Как найти направление в литературе

Литературные направления


Литературные направления

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1775.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1775.

Большинство писателей и поэтов творили в рамках одного течения, характерного для определенной эпохи. Литературные направления требовали от авторов придерживаться определенных черт и свойств литературы.

Классицизм

Классицизм предполагает четкое деление на высокие и низкие жанры. Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивает нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными.

Еще одной характерной чертой является то, что соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).

Яркими представителями классицизма в русской литературе являются А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.

Сентиментализм

Для этого литературного направления характерно обращение к человеческим чувствам, внутренним качествам человека. Особую роль играет природа, которая становится выразителем чувств персонажей.

Среди отечественных писателей выделяется Н. М. Карамзин.

Романтизм

Для романтизма характерно описание исключительных личностей в рамках исключительных условий. В центре повествования лежат судьбы людей, которые находятся в своеобразном конфликте с остальными людьми. Реальный мир противопоставлен миру идеальному, к которому стремится центральный персонаж.

Идея двоемирия является ключевой для романтизма.

В направлении романтизма работали В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др.

Реализм

Для этого направления характерно описание типичных характеров в типичных условиях жизни. Жизнь демонстрируется такой, какая она есть на самом деле. Герои произведений имеют как положительные, так и отрицательные черты характера.

Реализм пользовался и сатирическими приемами с целью изображения реальной действительности.

Писателей и поэтов, творивших в рамках реализм, довольно много: Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и др.

Модернизм

К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Литературные направления Серебряного века

Рис. 1. Литературные направления Серебряного века.

Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.

Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.

Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.

Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н. С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.

Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.

Заключение

Что мы узнали?

В русской литературе принято говорить о следующих литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм). Каждое направление имеет ряд своих особенностей.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Татьяна Шишова

    5/5

  • Зарема Чинчарова

    5/5

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1775.


А какая ваша оценка?

Понятие литературного направления: признаки, классификация, примеры

Содержание:

  • Основные признаки литературного направления
  • Виды, хронология, основные черты

    • Классицизм
    • Сентиментализм
    • Романтизм
    • Реализм
    • Модернизм
    • Постмодернизм
  • Авторы-представители литературных направлений

    • В зарубежной литературе
    • В русской литературе
  • Примеры произведений разных направлений

На уроках школьники и студенты знакомятся с теорией и историей литературы, изучают произведения российских и зарубежных авторов. Эта информация может кому-то показаться скучной, но она очень важна. Знания об исторической эпохе и литературном течении помогут разобраться в смыслах и идеях, которые хотел донести автор.

Определение

Литературное направление — художественный метод, формирующий общие идейные и эстетические принципы для многих писателей в определенный исторический период.

Литературные направления всегда складываются под влиянием социальных и исторических обстоятельств. Практически у каждого течения есть идеологи и теоретики, которые в произведениях объясняют и обосновывают основные принципы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Каждое направление объединяет множество произведений с общими чертами. В рамках литературного периода может развиться несколько направлений. Так было в эпоху Просвещения, когда появились классицизм, сентиментализм и рококо. Названием главного направления обозначают весь период в литературе.

Основные признаки литературного направления

К основным чертам относятся:

  • принадлежность нескольких писателей одной исторической эпохе;
  • схожая идеология и философия авторов;
  • выражение в произведениях схожего мировоззрения и жизненных ценностей;
  • отражение в произведениях текущих реалий, острых социальных проблем;
  • характерные жанры, которые используют все авторы;
  • общий набор тем, сюжетов, художественных приемов, типов героев;
  • определенный художественный стиль.

Виды, хронология, основные черты

В истории и теории литературы выделяют:

  1. Классицизм — XVII-начало XIX вв.
  2. Сентиментализм — вторая половина XVIII-начало XIX вв.
  3. Романтизм — вторая половина XVIII-начало XIX вв.
  4. Реализм — вторая половина XIX в.
  5. Модернизм — конец XIX-XX вв.
  6. Постмодернизм — с 1980-х гг.

Рассмотрим основные черты и признаки каждого из направлений.

Классицизм

Классицизм (от лат. «classicus» — «образцовый») зародился в конце XVII века. Его признаки:

  1. Основной философской идеей стала теория рационализма. В литературе и искусстве разум человека занял главенствующее место.
  2. Авторы выступали за простоту и логичность повествования.
  3. Все жанры делились на «высокие» (эпическая поэма, трагедия, ода) и «низкие» (комедия, басня, сатира). Смешение стилей было неприемлемо. 
  4. Соблюдение в произведениях правила «трех единств»: места, времени (как правило, одни сутки), действия.
  5. Целью произведений было нравственное воспитание благородных чувств. В произведениях порок подлежал наказанию, добро торжествовало.
  6. Главный конфликт строился на противостоянии разума и чувств, добра и зла. 
  7. Было характерно строгое деление героев на положительных и отрицательных, присваивание им «говорящих» фамилий.
  8. Внутренние переживания героев отходили на второй план, особое внимание уделялось поступкам персонажей.
  9. Каждый герой говорил на языке своего сословия, это важная художественная особенность классицизма.
  10. Вдохновителями для писателей стали античные философы, древнегреческая литература и искусство.

Сентиментализм

Сентиментализм (от франц. «sentiment» — «чувство», «чувствительность») возник в середине XVIII века в Европе. Существовал параллельно классицизму и противопоставлялся ему. В то время как для классицистов важнее всего был разум, сентименталисты во главу угла поставили человеческую душу. Поэтому главными героями часто выступали не знать, а обычные люди: главное в человеке — душа, а не положение в обществе. 

Для сентиментализма верны следующие характеристики:

  1. В центре произведения был внутренний мир героев — чувства и переживания персонажей. Обстоятельства были незначительны, второстепенны.
  2. Типичными жанрами стали элегия, роман в письмах, дневник исповедально-психологического характера, послание, повесть, дневник-путешествие.
  3. Целью произведений было пробудить в читателе сострадание и сопереживание; утешить людей в их нелегкой жизни, пробудить тягу к добру, любви и красоте.
  4. В произведениях большое значение уделялось природе, которая служила фоном для переживаний.
  5. Ведущей темой в произведениях являлась тема смерти.
  6. Прославлялись вечные ценности: любовь, дружба, природа, добро и нравственная чистота.

Романтизм

Романтизм (от франц. «romantisme» — «роман») пришел на смену сентиментализму в конце XVIII века. На формирование направления повлияли идеи сентиментализма и революционные события. В качестве главного литературного направления просуществовал около 30 лет. Значительно повлиял на оценку личности, поставив мысли и чувства отдельного человека выше общественных предрассудков. 

Признаки произведений романтизма:

  1. Прослеживались идеи космического пессимизма: безнадежность, сомнение, отчаяние и т.п.
  2. Природа противопоставлялась цивилизации.
  3. Главным конфликтом был конфликт личности и общества.
  4. Герои — яркие, загадочные и свободолюбивые личности, которые изображены в необычных обстоятельствах.
  5. В центре изображения был богатый душевный мир героя, объяснявший его поступки.
  6. Важная черта — двоемирие, когда желания и чувства личности шли вразрез с окружающей действительностью.
  7. Авторы-романисты прославляли вечные идеалы: любовь, красоту, дружбу и т. д.
  8. Во многих произведениях можно встретить идею «эскапизма» — бегство героя в идеальный мир.

Реализм

Реализм (от лат. «realis» — «вещественный», «действительный») появился в 1830-е гг. Основным отличием от предыдущих направлений стало изображение действительности такой, какой она была на самом деле, без преувеличений и приукрашений. Исключено было изображение мистических элементов и идеальных персонажей. Писатели-реалисты пытались изобразить реальную жизнь с помощью образов и характеров, известных читателям. 

Признаки, которые помогают выделить произведение эпохи реализма:

  1. В основе художественного изображения действительности лежит подробное историческое описание.
  2. Цель произведений — максимально объективное и правдивое изображение действительности.
  3. Авторы стремились изменить жизнь людей к лучшему, изображая нравственные и социальные проблемы современного им общества. Так произведения обличали пороки и оказывали воспитательную функцию.
  4. В произведениях изображены типичные герои в типичных обстоятельствах. 
  5. Герои — общечеловеческие типы, а не просто порождение своего времени.
  6. Характеры персонажей не статичны. Они многоплановые и сложные, показаны в развитии. Прослеживается социальная и психологическая мотивация героев.
  7. Писатели использовали живой язык, разговорную лексику.
  8. Реализму свойственна жизнеутверждающая идея, которая есть в каждом произведении.
  9. Авторы рассказывали в произведениях о новых социальных явлениях.

Модернизм

Модернизм (от лат. «modernus» — «современный», «недавний») — направление начала XX века, которое характеризуется отрицанием классических методов, поиском новых форм и созданием уникального стиля. Во главу угла модернисты ставили творческую индивидуальность художника, который мог создать художественный мир любым способом. 

В рамках направления существовало большое количество ответвлений, которые объединялись:

  • противопоставлением классицизму и реализму;
  • поиском альтернативных способов изображения действительности;
  • отказом авторов от жестких причинно-следственных связей в изображении характеров, поступков и обстоятельств;
  • самоценностью и самодостаточностью личности во главе творчества писателей.

Основными литературными направлениями, возникновение которых произошло в русле модернизма, считаются:

Импрессионизм — течение последней трети XIX — начала ХХ века. Отдельным направлением импрессионизм не стал, но дал толчок развитию символизма. Для течения характерны:

  1. Фрагментарная композиция произведений.
  2. Запечатление мира в момент изменения, акцент на первом впечатлении.
  3. Внимание к нетипичным, особенным вещам в окружающем мире.
  4. Изображение чувств, ощущений и эмоций, отражение внутренних переживаний человека.

Символизм (от греч. «symbolon» — «условный знак») начал формироваться в 1870-е гг. во Франции. Направление характеризуется пессимизмом, описанием тонких душевных чувств, мимолетных впечатлений. В произведениях часто встречаются образы-символы, которые связывают искусство и обычный мир. Для символизма свойственны:

  1. Восприятие символа как главного средства передачи тайного смысла.
  2. Господствующая философская идея — идеалистическая философия и мистицизм.
  3. Тяготение к лирике и стихотворному жанру.
  4. Изысканный, легкий и ритмичный стиль.
  5. Ориентация на классические произведения античности и Средневековья.
  6. Взгляд на искусство как способ интуитивного познания мира.
  7. Создание собственных мифов. 

Акмеизм (с греческого — «острие», «высшая точка») — направление, возникшее в 1910-е годы как реакция на недостатки символизма. Оно провозгласило материальность и четкость художественных образов, «искусство взвешенных слов». Для акмеизма свойственны:

  1. Провозглашение культуры высшей ценностью.
  2. Принятие жизни во всем ее многообразии, провозглашение каждой вещи и явления в жизни самоценными.
  3. Мнение, что цель искусства — в облагораживании человека.
  4. Ясность и конкретность художественных образов.
  5. Стилистическое равновесие, выверенная композиция и проработанные детали.
  6. Изображение красоты предметного мира, истинных человеческих чувств. 

Имажинизм (от лат. «imagо» — «образ») — направление, которое возникло в 1918-1920-е гг. в России под влиянием англоязычной поэтической школы, связанной с имажизмом. Характеризуется следующими признаками:

  1. Главная идея — слова властвуют над идеей.
  2. Цель — создание образов.
  3. Авторы использовали эпатажные литературные приемы и анархические мотивы, сравнивали между собой несопоставимые предметы. 
  4. Основным выразительным средством была метафора.
  5. Авторы хотели обновить поэтический язык.
  6. В творчестве прослеживались упаднические мысли, пессимизм, неверие в лучшее будущее, негативное отношение к революции и переменам, которые она за собой повлечет. 

Футуризм (от лат. «futurum» — «будущее») зародился в 1909 году в Италии. Основоположником считают поэта Ф. Маринетти, который предложил новую, революционную теорию в искусстве. Футуристы стремились создать искусство будущего, отказавшись от традиций прошлого и обновив язык с помощью неологизмов и вульгаризмов. Признаками футуризма являются:

  1. Мечта о появлении сверхискусства, которое преобразит мир.
  2. Эксперименты авторов с ритмом и рифмой, над расположением строф и строк.
  3. Отношение к слову как к конструктору, активное словотворчество.
  4. Произведения создавались с расчетом на декламацию, в них чувствуется эпатаж.
  5. В творчестве футуристов прослеживался культ городов, научно-технологических открытий, настроение бунтарства и массового недовольства толпы.

Экспрессионизм (от лат. «expressio» — «выражение») сформировался в 1910-1920-е годы в Германии. Течение сочетает пафос и ужас перед жестоким бытием. Главными чертами считаются:

  1. Использование тем гибели человека, утраты человечности и человеческих ценностей в личности.
  2. Любовь авторов к абстракции.
  3. Активное использование в произведениях фантастического гротеска.

Экзистенциализм (от франц. «existentialisme» — «существование») — философское течение, которое зародилось во Франции во время Второй мировой войны. Его основоположником стал Сёрен Кьеркегор. Для экзистенциализма главную ценность имеет психологическая жизнь человека и всё иррациональное в ней. Для творчества свойственны:

  1. Ощущение краха всех ранее признанных духовных ценностей.
  2. Изображение трагизма человеческого существования.
  3. Идея одинокого человека в привычном обществе.
  4. Понимание свободы как выбора одного из многих вариантов.

Сюрреализм (от франц. «surréalisme» — «сверхреализм») как течение сформировался в 1920-е гг. Авторы ставили своей целью освобождение искусства от условностей. На теорию течения сильно повлиял фрейдизм. Особое внимание художники уделяли случайно возникавшим образам, которые подвергались затем тщательной художественной обработке. 

Постмодернизм

Постмодернизм сменил модернизм во второй половине XX века. Постмодернизм (от франц. «postmodernisme» — «после модернизма») — это современное направление, которое открыто любому новаторству и сложно поддается классификации. Авторы не боятся сочетать в творчестве разные стили, жанры и эпохи. 

Основные черты:

  1. Отсутствие иерархии: все жанры, стили и подходы равны между собой.
  2. Авторы в отличие от большинства предшественников не ставят себе цель создать что-то новое в искусстве.
  3. Постмодернисты акцентируют внимание на равенстве всех мировых культур и считают, что искусством может быть что угодно.
  4. Авторы активно используют в произведениях иронию, черный юмор, магический реализм, максимализм, минимализм, фрагментарность. 

Авторы-представители литературных направлений

В зарубежной литературе

Литературное направление Основные представители
Классицизм Мольер, Вольтер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Витторио Альфьери
Сентиментализм Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо
Романтизм Фридрих Шлегель, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст Гофман, Генрих Гейне, Самюэль Тэйлор Кольридж, Уильям Вордсворт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк, Джон Китс, Виктор Гюго, Александр Дюма
Реализм Томас Манн, Стефан Цвейг, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, Марк Твен, Уильям Теккерей, Гюстав Флобер
Импрессионизм Марсель Пруст, Поль Верлен
Символизм Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Жорис Гюисманс
Акмеизм
Имажизм Томас Хьюм, Эзра Паунд, Томас Элиот, Ричард Олдингтон
Футуризм Филиппо Маринетти, Луиджи Руссоло, Коррадо Говони, Паоло Буцци
Экзистенциализм Жан-Поль Сартр, Альбер Камю
Экспрессионизм Георг Гейм, Франц Кафка, Георг Тракль, Герман Гессе, Джеймс Джойс
Сюрреализм Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Робер Деснос, Рене Кревель
Постмодернизм Джек Керуак, Курт Воннегут, Джон Фаулз, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др.

В русской литературе

Литературное направление Основные представители
Классицизм Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин
Сентиментализм Василий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Радищев
Романтизм Василий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Иван Тургенев
Реализм Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Иван Бунин, Александр Куприн
Импрессионизм Константин Бальмонт (раннее творчество)
Символизм Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб
Акмеизм Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова (раннее творчество), Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич 
Имажизм Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков
Футуризм Игорь Северянин, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский
Экзистенциализм Василь Быков, Юрий Бондарев, Варлам Шаламов, Фридрих Горенштейн
Экспрессионизм Леонид Андреев, Борис Лапин (раннее творчество)
Сюрреализм Черты сюрреализма проявляются в творчестве Андрея Белого, Федора Сологуба, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича
Постмодернизм Венедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин

Примеры произведений разных направлений

Литературное направление

Зарубежная литература

Русская литература

Классицизм

Пьер Корнель «Медея», «Гораций», «Смерть Помпея», «Эдип» (трагедии);

Жан Расин «Александр Великий», «Андромаха», «Митридат», «Федра» (трагедии);

Жан де Лафонтен басни;

Мольер «Тартюф, или Обманщик», «Мизантроп», «Скупой» (комедии), «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» (комедии-балеты);

Иоганн Вольфганг Гёте «Ифигения в Тавриде» (трагедия);

Витторио Альфьери «Антоний и Клеопатра», «Октавия», «Орест» и «Антигона» (трагедии).

Гавриил Державин «Фелица» (ода);

Михаил Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»;

Денис Фонвизин «Недоросль» (комедия).

Сентиментализм

Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие по Франции» (повесть);

Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» (роман).

Василий Жуковский «Сельское кладбище» (элегия);

Николай Карамзин «Бедная Лиза» (повесть);

Александр Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (повесть).

Романтизм

Виктор Гюго «Эрнани», «Король забавляется» (пьесы);

Вальтер Скотт «Айвенго» (роман);

Джордж Байрон «Прометей» (поэзия);

Эрнст Гофман «Золотой горшок» (новелла);

Генрих Гейне «Лорелей» (поэзия).

Василий Жуковский «Лесной царь», «Людмила», «Светлана» (баллады);

Александр Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» (поэмы);

Михаил Лермонтов «Мцыри» (поэма);

Максим Горький «Старуха Изергиль» (рассказ), стихотворения в прозе «Песня о Соколе», «Песня О Буревестнике».

Реализм

Оноре де Бальзак «Отец Горио», «Гобсек»;

Стендаль «Красное и черное»;

Чарльз Диккенс «Домби и сын», «Приключения Оливера Твиста»;

Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия»;

Джек Лондон «Мартин Иден»; 

Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»;

Теодор Драйзер «Американская трагедия».

Лев Толстой «Война и мир»;

Федор Достоевский «Преступление и наказание»;

Иван Тургенев «Отцы и дети».

Импрессионизм

сборник стихов Поля Верлена «Романсы без слов», «Поэтическое искусство» (сонет);

новеллы Ги де Мопассана.

«Книги отражений» Иннокентия Анненского;

ранняя лирика Константина Бальмонта.

Символизм

Поль Клодель «Золотая голова» (драматическая поэма); 

Поль Валери «Альбом прежних стихов»;

Анри де Ренье «Завтрашние дни», «Места» (поэзия);

Жорис Гюисманс «Наоборот», «Там, внизу», «В пути» и др. романы;

Жюль Ренар «Мокрицы», «Паразит», «Рыжик» (повести).

Александр Блок поэма «Возмездие», «Двенадцать», «Ночь. Улица. Фонарь»;

Константин Бальмонт сборники «Под северным небом», «В безбрежности»;

Валерий Брюсов «К юному поэту», сборник «Это я», «Русские символисты».

Акмеизм

Направление возникло в России, распространения в Европе не получило.

Сборники стихов:

Николай Гумилев «Чужое небо», «Колчан»;

Сергей Городецкий «Ива», «Цветущий посох»; 

Анна Ахматова «Вечер», «Четки»;

Осип Мандельштам «Камень»;

Михаил Зенкевич «Четырнадцать стихотворений».

Имажинизм

Остается спорным вопрос о приемничестве русского имажинизма от английского имажизма (поэзия Томаса Хьюма, Эзры Паунд, Томаса Элиота, Ричарда Олдингтона). Большинство исследователей считают имажинизм литературным течением, которое сформировалось и развивалось в России. 

Сергей Есенин «Пугачев» (драматическая поэма); поэтические сборники «Трерядница», «Радуница», «Преображение»;

Александр Кусиков «В никуда», «Коевангелиеран», «Поэма поэм»;

Анатолий Мариенгоф «Руки галстуком», 

Вадим Шершеневич «Лошадь как лошадь».

Футуризм

Поэтические сборники:

«Пистолетные выстрелы» Лучини,

«Электрические стихи» Коррадо Говони,

«Аэропланы» Паоло Буцци;

«Песнь моторов» Лучано Фольгоре,

«Поджигатель» Альдо Палаццески.

Сборники стихотворений футуристов в России:

«Пощечина общественному вкусу», «Доители изнуренных жаб», «Дохлая луна», «Танго с коровами».

Экзистенциализм

Жан-Поль Сартр «Тошнота»; 

Альбер Камю «Посторонний»; «Чума»;

Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия»;

Сэмюэл Беккет «В ожидании Годо».

Черты экзистенциализма проявляются в произведениях:

«Ювенильное море» Андрея Платонова;

в творчестве Юрия Бондарева, Варлама Шаламова, Фридриха Горенштейна.

Экспрессионизм

проза: 

Франц Кафка «Превращение», «Процесс»;

пьесы:

Шон О’Кейси «Серебряный кубок», «За оградой»;

Томас Элиот «Убийство в соборе»;

Торнтон Уайлдер «Наш городок», «На волосок от гибели».

Всеволод Гаршин «Красный цветок»;

Леонид Андреев «Жизнь Василия Фивейского», «Стена».

Сюрреализм

лирика: 

Луи Арагон «Огонь радости»;

Андре Бретон «Свет земли», «Седовласый револьвер», «Дух воды»; 

Поль Элюар «Смерть от бессмертия», «Столица боли», «Сама жизнь»; 

Антонен Арто «Пуповина лимба».

проза: 

Андрей Белый «Петербург», 

Федор Сологуб «Мелкий бес»;

лирика: 

Николай Гумилёв «Заблудившийся трамвай»;

Владислав Ходасевич «Берлинское».

Постмодернизм

Хулио Кортасар «Игра в классики»;

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов»;

Джозеф Хеллер «Уловка-22»;

Джеймс Баллард «Автокатастрофа»;

Джон Фаулз «Червь», «Матисса»;

Умберто Эко «Маятник Фуко»;

Харуки Мураками «Хроники заводной птицы» и др.

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation “П”»;

Эдуард Лимонов «Это я , Эдичка», «Дневник неудачника»;

Владимир Сорокин «Голубое сало»;

Владимир Набоков «Ада», «Бледное пламя»;

Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки» и др.

Литературные направления

Литературные направления – это понятие, которое характеризует единство наиболее важных творческих черт писателей в рамках того или иного исторического периода. Они могут образовывать школы или течения. В рамках одного литературного периода может выделяться сразу несколько направлений. К примеру, в эпоху Просвещения существовали рококо, классицизм и сентиментализм.

Классицизм

По продолжительности существования классицизм превосходит многие другие направления. Он появился в XVII веке. Основные признаки литературного направления – подражание античным образцам, логичность и ясность.

В переводе с латинского название обозначает «образцовый». Основные черты классицизма – наказание порока и господство добра, соответствие языка произведения сословной принадлежности героев.

Сентиментализм

Далее в хронологическом порядке следует такое литературное направление, как сентиментализм. Оно отличается повышенным вниманием к чувствам персонажей, эмоциональностью. К сентиментализму относится творчество Г. П. Каменева (произведение «Несчастная Маргарита»), Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»). Авторы, работающие в этом направлении, демонстрируют читателям трепетное отношение к судьбам своих героев.

Название происходит от французского слова «Sentiment». В переводе оно означает «чувствительность, чувство». Главными героями произведений обычно выступали простые люди (бедные, незнатного происхождения), по своим душевным качествам превосходящие зажиточных дворян. На первом плане в произведении обычно оказывалось восхваление вечных ценностей (дружбы и любви).

Природа в произведениях сентиментализма служит не просто «фоном». Она позволяет намного лучше понять литературных персонажей.

Главная цель произведений сентиментализма – показать торжество добра и красоты. Писатели стремились утешить человека в нелёгкой, его полной испытаний и душевных переживаний жизни.

Романтизм

Сентиментализм и романтизм в чём-то похожи. В произведениях, принадлежащих к последнему направлению, также отводится большая роль чувствам героя. В них обычно изображается трагическая судьба персонажа.

Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.

Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Реализм

Упоминая основные литературные направления и течения, стоит рассказать и о реализме.

Основная его черта – объективное изображение жизненных явлений в творчестве. Если учитывать преимущественно эту особенность, это направление в русской литературе появился уже давно. В позднем творчестве А. С. Пушкина быт героев изображается с предельным чувством отстранённости. «Зрелые» произведения великого поэта и писателя, несомненно, можно отнести к реализму. Это литературное направление включает в себя несколько разновидностей.

Модернизм

Модернизм объединяет множество течений и школ с разнообразной эстетической концепцией. Характерная особенность этого направления заключается в том, что в центре внимания находится самодостаточность личности.

Модернизм сопровождает поиском новых, радикальных литературных форм, отступлением от классических стандартов. Представители этого направления отводили большую роль индивидуальному художественному видению мира.

Символизм

Основные черты литературного направления:

  • центральное место отведено символу;

  • предусмотрено отображение мира в двух планах (мистическом и реальном);

  • на первый план выходит стремление к высшему идеалу;

  • стихотворениям присуща музыкальность, изысканность.

Символистов делили на младших и старших. К первым принадлежал А. Блок, к последним – К. Бальмонт, В. Брюсов.

Акмеизм

К представителям акмеизма принадлежат:

Акмеизм характеризуется настойчивой идей восприятия действительности как пародии на высшие сущности. Он является своеобразной реакцией на несовершенство символизма.

Футуризм

Описывая литературные течения и направления 20 века, нельзя не упомянуть и о футуризме. Основные черты такого авангардистского течения:

  • создание нового искусства будущего;

  • уничтожение старой эстетики;

  • свержение прошлых традиций.

Авторы-футуристы провозгласи принцип «сдвига». Он воплотился в синтаксическом и лексическом обновлении поэтического языка (употребления неологизмов, вульгаризмов). Представители футуризма – В. Маяковский, И. Северянин.

Постмодернизм

Представители этого литературного направления – С. Соколов, В. Пелевин. Проявления идеологического и эстетического плюрализма привели к порождению антииерархического текста, отрицающего мировоззренческую цельность. Писатели не боятся сочетать стилистику разных эпох и жанров, умело подчёркивают «искусственность» произведения.

Имажинизм

Это литературное течение в русской поэзии появилось в 20 веке. Его название происходит от латинского слова «imago». Представители этого литературного течения считали, что основная идея творчества в создании образа. Главное выразительное средство имажинистов – использование необычных метафор. Представители этого течения в литературе основали специальную организацию («Орден имажинистов»). Его создатели – С. Есенин, В. Шершеневич.

Экспрессионизм

Зарождение этого направления приходится на 10-20 годы минувшего века. Экспрессионизму свойственны такие характерные черты, как гротеск, тяготение к абстрактности, критический пафос. Именно такие особенности присущи некоторым произведениям Ф. К. Сологуба и Л. Н. Андреева.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (появившийся в середине 20 века) характеризуется крушением всех жизненных ценностей, ощущением непреодолимости трагизма человеческого существования. О героях, чувствующих себя одинокими в привычном обществе, писали А. Камю, Ж. Сартр.

Надеемся, теперь вы имеете чёткое представление, что такое классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В блоге «ЛитРес: Самиздат» представлены статьи и на множество других интересных тем. К слову, возможности издательской платформы для независимых авторов довольно широки. На «ЛитРес: Самиздат» предусмотрены полноценные услуги издательства для воплощения в жизнь самых смелых писательских замыслов (редактура, корректура текста, создание красочной обложки профессиональным дизайнером, вёрстка электронной книги и т. д.)

Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие
идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом
этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести
творчество различных авторов к одному литературному направлению:

1.       
Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

2.       
Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность
миропонимания).

3.       
Общие или близкие принципы творчества.

4.       
Обусловленность творчества единством социальной и
культурно-исторической ситуации.

Классицизм (от латинского classicus — образцовый) —
литературное направление XVII в. (в русской литературе — начала
XVIII в.), для которого характерны следующие черты:

1.       
Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для
подражания.

2.       
Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого
сознания. Эстетический идеал — человек, наделённый высоким
общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный
преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.

3.       
Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.

4.       
Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему),
распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.

5.       
Обращение к общественно-гражданской проблематике.

6.       
Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между
общественным и личным.

7.       
Строгая иерархия жанров:

1)      
высокие (ода, трагедия, эпопея) — изображают общественную
жизнь, герои этих произведений — монархи, полководцы, поступки положительного
героя продиктованы высокими нравственными принципами

2)      
средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);

3)      
низкие (басня, комедия, сатира) — изображают жизнь простых
людей.

8.       
Логически строгая композиционно-сюжетная организация
художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои
строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы
идеализированы).

9.       
Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны
развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте
(единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое,
т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).

В русской литературе расцвет классицизма пришёлся
на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.

Сентиментализм (от французского sentiment — чувство) —
это литературное направление второй половины XVIII — начала XIX в.,
возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой
природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:

1.       
Предмет изображения — частная жизнь, движения души,
переживания человека.

2.       
Главные темы — страдания, дружба, любовь.

3.       
Утверждение ценности отдельной личности.

4.       
Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности
и доброты человека — как природного дара.

5.       
Нацеленность на нравственное воспитание читателя.

6.       
Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и
природы. Идеализация патриархального быта.

7.       
Положительный герой — простой человек, наделённый богатым
внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью
сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.

8.       
Ведущие жанры — путешествие, роман (в том числе роман в
письмах), дневник, элегия, послание.

В России представителями данного направления
были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев,
ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского,
повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Романтизм (франц. romantisme, англ. romanticism) —
литературное направление конца XVIII — начала XIX вв., в основе
которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому,
стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую
действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:

1.       
Восприятие свободы личности как высшей ценности.

2.       
Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой
жизни — как разгадки этой тайны.

3.       
Изображение исключительной личности в исключительных
обстоятельствах.

4.       
Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа
(бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти,
бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и
материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и
земное, свободное и рабское, случайное и закономерное — таким образом,
существует мир идеальный — духовный, прекрасный и свободный, и мир
реальный — физический, несовершенный, низменный.Как следствие:

5.       
Основой конфликта в романтическом произведении может быть
противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если
герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.

6.       
Важные черты романтического героя — гордость и трагическое
одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному
подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и
мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный
«лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.

7.       
Романтический герой остро переживает разлад с действительностью,
осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и
понятым ими.

8.       
К художественным особенностям романтических произведений
относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность
героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и
зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому,
ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.

Романтизм в русской литературе представлен
творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и
др.

Реализм (от
лат. Realis — вещественный
) — литературное направление, возникшее
в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии
с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в
типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе
реализма лежит историческое мышление — умение видеть исторические
перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный
анализ — изображение явлений в их социальной обусловленности, а также
социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те
закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды,
героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности — он,
благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя
знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский,
критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами
были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и
др.

Символизм (франц. symbollisme, греч. symbolon — знак,
опознавательная примета
) — направление, противопоставившее себя
реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской
концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным,
рациональным путём и средствами реалистического изображения:

1.       
Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального
мира.

2.       
Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность
мира.

3.       
Жизнь — бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой
цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).

4.       
Творческий акт — религиозно-мистическое действо, связывающее
художника с идеальным миром, символ — связующее звено между мирами,
художник — избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте,
воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:

5.       
Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»:
полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий — всего того,
для чего «слова не найдены».

6.       
Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность,
использование символа как ведущего художественного средства.

7.       
Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).

Крупнейшие представители
символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и
др.

Акмеизм (от
греч. аcme — высшая степень чего-либо, расцвет
) — литературное
направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к
«радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:

1.       
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному,
возвращение ей ясности;

2.       
Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии,
конкретности, звучности, красочности.

3.       
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.

4.       
Поэтизация мира первозданных эмоций.

5.       
Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие
эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

6.       
Стремление придать слову определенное, точное значение.Как
следствие:

1.       
«Зримость», предметность и четкость художественного образа,
отточенность деталей.

2.       
Простота и ясность поэтического языка.

3.       
Строгость, чёткость композиции произведений.

Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и
др. («Цех поэтов», 1912 г.).

Футуризм (от лат. futurum — будущее) —
литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным
разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:

1.       
Бунтарское мировоззрение.

2.       
Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:

1.       
Эпатаж публики, литературное хулиганство.

2.       
Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в
области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на
лозунг, плакат.

3.       
Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык
(язык будущего)

Представители футуризма:

1) Велимир
Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа
«Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь
Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис
Пастернак и др. («Центрифуга»).

Эстетические и идеологические установки футуристов были
отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные признаки литературных направлений. Представители литературы.

Классицизм – XVIII – начало XIX века

1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.

2) Гармония содержания и формы.

3) Цель искусства – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.

4) Простота, стройность, логичность изложения.

5) Соблюдение в драматическом произведении правила “трех единств”: единство места, времени, действия.

6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.

7) Строгая иерархия жанров: “высокие” – эпическая поэма, трагедия, ода; “средние” – дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; “низкие” – басня, комедия, фарс.

Представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция);

М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)

Сентиментализм – XVIII – начало XIX века

1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.

2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).

3) Ведущая тема – тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

Представители: Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);

Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)

Романтизм – конец XVIII – XIX век

1) “Космический пессимизм” (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).

2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея “эскапизма” (бегство романтического героя в идеальный мир)

3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).

4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.

5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.

Представители:Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия);

Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия);

В. Гюго (Франция);

В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)

Реализм – XIX – XX век

1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).

3) Герои – не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.

4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.

Представители: Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);

Стендаль, О. Бальзак (Франция);

А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)

Натурализм – последняя треть XIX века

1) Стремление к внешне точному изображению действительности.

2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.

3) Предмет интереса – быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.

4) Идея отсутствия “плохих” сюжетов и недостойных тем для художественного изображения

5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.

Представители: Э. Золя, А. Хольц (Франция);

Н. А. Некрасов “Петербургские углы”,

В. И. Даль “Уральский казак”, нравоописательные очерки

Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)

Модернизм. Основные направления:

• Символизм

• Акмеизм

• Футуризм

• Имажинизм

Символизм – 1870 – 1910 годы

1) Символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.

2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.

3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).

4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.

5) Искусство как интуитивное постижение мира.

6) Музыкальная стихия – праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.

7) Внимание к аналогиям и “соответствиям” в поисках мирового единства

8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.

9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).

10) Собственное мифотворчество.

Представители: Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);

М. Метерлинк (Бельгия);

Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия)

Акмеизм – 1910-е годы (1913 – 1914) в русской поэзии

1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.

2) Предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы.

3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.

4) Ясность и точность поэтического слова (“лирика безупречных слов”), камерность, эстетизм.

5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).

6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).

7) Изображение предметного мира, земной красоты.

Представители: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во),М. А. Кузмин (Россия)

Футуризм – 1909 г. (Италия), 1910 – 1912 гг. (Россия)

1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.

2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.

3) Атмосфера  литературного  скандала, эпатаж.

4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.

5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.

6) Поиск новых ритмов, рифм.

7) Установка на произносимый текст (декламация)

Представители: И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия)

Имажинизм – 1920-е годы

1) Победа образа над смыслом и идеей.

2) Насыщенность словесных образов.

3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания

Представители: Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин.

Добавить комментарий