Как найти наречие в стихотворении

Как найти наречие в предложении
Как найти наречие в стихотворении. Как найти наречие в предложении В суффиксах прилагательных также есть слова-исключения в русском языке, проверяемые на ЕГЭ.

Как найти наречие в предложении

Определять наречие в тексте необходимо по общему грамматическому смыслу и заданному от глагола вопросу. Наречие часто путают с другими частями речи. Чтобы не допустить ошибку, необходимо понимать его признаки и особенности.

Чем отличается наречие от других частей речи

Чтобы понять, как безошибочно найти наречие в предложении, необходимо отличать его от других частей и знать их грамматическое значение. Существует несколько основных составных элементов языка:

  1. Имя существительное. Отвечает на вопросы: кто? что? Например: стул, таблетка.
  2. Имя прилагательное. Отвечает на вопросы: какой? чей? Указывает на признак или его принадлежность к объекту. Например: красивый, чужой.
  3. Глагол. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Указывает на состояние или действие, связанное с предметом. Например: уходить, писать.

Перечисленные элементы русского языка могут изменяться по родам, числам и падежам, или, как глагол, по лицам, числам и родам в прошедшем времени.

Наречие же – уникальная часть, ее нельзя изменить в зависимости от рода, числа или лица. Этот элемент русского языка обозначает признак действия или предмета, к примеру, специально, сгоряча, быстро.

Наречие, в отличие от других элементов, не имеет окончания. Конечные буквы обозначают суффиксы.

Как найти наречие в предложении

От производных же предлогов (вокруг, вблизи) наречие отличается отсутствием связи с существительными. Кроме того, наречие является самостоятельной частью речи, тогда как предлоги не могут употребляться без существительного, от которого зависит.

Грамматические признаки

Наречия по грамматическим признакам разделяют на знаменательные и местоименные. Первые указывают на признак какого-либо действия или объекта. Вторые определяют определенное место, время, причину или способ. Важную роль в морфологии наречия играет разряд по значению, представленный в табличке:

Как найти наречие в предложении

Основные значения

В зависимости от значения, различают следующие наречия:

  • предикативные;
  • определительные;
  • модальные;
  • обстоятельственные.

Предикативные обозначают состояние объекта, выполняют роль сказуемого в безличном предложении. Чаще всего они указывают на состояние (печально, стыдно) или обстановку (жарко, грязно). Они не поясняют никаких слов и сочетаемы с инфинитивом – неопределенной формой глагола. Например: Хорошо одному дома.

Определительные выражают действие или степень его проявления. Различают качественные и количественные определительные элементы языка:

– качественные характеризуют совершенное действие и отвечают на вопрос: как? Примеры: страшно, весело;
– количественные передают интенсивность или степень проявления. Отвечают на вопрос: сколько? Примеры: мало, четверо.

Модальные придают определенный оттенок всему предложению в целом. Они не определяют конкретное значение, а указывают на возможность, отрицание, согласие или утверждение. Примеры: возможно, во-вторых, следовательно.

Обстоятельственные обозначают определенную ситуацию, при которой совершается действие. Это может быть место, время, причина или цель. Такой элемент речи отвечает на вопросы: почему? где? когда? для чего? Например: летом, вечно, сзади, недаром, в шутку.

Роль в предложении

В русском языке роль наречий зависит от того, какую часть речи они должны обозначить. Если имеется связь с глаголом, значит, часть речи играет роль обстоятельства. Если с существительным – поясняет определение.

Как найти наречие в предложении

Наречие играет роль второстепенного члена – обстоятельства или определения. При обстоятельстве определить наречие в тексте помогут вопросы: как? где? зачем? в какой степени? для чего?

При связи с существительным определяется его значение, степень. Для пояснения существительного необходимо задать вопрос, независимо от его роли в речи. Задают следующие вопросы: какой? какое? какая? какие?

Краткий и понятный алгоритм

Чтобы узнать, как определить наречие в предложении, необходимо придерживаться несложного алгоритма:

Наречие

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Разряды местоименных наречий

здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому

нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.

везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому

где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.

где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?

где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего

Классификация наречий по значению

В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.

[spoiler title=”источники:”]

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/narechie/kak-nayti-narechie-v-predlozhenii.html

https://skysmart.ru/articles/russian/narechie

[/spoiler]

Как найти наречие в стихотворении друзья – товарищи.

Перед вами страница с вопросом Как найти наречие в стихотворении друзья – товарищи?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 – 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.

Я, конечно, не поэт,
Спору с этим нету,
Но готов я изложить
Мысли по предмету.

“Наречие, наречие”, –
Мы слышим очень часто,
Сейчас узнаем, что это,
И будет просто классно!

Признак действия обозначает
И на вопросы отвечает:
Как? Куда? И
Где? Когда?

Почему и отчего?
С какой целью? Для чего?
Но не буду на месте стоять,
Буду я свой рассказ продолжать.

Наречие не склоняется,
Наречие не спрягается,
Скажу вам по секрету,
Что форм у него нету…

Без наречий нам, конечно,
Ну, никак не обойтись!
Для дальнейшего ученья
Надо ими запастись.

Наречий много в мире есть,
Но всех их мне не перечесть:
По-французски, по-немецки,
Да по-братски, по-советски,

Во-вторых и как-нибудь,
Вдалеке, как-либо,
И по-рысьи, и чуть-чуть,
Дружески, игриво,
Сгоряча и поневоле,
Оттого и потому,
Сдуру, сослепу и вволю,
Вдвое, так и почему.

Люди умные здесь жили,
Хорошо язык учили.
Вместе все наречия были,
Их на группы разделили.

Наречия имеют значения:
Образа и способа действия,
Цели, меры и степени,
Причины, а также и времени.

Есть близняшки “ни” и “не”,
Но какую ставить где?
Ударенье любит “не”,
Без ударенья – “ни” везде:

Нигде, нисколько, никогда,
Никак и ниоткуда,
И негде, некто, некогда,
А также неоткуда.

Язык не может состоять
Лишь только из наречий,
Нам не надо исключать
Другие части речи.

Ну, а если отличить
Их никак не можешь,
То советую читать
Стих сей сколько сможешь.

Кто будет знать наречия “на пять”,
Учить их долго и упорно,
Тот без запинки будет отвечать
На уроке Ларисы Федоровны!

 государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Богатое

муниципального района Богатовский Самарской области

Секция  Русский язык

Особенности употребления наречий в поэтической речи

или

Может ли наречие стать царственным словом

(на примере творчества местного поэта Н.Я.Ямщикова)

Автор:

Малютина Наталья Алексеевна,

обучающаяся 9А класса

ГБОУ СОШ с.Богатое

муниципального района Богатовский

Самарской области

Научный руководитель:

Кутузова Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка

и литературы

ГБОУ СОШ с.Богатое

муниципального района Богатовский

Самарской области

Богатое

2014

Содержание

  1. Введение ______________________________________________________3-4
  2. Обзор литературы

2.1.Морфологические особенности наречий________________________4-6

2.2.Наречие как средство выразительности стихотворной речи____8-9

  1. Использование наречий в стихотворном тексте

(на примере стихов Н.Я.Ямщикова)

3.1 Частота употребления наречий в стихотворном тексте

(на примере стихов Н.Я.Ямщикова)_____________________________9-11

3.2 Наречие как средство выразительности в стихах

Н.Я.Ямщикова_____________________________________________11-15

  1. Заключение___________________________________________________15-16
  2. Список использованной литературы_____________________________17
  3. Приложение 1 Разряды наречий по значению_____________________18-20
  4. Приложение 2 Использование наречий в стихотворных текстах

Н.Я.Ямщикова________________________________________________21-22

  1. Введение

Актуальность:

Являясь членом поэтического клуба «Содружество», я часто принимала участие в различных творческих вечерах, посвященных творчеству поэтов-земляков, во встречах в поэтической гостиной, выступала на конкурсах, где звучали стихи местных поэтов, да и сама пыталась писать стихи. Поэта из меня пока не  получилось, но вот интерес к поэтическому слову появился. Мне стало интересно, как живет слово в стихотворении, что делает слово необычным, «царственным».

На уроках русского языка и литературы мы говорим о лексических, стилистических выразительных средствах, об употреблении наречия в речи, но как-то так получилось, что при анализе поэтических текстов особого внимания на специфику использования наречия мы не обращали.

Цель работы:

 выяснить, может ли наречие выступать в роли средства выразительности в стихотворной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. обобщить морфологические особенности наречия;
  2. выяснить, к кому виду тропов относится наречие;
  3. проанализировать стихи, изучить частоту употребления наречий в стихотворных текстах;
  4.         понять, может ли  наречие быть «царственным словом» в стихотворных текстах.

Объект исследования:

стихи поэта-земляка Н.Я.Ямщикова, входящие в сборник «Заволжье – сторонка родная[1]».

Предмет исследования:

наречие как средство выразительности.

  В процессе анализа нами использовались следующие методы сбора и описания материала:

      1. приём описательного метода – наблюдение;

      2. метод лингвистического описания;

      3. метод сплошной выборки.

Нами проанализировано 47 лирических стихотворений Н.Я.Ямщикова, вошедших в сборник «Заволжье – сторонка родная ».

Практическая значимость работы:

позволит  научиться не только распознавать наречия, но и  правильно использовать их как в устной, так и в письменной речи.

  1. Обзор литературы.

2.1 Морфологические особенности наречия.

         Наречие, как мне кажется, одна из самых загадочных частей речи в русском языке, ведь появилось наречие, судя по древним письменным памятникам, ещё  «в древнерусском языке: «О далече соколъзаиде, птицъ бия» («Слово о полку Игореве»). И можно предположить, что уже тогда наметились основные группы наречий по значению и по образованию и, возможно, уже тогда наречие могло выступать в роли средства выразительности.  

           Чтобы ответить на интересующие нас вопросы, мы обратились к учебнику «Русский язык»  за 7 класс под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской и доктора филологических наук П.А.Леканта[2]. А также  к учебному пособию «Русский язык», предназначенном для школьников старших классов и поступающих в вузы, автором которого является Д.Э.Розенталь[3], и учебнику «Современный русский язык» Н.М.Шанского, А.Н.Тихонова. В параграфах, посвящённых теме «Наречие», отмечается, что наречие – это самостоятельная неизменяемая  часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака, в предложении чаще всего является обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?  

Характерным  грамматическим  отличием  наречия  от  всех  других  знаменательных  частей  речи  является  отсутствие  изменяемости.

Наречие чаще всего относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию (по-летнему тёплый день, быстро разрастающийся кустарник, беззаботно напевая, объяснить удивительно понятно). Такую  особенность  наречий  отмечали  и  древние  римляне, которые  эту  часть  речи  называли   adverbium. Слово  verbum  означает  «глагол», а  приставка  ab- – «при», т.е. буквально  перевод  термина  adverbium  звучал  бы  как  «приглаголие»[4].

Так  оно  и  есть: наречие  при  глаголе  выполняет  ту  же  функцию, что  и прилагательное  при  существительном, уточняя  его  и  сообщая  ему чёткость  и  стилистическую  выразительность. (Сравните:  работать – работать  вдохновенно, радостно, продуктивно  и  т.п.[5])

В учебнике «Современный русский язык» Н.М.Шанского, А.Н.Тихонова  также говорится о том, что наречия редко, но могут обозначать признак предмета, «как правило, в тех случаях, когда нет соответствующих прилагательных: яйца всмятку, прогулка верхом, чтение нараспевТолько примыкая к существительным, наречия выступают в функции несогласованного определения[6]».  

Хотя А.М.Пешковский утверждает: глагольные существительные довольно легко соединяются с наречиями: чтение вслух, бег взапуски, езда рядом, прыжок вверх и т.п…. «Случаи же сочетания неглагольных существительных с наречиями в языке совершенно единичны (яйца всмятку, дорога туда и обратно), и, может быть, здесь следовало бы говорить уже не о наречиях, а о «синтаксических прилагательных», лишь по звукам совпадающих с наречиями »,- делает он предположение. Но развития это предположение ни в одном из рассмотренных мной источников не получило. Все авторы, как я уже показывала, считают их наречиями, «выступающими в функции несогласованного определения[7]».

Таким образом, на этом этапе я могу  выдвинуть гипотезу:

если наречия как части речи могут сочетаться с глаголами, прилагательными и существительными,  если они могут «дорисовывать картину», следовательно, и переносное значение у этих слов должно присутствовать, а значит, они могут выступать в роли тропов.

2.2.Наречие как средство выразительности стихотворной речи.

2.2.1 Лексические средства выразительности

Слово, как известно, является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств. И выразительность речи связана прежде всего со словом. Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. 

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами.

Чтобы выяснить, могут ли все-таки наречия выступать в роли тропов, я обратилась к книге Д.Э.Розенталя и И.Б.Голуб «Секреты стилистики[8]». Здесь собран материал о самых разных тропах, но наречие упоминается только когда речь идёт о сравнении: «Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий… Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч[9]… » А на сайте www.kvatross.ru мы нашли интересующую нас информацию:

Морфологические средства сравнения:

1) при помощи союзов: как, будто, как будто, словно, точно, похоже;

2) при помощи имени сущ. в т.п. (творительный сравнения);

3) при помощи предлогов наподобие, подобно;

4) прилагательное в сравнительной степени;

5) наречие в сравнительной степени;

6) отрицательные сравнения (построены на противопоставлении)

Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета (лица), а также способны передавать психологическое состояние человека, давать положительную или отрицательную характеристику лицу, предмету[10].

Наречие может выступать и в роли эпитета – художественного определения, ярко и образно рисующего наиболее существенный признак предмета или явления. Эпитеты могут быть выражены не только прилагательными, существительными, но и наречиями, выступающими в роли обстоятельства (Листья были напряженно вытянуты по ветру; Ночевала тучка золотая <…>, по лазури весело играя. (М.Лермонтов)[11]

Наречия в роли эпитета выступают как средство детализации, типизации и оценки образа.

Особое место в системе лексических средств занимают синонимы и антонимы, свидетельствующие о красоте и выразительности речи носителя языка. Синонимы, слова, обозначающие одно и то же понятие, но различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. А антонимы, слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения. Антонимы постоянно используются в антитезе — стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний. (Обещай медленно, выполняй быстро). По тому, используются синонимы и антонимы в речи или нет, можно судить о богатстве словаря, яркости и выразительности речи.

2.2.2 Синтаксические фигуры

На сайте tempus.ru представлен материал о синтаксических средствах выразительности. Все мы знаем, что наречия в предложении чаще всего являются обстоятельствами. А обстоятельства используются в такой фигуре как инверсия – нарушение прямого порядка слов. При инверсии обстоятельство образа действия должно стоять после глагола, а остальные обстоятельства перед ним. Эта фигура подчеркивает смысловую значимость отдельных слов, придает всей фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи. Инверсия также может связывать части текста. В поэтической речи создает напевность, мелодичность

Если наречие может использоваться в качестве сравнения и эпитета, значит, оно должно использоваться в таких фигурах как градация (фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака, что придает особую выразительность фразе, усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущих слов).

 Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. В поэтических произведениях как средство выразительности используются такие виды лексического повтора, как анафора и эпифора. Анафора – повторение одинаковых элементов (сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).Это украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость, усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку).

  1. Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин)

Эпифора — повторение слов или словосочетаний в конце строк. 

Таким образом, анализ литературы утвердил меня в правильности выдвинутой мной гипотезы: наречие может выступать в роли средства выразительности при глаголе, но как это происходит в конкретно взятых стихах, мне пока непонятно.

3.Использование наречий в стихотворном тексте(на примере стихов Н.Я.Ямщикова)

3.1 Частота употребления наречий в стихах Н.Я.Ямщикова

Нами проанализировано 47 лирических стихотворений Н.Я. Ямщикова, вошедших в сборник «Заволжье – сторонка родная ». Используя метод сплошной выборки, (Приложение 2) мы выяснили, что у данного автора наречия не являются часто употребляемыми словами. Так, в 47 стихах нам удалось выявить     всего 192 наречия (Приложение 2), что составляет около 5,5% от общего количества слов (3490).

 Проанализировав собранные наречия, мы пришли к выводу, что Николай Яковлевич активно использует наречия образа и способа действия

 ( пели хором, плыл эхом, каскадом бьёт, нежно щекочет, крепко спать, удивлённо покачал и др.): их в текстах 70 слов, что составляет 36% от общего числа наречий этого разряда. Этот пласт  разнообразен: «свято» повторяется всего 5 раз, «нежно» – 2, «верно» – 2, «честно» – 1 и т.д. Вторую по численности группу составляют наречия времени – 57 слов (30%) (вчера ждал, сегодня пришли, вовек не забыть, потом заворкует, летом льют аромат и др.). Абсолютным лидером по частоте употребления среди наречий этого разряда является слово всегда (11 раз, что составляет 23%). На втором месте стоит наречие долго и его однокоренные слова (6 раз или 13%), интересную группу составляют слова  сейчас, сегодня, ныне: в общей сложности они употребляются 8 раз, что составляет 17%.  Среди  наречий времени  много местоименных наречий:

  • определительное всегда(11);
  • относительное когда(5);
  • указательное тогда (3);
  • неопределённое когда-то (3);
  • отрицательное никогда (2).

Наречия места в стихах Н.Я.Ямщикова встретились 47 раз (24%). Более 50% от общего количества наречий места составляют местоимённые наречия:

  • указательные здесь, сюда, там (16);
  • относительные куда, где (8 );
  • неопределённые где-то (3).  

Наречий меры и степени всего 15 слов (8%) (немножко, безмерно, много, немало, очень, чуть, так, едва и т.д.). Местоимённых наречий – два: указательное так и определительное едва.

Наречий причины – 3 (1,5%). Этот разряд представлен только местоимёнными неопределёнными наречиями (почему-то, потому-то).

А наречия цели отсутствуют полностью.

Таким образом, по частоте употребления наречия располагаются так:

определительные

  • наречия образа и способа действия (36%);
  • наречия меры и степени (8%);

обстоятельственные

  • наречия времени (30%);
  • наречия места (24%);
  • наречия причины (1,5%);
  • наречия цели (0%).

Таким образом, в стихах Н.Я.Ямщикова использовано определительных наречий 44%, а обстоятельственных – 56%. Это можно объяснить тем, что обстоятельственные наречия не вносят уточнений в слово, к которому относятся. Они лишь указывают на время, место, причину действия, не внося никаких изменений в значение слова. А определительные наречия уточняют, конкретизируют значение слова, указывают как, каким образом совершается действие. Они «живописуют действие», то есть превращаются в те самые средства выразительности. 

Эти подсчёты не расходятся и с научными данными. Ученые отмечают, что наречий образа и способа действия, а также меры и степени «примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется ». Наречий места, времени, причины и цели «чуть более 260 слов, и их количество почти не растет». О наречиях причины и цели к тому же сказано,  что их «крайне мало »: до 10 слов каждой группы. Эта информация подтверждается и данными  учебника М.М. Разумовской, а также Н.М. Шанским и А.Н. Тихоновым. А вот у Д.Э. Розенталя и А.М. Пешковского  она отсутствует (Приложение 1).

3.2 Наречие как средство выразительности в стихах  Н.Я.Ямщикова

На первый взгляд может показаться, что ничего особо интересного в употреблении наречий в творчестве Н.Я.Ямщикова нет.

Но может ли метод сплошной выборки и общего анализа наречий дать полное представление об их роли в стихотворении? Как мне показалось, нет. И поэтому я решила провести лингвистический анализ стихотворений.

Как оказалось, в сборнике у Николая Яковлевича нет ни стихотворения, в котором не было бы ни одного наречия. Есть стихи, в которых использовано 1-3 наречия («Моё Заволжье», «Птенчик стриж», «Салют Победы», «Белоствольная ты…»,  «Зимний наряд», «Домик над Хоролом», «А как сердцу приказать?», «Пора бабьего лета» и др.) Но в этом случае  на наречия ложится важная задача: используются они автором нередко в заключительных строчках стихотворения и дают оценку действия, то есть являются яркими, эмоциональными эпитетами:

За то, что радости, невзгоды

С моим народом я делю,

За то, что честно прожил годы

И свято Родину люблю.

Так заканчивается стихотворение «Судьбе я гимны петь готов». В этом стихотворении примечательно и то, что не только наречие появляется в заключительном четверостишии, но и глаголы. При помощи этих эпитетов при глаголе автор словно подводит черту, делает вывод, наполненный жизнью, отношением, высоким нравственным накалом.

А в стихотворении «Счастье в сердце хмелем бродит» интересно то, что в название уже вынесена строчка, в которой присутствует  наречие, к тому же это не первая, а предпоследняя строка стихотворения. Очевидно, этот эпитет  важен для автора, так как он в стихотворении использует лексический повтор однокоренных слов: прилагательное и наречие («И от счастья как хмельной…»,«Счастье в сердце хмелем бродит»). Кроме того, это, накладываясь на прямой повтор слова «счастье», указывает на причину такого состояния лирического героя: счастье сделало его таким веселым, готовым петь от избытка чувств.

Интересно и то, как Николай Яковлевич в отдельных стихотворениях использует градацию. Например, в стихотворении «Детское счастье»: «тогда», «всегда», «на века».  Причём именно на эти слова падает логическое ударение, и именно они «держат» на себе временные рамки стихотворения.

В стихотворении «Где мой край родной» автор использует повтор и анафору. Здесь 7 строчек из 14 начинаются со слова «где». И если первая строка в строфах начинается с вопроса «Где мой край родной?», то остальные являются ответом на него:

Где мой край родной?

                        Где цветущим маем

В роще над рекою

              иволга поёт.

Где краса берёзка

                        косы распускает,

И от зорь румяных

                           аж сердечко мрет.

И только последняя строфа построена иначе:

Где мой край родной?

                                  Там, где жарким летом

Медом пахнут травы,

                                 лишь в луга войдешь.

Никогда мне в жизни

                             не забыть об этом!-

В целом мире краше

                           края не найдёшь.

И как видим, эти «неинтересные» местоименные наречия воздействуют на читателя, выделяют ключевое понятие, делают стихотворение ярким.

Но есть у Н.Я.Ямщикова и более сложные с точки зрения употребления наречий стихи. Обратимся к стихотворению «Милая сердцу сторонка». Здесь автор в очередной раз обращается к своей любимой теме, он  говорит о своем любимом Заволжье, о своей родине.

Одиноко стоит на пригорке…

…Деревенька родная моя…

Как мне кажется, эпитет «одиноко» заставляет нас встрепенуться, он обращает на себя внимание, начинаешь задумываться: а что тут не так? откуда это чувство одиночества?

Здравствуй, милая сердцу сторонка,

Вновь пришел на свиданье с тобой.

Использование наречия «вновь» дает автору возможность подчеркнуть повторяемость встреч с Родиной.

Наряду с этим, используются контекстные антонимы  и метафора:

Здесь катилось хоть бедно, но звонко

Наше детство ребячьей гурьбой.

Также в данном стихотворении наряду с наречиями места («здесь) и времени (« потом, когда-то, теперь») используется много наречий-эпитетов:

Здесь мы дружно когда-то метали

Ароматного сена стога.

А как чудно здесь пели девчата!

Как звучал голосов перезвон.

Казалось бы, вот он пик счастья, пик восторга для лирического героя, но автор не забыл о наречии-эпитете «одиноко»:

Но безлюдно теперь, лишь внучата

Приезжают на летний сезон…

И лирический герой обращается с призывом: «Друзья детства, придите хоть кто-то….»  И сам же отвечает: «Зов напрасен, брожу одиноко…» Вот и замкнулся круг: одиночество ощущается оттого, что нет рядом друзей, нет тех, кто мог бы разделить воспоминания героя, с кем бы он мог отдохнуть «после дальних дорог». А достигается этот результат при помощи наречий, умело использованных автором.

Таким образом, наречия в стихотворных текстах Н.Я.Ямщикова играют важную роль. Кроме того, их использование разнообразно. Это и наречия – эпитеты, и метафоры, и антонимы. Также наречия используются в синтаксических конструкциях: антитеза, градация. Нельзя забыть и о лексическом повторе и об анафоре. Мы не смогли найти в стихах Николая Яковлевича только наречий-синонимов, не увидели эпифору и инверсию. Но это не исключает использования данных средств выразительности в поэтической речи в целом.

4.Заключение

Большинство наречий обозначают признак действия и относятся к глаголам (меньшая их часть обозначает признак предмета и относится к существительным и признак признака, когда относится к прилагательному или другому наречию).

Следовательно, большая часть наречий помогает ярче, образнее показать, как происходит то или иное действие, то есть является средством речевой выразительности. Не случайно многие лингвисты и литературоведы считают, что эпитеты могут выражаться не только прилагательными, причастиями и существительными и пояснять имя существительное, являющееся определяемым словом, но и наречия, поясняющие глаголы, например: горячо любить, сладко говорить, презрительно усмехнуться.

Наречия, относящиеся к существительным, прилагательным и другим наречиям, а также и наречия, относящиеся к глаголам, помогают точнее обрисовать предмет, явление, признак или действие (как и любое другое словосочетание, не включающее в себя наречие, даёт большее представление о предметах, объектах речи, чем слово), например: котлеты по-полтавски, чрезвычайно интересный, очень сильно, говорить по-французски.

Они помогают изобразить, нарисовать картину природы, и передать её состояние. Они делают речь точной, конкретной.

Изучив частоту употребления наречий в стихотворных текстах Н.Я.Ямщикова при помощи сплошной выборки, я пришла к следующим выводам:

1.        в стихотворных текстах автор использует наречия, хотя слова этой части речи нельзя отнести к разряду часто употребительных: в 47 стихотворных текстах нами найдено всего 192 наречия, что составляет всего около 5,5%;

2.        наиболее употребительными являются обстоятельственные наречия -56%, но они в основном представлены местоимёнными наречиями или однокоренными словами; указывают на время, место, причину действия, не внося никаких изменений в значение слова;

3.         определительных наречий зафиксировано 44%,

А вот лингвистический анализ показал, что наречия играют важную роль в стихах Н.Я. Ямщикова, они позволяют «живописать действие», передать чувства и автора, и лирического героя. В текстах наречия используются в качестве эпитета каскадом бьёт, говорил с намеком, сидим кружком, метафоры пылают костром, катилось гурьбой, есть антонимы и антитеза, повтор.

Таким образом, наречие может выступать в роли средства выразительности, делая речь точной, яркой. Наречия-тропы «дорисовывают» картину, делают её образной, законченной.

Список использованной литературы.

  1.   Ямщиков Н.Я. Заволжье – сторонка родная. Стихи. Поэмы. Сказки. Песни.- издание второе дополненное.- Тростянка, 2011.
  2. Грацианская Р.Н. Синтаксическая система А.М. Пешковского в кратком изложении.- Русский язык № 16 за 2007 год, с.49-50 
  3. Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. – 303 с.
  4. Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М.: Дрофа, 1995, с.147 – 148
  5. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособ. – М.: Дрофа, 1997, с 135 – 151
  6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.-М.: Рольф, 1996.-208с.
  7. Русский язык. 7кл.:учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капиноси др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006, с. 67-98
  8. ШанскийН.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык/ в 3 частях. М.: Просвещение, 1981, часть 2, с.225- 231
  9. http://www.kvatross.ru
  10. www.tempus.ru
  11. www.project-manager.com.

Приложение 1

Разряды наречий по значению

«Русский язык» 7 класс под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта

Д.Э.Розенталь «Русский язык»

Н.М.Шанский и А.Н.Тихонов«Современный русский язык»

Система А.М.Пешковского

Определительные

Обстоятельственные

Определительные

Обстоятельственные

Обстоятельственные

Определительные

наречия образа и способа действия

(как? каким образом?): так, хорошо, плашмя, по-весеннему, дружески

Качественные наречия (качество действия или признака):весело, громко,взволнованно, неприглядно, ласково

Качественные (как?): хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, наскоро, напряжённо

Качественные наречия (способ действия): вслух, тихо, в нос, быстро

наречия образа или способа действия: вдребезги, пешком, вплавь, врукопашную

наречия образа и способа действия (как?): вплотную, нараспев, вручную, ощупью, наизнанку

Наречия совместности (как? каким образом?): вдвоём, втроём, табунами, парами, поротно и т.д.

Совместности или изолированности: вдвоём, вместе, наедине

Сравнительно-уподобительные (как? каким образом):

по-летнему,

по-моему,  

по-военному,  

по-волчьи,

по-детски,

 по-немецки, дугой, камнем, столбом, колесом, вихрем и т.д.

наречия меры и степени

(сколько? сколько раз и др.): чуть-чуть,немного,

вдвое,вдоволь

Количественные наречия (мера и степень качества, интенсивность действия):

Очень, весьма, почти, еле-еле, нисколько, вдвое, натрое, довольно

Количественные

(сколько? в какой степени?): много, мало; дважды, впятеро, надвое, втройне, очень, вдоволь, досыта

Количественные

наречия (степень проявления того или иного действия или вообще признака):

много читает, очень грустит, замечательно продуктивный

наречия места (где?куда?откуда?): вдалеке, кое-где, куда-то, издали

наречия места (указывают на место совершения действия или его направление): взад, вперёд, вверх, вниз, здесь, дома, никуда

наречия места (где?куда?

откуда?): где, здесь, там, домой, влево, изнутри (более110 слов)

наречия места: здесь, везде, в гостях

наречиявремени (когда? как долго?) сейчас, завтра, рано, всегда, тогда

наречиявремени (указывают на время совершения действия): вчера, завтра, впоследствии, покамест, раньше

наречиявремени (когда?): когда, прежде, годами, задолго, вскоре (более 130 слов)

наречиявремени: вчера, часто, поздно

наречия причины (почему?

отчего? по какой причине?): потому, почему, сгоряча, поневоле, сдуру, сослепу, оттого

наречия причины (указывают на причину, в силу которой совершается действие): спросонья, спьяну, сослепу, сгоряча, сдуру, потому, оттого

наречия причины (почему?): почему, сдуру, сослепу, спьяна, сгоряча, со зла, поневоле идр. (около 10 слов)

наречия причины: почему, сослепу, со зла

наречия цели (зачем?длячего?с какой целью?): затем, зачем, на смех, назло, нарочно, умышленно

наречия цели (обозначают цель, ради которой совершается действие): зачем, затем, назло, нарочно

наречия цели (зачем?): зачем, затем,, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ и др.(около 10 слов)

наречия цели: зачем, затем, назло, на смех

Приложение 2

Использование наречий в стихотворных текстах Н.Я.Ямщикова

Определительные наречия

Наречия образа и способа действия

Кстати поданную руку, честно прожил, свято люблю, рассказать не спеша, верно и свято храню, хорошо работалось, храня верно,  вдруг увидела,  говорил с намеком, легко сказать, хором пели,  плыл эхом,  вновь околдован,  привольно шумит, свято хранит, стоял насмерть,  строил вновь, со славою живешь, свято хранит, почитает свято,  кланяюсь низко и сердечно, неистово клокочет, каскадом бьёт, так бывает, нередко ищем, пылают костром,  бродит хмелем, упруго бьёт, храню свято, катилось бедно, но звонко, катилось гурьбой, тронет незаметно, неспешно перемеряю, всласть послушаю, брожу одиноко,  крадётся тихо-тихо,  неустанно искать, взгрустнётся вдруг,  нежно поцелую, нежно щекочет,  невзначай не оброни, делать смело, представляют смутно, выполнят послушно, дыбом земля,  живёт мирно, так будет,  достойно прожить, поёт красиво, занятно,  полюбился  всерьёз, исконно русский, поют прекрасно, любишь не напрасно,  поперёклежит, чутко-чутко стоят, точно помню, ухнул гулко мощно, сидим кружком, взахлёб гутарим, спокойно поведёт, пели лихо, пели звонко, крепко спать, грянул вдруг, удивлённо покачал,

70 наречий

Наречия меры и степени

Подрос немножко, безмерно скорбим, искрится едва,  подберёшь немало, так жарко, очень сладкий,  чуть вспенит, рад бесконечно, так рад,  чуть слышно,  много жить, мало осталось, повидал немало, чуть пропахшую, начинает понемногу,

15 наречий  

Обстоятельственные наречия

Места

Здесь познал, вернуться обратно, гляну вверх, гляну вниз, справа – зелень тополей, слева – ив и тала, прочь уносит,  прочь не уходи, ночевать домой, здесь зеленеют, обратно улечу, здесь жарко, здесь мужали, были б рядом,  прибыть издалека, здесь плыли, здесь зарыты, громил здесь, здесь водоём, здесь мило, сюда не придут, здесь пережито, нет здесь рядом, заглянуть вперёд,  вдали плывут,  было там, метут здесь, здесь красна, здесь поют, вдаль махнула, вдаль зовёт, справа золотится, слева искрит,

Местоимённые наречия

Куда б не прибыл, тлеет где-то, где шумят, где блещут, где пахнут, где встречаются, где родился, где учился, где трудился,  где-то тявкнула лиса,

37 наречий

10 слов

Времени

Сегодня глядим, было б сегодня, навечно остался, исполнить смог до конца,  кончил тогда, вот-вот придёт, ещё ждут, сегодня пришли, буду долго толстеть, сразу приду свататься, вчера жал,  тогда готов, всегда были б, потом звучал, узнаю сейчас, скоро отшуршат, надолго умолкнут, сейчас волшебна,  долго помнить буду, ещё уцелевший,  теперь шумит, навечно вписан,   памятен навеки,  теперь водоём,  славен вечно, будет всегда, вовекне забыть, весною оживает,  сроднился навеки, потом загляну, безлюдно теперь, предан до конца, захочет порою, дай сиюминутно, давно серебрит, давно не слышим, гремят иногда, рано вдыхать,  слышится поныне,  хранит ныне,  сегодня встретились, вовек не забыть,  зимой метут, летом льют аромат, любить всегда, потом заворкует,  давно не слыхал

Когда решаюсь, когда был объят, шедших когда-то, никогда не забыть, когда взгрустнётся, когда встречаются, никогда не знать, когда-то рос, был когда-то кочевой, когда заалеет,

47 наречий

10 слов

Цели

нет

Нет

Причины

нет

Уверен почему-то, почему-то ищем, потому-то приходилось,

0 слов

З слова


[1] Ямщиков Н.Я. Заволжье – сторонка родная. Стихи. Поэмы. Сказки. Песни.- Издание второе дополненное.- Тростянка, 2011

[2] Русский язык. 7кл.:учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капиноси др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006, с. 67-98

[3] Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособ. – М.: Дрофа, 1997, с 135 – 151

[4] Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. –  с.308

[5] Иванова, И.А. Тайны родного языка / Иванова В.А., Попов Г.А., Потиха З.А. – 2-е изд. – Волгоград: Н. – Волж. кн. изд-во, 1969. –  с.308

[6] Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык/ в 3 частях. М.: Просвещение, 1981, часть 2, с.226

[7] Грацианская Р.Н. Синтаксическая система А.М. Пешковского в кратком изложении.- Русский язык № 16 за 2007 год, с.49-50

[8] Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.-М.: Рольф, 1996.-208с.

[9] Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.-М.: Рольф, 1996.-с.90-91.

[10] http://www.kvatross.ru

[11] Там же

Определить наречие в предложении следует по общему грамматическому значению и вопросу, заданному от глагола, а также по морфологическим и синтаксическим признакам.

Иногда затрудняются найти наречие в предложении, спутав его с другими частями речи. Чтобы этого избежать, нужно знать признаки и особенности слов этой части речи. Выясним, как можно отличить наречие от других частей речи.

Отличие наречия от других частей речи

Чтобы понять, как отличить наречие от других частей речи, начнем с того, что в русском  языке каждая самостоятельная часть речи имеет общее грамматическое значение. Так, имя существительное  (герой, карандаш) обладает предметностью и отвечает на вопросы: кто? что?

Как найти наречие

Имя прилагательное (серьёзный, вороний) обозначает признак или принадлежность признака предмету. К словам этой части речи зададим вопросы: какой? чей?

Глагол называет состояние или действие (чувствовать, сбежать) и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Слова именных частей речи изменяем по родам, числам и падежам, а глагол — по лицам и числам, а также по родам в формах прошедшего времени.

Наречие — это уникальная часть речи, которая обозначает признак действия (сбежать врассыпную), признак признака (крайне серьезный) и признак предмета (шорох сбоку).

Главный морфологический признак наречия — неизменяемость. Слова этой части речи не образуют форм рода, числа, падежа или лица. Значит, в отличие от имен существительных, прилагательных и глаголов наречия не имеют окончаний. Конечные буквы «а», «о», «у», «е», «и» и пр. являются суффиксами:

  • справа
  • налево
  • попросту
  • издревле
  • вдали

Наречия присоединяются к указанным частям речи только по смыслу. Они не определяются прилагательными или местоимениями, а только могут сочетаться с качественными наречиями (совершенно неподвижно).

Сравним:

  • говорить громким шёпотом (существительное) — сказать (как?) шёпотом (наречие);
  • его тело (каково?) неподвижно (прилагательное) — лежать (как?) неподвижно (наречие).

От глагола к наречиям задаем обстоятельственные вопросы: где? куда? откуда? отчего? зачем? и пр.

Отличаем наречия от производных предлогов. Производные предлоги, как правило, участвуют в создании падежной формы существительных и местоимений. Они являются членом предложения только вместе с этими словами.

Сравним:

Мы долго машем вслед поезду (предлог с существительным).

Он что-то проворчал вслед (наречие).

Дети примостились сбоку.

Сбоку стола поставим еще один стул для него.

Наречие можно распознать по его грамматическим признакам.

Грамматические признаки наречий

Наречия по функции делят на знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия непосредственно обозначают признак действия, другого признака или предмета.

Местоименные наречия только указывают на место (здесь, оттуда), время (всегда, кое-когда), способ действия (по-другому), причину (отчего, поэтому) и пр.

Важный морфологический признак наречия — это разряд по значению.

Разряды Вопросы Примеры
Образа действия Как? Каким образом? Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах.
Времени Когда? Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже.
Места Где? Куда? Откуда? Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху.
Меры и степени Сколько? Насколько? Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть.
Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста.
Цели С какой целью? Для чего? Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор.

Чтобы научиться легко узнавать наречие, также необходимо усвоить разряды местоименных наречий.

Разряды местоименных наречий Примеры
Указательные здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
Отрицательные нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочём и пр.
Определительные везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределенные где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
Вопросительные где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
Относительные где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего

Отыщем наречие в предложении

Чтобы найти наречие в предложении, сначала выделим грамматическую основу. А затем посмотрим, какие слова определяют главный член предложения — сказуемое.

Обычно это второстепенные члены предложения — дополнение и обстоятельство. Если в предложении имеется обстоятельство, к которому зададим типичный вопрос (где? куда? откуда? зачем? как?), далее выясним, изменяемое ли это слово. Если нет, то чаще всего это именно наречие.

Понаблюдаем:

Звонко стучит весенняя капель.

Капель стучит — грамматическая основа.

Стучит (как?) звонко (обстоятельство).

Слово «звонко» не изменяется, обозначает признак действия. К нему задается обстоятельственный вопрос. Это знаменательное наречие образа действия, которое в предложении является обстоятельством. Это наречие образовано от однокоренного прилагательного с помощью суффикса :

звонкий → звонко.

Отличаем знаменательные наречия с суффиксом от похожих по грамматической форме слов категории состояния, которые выполняют роль сказуемого в безличном предложении.

Свежо и сыро в весеннем лесу.

Рассмотрим еще один пример.

Прошлое лето было очень холодным.

Лето было холодным — грамматическая основа.

Было холодным (в какой степени?) очень

Слово «очень» не изменяется, обозначает признак признака. Оно поясняет прилагательное и выражает интенсивность проявления признака. Это наречие меры и степени.

Иногда наречия определяют имя существительное.

Вид сверху был ошеломляющим по красоте.

Вид был ошеломляющим — грамматическая основа.

Вид (какой?) сверху.

Слово «сверху» не изменяется, имеет значение признака предмета, так как поясняет существительное. Это знаменательное наречие, которое является определением.

Итак, в предложении наречие выполняет синтаксическую роль обстоятельства, реже определения.

Алгоритм определения наречия

Определить наречие в предложении можно по следующему алгоритму:

  1. выделим грамматическую основу (подлежащее и сказуемое);
  2.  найдем слово, которое поясняет сказуемое;
  3. от сказуемого зададим к нему по смыслу обстоятельственный вопрос;
  4. убедимся, что это слово не изменяется;
  5. выясним, что оно обозначает (признак действия, признака или предмета).
  6. Наречие — это обстоятельство или определение.

Тест

Добавить комментарий