву, которая определила ваш ответ. Ответы на вопросы 2-4
А) близость к реке
Б) ровная поверхность
В) достаточный уклон
Г) отдалённость от населённого пункта
Запишите вывод, в котором отвечаете на вопрос: как можно использовать план местности?
Вывод: по плану местности можно определить……………., ………………., ………………… .
Практическая работа №3.
Тема: «Определение направлений и расстояний по плану местности»
Задание 1.
№ |
Наблюдаемый объект |
Направление на объект |
Азимут движения на объект |
Расстояние до объекта на плане (см) |
Расстояние до объекта на местности (м) |
1 |
Колодец |
восток |
90° |
4 |
400 |
2 |
Родник |
225° |
3,5 |
350 |
|
3 |
Точка В |
175° (180) |
5 |
500 |
Задание 2.
1-на правом
2- на правом
3- на левом
Задание 3.
1-В 2- В 3- А 4 – Б
Вывод: по плану местности можно определить направления, расстояния, формы рельефа местности.
Азимут — это угол между направлением на север и направлением на объект.
Единица измерения угла — градус, который записывается так: (1°). Градусом называют (1/360) долю окружности. Окружность циферблата компаса тоже поделена на (360°).
Для определения азимута с помощью компаса его сначала ориентируют. Затем на компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
Азимут отсчитывают от севера по часовой стрелке в направлении на предмет. Так, направление на север имеет азимут (0°) или (360°), на восток — (90°), на юг — (180°), на запад — (270°).
По рисунку мы видим, что азимут составляет:
- на дом — (40°);
- на колодец — (140°);
- на мельницу — (220°);
- на дерево — (320°).
Источники:
Изображения. Азимут. Автор: Original work: RomarySt. Johann — Derivative work from File:Azimut.svg, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18059079.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
1. Что такое масштаб?
2. Как изображается численный масштаб?
3. Что такое численный масштаб?
4. Что такое именованный масштаб?
5 Как изображается именованный масштаб?
6. Что такое линейный масштаб?
Давайте вспомним … -
2 слайд
Цель: Определение направлений и расстояний по плану местности
Ход работы:
Практическая работа -
3 слайд
Определите по карте расстояние на местности по прямой.
Измерения проводите между центрами условных знаков.От церкви до точки А
1. От родника до колодца.
2. От точки В до сарая.
3. От колодца до моста.
Задание №1 -
4 слайд
Определите по карте, в каком направлении от …
Церкви находится точка А
1. Родника находится колодец.
2. Точки В находится сарай.
3. Колодца находится сарай.
Задание №2 -
5 слайд
Определите по карте азимут, по которому надо идти туристу
От точки В до сарая
1. От родника до колодца.
2. От колодца до моста.
3. От колодца до точки А.
Задание №3 -
6 слайд
1. Я активно/пассивно работал на уроке.
2. Я умею/не умею работать с планом местности.
3. Я умею/не умею работать в паре.
4. Моя оценка за практическую работу:Подведем итоги
План урока:
Способы ориентирования по местным признакам
Значение компаса при ориентировании
Определение направлений на плане местности и карте
Решение задач по определению азимута
Способы ориентирования по местным признакам
Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Мы живем в пространстве, в котором на различных расстояниях размещены всевозможные объекты: дома, деревья, кустарники и т.д.
Все, что располагается вокруг нас, представляется нам огромным и бесконечным. Если нашему взгляду не препятствуют дома, горы или лес, то мы видим далеко. К примеру, человек среднего роста, который стоит на ровной местности, может увидеть объекты на расстоянии до 5 км.
В реальности, та территория, которую мы видим с вами, как бы ограничена линией. При взгляде вдаль нам кажется, что небо граничит с землей. Данная грань именуется линией горизонта. Данное слово считается греческим и в переводе на русский язык обозначает «ограничивающий».
Территорию, возможно, обозначить открытой, если нашему взгляду не препятствуют ни постройки, ни лес, ни горы. На открытом участке линия горизонта заметна хорошо. А в лесу данная граница почти не видна, по этой причине такую территорию именуют закрытой.
Вспомним стороны света по рисунку.
Стороны света играют роль при установлении местонахождения, пути движения, то есть при ориентировании.
Внимательный человек, оказавшись на неизведанной местности способен ориентироваться и без компаса. Свое месторасположение он сможет установить с использованием местных признаков.
Сейчас у некоторых из вас промелькнет в голове мысль: «Зачем нам это знать, сейчас у каждого есть гаджеты со встроенным GPS. Либо можно просто позвонить по телефону спасательной службы». Однако, многие из вас попадали в ситуацию, при которой зарядка телефона заканчивалась и он отключался. Если угодить на территорию с плохой сотовой связью, то и гаджет будет бесполезным.
Поэтому познакомимся со способами ориентирования по местным признакам.
- Устанавливать стороны света можно по полуденной тени. Людьми было установлено местонахождение Солнца в полдень. Представим, что небесное светило располагается у нас со спины. Тогда перед нами север, а со спины – юг. Подобный метод ориентирования по местным признакам, то есть по Солнцу, нужно проводить в ясную погоду.
Источник
Для ориентирования по небесному светилу допускается использовать прибор, который получил название гномон[1]. Используется с давних времен как солнечные часы.
Старинный гномон
Его очень просто изготовить, даже если вы находитесь далеко от цивилизации. Для этого можно взять палку и вбить ее в землю, а вокруг провести полуокружность. На рисунке видно как можно определять направление по данному прибору.
- Мы с вами живем на территории России, поэтому каждую ночь можем наблюдать самую яркую звезду – Полярную. Она обладает примечательным качеством – при любой ситуации располагается на севере. Вот еще один прием ориентирования на местности, где местным признаком считаются звезды.
При выявлении этой звезды небо должно быть чистым. Установим местоположение созвездия Большой Медведицы, которая походит на ковш. Две крайние звезды соединим в мыслях линией и просчитаем расстояние больше этого в 5 раз. Тогда в конце этой прямой заметим Полярную звезду. Зная, где находится север, возможно, выявить и другие стороны света, ориентируясь на местности без карты и компаса.
Источник
- Стороны света в ночное время суток возможно установить, наблюдая за Луной. Для ориентирования по Луне на местности необходимо сосредоточить внимание на ее фазы. В каждой своей фазе Луна располагается в определенной стороне света. Познакомимся подробно на следующем рисунке.
Если полная луна появилась на небе в 19.00, значит, она указывает направление на восток, а в 1.00 – на юг. Убывающий месяц в 1.00 ночи указывает направление на восток, а утром в 7.00 – на юг.
- В лесу также возможно увидеть достаточное количество местных признаков, по которым можно ориентироваться. Многие из них основаны на неодинаковом количестве тепла, получаемого с разных сторон света. Установим 10 местных признаков ориентирования:
- Присмотритесь внимательно к деревьям. Одна сторона с меньшим числом ветвей, менее пышная. Чаще всего этот край направлен на север.
- Ведь не только деревья могут указывать стороны света, по их пням также можно установить это. На пне очень хорошо видны годовые кольца. Внимательно рассмотрев их можно увидеть закономерность: с севера они более узкие. Вот и еще один из способов ориентирования в лесу без компаса.
- Есть еще один прием выявления сторон света по деревьям. Обращали внимание на цвет коры у берез? Часто бывает, что с одного края она более светлая, а с другого темнее. Так вот светлая сторона располагается на юге.
- Самым известным природным фактом считается место произрастания мха. Войдя в лес, обратите внимание на то, как он растет. Часто произрастает только с одной стороны объекта, например, дерева. Та сторона, на которой есть мох, указывает направление на север.
- С детства многие любят наблюдать за жизнью муравейника. А знаете ли вы, что и по этим лесным жителям можно определить стороны света? Это хорошо можно проследить по рисунку.
- В зимний и весенний период стоит присмотреться к таянию снега. Присмотревшись внимательно, можно заметить, что с разных сторон тает неодинаково. Область, получающая больше света, тает быстрее. Соответственно она считается южной. И наоборот. Познакомимся с данным явлением на рисунке.
- Попав после дождя в лес, опять же присмотритесь к деревьям. Их кора высыхает неравномерно. Одна часть быстрее, другая более медленно. Кора, долго остающаяся влажной, считается северной, так как получает меньше тепла.
- Многие леса имеют просеки. Стоит их найти, если вы заблудились. По ним также можно выявить направление, в котором нужно идти.
- В хвойном лесу также существуют различные признаки, по которым можно ориентироваться. На стволах хвойных деревьев есть смола, которой с одного края бывает больше, чем с другого. Там, где есть ее наплывы, ствол будет направлен на юг.
Учитывайте, что по 1 местному признаку и предмету осуществлять ориентирование нереально. В этих целях необходимо применять ряд местных и природных признаков, только лишь в этом случае, можно провести верное ориентирование и выбрать путь движения.
Значение компаса при ориентировании
Надежнее и удобнее при любых условиях ориентироваться по компасу.
Давайте установим строение этого прибора, и как ориентироваться с помощью компаса. Его основой считается стрелка, обладающая свойством магнита. Размещается она на острие, поэтому может вращаться. Окрашена стрелка неодинаково: красный указывает на юг, а синий на север. Сверху коробочка компаса прикрыта стеклом, под которым есть шкала и на ней обозначены стороны горизонта.
В целях ориентирования на местности по компасу требуется рассмотреть порядок действий:
- Положить компас горизонтально и освободить стрелку. Дать магнитной стрелке успокоиться.
- Медленно поворачивать коробочку, пока синий конец стрелки не остановиться напротив буквы «С».
В этом случае компас станет ориентирован, и тогда можно определить с его помощью стороны горизонта. С этим прибором можно выявлять направление на предметы и объекты. К примеру, установить, где расположен колодец, родник, церковь и так далее.
Для определения направления на объект необходимо познакомиться с понятием «азимут».
Компас имеет форму круга, а всякая окружность содержит 3600. В случае ориентирования на местности, мы можем провести измерение угла с помощью компаса. Всякий угол образован двумя линиями, в данном случае одна направлена на какой-либо предмет, другая на север. Такой угол получил название «азимут».
Посмотрим на циферблат компаса и увидим, что если объект, к которому мы движемся находиться на севере, то градусы азимута будут равны 0. Направление на восток будет составлять азимут 900. Тогда азимут южного объекта будет соответствовать 1800, а западного – 2700.
Тогда возникает вопрос: «Как с помощью компаса можно определить азимут?»
Рассмотрим алгоритм определения углов азимута и сторон горизонта по компасу.
Научившись определять азимут по компасу, мы сможем, устанавливать направление без карты и ориентироваться даже на незнакомой местности, например, в лесу.
Представим, что наступила осень, и мы как заядлые грибники идем в лес. Карты у нас нет, а вот компас взяли. Может быть, он даже есть встроенный в гаджет, который сейчас у каждого при себе. Прежде чем войти в лес, необходимо выбрать объект, на который мы будем осуществлять ориентирование по компасу, лучше, если он будет достаточно протяженным. Часто выбираются линейные объекты. К примеру, это будет тропинка, шоссе, речка и т.д. Для определения азимута нам нужно повернуться, вспомнив русские сказки – к лесу задом, к объекту передом. Ориентируем компас и определяем по нему стороны горизонта. Вычисляем угол азимута по циферблату и запоминаем его. На противоположной стороне компаса будет азимут направления для движения в лес.
Все, мы готовы идти за грибами, однако следует периодически проверять, не ушли ли вы далеко от объекта.
Таким образом, мы рассмотрели еще один способ ориентирования на местности, но уже по компасу.
Определение направлений на плане местности и карте
В предыдущих уроках мы познакомились с различными способами изображения поверхности. Так вот карту и план можно также использовать для ориентирования по компасу на местности.
Рассмотрим определение направлений сторон горизонтов по плану и топографической карте.
Вы уже знаете, что стороны горизонта на плане и карте изображены в виде стрелки. Верхняя часть плана указывает на север, а нижняя на юг.
Для определения азимута необходимо сориентировать карту, то есть расположить ее на местности так, чтобы верх был направлен на север. Ориентировать карту можно различными способами.
- По линейным объектам – к ним могут относиться шоссе, линии электропередач, речки, дороги и другие. Нужно встать рядом с этим объектом и поворачивать карту или план пока направление не совпадет с таковой на местности. В результате ориентирования определим по плану местности точку нашего нахождения.
- По направлению на объект, являющийся ориентиром. Данный способ применяют, если известно, в какой точке мы находимся, и в пределах видимости есть ориентир, нанесенный на карту. Тогда ее размещают так, чтобы изображение на карте совпало с направлением на местности.
- По компасу ориентирование карты проводят в лесу, где другим способом это сделать нельзя. С начала необходимо определить направление на стороны горизонта по компасу.
После ориентирования карты можно приступить к определению азимута. Существует несколько способов:
- Определять направление и азимут по плану местности можно транспортиром. Рассмотрим алгоритм действий определения градусов азимута, пользуясь транспортиром.
- Определение сторон горизонта, направлений на объект и азимута можно также осуществлять с помощью компаса и карты.
Изучив материал, многие могут сказать: «Зачем нам в современном мире, где большое количество гаджетов с различными функциями, нужен азимут?»
Во-первых, никто никогда не знает где и в каких лесных дебрях или пустынях он окажется. Возможно, вы станете геологом, а для ориентирования на местности в поисках горных пород вам точно пригодиться умение определять азимут по компасу. Да и любой путешественник, и турист, совершающий походы, должен уметь определять направление движения по азимуту с использованием компаса.
Немаловажное значение имеет азимут и в военном деле. Для определения направления движения судна по морским путям высчитывается азимут и называется это у моряков навигация[2]. Также это применимо и к летчикам, которым необходимо определять воздушные пути для самолетов. Широко используется понятие «азимут» в артиллерии, где необходимо знать угол на объект для наведения орудия на цель.
Азимут в артиллерии Источник
Решение задач по определению азимута
Выяснив, для чего нужен азимут, и как его определять, потренируемся в решении задач.
В первой задаче нам предстоит помочь Маше. Ей нужно добраться до дерева, где ее ждет медведь. У Маши есть компас и план, по которому она должна двигаться. Для определения азимута необходимо сориентировать компас по сторонам света, как показано на рисунке. Мысленно проведем линии до объектов. На данном компасе каждые 100 проведены через два штриха. Тогда определяем азимут с помощью компаса и получаем результат.
Теперь Маша может двигаться к известному объекту, переходя от одной точки к другой с учетом азимута. При этом, не забывая смотреть на компас и не отклоняться от заданного направления.
Потренироваться в ориентирование по азимуту с компасом можно даже в квартире. Посвятим этому следующую задачу.
Как при таких условиях определить азимут на предметы интерьера комнаты по компасу? Вспоминаем алгоритм действий. Сначала ориентируем компас по сторонам горизонта с целью выявления азимута. Определяем, как нужно встать, чтобы перед нами был север. Устанавливаем те предметы, которые присутствуют в пределах нашей видимости. Именно на них будем определять азимут с помощью компаса. В данном случае это будет телевизор, балконная дверь и кухонный стол. В уме прочерчиваем линии к этим предметам интерьера. Устанавливаем азимут, при этом учитывая, что одно деление соответствует 50.
Рассмотрим еще один тип заданий, в которых будем определять азимут с помощью компаса и по карте
Как в данном случае найти азимут от нашего местонахождения до школы по компасу? Нам необходимо выявить точку местонахождения и сориентировать на нее компас. Проводим линию от центра компаса до точки местонахождения и до школы. Получаем угол направления на строение. Учитываем через, сколько градусов проведены штрихи на шкале компаса – 50. Тогда получаем азимут соответствующий 500.
По карте, возможно, определять углы не только по компасу, для этого существует специальная линейка, которой вы пользуетесь на математике, транспортир. Посмотрим, как определять азимут, если есть только карта и транспортир.
На карте выявляем место нашего расположения и проводим прямую линию, верх которой будет показывать на север. Находим место, куда нам нужно прийти и соединяем эти две точки. В результате получаем угол. Прикладываем транспортир к прямой линии и определяем градусные меры углов. По данному заданию с помощью транспортира получаем азимут соответствующий 1140.
Итак, мы познакомились с различными способами ориентирования на местности, научились работать с компасом и выявлять азимут. Теперь нам не страшно оказаться в неизвестном месте. Всегда можно найти путь домой по азимуту.
Словарь
1. Гномон – это прибор, с помощью которого определяют направление и высоту Солнца над горизонтом.
2. Навигация – раздел науки, изучающий способы определения маршрута судна с помощью различных приборов.
Технологическая карта урока по теме
« Определение направлений и расстояний по географической карте», 5класс.
Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений
Планируемые результаты: уметь определять направление и расстояние по карте.
Предметные: давать определения понятиям географическая карта, масштаб, виды масштабов, стороны горизонта, классификация карт по содержанию , охвату территории
Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): развитие умения вести самостоятельный поиск в различных источниках информации, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что географическая карта – это второй язык географии, умение пользовать картой необходимо современному человеку, который свободно перемещается по области, стране, миру.
Личностные: (личностные УУД): – осознание роли географии и географических знаний в познании окружающего мира; собственная мотивация к учебной деятельности, собственная оценка учебной ситуации, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников
Образовательная цель: Показать значение умений пользоваться географическими картами. Преобразовывать информацию из одного вида в другой, добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; Определять местоположение объектов на карте.
Развивающая цель: Умение описывать различные географические объекты. Умение определять направление и расстояния между географическими объектами на карте. Анализировать различные виды карт
Воспитательная цель: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью,
воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.
Методы обучения: картографический, проблемного обучения, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: : учебник 5 класса, географический атлас, физическая карта полушарий , презентация, проектор.
Этапы урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые УУД |
||||
Познавательные |
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||||
1 |
Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Воспринимают приветствие учителя, позитивно настраиваются на урок |
||||
2 |
Целеполагание, мотивация |
Ещё с древних времён люди свои знания о Земле старались представить в виде карт-чертежей. Считают , что карта – “второй язык” географии». Как вы думаете, почему? |
Приводят различные варианты ответов |
Сознание ценности знаний о географических картах , как важнейшего компонента познаний научной картины мира |
Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение. |
||
3 |
Актуализация |
Чтобы достичь цели вспомним: 1. Что такое стороны горизонта? 2. Что называется параллелями и меридианами? 3. Сравним параллели и меридианы ? 4. Что называется масштабом? |
Отвечают на вопросы |
Анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать |
Самоопределение (для чего?) и настрой на постановку учебных целей |
Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать свою точку зрения |
Определять уровень успешности, самоконтроль |
4 |
Первичное усвоение |
Ребята! Сформулируем тему нашего урока: (она зашифрована в загадке) Загадка: Ее с собой берет геолог, Турист, водитель, археолог. А сейчас отправляемся в «Картографию» страну изучения карт Земли 1 Самостоятельно дайте определение географической карты 2. Сравните его с определением в учебнике? 3 Какую информацию можно получить из определения географической карты? 4. Прочитайте текст §17 и ответьте на вопросы: 1. На какие группы делятся карты ? 2. Как классифицируются карты по масштабу , по содержанию, по охвату территории? 3. Составьте схемы классификаций в тетради 4. Чем отличается изображение на географических карта и глобусах? Назовите не менее 3 отличий. 5. Где больше искажений при изображении объектов, определении расстояний – на карте или глобусе? |
Работают с текстом учебника, составляют схемы Работают в парах |
Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста |
Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры |
Понимать позицию других, учебное сотрудничество. |
Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки |
5 |
Осознание и осмысление |
Работа с атласом: 1. Дополните классификацию карт в тетради своими примерами карт из атласа 2. Определение направлений по физической карте полушарий и физ. карте России (Приложение № 1) 3. Определение расстояний по физической карте полушарий (Приложение № 2 ) |
Работают с картами атласа |
Преобразовывать информацию. Выстраивать логическую цепочку рассуждения |
Учебно-познавательный интерес |
Самостоятельно искать средства достижения цели |
Проговаривать последовательность действий |
6 |
Первичное закрепление |
Тест (приложение №3) |
Объяснять значение понятий |
Уважение ситуации успеха партнёра |
Определять уровень успешности. Оценка действий партнёра |
||
7 |
Домашнее задание |
Параграф учебника Сконструировать 3 задания на определение направлений и расстояний по карте |
|||||
8 |
Рефлексия |
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… |
Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом |
Самооценка своей деятельности |
Осознание причин успеха и неуспеха |
Приложение № 1
- По физической карте России определите , в каком направлении от Москвы находится Элиста, Волгоград, Астрахань.
- В каком направлении от материка Евразия находятся материки: Австралия, Северная Америка, Антарктида
3. Какой город будет восточнее Омск или Новосибирск.
Приложение № 2
1. По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: Африкой и Австралией , Африкой и Южной Америкой .
2. Найдите на физической карте России город , который находится в 400 км от Москвы к востоку. Какой город лежит к западу от Москвы на расстоянии 1600 км от нее?
Приложение № 3
1. . По карте России в атласе, определите: какой город находится к югу от Санкт-Петербурга?
А) Минск; Б) Москва; В) Берлин; Г) Мурманск.
2. По карте полушарий определите: Пиренейский полуостров от Средиземного моря находится:
А) к западу; Б) к востоку; В) к югу; Г) к северу.
3. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К югу от Москвы расположены:
А) Каир; Б) Чёрное море; В) озеро Виктория ; Г) Париж.
4. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К востоку от Санкт-Петербурга расположены:
А) Уральские горы; Б) Москва; В) Якутск; Г) Тихий океан.
5. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К северу от Сантьяго расположены:
А) пролив Дрейка; Б) Нью-Йорк; В) Мехико; Г) Карибское море.
6 . Определите какой из масштабов наибольший:
а) 1 : 5 000 б) 1 : 25 0 в) 1: 10 000 г) 1: 50 000
7 .Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а 1:25000; б 1:250000; в 1:25 000000.